7-8 классы

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике в 7-8 классах составлена на основании ФГОС соответствующей Примерной ООП ООО

Цели и задачи изучения информатики на ступени основного общего образования

     в направлении личностного развития

-   развитие логического и алгоритмического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

-   формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

-   воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

-   формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

-   развитие интереса к компьютерному творчеству;

в метапредметном направлении

  • - формирование представлений об информатике как части общечеловеческой культуры, о значимости информации в развитии цивилизации и современного общества;
  • - развитие представлений о моделирование как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта компьютерного моделирования;
  • - развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • - формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

в предметном направлении

-   формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, — и их свойствах;

-   формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

-   развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

-   формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Планируемые результаты освоения курса информатики 7-8 класс

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. При этом приоритет отдается освоению наиболее востребованных средств ИКТ и ПО во взаимосвязи с проблемным содержанием типичного класса задач, актуальным в какой-либо профессиональной отрасли.

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.

 

Личностные результаты освоения информатики:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.

Формирование информационной картины мира происходит через:

  • понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
  • умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
  • анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
  1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:

  • целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
  • анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
  • оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
  • применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
  1. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.

Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.

  1. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
  2. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.

В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

  1. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:

  • получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
  • использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;

Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:

  • развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
  • осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
  • целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
  • умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Среди предметных результатов ключевую роль играют:

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • формирование информационной культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, информационные процессы, виды информации, компьютер, данные, программы, операционная система и тд;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (7 кл.- 1 ч. в неделю, 8 кл.- 1 час в неделю)

 

Содержание учебного предмета

7 класс

  1. Информация и информационные процессы (3 часа)

Анализируют и систематизируют первоначальные представления об информации, ее представлении и измерении. Формулируют понятие информации. Знакомятся с единицами измерения количества информации.

  1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (8 часов)

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Файлы и файловые системы. Файл. Каталоги. Файловая структура диска. Полное имя файла. Работа с файлами. Пользовательский интерфейс и его разновидности. Основные элементы графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Актуальная тематика для региона:   «Использование компьютерной техники на производстве» на примере Антипинского НПЗ (виртуальная экскурсия).

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работаем с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 2. «Форматирование диска»

Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Контрольная работа

  1. Обработка текстовой информации (9 часов)

Определяют цель изучения данной темы и область её применения. Выделяют признаки «грамотного» документа. Определяют область своего незнания и уровень сложности выполняемых работ. Создают документы в текстовых редакторах. Выполняют ввод, редактирование и форматирование документа. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Учатся добавлять в документ таблицы различного уровня сложности. Изучают компьютерные словари, системы машинного перевода и принципы их работы

Актуальная тематика для региона: Экскурсия (виртуальная) - приглашение родителей, группа учащихся, создание учебного проекта «Предприятие моего района»  (ООО «Винзилинский завод  керамзитового гравия», ООО «Стеклотех»)

Создание реферата, буклета, информационного листа с добавление таблиц, отражающих информацию о предприятии, добавление фотографий, полученных во время экскурсии.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 2.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».

Практическая работа № 2.2 «Вставка в документ формул».

Практическая работа № 2.3 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа № 2.4 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».

Практическая работа № 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа № 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

Контрольная работа

  1. Обработка графической информации   (7 часов)

Формирование изображения на экране монитора. Пространственное разрешение монитора. Компьютерное представление цвета. Видеосистема персонального компьютера. Компьютерная графика. Сферы применения компьютерной графики. Способы создания цифровых графических объектов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Создание графических изображений. РК «Национальность нашего города». Интерфейс графических редакторов. Приемы работы в графическом редакторе. Особенности создания изображений в векторных графических редакторах.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 3.1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа № 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Актуальная тематика для региона: Создание рекламного проспекта, схемы безопасного движения, путеводитель по району, логотип. Виртуальная экскурсия ЗАО «Тюменский комбинат строительных материалов», ЗАО «Винзилинский завод керамических стеновых материалов»,

Практическая работа коллаж «Национальность нашего села».

Контрольная работа

  1. Коммуникационные технологии   (6 часов)

Анализируют и классифицируют основные информационные ресурсы Интернета. Выполняют поиск информации в Интернете. Изучают работу с электронной почтой. Выделяют область практического применения данного навыка

Актуальная тематика для региона: АПК, образовательный туризм. Создание презентации в соответствии с географическим положением (ООО Тепличный комбинат,   «ТюменьАгро» , ЗАО Птицефабрика «Пышминская»)

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4.1 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 4.2 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 4.3 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 4.4 «Поиск информации в Интернете».

