Программа "Путь к успеху"

Т Ю М Е Н С К А Я    О Б Л А С Т Ь

ГОЛЫШМАНОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

_________________________________________________________________________________________

27305, с. Усть-Ламенка, ул. Советская,35; Тел\факс: (34546) 96198; E-mail: mouu-lsosh@mail.ru

 

 

 


ПРОГРАММА

 

«Путь к успеху»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

                                                                                                                                    стр.

 

  1. Пояснительная записка                                                                                                                        4

  2. Актуальность программы                                                                                                                    5

  3. Анализ состояния системы работы с одарёнными детьми                                                               6

  4. Цели и задачи программы.                                                                                                                   7

  5. Ожидаемые результаты                                                                                                                        7

  6. Этапы реализации программы «Путь к успеху».                                                                               8                                                                                                                

  7. Ресурсное обеспечение программы                                                                                                     9

  1. Нормативно-правовое обеспечение

  2. Финансово-экономическое обеспечение

  3. Материально-техническое обеспечение

  4. Научно-методическое обеспечение

  5. Информационное обеспечение

  6. Организационное обеспечение

  7. Кадровое обеспечение

  1.  Принципы выявления одаренных детей в школе                                                                               10

  2. Принципы обучения одаренных детей в программе «Путь к успеху».                                            11

  3. Формы и методы обучения.                                                                                                                   12

  4. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе                                                   13

  5. Основные мероприятия по реализации программы                                                                            14

  6.  Система работы по развитию одарённости                                                                                        15

  7. План действий по реализации программы                                                                                       16

  8. Мониторинг по результатам реализации программы                                                                         20

  9. Паспорт программы «Путь к успеху»                                                                                               21                   

  10. Список использованной литературы.                                                                                                24

  11.       Приложение                                                                                                                                   25

                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

 педагогическим советом МАОУ «Усть-Ламенская СОШ» Протокол №1  от «29» августа  2014года

 

Утверждаю:

директор МАОУ «Усть-Ламенская СОШ»

__________________ /В.Г.Усольцева/

 

 

 

Программа  «Путь к успеху»

 

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.

Сократ

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.           

          Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • В школе должны быть свои традиции.

  • Школа должна давать современное образование.

  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

    Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе образования.

    Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной деятельности МАОУ «Усть-Ламенская СОШ» . Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с одаренными детьми. Программа «Путь к успеху» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях  муниципального общеобразовательного учреждения,  намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия  по достижению поставленных целей.

                Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в  разработке и внедрении новых диагностик одаренности,  новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, и работу с одаренными детьми.  А  так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально - личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

             -  овладение методиками выявления одаренности, технологиями развевающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска;

             -  психологическая компетентность,  широта и гибкость  мышления педагога;

             -  зрелость педагогического самосознания.

           Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества  общеобразовательной  школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и  развития интеллектуального потенциала страны:

             -  единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся,

            - преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта  образования на всех возрастных  уровнях;

            Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от  вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос,  «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.

           II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.           

    В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России и региона в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит  сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере Тюменской области.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».

        Такой «социальный заказ» предполагает искать педагогической науке и каждому ОУ новые формы и методы работы с одарённым ребёнком, ставить во главу угла его развитие, формировать  индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала. Важность этой задачи требует комплексного подхода к её решению, создания целостной системы работы с одарёнными детьми, т.е.  работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.

        Создание условий для оптимального  развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений нашей школы.

         Положительная динамика в работе педагогов школы в данном направлении привела к возникновению  проблем своевременного выявления, поддержки и сопровождения одарённых и способных детей (речь идёт об интеллектуально, творчески, спортивно  одарённых детях).  Их решение обеспечивает программа работы с одарёнными детьми в школе под названием «Путь к успеху».             Программа разработана на 2014-2017 годы, включающая деятельность всего коллектива школы для создания условий развития одаренных детей.

             III. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

         Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, а также переоценка основных положений программы школы « Одаренные дети» (2010-2013 г.г.) мотивировали методическую службу школы к модернизации системы работы школы с одаренными детьми.

Это привело к написанию программы « Путь к успеху», которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Наша школа - школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. В школе работают 9 кружков и 3 секции. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности. Однако в работе с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий, учебно-познавательный потенциал, есть недостатки:

Существует проблема выявления одарённых детей, поскольку в повседневной жизни мы часто не замечаем одаренности ребенка, а если и замечаем, то порой не даем ребенку раскрыться и проявить свою индивидуальность;

Одарённые дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за недостатка учебных программ, в которых предусмотрены индивидуальные возможности усвоения знаний;

 Требует развития профессиональная компетентность педагогических работников по работе с одарёнными детьми.

