Пояснительная записка
к плану внеурочной деятельности (I - VIII классов)
на 2018-2019 учебный год
Общая характеристика плана внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности отделения
МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ»:
- является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования;
- обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности;
- определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального и основного общего образования.
Нормативно-правовая база
План внеурочной деятельности отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ» разработан на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2013 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015);
Письма Минобрнауки России:
- от 14.122015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Приказы Минобрнауки России:
- от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936);
- от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937)
Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
- способствовать обеспечению соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе;
- создать благоприятные условия для развития ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- создать благоприятные условия для развития ребёнка;
- расширить и углубить умения и навыки, предусмотренные учебными программами;
- формировать и развивать умения применять знания на практике;
- формировать потребность в самовоспитании и самообразовании;
- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
- создавать условия по обеспечению социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе.
Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования наряду с урочной деятельностью.
Внеурочная деятельность в отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ» осуществляется в виде корпоративной модели и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Модель внеурочной деятельности предполагает, что в её реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, социальный педагог, библиотекарь) и социальные партнеры (учреждения культуры и сельская библиотека)
Реализация плана предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), общественности) по воспитанию у обучающихся нравственных качеств в соответствии с национальным воспитательным идеалом и базовыми национальными ценностями.
Данная модель обеспечивает реализацию основной образовательной программы школы, широту развития личности обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание, индивидуальные образовательные потребности, определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной воспитательной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность реализуется во второй половине дня и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное), в том числе через разовые воспитательные мероприятия по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию, здоровьесбережению, реализации социальных практик (волонтёрская деятельность, общественная самоорганизация обучающихся – самоуправление).
Классный руководитель является координатором внеурочной деятельности в классе:
взаимодействует с педагогическими работниками школы;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
координирует взаимодействие обучающихся с социальными партнерами;
ведёт индивидуальный учёт времени и составляет карту, в которой отражён индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
Индивидуальный маршрут учащегося ____ класса
Время |
Сетевой партнер |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и так далее.
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её девяти видах:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (социально-значимая) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой и реализуются в следующих формах: кружки, студии, секции, клуб, добровольческое движение, научно-практические конференции, школьное научное общество, проекты, презентации, сборы, викторины, конкурсы, игры, путешествия и т.д.
Внеурочная деятельность включает в себя регулярные внеурочные занятия и нерегулярные внеурочные мероприятия. Регулярные внеурочные занятия проводятся еженедельно, в плане указано количество недельных часов. Нерегулярные внеурочные мероприятия проводятся 1 раз в год, в плане указано количество часов в год.
Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий не может превышать 25 человек. Группа может быть сформирована как в рамках одного класса, так и из обучающихся разных классов, объединённых по интересам.
Продолжительность одного занятия составляет:
1 класса – 25 минут
2-4 классы – 30 минут
5-8 классы – 40 минут
Организация внеурочной деятельности обучающихся осуществляется учителями начальных классов, учителями-предметниками, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом, а так же педагогами учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Образовательные программы внеурочной деятельности являются модифицированными, разработаны педагогами школы в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий и утверждены педагогическим советом.
Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), учитывает особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся и организуется по направлениям развития личности.
Спортивно-оздоровительное направление. Ориентировано на повышение двигательной активности, сбережение здоровья обучающихся, формирование у школьников ценностного отношения к своему здоровью, формирование культуры здорового образа жизни
Систематические внеурочные занятия
1-6 классы – Клуб «Шахматист» развивает мышление школьника от его наглядно-образного типа до комбинаторного, тактического и творческого. Формирует умений играть в шахматы вносит существенный вклад в воспитание культуры умственного труда, интеллектуальных способностей, произвольной памяти и внимания.
3-7 классы – клуб «Юные Олимпийцы» - способствует вовлечению школьников в систематические занятия физической культурой и спортом, способствует спортивных качеств и подготовку в рамках ГТО, развитию спортивно-массовой работы в школе. В ходе реализации программы формируется коллектив обучающихся, разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов.
Нерегулярные внеурочные мероприятие представлены модулем «К вершинам спорта», в который войдут ключевые общешкольные мероприятия (дни здоровья, соревнования, спортивные праздники) плана воспитательной работы
Духовно-нравственное направление. Способствует формированию активной жизненной позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину; формирование духовно- нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей.
Систематические внеурочные занятия
1-4 классы – кружок «Мы живём в России» - формирует у обучающихся 1 - 4 классов представления о социокультурной картине родного края, формирует гражданско-патриотические ценности, экологическую культуры и бережное отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины. (Школьный, районный краеведческий музеи, библиотека, учреждения культуры)
5-6 классы – программа «Основы духовно-нравственной культуры» является логическим продолжением курса ОРКСЭ.
