Психолог в школе работает, исходя из интересов развития личности школьника. Все сведения, полученные в процессе индивидуального консультирования, остаются конфиденциальными. На индивидуальной консультации психолог может провести углубленную диагностику психологического статуса учащегося, по результатам которой выработать индивидуальные рекомендации для психологического развития школьника. Кроме того, психолог может направить ученика или членов его семьи в специализированные психологические центры.
Этические принципы работы психолога
1. Работа ведется, исходя из интересов развития ребенка, его психологического благополучия вне зависимости от того, кто из участников образовательного процесса (учитель, администратор, родитель, сам ученик) обратился к психологу с запросом на профессиональную работу.
2. «Не навреди» – работа ведется исходя из интересов ребенка, психолог несет полную ответственность за все проводимые мероприятия, заранее прогнозируя их эффект для психологического состояния школьника.
3. Осознание собственной компетенции – психолог обязан ответственно и самокритично оценивать уровень собственной профессиональной компетенции и браться за работу с клиентом только в том случае, когда реально компетентен в данном вопросе. В остальных случаях необходимо направить клиента к более компетентному специалисту.
4. Согласие на основе полной информированности – клиент должен знать, что будет происходить в ходе его взаимодействия с психологом, и какую информацию психолог может сообщить другим. Никто не может заставить человека участвовать в психологической работе против его воли. Необходима добровольность работы клиента с психологом.
5. Конфиденциальность – в нормальных условиях работы психолог гарантирует полную конфиденциальность информации о клиенте.
Показания для обращения к психологу
Когда помощь специалиста становится реально необходимой? Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как может показаться. Есть некоторые болезненные симптомы, которые практически каждого родителя (если речь идет не об асоциальной семье) заставят искать помощи специалиста. Такими очевидными показаниями являются, например, явное интеллектуальное отставание, нежелание учиться, тики, заикание, яркие асоциальные поступки, чрезмерная застенчивость и замкнутость, стойкая неуспеваемость, конфликтность ребенка и т.п.
Однако есть и не столь яркие, а косвенные признаки психологического неблагополучия ребенка (или подростка), которые должны служить сигналом необходимости профессиональной помощи. Для кого-то смены настроения многократно в течение дня – признак явного напряжения и переживаний, а для кого-то это норма. Есть девушки, которые до выпускного с удовольствием наряжают кукол, но если вдруг как бы ни с того, ни с сего самостоятельная собранная пятиклассница после долгого перерыва взялась за свои игрушки, то это повод задуматься (т.н. регресс, обратить внимание родителям первоклассников, пятиклассников, десятиклассников). Молчаливость, драки, потери вещей, падение успеваемости могут быть относительно нормальными для одного ребенка и абсолютно явным признаком глубокого неблагополучия для другого.
Еще важнее понимать, что психологическое благополучие для каждого свое. Невозможно каждому ученику школы быть отличником без дисциплинарных проблем, а еще любимым в коллективе и всегда послушным с родителями. Поэтому психолог всегда работает с отдельным индивидуальным случаем.
Основания в поведении ребенка для обращения к специалисту:
Поведение, соответствующее младшему возрасту
Часто спорит
Не может сконцентрироваться
Навязчивость
Гиперактивность
Слишком зависим
Одинок
Легко смущается
Много плачет
Жесток по отношению к другим
Погружен в фантазии
Требует внимания
Портит свои вещи
Непослушен дома
Непослушен в школе
Плохие отношения со сверстниками
Отсутствует чувство вины
Легко начинает ревновать
Кажется, что его не любят
Кажется, что его преследуют
Ощущение никчемности
Драки
Объект насмешек
Водится с детьми из плохих компаний
Импульсивен
Ложь или мошенничество
Излишне боязлив или тревожен
Преувеличенное чувство вины
Плохо учится
Много кричит
Скрытен
Упрямый, угрюмый, раздражительный
Часто сердится
Использует ругательства
Вспышки ярости
Замкнут, беспокоен
Чем раньше Вы заметите признаки психологического неблагополучия и расскажете о них специалисту, тем быстрее будут найдены пути помощи Вашему ребенку.
Трудности в воспитании и обучении ребенка – причина многих переживаний, тревог семьи и школы. Но важно помнить, что именно затруднения становятся толчком к развитию. И главное – не отмахиваться от трудностей или отказываться от усилий по их решению, а искать причины каждой проблемы; работать не с монолитным фактом «ребенок делает не то, что я хочу», а с конкретной трудностью, помня, что цель – не показать ребенку, как он не прав, а ПОМОЧЬ ЕМУ.