Программа профориентационной работы

Т Ю М Е Н С К А Я    О Б Л А С Т Ь

ГОЛЫШМАНОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

_____________________________________________________________________________

27305, с. Усть-Ламенка, ул. Советская,35; Тел\факс: (34546) 96198; E-mail: mouu-lsosh@mail.ru

 

 

 

 

 

Программа

профориентационной

работы в

школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждаю:

директор МАОУ «Усть-Ламенская СОШ»

__________________ /В.Г.Усольцева/

 

Программа профориентационной работы

МАОУ «Усть-Ламенская СОШ»

 

Цель программы:

 

 - Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускников.

 -Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно - ориентированного подхода.

 

Задачи программы:

 

- скоординировать работу учителей - предметников по выявлению, развитию способностей;

-скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу ШМО классных руководителей;

- разнообразить систему профинформирования через организацию профориентационной работы с учреждениями профессионального образования; через встречи с представителями профессий, востребованных рынком труда; через уроки географии, права, обществознания, элективные курсы  по профессиональному и правовому информированию;

-обеспечить удовлетворение учащихся в углубленном изучении предметов через организацию профильного обучения в старшей школе.

- сформировать положительное отношение к труду;

-  научить разбираться в содержании профессиональной дея­тельности;

-  научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

-  научить анализировать свои  возможности  и  способности,

-сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возмож­ностей своей личности.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ УЧАЩИХСЯ

 

       Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.

         В системе образования заметно усилился процесс реорганизации — идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей.

         Однако, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше — овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики. Выпускники общеобразовательной школы страдают от неопределенности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии.

         Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

Всё это убеждает нас в необходимости реформирования системы профориентации.    Задача сегодняшнего дня — помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда.

         В поиске направлений совершенствования прфориентационной работы

значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения. Профориентационная работа должна охватывать всех педагогических работников школы.

 

Обязанности директора:

 

· направлять работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;

· создать и организовать работу школьного совета профориентации;

· постоянно знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации, с научной и методической литературой;

· учитывать предъявленные в документах требования и рекомендации при составлении соответствующих разделов общешкольного плана профориентационной работы;

· контролировать и анализировать всю профориентационную работу в школе;

· в начале каждого учебного года обновлять и утверждать план работы школы по профориентации;

· в начале каждого учебного года обновлять и утверждать состав совета профориентации.

 

 

Обязанности заместителя директора:

 

· разработать и осуществлять план работы школы по профориентации;

· создать учебно-методическую базу по профориентации;

· организовывать и проверять деятельность учителей-предметников по профессиональной ориентации;

· собирать, обобщать и распространять передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников;

 

Обязанности организатора воспитательной работы:

 

· организовывать и проверять деятельность классных руководителей по профессиональной ориентации;

· собирать, обобщать и распространять передовой опыт профориентационной работы классных руководителей;

· организовать лекторий для родителей по проблемам профориентации;

· организовать проведение профориентационной работы с родителями школьников;

· привлекать родителей к проведению профинформационных встреч, экскурсий с учащимися о профессиях и к участию в других профориентационных мероприятиях школы;

· осуществлять тесную связь с выпускниками школы, учёт итогов трудоустройства;

· организовывать встречи с работниками профессиональных учебных заведений, успешными студентами-выпускниками школы, представителями различных профессий;

· способствовать активному участию учащихся в работе предметных и технических кружков, групп по интересам и вовлечению в них учащихся;

· организовать знакомство учащихся школы с новыми, популярными профессиями, информацией по профессиональному выбору, применением достижений науки и производства через использование ТСО.

 

 

 Обязанности классного руководителя:

 

· глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность учащегося, его склонности, интересы, способности через совместную работу с педагогом-психологом, беседы с учителями-предметниками, родителями с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения с заполнением личной карточки-характеристики школьника;

· на основе изучения личности учащегося проводить целенаправленную профориентационную работу по определенной программе во время часов классного руководства, факультативных занятий, предпрофильной подготовки, экскурсий;

· работу по профессиональной ориентации проводить в тесном контакте с родителями учащихся, выявлять позицию родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребёнка;

 

·  проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;

· обеспечить посещение всеми учащимися профориентационных мероприятий, организуемых в школе и в городе, Дней открытых дверей, организуемых профессиональными учебными заведениями.

 

Обязанности учителей-предметников:

 

· предусмотреть в календарно-тематических планах ознакомление учащихся с профессиями и отраслями народного хозяйства в процессе изучения программного материала и во внеурочной работе;

· изучать и развивать интересы, склонности и способности каждого ученика;

· использовать во внеклассных мероприятиях элементы профориентационной работы.

 

Обязанности библиотекаря школы:

 

· регулярно подбирать литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии;

· изучать читательские интересы учащихся и рекомендовать им литературу, помогающую в выборе профессии;

· организовывать выставки книг, посвящённые профессиям и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии.

 

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися не­обходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизи­ческих характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе классными руково­дителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиоте­карем, медицинского работника.

 

    Основными направлениями профориентационной работе в шко­ле являются:

 

-   Профессиональная информация.

 

-  Профессиональное воспитание

 

 - Профессиональная консультация

 

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качест­вах человека, существенных для самоопределения, о системе учеб­ных заведений и путях получения профессии, о потребностях обще­ства в кадрах.

 

Профессиональное воспитание включает в себя формирова­ние склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущ­ность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнооб­разных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонно­сти и способности. Склонность развивается в процессе деятельно­сти, а профессиональные знания успешно накапливаются при нали­чии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

 

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекоменда­ций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

 

Классный руководитель может использовать такие методы ра­боты как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изу­чение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкети­рование, составление психолого-педагогических характеристик уча­щихся.

