Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на основе адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития. Программа предназначена для детей 3 класса VII вида и рассчитана на один год обучения, 170 часов (5 часов в неделю, 34 недели). Программа увеличена на 1 ч в неделю с целью достижения учащимися обязательного минимума с учетом особенностей обучающихся (низкий уровень интеллектуальных способностей), для отработки практических навыков.
Цели изучения курса математики:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
– обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
– создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
– развитие творческих возможностей учащихся;
– формирование и развитие познавательных интересов.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию цифры и их отдельные элементы. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
– сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
– рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
– система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
На уроках математики решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи обучения:
– изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
– ознакомление с элементами буквенной символики, с геометрическими фигурами и величинами;
– формирование практических умений (измерительных, графических);
– формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.
С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу более широко включены геометрический материал, задания графического характера, а также практические упражнения с элементами конструирования.
Учитывая психологические особенности и возможности детей с задержкой психического развития, материал даётся небольшими дозами, с постепенным усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т. д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают.
- Общая характеристика учебного предмета
В 3 классе основу предмета «Математика» составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах тысячи. Расширение области чисел от сотни до тысячи, как известно из практики, дело достаточно трудное и ответственное, т.к. на этом строится вся дальнейшая работа. При изучении нумерации должны быть сформированы умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.
Тема «Нумерация» неразрывно связана с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы времени и работа над их усвоением.
В течение всего года систематически надо вести работу по формированию и отработке навыков устных и письменных вычислений. При подборе упражнений необходимо удерживать в центре внимания:
- табличные случаи умножения и деления;
- внетабличные вычисления в пределах 100, лежащие в основе предусмотренных программой вычислений с большими числами;
- разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Вместе с тем третий год обучения создаёт основу знаний – усвоение алгоритмов письменного сложения и вычитания трехзначных чисел. Умножение и деление двухзначного числа на однозначное, а также на двузначное число. Программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.
Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий, решаемые действиями сложения и вычитания; задачи, построенные на знании взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, обратные им.
Формы организации образовательного процесса
Общеклассные формы: урок, зачетный урок, тематический урок, самостоятельные и контрольные работы, тесты, фронтальная беседа, устная дискуссия.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые математические задания, совместная пробно-поисковая деятельность.
Индивидуальные формы: письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий
Технологии обучения:
- информационные технологии;
- технология традиционного обучения;
- технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: разноуровневые задания, индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 4 часа в неделю, то есть 136 часов в год. Данная программа разработана на 5 часов в неделю, (170 часов год), так как в учебном плане 3 класса, учитывая особенности данной категории обучающихся (очень низкий уровень вычислительных навыков), 1 час математики добавлен за счет часов школьного компонента.
3 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Основными ценностными ориентирами изучения математики являются:
Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
- Порядок выполнения действий в составных выражениях.
Учащиеся должны уметь:
- Читать, записывать и сравнивать числа до 1000;
- Устно выполнять все арифметические действия в пределах 100, а в пределах 1000 – в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- Выполнять проверку вычислений;
- Применять правило о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих два действия (скобками и без них);
- Выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000, умножение и деление на однозначное число;
- Решать текстовые арифметические задачи, содержащие отношения больше в …, меньше в …, и составные задачи с помощью сложения, вычитания, умножения и деления;
- Узнавать, на несколько единиц (во сколько раз) одно число больше или меньше другого;
- Измерять длину отрезка с помощью линейки и чертить отрезок заданной длинны;
- Находить периметр прямоугольника.
- Содержание учебного предмета
3 класс (136 ч)
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (17 ч)
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Уравнение. Решение уравнения.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление.(98ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и
результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз,
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих
в них букв.
Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и
компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Тысяча.(53ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение, вычитание в течение года.
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1 – 2 действия на умножение и деление в течение года.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
В том числе на |
Характеристика основных видов деятельности |
Коррекционно-развивающая направленность |
|
уроки |
контрольные работы |
|||||
I |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание |
17 |
16 |
1 |
Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Выполнять сложение и вычитание значений величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять задания творческого и поискового характера. Оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения. |
Обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане). Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие координации мелких движений.
|
II |
Умножение и деление |
98 |
91 |
7 |
Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
|
Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом, опорной схемой. Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие координации мелких движений.
