9 класс

 

  • Пояснительная записка

 

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089.

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа».

Курс «География России» (8—9 классы) занимает цент­ральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, лично­стных качеств школьников.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Основными целями курса являются:

формирование целостного представления об особеннос­тях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уваже­ния к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

 

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом ре­гионе и одновременно как о субъекте глобального географи­ческого пространства;

формирование позитивного географического образа Рос­сии как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями насе­ляющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использо­вать в повседневной жизни информацию из различных ис­точников — карт, учебников, статистических данных, ин­тернет-ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объ­ектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, прини­мать простейшие меры по защите и охране природы; создание образа своего родного края.

 

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

 

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Характеристика предмета:

          География России. Население и хозяйство  – общественная географическая наука.   Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России.  Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

 

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

   Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.

 Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:

        При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники. 

   Формы текущего и итогового контроля (поурочный,  промежуточный, тематический, итоговый).

            Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Плановых контрольных уроков 4 часа

      Практических работ  11 часов

      Региональный компонент  8 часов

 

  • Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

  В результате изучения географии ученик должен знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры; основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы; географические районы, их территориальный состав; отрасли местной промышленности.

          Описывать:

природные ресурсы; периоды формирования хозяйства России; особенности отраслей; традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях; экономические связи районов; состав и структуру отраслевых комплексов; основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

различия в освоении территории; влияние разных факторов на формирование географической структуры районов; размещение главных центров производства; сельскохозяйственную специализацию территории; структуру ввоза и вывоза; современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

         Прогнозировать:

возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

 

  • Содержание учебного предмета

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО 9 КЛАСС

Общая часть курса (33 ч)

МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 ч)

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, по­литической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деле­ния страны. Федерация и субъекты Федерации. Государ­ственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географиче­ского положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы Рос­сии, их виды, значение. Государственная территория Рос­сии. Морские и сухопутные границы, воздушное про­странство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны — соседи России.

Экономике- и транспортно-географическое, геополити­ческое и эколого-географическое положение России. Осо­бенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Цент­ральной и Западной Европы в формировании геоэколо­гического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны.

Государственная территория России. Понятие о государ­ственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севе­ра. Оценка запасов природных ресурсов на территории Рос­сии.

Практические работы. 1. Анализ административно-террито­риального деления России. 2. Сравнение географического положения России с другими странами.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 ч)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русско­го и Российского государства в XVI—XIX вв.

Численность и естественный прирост населения. Числен­ность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Осо­бенности естественного движения населения в России. Поло­возрастная структура населения. Своеобразие в соотноше­нии мужчин и женщин в России и определяющие это свое­образие1 факторы. Численность мужского и женского населе­ния и его динамика. Прогноз численности населения.

Национальный состав населения России. Россия — мно­гонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому при­знаку. Наиболее многонациональные районы страны. Рели­гии, исповедуемые в России. Основные районы распростра­нения разных религий.

Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды мигра­ций. Внутренние и внешние миграции. Направления мигра­ций в России, их влияние на жизнь страны.

Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размеще­ние городов по территории страны. Различия городов по чис­ленности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские по­селения. Средняя плотность населения в России. Географи­ческие особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Се­вера.

Практические работы. 3. Составление сравнительной харак­теристики половозрастного состава населения регионов Рос­сии. 4. Характеристика особенностей миграционного дви­жения населения России.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 ч)

География основных типов экономики на террито­рии России. Классификация историко-экономических сис­тем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хо­зяйства России.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики стра­ны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяй­стве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Эко­логические ситуации и экологические проблемы России.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хо­зяйства. Пути развития России в обозримой перспективе.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (22ч)

Научный комплекс(1ч.). Межотраслевые новые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки и современном общест­ве и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (3 ч)

         Роль, значение и проблемы развития машиностро­ения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хо­зяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машино­строения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.

Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. Современная система факторов размещения машиност­роения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размеще­ния. Влияние специализации и кооперирования на органи­зацию производства и географию машиностроения.

География машиностроения. Особенности географии рос­сийского машиностроения. Причины неравномерности раз­мещения машиностроительных предприятий.

Практические работы. 5. Определение главных районов раз­мещения предприятий трудоемкого и металлоемкого ма­шиностроения.

