- Пояснительная записка
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Актуальность программы:
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Средний школьный возраст это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе.
Программа «Мы живем в России» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы
Новизна программы заключается в том, что она основана на интеграции различных образовательных областей (история и обществознание, окружающий мир)
Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
- дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
-дать представления о символах государства Флаге, Гербе России, Гимне России.способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
- формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
- воспитывать любовь к школе, своему городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;
- способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
- формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Программа направлена на формирование следующих ценностей: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение и долг перед Отечеством; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность: долг перед старшими поколениями и семьёй; межэтнический мир; доверие к людям.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Мы живем в России» являются Закон об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей школьников, их интересов и способностей.
Направление программы - духовно-нравственное.
Место проведения занятий кабинет учащихся в школе.
Программа «Мы живем в России» рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия(внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Дополнительные занятия (литературное чтение, русский язык, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
-Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья.
- Планируемые результаты
- Ожидаемые воспитательные результаты Универсальные учебные действия
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами, нравственными неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к; человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Познавательные обще учебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с - использованием учебной литературы;
- Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми детьми и взрослым
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
- Регулятивные УУД
- оценка;
- коррекция.
- Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
Программа “Мы живем в России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России:
- «Мы живем в России» формирование гражданского отношения к своей Родине.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, о Государственном устройстве нашей страны, о формировании представления важных законах нашей страны, презентации о родном крае, конкурс рисунков, разучивание Гимна РФ, песен о родном крае.
- «Храм науки – моя школа» - формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: участие в празднике «Портрет ученика», «Мои права и обязанности», Устав школы и класса, Творческое дело «Устав класса», интеллектуальная игра, разучивание Гимна школы.
- «Я и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: исследовательская работа об истории своей семьи, представление презентации «Судьба моего родственника», фотовыставка «Я и моя семья», рассказы ребят о профессиях предков, совместный праздничный вечер с родителями.
- «Я и культура» - формирование отношения к искусству.
Задачи: - воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми.
- «Защитники земли русской» - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них уважение к защитникам Родины верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- формировать представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- воспитывать, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о героях нашей страны; просмотр фрагментов фильмов, презентации «Награды Отечества», поздравление ветеранов в День Победы, экскурсии в школьный и районный музеи, выпуск плакатов о мире.
- «Я и планета Земля» - формирование гражданского отношения к планете Земля. Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», «Цветник у школы», конкурсы рисунков и творческих работ.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
Доброжелательный, порядочный, само дисциплинированный, уверенный, терпимый (толерантный), самостоятельный, ответственный, целеустремленный особенно к знаниям), внимательный к сверстникам, аккуратный, уважительный,
любящий, интеллектуальный, здоровый, общительный, любознательный, сопереживающий, воспитанный, трудолюбивый, открытый, активный, коммуникабельный, социально зрелый и др.
Распределение часов
№ |
Разделы |
Всего часов |
1 |
Мы живем в России |
6 |
2 |
Храм науки – моя школа |
5 |
3 |
Я и семья |
4 |
4 |
Я и культура |
6 |
5 |
Защитники земли русской |
7 |
6 |
Я и планета Земля |
6 |
|
Итого: |
|
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема |
Часы |
Содержание теоретической части занятия |
Практическая часть |
Мы живем в России (6 часов) |
|||||
Здравствуй, школа! |
1 час |
Вводный урок. Летние впечатления. |
Исполнение любимых песен о родном крае. |
||
Международный день Мира. |
1час |
Мир беречь — |
Конкурс плакатов к международному дню Мира. |
||
Наша Родина – Россия.Государственная символика России Государственный герб. Государственные гербы в XX веке |
1 час |
Государственное устройство нашей страны. Признаки государства.Что такое символика? Государственный Российский Герб, Флаг, Гимн.Составление гербов. Знаки и эмблемы на Руси. Большой государственный герб Российской империи.Греб России при временном правительстве. Эмблемы Советской власти. Герб РСФСР. Герб СССР. |
Презентации о Родине, родном городе. Составление таблицы «Эволюция российского герба в XVI-XVII вв.» |
||
Знамёна России Государственный гимн |
1 час |
История Знамён. Знамёна Древней Руси. Российские знамёна. Флаги советской эпохи. Гимны Древней Руси. Официальный гимн Российской империи. Советские гимны |
Разучивание Гимна России. Знакомство с гимнами. разучивание песен советских композиторов о Родине.Составить галерею знамен.
