- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Почемучка» реализует научно-познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 - 4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любопытстве, любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всём. Вселенная, мир, природа, народы и их культура, история, искусство, наука и техника – всё вызывает множество вопросов «Почему?».
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Школьник в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Новизна программы «Почемучка» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у учащихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Курс «Почемучка» является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Он разработан как дополнение к курсу А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Отвечая естественным для младшего школьного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящую радость познания, счастье открытий. В целом курс «Почемучка» позволяет раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создаёт благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в классах второй ступени обучения.
Основными направлениями курса являются развитие личности ребёнка, расширение представлений младших школьников яркими иллюстративными примерами, запоминающимися фактами, развитие познавательного интереса, расширение кругозора.
Программа курса проектной деятельности «Почемучка» является образовательной и ориентированной на достижение результатов определённого уровня (1-й класс – первый уровень, 2-3-й классы – второй уровень, 4-й класс – третий уровень)
Первый уровень результатов (1 класс) |
Второй уровень результатов (2-3 класс) |
Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний и духовно-нравственных ценностей, которые учащиеся получат вследствие участия в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков и т.д. |
предполагает получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю. |
предполагает получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов в открытой общественной среде. С этой целью спланированы презентации экологических проектов. |
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность направлена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Программа охватывает различные области природоведческого знания, сохраняет своё значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у обучающихся основ любознательности и экологической ответственности. В рамках программы курса создаются условия для самореализации и саморазвития каждого обучающегося на основе его возможностей как в учебной, так и во внеурочной деятельности, что позволяет удовлетворить образовательные и культурные потребности обучающихся, предоставив им право на творческое применение.
Цель курса: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края, активной экологической позиции у порастающего поколения.
Задачи курса:
- расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в курсе «Окружающий мир», их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров, углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
- расширение кругозора учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса, раскрытие воспитательного и развивающего потенциала природоведческих знаний, создание благоприятных условий для продолжения естественнонаучного образования в дальнейшем;
- воспитание у учащихся младших классов любви к родной природе: растениям, животным, неживой природе, чувства ответственности за то, что окружающий мир меняется в худшую сторону от хозяйственной деятельности человека;
- последовательное приобщение обучающихся к самостоятельной работе с различными источниками информации (чтение научно-познавательной литературы, посещение музеев, просмотр телевизионных передач о природе и т.д.);
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды;
- развитие коммуникативной компетентности;
- создание условий и обеспечение возможностей для раскрытия и развития способностей обучающегося и развития его творческой активности;
- выявление способностей одарённых детей в рамках предмета «окружающий мир», развитие интереса к проблемам окружающей среды и экологии.
- Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:
усложнения содержания учебной деятельности; паритета заданий дивергентного и конвергентного типа; доминирование мыслительных операций над информационной насыщенностью; ориентация на потребности обучающегося; максимальное расширение круга интересов; ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей обучающихся.
Успешное решение вышеперечисленных задач позволит учащимся приобрести опыт ведения дискуссии.
Тип программы: образовательная.
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Сроки реализации программы: 4 года (1 – 4 классы).
Место курса в учебном плане:
В соответствии с учебным планом на курс «Почемучка» отводится 135 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе , 34 занятия во 2 – 4-х классах. Занятия курса организованы по принципу добровольности, с применением безотметочной системы оценивания.
Программа курса «Почемучка» предназначена для учащихся 1-4 классов, интересующихся познавательной деятельностью, и направлена на формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств: гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Работа осуществляется в следующих формах: экскурсии в природу, на станцию юннатов, наблюдения, игры, викторины, конкурсы, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, практические и творческие работы, презентация проектных работ (2 класс), презентация проектов (3 – 4 классы).
- Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащегося будут сформированы:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
- установка на здоровый образ жизни.
Учащийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Учащийся получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения курса учащийся научится:
- различать объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в природе;
- использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,
- использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Учащийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
- использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 раздел – «Введение» (1 – 4 классы)
Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
2 раздел – « Про зелёные леса и лесные чудеса » (1 класс)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребёнка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой. Очень познавательными являются рассказы о жизни растений и животных в лесу. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе, знакомятся с некоторыми лесными растениями и грибами, учатся различать съедобные и несъедобные грибы.
3 раздел – « Знакомые незнакомцы » (1 класс)
В этом разделе программы дети учатся общаться с нашими братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
4 раздел - «Дом, где мы живём » (1 класс)
В этом разделе дети знакомятся с названием и расположением материков, с природными зонами. Ученики совершат заочное путешествие от Северного полюса до экватора, познакомятся с животным миром этих природных зон, с условиями жизни и занятиями людей.
5 раздел - «Тайны природы » (1 класс)
Этот раздел программы познакомит обучающихся с необычными растениями, экзотическими животными и необычными свойствами растений.
6 раздел - «Уголок природы » (1 класс)
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозелёный подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети знакомятся с миром комнатных растений, учатся ухаживать за ними. Также в этом разделе дети получают первоначальные знания об аквариумных рыбках, об условиях их содержания.
Раздел «Уголок природы» изучается блоками в течение всего учебного года.
7 раздел – «Жили-были динозавры» (2 класс)
В этом разделе обучающиеся узнают, кто из динозавров был самым большим или самым маленьким, самым смышлёным или самым глупым; как выглядели детёныши динозавров; умели ли динозавры бегать, летать или плавать. Ученики узнают, как учёные обрабатывают окаменевшие останки динозавров и собирают из них целые скелеты.
8 раздел – «Эти удивительные животные» (2-3 классы)
Этот раздел программы познакомит обучающихся с животными, населяющими нашу планету. В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть Природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, с реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание по вине людей. Человек должен знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете, их повадки, привычки, образ жизни для того, чтобы не причинять природе вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. Зоопарк и как место сохранения и размножения редких видов животных.
9 раздел – «Загадки растений» (2, 4 классы)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребёнка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой.
10 раздел – «Планета насекомых» (2, 4 классы)
Этот раздел программы познакомит учащихся с разнообразием и многочисленностью насекомых, их ролью в природе и жизни человека.
11 раздел – «Планета Земля» (3 класс)
В этом разделе учащиеся узнают о том, как менялся облик Земли на протяжении её долгой истории, отчего происходят извержения вулканов, выяснят, что находится под землёй и что происходит на океанском дне.
12 раздел – «Экологическая тревога» (3 - 4 классы)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребёнка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определённых жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.
13 раздел – «Путешествуем по планете» (3 – 4 классы)
Этот раздел программы познакомит учащихся с животным и растительным миром Африки, Австралии, Антарктиды и Евразии, с охраняемыми природными территориями: заповедниками, заказниками, микрозаказниками, национальными парками.
14 раздел – «Тайны за горизонтом» (4 класс)
Этот раздел программы познакомит учащихся с историей географических открытий. Учащиеся узнают о географических открытиях в древности, о путешествиях Марко Поло, об экспедициях Д. Кука, о покорении Северного и Южного полюса, об открытиях русских путешественников.
15 раздел – «Загадки под водой и под землёй» (4 класс)
В этом разделе учащиеся узнают о том, как изучают подводный мир и загадочный мир пещер, о китах, дельфинах и акулах, об истории открытия гигантского кальмара, о морских цветах, звёздах, ежах и других живых «чудесах».
16 раздел – «Тайны камней» (4 класс)
Этот раздел программы познакомит учащихся с разнообразием камней. Учащиеся узнают о роли кремня в жизни первобытного человека. о применении алмаза в ювелирном искусстве и технике, о знаменитых бриллиантах, узнают загадки янтаря и жемчуга, познакомятся с обыкновенным чудом – солью.
17 раздел – «Заключение» (1- 4 классы)
Что учащиеся узнали и чему научились за год.
4.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 час в неделю
1 четверть – 9 часов; 2 четверть – 7 часов;
3 четверть – 9 часов (1 класс),10 часов (2 – 4 классы); 4 четверть – 8 часов.