|
III |
Числа от 1 до 1000. Тысяча. |
53 |
51 |
2 |
Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах тысячи, Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, раз. Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. |
Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом, опорной схемой. Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие координации мелких движений. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Компетенции |
Коррекционно-развивающая направленность |
Дата |
|
План |
Факт |
|||||
Тема раздела: Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (17 ч.) |
||||||
1. |
Сложение и вычитание. |
Повторение пройденного материала |
Учащиеся должны уметь: - решать задачи в одно и два действия на сложение и вычитание; - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; Учащиеся должны знать: - таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. |
|
2.09 |
2.09 |
2. |
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. |
Повторение пройденного материала |
|
3.09 |
3.09 |
|
3. |
Сложение и вычитание двузначных чисел. |
Повторение пройденного материала |
|
4.09 |
4.09 |
|
4. |
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. |
Повторение пройденного материала |
|
5.09 |
5.09 |
|
5. |
Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание» |
Повторение пройденного материала |
|
8.09 |
8.09 |
|
6. |
Обозначение геометрических фигур буквами. |
Повторение пройденного материала |
|
9.09 |
9.09 |
|
7. |
Переменная. |
|
|
10.09 |
10.09 |
|
8. |
Выражения с переменной. |
Повторение пройденного материала |
|
11.09 |
11.09 |
|
9. |
Буквенные выражения |
Повторение пройденного материала |
|
14.09 |
14.09 |
|
10. |
Решение уравнений. |
Повторение пройденного материала |
|
15.09 |
15.09 |
|
11. |
Повторение пройденного материала по теме: «Решение уравнений» |
Повторение пройденного материала |
|
16.09 |
16.09 |
|
12. |
Закрепление пройденного материала по теме: «Решение уравнений» |
Закрепление пройденного материала |
|
17.09 |
17.09 |
|
13. |
Обозначение геометрических фигур буквами. |
Объяснение нового материала |
|
18.09 |
18.09 |
|
14. |
Закрепление пройденного материала по теме «Обозначение геометрических фигур буквами». |
Закрепление пройденного материала |
|
21.09 |
21.09 |
|
15. |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» |
Контроль знаний |
|
22.09 |
22.09 |
|
16. |
Анализ контрольной работы. Решение уравнений. |
Повторение пройденного материала |
|
23.09 |
23.09 |
|
17. |
Решение задач. |
Повторение пройденного материала |
|
24.09 |
24.09 |
|
18. |
Умножение. Задачи на умножение. |
Повторение пройденного материала |
|
25.09 |
25.09 |
|
19. |
Задачи на умножение. |
Повторение пройденного материала |
Учащиеся должны уметь: - выполнять проверку вычислений; - применять правило о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них); - решать текстовые арифметические задачи, содержащие отношения больше в …, меньше в …, и составные задачи с помощью сложения, вычитания, умножения и деления; - узнавать, на несколько единиц (во сколько раз) одно число больше или меньше другого; - измерять длину отрезка с помощью линейки и чертить отрезок заданной длинны; - находить периметр прямоугольника.
Учащиеся должны знать: - таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; - порядок выполнения действий в составных выражениях.
|
|
28.09 |
28.09 |
20. |
Связь между компонентами и результатом умножения |
Закрепление пройденного материала |
|
29.09 |
29.09 |
|
21. |
Четные и нечетные числа. |
Объяснение нового материала |
|
30.09 |
30.09 |
|
22. |
Нечетные и четные числа |
Объяснение нового материала |
|
31.10 |
31.10 |
|
23. |
Таблица умножения и деления на 2. |
Закрепление пройденного материала |
|
01.10 |
01.10 |
|
24. |
Самостоятельная работа по теме: «Таблица умножения и деления на 3.» |
Закрепление пройденного материала |
|
02.10 |
02.10 |
|
25. |
Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. |
Объяснение нового материала |
|
03.10 |
03.10 |
|
26. |
Порядок действий |
Объяснение нового материала |
|
06.10 |
06.10 |
|
27. |
Проверочная работа по теме «Порядок действий.» |
Контроль знаний |
|
07.10 |
07.10 |
|
28. |
Умножение на 4 и соответствующие случаи деления. |
Объяснение нового материала |
|
08.10 |
08.10 |
|
29. |
Деление на 4. |
Повторение пройденного материала |
|
09.10 |
09.10 |
|
30. |
Умножение и деление на 4 |
