- Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) , «География: программа :5-9 классы/ (А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А Таможняя).- М.: Вентана-Граф.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 8 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.
В 8 классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе экономическая география «Население и хозяйство России». Знания, полученные на уроках географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.
Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач.
Задачи:
- сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы,
- населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;
- сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
- сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
- продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;
- продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
- Содержание предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Среди результатов освоения программы должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.
Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня учебных действий.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика – умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы.
Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Требования к результатам обучения
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса в 8 классе
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за курс 8 класса должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, а также ГИА и ЕГЭ.
В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего образования.
Предметные результаты обучения:
В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине:
- Называть и (или) показывать:
— предмет изучения географии России;
— основные средства и методы получения географической информации;
— субъекты Российской Федерации;
— пограничные государства;
— особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
— границы часовых поясов;
— основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
— климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
— распределение рек страны по бассейнам океанов;
— основные области современного оледенения и крупные ледники;
— зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
— основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
— важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
— народы, наиболее распространенные языки, религии;
— примеры рационального и нерационального размещения производства;
— объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
— районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
— экологически неблагополучные районы России;
— маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
- Определять (измерять):
— географическое положение объектов;
— разницу в поясном времени территорий;
— погоду по синоптической карте;
— параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
- Описывать:
— географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
— образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
— особенности быта и религий отдельных народов.
- Объяснять:
— роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
— влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
— образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
— образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
— влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
— как составляют прогноз погоды;
— распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
— почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
— причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
— разнообразие природных комплексов на территории страны;
— различия в естественном приросте населения, темпах роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
— изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
— особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
— роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
— уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
— причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
— особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
— объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
- Оценивать и прогнозировать:
— природно-ресурсный потенциал страны, региона;
— экологическую ситуацию в стране, регионе;
— изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
— изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие
— системы городских поселений;
— развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Особенности формирования знаний и умений.
- Связаны с появлением новых источников знаний (экономических карт, статистических данных, документов), усложнением содержания старых средств обучения.
- Усложняются задания – спроектировать, спланировать, спрогнозировать. Многие работы проводятся на основе физико-географических характеристик.
- В обучении необходимо использовать задания, которые нацелены на применение ранее полученных ЗУН, т.к. это способствует преодолению трудностей.
- Регулярная опора на краеведческий материал,
- Рекомендуется на уроке включать работу с текстом.
- Задания включаются с постепенным усложнением – типовые, проблемные, творческие. Обязательно подключается работа с картой.
- Большое место занимает работа со схемами, диаграммами с целью объяснения структуры и взаимосвязей объектов и явлений
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные (учебно-организационные):
- Ставить учебные задачи,
- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
- Владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные
учебно-логические:
- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
- Систематизировать информацию;
- Структурировать информацию
- Определять проблему и способы ее решения;
- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
- Владеть навыками анализа и синтеза;
Учебно-информационные:
- поиск и отбор необходимых источников информации (Курсовые работы, дипломные проекты);
- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
- составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления
- перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
- составление рецензии, аннотации;
Коммуникативные:
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- уметь вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения:
Учащиеся должны обладать:
- Российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа. Своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
- Ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- Целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
- Гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- Основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- Эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.
- Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Географическое положение России (9 ч) Географическое положение. Виды географического положения: природно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое положение. Уровни географического положения.
Изменения географического положения со временем.
История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч)
Природа России (35 ч)Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч) Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летосчисление, геологическая карта. Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч) Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс.
Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч) Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек. Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч) Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений. Биом. Природные различия на территории России (11 ч) Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные. Население России (10 ч) Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в.Типы воспроизводства населения в России. Природный фактор в развитии России (4 ч) Резерв 7 ч
Планируемые результаты
- Называть (показывать):
- численность населения и площадь страны; географические районы страны; субъекты РФ;
- морские и сухопутные границы РФ;
- крупнейшие города, исторические центры;
- морские порты;
- особенности тектонического и геологического строения территорий;
- основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых; крупнейшие реки и озера страны;
- распространение основных типов почв; природно-хозяйственные зоны;
- моря, омывающие РФ;
- климатообразующие факторы и типы климата;
- распространение многолетней мерзлоты.