Для решения названных проблем необходимо квалифицированное педагогическое взаимодействие.

Только системное и комплексное решение обозначенных проблем может иметь следствием эффективность деятельности педагогического коллектива школы  по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей.

         IV. Цель и задачи программы

       Стратегическая цель программы - переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления.

       Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

       Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

       Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно - практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи программы:

    • развивать одаренность  учащихся  через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

                          -   внедрять вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;

    • стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива;

    • совершенствовать здоровье сберегающие и здоровье развивающие компоненты образовательного пространства школы.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

-внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;

-обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого – медико - педагогическую поддержку одаренных детей;

 -совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;

 - организовать социальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

         V. Ожидаемые результаты

- Формирование системы работы с одаренными учащимися.

- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 

- Создание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся: расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических конференций, семинаров, системы дополнительного образования.

- Творческая самореализация выпускника школы.

- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школ

- Повышение квалификации педагогов.

         VI. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Путь к успеху»

 

2014-2015 учебный год – подготовительный

Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

- Диагностика склонностей учащихся.

- Составление индивидуальных маршрутов обучения одарённых детей.

- Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.

- Адаптация учебных программ предметных и  элективных курсов.

- Разработка индивидуальных программ по отдельным предметам.

- Совершенствование системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

- Разработка  методические рекомендации по работе с обучающимися: по основам учебного исследования, по проведению классных часов, интеллектуальных игр и марафонов.

- Сохранение традиции работы с портфолио учащихся.

- Повышение квалификации педагогов.

2015-2016, 2016-2017 учебные годы переход в режим функционирования

Цель: реализация  системы работы с одаренными учащимися.

- Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

- Анализ промежуточных  итогов реализации программы.

- Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в гимназии.

- Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

- Введение в практику работы рейтинга учащихся.

 2017-2018 учебный год - аналитический отчет

Задачи: Создание банка педагогического опыта в работе с одарёнными детьми, опубликование  в сети интернет.

 

VII. Ресурсное обеспечение программы

Программа «Путь к успеху»  на 2014-2018 гг. предполагает следующее обеспечение системы работы с одарёнными детьми.

Нормативно-правовое обеспечение:

- соответствующие федеральному Положению о Всероссийской олимпиаде школьников региональные и муниципальные нормативные правовые акты (Положение о региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в Тюменской области, Положение о муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в муниципальных органах управления образованием, Положение о школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в образовательных учреждениях, пакет приказов и регламентирующих информационных материалов в соответствии с этими положениями);

- федеральные положения об олимпиадах и конкурсах, включённых в федеральные перечни, областные регламенты и положения;

- пакет региональных концептуально-программных документов по работе с одарёнными детьми, включающих областное, региональное и школьное  Положение «Шаг в будущее»;

- пакет положений о работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.

Финансово-экономическое обеспечение:

- введение стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующих работу с одарёнными детьми;

- формирование общественного фонда поддержки одарённых детей.

Материально-техническое обеспечение:

- оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий, библиотеки, спортивного зала, мастерских для работы с одарёнными детьми;

- оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одарёнными детьми;

- оснащение инвентарём и расходным материалом творческих объединений детей.

Научно-методическое обеспечение:

- осуществление научных исследований по теме одарённости;

- проведение научно-методических семинаров и научно-практических конференций по проблемам работы с одарёнными детьми;

- разработка вариативных программ для индивидуального обучения;

- создание методической копилки, включающей учебные пособия, рекомендации, авторские разработки и т.п., по проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей

- создание и поддержка функционирования постоянно действующей консультационной службы для родителей одарённых детей.

Информационное обеспечение:

- использование в работе с одарёнными детьми фондов библиотеки, Интернет-ресурсов;

- освещение работы с одарёнными детьми в средствах массовой информации;

- размещение материалов об одарённых детях на сайте школы;

- издание сборников интеллектуально-творческих работ учащихся.