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) (3 ч)

Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический ба­ланс. Основные проблемы российского ТЭК.

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая про­мышленность: запасы, добыча, использование и транспорти­ровка нефти и природного газа. Система нефте- и газопрово­дов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтя­ной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленнос­ти. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Ис­пользование угля и его значение в хозяйстве России, Спосо­бы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промыш­ленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Электроэнергетика. Объемы производства электроэнер­гии. Типы электростанций, их особенности и доля в про­изводстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнерге­тики.

Практические работы. 6. Характеристика угольного бассейна России.

КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (7 ч)

Состав и значение комплексов. Понятие о конструк­ционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия — основные особенности концентра­ции, комбинирования, производственного процесса и влия­ние на окружающую среду; новые технологии.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. Геогра­фия металлургии черных металлов. Основные металлурги­ческие базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и осо­бенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные ме­таллургические базы и центры. Влияние цветной металлур­гии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышлен­ность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая про­мышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленнос­ти от других промышленных отраслей.

Факторы размещения предприятий химической про­мышленности. Группировка отраслей химической промыш­ленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышлен­ности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Пер­спективы развития отрасли.

Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их гео­графия. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения пред­приятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы раз­вития отрасли.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) (4 ч)

Состав и значение АПК. Агропромышленный ком­плекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.

Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводст­ва, их значение и география. Перспективы развития живот­новодства.

Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения пред­приятий и география важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перс­пективы развития.

Практические работы. 7. Определение основных районов вы­ращивания зерновых и технических культур. 8. Определе­ние главных районов животноводства.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (4 ч)

Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструк­турный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. По­нятие об услугах. Классификации услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспорт­ная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий.

Железнодорожный и автомобильный транспорт. Пока­затели развития и особенности железнодорожного и авто­мобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейна­ми. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, распределение флота и пор­тов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транс­порта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. Геогра­фия связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания.

Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищ­но-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую сре­ду. Перспективы развития.

 

Региональная часть курса (33 ч)

РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (1ч)

Районирование России. Районирование — важней­ший метод географии. Виды районирования. Географиче­ское (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли спе­циализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.

Практические работы. 9. Определение разных видов райони­рования России.

ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН — ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (25 ч)

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Осо­бенности географического положения. Природа и природ­ные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социаль­но-экономическом развитии страны.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД (6 ч)

Состав, природа, историческое изменение географи­ческого положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад — межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

Население и главные черты хозяйства. Численность и ди­намика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и дохо­ды населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пище­вая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Районы Центральной России. Москва и Московский сто­личный регион. Центральное положение Москвы как фак­тор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая террито­риальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хо­зяйства региона. Культурно-исторические памятники.

Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Вос­точного и Южного.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Со­став районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Гео­графия природных ресурсов. Численность и динамика чис­ленности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиност­роение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав района. Особенности географического положения, его влия­ние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Фак­торы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, хи­мическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера ус­луг. Экологические проблемы. Основные направления раз­вития. Историко-культурные памятники района.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР(3 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географиче­ское положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты ос­новных экономических, социальных и экологических проб­лем. Место и роль района в социально-экономическом про­странстве страны.

Практические работы. 10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ — СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ (3 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-­географическое положение, его влияние на природу. Хо­зяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населе­ния. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Веду­щие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Эко­логические проблемы. Основные направления развития.

ПОВОЛЖЬЕ (2ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и экономико-геогра­фическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промыш­ленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газо­вая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

УРАЛ (2 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географичес­кое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение насе­ления. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промыш­ленности: металлургия, машиностроение, химическая про­мышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологи­ческие проблемы. Основные направления развития.

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН — АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (14ч)

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Осо­бенности географического положения. Природа и природ­ные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социаль­но-экономическом развитии страны.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнец- кий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обраба­тывающих производств. Основные перспективы развития.

Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны заселения и зона Севера — два района, различающиеся по характеру заселения, плот­ности. тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Ал­тайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.

     Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Вну­тренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Чи­сленность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Фак­торы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышлен­ности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве стра­ны. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы разви­тия и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышлен­ности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направле­ния развития.

