Рабочая программа среднего общего образования по биологии
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 10-11 классов (базовый уровень) разработана на основе Примерной программы по биологии среднего общего образования, авторской программы (авторы-составители И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова), учебники: Биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 240 с.: ил., Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 240 с.: ил.
Цели:
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
- Общая характеристика учебного курса
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
- Место предмета в учебном плане
Учебный план школы на изучение курса биологии на старшей ступени обучения на изучение курса биологии выделяет 138 часов, в том числе в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
- Содержание учебного предмета «Биология»
10 класс
Введение в курс общебиологических явлений (7 часов)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. (Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Биосферный уровень организации жизни (17 часов)
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А. И. Опарина, и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.
Биогеоценотический уровень организации жизни (16 часов)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа:
«Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»
НРК: Влияние промышленных предприятий республики на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Особо охраняемые природные территории тюменской области
Природные ресурсы тюменской области и проблемы рационального природопользования.
Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни (28 часов)
Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Человеческие расы. Гипотезы происхождения человека. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа:
«Морфологические критерии, используемые при определении видов»
«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».
Экскурсии:
«Многообразие видов в родной природе»
НРК: Антропогенное воздействие на биоразнообразие тюменской области.
Экологические проблемы Тюменской области и пути их решения.
Природные парки, памятники природы,
11 класс
Организменный уровень организации живой материи (25 часов)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи. Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Развитие организма от рождения до смерти (онтогенез). Из истории развития генетики.
Изменчивость признаков организма и ее типы. Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Мутагены. Их влияние на живую природу и человека. Этические аспекты медицинской генетики. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество в жизни человека и общества. Царство Вирусы: разнообразие и значение. Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах.
НРК: Этнические и природные особенности возникновения некоторых заболеваний населения Тюменской области. Профилактика вирусных заболеваний в Тюменской области
Лабораторная работа: Решение элементарных генетических задач.
Клеточный уровень организации жизни (24 часа)
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток. Ткани. Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный цикл жизни. Деление клетки – митоз и мейоз. Деление клетки – митоз и мейоз. Решение задач по молекулярной биологии. Особенности образования половых клеток. Структура и функции хромосом. Многообразие прокариот. Роль бактерий в природе. Многообразие одноклеточных эукариот. Микробиология на службе человека. История развития науки о клетке. Дискуссионные проблемы цитологии. Гармония и целесообразность в живой природе.
НРК: Инфекционные и кишечные заболевания в Тюменской области, вызываемые бактериями, их профилактика. Использование бактерий в биотехнологической отрасли Тюменской области. Заболевания, вызываемые простейшими в Тюменской области, их профилактика
Молекулярный уровень проявления жизни (18 часов)
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Структура и функции нуклеиновых кислот. Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка. Молекулярные процессы расщепления. Регуляторы биомолекулярных процессов. Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Время экологической культуры. Заключение: структурные уровни организации живой природы.
НРК: Загрязнение химическими отходами в тюменской области.
