Т Ю М Е Н С К А Я О Б Л А С Т Ь
ГОЛЫШМАНОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
_________________________________________________________________________________________
27305, с. Усть-Ламенка, ул. Советская,35; Тел\факс: (34546) 96198; E-mail: mouu-lsosh@mail.ru
ПРОГРАММА
«Путь к успеху»
Содержание:
стр.
-
Пояснительная записка 4
-
Актуальность программы 5
-
Анализ состояния системы работы с одарёнными детьми 6
-
Цели и задачи программы. 7
-
Ожидаемые результаты 7
-
Этапы реализации программы «Путь к успеху». 8
-
Ресурсное обеспечение программы 9
-
Нормативно-правовое обеспечение
-
Финансово-экономическое обеспечение
-
Материально-техническое обеспечение
-
Научно-методическое обеспечение
-
Информационное обеспечение
-
Организационное обеспечение
-
Кадровое обеспечение
-
Принципы выявления одаренных детей в школе 10
-
Принципы обучения одаренных детей в программе «Путь к успеху». 11
-
Формы и методы обучения. 12
-
Организация исследовательской деятельности учащихся в школе 13
-
Основные мероприятия по реализации программы 14
-
Система работы по развитию одарённости 15
-
План действий по реализации программы 16
-
Мониторинг по результатам реализации программы 20
-
Паспорт программы «Путь к успеху» 21
-
Список использованной литературы. 24
-
Приложение 25
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом МАОУ «Усть-Ламенская СОШ» Протокол №1 от «29» августа 2014года
|
Утверждаю: директор МАОУ «Усть-Ламенская СОШ» __________________ /В.Г.Усольцева/
|
Программа «Путь к успеху»
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
-
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
-
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
-
В школе должны быть свои традиции.
-
Школа должна давать современное образование.
-
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе образования.
Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной деятельности МАОУ «Усть-Ламенская СОШ» . Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с одаренными детьми. Программа «Путь к успеху» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, и работу с одаренными детьми. А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально - личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развевающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска;
- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;
- зрелость педагогического самосознания.
Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:
- единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся,
- преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос, «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России и региона в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере Тюменской области. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».
Такой «социальный заказ» предполагает искать педагогической науке и каждому ОУ новые формы и методы работы с одарённым ребёнком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала. Важность этой задачи требует комплексного подхода к её решению, создания целостной системы работы с одарёнными детьми, т.е. работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений нашей школы.
Положительная динамика в работе педагогов школы в данном направлении привела к возникновению проблем своевременного выявления, поддержки и сопровождения одарённых и способных детей (речь идёт об интеллектуально, творчески, спортивно одарённых детях). Их решение обеспечивает программа работы с одарёнными детьми в школе под названием «Путь к успеху». Программа разработана на 2014-2017 годы, включающая деятельность всего коллектива школы для создания условий развития одаренных детей.
III. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, а также переоценка основных положений программы школы « Одаренные дети» (2010-2013 г.г.) мотивировали методическую службу школы к модернизации системы работы школы с одаренными детьми.
Это привело к написанию программы « Путь к успеху», которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Наша школа - школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. В школе работают 9 кружков и 3 секции. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности. Однако в работе с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий, учебно-познавательный потенциал, есть недостатки:
Существует проблема выявления одарённых детей, поскольку в повседневной жизни мы часто не замечаем одаренности ребенка, а если и замечаем, то порой не даем ребенку раскрыться и проявить свою индивидуальность;
Одарённые дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за недостатка учебных программ, в которых предусмотрены индивидуальные возможности усвоения знаний;
Требует развития профессиональная компетентность педагогических работников по работе с одарёнными детьми.
Для решения названных проблем необходимо квалифицированное педагогическое взаимодействие.
Только системное и комплексное решение обозначенных проблем может иметь следствием эффективность деятельности педагогического коллектива школы по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей.
IV. Цель и задачи программы
Стратегическая цель программы - переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления.
Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно - практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи программы:
-
развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- внедрять вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
-
стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива;
-
совершенствовать здоровье сберегающие и здоровье развивающие компоненты образовательного пространства школы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
-внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
-обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого – медико - педагогическую поддержку одаренных детей;
-совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
- организовать социальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
V. Ожидаемые результаты
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Создание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся: расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических конференций, семинаров, системы дополнительного образования.
- Творческая самореализация выпускника школы.
- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школ
- Повышение квалификации педагогов.
VI. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Путь к успеху»
2014-2015 учебный год – подготовительный
Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
- Диагностика склонностей учащихся.
- Составление индивидуальных маршрутов обучения одарённых детей.
- Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.
- Адаптация учебных программ предметных и элективных курсов.
- Разработка индивидуальных программ по отдельным предметам.
- Совершенствование системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Разработка методические рекомендации по работе с обучающимися: по основам учебного исследования, по проведению классных часов, интеллектуальных игр и марафонов.
- Сохранение традиции работы с портфолио учащихся.
- Повышение квалификации педагогов.
2015-2016, 2016-2017 учебные годы – переход в режим функционирования
Цель: реализация системы работы с одаренными учащимися.
- Создание системы деятельности педагогического коллектива по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
- Анализ промежуточных итогов реализации программы.
- Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в гимназии.
- Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
- Введение в практику работы рейтинга учащихся.
2017-2018 учебный год - аналитический отчет
Задачи: Создание банка педагогического опыта в работе с одарёнными детьми, опубликование в сети интернет.
VII. Ресурсное обеспечение программы
Программа «Путь к успеху» на 2014-2018 гг. предполагает следующее обеспечение системы работы с одарёнными детьми.
Нормативно-правовое обеспечение:
- соответствующие федеральному Положению о Всероссийской олимпиаде школьников региональные и муниципальные нормативные правовые акты (Положение о региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в Тюменской области, Положение о муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в муниципальных органах управления образованием, Положение о школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в образовательных учреждениях, пакет приказов и регламентирующих информационных материалов в соответствии с этими положениями);
- федеральные положения об олимпиадах и конкурсах, включённых в федеральные перечни, областные регламенты и положения;
- пакет региональных концептуально-программных документов по работе с одарёнными детьми, включающих областное, региональное и школьное Положение «Шаг в будущее»;
- пакет положений о работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.
Финансово-экономическое обеспечение:
- введение стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующих работу с одарёнными детьми;
- формирование общественного фонда поддержки одарённых детей.
Материально-техническое обеспечение:
- оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий, библиотеки, спортивного зала, мастерских для работы с одарёнными детьми;
- оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одарёнными детьми;
- оснащение инвентарём и расходным материалом творческих объединений детей.
Научно-методическое обеспечение:
- осуществление научных исследований по теме одарённости;
- проведение научно-методических семинаров и научно-практических конференций по проблемам работы с одарёнными детьми;
- разработка вариативных программ для индивидуального обучения;
- создание методической копилки, включающей учебные пособия, рекомендации, авторские разработки и т.п., по проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей
- создание и поддержка функционирования постоянно действующей консультационной службы для родителей одарённых детей.
Информационное обеспечение:
- использование в работе с одарёнными детьми фондов библиотеки, Интернет-ресурсов;
- освещение работы с одарёнными детьми в средствах массовой информации;
- размещение материалов об одарённых детях на сайте школы;
- издание сборников интеллектуально-творческих работ учащихся.
Организационное обеспечение:
- формирование школьной базы данных об одарённых детях и талантливой молодежи;
- выявление одарённых детей и талантливой молодежи через разнообразные образовательные события;
- участие в региональных и Всероссийских олимпиадах школьников;
- функционирование научного общества учащихся в гимназии;
- проведение конкурсов социально-значимых проектов;
- создание школьного фонда поддержки талантливой молодежи;
- проведение школьной конференции «Шаг в будущее»
- проведение ежегодного интеллектуального марафона;
Кадровое обеспечение:
- повышение квалификации через курсовую подготовку учителей, работающих с одарёнными детьми;
- привлечение к работе с одарёнными детьми специалистов в отдельных областях деятельности, творческих людей.
