Кружок "Конструирование и моделирование" для 4-6 классов

Пояснительная записка

  • Общая характеристика программы кружка

 Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Курс “Конструирование и моделирование” — предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Разверните фигурку оригами и посмотрите на складки – вы увидите лишь обилие многоугольников, соединенных друг с другом. В сложенном виде оригами представляет собой многогранник, фигуру с множеством плоских поверхностей, а когда фигура разложена и показаны все складки, мы, математики, называем ее двухмерным множеством. Если предположить, что произведение оригами является множеством, можно открыть немало интересного. Оригами заставляет мозг работать

 

  1. Цель программы:

 создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями;

Задачи программы:

- создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации;

- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники модульного оригами, как художественного способа конструирования из бумаги;

- воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного; воспитание интереса к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительного отношения к труду;

- дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов. 

 

  1. Ценностные ориентиры содержания обучения

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.

         Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных проектов);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- формирование целостной картины мира и развитие универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 

  1. Место курса в учебном плане

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления и реализуется в рамках внеурочной деятельности в 4-6-х классах.

Согласно учебному плану отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ» на 2018-2019 учебный год на курс «Конструирование и моделирования» в 4-6 классах выделен 1 час в неделю, что составляет34 часа.

  1. Планируемые результаты освоения программы

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоение основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижений выпускников.

Личностными результатом освоение учащимся курса является:

Ø воспитание трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, навыков культурного поведения, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Ø научить учащихся подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку;

Ø развить пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;

Ø воспитать уважение к труду старших поколений;

Ø познакомить с элементами технической и информационной информацией;

Ø развить понимание необходимости декоративной переработке изображаемых предметов и образов реального мира;

Ø воспитать вкус и пробуждать фантазию.

Ø научиться самостоятельно выполнять творческий проект, решать конструкторско-технологические задачи.

Ø Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области.

Метапредметными результатами освоения курса являются:

Ø обобщение знаний об оригами;

Ø объективное оценивание результатов работы в группах с точки зрения эстетических и технологических требований;

Ø систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о оригами

Ø изучить историю появления оригами;

Ø закрепить умения выполнять простейшую круговую мозаику;

Ø развить у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на заготовленном листке бумаги.

Ø научить изготавливать модули, используя знания, полученные на уроках математики;

Ø дать представление об архитектурном оригами;

Ø научить подбирать бумагу с позиции экологии и домашней экономики;

Ø научить создавать объемные изделия, имеющие значимую потребительскую стоимость.

Ø выбор для решения поставленных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

Ø диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Ø определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Ø проговаривать последовательность действий на уроке;

Ø с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

Ø учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

Ø выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Ø формирование умений планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками даватьэмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ø ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Ø добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;

Ø перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Ø перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

Ø преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы;

Ø использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

Ø донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;

Ø слушать и понимать речь других;

Ø овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Ø готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Ø овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются:

Ø научить приготовление модулей и их нему последовательности соединения;

Ø научить приемам нарезки нужной формой детали;

Ø научить экономному расходованию материалов;

Ø научить организации рабочего места и приемам безопасного труда при работе с бумагой, ножницами и канцелярским ножом.

Ø научить последовательности изготовления кусудама;

Ø научить работать с инструкционными картами;

Ø научить техническим приемам и условиям выполнения оригами;

Ø развить моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и бумагой;

Ø достичь необходимой точности движений при выполнении технологических операций.

Ø рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

Ø применение элементов простейших форм оригами;

Ø соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

Ø соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

Ø формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

Ø презентация и защита проекта изделия;

Ø сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Личностные результаты 

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  6. Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.

5.Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации,  установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
  2. Овладение технологическими приемами ручной обработки бумаги; усвоение правил техники безопасности;
  3. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных  художественно-конструкторских (дизайнерских)  и организационных задач.

 

  1. Образовательный результат программы:

Данная программа:

- открывает перед ребенком художественно-эстетический мир, прививает любовь к традиционному народному искусству;

- развивает художественно-эстетические способности, чувство красоты;

-расширяет кругозор: подготавливает ребенка к работе с материалом на более сложном уровне;

-учит быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

     - учит быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

- развивает художественно - творческие способности детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;

- позволяет участвовать ребенку в коллективном творчестве с минимальным «багажом» знаний и умений.

 

 

  1. Технологии преподавания и формы организации занятий

         Техника модульного оригами несет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности и художественно-образное мышление, ведь освоив основные базовые приемы, дети сами могут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.

   Формы работы (система внеклассной работы):

-классные часы;

-фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;

-художественное творчество учащихся;

-выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы,

-проектная и исследовательская деятельность учащихся.

 

Методы реализации программы:

-работа в парах;

     - работа в малых группах;

     -презентации своих работ.

 

  1. Содержание программы

Учебно - тематический план занятий

№ п/п

Раздел курса

Кол-во часов

 

1

Модульное оригами

2

2

Виды линий

3

3

Геометрические фигуры

1

4

Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из квадратов

17

5

Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников

5

6

Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников, с помощью двойного параллельного сгибания.