|
||
Путешествие в страну Законию. Ты и закон. Конвенция о правах ребёнка |
1 час |
Формирование представления о важнейших законах нашей страны. Главный закон РФ об образовании. Знакомство с документом. |
Создать символику своего класса. Ролевая игра «Голубоглазые и кареглазые». Презентация |
||
День народного единства |
1 час. |
Беседа |
Выпуск информационного листа |
||
Храм науки – моя школа (5 часов) |
|||||
7 |
|
Я – гражданин - я ученик. Устав и традиции школы. |
1 час |
Знакомство с уставом школы. Портрет ученика. Разучивание Гимна.
|
Игра «Расскажи мне о себе» Творческое дело «устав класса» |
8 |
|
История школы. Ветераны пед. труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы. Игра «Головоломка» |
3 часа |
Летопись школы, рассказ об учителе, выпускнике
Игровая программа |
Составление летописи своего класса. |
9 |
Интеллектуальная игра «Я гражданин России» |
1 час |
Игровая программа |
||
Я и семья (4 часа) |
|||||
10 |
История страны – история семьи. |
2 часа |
Формирование представления об истории моей семьи в истории моей страны. |
Исследовательская работа. |
|
11 |
Судьба моего родственника.Профессия моих предков. |
1 ч. |
Привязанность к родному дому, ответственности за его судьбу.Рассказ о профессии предков. |
Презентация Видеофильмы |
|
12 |
Семейный фотоальбом. Фотографии из семейного альбома. |
1 час |
Исследование, правила хранения фотографий, семейных реликвий: орденов, медалей и др.Интерес к своей семье, к своим родителям, к своим предкам. |
Фотовыставка «Я и моя семья. |
|
Я и культура (6 часов) |
|||||
13 |
Русские композиторы о защитниках Родины. |
2 ч. |
Видеофильмы о защитниках Родины. |
||
14 |
«Иной здесь видится Россия…» |
1 ч. |
Знакомство с произведениями искусства, раскрывающими красоту и особенности родного края. |
Виртуальная экскурсия в музей. |
|
15 |
Песни о земле русской. |
3 ч. |
Народные песни, Песни советских и современных композиторов |
Исполнение песен караоке |
|
Защитники земли русской (7 часов) |
|||||
16 |
Героические страницы истории России: Ледовое побоище, Невская битва, Герои народного ополчения в борьбе с поляками в 1612 году. |
1 час |
Рассказы детей о защитниках земли русской. |
Видеофильмы, презентации. Кого сегодня можно считать героем? Могу ли я стать героем? (сочинение) |
|
17 |
Акция «Ветеран живет рядом» |
1 час |
Поздравление ветеранов. |
||
18 |
Экскурсия в школьный музей |
1 час |
Личностное отношение к историческим и культурным ценностям села. |
||
19 |
«Детство, опаленное войной» |
1 час |
Создание листовок о тружениках тыла |
Выпуск газеты о тружениках тыла |
|
20 |
« У войны не женское лицо» |
1 час |
Рассказ о женщинах участницах – ВОВ, |
Выпуск информационного листа. |
|
21 |
Урок мужества (школьная библиотека) |
1 час |
|||
22 |
Выпуск плакатов о мире. |
1 час |
Проявление активной жизненной позиции. |
Конкурс плакатов о мире. |
|
Я и планета Земля (6 часов) |
|||||
23 |
Береги природу - наш дом. |
1 час |
Гражданское отношение к планете Земля. |
Конкурс рисунков |
|
24 |
Охранять природу - значит охранять жизнь. |
1 ч. |
Тяжёлые последствия безответственности. Экологическая мораль. |
Помощь в работе «Зелёного патруля» |
|
25 |
Укрась кусочек планеты. Цветник у школы. |
1 ч |
Осознание важности окружающего мира, бережное отношение к природе. |
Работа в школьном цветнике. |
|
26 |
Почему я люблю свой край. |
1 ч |
Конкурс творческих работ. |
||
27 |
Фотоконкурс/ коллаж «Мы любим наш край» |
1 ч |
|||
28 |
Военно-спортивная игра |
1 ч |
игра-экскурсия |
||
Итого |
34 ч. |