- Определять (измерять):
- географическое положение объектов: местное и поясное время;
- коэффициент увлажнения ;
- необходимые источники географической информации;
- Объяснять:
- сущность основных научных понятий и терминов;
- влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;
- причины и основные направления миграций населения РФ; значение внешних социально-экономических и политических связей для развития стран;
- причины возникновения опасных природных процессов и явлений.
- Прогнозировать и оценивать:
- изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;
- влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;
- изменение демографической ситуации в РФ в настоящее время и в будущем;
- влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;
- современное состояние и перспективы социально-экономического развития РФ;
- составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации;
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства на основе географических карт с использованием разных источников информации.
Количество учебных часов.
№ п.п |
Название темы |
Кол.часов |
Практическая работа |
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Географическое положение России |
9 |
№ 1,2, |
3 |
История заселения, освоения и исследования территории России |
4 |
№ 3 |
4 |
Природа России (35 ч) |
35 |
|
|
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы |
6 |
№ 4,5, |
|
Климат и агроклиматические ресурсы |
6 |
№ 6,7, |
|
Внутренние воды и водные ресурсы |
6 |
№ 8 |
|
Почвы и почвенные ресурсы |
3 |
№ 9 |
|
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы |
3 |
№10 |
|
Природные различия на территории России |
11 |
№11, |
5 |
Население России |
10 |
№12,13, |
6 |
Природный фактор в развитии России |
4 |
№14 |
№ п.п |
Тема урока
|
Элемент содержания |
Планируемые результаты |
Виды контроля
|
Виды деятельности. Практические работы. Экскурсии. Проекты. |
Дом. Зад. |
Актуальная тематика для региона |
Интеграция предметов |
Дата |
|
||||||||||||
Введение 3 часа |
|
|
|
|
|
|
|
|
план |
|||||||||||||
1. |
Введение в курс «География Рос-сии» |
Что и с какой целью изучают в курсе «География России» |
Знать Источники страноведческой информации.
|
Эвристическая беседа с использованием карт атласа. |
Знакомство со структурой учебника, атласом, Интернет-ресурсами, изучение и анализ иллюстраций, работа с картами, |
С.4 |
|
|
|
|
||||||||||||
Географическое положение России (9 ч) |
|
|||||||||||||||||||||
2. |
Географическое положение и его виды |
Виды географического положения: при-родно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое,. |
Обсуждать примеры природных, политических, социально-экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем
|
Фронтальный опрос |
|
§1 |
|
|
|
|
||||||||||||
3. |
Размеры территории и природно-географическое положение России |
Основные черты природно-географического положения терри-тории РФ; отрицательные и положи-тельные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения |
Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях север-юг, запад-восток; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны. |
Индивидуальная работа, фронтальный опрос |
|
§2 |
|
|
|
|
||||||||||||
4 |
Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России |
Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты современных экономико-географического и транспортно-географического положения, их влияние на хозяйство и жизнь населения |
Характеризовать экономико-географическое положение России на микро- и мезоуровне. Определять по политической карте соседей России 1-го порядка (пограничные государства), 2-го и 3-го порядка. |
фронтальный опрос |
|
§3 |
|
|
|
|
||||||||||||
5 |
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России |
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения |
Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте страны члены НАТО, ЕС, АТЭС. Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; |
фронтальный опрос |
|
§4 |
|
|
|
|
||||||||||||
6 |
Государственная территория России. Типы российских границ. Пр.раб. №1 Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России на контурной карте |
Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воз-душное пространство и недра). Морские владения России континентальный шельф и экономическая зона. |
Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны. |
Практическая работа |
Пр.раб. №1 Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России на контурной карте |
§5 |
|
|
|
|
||||||||||||
7 |
Сухопутные и морские границы России |
Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-соседи, значение для осуществления внешних связей |
Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношение и особенности сухопутных и морских границ России. |
Фронтальный опрос Заполнение таблицы |
|
§6 |
|
|
|
|
||||||||||||
8 |
Различия во времени на территории России Пр.раб № 2 Решение задач на определение по- ясного времени для разных пунктов России |
Поясное (зональное) местное и декретное время, их роль в хозяйстве и деятельности людей |
Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время». |
Практическая работа |
Пр.раб № 2 Решение задач на определение по- ясного времени для разных пунктов России |
§7 |
|
|
|
|
||||||||||||
|
Государственное устройство и территориальное деление Россий-ской Федерации |
Государственное устройство и тер-риториальное деление РФ. Полити-ко-административная карта России |
Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. |
фронтальный опрос |
|
§8 |
|
|
|
|
||||||||||||
10 |
Выявление на карте специфики административно территориального устройства России. Пр.раб № 3 Выявление на карте специфики администра-тивнотеррито-риального устройства России. |
Государственное устройство и территориальное деление РФ. Политико-административная карта России |
Практическая работа |
Пр.раб № 3 Выявление на карте специфики администра-тивнотеррито-риального устройства России. |
§8 |
|
|
|
|
|||||||||||||
11 |
Повторение и обобщение раздела «Географическое положение России» Зачет. |
Сообщения об истории освоения территории России. |
Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. |
зачет |
|
§1-8 |
|
|
|
|
||||||||||||
История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч) |
|
|||||||||||||||||||||
12 |
Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв. |
Освоение славянами территории Русской равнины в IX–XIII вв. Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв. |
Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв. |
фронтальный опрос |
|
§9 |
|
|
|
|
||||||||||||
13 |
Заселение и хозяйственное ос-воение территории России в XVIII–XIX вв. Пр.раб. № 4 Составление аннотации какого либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России |
Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Присоединение и освоение западных и южных территорий в XVIII в., выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию. |
Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колонизации и территориальные изменения в Российской империи в XVIII–XIX вв. Обсуждать влияние геополитических интересов на направления территориального роста страны. |
Практическая работа |
Пр.раб. № 4 Составление аннотации какого либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России |
§10 |
|
|
|
|
||||||||||||
14 |
Географическое исследование территории Рос-сии в XVIII–XIX вв. |
Географические открытия XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция. Организация научных экспедиций Академией наук России. |
Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического ис-следования территории России в XVIII–XIX вв. Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII–XIX вв. по картам атласа. |
фронтальный опрос |
|
§11 |
|
|
|
|
||||||||||||
15 |
Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Тест. |
Территориальные изменения в XX в. Хозяйственное освоение и изучение территории страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-Востока в первой половине XX в. |
Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории. |
тест |
Тест. |
§12 |
|
|
|
|
||||||||||||
Природа России (39 ч) |
|
|||||||||||||||||||||
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (7 ч) |
|
|||||||||||||||||||||
16 |
Геологическая история |
Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое лето-счисление, геологическая карта |
Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. |
фронтальный опрос |
|
§13 |
|
|
|
|
||||||||||||
17 |
Развитие земной коры |
Основные этапы развития земной коры, основные тектонические структуры — платформы и складчатые области; тектоническая карта |
Определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России, на основании материалов учебника. Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей. |
фронтальный опрос |
|
§14 |
|
|
|
|
||||||||||||
18 |
Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры ПР.раб. № 5. Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных |
Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры |
Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Сред-несибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др.
|
Фронтальный опрос Практическая работа |
ПР.раб. № 5. Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных |
|
Абатский район ИП Токарев К.А.Разработка месторождений песчано-гравийной смеси. ИП Воротников К.А.Добыча и переработка сапропеля ЗАО МНПП «Фарт» Нижнетавдинский район – пр-во удобрений на основе торфа. ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс». Сладковский район (ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» - добыча сапропеля). Юргинский район (ИП Никулин В.Н – добыча сапропеля). Уватский район – ОАО «НК «Роснефть», ИП Алексеенко А.Н. (производство керамзитобетонных блоков). ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» Г. Тюмень – ООО «Инициатива» (асфальтовый, бетонный завод). ООО Строительная компания «ТюменьСтройРесурс» (Тюменский район) ООО «ПФК «Аура» - производство тротуарной плитки и элементов благоустройства. ООО «Солекс» - производство композитной арматуры.