VIII. ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.
- Опора на методы психодиагностики;
- Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого - педагогического статуса одаренного ребенка;
Принципиальное значение имеет разработка методов выявления « потенциальной» одаренности, это:
-
предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;
-
переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.
Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития».
Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
IX. ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОГРАММЕ «Путь к успеху».
Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:
-
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
-
насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
-
поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
-
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
-
поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;
-
установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.
Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
X. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
-
Системный подход.
-
Личностный подход.
-
Деятельностный подход.
-
Культурологический подход.
Программа предполагает использование следующих методических приемов:
-
Методы опроса (беседа, интервью, анкетирование);
-
Методы наблюдения с помощью схем анализа личностных проявлений ученика на уроке;
-
Методы наблюдения с помощью схем анализа личностных проявлений учителя на уроке;
-
Метод диагностики (пакет диагностических методик);
-
Метод тренинговых занятий;
-
Психолого-педагогические мониторинги.
Формы работы с одаренными детьми
Методы и формы работы с одаренными учащимися, органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и, в то же время, отличаются определенным своеобразием.
-
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
-
Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
-
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников на всех уровнях;
-
Психологические консультации, тренинги, тестирование;
-
Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
-
Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
-
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
-
Проектно – исследовательская деятельность;
-
Создание детских портфолио.
XI. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе
1 – 4 классы |
Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся |
Формы: Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции. |
5-7 классы |
Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. |
Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные декады. Школьные олимпиады. Конференция «Шаг в будущее» Кружки. Клубы. Секции. |
8-9 классы |
Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. |
Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные декады. Олимпиады. Конференция «Шаг в будущее» Предметные и элективные курсы. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов. |
10-11 классы |
Исследовательский этап: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. |
Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные декады. Олимпиады. Научно-практическая конференция. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. Предметные и элективные курсы. |
XII. Основные мероприятия по реализации программы
Этап |
Мероприятия программы |
2014-2015 уч. год |
Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за предыдущие годы Участие в муниципальном и региональном туре предметных олимпиад. Описание системы работы с одаренными учащимися Разработка программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Мониторинг учебной мотивации школьников Диагностика одаренности учащихся Разработка Программы "Путь к успеху". Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. |
2015-2016 уч. год |
Научно-методический семинар для педагогов школы "Исследовательская деятельность учащихся" Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Проведение работы по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников. Участие в научно-практической конференции школьников . Диагностика склонностей учащихся. Организация деятельности школьного музея
|
2016-2017 уч. год
|
Диагностика склонностей учащихся. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций. Анализ итогов реализации программы. Обобщение результатов работы школы. |
2017-2018 уч. год |
Творческие отчеты Мониторинг результативности Аналитический отчет Подведение итогов работы коллектива по выполнению программы «Путь к успеху» |
-
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ
Вид одаренности
Классы |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь
|
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Общая интеллектуальная 1 – 4 классы 5 – 9 классы 10 – 11 классы
|
1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. |
1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2.«Великий и могучий» - знаток русского языка и литературы. 3. Олимпиады по предметам. 4.Анализ работы учителей русского языка и литературы с одаренными учащимися. |
1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2.Анализ результатов олимпиады. 3.Анализ работы учителей химии, географии, биологии на уроках с одаренными учащимися.
|
1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. Олимпиады по предметам. 3. «Красивый язык сухих цифр» - знаток математики. 4. Анализ работы учителей математики, физики, информатики с одаренными учащимися. |
1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. Конкурс на лучшего знатока английского языка. 3. Анализ олимпиад. 4. Анализ работы учителей с одаренными учащимися. |
1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. «О подвигах, о доблести, о славе» - знаток истории. 3. Анализ работы учителей по истории с одаренными учащимися. |
1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. «Знание- сила» - знаток литературных произведений. 3. Анализ работы учителей литературы с одаренными учащимися. |
1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми.
|
1.Индивидуальные занятия с одаренными детьми. 2. Анализ работы учителей начальных классов с одаренными учащимися. |
Творческая
1 – 4 классы 5 – 9 классы 10 – 11 классы |
«На лучшее оформление кабинета». «Мы ищем таланты»
|
|
«На лучшее внеклассное мероприятие на тему: «Осень»».