Практические работы. 11. Сравнение географического поло­жения Западной и Восточной Сибири.

 

География своего региона (Тюменской области). Пограничные субъек­ты: особенности гео­графического поло­жения, размеры тер­ритории, протяжен­ность границ, основ­ные геологические эры, структуры зем­ной коры, сейсмиче­ски опасные террито­рии, климатообра­зующие факторы, особенности погоды в циклонах и антици­клонах; влияние кли­мата на жизнь, быт, хозяйственную дея­тельность человека. Численность, разме­щение, естественное и механическое дви­жение населения, де­мографические про­блемы. Народы, про­живающие на терри­тории своего региона. Городское и сельское население. Крупней­шие города. Особен­ности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно­ресурсный потенциал и важнейшие терри­ториальные сочета­ния природных ресур­сов. Производствен­ный потенциал: гео­графия отраслей хо­зяйства, географиче­ские проблемы и пер­спективы развития. Группировка отраслей по их связи с природ­ными ресурсами.

 

 

 

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол – во

часов

Материально

техническое

обеспечение

урока

Элементы

содержания

Требования к

уровню подготовки

учащихся

Дата

проведения

План.

Факт.

 

Общая часть курса (33 часа)

Место России в мире (4 часа)

33

(4)

 

 

 

 

 

1

Место России в мире. Устройство РФ.

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, по­литической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деле­ния страны. Федерация и субъекты Федерации. Государ­ственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия.

Уметь: показывать на карте границу РФ, соседние государства, субъекты РФ.

 

 

2

Географиче­ское положе­ние России. ЭГП и транспортно- географическое положе­ние

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Понятие «географическое положение», виды и уровни географического положения. Оценка северного географиче­ского положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы Рос­сии, их виды, значение. Гос. территория Рос­сии. Морские и сухопутные границы, воздушное про­странство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона РФ. Особенности границ России. Страны — соседи России.

Осо­бенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Цент­ральной и Западной Европы в формировании геоэколо­гического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны.

 

Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия.

Уметь: показывать на карте границу РФ, соседние государства, субъекты РФ

 

 

3

П/ р № 1. «Анализ административно-террито­риального деления России».

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия.

Уметь: показывать на карте границу РФ, соседние государства, субъекты РФ

 

 

4

Государственная территория России.

П /р № 2. «Сравнение географического положения

России с другими странами».

1

 

Понятие о государ­ственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севе­ра. Оценка запасов природных ресурсов на территории Рос­сии.

Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия.

Уметь: показывать на карте границу РФ, соседние государства, субъекты РФ

 

 

 

Население Российской Федерации (5 часов)

5

 

 

Знать: численность на­селения РФ, националь­ный состав, особенности размещения, крупней­шие по численности го­рода России, городские агломерации, географию народов и религий стра­ны;

понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунк­тов, зоны расселения, трудовые ресурсы,                     активное население, пас­сивное население, рынок труда, дефицит работни­ков, безработица.

Уметь: строить и анали­зировать графики и ста­тистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП

 

 

 

 

Знать: численность на­селения РФ, националь­ный состав, особенности размещения, крупней­шие по численности го­рода России, городские агломерации, географию народов и религий стра­ны;

понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунк­тов, зоны расселения, трудовые ресурсы,                     активное население, пас­сивное население, рынок труда, дефицит работни­ков, безработица.

Уметь: строить и анали­зировать графики и ста­тистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП

 

 

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русско¬го и Российского государства в XVI—XIX вв.

 

 

6

Численность и естественный прирост населения

П/р № 3 «Составление сравнительной. харак­теристики   половозрастного состава населен регионов Рос­сии».

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Числен­ность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Осо­бенности естественного движения населения в России. Поло­возрастная структура населения. Своеобразие в соотноше­нии мужчин и женщин в России и определяющие это свое­образие1 факторы. Численность мужского и женского населе­ния и его динамика. Прогноз численности населения.

 

 

7

Национальный состав населения России.

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Россия — мно­гонац. государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому при­знаку. Наиболее многонац. районы страны. Рели­гии, исповедуемые в России. Основные районы распростра­нения разных религий.

 

 

 

 

8

Миграции населения

П/ р № 4. «Характеристика особенностей миграционного дви­жения населения России».

