Отделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
«Усть – Ламенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО |
СОГЛАСОВАНО: |
УТВЕРЖДАЮ: |
учителей ____________________ |
Зав.отделением МАОУ «Голышмановскаая СОШ №2» «Усть – Ламенская СОШ» |
Директор МАОУ «Голышмановская СОШ №2» |
____________________________ |
Тихонова Н. А. |
Казанцева Н.И. ____________ |
Руководитель_________________ (ФИО) Протокол № ________ |
«___ » ____________201__ г. |
Приказ №___от «___ » ______201__ г. |
от«___ » _____________201 __ г. |
|
|
Рабочая (адаптированная) программа
по математике
для 3 класса
Автор-составитель
Учитель: Фищукова Л. В.
с. Усть – Ламенка, 2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по математике для индивидуального обучения для 3 класса разработана на основе Сборника рабочих программ «Школа России» (1-4 классы), с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Данная рабочая программа разработана для учащегося 3 класса, который находится на индивидуальном обучении по заключению ПМПК и нуждается в индивидуальном обучении, в связи с чем изменено количество часов данного предмета. Программа включает в себя все разделы учебного курса по математике для 3 класса и реализуется в течение года.
Образование детей с ОВЗ не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. В структуре содержания его «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения.
Количество часов по учебному плану - 34 ч. (1 час в неделю).
Программа скорректирована на основе общеобразовательной программы (авторы: М. И. Моро, М.А.Бантова), а также рекомендаций ПМПК.
Задача предлагаемого курса «МАТЕМАТИКА» - дать обучающимся основные (базисные) математические знания и умения, включающие:
óформирование представлений о натуральном числе и нуле, об арифметических действиях, приемах вычислений;
óвыработку прочных и сознательных вычислительных навыков;
óумение решать простые и несложные составные и арифметические задачи;
óзнакомство с основными величинами и их измерением.
Наряду с арифметическим материалом уроки данного курса включают геометрический материал, задания графического характера, а также практические задания.
2.Особенности реализации программы по математике для детей с ОВЗ
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка.
Процесс освоения программ осуществляется с учетом особенностей учебной деятельности и поведения детей данных типов, их склонностей и интересов, с целью развития навыков самостоятельной работы с учебником справочной и художественной литературой.
Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель курса состоит в том, чтобы не только обеспечить математическую грамотность обучающихся, но и расширить пространственные и геометрические представления на доступном для них материале для коррекции мышления и речи.
Задачи индивидуального коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ VII вида:
-обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал;
-формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);
-формирование учебной мотивации;
-развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности;
-формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
-формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);
-коррекция индивидуальных отклонений;
-охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников;
-организация благоприятной социальной среды;
-системный и планомерный контроль за развитием детей с ОВЗ педагогами – членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Основные направления коррекционной работы:
1) Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2) Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
3) Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4) Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5) Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6) Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общие подходы в работе с детьми с ОВЗ:
-индивидуальный подход;
-предотвращение наступления утомляемости;
-активизация познавательной деятельности;
-обогащение знаниями об окружающем мире;
-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
-проявление педагогического такта.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел до 1000;
названия компонентов и результатов умножения и деления;
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правила порядка выполнения действий в выражениях в два-три действия (со скобками и без них).
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000;
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих два-три действия (со скобками и без них);
решать задачи в одно-три действия;
находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
Общеучебные умения и навыки:
- I. Организация учебного труда.
- Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
- Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
- II. Работа с книгой и другими источниками информации.
- Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
III. Культура устной и письменной речи.
- Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.
- IV. Мыслительные умения.
- Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
- Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
- На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
- Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
- Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
- Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Курс математики в 3 классе включает следующие разделы (учебно-тематический план):
- Числа от 1 до 100 (продолжение) – 3 ч.
- Табличное умножение и деление – 9 ч.
- Внетабличное умножение и деление – 7 ч.
- Числа от 1 до 1000- 5ч.
- Нумерация – 5 ч.
- Арифметические действия – 4 ч.
- Итоговое повторение – 1 ч.
Новые понятия: сотни, умножение, множители, произведение, деление, делимое, делитель, частное, периметр, площадь, круг, окружность, центр, радиус, разносторонние и равнобедренные треугольники, доля числа, цена, количество, стоимость, деление с остатком.
Календарно - тематическое планирование
педагогической коррекции по математике в 3 классе
№ |
Тема урока |
Дата |
Примечание |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) |
|||
1 |
Письменные приёмы сложения и вычитания. Задачи в два действия. |
|
|
2 |
Выражения с переменной. Решение уравнений способом подбора. |
|
|
3 |
Решение уравнений вида х+20=36, 50+х=72, х-20=31, 74-х=8 на основе знания связи чисел при сложении и вычитании. |
|
|
Умножение и деление (продолжение) |
|||
4 |
Таблицы умножения и деления с числом 2. Чётные и нечётные числа. |
|
|
5 |
Таблицы умножения и деления с числом 3. |
|
|
6 |
Таблицы умножения и деления с числом 4. |
|
|
7 |
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. |
|
|
8 |
Таблицы умножения и деления с числом 5. |
|
|
9 |
Таблицы умножения и деления с числом 6. |
|
|
10 |
Закрепление. Решение задач. |
|
|
11 |
Таблицы умножения и деления с числом 7. |
|
|
12 |
Задачи в три действия. |
|
|
Внетабличное умножение и деление. |
|||
13 |
Приемы умножения и деления для случаев вида 20х3, 3х20, 60:3. |
|
|
14 |
Умножение суммы на число. |
|
|
15 |
Деление суммы на число. |
|
|
16 |
Закрепление. Деление суммы на число. |
|
|
17 |
Приём деления для случаев вида 78:2, 69:3. |
|
|
18 |
Проверка деления. |
|
|
19 |
Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22. |
|
|
Числа от 1 до 1000. Нумерация. |
|||
20 |
Устная и письменная нумерация. |
|
|
21 |
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз. |
|
|
22 |
Обозначение чисел римскими цифрами. |
|
|
23 |
Единицы массы – килограмм, грамм. |
|
|
24 |
Решение задач. |
|
|
Сложение и вычитание. |
|||
25 |
Приёмы устных вычислений. |
|
|
26 |
Алгоритм письменного вычитания. |
|
|
27 |
Алгоритм письменного вычитания. |
|
|
28 |
Виды треугольников (по сторонам). |
|
|
29 |
Решение эадач. |
|
|
Умножение и деление. |
|||
30 |
Приёмы письменного умножения и деления на однозначное число. |
|
|
31 |
Приёмы письменного умножения и деления |
|
|
32 |
Приёмы письменного умножения и деления |
|
|
33 |
Приёмы письменного умножения и деления |
|
|
34 |
Повторение. |
|
|