Повторение пройденного материала |
|
10.10 |
10.10 |
|
31. |
Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. |
Закрепление пройденного материала |
|
13.10 |
13.10 |
|
32. |
Умножение на 5 и соответствующие случаи деления. |
Объяснение нового материала |
|
14.10 |
14.10 |
|
33. |
Деление на 5. |
Закрепление пройденного материала |
|
15.10 |
15.10 |
|
34. |
Решение задач в 2 действия |
Закрепление пройденного материала |
|
16.10 |
16.10 |
|
35. |
Умножение на 6 и соответствующие случаи деления. |
Объяснение нового материала |
|
17.10 |
17.10 |
|
36. |
Деление на 6. |
Закрепление пройденного материала |
|
20.10 |
20.10 |
|
37. |
Решение задач на деление. |
Повторение пройденного материала |
|
21.10 |
21.10 |
|
38. |
Итоговая контрольная работа за I четверть. |
Контроль знаний |
|
22.10 |
22.10 |
|
39. |
Работа над ошибками. Решение задач в два действия. |
Закрепление пройденного материала |
|
23.10 |
23.10 |
|
40. |
Умножение на 7 и соответствующие случаи деления. |
Объяснение нового материала |
|
24.10 |
24.10 |
|
41. |
Деление на 7. |
Закрепление пройденного материала |
|
27.10 |
27.10 |
|
42. |
Площадь. Единицы площади. |
Объяснение нового материала |
|
28.10 |
28.10 |
|
43. |
Квадратный сантиметр. |
Объяснение нового материала |
|
29.10 |
29.10 |
|
44. |
Площадь прямоугольника. |
Объяснение нового материала |
|
30.10 |
30.10 |
|
45. |
Умножение на 8 и соответствующие случаи деления. |
Объяснение нового материала |
|
31.10 |
31.10 |
|
46. |
Деление на 8. |
Закрепление пройденного материала |
|
10.11 |
|
|
47. |
Решение составных задач. |
Повторение пройденного материала |
|
11.11 |
|
|
48. |
Умножение на 9 и соответствующие случаи деления. |
Объяснение нового материала |
Учащиеся должны уметь: - выполнять проверку вычислений; - применять правило о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них); - решать текстовые арифметические задачи, содержащие отношения больше в …, меньше в …, и составные задачи с помощью сложения, вычитания, умножения и деления; - узнавать, на несколько единиц (во сколько раз) одно число больше или меньше другого; - измерять длину отрезка с помощью линейки и чертить отрезок заданной длинны; - находить периметр прямоугольника.
Учащиеся должны знать: - таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; - порядок выполнения действий в составных выражениях Учащиеся должны уметь: - выполнять проверку вычислений; - применять правило о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них); - решать текстовые арифметические задачи, содержащие отношения больше в …, меньше в …, и составные задачи с помощью сложения, вычитания, умножения и деления; - узнавать, на несколько единиц (во сколько раз) одно число больше или меньше другого; - измерять длину отрезка с помощью линейки и чертить отрезок заданной длинны; - находить периметр прямоугольника. |
|
12.11 |
|
49. |
Деление на 9. |
Закрепление пройденного материала |
|
13.11 |
|
|
50. |
Квадратный дециметр. |
Объяснение нового материала |
|
14.11 |
|
|
51. |
Таблица умножения. Решение задач. |
Закрепление пройденного материала |
|
17.11 |
|
|
52. |
Решение задач на умножение. |
Повторение пройденного материала |
|
18.11 |
|
|
53. |
Квадратный метр. |
Объяснение нового материала |
|
19.11 |
|
|
54. |
Контрольная работа по теме «Таблица умножения. Решение задач» |
Контроль знаний. |
|
20.11 |
|
|
55. |
Работа над ошибками. Решение задач на умножение. |
Повторение пройденного материала |
|
21.11 |
|
|
56. |
Умножение на 1. |
Объяснение нового материала |
|
24.11 |
|
|
57. |
Умножение на 0. |
Объяснение нового материала |
|
25.11 |
|
|
58. |
Случаи деления вида 6: 6, 6 : 1. |
Объяснение нового материала |
|
26.11 |
|
|
59. |
Деление нуля на число. |
Объяснение нового материала |
|
27.11 |
|
|
60. |
Деление нуля на число. Решение задач. |
Закрепление пройденного материала |
|
28.11 |
|
|
61. |
Решение составных задач. |
Объяснение нового материала |
|
01.12 |
|
|
62. |
Доли. |
Объяснение нового материала |
|
02.12 |
|
|
63. |
Контрольная работа по теме «Решение задач». |
Контроль знаний |
|
03.12 |
|
|
64. |
Работа над ошибками. Решение задач. |
Повторение пройденного материала |
|
04.12 |
|
|
65. |
Круг. Окружность. |
Объяснение нового материала |
|
05.12 |
|
|
66. |
Окружность. Круг. |
|
|
08.12 |
|
|
67. |
Диаметр окружности (круга). |
Объяснение нового материала |
|
09.12 |
|
|
68. |