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Понятие о миграциях. Виды мигра­ций. Внутренние и внешние миграции. Направления мигра­ций в России, их влияние на жизнь страны.

 

 

9

Городское и сельское население

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

            Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размеще­ние городов по территории страны. Различия городов по чис­ленности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские по­селения. Средняя плотность населения в России. Географи­ческие особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Се­вера

 

 

 

Географические особенности экономики России (3 часа)

3

 

 

 

 

 

10

География основных типов экономики на террито­рии России

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Классификация историко-экономических сис­тем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хо­зяйства России.

Знать: Границы производящей и потребляющей зон, эта­пы формирования хозяй­ства. Доля России в ре­сурсах СССР. Особенно­сти экономических сис­тем.

 

Знать: Границы производящей и потребляющей зон, эта­пы формирования хозяй­ства. Доля России в ре­сурсах СССР. Особенно­сти экономических сис­тем.

 

 

11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики стра­ны

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяй­стве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Эко­логические ситуации и экологические проблемы России.

 

 

12

Россия в современной мировой экономике

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хо­зяйства. Пути развития России в обозримой перспективе.

 

 

13

Контрольная работа №1

1

 

 

 

 

 

 

 

 Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Научный комплекс (1часа)

22

 

 

1

 

 

 

 

 

14

Научный комплекс.

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки и современном общест­ве и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.

 

Знать: состав научного комплекса, города науки.

 

 

 

Машиностроительный комплекс (3часа)

3

 

 

 

 

 

 

15

Роль, значение и проблемы развития машиностро­ения.

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Ведущая роль машиностроительного комплекса в хо­зяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машино­строения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.

Знать: состав комплекса, факторы размещения, географию основных отраслей

Уметь: определять по картам атласа факторы размещения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Факторы размещения машиностроительных предприя­тий.

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Современная система факторов размещения машиност­роения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размеще­ния. Влияние специализации и кооперирования на органи­зацию производства и географию машиностроения.

 

 

17

П/р №5. «Определение   главных районов раз­мещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

 

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Особенности географии рос­сийского машиностроения. Причины неравномерности раз­мещения машиностроительных предприятий.

 

 

 

Топливно-Энергетический комплекс (ТЭК) (3часа)

3

 

 

 

 

 

18

Топливно-энергетический комплекс

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический ба­ланс. Основные проблемы российского ТЭК.

Знать: состав ТЭК, географию добычи, перспективы развития, влияние на окружающую среду.

Уметь: показывать основные газовые, нефтяные и угольные бассейны.

 

 

 

 

 

Знать: состав ТЭК, географию добычи, перспективы развития, влияние на окружающую среду.

Уметь: показывать основные газовые, нефтяные и угольные бассейны и крупные электростанции разных типов.

 

 

19

Топливная промышленность. П/р №6. «Характеристика угольного бассейна России».

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Нефтяная и газовая про­мышленность. География переработки нефти и газа. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Ис­пользование угля и его значение в хозяйстве России, Спосо­бы добычи и стоимость угля. Воздействие на окружающую среду. Перспективы развития.

 

 

20

Электроэнергетика

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Объемы производства электроэнер­гии. Типы электростанций, их особенности и доля в про­изводстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнерге­тики.

 

 

 

 

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7часов)

7

 

 

 

 

 

21

Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и хим. Вещества.

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Понятие о конструк­ционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

Знать: состав комплекса

Уметь: описывать (характеризовать) комплекс

 

 

22

Металлургический комплекс

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия — основные особенности концентра­ции, комбинирования, производственного процесса и влия­ние на окружающую среду.

Знать: состав и факторы размещения отраслей комплекса

 

Уметь: показывать на карте основные металлургические базы и центры добычи руд черных и цветных металлов и объяснять их размещение

 

 

23

Чёрная металлургия

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. Геогра­фия металлургии черных металлов. Основные металлурги­ческие базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

 

 

24

Цветная металлургия

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Цветные металлы: объемы и осо­бенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные ме­таллургические базы и центры. Влияние цветной металлур­гии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

 

 

25

Химико-лесной комплекс

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Состав химико-лесного комплекса. Химическая про­мышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленнос­ти от других промышленных отраслей

Знать: состав комплекса и его значение

Уметь: описывать (характеризовать) комплекс

 

 

26

Химическая промышленность

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Группировка отраслей химической промыш­ленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышлен­ности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Пер­спективы развития отрасли.

