План внеурочной деятельности

Пояснительная записка

к плану внеурочной деятельности (I - VIII классов)

на 2018-2019 учебный год

 

Общая характеристика плана внеурочной деятельности

 

План внеурочной деятельности отделения

МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ»:

  • является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования;
  • обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности;
  • определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального и основного общего образования.

 

Нормативно-правовая база

План внеурочной деятельности отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ» разработан на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015);

Письма Минобрнауки России:

  • от 14.122015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
  • от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Приказы Минобрнауки России:

  • от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936);
  • от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937)

 

 

 

 

Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.

 

Задачи:

  • способствовать обеспечению соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе;
  • создать благоприятные условия для развития ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
  • создать благоприятные условия для развития ребёнка;
  • расширить и углубить умения и навыки, предусмотренные учебными программами;
  • формировать и развивать умения применять знания на практике;
  • формировать потребность в самовоспитании и самообразовании;
  • личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
  • создавать условия по обеспечению социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе.

 

Организация внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования наряду с урочной деятельностью.

Внеурочная деятельность в отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ» осуществляется в виде корпоративной модели и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Модель внеурочной деятельности предполагает, что в её реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, социальный педагог, библиотекарь) и социальные партнеры (учреждения культуры и сельская библиотека)

Реализация плана предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), общественности) по воспитанию у обучающихся нравственных качеств в соответствии с национальным воспитательным идеалом и базовыми национальными ценностями.

Данная модель обеспечивает реализацию основной образовательной программы школы, широту развития личности обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание, индивидуальные образовательные потребности, определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной воспитательной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность реализуется во второй половине дня и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное), в том числе через разовые воспитательные мероприятия по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию,  здоровьесбережению, реализации социальных практик (волонтёрская деятельность,  общественная самоорганизация  обучающихся – самоуправление).

Классный руководитель является координатором внеурочной деятельности в классе:

взаимодействует с педагогическими работниками школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;

координирует взаимодействие обучающихся с социальными партнерами;

ведёт индивидуальный учёт времени и составляет карту, в которой отражён индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.

                                 

                                  Индивидуальный маршрут учащегося ____ класса

 

Время

Сетевой партнер

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и так далее.

Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её девяти видах:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая (социально-значимая) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой и реализуются в следующих формах: кружки, студии, секции, клуб, добровольческое движение, научно-практические конференции, школьное научное общество, проекты, презентации, сборы, викторины, конкурсы, игры, путешествия и т.д.

Внеурочная деятельность включает в себя регулярные внеурочные занятия и нерегулярные внеурочные мероприятия. Регулярные внеурочные занятия проводятся еженедельно, в плане указано количество недельных часов. Нерегулярные внеурочные мероприятия проводятся 1 раз в год, в плане указано количество часов в год.

Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий не может превышать 25 человек. Группа может быть сформирована как в рамках одного класса, так и  из обучающихся  разных классов, объединённых по интересам.

Продолжительность одного занятия составляет:

1 класса – 25 минут

2-4 классы – 30 минут

5-8 классы – 40 минут

Организация внеурочной деятельности обучающихся осуществляется учителями начальных классов, учителями-предметниками, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, а так же педагогами учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Образовательные программы внеурочной деятельности являются модифицированными, разработаны педагогами школы в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий и утверждены педагогическим советом.  

Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), учитывает особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся и организуется по направлениям развития личности.

Спортивно-оздоровительное направление. Ориентировано на повышение двигательной активности, сбережение здоровья обучающихся, формирование у школьников ценностного отношения к своему здоровью, формирование культуры здорового образа жизни

Систематические внеурочные занятия

1-6 классы – Клуб   «Шахматист» развивает мышление школьника от его наглядно-образного типа до комбинаторного, тактического и творческого. Формирует умений играть в шахматы вносит существенный вклад в воспитание культуры умственного труда, интеллектуальных способностей, произвольной памяти и внимания.

3-7 классы – клуб «Юные Олимпийцы» - способствует вовлечению школьников в систематические занятия физической культурой и спортом, способствует спортивных качеств и подготовку в рамках ГТО, развитию спортивно-массовой работы в школе. В ходе реализации программы формируется коллектив обучающихся, разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов.

Нерегулярные внеурочные мероприятие представлены модулем «К вершинам спорта», в который войдут ключевые  общешкольные  мероприятия (дни здоровья, соревнования, спортивные праздники) плана воспитательной работы

 

Духовно-нравственное направление. Способствует формированию активной жизненной позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину; формирование духовно- нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей.

Систематические внеурочные занятия

1-4 классы – кружок «Мы живём в России» - формирует у обучающихся 1 - 4 классов представления о социокультурной картине родного края, формирует гражданско-патриотические ценности, экологическую культуры и бережное отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины. (Школьный, районный краеведческий музеи,  библиотека, учреждения культуры)

5-6 классы – программа «Основы духовно-нравственной культуры» является  логическим продолжением курса ОРКСЭ.