Решение задач на нахождение числа по доле и доли по числу. |
Объяснение нового материала |
|
10.12 |
|
|
69. |
Единицы времени. Год, месяц. |
Объяснение нового материала |
|
11.12 |
|
|
70. |
. Решение задач. |
Повторение пройденного материала |
|
12.12 |
|
|
71. |
Решение задач на разностное сравнение. |
Повторение пройденного материала |
|
15.12 |
|
|
72. |
Закрепление пройденного материала по теме «Единицы времени: год, месяц» |
Закрепление пройденного материала |
|
16.12 |
|
|
73. |
Контрольная работа за 2 четверть |
Контроль и учет знаний. |
|
17.12 |
|
|
74. |
Работа над ошибками. Окружность |
Закрепление пройденного материала |
|
18.12 |
|
|
75. |
Единицы времени. Сутки. |
Объяснение нового материала |
|
19.12 |
|
|
76. |
Закрепление пройденного материала по теме «Единицы времени. Сутки» |
Закрепление пройденного материала |
|
22.12 |
|
|
77. |
Повторение пройденного материала по теме «Табличное умножение и деление» |
Повторение пройденного материала |
|
23.12 |
|
|
78. |
Внетабличное умножение и деление. |
Объяснение нового материала |
|
24.12 |
|
|
79. |
Внетабличное деление и умножение |
Объяснение нового материала |
|
25.12 |
|
|
80. |
Случаи деления вида 80:20. |
Объяснение нового материала |
|
26.12 |
|
|
81. |
Умножение суммы на число. |
Объяснение нового материала |
|
29.12 |
|
|
82. |
Решение задач на умножения суммы на число. |
Объяснение нового материала |
|
12.01 |
|
|
83. |
Умножение двузначного числа на однозначное. |
Объяснение нового материала |
|
13.01 |
|
|
84. |
Закрепление пройденного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное» |
Закрепление пройденного материала |
|
14.01 |
|
|
85. |
Умножение двузначного числа на однозначное. |
Контроль и учет знаний. |
|
15.01 |
|
|
86. |
Решение задач на вместимость. |
Закрепление пройденного материала |
|
16.01 |
|
|
87. |
Решение выражений вида: c+d, m-n. |
Повторение пройденного материала |
|
19.01 |
|
|
88. |
Закрепление пройденного материала по теме: «Умножение при решении задач» |
Закрепление пройденного материала |
|
20.01 |
|
|
89. |
Деление суммы на число. |
Объяснение нового материала |
|
21.01 |
|
|
90. |
Закрепление пройденного материала по теме «Деление суммы на число» |
Закрепление пройденного материала |
|
22.01 |
|
|
91. |
Контрольная работа по теме « Внетабличное умножение» |
|
|
23.01 |
|
|
92. |
Работа над ошибками. Деление двузначного числа на однозначное. |
Объяснение нового материала |
|
26.01 |
|
|
93. |
Нахождение делимого и делителя. Деление двузначных чисел на однозначные. |
Объяснение нового материала |
|
27.01 |
|
|
94. |
Проверка деления. |
Объяснение нового материала |
|
28.01 |
|
|
95. |
Деление вида 87 : 29. |
Объяснение нового материала |
|
29.01 |
|
|
96. |
Проверка умножения. |
Объяснение нового материала |
|
30.01 |
|
|
97. |
Деление двузначных чисел на однозначные. |
Закрепление пройденного материала |
|
02.02 |
|
|
98. |
Закрепление пройденного материала по теме «Проверка умножения» |
Закрепление пройденного материала |
|
03.02 |
|
|
99. |
Решение уравнений на деление. |
Повторение пройденного материала |
|
04.02 |
|
|
100. |
Решение уравнений разных видов. |
Повторение пройденного материала |
|
05.02 |
|
|
101. |
Закрепление. Решение задач. |
Закрепление пройденного материала |
|
06.02 |
|
|
102. |
Контрольная работа по теме «Нахождение делимого и делителя. Деление двузначных чисел на однозначные». |
Контроль и учет знаний |
|
09.02 |
|
|
103. |
Работа над ошибками. Деление двузначных чисел на однозначные. |
Повторение пройденного материала |
|
10.02 |
|
|
104. |
Деление с остатком. |
Объяснение нового материала |
|
11.02 |
|
|
105. |
Деление с остатком |
Закрепление пройденного материала |
|
12.02 |
|
|
106. |
Правило при делении с остатком. |
Закрепление пройденного материала |
|
13.02 |
|
|
107. |
Решений выражений вида: 32:5. |
Повторение пройденного материала |
|
16.02 |
|
|
108. |
Решение задач на деление с остатком. |
Объяснение нового материала |
|
17.02 |
|
|
109. |
Закрепление по теме «деление с остатком». |
Закрепление пройденного материала |
|
18.02 |
|
|
110. |
Проверочная работа по теме: «Деление с остатком». |
Контроль и учет знаний |
|
19.02 |
|
|
111. |
Работа над ошибками. Решение задач на деление с остатком. |
Объяснение нового материала |
Учащиеся должны знать: - таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; - порядок выполнения действий в составных выражениях.