- Тематический план реализации рабочей программы
10 класс
Содержание курса биологии
№ п/п |
Название главы |
Количество часов |
1. |
Введение в курс общей биологии |
7 |
2. |
Биосферный уровень жизни |
17 |
3. |
Биогеоценотический уровень жизни |
16 |
4. |
Популяционно- видовой уровень жизни |
26 |
5. |
Промежуточная аттестация |
1 |
6. |
Повторение изученного материала |
1 |
Итого |
|
68 |
10 класс
№ учебного занятия |
Темы учебных занятий |
Элементы содержания и НРК |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Глава 1. Введение в курс общей биологии (7 ч) |
|||
1. |
Содержание и структура курса общей биологии |
Предмет, содержание и структура общей биологии. Связь биологии с другими науками. Роль биологии в будущем. |
Знать предмет и науки, составляющие общую биологию. Уметь характеризовать биологию как комплексную науку. Понимать роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира. |
2. |
Основные свойства жизни |
Основные понятия: жизнь, открытая система. Отличительные признаки живой природы: единство хим. состава, обмен веществ и энергии, размножение, рост и развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость, дискретность. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. |
Знать определение понятию жизнь. Уметь называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе. |
3. |
Уровни организации живой материи Входной контроль. |
Уровни организации живой природы. Краткая характеристика. |
Знать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Уметь определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. |
4. |
Значение практической биологии
|
Достижения современной биологии. Роль биологии в практической деятельности людей. |
Уметь приводить примеры практического применения достижений современной биологии. |
5. |
Методы биологических исследований |
Методы познания живой природы: описательный, исторический, наблюдение, эксперимент, моделирование. Этапы познания: сбор фактов, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, доказательства теории. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формирование естественно-научной картины мира. |
Знать методы исследований живой природы. Объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании естественно – научной картины мира. |
6. |
Живой мир и культура |
Семинарское занятие |
Знать что такое культура. Понимать роль живой природы в развитии культуры. |
7. |
Контрольная работа по теме: "Введение в курс общей биологии" |
Контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида |
|
Глава 2. Биосферный уровень жизни (17 ч) |
|||
8. |
Учение о биосфере |
Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живого вещества в биосфере. |
Знать определение понятию биосфера. Называть признаки, компоненты и свойства биосферы. Уметь характеризовать живое вещество, биокосное, косное, биогенное вещество биосферы. Определять границы биосферы. |
9. |
Функции живого вещества в биосфере |
Особенности и функции живого вещества: газовая, энергетическая, концентрационная, деструктивная и средообразующая. Распределение живого вещества в биосфере. Биомасса. |
Уметь характеризовать: функции живого вещества и приводить примеры; распределение биомассы на земном шаре. |
10. |
Происхождение живого вещества |
Гипотезы происхождения жизни: самозарождения, панспермии, вечности жизни, божественная , биохимической эволюции. История развития представлений о возникновении жизни. Теории биогенеза и абиогенеза. Опыты Ф. Редди и Л. Пастера. |
Уметь описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. |
11. |
Теория Опарина –Дж. Холдейна о происхождении жизни |
Гипотеза происхождения жизни А. И. Опарина. Сущность гипотезы , этапы возникновения жизни: химический и биологический. Опыты Миллера. Вклад работ Холдейна и Бернала. |
Уметь анализировать и оценивать работы Опарина, Холдейна, Бернала, Миллера |
12. |
Физико – химическая эволюция в развитии биосферы |
Возникновение нашей планеты. Химическая эволюция в истории Земли. |
Понимать физические явления в истории Земли |
13. |
Биологическая эволюция в развитии биосферы |
Возникновении прокариот, автотрофов, эукариот, полового процесса, многоклеточности. Симбиотическая гипотеза происхождения эукариот. Теории гастреи и фагоцителлы. |
Знать определения терминам: прокариоты, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, эукариоты. Уметь описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки и многоклеточности. |
14. |
Хронология развития жизни на Земле |
Биологическая эволюция. Зоны: криптозой, фанерозой. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое. Ароморфозы архея и палеозоя. |
Знать определения ключевым понятиям. Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами. |
15. |
Этапы развития жизни на Земле
|
Развитие жизни в мезозое, кайнозое. Ароморфозы животных и растений в процессе эволюции |
Знать определения ключевым понятиям. Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Понимать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами. |
16. |
Биосфера как глобальная экосистема |
Биосфера как биосистема. Функциональные компоненты биосферы: продуценты, консументы, редуценты. Движущая сила и компоненты круговорота. |
Знать структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие. |
17. |
Круговорот веществ в природе |
Круговорот веществ - обязательное условие существования биосферы. Биохимические циклы углерода и фосфора. |
Знать определение понятию круговорот веществ, биохимические циклы. Уметь описывать биохимические циклы углерода, фосфора, воды. Понимать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии. |
18. |
Круговорот азота |
Биохимический цикл азота. Роль бактерий в осуществлении круговорота азота. Процессы нитрификации и денитрификации |
Знать определение понятию круговорот азота, биохимические циклы. Уметь описывать круговорот азота. Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; понимать роль живых организмов в круговороте. |
19. |
Механизмы устойчивости биосферы |
Механизмы устойчивости. Свойства биосферы, обеспечивающие ее устойчивость |
Знать механизмы устойчивости биосферы. |
20. |
Человек как житель биосферы |
Понятие о ноосфере. Этапы и способы воздействия человека на биосферу. Условия сохранения биосферы. |
Уметь объяснять способы воздействия человека на биосферу. Понимать и оценивать глобальность проблемы. Прогнозировать последствия. |
21. |
Особенности биосферного уровня организации живой матери и его роль в обеспечении жизни на Земле |
Влияние человека на биосферу. Проблема сохранения устойчивого развития биосферы. |
Знать антропогенные факторы воздействия на биосферу. Уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека. Понимать необходимость защиты среды окружающей среды. |
22. |
Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы |
Последствия деятельности человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, сведение лесов, эрозия почв. Пути решения экологических проблем. |
Уметь характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Понимать и систематизировать информацию о экологических проблемах. Анализировать и оценивать глобальные проблемы. |
23. |
Экологические факторы и их значение |
Среда- источник веществ, энергии, информации. Среды жизни. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Взаимодействие факторов среды. |
Знать определения: абиотические, биотические, антропогенные факторы. Приводить их примеры. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.