1 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе |
||
теоретических занятий |
практических занятий |
экскурсий |
|||
1 |
Введение. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Планета Земля. |
11 |
6 |
4 |
1 |
3 |
Экологическая тревога. |
6 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Путешествуем по планете. |
8 |
4 |
4 |
|
5 |
Эти удивительные животные. |
7 |
3 |
2 |
2 |
6 |
Заключение. |
1 |
|
1 |
|
Итого: 34 17 13 4
2 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе |
||
теоретических занятий |
практических занятий |
экскурсий |
|||
1 |
Введение. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Жили-были динозавры. |
7 |
4 |
2 |
1 |
3 |
Эти удивительные животные. |
14 |
6 |
5 |
3 |
4 |
Загадки растений. |
6 |
2 |
3 |
1 |
5 |
Планета насекомых. |
5 |
3 |
1 |
1 |
6 |
Заключение. |
1 |
|
1 |
|
Итого: 34 16 12 6
3 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе |
||
теоретических занятий |
практических занятий |
экскурсий |
|||
1 |
Введение. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Планета Земля. |
11 |
7 |
3 |
1 |
3 |
Экологическая тревога. |
6 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Путешествуем по планете. |
8 |
4 |
4 |
|
5 |
Эти удивительные животные. |
7 |
3 |
2 |
2 |
6 |
Заключение. |
1 |
1 |
|
|
Итого: 34 19 11 4
4 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе |
||
теоретических занятий |
практических занятий |
экскурсий |
|||
1 |
Введение. |
1 |
1 |
|
|
2 |
Тайны за горизонтом. |
5 |
3 |
2 |
|
3 |
Путешествуем по планете. |
5 |
3 |
2 |
|
4 |
Загадки растений. |
5 |
2 |
2 |
1 |
5 |
Загадки под водой и под землёй. |
6 |
3 |
2 |
1 |
6 |
Планета насекомых. |
4 |
2 |
1 |
1 |
7 |
Тайны камней. |
4 |
2 |
1 |
1 |
8 |
Экологическая тревога. |
3 |
1 |
2 |
|
9 |
Заключение. |
1 |
|
1 |
|
Итого: 34 17 13 4
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
Форма проведения |
|
1 |
Про зелёные леса и лесные чудеса (6 часов) |
||
1 |
1 |
Вводное занятие. Почемучкины вопросы. |
Беседа, диагностика, викторина. |
2 |
2 |
Почему говорят: лес – наше богатство? Лесные загадки. |
Экскурсия. |
3 |
3 |
В гостях у Лесовичка. Кто живёт в лесу? |
Просмотр фильма, беседа. |
4 |
4 |
В гостях у Лесовичка. Что растёт в лесу? |
Беседа, игра. |
5 |
5 |
Экологическая игра «Лукошко грибника» |
Практическая работа. |
6 |
6 |
Путешествие в осень. |
Экскурсия в природу. |
5 |
Уголок природы (2 часа) |
||
7 |
1 |
Царство комнатных растений. |
Работа с источниками информации, беседа. |
8 |
2 |
Растения – чужестранцы. |
Экскурсия в библиотеку. |
2 |
Знакомые незнакомцы (7 часов) |
||
9 |
1 |
Кошки рядом с нами. |
Экскурсия. |
10 |
2 |
Кошки в дикой природе. |
Просмотр фильма, беседа. |
11 |
3 |
Собаки рядом с нами |
Работа с источниками информации, беседа. |
12 |
4 |
Собаки рядом с нами. |
Работа с источниками информации, беседа. |
13 |
5 |
Домашние любимцы. |
Экскурсия. |
14 |
6 |
Пернатые друзья. |
Экскурсия. |
15 |
7 |
Творческая работа «Мы и домашние животные». |
Практическая работа. |
5 |
Уголок природы (2 часа) |
||
16 |
1 |
Аквариум. Мир за стеклянным берегом. |
Экскурсия. |
17 |
2 |
Водное царство живого уголка. |
Просмотр фильма, беседа. |
3 |
Дом, где мы живём (7 часов) |
||
18 |
1 |
Путешествие в зиму. |
Экскурсия в природу. |
19 |
2 |
Почему у глобуса «белая шапка»? |
Работа с источниками информации, беседа. |
20 |
3 |
Что такое тундра? |
Работа с источниками информации, беседа. |
21 |
4 |
Что такое тайга? |
Работа с источниками информации, беседа. |
22 |
5 |
Какое поле самое – самое большое? |