|
|
|
|
||||||||||||
19 |
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования Пр.раб№ 6. Изучение образ-цов минералов, горных пород, полезных ископаемых . |
основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами |
Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя. |
Практическая работа |
Пр.раб№ 6. Изучение образцов минералов, горных пород, полезных ископаемых |
§15 |
ОАО «НК «Роснефть» (Уватский район). В его составе: ООО «УватСтройИнвест»; ООО «РН_Уватнефтегаз»; ООО «Кальчинское»; ОАО «РН Холдинг» |
|
|
|
||||||||||||
20 |
Зависимость рельефа от внешних геологических процессов |
Развитие форм рельефа под влиянием внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы |
Развитие форм рельефа под влиянием внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы |
Фронтальный опрос |
|
§16 |
|
|
|
|
||||||||||||
21 |
Литосфера. Рельеф. Человек. Прак. Раб №7. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности. Техногенные формы рельефа. |
Опасные природные явления в лито-сфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности |
Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, Определять особенности и условия возникновения обвалов, осыпей, селей, оползней; |
Фронтальный опрос Практическая работа
|
Прак. Раб №7. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности. Техногенные формы рельефа. |
§17 |
Тюменский район – ЗАО «Богандинский кирпичный завод» |
|
|
|
||||||||||||
22 |
Обобщающее повторение «Рельеф и минеральные ресурсы»Зачет |
|
Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания |
зачет
|
|
§13-17 |
|
|
|
|
||||||||||||
Климат и агроклиматические ресурсы (8 ч) |
|
|||||||||||||||||||||
23 |
Условия формирования климата |
Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс |
Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации. |
Фронтальный опрос
|
|
§18 |
ООО «ТК Тюмень Агро» - Тепличный комбинат по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте (Тюменский р-н д. Нариманово) ООО «Ясень Агро» (Комплекс по откорму и переработке КРС - Ярковский район Ярковский район – ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» - ООО Агрофирма «Междуречье» Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) районов юга области. |
|
|
|
||||||||||||
24 |
Движение воз-душных масс |
Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта |
Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Сравнивать особенности тёплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника. |
Практическая работа |
Пр.раб № 8 Определение особенностей погоды для раз-личных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды. |
§19 |
|
|
|
|
||||||||||||
25 |
Движение воз-душных масс Пр.раб № 8 Определение особенностей погоды для раз-личных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды. |
§19 |
|
|
|
|
||||||||||||||||
26 |
Закономерности распределения тепла и влаги Прак.раб№ 9 Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей |
Распределение температур воздуха и осадков по территории России; испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения |
Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; |
Практическая работа
|
Прак.раб№ 9 Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей |
§20 |
|
|
|
|
||||||||||||
27 |
§20 |
|
Информатика (Расчёты и построение диаграмм.)-1 час. |
|
|
|||||||||||||||||
28 |
Климатические пояса и типы климатов |
Климатические пояса и типы климатов на территории России, их крат-кая характеристика. Карта климатических поясов и областей |
Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий. |
Фронтальный опрс
|
|
§21 |
|
|
|
|
||||||||||||
29 |
Климат и человек Прак.раб №10. Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям |
Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погод-но-климатические явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения |
Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы. Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно-климатических явлениях. |
Практическая работа
|
Прак.раб №10. Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям
|
§22 |
|
|
|
|
||||||||||||
30 |
Обобщающее повторение раздела «Климат и агроклиматические ресурсы» Тест |
|
|
тест |
|
§18-22 |
|
|
|
|
||||||||||||
Внутренние воды и водные ресурсы (7ч) |
|
|||||||||||||||||||||
31 |
Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа |
Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек |
Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.) по тексту учебника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания
|
|
§23 |
База отдыха «Верхний Бор». ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель», ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район. г. Тобольск – ООО «Кристалл» (рыборазводные пруды – места для досуга населения). Змановский Д.А. – Завод по производству бутилированной питьевой воды (п. Богандинский). ЗАО «НПП «Западная Сибирь» (ЗАО «Универсал –нефтеотдача»)-лечебно-оздоровительный центр «ИНГАЛА». |
Информатика (Расчёты и построение диаграмм.)-1 час |
|
|
||||||||||||
32 |
Зависимость речной сети от климата |
Питание и режим рек, основные показатели жизни рек |
Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания
|
|
§24 |
|
|
|
|
||||||||||||
33 |
Составление характеристики одной из рек России Пр.раб. № 11. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм. |
Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану |
Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану |
Практическая работа |
Пр.раб. № 11. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм. |
§24 |
|
|
|
|
||||||||||||
34 |
Озёра. Болота. Ледники. Под-земные воды |
Типы и происхождение озёрных котловин; распространение и типы болот; районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод |
Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы. |
Фронтальный опрос. Индивид. Задания. Заполнение таблицы. |
|
§25 |
База отдыха «Верхний Бор». ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель», ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район. г. Тобольск – ООО «Кристалл» (рыборазводные пруды – места для досуга населения). Змановский Д.А. – Завод по производству бутилированной питьевой воды (п. Богандинский). ЗАО «НПП «Западная Сибирь» (ЗАО «Универсал –нефтеотдача»)-лечебно-оздоровительный центр «ИНГАЛА». |
|
|
|
||||||||||||
35 |
Многолетняя мерзлота |
Происхождение и распространение многолетней мерзлоты; её влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека |
Устанавливать существенные признаки понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации. |
Фронтальный опрос. Индивид. Задания. Заполнение таблицы.