|
24. |
Контрольная работа по теме: "Биосферный уровень жизни" |
Контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида |
|
Глава 3. Биогеоценотический уровень жизни (16 ч) |
|||
25. |
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни |
Понятие биогеоценоз. Биогеоценоз как часть биосферы. Структура биогеоценоза: биотоп, биоценоз. Функциональные группы организмов: продуценты, консументы, редуценты. Свойства биогеоценоза. |
Знать определения ключевым понятиям. Уметь характеризовать структуру биогеоценоза. Приводить примеры функциональных групп организмов. |
26. |
Биогеоценоз как био- и экосистема |
Понятия: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Учение о биогеоценозе и экосистеме. |
Знать определения ключевым понятиям. Выделять отличия между понятиями биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры. |
27. |
Строение и свойства биогеоценоза |
Пространственная и морфологическая структура биогеоценоза. Трофическая структура биогеоценоза. Пищевые связи, цепи питания: пастбищные и разложения Направление потока веществ и энергии в пищевой цепи. Функциональные группы организмов. Составление схем пищевых цепей. |
Уметь характеризовать пространственную и морфологическую структуру биогеоценозов; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах. Знать направление потока веществ в пищевой цепи. Уметь составлять схемы пищевых цепей. |
28. |
Л. р. № 1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» с. 204 |
Пространственная и морфологическая структура биогеоценоза. |
Уметь сравнивать приспособленность организмов разных ярусов к условиям жизни |
29. |
Совместная жизнь видов в биогеоценозе |
Типы биоценотических связей: взаимополезные (симбиоз, мутуализм), полезнонейтральные (комменсализм, нахлебничество, квартиранство), полезновредные (хищничество, паразитизм, полупаразитизм) взаимовредные (антагонизм, конкуренция). |
Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры. |
30. |
Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах |
Типы биоценотических связей: взаимополезные (симбиоз, мутуализм), полезнонейтральные (комменсализм, нахлебничество, квартиранство) , полезновредные (хищничество, паразитизм, полупаразитизм) взаимовредные (антагонизм, конкуренция). |
Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры. |
31. |
Причины устойчивости в биогеоценозе |
Механизм саморегуляции. Свойства биогеоценоза, обеспечивающие его устойчивость. |
Понимать механизм саморегуляции и свойства биогеоценоза. |
32. |
Зарождение и смена биогеоценозов |
Понятия: сукцессия, климакс. Изменения сообщества в ходе сукцессий. Виды сукцессий: первичная, вторичная. Учение климакса. |
Знать определения понятиям. Уметь описывать механизм сукцессий. Знать причины смены экосистем. |
33. |
Суточные и сезонные изменения биогеоценозов |
Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Приспособления растений и животных сезонным ритмам. Фотопериодизм. |
Знать суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Уметь приводить примеры приспособленности организмов к ним. |
34. |
Многообразие водных биогеоценозов |
Ключевые понятия: пределы выносливости, ограничивающий фактор. Интенсивность действия фактора. Ограничивающее и оптимальное воздействие фактора среды. Правило минимума. |
Знать определения понятиям. Уметь характеризовать интенсивность действия фактора. Уметь приводить примеры ограничивающего воздействия факторов. |
35. |
Многообразие биогеоценозов суши |
Водные экосистемы, экосистемы суши. Влияние экологических факторов на организмы. |
Знать экологические группы организмов. |
36. |
НРК. Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). |
Антропогенное влияние на экосистемы. Факторы, вызывающие экологический кризис. |
Называть антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы. Выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах. |
37. |
НРК. Заповедные территории Чувашской Республики. |
Сохранение биоразнообразия. Заповедные территории Тюменской области |
