Т Ю М Е Н С К А Я О Б Л А С Т Ь
ГОЛЫШМАНОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
_______________________________________________________________________________
27305, с. Усть-Ламенка, ул. Советская,35; Тел\факс: (34546) 96198; E-mail: mouu-lsosh@mail.ru
Программа
школьного
научного
общества
«Эврика»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом МАОУ «Усть-Ламенская СОШ» Протокол №1 от «29» августа 2014года
|
Утверждаю: директор МАОУ «Усть-Ламенская СОШ» __________________ /В.Г.Усольцева/
|
Программа школьного научного общества «Эврика»
I.Общие положения
Настоящая программа является частью программы «Одарѐнные дети» и предусматривает возможность проводить специальную работу с одарѐнными детьми с тем, чтобы не сдерживать, а стимулировать развитие наиболее продвинутых школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, дать возможность остальным обучающимся работать в режиме освоения образовательного минимума. В обычной школьной программе недостаточно творческих заданий. А одной из задач современного образования является развитие способности учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, еѐ обработке и применении, а также по оценке результатов. Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности школы. Уже сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это элективные курсы и кружки по интересам, интеллектуальный марафон, олимпиады и конференции исследовательских работ. Все перечисленное является основой для создания и работы научного общества учащихся (НОУ).
Работа в научном обществе даѐт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
- · развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;
- · формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- · даѐт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
- · воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
- · способствует самоутверждению обучающихся.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях. НОУ – добровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством учѐных, педагогов, инженеров и других специалистов.
II. Цель, задачи, принципы НОУ
Цель: Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
Задачи:
- · создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
- · углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры;
- · развитие творческого мышления;
- · совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности.
Принципы организации работы НОУ:
- · непрерывность – включение в научно-исследовательскую работу учащихся всех возрастных групп;
- · реализация межпредметных связей;
- · свобода выбора учащимися вида и формы исследовательской деятельности;
- · создание условий для самореализации личности;
- · социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
III. Участники НОУ
Членами НОУ являются учащиеся 1-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе секций общества. Запись в научное общество осуществляется на основании желания школьников участвовать в научно- исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.
Работа осуществляется поэтапно:
-
Начальный этап (1 - 4 классы)
Цель: Раскрытие интересов школьников, выявление их способностей, мотивации к исследовательской деятельности, обусловленной интересом к выбранному предмету. Формы научно-исследовательской работы, включенные в учебный процесс:
Творческие работы (сочинения-описания по картинам, доклады, информативные рефераты, исследования на основе ситуативных опытов, экспериментов).
-
Подготовительный этап (5 - 7 классы)
Цель: Воспитание творческих способностей, саморазвитие личности учащегося, создание мотивации на самоутверждение обучающегося Формы научно-исследовательской работы, включенные в учебный процесс: Творческие работы (эссе, доклады, рефераты) и творческие работы (начальные исследования, эксперименты, требующие длительного времени с соблюдением всех критериев к их оформлению).
-
Собственно исследовательский этап (8 - 11 классы) Цель: Развитие и формирование опыта научного творчества, создание мотивации к исследовательской деятельности, значимости данного знания для будущего профессионального выбора, осмысливание научно- исследовательской деятельности через выполнение исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых. Формы научно-исследовательской работы, включенные в учебный процесс: Творческие работы (исследования, основанные на изучении мнения различных авторов по теме работ, исследования источников, ранее не подвергавшихся в научной литературе анализу), экспериментальные работы с соблюдением всех критериев к их оформлению.
IV. Права и обязанности членов НОУ
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
- · выбрать форму выполнения научной работы (реферат, проект и др.;
- · получить необходимую консультацию у своего руководителя;
- · иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
- · получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
- · выступать с окончательным вариантом научной работы на конференциях в своем учебном заведении;
- · представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях более высокого уровня;
- · опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике исследовательских работ учащихся;
- · обращаться в библиотеку за необходимой для исследования литературой.
