Русский язык 1-4 классы

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. Г. Рамзаевой «Русский язык ».

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуника­тивных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемики (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный)– повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладениеречеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания

 

содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания,

создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

На уроки обучения чтению в период обучения грамоте (4 ч в неделю) выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
  10. Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

   Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

 

 

1 класс

Слово- единица   речи(1 ч)

Наблюдение за связью слов по смыслу в речи (1 ч)

Предложение и текст –единицы речи (1 ч)

Основные функции предложений в речи (1 ч)

Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте (1ч)

Главные члены предложения (1ч)

Текст – единица речи   (1ч)

Предложение и текст –единицы речи   (1ч)

Заглавная буква в словах (2ч)

Предлог (2ч)

Звуки и буквы (сопоставление) (2ч)

Обозначение звуков буквами (3ч)

Азбука или алфавит (2ч)

Слово и слог (4ч)

Перенос слова (2ч)

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами (2ч)

Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши, ча,ща,чу,щу (3ч)

Написание слов с сочетаниями чк, чн (2ч)

Парные звонкие и глухие согласные  звуки. Обозначение парных согласных звуков на конце слова (4ч)

Гласные звуки в ударных и безударных слогах(3ч)

Слова – названия предметов (2ч)

Слова – названия признаков предметов (3ч)

Слова – названия действий предметов (2ч)

Повторение (2ч)

 

 

 

2 класс

Повторение(5ч)

Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.

Речь(4ч)

Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).

Звуки и буквы(9ч)

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв "Е", "Ё", "Ю", "Я". Слова с буквой "Э". Согласный звук [Й] и гласный звук [И].

Шипящие согласные звуки(12ч)

Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы "И", "А", "У" в сочетаниях ЖИ-ШИ,  ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Алфавит(2ч)

Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.

Слово и слог. Перенос слов(6ч)

Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

Предложение и текст(12ч)

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении. Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте. Заголовок. Опорные слова в тексте. Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.

Мягкие и твердые согласные звуки(8ч)

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами "А", "О", "У", "Ы", "Э". Обозначение мягкости согласных звуков буквами "Е", "Ё", "И", "Ю", "Я". Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Звонкие и глухие согласные звуки(5ч)

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.

Ударение. Обозначение гласных звуков(11ч)

Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.

Разделительный "Ь"(6ч)

Разделительный "Ь". Сопоставление "Ь" – показателя мягкости согласных и разделительного "Ь".

Двойные согласные (3ч)

Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.

Слово и предложение. Имя существительное(14ч)

Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление). Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.

Глагол(9ч)

Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Имя прилагательное (8ч)

Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).

Предлог (7ч)

Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов.

Родственные (однокоренные слова) (9ч)

 Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор  однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.

Безударные гласные в корне.  Парные согласные в корне (11ч)

Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Предложение (5ч)

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).

Повторение в конце учебного года (24ч)

 3 класс

Предложение (10 часов)

Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены.Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения.Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Текст(3ч)                                                                                                                                        

Тема и основная мысль текста. Заголовок.Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.

Состав слова (16 часов)

Основа и окончание слова.

Общее понятие о значимых час­тях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюде­ния над изменением формы слова с помощью окончаний и обра­зованием слов с помощью приставок и суффиксов.

Приставка как значимая часть слова.

Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне (10 часов)

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне (18 часов)

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (7 часов)

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Обобщение правил о правописании корня (2 часа)

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных.

Упражнение в написании корня слова.

Правописание приставок и безударных гласных слов с приставками (7 часов)

Приставка – значимая часть слова.

Правописание приставок.

Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова.

Правописание приставок и предлогов.

Разделительный твердый знак (5 часов)

Раздельное произношение звуков в слове и способы их обозначения.

Мягкий и твердый разделительные знаки.

Части речи (5 часов)

Части речи. Местоимение как часть речи.

Части речи и члены предложения.

Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам.

Обобщение сведений о частях речи.

Имя существительное (20 часов)

Имя существительное. Лексическое значение.

Существительные, обозначающие предмет, явление природы.

Существительные собственные и нарицательные.

Основные грамматические признаки имени существительного.

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?

Начальная форма имени существительного.

Род, число, изменение существительных по вопросам.

Имя прилагательное (15 часов)

Имя прилагательное. Лексическое значение. Прилагательные, обозначающие признак предмета. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие?

Связь прилагательных с существительными.

Род прилагательных. Изменение прилагательных по числам, родам.

Согласование прилагательных с именами существительными.

Значение и употребление в речи имен прилагательных.