Уметь обосновывать необходимость бережного отношения к природе. |
38. |
Природопользование в истории человечества НРК |
Потребительское отношение людей к природе. |
Знать определение понятия – природопользование. Формулировать принципы рационального природопользования. |
39. |
Экологические законы природопользования |
Принципы рационального природопользования. |
Обосновывать необходимость бережного отношения к природе. |
40. |
Контрольная работа по теме: "Биогеоценотический уровень жизни" |
Контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида |
|
Глава 4. Популяционно- видовой уровень жизни (28ч) |
|||
41. |
Вид, его критерии и структура
|
Основные понятия: вид, виды – двойники, ареал. Критерии вида. Совокупность критериев вида – условие обеспечения целостности и единства популяции. |
Знать определение - вид. Приводить примеры видов растений и животных. Уметь перечислять и характеризовать критерии вида. |
42 |
Л. р. № 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов». с. 206 |
Критерии вида. |
Знать морфологические свойства вида |
43. |
Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система
|
Термин «популяция». Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. |
Знать определение популяции. Уметь отличать понятия - вид и популяция. Уметь называть признаки популяций.
|
44. |
Популяция – структурная единица вида |
Термины «географическая популяция» и «экологическая популяция» |
Знать основные типы популяций |
45. |
Популяция как основная единица эволюции |
Эволюционная характеристика популяции. Эволюционные процессы происходящие в популяции: мутации, популяционные волны, изоляция популяций. Видообразование: географическое, аллопатрическое. |
Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции. |
46. |
Видообразование – процесс увеличения видов на Земле |
Понятие видообразования |
Знать способы образования видов: аллопатрическое и симпатрическое |
47. |
Система живых организмов на Земле |
История развития систематики. Современная система организмов. |
Знать основные таксономические единицы. Уметь определять систематическое положение организмов. |
48. |
Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества НРК |
Проблема утраты биоразнообразия. Антропогенное воздействие на биоразнообразие тюменской области. |
Знать и понимать понятие "биоразнообразие" |
49. |
Этапы происхождения человека |
Гипотезы о происхождении человека. Эволюция приматов. Стадии развития: древнейшие, древние, современные люди. Особенности строения и образа жизни. |
Уметь характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей. |
50. |
Человек как уникальный вид живой природы
|
Антропология. Систематическое положение человека. Особенности человека. Доказательства происхождения человека от животных. |
Знать признаки, доказывающие принадлежность человека к позвоночным млекопитающим. Уметь называть биологические и социальные особенности человека. Характеризовать систематическое положение. |
51. |
История развития эволюционных идей |
Креационизм. Научные и религиозные представления об эволюции. Значение работ К. Линнея. Система органического мира. Идея о постоянстве видов. Первая эволюционная теория Ламарка. Его заслуги и заблуждения. |
Уметь описывать научные представления об эволюции Линнея и Ламарка. Знать их заслуги и заблуждения. Характеризовать значение эволюционного учения. |
52. |
Естественный отбор и его формы |
формы ЕО: стабилизирующий, движущий, дизруптивный, половой. |
Знать определение понятию ЕО. Уметь называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего, движущей формы ЕО. Характеризовать формы ЕО. |
53. |
Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия |
Искусственный отбор. Его формы: сознательный и бессознательный. Принципы ИО. Значение ИО. Сравнение ЕО и ИО. |
Знать определение понятию. Уметь описывать механизм ИО. Сравнивать ИО и ЕО. |
54. |
Современное учение об эволюции. |
Формирование СТЭ. Значение работ Северцова А. Н. Шмальгаузена И. И, Симпсона Д. основные положения СТЭ. |