Уметь : показывать важнейшие базы хим. промышленности и объяснять их размещение

 

 

27

Лесная промышленность

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Лесные ресурсы России, их гео­графия. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения пред­приятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы раз­вития отрасли.

Уметь : показывать важнейшие отрасли на карте и объяснять их размещение

 

 

 

Агропромышленный комплекс (АПК) (4часа)

4

 

 

 

 

 

28

Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство.

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Агропромышленный ком­плекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.

Знать: состав отраслей и их значение

Уметь: показывать важнейшие отрасли на карте и объяснять их размещение

 

 

29

П /р № 7«Определение основных районов вы­ращивания зерновых и технических культур».

1

Карта РФ, атлас, тематический плакат

Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводст­ва, их значение и география. Перспективы развития живот­новодства.

Знать: состав отраслей и их значение

Уметь: показывать важнейшие отрасли на карте и объяснять их размещение

 

 

30

П /р № 8. « Определе­ние главных районов животноводства».

1

Карта РФ, атлас, тематический плакат

 

 

31

Пищевая и легкая промышленность

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения пред­приятий и география важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перс­пективы развития.

Знать: состав отраслей и их значение

Уметь: показывать важнейшие отрасли на карте и объяснять их размещение

 

 

 

Инфраструктурный комплекс (4часа)

4

 

 

 

 

 

32

Инфраструктурный комплекс

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Инфраструк­турный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. По­нятие об услугах. Классификации услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспорт­ная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий.

Знать: состав отраслей и их значение

 

Уметь : показывать важнейшие отрасли на карте и объяснять их размещение

 

 

33

Железнодорожный и авто транспорт

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Пока­затели развития и особенности железнодорожного и авто­мобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

Знать: особенности, влияние на окружающую среду; перспективы развития.

Уметь : показывать географию видов транспорта

 

 

34

Водный и другие виды транспорта

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейна­ми. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, распределение флота и пор­тов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транс­порта. Трубопроводный транспорт

Знать: особенности, влияние на окружающую среду; перспективы развития.

Уметь : показывать географию видов транспорта

 

 

35

Связь. Сфера обслуживания. ЖКХ.

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. Геогра­фия связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищнокоммунального хозяйства. Влияние на окружающую сре­ду. Перспективы развития.

Знать: Виды связи, сфера обслуживания, ЖКХ, рекреация.

Уметь: описывать (характеризовать) комплекс

 

 

36

Контрольная работа № 2

1

 

 

 

 

 

 

Региональная часть курса

( 33часа)

Районирование России. Общественная география крупных регионов

33

 

 

 

 

 

37

Районирование России.

П/р № 9 « Определение разных видов районирования России»

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Районирование — важней­ший метод географии. Виды районирования. Географиче­ское (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли спе­циализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.

Знать: районирование,

территориальное разделение труда,

специализация.

Уметь: определять виды районирования.

 

 

 

Западный макрорегион – Европейская Россия (25часов)

25

 

 

 

 

 

38

Общая характеристика

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме

Состав макрорегиона. Осо­бенности географического положения. Природа и природ­ные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социаль­но-экономическом развитии страны.

Знать: состав макрорегиона, особенности положения, роль и место в развитии страны

 

 

 

Центральная Россия и Европейский Северо - Запад (14часов)

6

 

 

 

 

 

39

Состав и особенности ЦР и ЕСЗ.

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад — межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

уметь:называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;

объяснять значения понятий: «районирование», «эко­номический район», «специализация территории», «геогра­фическое разделение труда»;

объяснять особенности территории, населения и хозяйст­ва крупных географических регионов РФ, их специализа­цию и экономические связи;

описывать (характеризовать) природу, население, хо­зяйство, социальные, экономические и экологические про­блемы регионов, отдельные географические объекты на ос­нове различных источников информации.

 

 

 

40

Население и черты хозяйства

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Численность и ди­намика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и дохо­ды населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пище­вая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития

 

 

41

Районы Центральной России

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Центральное положение Москвы как фак­тор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая террито­риальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хо­зяйства региона. Культурно-исторические памятники.