|
|
§26 |
|
|
|
|
||||||||||||
36 |
Водные ресурсы. Воды и человек |
Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами |
Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника. Выявлять основные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России, на основании анализа текста учебника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§27 |
|
|
|
|
||||||||||||
37 |
Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» Тест |
|
Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания |
тест
|
|
§23-27 |
|
|
|
|
||||||||||||
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) |
|
|||||||||||||||||||||
38. |
Почва как особое природное образование |
Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования |
Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы. Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации; |
Фронтальный опрос
|
Анализ текста и рисунков учебника. Составление конспекта урока |
§28 |
ИП Воротников К.А.Добыча и переработка сапропеля ЗАО МНПП «Фарт» Нижнетавдинский район – пр-во удобрений на основе торфа.
|
|
|
|
||||||||||||
39. |
Главные типы почв и их размещение по территории России Прак.раб № 12. Составление характеристики зональных типов почв (количество влаги и тепла, рельеф, характер растительности) и выявление условий почвообразования. |
Главные зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России |
Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; |
Практическая работа |
Прак.раб № 12. Составление характеристики зональных типов почв (количество влаги и тепла, рельеф, характер растительности) и выявление условий почвообразования. |
§29 |
|
|
|
|
||||||||||||
40. |
Почвенные ресурсы. Почвы и человек
|
Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация |
Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы. Выявлять неблагоприятные изменения почв в результате хозяйственного использования на основании беседы; систематизировать материал в виде схемы. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§30 |
ООО «Ясень Агро» (Комплекс по откорму и переработке КРС - Ярковский район Ярковский район – ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» - ООО Агрофирма «Междуречье» Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) районов юга области. |
|
|
|
||||||||||||
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч) |
|
|||||||||||||||||||||
41. |
Растительный и животный мир |
Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений. Биом |
Определять состав органического мира России на основании материалов учебника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§31 |
Ярковский район – ООО «Варваринская лесоперерабатывающая компания» (лесопильный цех).
|
|
|
|
||||||||||||
42 |
Биологические Ресурсы Прак. Раб. №13. Выявление особенностей растительного и животного мира своей местности |
Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира |
Определять состав растительных ресурсов; приводить примеры использования разнообразных растений человеком. Обсуждать материалы презентации о роли животных и растений в жизни человека |
Практическая работа |
Прак. Раб. №13. Выявление особенностей растительного и животного мира своей местности |
§32 |
ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» - в составе заказник по разведению маралов. Заказник «Барсучий», озеро Большой Куртал.
|
|
|
|
||||||||||||
43. |
Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» Тест |
|
Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания |
тест
|
Тест
|
§28-32 |
Ярковский район – ООО «Варваринская лесоперерабатывающая компания» (лесопильный цех). База отдыха «Верхний Бор». ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель», ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район. ИП Воротников К.А.Добыча и переработка сапропеля ЗАО МНПП «Фарт» Нижнетавдинский район – пр-во удобрений на основе торфа.