|
|
20.02 |
|
112. |
Решение простых и составных задач на умножение и деление. |
Закрепление пройденного материала |
|
24.02 |
|
|
113. |
Проверка деления с остатком. |
Объяснение нового материала |
|
25.02 |
|
|
114. |
Решение выражений на деление с остатком. |
Закрепление пройденного материала |
|
26.02 |
|
|
Тема раздела: Тысяча. (53ч.) |
||||||
115. |
Числа от 1 до 1000. Нумерация. |
Объяснение нового материала |
Учащиеся должны уметь: - читать, записывать и сравнивать числа до 1000; - устно выполнять все арифметические действия в пределах 100, а в пределах 1000 – в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. - выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000; - выполнять проверку вычислений; Учащиеся должны знать: - порядок выполнения действий в составных выражениях.
|
|
27.02 |
|
116. |
Знакомство с задачами на пропорциональное деление. |
Объяснение нового материала |
|
01.03 |
|
|
117. |
Числа в пределах 1000. Следующее и предыдущее число. |
Объяснение нового материала |
|
02.03 |
|
|
118. |
Уменьшение чисел в 10, в 100 раз. Увеличение чисел в 10, в 100 раз. |
Объяснение нового материала |
|
03.03 |
|
|
119. |
Сумма разрядных слагаемых. |
Объяснение нового материала |
|
04.03 |
|
|
120. |
Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых |
Объяснение нового материала |
|
05.03 |
|
|
121. |
Представление чисел в пределах 1000 в виде суммы разрядных слагаемых. |
Объяснение нового материала |
|
09.03 |
|
|
122. |
Случаи сложения, основанные на знаниях нумерации чисел. |
Закрепление пройденного материала |
|
10.03 |
|
|
123. |
Случаи вычитания, основанные на знаниях нумерации чисел. |
Закрепление пройденного материала |
|
11.03 |
|
|
124. |
Закрепление пройденного материала по теме: «Письменная нумерация в пределах 1000». |
Повторение пройденного материала |
|
12.03 |
|
|
125. |
Контрольная работа за 3 четверть |
Контроль и учет знаний
|
|
15.03 |
|
|
126. |
Работа над ошибками. Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел. |
Закрепление пройденного материала |
|
16.03 |
|
|
127. |
Римские цифры. |
Объяснение нового материала |
|
17.03 |
|
|
128. |
Единица массы. Грамм. |
Объяснение нового материала |
|
18.03 |
|
|
129. |
Закрепление пройденного материала по теме «Единицы массы. Взвешивание». |
Закрепление пройденного материала |
|
19.03 |
|
|
130. |
Решение задач. |
Повторение пройденного материала |
|
29.03 |
|
|
131. |
Приёмы устных вычислений. |
Объяснение нового материала |
|
30.03 |
|
|
132. |
Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. |
Объяснение нового материала |
|
31.03 |
|
|
133. |
Приёмы устных вычислений вида 620-200. |
Объяснение нового материала |
|
01.04 |
|
|
134. |
Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. |
Объяснение нового материала |
|
02.04 |
|
|
135. |
Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. |
Объяснение нового материала |
|
05.04 |
|
|
136. |
Закрепление пройденного материала по теме «Приемы устных вычислений» |
Закрепление пройденного материала |
|
06.04 |
|
|
137. |
Приёмы письменных вычислений. |
Объяснение нового материала |
|
07.04 |
|
|
138. |
Письменное сложение трёхзначных чисел. |
Объяснение нового материала |
|
08.04 |
|
|
139. |
Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. |
Объяснение нового материала |
|
09.04 |
|
|
140. |
Закрепление пройденного материала по теме «Приемы письменного сложения и вычитания» |
Закрепление пройденного материала |
|
12.04 |
|
|
141. |
Контрольная работа по теме « Приемы устных вычислений» |
Контроль и учет знаний |
|
13.04 |
|
|
142. |