 

 

42

Особенности Центрального района

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Вос­точного и Южного.

 

 

 

43

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Со­став районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Гео­графия природных ресурсов. Численность и динамика чис­ленности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиност­роение, пищевая,лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

 

 

 

44

Северо-Западный район

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Состав района. Особенности географ. положения, его влия­ние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Фак­торы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера ус­луг. Экологические проблемы. Основные направления раз­вития. Историко-культурные памятники района.

 

уметь:называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;

объяснять значения понятий: «районирование», «эко­номический район», «специализация территории», «геогра­фическое разделение труда»;

объяснять особенности территории, населения и хозяйст­ва крупных географических регионов РФ, их специализа­цию и экономические связи;описывать (характеризовать) природу, население, хо­зяйство, социальные, экономические и экологические про­блемы регионов, отдельные географические объекты на ос­нове различных источников информации.

 

 

 

Европейский Север (3часа)

3

 

 

 

 

 

45

Европейский Север

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу. Хо­зяйство и жизнь населения.

 

описывать (характеризовать) природу, население, хо­зяйство, социальные, экономические и экологические про­блемы регионов, отдельные географические объекты на ос­нове различных источников информации

 

уметь:

называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;

объяснять значения понятий: «районирование», «эко­номический район», «специализация территории», «геогра­фическое разделение труда»;

объяснять особенности территории, населения и хозяйст­ва крупных географических регионов РФ, их специализа­цию и экономические связи

 

 

46

Население

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населе­ния. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

 

 

 

47

Хозяйство

П/р №10 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Веду­щие отрасли пром.: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Эко­логические проблемы. Основные направления развития.

 

 

 

 

Европейский Юг – Северный Кавказ (3часа)

 

3

 

 

 

 

 

48

Европейский Юг

1

 

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и эконом.-географическое положение, его влияние на природу. Хо­зяйство и жизнь населения.

 

 

описывать (характеризовать) природу, население, хо­зяйство, социальные, экономические и экологические про­блемы регионов, отдельные географические объекты на ос­нове различных источников информации

уметь:

называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;

объяснять значения понятий: «районирование», «эко­номический район», «специализация территории», «геогра­фическое разделение труда»;

объяснять особенности территории, населения и хозяйст­ва крупных географических регионов РФ, их специализа­цию и экономические связи

 

 

49

Население

1

 

Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населе­ния. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

 

 

 

50

Хозяйство

1

 

Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Веду­щие отрасли пром.: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Эко­логические проблемы. Основные направления развития.

 

 

 

 

 

Поволжье (2часа)

2

 

 

 

 

 

51

Поволжье. Положение и население.

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Состав Поволжья. Физико- и экономико-геогра­фическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уметь:

называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;

объяснять значения понятий: «районирование», «эко­номический район», «специализация территории», «геогра­фическое разделение труда»;

объяснять особенности территории, населения и хозяйст­ва крупных географических регионов РФ, их специализа­цию и экономические связи

 

 

52

Хозяйство Поволжья

1

Карта РФ, атлас, компьютер,

 

 

 

 

 

 

презентация по теме, тематический плакат

Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших

 

 

 

 

 

 

отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышлен.: машиностроение, химическая, нефтяная и газ. промышленность, пищ. промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

 

 

 

Урал (2часа)

 

2

 

 

 

 

 

53

Урал. Положение и   население

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Состав Урала. Физико- и экономико-географичес­кое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Численность и динамика числ. населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение насе­ления. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура

 

описывать (характеризовать) природу, население, хо­зяйство, социальные, экономические и экологические про­блемы регионов, отдельные географические объекты на ос­нове различных источников информации

 

 

54

Хозяйство

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промыш­ленности: металлургия, машиностроение, химическая про­мышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологи­ческие проблемы. Основные направления развития.