|
|
|
|
||||||||||||
Природные различия на территории России (11 ч) |
|
|||||||||||||||||||||
44 |
Природные ком-плексы |
Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные |
Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления сущест-венных признаков понятия «природный ком-плекс». |
Фронтальный опрос
|
|
§33 |
Тюменский район – ЗАО «Богандинский кирпичный завод». |
|
|
|
||||||||||||
45. |
Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс Прак.раб №14 Оценка природных условий и ресурсов какой – либо природной зоны (по выбору). |
Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс: |
Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя. |
Практическая работа
|
Прак.раб №14 Оценка природных условий и ресурсов какой – либо природной зоны (по выбору). |
§34 |
|
|
|
|
||||||||||||
46. |
Северные безлесные природные зоны |
Характеристика природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы |
Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять и объяснять различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь. |
Фронтальный опрос Индивид. задания
|
|
§35 |
Ярковский район – ООО «Варваринская лесоперерабатывающая компания» (лесопильный цех). |
|
|
|
||||||||||||
47. |
Лесные зоны. Тайга |
Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны |
Анализировать карту природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон. |
Фронтальный опрос Индивид. задания
|
|
§36 |
|
|
|
|
||||||||||||
48 |
Смешанные и широколиственные леса |
Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны |
Сравнивать климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, определять различия. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§37 |
|
|
|
|
||||||||||||
49. |
Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни |
Характеристика природных зон степей, пустынь и полупустынь. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы |
Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§38 |
ООО «Ясень Агро» (Комплекс по откорму и переработке КРС - Ярковский район Ярковский район – ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» - ООО Агрофирма «Междуречье» Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) районов юга области. |
|
|
|
||||||||||||
50. |
Высотная пояс-ность. Прак.раб№15 Составление сравнительной характеристики двух горных районов страны |
Высотная поясность и её проявления на территории России |
Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учи-теля. Сравнивать понятия «широтная зональность» и «высотная поясность», заполнять таблицу. |
Практическая работа |
Прак.раб№15 Составление сравнительной характеристики двух горных районов страны |
§39 |
|
|
|
|
||||||||||||
51. |
Моря как крупные природные комплексы |
Аквальные природные комплексы. Ресурсы российских морей: биологические, минеральные, транспортные, энергетические, рекреационные. Проблемы охраны природных комплексов морей |
Выявлять связи компонентов природы внутри аквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учеб-ника. Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§40 |
|
|
|
|
||||||||||||
52 |
Природно-хозяйственные отличия российских морей |
Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийское море-озеро: особенности природы, хозяйственного использования, экологические проблемы |
Выявлять особенности морей Северного Ледо-витого, Тихого, Атлантического океанов, Кас-пийского моря-озера на основе анализа текста, иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§41 |
|
|
|
|
||||||||||||
53. |
Особо охраняемые природные территории России |
Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного при-родного наследия на территории России |
Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§42 |
База отдыха «Верхний Бор». ООО «Долина Карабаш» - термальный парк «Фешенель», ООО «Профилакторий «Светлый» - Ялуторовский район. г. Тобольск – ООО «Кристалл» (рыборазводные пруда – места для досуга населения). Змановский Д.А. – Завод по рпоизводству бутилированной питьевой воды (п. Богандинский). ЗАО «НПП «Западная Сибирь» (ЗАО «Универсал –нефтеотдача»)-лечебно-оздоровительный центр «ИНГАЛА». |
Биология (Здоровье – величайшая ценность для личности и общества)- 1 час |
|
|
||||||||||||
54. |
Повторение и обобщение раздела «Природные различия на территории России» |
|
Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания |
тест
|
|
§33-42 |
|
|
|
|
||||||||||||
Население России (10 ч) |
|
|
||||||||||||||||||||
55 |
Численность и воспроизводство населения России. Прак.раб№16. Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения |
Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Есте-ственный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в. Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный) прирост населения |
Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учеб-ника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания
|
Прак.раб№16. Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения |
§43 |
|
|
|
|
||||||||||||
56 |
Половой и воз-растной состав населения. Средняя продолжительность жизни |
Соотношение мужчин и женщин, возрастно-половая пирамида. Средняя ожидаемая продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Здоровый образ жизни. Человеческий ка-питал. Демографические проблемы в России |
Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно-половой пирамиды России. Сравнивать возрастно-половые пирамиды раз-ных регионов России, в том числе региона своего проживания. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§44 |
