Кружок "Я-волонтер"

                                                                       Пояснительная записка

       В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания  является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. 

      Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

     Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют  появления новых подходов и методов активизации подростков.  Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.  Поэтому программа внеурочной деятельности «Я волонтер!» является актуальной.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.  

Главная цель кружка «Я волонтер!» – внести вклад в физическое и духовно-нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Цель программы:

  • Развивать новое направление внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.
  • Членами волонтерского движения оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
  • Формирование в детской и юношеской среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, навыков социально-ответственного поведения, а также пропаганда здорового образа жизни.
  • Внедрение новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
  • Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность

Задачи:

  • Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
  • Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
  • Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
  • Возрождение идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
  • Предоставлять детям информации о здоровом образе жизни;
  • Создание условий, позволяющих обучающимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.
  • Образование механизма работы школы с окружающим социумом, через  организацию социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей «группы риска».

 

Общая характеристика курса

      Основная идея программы внеурочной деятельности «Я - волонтер» – воспитать  поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

       Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.  Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

     В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:

  • во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);
  • во-вторых, передавая информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.

Направления работы

  • духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
  • патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села;
  • здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
  • формирование толерантности – организация досуга молодежи;
  • профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;
  • профессиональное становление – организация досуга детей в микрорайоне, цикл классных часов для учащихся школ.

Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся.

Программа "Я волонтер!" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 7-8 классов.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Курс рассчитан на 34 часа.

Возраст – 12 – 14 лет.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, экологических десантов.

 

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения программы «Я-волонтёр»:

- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование неравнодушного отношения к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы «Я-волонтёр» проявляются в:

- расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы

- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;

- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

- формирование толерантности – организация досуга

 

Содержание курса

Введение в курс «Я волонтёр!» - 3 часа

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.  Обучающиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год.

Вредные привычки – 9 часов

Беседа о вредных привычках. Подготовка устного журнала о вредных привычках. Анкетирование обучающихся по теме «Вредные привычки». Беседы о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании. Что такое СПИД?

Здоровый образ жизни – 9 часов

Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.

Милосердие – души усердие – 13 часов

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

 

Планируемые результаты изучения курса

  • основной результат работы – формирование в ходе работы кружка, более ответственной, здоровой, значимой личности;
  • владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерское движение и проведение    альтернативных мероприятий;
  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
  • уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.
  • умение общаться с обучающимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

       Опыт, который  должен приобрести волонтер в процессе работы в волонтерском отряде:

  1. Общие теоретические знания.

Виды наркотиков и их действие на организм человека. Химическая зависимость. Причины и последствиями употребления ПАВ. Физиологические и психологические особенности подросткового возраста. Владение различными методами ведения профилактической работы среди своей целевой группы.

  1. Практические навыки,

Работа в группе; работа с аудиторией и отдельным человеком; доступное изложение своих мыслей; эффективные методы передачи информации; ведение профилактических тренингов; творческий подход к своей работе.

  1. Личностное совершенствование.

В процессе обучения и работы волонтер личностно развивается. У каждого есть возможности стать лучше. Достичь каких-то высот, разрешить какие-то поведенческие проблемы, мешающие общению с окружающими. Поэтому мы стараемся, чтобы волонтеры обрели такие качества, которые помогли бы им в профессиональной дальнейшей деятельности, а также в жизни.

У каждого волонтера есть возможность обрести навыки: уверенного поведения; проблемо – разрешающего поведения; ответственного поведения;

А так же есть возможность научиться: позитивному отношению к трудным ситуациям; быть честными перед собой и перед другими; сострадать. 

Календарно-тематическое планирование

 

Наименование раздела и тем

Форма проведения занятий

Характеристика деятельности учащихся

(основные учебные умения и действия)

Кол-во часов

Сроки

 

1

Вводное занятие «Кто такие волонтеры? Мифы о волонтёрстве»

беседа

находят информацию в сети Интернет о волонтерских отрядах

 

1

 

2

Составление плана работы

 

работа творческих групп

учатся планировать деятельность отряда по направлениям,

 

1

 

3

«Спешите делать добрые дела!»

