Пояснительная записка
- Общая характеристика программы кружка
Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Курс “Конструирование и моделирование” — предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Разверните фигурку оригами и посмотрите на складки – вы увидите лишь обилие многоугольников, соединенных друг с другом. В сложенном виде оригами представляет собой многогранник, фигуру с множеством плоских поверхностей, а когда фигура разложена и показаны все складки, мы, математики, называем ее двухмерным множеством. Если предположить, что произведение оригами является множеством, можно открыть немало интересного. Оригами заставляет мозг работать
- Цель программы:
создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями;
Задачи программы:
- создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации;
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники модульного оригами, как художественного способа конструирования из бумаги;
- воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного; воспитание интереса к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительного отношения к труду;
- дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов.
- Ценностные ориентиры содержания обучения
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных проектов);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- формирование целостной картины мира и развитие универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Место курса в учебном плане
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности в 4-6-х классах.
Согласно учебному плану отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ» на 2018-2019 учебный год на курс «Конструирование и моделирования» в 4-6 классах выделен 1 час в неделю, что составляет34 часа.
- Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоение основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижений выпускников.
Личностными результатом освоение учащимся курса является:
Ø воспитание трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, навыков культурного поведения, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Ø научить учащихся подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку;
Ø развить пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
Ø воспитать уважение к труду старших поколений;
Ø познакомить с элементами технической и информационной информацией;
Ø развить понимание необходимости декоративной переработке изображаемых предметов и образов реального мира;
Ø воспитать вкус и пробуждать фантазию.
Ø научиться самостоятельно выполнять творческий проект, решать конструкторско-технологические задачи.
Ø Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области.
Метапредметными результатами освоения курса являются:
Ø обобщение знаний об оригами;
Ø объективное оценивание результатов работы в группах с точки зрения эстетических и технологических требований;
Ø систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о оригами
Ø изучить историю появления оригами;
Ø закрепить умения выполнять простейшую круговую мозаику;
Ø развить у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на заготовленном листке бумаги.
Ø научить изготавливать модули, используя знания, полученные на уроках математики;
Ø дать представление об архитектурном оригами;
Ø научить подбирать бумагу с позиции экологии и домашней экономики;
Ø научить создавать объемные изделия, имеющие значимую потребительскую стоимость.
Ø выбор для решения поставленных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
Ø диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Ø определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Ø проговаривать последовательность действий на уроке;
Ø с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
Ø учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
Ø выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Ø формирование умений планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками даватьэмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ø ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Ø добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
Ø перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Ø перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Ø преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы;
Ø использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
Ø донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
Ø слушать и понимать речь других;
Ø овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Ø готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Ø овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются:
Ø научить приготовление модулей и их нему последовательности соединения;
Ø научить приемам нарезки нужной формой детали;
Ø научить экономному расходованию материалов;
Ø научить организации рабочего места и приемам безопасного труда при работе с бумагой, ножницами и канцелярским ножом.
Ø научить последовательности изготовления кусудама;
Ø научить работать с инструкционными картами;
Ø научить техническим приемам и условиям выполнения оригами;
Ø развить моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и бумагой;
Ø достичь необходимой точности движений при выполнении технологических операций.
Ø рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
Ø применение элементов простейших форм оригами;
Ø соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
Ø соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
Ø формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
Ø презентация и защита проекта изделия;
Ø сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Личностные результаты
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.
5.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
- Овладение технологическими приемами ручной обработки бумаги; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.
- Образовательный результат программы:
Данная программа:
- открывает перед ребенком художественно-эстетический мир, прививает любовь к традиционному народному искусству;
- развивает художественно-эстетические способности, чувство красоты;
-расширяет кругозор: подготавливает ребенка к работе с материалом на более сложном уровне;
-учит быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- учит быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
- развивает художественно - творческие способности детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;
- позволяет участвовать ребенку в коллективном творчестве с минимальным «багажом» знаний и умений.
- Технологии преподавания и формы организации занятий
Техника модульного оригами несет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности и художественно-образное мышление, ведь освоив основные базовые приемы, дети сами могут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.
Формы работы (система внеклассной работы):
-классные часы;
-фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
-художественное творчество учащихся;
-выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы,
-проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Методы реализации программы:
-работа в парах;
- работа в малых группах;
-презентации своих работ.
- Содержание программы
Учебно - тематический план занятий
№ п/п |
Раздел курса |
Кол-во часов
|
1 |
Модульное оригами |
2 |
2 |
Виды линий |
3 |
3 |
Геометрические фигуры |
1 |
4 |
Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из квадратов |
17 |
5 |
Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников |
5 |
6 |
Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников, с помощью двойного параллельного сгибания. Выставка работ. |
6
|
Итого: |
34 |
Содержание занятий
Тема 1. Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги. (2часа) Беседа о возникновении, распространении и значении данного вида искусства. Знакомство с различными видами бумаги, определение качества бумаги, её свойств.