Знать основные положения СТЭ. Понимать роль СТЭ в формировании научного мировоззрения. |
55. |
Результаты эволюции и её основные закономерности |
Приспособительные особенности растений и животных. Относительный характер приспособлений. |
Знать содержание понятия. Уметь называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности. |
56. |
Основные направления эволюции |
Основные понятия: макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса. |
Знать определения понятиям. Уметь называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций. |
57. |
Л. р. № 3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных». с. 205 |
Основные направления эволюции |
Уметь выделять и описывать ароморфозы на примере растений и животных. |
58. |
Обобщающий урок «Учение об эволюции» |
Обобщение и систематизация материала. Тестирование. |
Знать эволюционные процессы |
59. |
Особенности популяционно – видового уровня жизни. |
Специфика популяционно – видового уровня. Его структура, организация, значение. |
Знать особенности популяционно-видового уровня жизни |
60 |
Значение изучения популяций и видов |
Структура, организация, значение популяций и видов |
Понимать роль популяций и видов в природе. |
61. |
Генофонд и причины гибели видов |
Значение генофонда для выживания и процветания видов. |
Знать причины гибели видов. |
62. |
Промежуточная аттестация |
Годовая контрольная работа |
|
63. |
Всемирная стратегия охраны природных видов НРК Проблема сохранения видов
|
Причины гибели видов. Всемирная стратегия охраны природных видов. Редкие и исчезающие виды |
Знать причины гибели видов. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных. |
64. |
Экскурсия «Многообразие видов в родной природе» НРК |
Сохранение биоразнообразия родного края |
Знать видовое разнообразие родного края. |
65. |
Особенности популяционно – видового уровня жизни |
Специфика популяционно – видового уровня. Его структура, организация, значение. |
Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции. |
66. |
Обобщение темы: «Популяционно- видовой уровень жизни» |
Специфика популяционно – видового уровня. Его структура, организация, значение. |
Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции. |
67. |
Движущие силы антропогенеза. |
Человек – биосоциальное существо. Биологические и социальные движущие силы. Знать и уметь характеризовать движущие силы антропогенеза. |
|
68. |
Расы человека |
Расы человека: негроидная, монголоидная, европеоидная. Географические и климатические условия формирования рас человека. Расизм. Знать основные расы внутри вида Человек разумный. Уметь выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий. Приводить факты, доказывающие ложность расизма. Объяснять причины единства человеческих рас. |
|
69. |
Обобщение по курсу |
|
|
70. |
Подведение итогов |
|
|
11 класс
Содержание курса биологии
№ п/п |
Названия тем |
Количество часов |
1. |
Организменный уровень жизни |
25 |
2. |
Клеточный уровень жизни |
24 |
3. |
Молекулярный уровень жизни |
18 |
4. |
Промежуточная аттестация |
1 |
Итого: |
|
68 |
11 класс
№ урока |
Тема |
Виды учебной деятельности |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Глава 1 Организменный уровень жизни (25 часов) |
|
||
1 |
Организменный уровень жизни и его роль в природе. |
Организм, организменный уровень, структурные элементы, биосистема. |
Дать определение КП, характеризовать особенности живого и назвать признаки живого. |
2 |
Организм как биосистема. |
Гетеротрофы, автотрофы, конкуренция, гуморальная, нервная и саморегуляция. |
Дать определение КП, объяснить процессы саморегуляции живых организмов. |
3 |
Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Входной контроль |
Пиноцитоз, фагоцитоз, раздражимость, таксис. |
Дать определение КП, охарактеризовать ориентировку одноклеточных в окружающей среде. |
4 |
Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. |
Системы органов, процессы жизнедеятельности,.