Работа с источниками информации, беседа. |
23 |
6 |
Пустыня – это там, где совсем пусто? |
Работа с источниками информации, беседа. |
24 |
7 |
Где живёт крокодил? |
Работа с источниками информации, беседа. |
4 |
Тайны природы (3 часа) |
||
25 |
1 |
Необычные растения. |
Работа с источниками информации, беседа. |
26 |
2 |
Экзотические животные. |
Работа с источниками информации, беседа. |
27 |
3 |
Растения лечат. |
Экскурсия в аптеку. |
5 |
Уголок природы (6 часов) |
||
28 |
1 |
Путешествие в весну. |
Экскурсия в природу. |
29 |
2 |
Рассматривание веточек деревьев. |
Практическая работа. |
30 |
3 |
День Земли. Устный журнал «Зелёный наряд нашей планеты». |
Устный журнал. |
31 |
4 |
Красная книга природы. |
Работа с источниками информации |
32 |
5 |
Экскурсия на станцию юннатов. |
Экскурсия |
33 |
6 |
Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились в первом классе. |
Презентация для родителей. Оценка достижений. |
2 класс (34 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
Форма проведения |
|
1 |
Введение |
||
1 |
1 |
Введение. |
Беседа, диагностика. |
2 |
Жили-были динозавры (7 часов) |
||
2 |
1 |
Кто такие динозавры? |
Работа с источниками информации, беседа. |
3 |
2 |
Как выглядели динозавры? |
Просмотр фильма, беседа. |
4 |
3 |
Где и как жили динозавры? |
Практическая работа. |
5 |
4 |
Чем питались динозавры? |
Работа с источниками информации, беседа. |
6 |
5 |
Палеонтология. Виртуальная экскурсия в палеонтологический музей. |
Экскурсия. |
7 |
6 |
Как стать специалистом по динозаврам? |
Работа с источниками информации, беседа. |
8 |
7 |
Защита проектных работ «Динозаврики». |
Практическая работа. Оценка достижений. |
3 |
Эти удивительные животные (14 часов) |
||
9 |
1 |
Почему птицы осенью улетают? |
Экскурсия в парк. |
10 |
2 |
Зачем птицы поют? |
Экскурсия на станцию юннатов. |
11 |
3 |
Почему совы могут охотиться в темноте? |
Работа с источниками информации, беседа. |
12 |
4 |
А животные умеют разговаривать? |
Практическая работа. |
13 |
5 |
У какой птицы самое лучшее гнездо? |
Работа с источниками информации, беседа. |
14 |
6 |
Почему в одних сказках заяц – белый, а в других – серый? |
Мини-конференция. |
15 |
7 |
Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? |
Практическая работа. |
16 |
8 |
Почему кошка так часто умывается? |
Практическая работа. |
17 |
9 |
Для чего кошкам усы? Исследование. |
Практическая работа. |
18 |
10 |
Кто чует лучше всех? |
Работа с источниками информации, беседа. |
19 |
11 |
Какой зверь самый хищный на свете? |
Работа с источниками информации. КВН. |
20 |
12 |
Почему волк, заяц, лиса и медведь очутились в сказке? |
Экскурсия в библиотеку. |
21 |
13 |
За что белого мишку вписали в Красную книжку? |
Мини-конфереция. |
22 |
14 |
Конференция «Эти удивительные животные». |
Презентация проектных работ. |
4 |
Загадки растений (6 часов) |
||
23 |
1 |
Почему лист зелёный? |
Работа с источниками информации, беседа. |
24 |
2 |
Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? |
Экскурсия в школьный сквер. |
25 |
3 |
Отчего зимой у ёлки зелёные иголки? |
Практическая работа. |
26 |
4 |
Почему репейник колючий? |
Практическая работа. |
27 |
5 |
Отчего крапива жжётся? |
Работа с источниками информации, беседа. |
28 |
6 |
Выпуск тематической газеты «Загадки растений». |
Практическая работа. |
5 |
Планета насекомых (5 часов) |
||
29 |
1 |
Кого на свете больше всех? |
Работа с источниками информации. |
30 |
2 |
Почему кузнечик зелёный? |
Практическая работа. |
31 |
3 |
Экологическая тревога. Шмель жужжит о помощи. |
Презентация мини-проектов.