Ученик, участвующий в работе НОУ, обязан:
- · регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
- · периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
- · активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных мероприятиях;
- · строго соблюдать сроки выполнения научных работ. Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы. За активную деятельность в НОУ учащиеся награждаются специальными дипломами, грамотами, призами. Педагог – руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.
V. Структура и организация работы.
Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится два раза в год для определения задач на новый учебный год, утверждения планов и решений, и для подведения итогов за отчетный период. В период между собраниями деятельностью общества руководит совет НОУ, избираемый общим собранием сроком на один год. Совет НОУ решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам, рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции НОУ, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. Совет общества выбирается сроком на один учебный год и на этом этапе осуществляет координацию деятельности общества и его членов во главе с председателем Совета. В структуру НОУ входят предметные секции учащихся под руководством учителей. В каждой секции для учащихся проводятся консультации, связанные с темой научной работы, и теоретические занятия. Занятия членов общества проводятся по необходимости коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов не реже одного раза в месяц.
VI. Циклограмма исследовательской деятельности обучающихся.
Сентябрь – постановка задач и планирование работы на текущий учебный год; формирование предметных секций; ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе и выбор тем исследований; закрепление руководителей работ за определѐнными учащимися; теоретические занятия; индивидуальные консультации.
Октябрь – работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме; посвящение вступивших обучающихся в члены НОУ; создание Совета НОУ; теоретические занятия; индивидуальные консультации.
Ноябрь – сбор материала по теме исследования; теоретические и практические занятия; индивидуальные консультации; заседание Совета НОУ.
Декабрь - сбор и систематизация материала по проблеме; теоретические и практические занятия; заседание Совета НОУ; проведение конференции по защите избранных тем; индивидуальные консультации.
Январь - сбор и систематизация материала по проблеме; заседание Совета НОУ; практические занятия; индивидуальные консультации.
Февраль - систематизация материала по проблеме; начало оформления работы; индивидуальные консультации; заседание Совета НОУ.
Март - завершение оформления работы; рецензирование исследования; заседание Совета НОУ; участие в школьной и районной конференциях научного общества учащихся; индивидуальные консультации.
Апрель - оформление и выпуск школьной брошюры с тезисами ученических исследовательских работ; заседание Совета НОУ: награждение победителей.
Май - общее собрание НОУ; передача эстафеты от старших школьников к младшим: составление перспективного плана работы НОУ на следующий учебный год.
VII. Направления работы
Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях:
-
Организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
- · совместная работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
- · работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
2. Групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
3. Массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
VIII. Ресурсное обеспечение программы
Организационное
создание локальных актов по организации работы над программой: приказы, план работы, график проведения мероприятии, разработка нормативных документов по организации и проведению мероприятий программы: положения, поддерживающие реализацию программы; положений и механизмов проведения мероприятий в рамках программы.
Информационное
Создание информационного ресурса программы, издание сборника исследовательских работ, медиатеки, создание страницы на школьном сайте.
Методическое Разработка дидактических материалов к мероприятиям, накопление и систематизация методических разработок участников программы, комплекта учебно-методических материалов.
Кадровое
Проведение обучающих семинаров и консультаций по основным направлениям программы. Повышение уровня профессиональной ИКТ-компетентности, информационной культуры. Выполнение функциональных обязанностей на профессиональном уровне, эффективная организационная деятельность.
Материально-техническое:
Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно - методической, психолого-педагогической литературой. Оснащение учебных кабинетов и классных комнат. Компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных. Обеспечение необходимыми для работы материалами кружков, секций, клубов. Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей. Социально-психологическое
Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе. Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
Финансовое
Бюджетные и внебюджетные средства
IX. Ожидаемые результаты.
Для педагогов
1.Повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства.
2.Привитие вкуса, интереса, умения к занятиям творческой деятельностью через вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность.
3. Создание условий и привитие интереса к самообразованию.
4. Реализация авторских программ, курсов, пособий.
Для учащихся
1.Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
2.Формирование ключевых компетенций.
3.Выработка умений эффективно использовать знания и умения в различных ситуациях.
4. Повышение эффективности интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы.
5.Профессиональное самоопределение.
Для родителей:
Удовлетворенность реализацией творческого потенциала ребенка.