Тема 2. Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные. (3часа) Знакомство с видами линий. Введение понятий «прямая», «ломаная», «горизонтальная», «вертикальная» и «наклонная» линии. Определение линий на рисунках. Обозначение линий на схемах.
Тема 3. Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник. Квадрат. (1час) Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольники. Виды треугольников. Нахождение и раскрашивание треугольников на рисунках. Определение количества треугольников на рисунках. Квадрат. Сложение и изготовление квадрата.
Тема 4. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из квадратов. Модули оригами. Кусудамы. Модуль кусудамы: «Примула», «Колокольчик», «Лилия», «Бабочки» . (17 часов) Способы соединения отдельных цветов в шар. Выполнение проектов.
Тема 5. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников. (5 часов) Мини-лебедь, радужный лебедь, лебедь со спинкой и длинными крыльями, жар – птица, павлин. Выполнение проектов.
Тема 6. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников с помощью двойного параллельного сгибания. (5 часов) Выполнение проекта.
Тема 7. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час) Выставка для родителей и других учеников
- Контроль уровня обученности
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Возможные результаты проектной деятельности школьников:
- Новогодние украшения из оригами;
- подарки для родных и близких;
- выставки работ.
- Календарно – тематическое планирование занятий кружка «Конструирование и моделирование» (1 недельный час по учебному плану)
№ |
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Дата |
|
Модульное оригами (2часа) |
||
1 |
1 |
Знакомство с искусством оригами |
|
2 |
2 |
Знакомство с искусством кусудама |
|
|
Виды линий (3 часа) |
||
3 |
1 |
Понятия «прямая», «ломаная» линия |
|
4 |
2 |
Понятия «горизонтальная», «вертикальная» и «наклонная» линия |
|
5 |
3 |
Обозначение линий на схемах. Определение линий на рисунках |
|
|
Геометрические фигуры (1 час) |
||
6 |
1 |
Геометрические фигуры. Треугольник, квадрат. |
|
|
Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из квадратов (17 часов) |
||
7 |
1 |
Знакомство с понятием объемная фигура |
|
8 |
2 |
Способы соединения отдельных цветов в шар |
|
9 |
3 |
Способы соединения нескольких видов простых модулей на основе квадрата |
|
10 |
4 |
Способы соединения отдельных модулей в кусудаму |
|
11 |
5 |
Презентация учащихся «Схема сборки» |
|
12 |
6 |
Работа над проектом "Примула" |
|
13 |
7 |
Выбор материала для изготовления проекта "Примула" |
|
14 |
8 |
Защита проекта "Примула" |
|
15 |
9 |
Работа над проектом " Колокольчик" |
|
16 |
10 |
Выбор материала для изготовления проекта "Колокольчик" |
|
17 |
11 |
Защита проекта " Колокольчик" |
|
18 |
12 |
Работа над проектом " Лилия" |
|
19 |
13 |
Выбор материала для изготовления проекта "Лилия". |
|
20 |
14 |
Защита проекта "Лилия" |
|
21 |
15 |
Работа над проектом "Бабочка" |
|
22 |
16 |
Выбор материала для изготовления проекта "Бабочка" |
|
|
Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников (5ч) |
||
23 |
1 |
Объемные фигуры |
|
24 |
2 |
Прямоугольные модули оригами. |
|
25 |
3 |
Работа над проектом "Мини- лебедь", "Павлин" ( по выбору учащихся) |
|
26 |
4 |
Выбор материала для изготовления проекта. |
|
27 |
5 |
Защита проекта. |
|
|
Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников, с помощью двойного параллельного сгибания. (7 ч.) |
||
28 |
1 |
Прямоугольник |
|
29 |
2 |
Двойное параллельное сгибание. |
|
30 |
3 |
Работа над проектом " Букет" |
|
31 |
4 |
Выбор материала для изготовления проекта. |
|
32 |
5 |
Защита проекта "Букет" |
|
33 |
6 |
Защита проекта "Букет" (презентация). |
|
34 |
7 |
Выставка работ. |
|
- Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:
№ п/п |
Наименование |
1. |
1. Коротеев И.А. Оригами для малышей. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996 г. 2. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: «Айрис-Пресс», 2010 г. 3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992 4. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999 5. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996 6. Богатова И. В. Оригами. Цветы, 2009. 7. Цветы и вазы оригами. С.Афонькин, Е. Афонькина, 2002 8. Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А.Дюрлюкова Волгоград, 2012 Интернет- ресурсы. 1. http://stranamasterov.ru 2. http://www.encyclopedia.ru/ 5. http://origami-do.ru/236-origami-ramka-dlya-fotografii.html 6. http://www.origami-do.ru/index.htm 7. http://www.origama.ru/ |
2. |
Д.В.Григорьев «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г. |
3. |
Учебное и лабораторное оборудование: компьютер; фотоаппарат; мультимедийный проектор, экран, принтер. |
Список литературы для учителя
- Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
- Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
3 Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.
- Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.