Глагол (25 часов)

Понятие о глаголе как части речи Значение и употребление в речи. Роль глаголов в предложении.

Глаголы – синонимы и глаголы – антонимы. Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

Изменение глаголов по числам.

Понятие о временных формах глагола. Неопределенная форма глаголов.

Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

Правописание глаголов с приставками.

Правописание частице не с глаголами.

Повторение (11 часов)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

 

4 класс

Повторение изученного (20 ч)

Обобщение сведений о слове, предложении, текст

Однородные члены предложения (10 ч)                                                              

Однородные члены предложения. Предложение с однородными членами, соединенными союзами И, А, НО, и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами   И, А, НО (наблюдение). Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (наблюдение).

Текст (4 ч)

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании; тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Имя существительное. (41ч.)

 Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1‑го, 2‑го и 3‑го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -МЯ, -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие).Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах. Множественное число имен существительных Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных, употреблять их в речи

Имя прилагательное. (33ч.)

Правописание родовых окончаний имен прилагательных Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении, основные функции в речи. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие).Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ЬЯ, -ЬЕ, -ОВ, -ИН). Местоимение(7ч.) Понятие о местоимении Местоимение как часть речи. Местоимения 1‑го, 2‑го и 3‑го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения).Правописание местоимений с предлогами Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями .Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Глагол (37ч.) Особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. .Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2‑го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3‑м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов: "ЧТО ДЕЛАЮТ?", "ЧТО ДЕЛАТЬ?".Глаголы-исключения. Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдения за употреблением при глаголах имен существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов.                                                                                                                                      Повторение в конце учебного года (18ч)

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов.

 

 

  • Тематическое планирование

1 класс

Темы

Количество часов

Слово- единица   речи(1 ч)

Наблюдение за связью слов по смыслу в речи (1 ч)

Предложение и текст –единицы речи (1 ч)

Основные функции предложений в речи (1 ч)

Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте (1ч)

Главные члены предложения (1ч)

Текст – единица речи   (1ч)

Предложение и текст –единицы речи   (1ч)

Заглавная буква в словах (2ч)

Предлог (2ч)

Звуки и буквы (сопоставление) (2ч)

Обозначение звуков буквами (3ч)

Азбука или алфавит (2ч)

Слово и слог (4ч)

Перенос слова (2ч)

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами (2ч)

Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши, ча,ща,чу,щу (3ч)

Написание слов с сочетаниями чк, чн (2ч)

Парные звонкие и глухие согласные  звуки. Обозначение парных согласных звуков на конце слова (4ч)

Гласные звуки в ударных и безударных слогах(3ч)

Слова – названия предметов (2ч)

Слова – названия признаков предметов (3ч)

Слова – названия действий предметов (2ч)

Повторение (2ч)

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

3

2

4

2

2

3

2

4

 

3

2

3

2

2

итого

50 часов

 

            2 класс

Раздел

Количество часов

Раздел 1. Повторение(5ч)

Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.

Раздел 2. Речь(4ч)

Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).

Раздел 3. Звуки и буквы(9ч)

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв "Е", "Ё", "Ю", "Я". Слова с буквой "Э". Согласный звук [Й] и гласный звук [И].

Раздел 4. Шипящие согласные звуки(12ч)

Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы "И", "А", "У" в сочетаниях ЖИ-ШИ,  ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Раздел 5. Алфавит(2ч)

Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.

Раздел 6. Слово и слог. Перенос слов(6ч)

Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

Раздел 7. Предложение и текст(12ч)

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении. Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте. Заголовок. Опорные слова в тексте. Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.

Раздел 8. Мягкие и твердые согласные звуки(8ч)

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами "А", "О", "У", "Ы", "Э". Обозначение мягкости согласных звуков буквами "Е", "Ё", "И", "Ю", "Я". Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Раздел 9. Звонкие и глухие согласные звуки(5ч)

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.

Раздел 10. Ударение. Обозначение гласных звуков(11ч)

Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.

Раздел 11. Разделительный "Ь"(6ч)

Разделительный "Ь". Сопоставление "Ь" – показателя мягкости согласных и разделительного "Ь".

Раздел 12. Двойные согласные (3ч)

Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.

Раздел 13. Слово и предложение. Имя существительное(14ч)

Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление). Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.

Раздел 14. Глагол(9ч)

Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Раздел 15. Имя прилагательное (8ч)

Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).

Раздел 16. Предлог (7ч)

Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов.

Раздел 17. Родственные (однокоренные слова) (9ч)

 Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор  однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.

Раздел 18. Безударные гласные в корне.  Парные согласные в корне (11ч)

Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Раздел 19. Предложение (5ч)

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).

