Пояснительная записка
к рабочей программе по геометрии,
9 класс
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и с учетом рекомендаций авторской программы Л.С.Атанасяна к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б Кадомцева, Э.Г. Позняка, И.И. Юдиной.
Обучение ведется по учебнику. Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др. «Геометрия, 7-9».
Согласно федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений РФ данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ по основным темам – 4 и итоговых контрольных работ – 1.
Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения, они завершают изучение разделов: «Векторы», «Метод координат», «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов», «Длина окружности и площадь круга», «Движение», «Начальные сведения из стереометрии», «Об аксиомах планиметрии».
При изучении курса геометрии 9 класса решению задач должно быть уделено большое внимание. Все новые понятия, теоремы, свойства геометрических фигур, способы рассуждений должны усваиваться в процессе решения задач.
Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- Интеллектуальное развитие формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
Задачи курса
- введение терминологии и отработка умения ее грамотно использовать;
- развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
- совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
- формирование умения решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
- совершенствование навыков решения задач на доказательство;
- отработка навыков решения задач с помощью циркуля и линейки;
- расширение знаний учащихся о геометрических фигурах на плоскости.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, окончившие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тесты, наблюдение, работа по карточке.
Виды организации учебного процесса самостоятельные работы, контрольные работы, лекции, практикумы.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения курса геометрии 9 класса ученик должен:
Знать/понимать:
- Основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
- Формулировки основных теорем и их следствий;
Уметь:
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- владеть алгоритмами решения основных задач на построение; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов): для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломанных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использовать при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- владение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Требования к ЗУН представлены и в тематическом плане по каждой теме.
Основное содержание учебного предмета
Содержание курса геометрии 9 класса включает следующие тематические блоки:
№ |
Тема |
Количество часов |
Контрольных работ |
1 |
Вводное повторение |
2 ч |
- |
2 |
Векторы |
8 ч |
- |
3 |
Метод координат |
10 ч |
1 |
4 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
11 ч |
1 |
5 |
Длина окружности и площадь круга |
12 ч |
1 |
6 |
Движение |
8 ч |
1 |
7 |
Начальные сведения из стереометрии |
8 ч |
- |
8 |
Аксиомы планиметрии |
1 ч |
- |
9 |
Итоговое повторение |
8 ч |
1 |
|
Итого |
68ч |
5 |
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы. На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка умения ее грамотного использования, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:
- введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
- развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
- совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
- формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
- совершенствование навыков решения задач на доказательство;
- отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
- расширение знаний учащихся о геометрических фигурах на плоскости.
- Вводное повторение, 2 ч
- Векторы, 8 ч.
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Средняя линия трапеции.
Цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
- Метод координат, 10 ч
Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным осям. Координаты вектора. Уравнение окружности, уравнение прямой.
Цель - познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов, 11 ч
Синус, косинус, тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
- Длина окружности и площадь круга, 12 ч
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.
Цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятие длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
- Движение, 8 ч
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос и поворот. Наложения и движения.
Цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
- Начальные сведения из стереометрии, 8 ч
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления площадей поверхностей и объемов.
Цель - Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомит учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
- Об аксиомах планиметрии, 1 ч
Беседа об аксиомах планиметрии.
Цель - Повторить аксиомы и аксиоматические методы в геометрии
- Итоговое повторение, 8 ч
Решение задач.