Пояснительная записка
В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» является актуальной.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Главная цель кружка «Я волонтер!» – внести вклад в физическое и духовно-нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель программы:
- Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.
- Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
- Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.
- Внедрение новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
- Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
- Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
- Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
- Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
- Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
- Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;
- Создание условий, позволяющих обучающимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.
- Образование механизма работы школы с окружающим социумом, через организацию социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей «группы риска».
Общая характеристика курса
Основная идея программы внеурочной деятельности «Я - волонтер» – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
- во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);
- во-вторых, передавая информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.
Направления работы
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга молодежи;
- профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;
- профессиональное становление – организация досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся.
Программа "Я волонтер!" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 7-8 классов.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Курс рассчитан на 34 часа.
Возраст – 12 – 14 лет.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, экологических десантов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы «Я-волонтёр»:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование неравнодушного отношения к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Я-волонтёр» проявляются в:
- расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга
Содержание курса
Введение в курс «Я волонтёр!» - 3 часа
Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Обучающиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год.
Вредные привычки – 9 часов
Беседа о вредных привычках. Подготовка устного журнала о вредных привычках. Анкетирование обучающихся по теме «Вредные привычки». Беседы о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании. Что такое СПИД?
Здоровый образ жизни – 9 часов
Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.
Милосердие – души усердие – 13 часов
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Планируемые результаты изучения курса
- основной результат работы – формирование в ходе работы кружка, более ответственной, здоровой, значимой личности;
- владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерское движение и проведение альтернативных мероприятий;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
- уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.
- умение общаться с обучающимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
Опыт, который должен приобрести волонтер в процессе работы в волонтерском отряде:
- Общие теоретические знания.
Виды наркотиков и их действие на организм человека. Химическая зависимость. Причины и последствиями употребления ПАВ. Физиологические и психологические особенности подросткового возраста. Владение различными методами ведения профилактической работы среди своей целевой группы.
- Практические навыки,
Работа в группе; работа с аудиторией и отдельным человеком; доступное изложение своих мыслей; эффективные методы передачи информации; ведение профилактических тренингов; творческий подход к своей работе.
- Личностное совершенствование.
В процессе обучения и работы волонтер личностно развивается. У каждого есть возможности стать лучше. Достичь каких-то высот, разрешить какие-то поведенческие проблемы, мешающие общению с окружающими. Поэтому мы стараемся, чтобы волонтеры обрели такие качества, которые помогли бы им в профессиональной дальнейшей деятельности, а также в жизни.
У каждого волонтера есть возможность обрести навыки: уверенного поведения; проблемо – разрешающего поведения; ответственного поведения;
А так же есть возможность научиться: позитивному отношению к трудным ситуациям; быть честными перед собой и перед другими; сострадать.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела и тем |
Форма проведения занятий |
Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) |
Кол-во часов |
Сроки
|
|
1 |
Вводное занятие «Кто такие волонтеры? Мифы о волонтёрстве» |
беседа |
находят информацию в сети Интернет о волонтерских отрядах
|
1 |
|
|
2 |
Составление плана работы
|
работа творческих групп |
учатся планировать деятельность отряда по направлениям,
|
1 |
|
|
3 |
«Спешите делать добрые дела!» |
|
работа в группах: тренинг «Цветик-семицветик». |
1 |
|
|
Вредные привычки (9 часов) |
||||||
4 |
Какие привычки называют вредными? |
беседа |
отвечают на вопросы и задают их |
1 |
|
|
5 |
«Поговорим о вредных привычках» Анкетирование в 4 – 6 классах по теме: «Вредные привычки» |
беседа анкетирование |
подготовка устного журнала «Поговорим о вредных привычках» (выступление перед 4 – 6 классами) |
1 |
|
|
6 |
Сохранение здоровья |
|
знакомятся с понятиями «вредные вещества» (ПАВ) |
1 |
|
|
7, 8 |
Как сказать «Нет!» сигаретам. |
Конкурс рисунков |
рисуют газету |
2 |
|
|
9 |
Употребление алкоголя – опасная болезнь. |
выступление агитбригады |
подготовка и инсценировка сценки |
1 |
|
|
10 |
Осторожно! Наркотические вещества!