|
Конкурс «Лучшая математическая газета». |
|
Конкурс на лучший плакат: «Ко дню защитников отечества» |
Конкурс на лучшее сочинение: «Память. Время. Победа.»
|
|
Конкурс «На лучший плакат и рисунок ко Дню победы». |
Спортивная 1 – 4 классы 5 – 9 классы 10 – 11 классы |
«Веселые старты» «Золотая осень» - футбол. «Смелость, мужество и ловкость». |
«Веселые старты» Первенство школы по волейболу. |
«Золотая осень» - кросс. Соревнования по футболу. |
Первенство школы по шахматам. |
Турнир по шашкам. |
Соревнования по полиатлону.
|
Соревнования по легкой атлетике.
|
Веселые старты.
|
Соревнования по футболу, волейболу, баскетболу. |
-
План действий по реализации Программы
№ п/п |
Зам. директора организатор Основные мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. Нормативно - правовое и организационное обеспечение: |
|||
1 |
Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка. |
Декабрь, 2014 |
Администрация |
2 |
Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка. |
Март, 2015 |
Зам. директора организатор |
3 |
Подготовка диагностических материалов и диагностика детей. |
Март, 2015 |
Зам. директора организатор |
4 |
Формирование списка одаренных детей. |
Октябрь, 2014 |
Зам. директора организатор |
5 |
Проведение организационно-методических мероприятий по подготовке школьного, муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников |
Ежегодно |
Зам. директора |
6 |
Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников |
Ежегодно |
Зам. директора |
7 |
Разработка системы мер по поддержке и стимулированию одарённых детей |
Ежегодно |
Администрация
|
2. Научно-методическое сопровождение: |
|||
1 |
Обеспечение педагогов методиками работы с одарёнными детьми в рамках инновационной деятельности |
Постоянно |
Зам. директора организатор |
2 |
Разработка практических рекомендаций по работе с одарёнными детьми с использованием информационных технологий. |
Апрель 2015 |
Зам. директора организатор |
3 |
Разработка методик исследовательской работы учащихся |
Май 2015 |
Зам. директора организатор |
4 |
Семинары, совещания, консультации учителей-предметников по вопросам организации работы с одарёнными детьми |
Постоянно |
Зам. директора организатор |
5 |
Осуществление постоянного мониторинга результатов Всероссийской олимпиады школьников. |
Постоянно |
Зам. директора организатор |
6 |
Обобщение опыта работы учителей, занимающихся с одарёнными детьми |
Постоянно |
Зам. директора организатор |
7 |
Формирование компьютерного банка олимпиадных заданий |
Постоянно |
Зам. директора организатор |
8 |
Сотрудничество с высшими и средними специальными учебными заведениями |
Постоянно |
Зам. директора организатор |
3. Информационная поддержка: |
|||
1 |
Своевременное информирование общественности о результатах проведения Всероссийской олимпиады школьников через сайт школы и СМИ |
Ежегодно |
Зам. директора организатор |
2 |
Размещение публикаций в средствах массовой информации о победителях и призёрах муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников |
Ежегодно |
Зам. директора организатор |
3 |
Создание информационной базы данных о победителях и призерах Всероссийской олимпиады школьников различного уровня. |
Ежегодно |
Зам. директора организатор |
4. Работа с учащимися |
|||
1 |
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей |
Постоянно |
организатор |
2 |
Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой. |
Ежегодно |
Библиотекарь |
3 |
Оформление портфолио каждого одарённого ребёнка. |
Ежегодно |
Кл. руководитель |
4 |
Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней |
Постоянно |
Зам. директора организатор. Руководители ШМО |
5 |
Развитие системы индивидуального сопровождения одарённых детей (индивидуальные образовательные программы) |
Ежегодно |
