ПРИНЯТ: решением педагогического совета ОУ протокол №_____ от «____»_______ 2018 г |
СОГЛАСОВАН: на заседании управляющего Совета ОУ протокол №_____от «___»_____ 2018 г председатель УС________Цепилова Н.В. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2» __________________Казанцева Н.И. Приказ №____ от «___»______2018г |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
отделения муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
«Усть-Ламенская средняя общеобразовательная школа»
реализующей адаптированную общеобразовательную программу
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(для детей с задержкой умственного развития 7.1)
на 2018-2019 учебный год
(при 5-дневной учебной неделе)
1. Пояснительная записка к учебному плану
Отделение МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ» реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с задержкой психического развития вариант 7.1.) на 2018-2019 учебный год.
Учебный план отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ», реализующего адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с задержкой психического развития) построен с учётом требований современной жизни общества и тех проблем, которые затрагивают интересы и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Своевременное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития способствует преодолению неуспеваемости учащихся, охране здоровья, профилактике асоциального поведения, коррекции их психических и физических нарушений.
Учебный план формируются в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ) (для I классов
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной 22.12.2015, протокол №4/15
Письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Письмом Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении Методических рекомендаций»
Письмом Минобрнауки России от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»Письмом Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»
Письмом Минобрнауки России от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций»
Примерный учебный план образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).
Учебный план – документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в отделении «Усть-Ламенская СОШ», их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый учебный предмет. Учебный план ФГОС НОО с ОВЗ, вариант 7.1 отличается наличием коррекционно-развивающей области, включающей в себя часы на коррекционно-развивающие занятия и ритмику.
АООП НОО с ОВЗ 7.1 определена на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк). На ее основе составлен учебный план для учащихся с ОВЗ на 2018-2019 учебный год.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть
Обязательная часть УП определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Формируемая часть
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Отделение «Усть-Ламенская СОШ» предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным и представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия) и ритмикой.
В отделении «Усть-Ламенская СОШ», осуществляющей инклюзивное обучение, коррекционно-развивающее обучение реализует штатный специалист: педагог-психолог.
Логопедические занятия
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков коммуникации.
Основными направлениями логопедической работы является:
- Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- Диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- Диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
- Развитие коммуникативной функции речи;
- Коррекция нарушений чтения и письма;
- Расширение представлений об окружающей действительности;
- Развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Психокоррекционные занятия
Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений; формирование навыков адекватного поведения.
Основные направления работы:
- Диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
- Диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию)
- Формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
Ритмика
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Основные направления работы по ритмике:
- Упражнения на ориентировку в пространстве;
- Ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движения, упражнение на расслабление мышц);
- Упражнения с детскими музыкальными инструментами, игры под музыку;
- Танцевальные упражнения.
Таким образом, Финогеева Валерия – ученица 3 класса, обучающаяся инклюзивно в отделении «Усть-Ламенская СОШ», будет получать коррекционную помощь.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года в 3 классе составляет 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.
В связи с чем, количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение» увеличено на 1 час за счет части, формируемой участниками образовательного процесса.
В предметную область «Филология» введен учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. На его изучение отводится 1 час в неделю.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Сроки школьных каникул:
осенние каникулы |
с 29.10.2018 по 05.11.2018 года |
зимние каникулы |
с 30.12.2018 по 13.01.2018 года; |
весенние каникулы |
с 25.03.2017 по 31.03.2017 года; |
Учебный план составлен с учетом психофизических особенностей детей и направлен на восполнение пробелов предшествующего развития, на формирование знаний и представлений об окружающем мире, одновременное развитие речи и умственных операций, на развитие пространственных представлений и моторики, на нормализацию деятельности в целом, что определяет специфику программы специальной школы для детей с задержкой психического развития.
В процессе обучения на 1 ступени и по окончании начальных классов учащиеся, успешно освоившие адаптированную общеобразовательную программу, по решению психолого-медико-педагогической комиссии могут быть переведены в общеобразовательную школу или продолжить обучение в данном учебном учреждении. В случае выявления у обучающегося тяжелой формы задержки психического развития (например, задержки психического развития церебрально-органического генеза) рекомендуется продолжить его обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
В учебном плане школы выделены 2 области:
1.Образовательная область – реализующая федеральный компонент государственного стандарта,
2.Коррекционно-развивающая область (школьный компонент) - отражающая особенности обучения в общеобразовательном учреждении, реализующем адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
- 1. Недельный учебный план НОО обучающихся с ЗПР (7.1)
Общеобразовательные области (ФГОС) |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) |
Всего: |
||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||
Инвариантная часть (федеральный компонент) |
|
|
|
||||
Филология |
Русский язык |
5 |
5 |
4 |
- |
14 |
|
Литература |
4 |
4 |
4 |
- |
12 |
||
Иностранный язык (английский) |
- |
- |
1 |
- |
1 |
||
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
- |
12 |
|
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
- |
6 |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
- |
3 |
|
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
- |
3 |
||
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
- |
9 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
- |
3 |
|
Часть, формируемая участниками образовательной деятельности |
- |
2 |
2 |
|
4 |
||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
23 |
23 |
- |
67 |
||
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): |
10 |
10 |
10 |
- |
30 |
||
Коррекционно-развивающая область |
7 |
7 |
7 |
- |
21 |
||
Педагогическая коррекция |
Русский язык |
1 |
1 |
1 |
- |
3 |
|
Математика |
1 |
1 |
1 |
- |
3 |
||
Психологическая коррекция |
2 |
2 |
2 |
- |
6 |
||
Логопедическая коррекция |
2 |
2 |
2 |
- |
6 |
||
Ритмика |
1 |
1 |
1 |
- |
3 |
||
Внеурочная деятельность |
3 |
3 |
3 |
- |
9 |
||
Всего |
31 |
33 |
33 |
- |
97 |
||
- 2. Недельный учебный план 3 класса (учащихся с ЗПР) на 2018-2019 учебный год
Общеобразовательные области (ФГОС) |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) |
|
3 класс |
|||
Инвариантная часть (федеральный компонент) |
|||
Филология |
Русский язык |
4 |
|
Литература |
4 |
||
Иностранный язык (английский) |
1 |
||
Математика и информатика |
Математика |
4 |
|
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
|
Изобразительное искусство |
1 |
||
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
|
Технология |
Технология |
1 |
|
Часть, формируемая участниками образовательной деятельности |
2 |
||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
23 |
||
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): |
10 |
||
Коррекционно-развивающая область |
7 |
||
Педагогическая коррекция |
Русский язык |
1 |
|
Математика |
1 |
||
Психологическая коррекция |
2 |
||
Логопедическая коррекция |
2 |
||
Ритмика |
1 |
||
Внеурочная деятельность |
3 |
||
Всего |
33 |
||
- Программно-методическое обеспечение 3 класса.
Учебники для 3 класса по программе «Школа России» на 2018-2019 уч. год