7-8 классы – кружок «Я - волонтёр». Программа деятельности волонтёрского отряда «Круг». Реализация данной программы способствует вовлечению подростков в социально-значимую добровольческую деятельность, является средством формирования социальной активности и компетенции подрастающего поколения.
Нерегулярные внеурочные мероприятие представлены модулем «Я в мире, мир во мне», в который войдут ключевые общешкольные мероприятия (массовые праздники, походы выходного дня, мероприятия в рамках дней единых действий, единые часы общения)
Общеинтеллектуальное направление. Направлено на формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания. Создание условия, способствующих формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся.
Систематические внеурочные занятия
1-3 классы - программа кружка «Почемучка» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
5-7 классы – кружок «Конструирование и моделирование» цель программы - развивать логическое мышление и пространственные представления детей. сформировать начальные элементы конструкторского мышления, заложить начальные геометрические представления
3-5 классы – кружок «Робототехника» цель программы - развитие творческих и научно-технических компетенций обучающихся в неразрывном единстве с воспитанием коммуникативных качеств и целенаправленности личности через систему практикоориентированных групповых занятий, консультаций и самостоятельной деятельности воспитанников по созданию робототехнических устройств, решающих поставленные задачи.
7-8 классы – программа предметного кружка «Мир физики и физиков» Цель кружка - формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Развития интереса к физике.
Нерегулярные внеурочные мероприятие представлены модулем «Хочу всё знать!», в который войдут ключевые общешкольные мероприятия (интеллектуальные конкурсы, олимпиады, исследовательская и проектная деятельность)
Общекультурное направление. Ориентировано на развитие эмоционально-образного и художественно – творческого мышления, позволяющего обучающимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности. Учить создавать атмосферу творческого сотрудничества.
Систематические внеурочные занятия
1-6 классы – программа танцевальной студии «Ритм» - приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
4-7 классы - программа театральная студии «Подмостки» направлена на формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную хоровую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Способствует развитию общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитию творческого потенциала ребенка.
Нерегулярные внеурочные мероприятие представлены модулем «Открой себя», в который войдут ключевые общешкольные мероприятия, направленные на формирования уклада школьной жизни (творческие конкурсы, массовые культурно-досуговые мероприятия, выставки, традиционные праздники, концерты и т.д.)
Социальное направление. Ориентировано на развитие социальной компетентности обучающихся, решения проблем социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Систематические внеурочные занятия
1-3 классы – Курс «Уроки вежливости» - Данная программа позволяет учащимся класса познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
5-8 классы – научное общество ЭКЦ «Берегиня», которое способствует развитию познавательной активности и творческих способностей, обучающихся в процессе углубленного изучения различных отраслей науки, различных видов искусства (проектная деятельность).
7-8 классы – кружок «Юный журналист» Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела. Обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов.
Нерегулярные внеурочные мероприятие представлены модулем «Твори добро», в который войдут ключевые общешкольные мероприятия (социальные пробы, акции, проекты, мероприятия по реализации социально-значимых практик и т.д.)
План внеурочной деятельности
Направления внеурочной деятельности |
Формы организации внеурочной деятельности |
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
5 кл |
6 кл |
7 кл |
8 кл |
Спортивно-оздоровительное |
Клуб «Шахматист» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Клуб «Юный Олимпиец» |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Модуль « К вершинам спорта» |
по 4 часов в год |
||||||||
Духовно-нравственное |
Кружок «Мы живём в России» |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Кружок «Основы духовно-нравственной культуры» |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
Кружок «Я - волонтёр». |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
Модуль « Я в мире, мир во мне» |
По 4 часов в год |
||||||||
Общеинтеллектуальное |
Кружок «Почемучка» |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Кружок «Конструирование и моделирование» |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
Кружок «Робототехника» |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Предметный кружок «Мир физики и физиков» |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
Модуль «Хочу всё знать!» |
По 4 часов в год |
||||||||
Общекультурное |
Танцевальная студия «Ритм» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Хоровая студия «Подмостки» |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Модуль «Открой себя» |
По 4 часов в год |
||||||||
Социальное
|
Курс «Уроки вежливости» |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
ЭКЦ «Берегиня», |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
Кружок «Юный журналист» |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
Модуль « Твори добро» |
По 4 часов в год |
||||||||
Итого в неделю |
5 |
5 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
4 |
|
Итого в год |
190 |
190 |
258 |
224 |
258 |
258 |
258 |
156 |