Программа НОУ "Эврика"

Т Ю М Е Н С К А Я    О Б Л А С Т Ь

ГОЛЫШМАНОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

_______________________________________________________________________________

27305, с. Усть-Ламенка, ул. Советская,35; Тел\факс: (34546) 96198; E-mail: mouu-lsosh@mail.ru

 

 

 

 

 

Программа

школьного

научного

общества

«Эврика»

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

 педагогическим советом

МАОУ «Усть-Ламенская СОШ»

Протокол №1  от «29» августа  2014года

 

Утверждаю:

директор МАОУ «Усть-Ламенская СОШ»

__________________ /В.Г.Усольцева/

 

Программа школьного научного общества «Эврика»

 

I.Общие положения

Настоящая программа является частью программы «Одарѐнные дети» и предусматривает возможность проводить специальную работу с одарѐнными детьми с тем, чтобы не сдерживать, а стимулировать развитие наиболее продвинутых школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, дать возможность остальным обучающимся работать в режиме освоения образовательного минимума. В обычной школьной программе недостаточно творческих заданий. А одной из задач современного образования является развитие способности учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, еѐ обработке и применении, а также по оценке результатов. Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности школы. Уже сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это элективные курсы и кружки по интересам, интеллектуальный марафон, олимпиады и конференции исследовательских работ. Все перечисленное является основой для создания и работы научного общества учащихся (НОУ).

Работа в научном обществе даѐт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • · развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;
  • · формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • · даѐт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  • · воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
  • · способствует самоутверждению обучающихся.

Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях. НОУ – добровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством учѐных, педагогов, инженеров и других специалистов.

II. Цель, задачи, принципы НОУ

Цель: Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности

Задачи:

  • · создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
  • · углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры;
  • · развитие творческого мышления;
  • · совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности.

Принципы организации работы НОУ:

  • · непрерывность – включение в научно-исследовательскую работу учащихся всех возрастных групп;
  • · реализация межпредметных связей;
  • · свобода выбора учащимися вида и формы исследовательской деятельности;
  • · создание условий для самореализации личности;
  • · социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;

III. Участники НОУ

Членами НОУ являются учащиеся 1-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе секций общества. Запись в научное общество осуществляется на основании желания школьников участвовать в научно- исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.

Работа осуществляется поэтапно:

  1. Начальный этап (1 - 4 классы)

    Цель: Раскрытие интересов школьников, выявление их способностей, мотивации к исследовательской деятельности, обусловленной интересом к выбранному предмету. Формы научно-исследовательской работы, включенные в учебный процесс:

    Творческие работы (сочинения-описания по картинам, доклады, информативные рефераты, исследования на основе ситуативных опытов, экспериментов).

  2. Подготовительный этап (5 - 7 классы)

    Цель: Воспитание творческих способностей, саморазвитие личности учащегося, создание мотивации на самоутверждение обучающегося Формы научно-исследовательской работы, включенные в учебный процесс: Творческие работы (эссе, доклады, рефераты) и творческие работы (начальные исследования, эксперименты, требующие длительного времени с соблюдением всех критериев к их оформлению).

  3. Собственно исследовательский этап (8 - 11 классы) Цель: Развитие и формирование опыта научного творчества, создание мотивации к исследовательской деятельности, значимости данного знания для будущего профессионального выбора, осмысливание научно- исследовательской деятельности через выполнение исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых. Формы научно-исследовательской работы, включенные в учебный процесс: Творческие работы (исследования, основанные на изучении мнения различных авторов по теме работ, исследования источников, ранее не подвергавшихся в научной литературе анализу), экспериментальные работы с соблюдением всех критериев к их оформлению.

    IV. Права и обязанности членов НОУ

    Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

    • · выбрать форму выполнения научной работы (реферат, проект и др.;
    • · получить необходимую консультацию у своего руководителя;
    • · иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
    • · получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
    • · выступать с окончательным вариантом научной работы на конференциях в своем учебном заведении;
    • · представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях более высокого уровня;
    • · опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике исследовательских работ учащихся;
    • · обращаться в библиотеку за необходимой для исследования литературой.