|
Дать определение КП, объяснить направление эволюции пищеварительной системы |
5 |
Типы питания и способы добывания пищи. |
Авто-,гетеро- и хемотрофы, фито-,зоо-, сапрофаги, пищеварительные железы и ферменты. |
Дать определение КП, назвать системы органов и знать их характеристику. |
6 |
Размножение организмов. |
Половое и бесполое размножение, почкование, фрагментация. |
Знать особенности и способы бесполого; типы полового размножения, оплодотворение, способы деления клеток |
7 |
Оплодотворение и его значение. |
|
Знать особенности наружного и внутреннего оплодотворения; двойное оплодотворение цветковых растений, искусственное оплодотворение |
8 |
Развитие организма от рождения до смерти (онтогенез). |
Онтогенез, эмбриогенез, дробление, гаструляция, морфогенез, экто-, мезо-, энтодерма. |
Знать этапы индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза, производных зародышевых листков, биогенетический закон |
9 |
Из истории развития генетики. |
Генетика, изменчивость, наследственность, хромосомная теория, генотип, фенотип |
Дать определение КП, объяснить причины наследственности и изменчивости, характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. |
10 |
Изменчивость признаков организма и ее типы. |
Наследственная: комбинативная, мутационная; ненаследственная: модификационная, онтогенетическая. |
Дать определение КП, назвать различные виды изменчивости, уровни изменчивости генотипа, виды мутаций. |
11 |
Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. |
Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, Гибридизация, рецессивный, доминантный, гибриды |
Дать определения КП, воспроизводить формулировку правила единообразия и расщепления. |
12 |
Дигибридное скрещивание. Лабораторная работа №1 |
Дигибридное скрещивание, независимое наследование, гибриды F1 |
Дать определения КП, сформулировать законы Г.Менделя. |
13 |
Взаимодействие генов. |
Гетерозис, кодоминирование, комплементарность, плейотропия, полимерия, эпистаз. |
Дать определение КП, объяснить проявления эпистаза и комплементарности. |
14 |
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. |
Задачи селекции. Основные методы. |
Дать определение КП, знать задачи селекции и основные методы селекции. |
15 |
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. |
Половые хромосомы, гетерогаметный и гомогаметный пол. |
Дать определение КП, назвать типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека. |
16 |
Практикум по решению задач "Наследование, сцепленное с полом". |
|
Дать определение КП. |
17 |
Наследственные болезни человека.
|
Наследственные заболевания, хромосомные болезни: аутосомные и сцепленные с Х-хромосомами. |
Дать определение КП, объяснить причины наследственных заболеваний. |
18 |
Мутагены. Их влияние на живую природу и человека. |
Мутагены, физическое и психическое здоровье человека. |
Дать определение КП, объяснить причины наследственных заболеваний. |
19 |
Этические аспекты медицинской генетики. |
|
Дать определение КП, анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии. |
20 |
Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований. |
Перспективы развития биологических знаний, бионика, биомеханика, биоэтика. |
Дать определение КП, характеризовать влияние геохимической и экологической ситуации. |
21 |
Факторы, определяющие здоровье человека. НРК: Этнические и природные особенности возникновения некоторых заболеваний населения Тюменской области |
Влияние геохимической и экологической ситуации на здоровье человека. Этнические и природные особенности возникновения некоторых заболеваний населения республики. |
Дать определение КП, характеризовать влияние геохимической и экологической ситуации. |
22 |
Творчество в жизни человека и общества. |
|
Темы семинарских занятий
|
23 |
Царство Вирусы: разнообразие и значение. |
Вирусы, вирусология, репродукция, капсид, эндопаразит. |
Дать определение КП, характеризовать процессы размножение вирусов, объяснить, положение вирусов в живом мире. |
24 |
Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах. НРК: Профилактика вирусных заболеваний в Тюменской области |
СПИД, бактериофаг, корь, коклюш, грипп, ангина. Вирусы. Вирусы и вызываемые ими заболевания. Меры профилактики вирусных гепатитов в Тюменской области. |
Дать определение КП, Знать пути передачи вирусных инфекций и меры профилактики. |
25 |
Контрольная работа по теме: "Организменный уровень жизни и его роль в природе". |
|
|
Глава 2. Клеточный уровень жизни (24 часа) |
|
||
26 |
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. |
Органоиды, включения, ДНК, РНК |
Знать отличие клеточного уровня от организменного. |
27 |
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. |
Ароморфоз, идиоадаптация, эволюция, биополимеры, пробионты. |
Дать определение КП, объяснять схему развития живого и его этапы. |
28 |
Многообразие клеток. Ткани. |
Растительные и животные ткани, нейрон, миофибриллы, эритроциты |
Дать определение КП, знать отличительные и сходные черты животных и растительных клеток. |
29 |
Строение клетки |
Мембранные и немембранные органоиды, строение и их функции. |
Дать определение КП, объяснить взаимосвязь строения органоидов с выполняемой функцией. |
30 |
Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы |
Прокариоты, эукариоты, нуклеотид, кольцевая ДНК (плазмида) рибосома. |
Дать определение КП, объяснить взаимосвязь строения органоидов с выполняемой функцией.
