Пояснительная записка
к рабочей программе по алгебре,
9 класс
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 9 класса общеобразовательной школы составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике к учебнику алгебры для 9 класса общеобразовательных школ авторов Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворовой.
Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение математики на ступени основного общего образования отводится 3 часа в неделю. Программа рассчитана на 102 ч.
Обучение ведется по учебнику алгебры, 9 класс Ю.Н.Макарычев Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова под редакцией С.А.Теляковского. - 17 издание.- М.: Просвещение, 2010.
Плановых контрольных работ – 8. Программа предусматривает проведение итоговой проверки знаний, умений и навыков учащихся. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения, они завершают изучение разделов: «Квадратичная функция», «Уравнения и неравенства с одной переменной». «Уравнения и неравенства с двумя переменными», «Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тесты, наблюдение, работа по карточке.
Виды организации учебного процесса: самостоятельные работы, контрольные работы, лекции, практикумы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики ученик должен
Знать/ понимать:
- понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
Уметь:
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Требования к ЗУН представлены и в тематическом планировании.
Основное содержание учебного курса
Содержание курса алгебры 9 класса включает следующие тематические блоки:
№ |
Тема |
Количество часов |
Контрольных работ |
1 |
Квадратичная функция |
24 |
2 |
2 |
Уравнения и неравенства с одной переменной |
14 |
1 |
3 |
Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы |
19 |
1 |
4 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии |
15 |
2 |
5 |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей |
13 |
1 |
6 |
Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 |
17 |
1 |
|
Итого |
102ч |
8 |
- Квадратичная функция, 24 ч
Функция. Область определения и область значений функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция у=ах2+вх+с, ее свойства и график. Простейшие преобразования графиков функций. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.
Цель – расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
- Уравнения и неравенства с одной переменной, 14 ч
Целое уравнение и его корни. Биквадратные уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений.
Решение систем содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение текстовых задач методом составления систем.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах² + вх + с > 0 или ах² + вх + с < 0.
- Уравнения и неравенства с двумя переменными, 19 ч
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Цель – выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
- Арифметическая и геометрическая прогрессии, 15 ч
Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель - дать понятия об арифметической и геометрических прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
- Элементы комбинаторики и теории вероятностей, 13 ч
Примеры комбинаторных задач. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота случайного события. Равновозможные события и их вероятность.
Цель - ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятие относительной частоты и вероятности случайного события.
- Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 , 17 ч
Алгебраические выражения. Уравнения и системы уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Решение неравенств. Функции и их графики. Прогрессии.