    Ученик, участвующий в работе НОУ, обязан:

    • · регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
    • · периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
    • · активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных мероприятиях;
    • · строго соблюдать сроки выполнения научных работ. Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы. За активную деятельность в НОУ учащиеся награждаются специальными дипломами, грамотами, призами. Педагог – руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.

    V. Структура и организация работы.

    Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится два раза в год для определения задач на новый учебный год, утверждения планов и решений, и для подведения итогов за отчетный период. В период между собраниями деятельностью общества руководит совет НОУ, избираемый общим собранием сроком на один год. Совет НОУ решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам, рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции НОУ, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. Совет общества выбирается сроком на один учебный год и на этом этапе осуществляет координацию деятельности общества и его членов во главе с председателем Совета. В структуру НОУ входят предметные секции учащихся под руководством учителей. В каждой секции для учащихся проводятся консультации, связанные с темой научной работы, и теоретические занятия. Занятия членов общества проводятся по необходимости коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов не реже одного раза в месяц.

    VI. Циклограмма исследовательской деятельности обучающихся.

     Сентябрь – постановка задач и планирование работы на текущий учебный год; формирование предметных секций; ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе и выбор тем исследований; закрепление руководителей работ за определѐнными учащимися; теоретические занятия; индивидуальные консультации.

    Октябрь – работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме; посвящение вступивших обучающихся в члены НОУ; создание Совета НОУ; теоретические занятия; индивидуальные консультации.

    Ноябрь – сбор материала по теме исследования; теоретические и практические занятия; индивидуальные консультации; заседание Совета НОУ.

    Декабрь - сбор и систематизация материала по проблеме; теоретические и практические занятия; заседание Совета НОУ; проведение конференции по защите избранных тем; индивидуальные консультации.

    Январь - сбор и систематизация материала по проблеме; заседание Совета НОУ; практические занятия; индивидуальные консультации.

    Февраль - систематизация материала по проблеме; начало оформления работы; индивидуальные консультации; заседание Совета НОУ.

    Март - завершение оформления работы; рецензирование исследования; заседание Совета НОУ; участие в школьной и районной конференциях научного общества учащихся; индивидуальные консультации.

    Апрель - оформление и выпуск школьной брошюры с тезисами ученических исследовательских работ; заседание Совета НОУ: награждение победителей.

    Май - общее собрание НОУ; передача эстафеты от старших школьников к младшим: составление перспективного плана работы НОУ на следующий учебный год.

    VII. Направления работы

    Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях:

  1. Организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

    • · совместная работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
    • · работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

    2. Групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

    3. Массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.

    VIII. Ресурсное обеспечение программы

    Организационное

    создание локальных актов по организации работы над программой: приказы, план работы, график проведения мероприятии, разработка нормативных документов по организации и проведению мероприятий программы: положения, поддерживающие реализацию программы; положений и механизмов проведения мероприятий в рамках программы.

    Информационное

    Создание информационного ресурса программы, издание сборника исследовательских работ, медиатеки, создание страницы на школьном сайте.

    Методическое Разработка дидактических материалов к мероприятиям, накопление и систематизация методических разработок участников программы, комплекта учебно-методических материалов.

    Кадровое

    Проведение обучающих семинаров и консультаций по основным направлениям программы. Повышение уровня профессиональной ИКТ-компетентности, информационной культуры. Выполнение функциональных обязанностей на профессиональном уровне, эффективная организационная деятельность.

    Материально-техническое:

    Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно - методической, психолого-педагогической литературой. Оснащение учебных кабинетов и классных комнат. Компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных. Обеспечение необходимыми для работы материалами кружков, секций, клубов. Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей. Социально-психологическое

    Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе. Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

    Финансовое

    Бюджетные и внебюджетные средства

    IX. Ожидаемые результаты.

    Для педагогов

    1.Повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства.

    2.Привитие вкуса, интереса, умения к занятиям творческой деятельностью через вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность.

    3. Создание условий и привитие интереса к самообразованию.

    4. Реализация авторских программ, курсов, пособий.

    Для учащихся

    1.Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

    2.Формирование ключевых компетенций.

    3.Выработка умений эффективно использовать знания и умения в различных ситуациях.

    4. Повышение эффективности интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы.

    5.Профессиональное самоопределение.

    Для родителей:

    Удовлетворенность реализацией творческого потенциала ребенка.