Контрольная работа

Резерв (1час)

 Тематическое планирование по информатике 7 класс (34 ч.)

Раздел. Тема раздела, урока

Количество часов

 

Раздел 1: «Информация и информационные процессы»

3ч.

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

2

Информация и ее свойства

1

3

Единицы измерения информации. Количество информации

1

 

Раздел 2: «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»

8 ч.

4

Программная обработка данных на компьютере

1

5

Устройство персонального компьютера РК «Использование компьютерной техники на производстве» на примере Антипинского НПЗ Виртуальная экскурсия «Антипинский НПЗ»

1

6

Файлы и файловая система П.Р. №1 П.Р.№2

2

7

Программное обеспечение компьютера

1

8

Графический интерфейс операционных систем и приложений П.Р.№3

1

9

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

1

10

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

1

 

Раздел 3: Обработка текстовой информации

9 ч.

11

Создание документов в текстовом редакторе П.Р №2.1

1

12

Ввод и редактирование документов П.Р. №2.2

1

13

Сохранение и печать документов П.Р.№2.3

1

14

Форматирование документа П.Р.№2.4

1

15

Таблицы П.Р.№2.5

2

16

Компьютерные словари и системы машинного перевода текста

1

17

Сиситемы оптического распознавания документов П.Р.   №2.6, №2.7

2

 

Раздел 4: Обработка графической информации

7 ч.

18

Растровая и векторная графика Виртуальная экскурсия ООО «Стеклотех» П.Р №.3.1

2

19

Интефейс и основные возможности графических редакторов   П.Р. № 3.2

2

20

Растровая и векторная анимация П.Р.№ 3.3

2

21

Создание изображений в векторных графических редакторах

1

 

Раздел 5: Коммуникационные технологии  

6 ч.

22

Информационные ресурсы Интернета П.Р. №4.1

1

23

Поиск информации в Интернете П.Р.№ 4.4

1

24

Электронная коммерция в Интернете Виртуальная экскурсия ООО «Винзилинский завод керамзитового гравия», ООО «Стеклотех» П.Р. №4.2

1

25

Технология мультимедиа. Компьютерные презентации

1

26

Создание мультимедийной презентации. Презентация мультимедийного продукта П.Р.№4.4, №4.3

Виртуальная Экскурсия «Регион-Тюмень»

2

27

Резервное время

1 ч.

 

Итого

34

 

8 класс

  1. Информация и информационные процессы (7 часов)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

Практическая работа № 1.2 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Контрольная работа

  1.     Кодирование текстовой и графической информации (8 часов)

Изучают процесс двоичного кодирования текстовой информации, кодируют и декодируют текст по кодировочным таблицам. Строят понятия аналоговой и дикретной информации, выдвигают идеи для кодирования графики, сравнивают с существующими методиками. Знакомятся с современными моделями цветопередачи. Выполняют решение задач на определение объема графической информации

Практические работы:

Практическая работа №2.1 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа №2.2  «Кодирование графической информации».

Актуальная тематика для региона:   виртуальная экскурсия ООО «Варваринская лесоперерабатывающая компания» (лесопильный цех). Создание рекламного проспекта, схемы безопасного движения, путеводитель по району, логотип. Виртуальная экскурсия ЗАО «Тюменский комбинат строительных материалов», ЗАО «Винзилинский завод керамических стеновых материалов»,

  1. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео (5 часов)

Знакомятся с процессом кодирования звука, выделяют новые понятия, строят формулу для подсчета количества информации в звуковом фрагмента. Решают задачи. Знакомятся с программными средствами по обработке звука, видео. Работают над проектами: микшируют звук, создают видеоролик

Практические работы:

Практическая работа №3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа №3.2  «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»

Практическая работа №3.3  «Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

Контрольная работа

  1. Кодирование и обработка числовой информации  (5 часов)

Формируют понятие числа – как абстрактной характеристики объектов. Разделяют понятия число и цифра. Изучают представление числовой информации с помощью систем счисления, выполняют перевод чисел в различные системы счисления, конструируют алгоритм перевода. Выполняют арифметические операции в позиционных системах счисления. Знакомятся с интерфейсом и основными возможностями электронных таблиц. Определяют область применения. Формируют практические навыки: создавать таблицы, проводить расчёты с помощью относительных и абсолютных ссылок, использовать встроенные функции, строить диаграммы и графики, решать системы уравнений.