Зам. директора организатор Учителя- предметники. |
6 |
Работа кружков, предметных и элективных курсов. |
Постоянно |
Зам. директора организатор |
7 |
Создание в учебных кабинетах материалов повышенного уровня сложности. |
Постоянно |
Учителя- предметники. |
8 |
Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми. |
Постоянно |
Библиотекарь |
9 |
Информирование учащихся о Всероссийских и региональных конкурсах, конференциях и олимпиадах |
Постоянно |
Зам. директора организатор |
10 |
Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», и российском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» и др. |
Постоянно |
Зам. директора |
11 |
Научно-практическая конференция для учащихся. |
Ежегодно апрель |
Зам. директора организатор |
12 |
Совершенствование программного обеспечения и структуры дополнительного образования |
Ежегодно |
Зам. директора организатор |
13 |
Организовать работу спортивных секций |
Ежегодно |
Организатор |
5. Работа с родительской общественностью |
|||
1 |
Тематические лекции, форумы для родителей, |
По плану работы |
Зам. директора организатор, кл. руководители |
2 |
Привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности. |
Ежегодно сентябрь |
Зам. директора организатор |
3 |
Анкетирование. |
Сентябрь, май |
Администрация |
4 |
Индивидуальные консультации. Беседы с родителями. |
Постоянно |
Администрация кл. руководители |
6 |
Участие в общешкольных мероприятиях, системе дополнительного образования. |
Постоянно |
Зам. директора организатор |
6. Внутришкольный контроль |
|||
Управление качеством образования: |
|||
1 |
Новые формы итоговой аттестации обучающихся 9-х классов; |
Ежегодно |
Зам. директора |
2 |
Итоговая аттестация выпускников в форме ЕГЭ. |
Ежегодно |
Зам. директора |
3 |
Использование современных педагогических технологий; |
Постоянно |
Учителя- предметники. |
4 |
Результативность участия одарённых детей в школьных, районных, муниципальных олимпиадах; |
Ежегодно
|
Учителя- предметники. |
5 |
Анализ участия учащихся в творческих конкурсах; |
Постоянно |
Организатор |
6 |
Участие в дистанционных олимпиадах. |
Ежегодно
|
Зам. директора организатор |
7 |
Творческие отчеты предметных кружков. |
Ежегодно
|
Зам. директора организатор. |
8 |
Изучение методики по организации учебной деятельности учителей на уроках по отработке форм и методов, способствующих развитию интеллектуальных и исследовательских умений учащихся |
Ежегодно
|
Зам. директора организатор |
9 |
Осуществление срезов объема домашних заданий по всем предметам, обращение внимания на формы перспективных заданий длительного характера, подготовленных специально для мотивированных учащихся |
Ежегодно
|
Зам. директора организатор |
10 |
Изучение эффективности применения и внедрения новых технологий на уроках и во внеклассной деятельности |
Ежегодно
|
Зам. директора организатор |
11 |
Изучение методики работы учителей-предметников по подготовке проектных и исследовательских работ учащихся |
Ежегодно |
Зам. директора организатор |
12 |
Реализация программ профильного обучения; |
Ежегодно
|
Зам. директора организатор |
13 |
Использование современных технологий обучения; |
Постоянно |
Учителя- предметники. |
14 |
Организация проектной деятельности учащихся. |
Ежегодно
|
Учителя- предметники. |
Развитие информационно-коммуникационных технологий: |
|||
2 |
Эффективность курсовой подготовки по повышению информационной культуры учащихся, учителей, администрации. |
Ежегодно
|
Администрация.
|
3 |
Использование ИКТ в образовательном процессе. |
Постоянно |
Учителя- предметники. |
4 |
Предоставление одарённым учащимся доступа к глобальным информационным ресурсам. |
Постоянно |
Администрация.
|
5 |
Обеспечение учебно - образовательного процесса одарённых детей цифровыми образовательными ресурсами. |
Постоянно |
Администрация.
