Робототехника для 3-5 классов

 

 

Пояснительная записка

 

Интенсивное использование роботов в быту и на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.

Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому курсы робототехники и компьютерного программирования необходимо вводить в образовательные учреждения.

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Робототехника - это проектирование, конструирование и программирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.

 

Цели и задачи курса

Цель курса: Изучение курса «Робототехника» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующей цели: развитие интереса школьников к технике и техническому творчеству.

Задачи:

  • Познакомить с практическим освоением технологий проектирования, моделирования и изготовления простейших технических моделей.
  • Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
  • Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
  • Развивать творческие способности и логическое мышление, мелкую моторику.
  • Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей

 

Место курса «Робототехники» в учебном плане

Реализация данной программы рассчитана на 34 часа в год. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю и включают в себя теоретические и практические занятия. Целевая группа – 3-5 класс

Общая характеристика курса

      Одной из важных проблем в России являются её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.

     Также данный курс даст возможность школьникам закрепить и применить на практике полученные знания по таким дисциплинам, как математика, физика, информатика, технология. На занятиях по техническому творчеству учащиеся соприкасаются со смежными образовательными областями. За счет использования запаса технических понятий и специальных терминов расширяются коммуникативные функции языка, углубляются возможности лингвистического развития обучающегося.

     При ознакомлении с правилами выполнения технических и экономических расчетов при проектировании устройств и практическом использовании тех или иных технических решений школьники знакомятся с особенностями практического применения математики. Осваивая приемы проектирования и конструирования, ребята приобретают опыт создания реальных и виртуальных демонстрационных моделей.

Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка, состязание, конкурс и т.д.).

Для реализации программы используются образовательные конструкторы фирмы Lego, конструктор LEGO Education.

Планируемый результат:

В ходе изучения курса формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и позна­вательных задач;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности ее решения;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее ре­шение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументи­ровать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных техно­логий (далее ИКТ-компетенции).

Личностные результаты, такие как:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориен­тировки в мире профессий и профессиональных предпоч­тений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследо­вательской, творческой и других видов деятельности.

Предметные результаты: формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.

Основное содержание.

  1. Введение в робототехнику (2 ч)

Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Искусственный интеллект. Правила работы с конструктором LEGO

Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGO Education. Визуальные языки программирования. Их основное назначение и возможности. Команды управления роботами. Среда программирования модуля, основные блоки.

  1. Знакомство с роботами LEGO Education, NXTI. (4 ч)

Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Правила обращения с роботами. Основные механические детали конструктора. Их название и назначение.

Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Включение модуля EV3. Запись программы и запуск ее на выполнение. Сервомоторы EV3, сравнение моторов. Мощность и точность мотора. Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства.

Сборка роботов. Сборка модели робота по инструкции. Программирование движения вперед по прямой траектории. Расчет числа оборотов колеса для прохождения заданного расстояния.

  1. Датчики LEGO Education и их параметры. (6 ч)

Датчики. Датчик касания. Устройство датчика. Практикум. Решение задач на движение с использованием датчика касания.

Датчик цвета, режимы работы датчика. Решение задач на движение с использованием датчика цвета.

Ультразвуковой датчик. Решение задач на движение с использованием датчика расстояния.

Гироскопический датчик. Инфракрасный датчик, режим приближения, режим маяка.

Подключение датчиков и моторов.

Интерфейс модуля EV3. Приложения модуля. Представление порта. Управление мотором.

Проверочная работа № 1 по теме «Знакомство с роботами LEGO MINDSTORMS».

  1. Основы программирования и компьютерной логики (9 ч)

Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы.

Счетчик касаний. Ветвление по датчикам. Методы принятия решений роботом. Модели поведения при разнообразных ситуациях.

Программное обеспечение EV3. Среда LABVIEW. Основное окно. Свойства и структура проекта. Решение задач на движение вдоль сторон квадрата. Использование циклов при решении задач на движение.

Программные блоки и палитры программирования. Страница аппаратных средств. Редактор контента. Инструменты. Устранение неполадок. Перезапуск модуля.

Решение задач на движение по кривой. Независимое управление моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота.

Использование нижнего датчика освещенности. Решение задач на движение с остановкой на черной линии. Решение задач на движение вдоль линии. Калибровка датчика освещенности.

Программирование модулей. Решение задач на прохождение по полю из клеток. Соревнование роботов на тестовом поле.

  1. Практикум по сборке роботизированных систем (8 ч)

Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Использование конструктора Lego в качестве цифровой лаборатории.

Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности.

Сила. Плечо силы. Подъемный кран. Счетчик оборотов. Скорость вращения сервомотора. Мощность. Управление роботом с помощью внешних воздействий.

Реакция робота на звук, цвет, касание. Таймер.

Движение по замкнутой траектории. Решение задач на криволинейное движение.

Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием нескольких разных видов датчиков. Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное движение.

Проверочная работа №2 по теме «Виды движений роботов»

  1. Творческие проектные работы и соревнования(6 ч)

Правила соревнований. Работа над проектами «Движение по заданной траектории», «Кегельринг». Соревнование роботов на тестовом поле.

Конструирование собственной модели робота. Программирование и испытание собственной модели робота. Подведение итогов работы учащихся. Подготовка докладов, презентаций, стендовых материалов для итоговой конференции. Завершение создания моделей роботов для итоговой выставки

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение в робототехнику

2

2

Знакомство с роботами LEGO Education, NXTI.