Выставка работ.

6

 

 

Итого:

34

 

 

Содержание занятий

 

Тема 1. Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги. (2часа) Беседа о возникновении, распространении и значении данного вида искусства. Знакомство с различными видами бумаги, определение качества бумаги, её свойств.

Тема 2. Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные. (3часа) Знакомство с видами линий. Введение понятий «прямая», «ломаная», «горизонтальная», «вертикальная» и «наклонная» линии. Определение линий на рисунках. Обозначение линий на схемах.

Тема 3. Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник. Квадрат. (1час) Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольники. Виды треугольников. Нахождение и раскрашивание треугольников на рисунках. Определение количества треугольников на рисунках. Квадрат. Сложение и изготовление квадрата.

Тема 4. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из квадратов. Модули оригами. Кусудамы. Модуль кусудамы: «Примула», «Колокольчик», «Лилия», «Бабочки» . (17 часов) Способы соединения отдельных цветов в шар. Выполнение проектов.

Тема 5. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников. (5 часов) Мини-лебедь, радужный лебедь, лебедь со спинкой и длинными крыльями, жар – птица, павлин. Выполнение проектов.

Тема 6. Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников с помощью двойного параллельного сгибания. (5 часов) Выполнение проекта.

Тема 7. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час) Выставка для родителей и других учеников

 

  1. Контроль уровня обученности

 

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:

Возможные результаты проектной деятельности школьников:

                 - Новогодние украшения из оригами;

                 - подарки для родных и близких;

                 - выставки работ.

  1. Календарно – тематическое планирование занятий кружка «Конструирование и моделирование» (1 недельный час по учебному плану)

№ занятия

Наименование разделов и тем

Дата

 

Модульное оригами (2часа)

1

1

Знакомство с искусством оригами

 

2

2

Знакомство с искусством кусудама

 

 

Виды линий (3 часа)

3

1

Понятия «прямая», «ломаная» линия

 

4

2

Понятия «горизонтальная», «вертикальная» и «наклонная» линия

 

5

3

Обозначение линий на схемах. Определение линий на   рисунках

 

 

Геометрические фигуры (1 час)

6

1

Геометрические фигуры. Треугольник, квадрат.

 

 

Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из квадратов (17 часов)

7

1

Знакомство с понятием объемная фигура

 

8

2

Способы соединения отдельных цветов в шар

 

9

3

Способы соединения нескольких видов простых модулей на основе квадрата

 

10

4

Способы соединения отдельных модулей в кусудаму

 

11

5

Презентация учащихся «Схема сборки»

 

12

6

Работа над проектом "Примула"

 

13

7

Выбор материала для изготовления проекта "Примула"

 

14

8

Защита проекта "Примула"

 

15

9

Работа над проектом " Колокольчик"

 

16

10

Выбор материала для изготовления проекта "Колокольчик"

 

17

11

Защита проекта " Колокольчик"

 

18

12

Работа над проектом " Лилия"

 

19

13

Выбор материала для изготовления проекта "Лилия".

 

20

14

Защита проекта "Лилия"

 

21

15

Работа над проектом "Бабочка"

 

22

16

Выбор материала для изготовления проекта "Бабочка"

 

 

Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников (5ч)

23

1

Объемные фигуры

 

24

2

Прямоугольные модули оригами.

 

25

3

Работа над проектом "Мини- лебедь", "Павлин" ( по выбору учащихся)

 

26

4

Выбор материала для изготовления проекта.

 

27

5

Защита проекта.

 

 

Объемные фигуры на основе модулей, сложенных из прямоугольников, с помощью двойного параллельного сгибания. (7 ч.)

28

1

Прямоугольник

 

29

2

Двойное параллельное сгибание.

 

30

3

Работа над проектом " Букет"

 

31

4

Выбор материала для изготовления проекта.

 

32

5

Защита проекта "Букет"

 

33

6

Защита проекта "Букет" (презентация).

 

34

7

Выставка работ.

 

 

  1. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

 

№ п/п

Наименование

1.

1. Коротеев И.А. Оригами для малышей. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996 г.

2. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: «Айрис-Пресс», 2010 г.

3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

4. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

5. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

6. Богатова И. В. Оригами. Цветы, 2009.

7. Цветы и вазы оригами. С.Афонькин, Е. Афонькина, 2002

8. Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А.Дюрлюкова Волгоград, 2012

Интернет- ресурсы.

1. http://stranamasterov.ru

2. http://www.encyclopedia.ru/

3. http://www.nachalka.ru/

4. http://perusum.ru/?p=10575

5. http://origami-do.ru/236-origami-ramka-dlya-fotografii.html

6. http://www.origami-do.ru/index.htm

7. http://www.origama.ru/

2.

Д.В.Григорьев «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г.

3.

Учебное и лабораторное оборудование:

компьютер; фотоаппарат; мультимедийный проектор, экран, принтер.

 

Список литературы для учителя

  1. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
  2. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 

3 Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 

  1. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.