|
-
Мониторинг для реализации программы
Критерии |
Исследуемые аспекты |
Форма представления |
Изучение запросов родителей одарённых детей с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и их детей |
Запросы родителей одарённых учащихся |
Перечень рейтинга запросов родителей и учащихся |
Осуществление совместной работы педагогического коллектива школы и родителей талантливых школьников по созданию условий успешности обучения таких детей |
Участие родителей в создании условий успешности обучения одарённых детей |
Перечень мероприятий, осуществляемых родителями |
Определение уровня здоровья одарённых учащихся для обучения в рамках разработанной программы |
Группа здоровья одарённых детей |
Отчёт |
Оценка педагогических технологий, используемых при организации учебного процесса |
Отбор педагогических технологий, позволяющих решать поставленные задачи |
Отчёт (сравнить за 4-5 лет) |
Выявление уровня психологического комфорта одарённых детей в ученическом коллективе |
Психологическое состояние учащихся |
Графическое изображение |
Изучение уровня тревожности учащихся |
Психологическое состояние учащихся |
Графическое изображение |
Анализ участия одарённых детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях творчества, соревнованиях |
Создание условий для самореализации учащихся |
Графическое изображение (сравнить за 4-5 лет) |
Поощрение одаренных детей
— Публикация в СМИ; — Стенд «Гордость школы»; — Вручение грамот и дипломов, ценных подарков.
Традиционные мероприятия:
-
Участие во Всероссийской олимпиаде школьного, муниципального и регионального этапов;
-
Организация и участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
-
Участие в научно-практических конференциях муниципального и регионального уровня;
-
Участие в международных и российских интеллектуальных конкурсах;
-
Участие в заочных турах предметных олимпиад;
-
Участие в международной интеллектуальной игре «Кенгуру», в российских интеллектуальных играх «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Британский бульдог», «ЧиП», в региональных интеллектуальных играх «КИТ», «Инфознайка».
-
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей.
-
Паспорт программы «Путь к успеху»
1 |
Наименование программы |
«Путь к успеху» |
2. |
Основания для разработки Программы |
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". - Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Мин РФ 22 декабря 2009 г. № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован Мин России 01 февраля 2011 г., рег. № 19664 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986, зарегистрирован в Мин РФ 8 февраля 2010 г., рег. N 16299, "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" - Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрирован в Минюсте РФ 02 февраля 2011 г., рег. № 19676 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.,рег. № 19993, "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" |
3. |
Основные разработчики программы |
Администрация ОУ; Методический совет ОУ;
|
5. |
Цель программы
|
Создание образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей. Систематизация работы с одаренными детьми, направленной на их личностное развитие и успешность.
|
6. |
Задачи Программы |
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы, и как следствие этого - создание системы управления работой с одаренными детьми. Создание обогащённой образовательной среды в области основного и дополнительного образования для развития одарённости. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей. Проведение массовых мероприятий с одаренными детьми. Участие одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней. |
7. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в течение 4 лет (2014 г. – 2018 г.) I этап – подготовительный –2014 –2015 г. II этап - деятельностный - 2015-2017 III этап – заключительный – 2017-2018 |
8. |
Исполнители Программы
|
Администрация ОУ Руководители структурных подразделений Педагогический коллектив школы Ученическое сообщество Родители |
9. |
Объем и источники финансирования |
Бюджетное финансирование
|
10. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Создание и совершенствование школьной системы работы с одаренными детьми. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми. Увеличение числа детей с интеллектуальной, академической и творческой одарённостью. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми. |
11. |
Система организации контроля реализации Программы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов |
Внутренний и внешний аудиты (2 раза в год) Публичный отчет школы (1 раз в год) Сайт школы (обновление 1 раз в четверть) Статистическая отчетность (2 раза в год) Отчет об исполнении программы– август 2018 г. |
-
Литература:
-
Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова; Под ред. Т.В. Черниковой . - 2-е изд., стереотипное - М.: Глобус, 2007. - 128 с.
-
Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети.// Вопросы психологии.– 1988.–№ 4.
-
Новикова,Т.Г, Прутченков, А.С. Ролевая игра «Портфолио, или Папка личных достижений ученика». / Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков // Методист. - № 2. - 2005. С. 11-19.
-
Примерное положение о портфолио ученика общеобразовательного учреждения // Юридический журнал директора школы. - № 2. - 2008. - С. 10-11.
-
Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996.– 416 с.
-
Учителю об одаренных детях: пособие для учителя / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова.– М.: Молодая гвардия, 1997.– 354 с.
-
Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К., Перлетт К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности.// Вопросы психологии.– 1996.– № 1.– С. 97-107.
-
Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.
-
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
-
Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО
«АиФ Принт» , 2003г.
-
Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.
-
Журнал « Начальная школа» № 3,1997г.