9 класс

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования и науки РФ от 05.03.2004года №1089  примерной программы по учебному предмету «Информатика», (составлена с учетом интегративных связей с биологией, физикой, географией, включает изучение актуальных тем для Тюменской области)

 

Изучение информатики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации; воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 9 классе необходимо решить следующие задачи:

- обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию, обучить навыкам работы с системой программирования.

- продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;

- раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;

- познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;

- познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

- познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;

- ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с   событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;

- дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных

 

Требования к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Информатика»

Учащиеся должны:

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

Учащиеся должны уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 ч. в неделю)

 

Содержание учебного предмета

 

Для реализации регионального проекта «Кадры для региона», направленного на раннюю профилизацию и профориентацию школьников с учетом востребованных на региональном рынке труда производств и профессий в 5-9 классах в учебных предметах «Биология», «Химия», «Информатика», «Физика», «География» предусмотрены уроки на производстве (с привлечением ресурса производственных предприятий) или виртуальные экскурсии.

Отличие нового формата работы в том, что обучающиеся пройдут на производственные предприятия для изучения конкретной темы одного или нескольких занятий по одному или, в большинстве случаев, сразу по нескольким предметам. Благодаря этому ученики не только получат необходимые знания и навыки, но увидят их практическое применение в условиях реального производства. Более того, в дальнейшем, при непосредственном участии педагога, они смогут взяться за работу над учебным проектом по решению востребованных задач конкретной отрасли, что будет способствовать росту их учебной мотивации и профессионального самоопределения.

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (29 часов)

Определяют цель изучения данной темы и область её применения. Формируют понятие алгоритма, выделяют его свойства. Составляют алгоритмы – инструкции. Определяют отличия в записи алгоритма для человека и машины. Учатся составлять графическую модель алгоритма – блок-схему. Выделяют три основные структуры.

Разрабатывают алгоритмы решения конкретных математических задач, составляют по ним блок-схемы.

  • Составляют неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывают их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • используют логические значения, операции и выражения с ними;
  • понимают алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • создают алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создают и выполняют программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования

Актуальная тематика для региона: Виртуальная экскурсия по ВУЗам региона ведущих подготовку по направлению «Программирование». Экскурсия «Программирование на предприятии» (или подборка видео)

ТГУ, Педколледж, Институт кибернетики, информатики и связи, Колледж информатики и связи.

Тюменский нефтехим, ООО «Сибгазаппарат», (техника с программным управлением)

Проект капельного полива, проект «умного» отопления дома и т.д.

Практические работы:

Практическая работа 1. «Проект переменные»

Практическая работа 2. «Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения»

Практическая работа 3. «Разработка алгоритмов (программы), содержащего оператор ветвления»

Практическая работа 4. «Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор «выбор»

Практическая работа 5. «Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла»

Практическая работа 6. «Разработка программы с использованием графического редактора»

Контрольная работа

  1. Формализация и моделирование   (17 часов)

Формулируют понятия модель и моделирование, разрабатывают классификацию моделей, сравнивают с научной. Приводят примеры моделей в соответствии с классификацией. Знакомятся с этапами разработки компьютерной модели. Изучают процесс моделирования в готовых системах. Выполняют процесс формализации описания реальных объектов и процессов, приводят примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Определяют разницу между математической моделью и реальным объектом. Работают с различными видами информации: чертежами, диаграммами, таблицами.

Актуальная тематика для региона: Виртуальная экскурсия по крупным предприятиям Тюменской области; Работа с упрощённым макетом действующей БД предприятия - база данных (молочной фермы, кирпичного завода)

Тюмень, Антипинский НПЗ, Ишим, Племзавод «Юбилейный» (любое ближайшее крупное предприятие региона).

Практические работы:

Практическая работа 7. «Бросание тела под углом к горизонту»

Практическая работа 8 «Графическое решение уравнения»

Практическая работа 9. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Практическая работа 10. «Распознавание удобрений»

Практическая работа 11. «Модели систем управления»

Контрольная работа

  1. Логика и логические основы компьютера (15 часов)

Знакомятся с логическими операциями, определяют их истинность, формулируют правила истинности для каждого действия, определяют истинность сложного логического выражения. Изучают логические основы устройства компьютера, базовые логические элементы. Строят схему устройства по формуле

Практические работы:

Практическая работа 12. Таблицы истинности логических функций

Практическая работа 13. Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»

Контрольная работа

  1. Информационное общество и информационная безопасность (5 часов)

Организовывают групповую работу над информацией. Изучают информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Знакомятся с этическими и правовыми нормами используемыми при создании и использовании информации. Изучают понятие информационная безопасность. Знакомятся с правовыми основами охраны информационных ресурсов.

Актуальная тематика для региона: Написать резюме на получение желаемой профессии с указанием предполагаемого места работы в регионе. Создание сайта:

- Исторические места Тюменской области

- Известные люди Тюм.обл

- Животный мир (растительный мир)

- Моя малая Родина

- Профессии данного предприятия (на выбор учащегося из списка предложенных)

ОАО «НК Роснефть», ООО «Сибгазаппарат», Богандинский кирпичный завод, Голышмановский ООО УК «Дамате», Нижнетавдинский ЗАО «Сибирская аграрная группа» и т.д.

   Резерв 2 часа

 

Формы организации учебных занятий:

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится изучение нового материала, во второй – его практическое закрепление в форме компьютерного практикума, направленного на отработку отдельного технологического приёма. В конце некоторых тем предусмотрены контрольные практикумы – интегрированные практические работы, ориентированные на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практических работ включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Практические работы и контрольные практикумы могут быть разбиты на части и осуществляться в течение нескольких недель.

При организации в 9 классах предполагается использование элементов эвристического обучения с целью развития творческого потенциала учащихся, а также элементы проблемного обучения

  • Типы уроков: урок открытия новых знаний; урок развивающего контроля; урок рефлексии; урок общеметодологической направленности.
  • Методы обучения: словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, проблемно-поисковые, творческие, самостоятельные, эвристический и метод критического мышления
  • Методы стимулирования: учебно-познавательной деятельности: стимулирование мотивации интереса к учению, стимулирование долга и ответственности в учении; устный и письменный контроль и самоконтроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности
  • Особенности работы с обучающимися ОВЗ: использование таких методических приёмов, как поэтапное объяснение материала, последовательность выполнения заданий, частая смена видов деятельности, индивидуальное оценивание ответов.