Организационное обеспечение:

- формирование школьной базы данных об одарённых детях и талантливой молодежи;

- выявление одарённых детей и талантливой молодежи через разнообразные образовательные события;

- участие в региональных и Всероссийских олимпиадах школьников;

- функционирование научного общества учащихся в гимназии;

- проведение конкурсов социально-значимых проектов;

- создание школьного фонда поддержки талантливой молодежи;

- проведение школьной конференции «Шаг в будущее»

- проведение ежегодного интеллектуального марафона;

Кадровое обеспечение:

- повышение квалификации через курсовую подготовку учителей, работающих с одарёнными детьми;

- привлечение к работе с одарёнными детьми специалистов в отдельных областях деятельности, творческих людей.

 

VIII. ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.

- Опора на методы психодиагностики;

- Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого - педагогического статуса одаренного ребенка;

            Принципиальное значение имеет разработка методов выявления   « потенциальной» одаренности, это:

  1. предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;

  2.  переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов  в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.

    Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития».

    Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей  «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

     

    IX. ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОГРАММЕ «Путь к успеху».

                Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

  1. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

  2. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

  3. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

  4. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

  5. поощрение движения к пониманию самих  себя, признанию своих способностей;

  6. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.

    Оптимальный результат достигается при одновременно существующем    изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

     Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

    Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.

    Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

    Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария  получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

    Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

 

X. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • Системный подход.

  • Личностный подход.

  • Деятельностный подход. 

  • Культурологический подход. 

    Программа предполагает использование следующих методических приемов:

    • Методы опроса (беседа, интервью, анкетирование);

    • Методы наблюдения с помощью схем анализа личностных проявлений ученика на уроке;

    • Методы наблюдения с помощью схем анализа личностных проявлений учителя на уроке;

    • Метод диагностики (пакет диагностических методик);

    • Метод тренинговых занятий;

    • Психолого-педагогические мониторинги.

      Формы работы с одаренными детьми

      Методы и формы работы с одаренными учащимися,    органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися  и, в то же время, отличаются определенным своеобразием.

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  • Участие во Всероссийской олимпиаде  школьников на всех уровнях;

  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

  • Проектно – исследовательская деятельность;

  • Создание детских портфолио.

XI.            Организация исследовательской деятельности учащихся в школе

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

Формирование навыков научной организации труда.

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса.

Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.

Секции.

5-7 классы

Творческий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Формирование познавательного интереса.

Творческое развитие учащихся.

Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные декады.

Школьные олимпиады.

Конференция «Шаг в будущее»

Кружки. Клубы. Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

Формирование исследовательских навыков.

Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные декады.

Олимпиады.

Конференция «Шаг в будущее»

Предметные и элективные курсы.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

10-11 классы

Исследовательский этап:

Совершенствование исследовательских навыков.

Совершенствование информационной культуры учащихся.

Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные декады.

Олимпиады.

Научно-практическая конференция.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Предметные и элективные курсы.

XII.        Основные мероприятия по реализации программы

Этап

Мероприятия программы

2014-2015 уч. год

Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов

Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за предыдущие годы

Участие в муниципальном и региональном туре предметных олимпиад.

Описание системы работы с одаренными учащимися

Разработка программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.

Мониторинг учебной мотивации школьников

Диагностика одаренности учащихся

Разработка Программы "Путь к успеху".

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

2015-2016 уч. год

Научно-методический семинар для педагогов школы "Исследовательская деятельность учащихся"

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

Проведение работы по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов.

Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

Участие в научно-практической конференции школьников .

Диагностика склонностей учащихся.

Организация деятельности школьного музея

 

2016-2017 уч.

год

 

 

Диагностика склонностей учащихся.

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций.

Анализ итогов реализации программы.

Обобщение результатов работы школы.

2017-2018

уч. год

Творческие отчеты

Мониторинг результативности

Аналитический отчет

Подведение итогов работы коллектива по выполнению программы «Путь к успеху»

 

  1. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ

Вид одаренности

 

Классы

 

Сентябрь

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Январь

 

 

Февраль

 

Март

 

Апрель

 

Май

Общая интеллектуальная

1 – 4 классы

5 – 9 классы

10 – 11 классы

 

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2.«Великий и могучий» - знаток  русского языка и литературы.

3. Олимпиады по предметам.

4.Анализ работы учителей русского языка и литературы с одаренными учащимися.

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2.Анализ результатов олимпиады.

3.Анализ работы учителей химии, географии, биологии на уроках  с одаренными учащимися.

 

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. Олимпиады по предметам.

3. «Красивый язык сухих цифр» - знаток математики.