|
31 |
Особенности клеток прокариот и эукариот. |
Жизненный цикл, интерфаза, редупликация, синтез РНК, АТФ, белков-ферментов, удвоение центриолей. |
Дать определение КП, назвать части и органоиды прокариотической клетки. |
32 |
Клеточный цикл жизни |
Митотический цикл, профаза, метафаза, анафаза, телофаза. |
Дать определение КП, объяснить значение интерфазы в жизненном цикле, характеризовать процессы интерфазы. |
33 |
Деление клетки – митоз и мейоз Лабораторная работа №2 |
Гаплоидный набор хромосом, конъюгация, кроссинговер, редукционное и эквационное деление. |
Дать определение КП, характеризовать митоз, объяснить биологическую роль митоза. |
34 |
Деление клетки – митоз и мейоз |
Гаметогенез, гаметы, гермафродитизм, овогенез, сперматогенез, репродуктивный период. |
Дать определение КП, объяснить биологическую роль мейоза, сравнить процессы митоза и мейоза. |
35 |
Решение задач по молекулярной биологии |
|
Уметь использовать приобретенные знания по молекулярной биологии в решении задач |
36 |
Особенности образования половых клеток. |
Диплоидный и гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, хромосома, центромер, кариотип. |
Дать определение КП, характеризовать этапы гаметогенеза, сравнивать процессы овогенеза и сперматогенеза. |
37 |
Структура и функции хромосом. |
Формы клеток бактерий: палочковидные, кокки, диплококки, стрептококки, вибрионы, спириллы. |
Дать определение КП, характеризовать строение и функции хромосом, сравнивать хромосомы эу - и прокариот. |
38 |
Многообразие прокариот. |
Микробиология, биотехнология, патогенные, бифидобактерии, лактобактерии. |
Дать определение КП, описывать влияние микроорганизмов на состояние макроорганизма. |
39 |
Роль бактерий в природе. |
Штамм, клон, токсические выделения – канцерогены. |
Дать определение КП, характеризовать каждую группу бактерий и их особенности. |
40 |
НРК: Инфекционные и кишечные заболевания в Тюменской области вызываемые бактериями, их профилактика |
Инфекционные и кишечные заболевания в Чувашии, вызываемые бактериями, их профилактика |
Называть основные инфекционные заболевания, вызываемые бактериями. |
41 |
НРК: Использование бактерий в биотехнологической отрасли Тюменской области. |
Таксоны, органоиды, авто- и гетеротрофы, половое и бесполое размножение, ароморфоз. Этнические и природные особенности возникновения некоторых заболеваний населения республики (семейный эритроцитоз, гипотиреоз и др.); Использование бактерий в биотехнологической отрасли Тюменской области. Состав бифидосодержащих продуктов (кефир «Бифидок» и кисломолочный продукт «Бифилюкс» |
Дать определение КП, объяснить роль бактерий в природе и промышленности. |
42 |
Многообразие одноклеточных эукариот. |
Систематика, колониальные формы, жгутиконосцы, саркодовые. Актиномицеты, кокцидии, хемобактерии, клубеньковые бактерии, эндобионты. |
Дать определение КП, объяснить причину выделения простейших в особое подцарство. |
43 |
Микробиология на службе человека.