Практические работы:

Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».

Практическая работа№ 4.2  «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Практическая работа №4.3  «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

Практическая работа №4.4 «Построение диаграмм различных типов»

Контрольная работа

  1. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (2 часа)

Анализируют и сравнивают понятия базы данных и системы управления базами данных. Изучают классификацию баз данных, приводят примеры. Учатся выполнять сортировку и поиск данных в электронных таблицах.

Практические работы:

Практическая работа №5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

  1. Коммуникационные технологии (6 часов)

Систематизируют имеющиеся знания по видам сетей, по способам подключения к сети Интернет, по адресации в сети Интернет. Определяют пробелы в знаниях. Осуществляют поиск информации по выявленным пробелам.

Знакомятся с основами языка разметки гипертекста HTML. Пишут программы Web-страницы и Web-сайта.

Практические работы:

Практическая работа №6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа №6.2  «География Интернета».

Практическая работа №6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Актуальная тематика для региона: АПК, образовательный туризм. Создание презентации в соответствии с географическим положением (ООО Тепличный комбинат,   «ТюменьАгро» , ЗАО Птицефабрика «Пышминская»)

Контрольная работа

       Резерв 1час

Тематическое планирование по информатике 8 класс (34 ч.)

Раздел. Тема раздела, урока

Количество часов

 

Раздел 1: «Информация и информационные процессы»

7 ч.

 

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

 

Информация в природе, обществе и технике

1

 

Основные информационные процессы.

1

 

Кодирование информации с помощью знаковых систем. П.Р №1.1

2

 

Количество информации. П.Р №1.2

2

 

Раздел 2: «Кодирование текстовой и графической информации»

8 ч.

 

Кодирование текстовой информации

2

 

Определение числовых кодов символов и перекодировка текста П.Р.№ 2.1

2

 

Кодирование графической информации.

2

 

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB П.Р.№ 2.1

2

 

Раздел 3: «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео»

5 ч.

 

Кодирование и обработка звуковой информации

2

 

Обработка звука. П.Р. №3.1

1

 

Цифровое фото и видео П.Р. №3.2  

1

 

Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа П.Р. №3.3  

1

 

Раздел 4: «Кодирование и обработка числовой информации»

5 ч

 

Кодирование числовой информации.

1

 

Системы счисления П.Р. № 4.1  

2

 

Электронные таблицы. Основные возможности П.Р. № 4.3  

1

 

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах П.Р. № 4.4 

1

 

Раздел 5: «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных»

2 ч

 

Базы данных в электронных таблицах

1

 

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. П.Р. № 5.1  

1

 

Раздел 6: «Коммуникационные технологии»  

6 ч.

 

Передача информации. Локальные компьютерные сети   П.Р. № 6.1  

1

 

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы подключения

1

 

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных в сети П.Р. № 6.2  

1

 

Разработка сайта с использованием языка разметки гипертекстового документа. Публикации в сети. Структура и инструменты для создания

1

 

Форматирование текста на web-странице. Вставка изображений и гиперссылок П.Р. № 6.3 

2

 

Резервное время

1 ч.

 

Итого

34

Формы организации учебных занятий:

      Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится изучение нового материала, во второй – его практическое закрепление в форме компьютерного практикума, направленного на отработку отдельного технологического приёма. В конце некоторых тем предусмотрены контрольные практикумы – интегрированные практические работы, ориентированные на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

      Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практических работ включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Практические работы и контрольные практикумы могут быть разбиты на части и осуществляться в течение нескольких недель.

При организации в 7-8 классах предполагается использование элементов эвристического обучения с целью развития творческого потенциала учащихся, а также элементы проблемного обучения

  • Типы уроков: урок открытия новых знаний; урок развивающего контроля; урок рефлексии; урок общеметодологической направленности.
  • Методы обучения: словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, проблемно-поисковые, творческие, самостоятельные, эвристический и метод критического мышления
  • Методы стимулирования: учебно-познавательной деятельности: стимулирование мотивации интереса к учению, стимулирование долга и ответственности в учении; устный и письменный контроль и самоконтроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности
  • Особенности работы с обучающимися ОВЗ: использование таких методических приёмов, как поэтапное объяснение материала, последовательность выполнения заданий, частая смена видов деятельности, индивидуальное оценивание ответов.