4. Анализ работы учителей математики, физики, информатики с одаренными учащимися.

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. Конкурс на лучшего знатока английского языка.

3. Анализ олимпиад.

4. Анализ работы учителей с одаренными учащимися.

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. «О подвигах, о доблести, о славе» - знаток истории.

3. Анализ работы учителей по истории с одаренными учащимися.

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. «Знание- сила» - знаток литературных произведений.

 3. Анализ работы учителей  литературы с одаренными учащимися.

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

 

1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.

2. Анализ работы учителей начальных классов с одаренными учащимися.

Творческая

 

1 – 4 классы

5 – 9 классы

10 – 11 классы

«На лучшее оформление кабинета».

«Мы ищем таланты»

 

 

 

 

«На лучшее внеклассное мероприятие на тему: «Осень»».

 

 

Конкурс «Лучшая математическая газета».

 

 

Конкурс на лучший плакат: «Ко дню защитников отечества»

 

Конкурс на лучшее сочинение: «Память. Время. Победа.»

 

 

 

 

Конкурс «На лучший плакат и рисунок ко Дню победы».

Спортивная

1 – 4 классы

5 – 9 классы

10 – 11 классы

 

«Веселые старты»

«Золотая осень» - футбол.

 «Смелость, мужество и ловкость».

 

 

«Веселые старты»

Первенство школы по волейболу. 

 

«Золотая осень» - кросс.

Соревнования по футболу.    

 

Первенство школы по шахматам.

 

Турнир по шашкам.

 

Соревнования по полиатлону.

 

 

Соревнования по легкой атлетике.

 

 

Веселые старты.

 

 

Соревнования по футболу, волейболу, баскетболу.

 

 

  1.  План  действий  по  реализации  Программы

№ п/п

Зам. директора организатор Основные мероприятия

Сроки   проведения

Ответственные

1. Нормативно - правовое и организационное обеспечение:

1

Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка.

Декабрь, 2014

Администрация

2

Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка.

Март, 2015

Зам. директора организатор

3

Подготовка диагностических материалов и диагностика детей.

Март, 2015

Зам. директора организатор

4

Формирование списка одаренных детей.

Октябрь, 2014

Зам. директора организатор

5

Проведение организационно-методических мероприятий по подготовке школьного, муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Ежегодно

Зам. директора

6

Подготовка  и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Ежегодно

Зам. директора

7

Разработка системы мер по поддержке и стимулированию одарённых детей

Ежегодно

Администрация

 

2. Научно-методическое сопровождение:

1

Обеспечение педагогов методиками работы с одарёнными детьми в рамках инновационной деятельности

Постоянно

Зам. директора организатор

2

Разработка практических рекомендаций по работе с одарёнными детьми с использованием информационных технологий.

Апрель

2015

Зам. директора организатор

3

Разработка методик исследовательской работы учащихся

Май

2015

Зам. директора организатор

4

Семинары, совещания, консультации учителей-предметников  по вопросам организации работы с одарёнными детьми

Постоянно

Зам. директора организатор

5

Осуществление постоянного мониторинга результатов Всероссийской олимпиады школьников.

Постоянно

Зам. директора организатор

6

Обобщение опыта работы  учителей, занимающихся с одарёнными детьми

Постоянно

Зам. директора организатор

7

Формирование  компьютерного банка олимпиадных заданий

Постоянно

Зам. директора организатор

8

Сотрудничество с высшими и средними специальными учебными заведениями

Постоянно

Зам. директора организатор

3. Информационная поддержка:

1

Своевременное информирование общественности о результатах проведения Всероссийской олимпиады школьников через сайт школы и СМИ

Ежегодно

Зам. директора организатор

2

Размещение публикаций в средствах массовой информации о победителях и призёрах муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников

Ежегодно

Зам. директора организатор

3

Создание информационной базы данных о победителях и призерах Всероссийской олимпиады школьников различного уровня.

Ежегодно

Зам. директора организатор

4. Работа с учащимися

1

Психолого-педагогическое сопровождение  одарённых детей

Постоянно

организатор

2

Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой.

 Ежегодно

Библиотекарь

3

Оформление портфолио каждого одарённого ребёнка.

 Ежегодно

Кл. руководитель

4

Участие в конкурсах, проектах различных направлений  и уровней

Постоянно  

Зам. директора организатор.