7-8 классы – кружок «Я - волонтёр». Программа деятельности  волонтёрского отряда «Круг». Реализация данной программы  способствует вовлечению подростков  в  социально-значимую  добровольческую  деятельность, является средством формирования социальной активности и компетенции подрастающего поколения.

Нерегулярные внеурочные мероприятие представлены модулем «Я в мире, мир во мне», в который войдут ключевые  общешкольные  мероприятия (массовые праздники, походы выходного дня, мероприятия в рамках дней единых действий, единые часы общения)

 

Общеинтеллектуальное направление. Направлено на формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания. Создание условия, способствующих формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся.

Систематические внеурочные занятия

1-3 классы - программа  кружка «Почемучка» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. 

5-7  классы – кружок «Конструирование и моделирование» цель программы - развивать логическое мышление и пространственные представления детей. сформировать начальные элементы конструкторского мышления, заложить начальные геометрические представления

3-5  классы – кружок «Робототехника» цель программы - развитие творческих и научно-технических компетенций обучающихся в неразрывном единстве с воспитанием коммуникативных качеств и целенаправленности личности через систему практикоориентированных групповых занятий, консультаций и самостоятельной деятельности воспитанников по созданию робототехнических устройств, решающих поставленные задачи.

7-8 классы –  программа предметного  кружка «Мир физики и физиков» Цель кружка - формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Развития интереса к физике.

Нерегулярные внеурочные мероприятие представлены модулем «Хочу всё знать!», в который войдут ключевые  общешкольные  мероприятия (интеллектуальные конкурсы, олимпиады, исследовательская и проектная деятельность)

 

Общекультурное направление. Ориентировано на развитие эмоционально-образного и художественно – творческого мышления, позволяющего обучающимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности. Учить создавать атмосферу творческого сотрудничества.

Систематические внеурочные занятия

1-6 классы – программа танцевальной студии «Ритм» - приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством  хореографического искусства.

4-7 классы - программа театральная студии  «Подмостки» направлена на формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную хоровую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Способствует развитию  общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитию творческого потенциала ребенка.

Нерегулярные внеурочные мероприятие представлены модулем «Открой себя»,  в который войдут ключевые  общешкольные  мероприятия, направленные на формирования уклада школьной жизни (творческие конкурсы, массовые культурно-досуговые мероприятия, выставки, традиционные праздники, концерты и т.д.)

 

Социальное направление. Ориентировано на развитие социальной компетентности обучающихся, решения проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Систематические внеурочные занятия

1-3 классы – Курс «Уроки вежливости» - Данная программа позволяет учащимся класса познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

5-8 классы – научное общество ЭКЦ «Берегиня», которое способствует развитию познавательной активности и творческих способностей, обучающихся в процессе углубленного изучения различных отраслей науки, различных видов искусства (проектная деятельность).

7-8 классы – кружок «Юный журналист» Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела. Обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов.

Нерегулярные внеурочные мероприятие представлены модулем «Твори добро»,  в который войдут  ключевые  общешкольные  мероприятия (социальные пробы,  акции, проекты,  мероприятия по реализации социально-значимых практик и т.д.)

 

 

 

План внеурочной деятельности

 

Направления внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

Спортивно-оздоровительное

Клуб   «Шахматист»

1

1

1

1

1

1

 

 

Клуб «Юный Олимпиец»

 

 

1

1

1

1

1

 

Модуль « К вершинам спорта»

по 4 часов в год

Духовно-нравственное

Кружок «Мы живём в России»

1

1

1

1

 

 

 

 

Кружок «Основы духовно-нравственной культуры»

 

 

 

 

1

1

 

 

Кружок «Я - волонтёр». 

 

 

 

 

 

 

1

1

Модуль « Я в мире, мир во мне»

По 4 часов в год

Общеинтеллектуальное

Кружок «Почемучка»

1

1

1

 

 

 

 

 

Кружок «Конструирование и моделирование»

 

 

 

 

1

1

1

 

Кружок «Робототехника»

 

 

1

1

1

 

 

 

Предметный   кружок «Мир физики и физиков»

 

 

 

 

 

 

1

1

Модуль   «Хочу всё знать!»

По 4 часов в год

Общекультурное

Танцевальная студия «Ритм»

1

1

1

1

1

1

 

 

Хоровая студия «Подмостки»

 

 

 

1

1

1

1

 

Модуль «Открой себя»

По 4 часов в год

 

Социальное

 

Курс «Уроки вежливости»

1

1

1

 

 

 

 

 

ЭКЦ «Берегиня»,

 

 

 

 

 

1

1

1

Кружок «Юный журналист»

 

 

 

 

 

 

1

1

Модуль « Твори добро»

По   4  часов в год

Итого в неделю

5

5

7

6

7

7

7

4

Итого в год

190

190

258

224

258

258

258

156