 

работа в группах: тренинг «Цветик-семицветик».

1

 

Вредные привычки (9 часов)

4

Какие привычки называют вредными?

беседа

отвечают на вопросы и задают их

1

 

5

«Поговорим о вредных привычках» Анкетирование в 4 – 6 классах по теме: «Вредные привычки»

беседа анкетирование

подготовка устного журнала «Поговорим о вредных привычках» (выступление перед 4 – 6 классами)

1

 

6

Сохранение здоровья

 

знакомятся с понятиями «вредные вещества» (ПАВ)

1

 

7,

8

Как сказать «Нет!» сигаретам.

Конкурс рисунков

рисуют газету

2

 

9

Употребление алкоголя – опасная болезнь.

выступление агитбригады

подготовка и инсценировка сценки

1

 

10

Осторожно! Наркотические вещества!

 

беседа

Создают листовки, изучают информацию по проблеме (понятие о наркотических веществах, их влияние на организм человека и последствиях применения)

1

 

11, 12

 

Спид – чума ХХ века.

Акция

Создают листовки, изучают информацию о СПИДе.

2

 

 Всемирный День борьбы со СПИДом. Акция Красная ленточка

                                                                     Здоровый образ жизни (9 часов)

13

Мы за ЗОЖ. Твой образ жизни – пример для подражания

дискуссия

 

1

 

14

“Мы и наше здоровье”

встреча с мед. работником

 

1

 

15,

16

«Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и

нравственных ценностей.

Выступление агитбригады

выразительно произносят выученные слова, учатся вести себя на сцене, проявляют в импровизации

2

 

17

«Внимание опасность!»

Беседа, тестирование

умение распознавать опасные ситуации, принимать верные решения

1

 

18,

19

Подвижные игры на переменах с обучающимися 1-4 класс

 

подбор игр, апробация

2

 

20,

21

Конкурс рисунков среди обучающихся 1-8 классов на тему: «Здоровый образ жизни – это здорово!»

 

Выпуск стенгазеты

2

 

Милосердие – души усердие (13 часов)

22

17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Добру пусть откроется сердце ”

тренинг

Участие в беседе о доброте, о роли этого качества для волонтёра, самооценка и анализ работы.

1

 

23

Поздравление тружеников тыла Великой Отечественной войны с Днём защитника Отечества

 

Участие в беседе о роли волонтёров в проведении Дня защитника Отечества, просмотр презентации, определение последовательности работы, самооценка и анализ работ.

1

 

24,

25

Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их с Международным женским днём

работа творческих групп

Участие в беседе о Международном женском дне, о роли волонтёров в проведении праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ.

2

 

26

Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с   обучающимися 1-4 класс

 

Участие в беседе о помощи волонтёров в организации игр

1

 

27

Особенности работы с пожилыми людьми.

лекция

запоминают приемы работы, отрабатывают их на практике

 

 

28

 «Поделись улыбкою своей»

акция

посещение одиноких пожилых людей, беседы с ними, помощь по хозяйству

1

 

29

12.04 - Международный день милосердия. “Будьте

милосердным”

беседа

Участие в беседе о Международном дне милосердия, о роли этого качества для волонтёра.

1

 

30

Участие к акции «Ветеран живёт рядом»

 

акция

Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к тем людям, кто боролся за наше счастливое детство, о долге перед ними, о роли волонтёров в организации праздника;

1

 

31

Акция «Вахта памяти».

Уборка памятников участникам Великой Отечественной войны и территории около него

акция

Участие в беседе о памяти к тем людям, кто боролся за нашу независимость, счастливое детство, о долге перед ними,

 

1

 

32

Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и села».

Подготовка к акции «Родное село - чистое село»

 

Участие в беседе о роли волонтёров в благоустройстве школьного двора, улиц села и сохранении чистоты.

1

 

33

Акция «Родное село - чистое село»

акция

Сбор мусора в селе

1

 

34

Итоговое занятие. Какой я волонтер?

анкетирование

Анализ своей работы как волонтёра, её самооценка.

1

 

 

Итого

 

 

34 ч.