Руководители ШМО

5

Развитие системы индивидуального сопровождения  одарённых детей (индивидуальные образовательные программы)

 Ежегодно

Зам. директора организатор Учителя- предметники.

6

Работа кружков, предметных и элективных курсов.

 Постоянно

Зам. директора организатор

7

Создание в учебных кабинетах  материалов повышенного уровня сложности.

Постоянно

Учителя- предметники.

8

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми.

Постоянно

Библиотекарь

9

Информирование учащихся о Всероссийских и региональных конкурсах, конференциях и олимпиадах

Постоянно

Зам. директора организатор

10

Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», и

российском конкурсе «Русский медвежонок –

языкознание для всех» и др.

Постоянно  

Зам. директора

11

Научно-практическая конференция   для учащихся.

Ежегодно апрель

Зам. директора организатор

12

Совершенствование программного обеспечения и структуры дополнительного образования

Ежегодно

Зам. директора организатор

13

Организовать работу спортивных секций

Ежегодно

Организатор

5. Работа с родительской общественностью

1

Тематические лекции, форумы для родителей,

По плану работы

Зам. директора организатор, кл. руководители

2

Привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности. 

Ежегодно

сентябрь

Зам. директора организатор

3

Анкетирование.

Сентябрь, май

Администрация

4

Индивидуальные консультации. Беседы с родителями.  

Постоянно

Администрация кл. руководители

6

Участие в общешкольных мероприятиях, системе дополнительного образования.

Постоянно

Зам. директора организатор

6. Внутришкольный контроль

 Управление качеством образования:

1

Новые формы итоговой аттестации обучающихся 9-х классов;

Ежегодно

Зам. директора

2

Итоговая аттестация выпускников в форме ЕГЭ.

Ежегодно

Зам. директора

3

Использование современных педагогических технологий;

Постоянно

Учителя- предметники.

4

Результативность участия  одарённых детей   в школьных, районных, муниципальных олимпиадах;

Ежегодно

 

Учителя- предметники.

5

Анализ участия учащихся  в творческих конкурсах;

Постоянно

Организатор

6

Участие в дистанционных олимпиадах.

Ежегодно

 

Зам. директора организатор

7

Творческие   отчеты предметных кружков.

Ежегодно

 

Зам. директора организатор.

8

Изучение методики по организации учебной деятельности учителей на уроках по отработке форм и методов, способствующих развитию интеллектуальных и исследовательских умений учащихся

Ежегодно

 

Зам. директора организатор

9

Осуществление срезов объема домашних заданий по всем предметам, обращение внимания на формы перспективных заданий длительного характера, подготовленных специально для мотивированных учащихся

Ежегодно

 

Зам. директора организатор

10

Изучение эффективности применения  и внедрения новых технологий на уроках и во внеклассной деятельности

Ежегодно

 

Зам. директора организатор

11

Изучение методики работы учителей-предметников по подготовке проектных и исследовательских работ учащихся

Ежегодно

Зам. директора организатор

12

Реализация программ профильного обучения;

Ежегодно

 

Зам. директора организатор

13

Использование современных технологий обучения;

Постоянно

Учителя- предметники.

14

Организация проектной деятельности учащихся.

Ежегодно

 

Учителя- предметники.

Развитие информационно-коммуникационных технологий:

2

Эффективность  курсовой подготовки по повышению информационной культуры  учащихся, учителей, администрации.

Ежегодно

 

Администрация.

 

3

Использование ИКТ в образовательном процессе.

Постоянно

Учителя- предметники.

4

Предоставление  одарённым учащимся доступа к глобальным информационным ресурсам.

Постоянно

Администрация.

 

5

Обеспечение  учебно - образовательного процесса  одарённых детей цифровыми образовательными ресурсами.

Постоянно

Администрация.

 

 

  1. Мониторинг для  реализации программы

Критерии

Исследуемые аспекты

Форма представления

Изучение запросов родителей одарённых детей с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и их детей

Запросы родителей одарённых учащихся

Перечень рейтинга запросов родителей и учащихся

Осуществление совместной работы педагогического коллектива школы и родителей талантливых школьников по созданию условий успешности обучения таких детей

Участие родителей в создании условий успешности обучения одарённых детей

Перечень мероприятий, осуществляемых родителями

Определение уровня здоровья одарённых учащихся для обучения в рамках разработанной программы

Группа здоровья одарённых детей

Отчёт

Оценка педагогических технологий, используемых при организации учебного процесса

Отбор педагогических технологий, позволяющих решать поставленные задачи

Отчёт

 (сравнить за 4-5 лет)

Выявление уровня психологического комфорта одарённых детей в ученическом коллективе

Психологическое состояние учащихся

Графическое изображение

Изучение уровня тревожности учащихся

Психологическое состояние учащихся

Графическое изображение

Анализ участия одарённых детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях творчества, соревнованиях

Создание условий для самореализации учащихся

Графическое изображение (сравнить за 4-5 лет)

Поощрение одаренных детей

Публикация в СМИ; — Стенд «Гордость школы»; — Вручение грамот и дипломов, ценных подарков.