Работа над ошибками. Виды треугольников. |
Объяснение нового материала |
|
14.04 |
|
|
143. |
Повторение пройденного материала по теме «Виды треугольников» |
Повторение пройденного материала |
|
15.04 |
|
|
144. |
Закрепление пройденного материала по теме «Письменное сложение и вычитание» |
Закрепление пройденного материала |
|
16.04 |
|
|
145. |
Повторение пройденного материала по теме «Письменное сложение и вычитание» |
Повторение пройденного материала |
|
19.04 |
|
|
146. |
Самостоятельная работа по теме «Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел» |
Контроль и учет знаний |
|
20.04 |
|
|
147. |
Письменный прием сложения и вычитания |
Повторение пройденного материала |
|
21.04 |
|
|
148. |
Умножение и деление. Приёмы устных вычислений вида: 180 4; 900 3. |
Объяснение нового материала |
|
22.04 |
|
|
149. |
Умножение вида: 240 3. |
Закрепление пройденного материала |
|
23.04 |
|
|
150. |
Деление вида: 960 3. |
Объяснение нового материала |
|
26.04 |
|
|
151. |
Деление вида: 800 200. |
Объяснение нового материала |
|
27.04 |
|
|
152. |
Деление вида: 800 200. |
Объяснение нового материала |
|
28.04 |
|
|
153. |
Приёмы устных вычислений умножения и деления трёхзначных чисел |
Повторение пройденного материала |
|
29.04 |
|
|
154. |
Закрепление пройденного материала по теме «Приёмы устных вычислений умножения и деления трёхзначных чисел». |
Закрепление пройденного материала |
|
30.04 |
|
|
155. |
Приёмы письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. |
Объяснение нового материала |
|
03.05 |
|
|
156. |
Умножение вида: 325 3; 86 4. |
Закрепление пройденного материала |
|
04.05 |
|
|
157. |
Приемы письменного деления трехзначного числа на однозначное. |
Объяснение нового материала |
|
05.05 |
|
|
158. |
Проверка деления. |
Объяснение нового материала |
|
06.05 |
|
|
159. |
Закрепление пройденного материала по теме: «Приёмы письменного деления трёхзначного числа на однозначное». |
Закрепление пройденного материала |
Учащиеся должны уметь: - читать, записывать и сравнивать числа до 1000; - устно выполнять все арифметические действия в пределах 100, а в пределах 1000 – в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. - выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000; - выполнять проверку вычислений; Учащиеся должны знать: - порядок выполнения действий в составных выражениях.
|
|
07.05 |
|
160. |
Контрольная работа за год |
Контроль и учет знаний |
|
10.05 |
|
|
161. |
Работа над ошибками. Решение задач. |
Закрепление пройденного материала |
|
11.05 |
|
|
162. |
Закрепление. Умножение. |
Закрепление пройденного материала |
|
12.05 |
|
|
163. |
Закрепление. Деление. |
Закрепление пройденного материала |
|
13.05 |
|
|
164. |
Закрепление. Приёмы письменного деления трёхзначного числа на однозначное. |
Закрепление пройденного материала |
|
14.05 |
|
|
165. |
Математический КВН |
Закрепление пройденного материала |
|
17.05 |
|
|
166. |
Закрепление пройденного материала по теме «Приёмы устных вычислений умножения и деления трёхзначных чисел». |
Закрепление пройденного материала |
|
18.05 |
|
|
167. |
Приёмы письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд |
Закрепление пройденного материала |
|
19.05 |
|
|
168. |
Закрепление.Приёмы письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд |
Закрепление пройденного материала |
|
20.05 |
|
|
169. |
Закрепление. Решение задач. |
Закрепление пройденного материала |
|
21.05 |
|
|
170. |
Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел |
Закрепление пройденного материала |
|
24.05 |
|
|
Итого 170ч |