|
беседа |
Создают листовки, изучают информацию по проблеме (понятие о наркотических веществах, их влияние на организм человека и последствиях применения) |
1 |
|
|
11, 12
|
Спид – чума ХХ века. |
Акция |
Создают листовки, изучают информацию о СПИДе. |
2 |
|
|
Всемирный День борьбы со СПИДом. Акция Красная ленточка |
||||||
Здоровый образ жизни (9 часов) |
||||||
13 |
Мы за ЗОЖ. Твой образ жизни – пример для подражания |
дискуссия |
|
1 |
|
|
14 |
“Мы и наше здоровье” |
встреча с мед. работником |
|
1 |
|
|
15, 16 |
«Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и нравственных ценностей. |
Выступление агитбригады |
выразительно произносят выученные слова, учатся вести себя на сцене, проявляют в импровизации |
2 |
|
|
17 |
«Внимание опасность!» |
Беседа, тестирование |
умение распознавать опасные ситуации, принимать верные решения |
1 |
|
|
18, 19 |
Подвижные игры на переменах с обучающимися 1-4 класс |
|
подбор игр, апробация |
2 |
|
|
20, 21 |
Конкурс рисунков среди обучающихся 1-8 классов на тему: «Здоровый образ жизни – это здорово!» |
|
Выпуск стенгазеты |
2 |
|
|
Милосердие – души усердие (13 часов) |
||||||
22 |
17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Добру пусть откроется сердце ” |
тренинг |
Участие в беседе о доброте, о роли этого качества для волонтёра, самооценка и анализ работы. |
1 |
|
|
23 |
Поздравление тружеников тыла Великой Отечественной войны с Днём защитника Отечества |
|
Участие в беседе о роли волонтёров в проведении Дня защитника Отечества, просмотр презентации, определение последовательности работы, самооценка и анализ работ. |
1 |
|
|
24, 25 |
Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их с Международным женским днём |
работа творческих групп |
Участие в беседе о Международном женском дне, о роли волонтёров в проведении праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. |
2 |
|
|
26 |
Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с обучающимися 1-4 класс |
|
Участие в беседе о помощи волонтёров в организации игр |
1 |
|
|
27 |
Особенности работы с пожилыми людьми. |
лекция |
запоминают приемы работы, отрабатывают их на практике |
|
|
|
28 |
«Поделись улыбкою своей» |
акция |
посещение одиноких пожилых людей, беседы с ними, помощь по хозяйству |
1 |
|
|
29 |
12.04 - Международный день милосердия. “Будьте милосердным” |
беседа |
Участие в беседе о Международном дне милосердия, о роли этого качества для волонтёра. |
1 |
|
|
30 |
Участие к акции «Ветеран живёт рядом»
|
акция |
Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к тем людям, кто боролся за наше счастливое детство, о долге перед ними, о роли волонтёров в организации праздника; |
1 |
|
|
31 |
Акция «Вахта памяти». Уборка памятников участникам Великой Отечественной войны и территории около него |
акция |
Участие в беседе о памяти к тем людям, кто боролся за нашу независимость, счастливое детство, о долге перед ними,
|
1 |
|
|
32 |
Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и села». Подготовка к акции «Родное село - чистое село» |
|
Участие в беседе о роли волонтёров в благоустройстве школьного двора, улиц села и сохранении чистоты. |
1 |
|
|
33 |
Акция «Родное село - чистое село» |
акция |
Сбор мусора в селе |
1 |
|
|
34 |
Итоговое занятие. Какой я волонтер? |
анкетирование |
Анализ своей работы как волонтёра, её самооценка. |
1 |
|
|
|
Итого |
|
|
34 ч. |
|
|