Традиционные мероприятия:

  • Участие во Всероссийской  олимпиаде школьного, муниципального  и регионального этапов;

  • Организация и участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»;

  • Участие  в  научно-практических конференциях  муниципального  и регионального уровня;

  • Участие в международных и российских интеллектуальных конкурсах;

  • Участие в заочных турах предметных олимпиад;

  • Участие в международной интеллектуальной игре «Кенгуру», в российских интеллектуальных играх «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Британский бульдог», «ЧиП», в региональных интеллектуальных играх «КИТ», «Инфознайка».

  • Психолого-педагогическое сопровождение  одарённых детей.

     

  1. Паспорт программы   «Путь к успеху»

     

1

Наименование программы

«Путь к успеху»

2.

Основания для разработки Программы

- Федеральный закон "Об образовании в     Российской Федерации".

- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Мин РФ 22 декабря 2009 г. № 15785  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован Мин России 01 февраля 2011 г., рег. № 19664  «Об утверждении  федерального образовательного стандарта основного общего образования»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986, зарегистрирован в Мин РФ  8 февраля 2010 г., рег. N 16299, "Об утверждении  федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г.  № 2106, зарегистрирован в Минюсте РФ 02 февраля 2011 г.,  рег. № 19676 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.,рег. № 19993,   "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

3.

Основные разработчики программы

Администрация ОУ;

Методический совет ОУ;

 

5.

Цель программы

 

Создание образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.

Систематизация работы с одаренными детьми, направленной на их личностное развитие и успешность.

 

6.

Задачи Программы

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы, и как следствие этого - создание системы управления работой с одаренными детьми.

Создание обогащённой образовательной среды в области основного и дополнительного образования для развития одарённости.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений.

Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.

Проведение массовых мероприятий с одаренными детьми.

Участие одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.

7.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в течение 4 лет  (2014 г. –  2018 г.)

I этап – подготовительный –2014 –2015 г.

II этап - деятельностный  -  2015-2017

III этап – заключительный – 2017-2018

8.

Исполнители Программы

 

Администрация ОУ

Руководители структурных подразделений

Педагогический коллектив школы

Ученическое сообщество

Родители

9.

Объем и источники финансирования

Бюджетное финансирование

 

10.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание и совершенствование школьной системы работы с одаренными детьми.

Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

Увеличение числа детей с интеллектуальной, академической и творческой одарённостью.

Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

11.

Система организации контроля реализации Программы,

периодичность отчета исполнителей,

срок предоставления отчетных материалов

Внутренний и внешний аудиты (2 раза в год)

Публичный отчет школы (1 раз в год)

Сайт школы (обновление 1 раз в четверть)

Статистическая отчетность (2 раза в год)

Отчет об исполнении программы– август 2018 г.

 

 

  1. Литература:

    • Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова; Под ред. Т.В. Черниковой . - 2-е изд., стереотипное - М.: Глобус, 2007. - 128 с.

    • Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети.// Вопросы психологии.– 1988.–№ 4.

    • Новикова,Т.Г, Прутченков, А.С. Ролевая игра «Портфолио, или Папка личных достижений ученика». / Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков // Методист. - № 2. - 2005. С. 11-19.

    • Примерное положение о портфолио ученика общеобразовательного учреждения // Юридический журнал директора школы. - № 2. - 2008. - С. 10-11.

    • Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996.– 416 с.

    • Учителю об одаренных детях: пособие для учителя /  Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова.– М.: Молодая гвардия, 1997.– 354 с.

    • Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К., Перлетт К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности.// Вопросы психологии.– 1996.– № 1.– С. 97-107.

    • Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.

    • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.

    • Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.

    • Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО       

      «АиФ Принт» , 2003г.

    •  Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.

    • Журнал « Начальная школа» № 3,1997г.