ЕМД

25 октября 2017г.
 «Ражевская СОШ»

 

Единый методический день

«Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в рамках внедрения ФГОС» 

 

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

 Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,

 что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр 

 

Цель: оценить педагогическую деятельность учреждения по реализации здоровьесберегающих технологий в рамках внедрения ФГОС.

 

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать опыт работы учреждения по использованию здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.
  2. Определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье обучающихся в учебном режиме школы.
  3. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию  навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

 

Ход ЕДМ

 

  1. 1.      Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Вступительное слово заместителя директора. Тема педсовета. Эпиграф.          

Здравствуйте уважаемые коллеги, начинаем мы наш,  ЕМД с небольшого психологического тренинга. Попрошу вас сесть поудобнее и прислушаться к моим словам.
Представьте воздушный шар, который летит высоко над землей. А теперь человечка в корзине воздушного шара. Приглядитесь это вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Ласковый ветерок обдувает ваше лицо, играет вашими волосами. Внизу прекрасный пейзаж.    Подумайте и напишите на листе, какие ценности важные для вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие. (пишут )
Внезапно ваш воздушный шар начал снижаться  и скоро грозит упасть. Вам срочно нужно избавиться от балласта, а именно от тех ценностей которые вы взяли в путешествие, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, вычеркните из списка все что выбросите. Что вы оставили? (называют) Многие оставили здоровье, наверно потому,  что если человек здоров он справится с любыми трудностями.                                                                                                                                   С                                                                                                                    

Роль здоровья в нашей жизни переоценить невозможно. Именно  хорошее здоровье позволяет человеку  полноценно жить.

Согласно Концепции Всемирной организации здравоохранения в понятие «здоровье» входит три основных компонента – здоровье физическое, социальное и психическое.                     

Усовершенствованный вариант этой Концепции выделяет уже четыре компонента – к первым трём добавляется ещё здоровье нравственное.                                                                         

Л.М. Лазарев составил «цветок здоровья», включив в него такие позиции: я здоров, если я – двигаюсь, дышу, говорю и пою, думаю, живу в семье, пью и ем, закаливаюсь.                   

Говоря научным языком, здоровье  человека складывается из здоровья личностного, психо-эмоционального, физического, интеллектуального, социального, духовного.                      

Можно выделить условия, которые обеспечивают здоровье человека, так называемые здоровьетворящие условия:                                                                                                          

  • радость творчества,
  • установка на успех,
  • признание удачи другими,
  • самоудовлетворение от труда,
  • соощущение единства в группе,
  • эмоциональная приподнятость,
  • отсутствие физического переутомления,
  • понимание цели и возможность ее достижения,
  • осознание собственной причастности к сохранению вечных ценностей.

Укрепление здоровья - это дело государственной важности. Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки современных школьников делают задачу сохранения и укрепления здоровья детей одной из  наиболее актуальных.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным  направлениям государственной политики в области образования.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья детей школьного возраста. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются функциональные отклонения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, 35-40% - хронически больны, то есть имеют заболевания, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.  Лишь 5-10% детей к началу обучения в школе практически здоровы.                                                                                     

Институт  возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:

      внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):                                   

  • экология;
  • семья и микроклимат в ней;
  • круг общения, вредные привычки; 
  • питание;
  • здоровый образ жизни.

     внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):                                       

  • организация учебного процесса, методика организации  учебного занятия;
  • организация и реализация воспитательного процесса;
  • двигательный режим учащихся в  учебное и внеучебное время;
  • создание условий психологического комфорта; 
  • организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
  • организация питания;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Таким образом, очевидно, что учебный процесс должен быть организован рационально, с учётом названных факторов. Это необходимо для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения детей, сохранения их здоровья.

Поэтому одной из основных задач администрации и педагогического коллектива по проблеме здоровья является организация, реализация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
          С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога  становится программа «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность. Исходя из этого, определены  цель и задачи сегодняшнего ЕМД (см. выше

Сейчас уважаемые коллеги мы приглашаем вас на открытые уроки в начальную школу. У каждого из вас есть схема анализа урока с позиций здоровьесбережения. После уроков предлагаем обсудить  уроки и поработать в гуппах.

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

     2. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

- самоанализ уроков педагогами
- анализ уроков педагогическим коллективом

3. Работа в творческих группах.

Уважаемые коллеги! От педагога  – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье обучающихся  оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, воспитания  и развития, насколько здоровьесберегающими являются образовательные  технологии и вся внутришкольная среда. Работа учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным  напряжением, дистрессами. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий. Без  грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет  выполнить свою задачу по охране их здоровья. Ребёнок, подросток, не заботящейся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителей остаться здоровым в современных  условиях не сможет.

Поэтому, я вам предлагаю дальнейшую работу в группах.

Работа творческих групп. (30 минут)

  • Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»
  • Проблемная группа №2 «Здоровье учителя»
  • Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»

(выделить проблемы, причины, пути их устранения в рамках нашей школы)

Обсуждение результатов работы групп

Подведение итогов:

Проект решения
1. Активно внедрять в практику принципы здоровьесберегающей педагогики;

2. Рационально организовывать урок с учетом работоспособности учащихся;
3.Разработать цикл мероприятий способствующих сохранению и укреплению здоровья учителя.

Закончить наш сегодняшний разговор хотелось бы легендой

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек и ведёт за собой ребёнка. Человек остановился, велел ребёнку подать ста­рику воды и дать кусок хлеба из запасов.

—  Что ты тут делаешь, старик? — спросил че­ловек.—   Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?—  Верно! — удивился человек.—  Так бери с собой мудрость :Если захочешь посадить человеку дерево, поса­ди плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребёнка, верни его крылатым.—  Как я это сделаю, если сам не умею летать?—  А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в не­бо. Видит: летит ребёнок, а за ним — его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.—   Я возвращаю ребёнка крылатым! — сказал учитель и  гордо посмотрел  на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и про­изнёс:—  А меня больше радуют твои крылья И я желаю вам, дорогие коллеги , не только дать крылья своим ученикам,  но обрести их самим!

Уважаемые коллеги, желаю и вам обрести крылья, а самое главное здоровья!