Раздел 20. Повторение в конце учебного года (24ч)

 

5

 

4

 

 

9

 

 

 

12

 

 

2

 

6

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

5

 

 

 

11

 

 

 

 

6

 

 

3

 

14

 

 

 

 

9

 

 

 

8

 

 

 

 

 

7

 

9

 

 

 

11

 

 

 

 

5

 

 

 

24

итого

170 часов

3 класс

Раздел

Количество часов

Раздел 1. Предложение (10 часов)

Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены.Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения.Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Раздел 2. Текст(3ч)                                                                                                                                        

Тема и основная мысль текста. Заголовок.Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов и, а, но. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.

Раздел 3. Состав слова (16 часов)

Основа и окончание слова.

Общее понятие о значимых час­тях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюде­ния над изменением формы слова с помощью окончаний и обра­зованием слов с помощью приставок и суффиксов.

Приставка как значимая часть слова.

Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.

Раздел 4. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне (10 часов)

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Раздел 5. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне (18 часов)

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Раздел 6. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (7 часов)

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Раздел 7. Обобщение правил о правописании корня (2 часа)

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных.

Упражнение в написании корня слова.

Раздел 8. Правописание приставок и безударных гласных слов с приставками (7 часов)

Приставка – значимая часть слова.

Правописание приставок.

Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова.

Правописание приставок и предлогов.

Раздел 9. Разделительный твердый знак (5 часов)

Раздельное произношение звуков в слове и способы их обозначения.

Мягкий и твердый разделительные знаки.

Раздел 10. Части речи (5 часов)

Части речи. Местоимение как часть речи.

Части речи и члены предложения.

Изменение имен существительных, имен прилагательных и глаголов по числам.

Обобщение сведений о частях речи.

Раздел 11. Имя существительное (20 часов)

Имя существительное. Лексическое значение.

Существительные, обозначающие предмет, явление природы.

Существительные собственные и нарицательные.

Основные грамматические признаки имени существительного.

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?

Начальная форма имени существительного.

Род, число, изменение существительных по вопросам.

Раздел 12. Имя прилагательное (15 часов)

Имя прилагательное. Лексическое значение. Прилагательные, обозначающие признак предмета. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какое? какие?

Связь прилагательных с существительными.

Род прилагательных. Изменение прилагательных по числам, родам.

Согласование прилагательных с именами существительными.

Значение и употребление в речи имен прилагательных.

Раздел 13. Глагол (25 часов)

Понятие о глаголе как части речи Значение и употребление в речи. Роль глаголов в предложении.

Глаголы – синонимы и глаголы – антонимы. Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

Изменение глаголов по числам.

Понятие о временных формах глагола. Неопределенная форма глаголов.

Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

Правописание глаголов с приставками.

Правописание частице не с глаголами.

Раздел 14. Повторение (11 часов)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

 

10

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

18

 

 

 

 

7

 

 

 

2

 

 

 

 

 

7

 

 

 

5

 

 

 

5

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Итого

170 часов

4 класс

Раздел

Количество часов

Раздел 1. Повторение изученного (20 ч)

Обобщение сведений о слове, предложении, текст

Раздел 2. Однородные члены предложения (10 ч)                                                                

Однородные члены предложения. Предложение с однородными членами, соединенными союзами И, А, НО, и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами   И, А, НО (наблюдение). Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (наблюдение).

Раздел 3. Текст (4 ч)

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании; тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение).

Раздел 4. Имя существительное. (41ч.)

 Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1‑го, 2‑го и 3‑го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -МЯ, -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие).Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах. Множественное число имен существительных Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных, употреблять их в речи

Раздел 5. Имя прилагательное. (33ч.)

Правописание родовых окончаний имен прилагательныхИмя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении, основные функции в речи. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие).Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ЬЯ, -ЬЕ, -ОВ, -ИН).

Раздел 6. Местоимение(7ч.) Понятие о местоимении Местоимение как часть речи. Местоимения 1‑го, 2‑го и 3‑го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения).Правописание местоимений с предлогами Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями .Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Раздел 7. Глагол (37ч.) Особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. .Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2‑го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3‑м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов: "ЧТО ДЕЛАЮТ?", "ЧТО ДЕЛАТЬ?".Глаголы-исключения. Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдения за употреблением при глаголах имен существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов.                                                                                                                                        Раздел 8. Повторение в конце учебного года (18ч)

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов.

 

 

20

 

10

 

 

 

 

 

4

 

 

 

41

 

 

 

 

 

 

 

 

33

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

итого

170 часов