4

3

Датчики LEGO и их параметры.

6

4

Основы программирования и компьютерной логики

9

5

Практикум по сборке роботизированных систем

8

6

Творческие проектные работы и соревнования

5

ВСЕГО

 

. Формы контроля

  • Проверочные работы
  • Практические занятия
  • Творческие проекты

     При организации практических занятий и творческих проектов формируются малые группы, состоящие из 2-3 учащихся. Для каждой группы выделяется отдельное рабочее место, состоящее из компьютера и конструктора.

     Преобладающей формой текущего контроля выступает проверка работоспособности робота:

  • выяснение технической задачи, 
  • определение путей решения технической задачи  

Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ. 

 

Методы обучения

  • Познавательный  (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения материалов);
  • Метод проектов  (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
  • Контрольный метод  (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
  • Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)

Формы организации учебных занятий

  • урок-консультация;

практикум; урок-проект; урок проверки и коррекции знаний и умений. выставка; 

  • соревнование;

     Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения конструирования и программирования модели робота для решения предложенной задачи

Примерные темы проектов:

  • Спроектируйте и постройте автономного робота, который движется по правильному многоугольнику и измеряет расстояние и скорость
  • Спроектируйте и постройте автономного робота, который может передвигаться:
    • на расстояние 1 м
    • используя хотя бы один мотор
    • используя для передвижения колеса
    • а также может отображать на экране пройденное им расстояние
  • Спроектируйте и постройте автономного робота, который может перемещаться и:
    • вычислять среднюю скорость
    • а также может отображать на экране свою среднюю скорость
  • Спроектируйте и постройте автономного робота, который может передвигаться:
    • на расстояние не менее 30 см
    • используя хотя бы один мотор
    • не используя для передвижения колеса
  • Спроектируйте, постройте и запрограммируйте робота, который может двигаться вверх по как можно более крутому уклону.
  • Спроектируйте, постройте и запрограммируйте робота, который может передвигаться по траектории, которая образует повторяемую геометрическую фигуру (например: треугольник или квадрат).
  • Спроектируйте и постройте более умного робота, который реагирует на окружающую обстановку. Запрограммируйте его для использования датчиков цвета, касания, и ультразвукового датчика для восприятия различных данных.
  • Спроектируйте, постройте и запрограммируйте роботизированное существо, которое может воспринимать окружающую среду и реагировать следующим образом:
  • издавать звук;
  • или отображать что-либо на экране модуля EV
  • Спроектируйте, постройте и запрограммируйте роботизированное существо, которое может:
    • чувствовать окружающую обстановку;
    • реагировать движением.
  • Спроектируйте, постройте и запрограммируйте роботизированное существо, которое может:
    • воспринимать условия света и темноты в окружающей обстановке;
    • реагировать на каждое условие различным поведением

Презентация группового проекта

   Процесс выполнения итоговой работы завершается процедурой презентации действующего робота.

Презентация сопровождается демонстрацией действующей модели робота и представляет собой устное сообщение (на 5-7 мин.), включающее в себя следующую информацию:

- тема и обоснование актуальности проекта;

- цель и задачи проектирования;

- этапы и краткая характеристика проектной деятельности на каждом из этапов.

Оценивание выпускной работы осуществляется по результатам презентации робота на основе определенных критериев.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать/понимать

  • роль и место робототехники в жизни современного общества;
  • основные сведение из истории развития робототехники в России и мире;
  • основных понятия робототехники, основные технические термины, связанные с процессами конструирования и программирования роботов;
  • правила и меры безопасности при работе с электроинструментами;
  • общее устройство и принципы действия роботов;
  • основные характеристики основных классов роботов;
  • общую методику расчета основных кинематических схем;
  • порядок отыскания неисправностей в различных роботизированных системах;
  • методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей;
  • основы популярных языков программирования;
  • правила техники безопасности при работе в кабинете оснащенным электрооборудованием;
  • определения робототехнического устройства, наиболее распространенные ситуации, в которых применяются роботы;
  • иметь представления о перспективах развития робототехники, основные компоненты программных сред;
  • основные принципы компьютерного управления, назначение и принципы работы цветового, ультразвукового датчика, датчика касания, различных исполнительных устройств;
  • различные способы передачи механического воздействия, различные виды шасси, виды и назначение механических захватов;

уметь

  • собирать простейшие модели с использованием EV3;
  • самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей манипуляторы и роботов различного назначения;
  • использовать для программирования микрокомпьютер EV3 (программировать на дисплее EV3)
  • владеть основными навыками работы в визуальной среде программирования, программировать собранные конструкции под задачи начального уровня сложности;
  • разрабатывать и записывать в визуальной среде программирования типовые управления роботом
  • пользоваться компьютером, программными продуктами, необходимыми для обучения программе;
  • подбирать необходимые датчики и исполнительные устройства, собирать простейшие устройства с одним или несколькими датчиками, собирать и отлаживать конструкции базовых роботов
  • правильно выбирать вид передачи механического воздействия для различных технических ситуаций, собирать действующие модели роботов, а также их основные узлы и системы
  • вести индивидуальные и групповые исследовательские работы.

 

Список литературы

http://www.prorobot.ru/lego.php

http://nau-ra.ru/catalog/robot http://www.russianrobotics.ru/actions/actions_92.html

http://habrahabr.ru/company/innopolis_university/blog/210906/STEM-робототехника