|
32 |
4 |
Удивительные пчёлы. |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
33 |
5 |
Необыкновенная жизнь обыкновенной божьей коровки. |
Работа с источниками информации, беседа. |
6 |
Заключение |
||
34 |
1 |
Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились во 2 классе. |
Презентация для родителей. Оценка достижений. |
3 класс (34 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
Форма проведения |
|
1 |
Введение (1 час) |
||
1 |
1 |
Введение. Почему мы часто слышим слово «экология». |
Беседа, диагностика. |
2 |
Планета Земля (11 часов) |
||
2 |
1 |
Что такое планета? |
Работа с источниками информации, беседа. |
3 |
2 |
Из чего состоит Земля? Почему бывает землетрясение? |
Практическая работа. |
4 |
3 |
Как появляются горы? Что такое вулкан. |
Практическая работа, эксперимент. |
5 |
4 |
Как возникают реки? |
Работа с источниками информации, беседа. |
6 |
5 |
Во всех ли пустынях жарко и полно песка? |
Просмотр фильма, беседа. |
7 |
6 |
Что такое ледник? Полярные области Земли. |
Практическая работа. |
8 |
7 |
Какая у Земли атмосфера? |
Работа с источниками информации, беседа. |
9 |
8 |
Где формируется погода? |
Работа с источниками информации. |
10 |
9 |
Что такое климат? |
Работа с источниками информации, беседа. |
11 |
10 |
Природные ресурсы Земли. |
Экскурсия. |
12 |
11 |
Причины экологических катастроф. |
Мини-конференция. |
3 |
Экологическая тревога (6 часов) |
||
13 |
1 |
Раненая земля. |
Работа с источниками информации, беседа. |
14 |
2 |
Ядовитые дожди и тающие льды. |
Практическая работа. |
15 |
3 |
Разноцветная речка. |
Работа с источниками информации, беседа. |
16 |
4 |
Цветок на асфальте. |
Практическая работа. |
17 |
5 |
Грузовик на батарейках. |
Экскурсия. |
18 |
6 |
Травопогубители. |
Работа с источниками информации, беседа. |
4 |
Путешествуем по планете (8 часов) |
||
19 |
1 |
Кто в Африке живёт? |
Просмотр фильма, беседа. |
20 |
2 |
Растения Африки. |
Работа с источниками информации. |
21 |
3 |
Животные Африки. |
Практическая работа. |
22 |
4 |
Что в Австралии растёт? |
Работа с источниками информации, беседа. |
23 |
5 |
Животные символы Австралии. |
Практическая работа. |
24 |
6 |
Мы едем на край света. Антарктида. |
Просмотр фильма, беседа. |
25 |
7 |
Охраняемые природные территории Европы. |
Практическая работа. |
26 |
8 |
Охраняемые природные территории Азии. |
Практическая работа. |
5 |
Эти удивительные животные (7 часов) |
||
27 |
1 |
Зоологический музей. |
Виртуальная экскурсия. |
28 |
2 |
Зоопарк. |
Мини-конференция. |
29 |
3 |
Дельфинарий. |
Просмотр фильма, беседа. |
30 |
4 |
Океанариум. |
Виртуальная экскурсия. |
31 |
5 |
Животные нашего края. |
Выпуск тематической газеты. |
32 |
6 |
Орловское полесье. |
Экскурсия. |
33 |
7 |
Красная книга нашего края. |
Презентация проектов.