 

 

 

Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6ч)

 

14

 

 

уметь:называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;

объяснять значения понятий: «районирование», «эко­номический район», «специализация территории», «геогра­фическое разделение труда»;

объяснять особенности территории, населения и хозяйст­ва крупных географических регионов РФ, их специализа­цию и экономические связи;

описывать (характеризовать) природу, население, хо­зяйство, социальные, экономические и экологические про­блемы регионов, отдельные географические объекты на ос­нове различных источников информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уметь:называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;

объяснять значения понятий: «районирование», «эко­номический район», «специализация территории», «геогра­фическое разделение труда»;

объяснять особенности территории, населения и хозяйст­ва крупных географических регионов РФ, их специализа­цию и экономические связи;

описывать (характеризовать) природу, население, хо­зяйство, социальные, экономические и экологические про­блемы регионов, отдельные географические объекты на ос­нове различных источников информации.

 

 

 

55

Восточный макрорегион

Развитие экономики

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Осо­бенности географ. положения. Природа и природ­ные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социаль­но-экономическом развитии страны.

Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обраба­тывающих производств. Основные перспективы развития

 

 

56

Западная Сибирь

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно -территориториальные комплексы района, их различия. Полоса Основная зоны заселения и зона Севера — два района, различающиеся по характеру заселения, плот­ности. тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Ал­тайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.

 

 

57

Восточная Сибирь

П/р № 11 «Сравнение географического   положения Западной и Восточной Сибири».

 

1

Карта РФ, атлас, компьютер, презентация по теме, тематический плакат

Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Вну­тренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Фак­торы развития и особенности хозяйства. Ангаро - Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышлен­ности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

 

 

58

Дальний Восток

1

 

Состав района, его роль в хозяйстве стра­ны. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Население. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы разви­тия и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышлен­ности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направле­ния развития.

 

 

 

География своего региона (используется региональный учебник) (8 часов)

8

 

 

 

 

 

59

Особенности ЭГП Тюменской области.

1

Карта Тюменской области.

Пограничные субъек­ты: особенности гео­графического поло­жения, размеры тер­ритории, протяжен­ность границ, основ­ные геологические эры, структуры зем­ной коры, сейсмиче­ски опасные террито­рии, климатообра­зующие факторы, особенности погоды в циклонах и антици­клонах; влияние кли­мата на жизнь, быт, хозяйственную дея­тельность человека. Численность, разме­щение, естественное и механическое дви­жение населения, де­мографические про­блемы. Народы, про­живающие на терри­тории своего региона. Городское и сельское население. Крупней­шие города. Особен­ности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно­ресурсный потенциал и важнейшие терри­ториальные сочета­ния природных ресур­сов. Производствен­ный потенциал: гео­графия отраслей хо­зяйства, географиче­ские проблемы и пер­спективы развития. Группировка отраслей по их связи с природ­ными ресурсами. Анализ экономиче­ских карт России и своего региона.

Называть: пограничные субъекты, особенности географического поло­жения, размеры терри­тории, протяженность границ, народы, наибо­лее распространенные языки, религии; важней­шие природно­хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального ис­пользования. Определять: географи­ческое положение. Описывать: географи­ческое положение (эко­номико-географическое, геополитическое и др.). Объяснять: влияние географического поло­жения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, осо­бенности быта и религий отдельных народов; раз­личия в естественном приросте населения, темпах его роста и уров­не урбанизации отдель­ных территорий, направ­ления миграций, образо­вание и развитие разных форм городского и сель­ского населения, роль географического факто­ра в развитии человече­ского общества на при­мере РФ; изменение пропорций между сфе­рами, секторами, межот­раслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских посе­лений; Природноресурсный потенциал

 

 

60

Население и

хозяйственное

освоение Тюменской области.

1

Карта Тюменской области.

 

 

61

Особенности хозяйства.

Промышлен­ность Тюменской области.

1

Карта Тюменской области.

 

 

62

АПК Тюменской области.

1

Карта Тюменской области.

 

 

63

Особенности

транспорта Тюменской области.

1

Карта Тюменской области.

 

 

64

Города Тюменской области

1

Карта Тюменской области.

 

 

65

Социально- экономические проблемы Тюменской области

1

Карта Тюменской области.

 

 

66

Контрольная работа № 3

1

 

 

 

67

Обобщающее повторение

1

 

 

Уметь применять полученные знания при ответе на вопросы

 

 

68

Итоговая контрольная работа

1

 

 

Уметь применять полученные знания при ответе на вопросы