|
Цитология, клеточная теория, единство происхождения жизни на Земле. |
Дать определение КП, знать характеристику и роль простейших в жизни человека и в природе. |
44 |
НРК: Заболевания, вызываемые простейшими в Чувашии, их профилактика |
Заболевания, вызываемые простейшими в Чувашии, их профилактика |
Дать определение КП, знать характеристику и роль простейших в жизни человека и в природе. |
45 |
История развития науки о клетке. |
Анималькулисты, овисты, сукцессионная гипотеза, симбиотическая гипотеза. |
Дать определение КП, называть положения клеточной теории. |
46 |
Дискуссионные проблемы цитологии. |
|
Дать определение КП, знать характеристику гипотез. |
47 |
Гармония и целесообразность в живой природе. |
|
|
48 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: "Клеточный уровень жизни". |
|
Дать определение КП. |
49 |
Контрольная работа по теме: "Клеточный уровень жизни". |
|
|
Глава 3. Молекулярный уровень жизни (19 часов) |
|
||
50 |
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. |
Матричный биосинтез, биогены, метаболизм, катаболизм, анаболизм. |
Дать определение КП, знать различия и сходства клеточного и молекулярного уровня жизни. |
51 |
Основные химические соединения живой материи. |
Моно-, ди, полисахариды, жиры, липиды , терморегуляция, гормоны. |
Дать определение КП, знать характеристику, строение и значение моно-, ди-, полисахаридов. |
52 |
Основные химические соединения живой материи. |
Моно-, ди, полисахариды, жиры, липиды , терморегуляция, гормоны. |
Дать определение КП, знать характеристику, строение и значение моно-, ди-, полисахаридов. |
53 |
Структура и функции нуклеиновых кислот. |
Денатурация, ренатурация, полипептид, ферменты, транскрипция, трансляция. |
Дать определение КП, объяснить механизм образования первичных, вторичных, третиченых, четвертичных белков, знать характеристику и свойства белков. |
54 |
Процессы синтеза в живых клетках. |
Фотосинтез, темновая и световая фазы, восходящий и нисходящий ток, хлорофилл. |
Дать определение КП, характеризовать суть световой и темновой фазы фотосинтеза. |
55 |
Процессы биосинтеза белка. |
Транскрипция, трансляция, и-РНК, р-РНК, т-РНК, рибосомы, полисомы, триплет, кодон, антикодон. |
Дать определение КП, объяснить отличие биосинтеза белка от биосинтеза УВ, различие образования глюкозы и кислорода. |
56 |
Процессы биосинтеза белка. Решение задач. |
Транскрипция, трансляция, и-РНК, р-РНК, т-РНК, рибосомы, полисомы, триплет, кодон, антикодон. |
Дать определение КП, объяснить отличие биосинтеза белка от биосинтеза УВ, различие образования глюкозы и кислорода. |
57 |
Молекулярные процессы расщепления. |
Биологическое окисление, гликолиз, дыхание, аэробы, анаэробы, АТФ, АДФ, АМФ. |
Дать определение КП, характеризовать этапы катаболизма и их биологическую роль. |
58 |
Регуляторы биомолекулярных процессов. |
Витамины, ферменты, коферменты, фитогормоны. |
Дать определение КП, объяснить сходства и различие регулирующего воздействия витаминов и гормонов. |
59. |
Промежуточная аттестация |
Годовая контрольная работа |
|
60 |
Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. |
Макро-, микро- и ультромикроэлементы, гипокупроз, беломышечная болезнь, пероз. |
Дать определение КП, объяснить причину эндемических болезней. |
61 |
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. |
Источники химического загрязнения биосферы. |
Дать определение КП, объяснять причины и последствия химического загрязнения. |
62 |
НРК: Загрязнение химическими отходами в Чувашии. |
Источники химического загрязнения биосферы. |
Дать определение КП, объяснять причины и последствия химического загрязнения. |
63 |
Время экологической культуры. |
Экологическая культура, культурность человека. |
Дать определение КП, знать правила поведения в лесу и в походах.
|
64 |
Заключение: структурные уровни организации живой природы. |
Биоразнообразие: видовое, генетическое, экологическое. |
Дать определение КП, знать характеристику основных уровней организации жизни. |
65 |
Обобщение и повторение знаний по теме: "Молекулярный уровень жизни" |
|
Знать основные термины, их определения и характеристику. |
66 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу общей биологии. |
|
Знать основные термины. |
67 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу общей биологии. |
|
Знать основные термины. |
68 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу общей биологии. |
|
|
6. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей вида по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.