|
6 |
Заключение (1 час) |
||
34 |
1 |
Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились в 3 классе. |
Презентация для родителей. Оценка достижений. |
4 класс (34 часа)
№ п/п |
Тема занятия |
Форма проведения |
|
1 |
Введение (1 час) |
||
1 |
1 |
Введение. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. |
Беседа, диагностика. |
2 |
Тайны за горизонтом (5 часов) |
||
2 |
1 |
Географические открытия в древности. |
Практическая работа с картой. |
3 |
2 |
Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. |
Работа с источниками информации, беседа. |
4 |
3 |
Экспедиции Д.Кука. |
Работа с источниками информации, беседа. |
5 |
4 |
Покорение Северного и Южного полюса. |
Работа с источниками информации. |
6 |
5 |
Открытия русских путешественников (А.Никитин, Н.Пржевальский). |
Практическая работа с картой. |
3 |
Путешествуем по планете (5 часов) |
||
7 |
1 |
Растительный мир Северной Америки. |
Работа с источниками информации, беседа. |
8 |
2 |
Животный мир Северной Америки. |
Просмотр фильма, беседа. |
9 |
3 |
Растительный мир Южной Америки. |
Практическая работа. |
10 |
4 |
Животный мир Южной Америки. |
Мини-конференция. |
11 |
5 |
Охраняемые природные территории России. |
Презентация проектов. |
4 |
Загадки растений (5 часов) |
||
12 |
1 |
История открытий удивительных растений. |
Работа с источниками информации, беседа. |
13 |
2 |
Родина комнатных растений. |
Экскурсия. |
14 |
3 |
Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финик и др. |
Практическая работа. |
15 |
4 |
История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. |
Работа с источниками информации, беседа. |
16 |
5 |
Интересные особенности и необычное применение распространённых дикорастущих растений. |
Практическая работа, эксперимент. |
5 |
Загадки под водой и под землёй (6 часов) |
||
17 |
1 |
Как изучают подводный мир. |
Работа с источниками информации, беседа. |
18 |
2 |
Киты, дельфины, акулы. |
Практическая работа. Доклады. |
19 |
3 |
История открытия гигантского кальмара. |
Работа с источниками информации, беседа. |
20 |
4 |
Морские цветы (актинии), звёзды, ежи и другие живые «чудеса». |
Фотовыставка, экскурсия. |
21 |
5 |
Жизнь в тёмных глубинах океана. |
Просмотр фильма, беседа. |
22 |
6 |
Загадочный мир пещер. |
Работа с источниками информации, беседа. |
6 |
Планета насекомых (4 часов) |
||
23 |
1 |
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. |
Экскурсия. |
24 |
2 |
Жуки. |
Практическая работа. |
25 |
3 |
Бабочки. |
Просмотр фильма, беседа. |
26 |
4 |
Охрана насекомых. |
Презентация проектов. |
7 |
Тайны камней (4 часа) |
||
27 |
1 |
Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. |
Виртуальная экскурсия в геологический музей. |
28 |
2 |
Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. |
Работа с источниками информации, беседа. |
29 |
3 |
Загадки янтаря и жемчуга. |
Работа с источниками информации, беседа. |
30 |
4 |
Обыкновенное чудо – соль. |
Практическая работа, эксперимент. |
8 |
Экологическая тревога (3 часа) |
||
31 |
1 |
Последствия аварии нефтеналивного судна. |
Практическая работа. |
32 |
2 |
Представление о радиоактивном загрязнении среды. |
Работа с источниками информации. Беседа. |
33 |
3 |
Экологические знания и прогнозы. |
Мини-конференция. |
9 |
Заключение (1 час) |
||
34 |
1 |
Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились в 4 классе. |
Презентация для родителей. Оценка достижений. |