|
|
|
|
||||||||||||
57 |
Этнический и языковой состав населения России Прак. Раб №17. Определение по картам и стати-стическим материалам крупных наро-дов и особенностей их размещения |
Этнический (национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ. Основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России. Размещение народов России: территории с исконно русским населением и территории с пёстрым нацио-нальным составом |
Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Определять основные языковые семьи (индоев-ропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
Прак. Раб №17. Определение по картам и стати-стическим материалам крупных наро-дов и особенностей их размещения |
§45 |
|
|
|
|
||||||||||||
58 |
Культурно-исторические особенности на-родов России. География ос-новных религий |
Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России. География основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география |
Обсуждать на основе текста учебника особенно-сти формирования Евразийской цивилизации (российского суперэтноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России. Определять современный религиозный состав населения России |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§46 |
|
|
|
|
||||||||||||
59 |
Особенности ур-банизации в России. Городское население Прак.раб №18. Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. |
Классификация городов по числен-ности населения. Функции городов. Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы |
Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки. Определять критерии города в России, виды городов по численности населения на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
Прак.раб №18. Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. |
§47 |
|
|
|
|
||||||||||||
60 |
Сельские посе-ления. Особен-ности расселения сельского населения |
Географические особенности рассе-ления сельского населения. Класси-фикация сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл |
Обсуждать понятие «сельская местность», выяв-лять его существенные признаки. Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей (малые, средние, крупные) на основе анализа иллюстративных материалов учебника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§48 |
|
|
|
|
||||||||||||
61 |
Миграции насе-ления в России |
Миграции населения. Причины и виды миграций. Внутренние миграции, их виды: межрегиональные, сельско-городские, принудительные, вынужденные. Основные направления ми-граций населения на территории России. Внешние миграции. Миграционный прирост Регионы эмиграции и иммиграции |
Обсуждать понятие «миграции населения», вы-являть его существенные признаки. Определять виды и причины миграций, особенности внутренних миграций и их виды на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§49 |
|
|
|
|
||||||||||||
62 |
Размещение на-селения России |
Плотность населения. Неравномерность размещения населения по тер-ритории страны. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера |
Обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки. Определять место России в мире по средней плотности населения, территории России с наиболее высокими и низкими показателями плот-ности населения на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§50 |
Презентация |
|
|
|
||||||||||||
63 |
Занятость насе-ления Прак.раб. №19 Определение по статистическим мате-риалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства. |
Трудовой потенциал. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Безработица и её причины. Проблема занятости населения и пути её решения. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала |
Обсуждать проблемы занятости населения, ста-рения населения и факторы, влияющие на безработицу, на основе текста учебника. Выявлять долю безработных в России в сравне-нии с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
Прак.раб. №19 Определение по статистическим мате-риалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства. |
§51 |
|
|
|
|
||||||||||||
64 |
Повторение и обобщение раздела «Население России» Тест |
|
Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население России». Выполнять тестовые задания |
тест
|
Тест
|
§43-51 |
|
|
|
|
||||||||||||
Природный фактор в развитии России (3 ч) |
|
|||||||||||||||||||||
65 |
Влияние природы на развитие общества Природные ре-сурсы |
Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации человека к окружающей среде. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека.
|
Выявлять существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации. Обсуждать значение природных ресурсов для человека. |
Фронтальный опрос Индивид. задания |
|
§52,53 |
|
|
|
|
||||||||||||
66 |
Природно-ресурсный потенциал России Прак.раб №20 Выявление ха-рактераиспользо- вания природных ресурсов своей местности |
Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономи-ки. |
Определять долю минерально-сырьевых ресурсов в структуре российского экспорта, их роль в формировании бюджета страны; место России среди других стран мира по запасам и добыче важнейших минеральных ресурсов |
Практическая работа |
Прак.раб №20 Выявление ха-рактераиспользо- вания природных ресурсов своей местности |
§54 |
|
|
|
|
||||||||||||
67 68 |
Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России» |
|
Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы раздела «Природный фактор в развитии России». Выполнять тестовые задания |
тест
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||