 

Формы работы:

 

-       профориентационные уроки;

-       экскурсии;

-       классный час по профориентации;

-       встречи со специалистами;

-       родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

 

Принципы профориентационной работы:

 

1). Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшекласс­никами. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2). Дифференцированный и индивидуальный подход к учащим­ся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интере­сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3). Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду­альных форм профориентационной работы с учащимися и родите­лями.

4). Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за­ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5). Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

 

 

 

 

Модель работы с учащимися разных возрастных групп по профессиональному самоопределению.

1 ступень (1-4кл.).

Знакомство с профессиями родителей

Знакомство с миром профессий. 

Вовлечение учащихся во всевозможные виды деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2 ступень(5-7кл.).

Изучение способностей учащихся.

Изучение индивидуальных     психологических особенностей учащихся.

Изучение профессиональных намерений, интересов.

Взаимодействие классных руководителей с учителями предметниками по выявлению способностей, склонностей,

Знакомство с миром профессий, с востребованными профессиями.

 

 

 

 

 

 

 


3 ступень(8-11кл.)

Активизация интереса к выбору профессии,

формирование правильного понимания сущности профессии, 

уточнение сведений об учебных заведениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель работы с родителями учащихся  по профессиональному самоопределению.

Общешкольные родительские собрания

(информационное обеспечение о перспективах развития рынка труда, о нормативно-правовой базе получения среднего, профессионального образования, об ошибках в трудоустройстве учеников, о роли родителей в профориентации учащихся разных ступенях образования. )

 

Классные   родительские собрания.

Роль родителей в формировании профессиональных намерений учащихся (1-6кл.).

Воспитание у детей готовности к труду(7кл.).

Формирование  профессиональных планов, работа с типичными ошибками в выборе профессий (8,9кл.).

Формирование профессиональной подготовки в старшем школьном возрасте(10кл.).

Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду. Самоопределение школьников(11кл.).

 

 

 

 

 

 

 

 


Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.

Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.

Участие родителей в профессиональном информировании учащихся - выступления о своих профессиях.

Индивидуальные консультации родителей о перспективах развития рынка труда, о правилах приема в профессиональные заведения.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ 

1-4 классы

1.   Мир моих интересов.

2.  Все работы хороши - выбирай на вкус.

3.  Профессии наших родителей.

4.  О профессиях разных, нужных и важных.

5.  Путь в профессию начинается в школе.

6.  Моя мечта о будущей профессии.

7.  Труд на радость себе и людям.

5-8 классы

1.   Мир профессий. Человек-техника.

2.  Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи.

3.  Мир профессий. Чтобы люди были здоровыми. Врач.  Экскурсия в ФАП.

4.   Мир профессий. На страже закона. Встреча с участковым.

5.   Мир профессий. Книга-выставка.

6.  Мир профессий. Электронные помощники.

7.  Мир профессий. Я и закон. Встреча с сотрудниками ОВД

8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. Экскурсия в аптеку.

9-11 классы

1.  Познай самого себя.

2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.

3.  Профориентация и медицинская профконсультация.

4. Мотивы выбора профессии.

5. Психологические характеристики профессий.

6. Они учились в нашей школе.

7. Выпускники школы-учителя.

8. Профессии с большой перспективой.

9.  Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.

10. Что век грядущий нам готовит?

11.  Труд и творчество как главный смысл жизни.

12. Сотвори свое будущее.

13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

 

 

 

 

1 класс

Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе состоят в формировании первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.

 Примерные виды и формы работы в 1 классе

Сентябрь

Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью»

Октябрь

Экскурсия в школьный кабинет домоводства. Проведение беседы по материалам экскурсии

Ноябрь

Экскурсия ни строительство жилого дома. Встреча со строителями

Декабрь

Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем труде)

Январь

Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения

Февраль

Экскурсия в школьные учебные мастерские. Беседа по материалам экскурсии

Март

Экскурсия по городу

Апрель

Беседа  «Весенние работы в саду, огороде, поле»

Май

Беседы на тему «Бережное отношение к природе». Выращивание цветочно-декоративных растений. Экскурсия на пришкольный участок

-      

 

 

 

2 класс

    Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе: продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

Примерные виды и формы работы во 2 классе

Сентябрь

Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода

Октябрь

Лес. Работники лесничества

Ноябрь

Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице»

Декабрь

Знакомство с профессией портнихи

Январь

Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке

Февраль

Профессии наших пап

Март

Знакомство с профессиями наших мам

Апрель

Экскурсия в сельскую библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря

Май

Работа на пришкольном участке и выращивание комнатных растений из черенков

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Примерные виды и формы работы в 3 классе

Сентябрь

Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода

Октябрь

Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника. Встреча с выпускниками школы

Ноябрь

Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика

Декабрь

Просмотр диафильма «Будь осторожен с огнем».

Беседа, о профессии пожарного

Январь

Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин

Февраль

Я мастер. Сделай своими руками подарки папам

Март

Профессии наших мам. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Апрель

Знакомство с профессией повара

Май

Работа на пришкольном участке

  

 

4 класс

    Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.

Примерные виды и формы работы в 4 классе

Сентябрь

Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера

Октябрь

Знакомство с профессиями повара, кондитера. Экскурсия в столовую 

Ноябрь

Работа на пришкольном участке

Декабрь

Экскурсия в сельскую библиотеку. Знакомство с профессиями

Январь

Профессия моих родителей (встречи, беседы)

Февраль

Я мастер. Сделай своими руками подарки папам

Март

Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира

Апрель

Беседа  «Весенние работы в саду, в поле, на огороде

Май

Беседа «Чем я могу помочь дома»

 

 

 

 

 

Примерный план  профориентационной работы в 5 классе

Сентябрь

Классный час «Учеба - твой главный труд»

Октябрь

Трудовой десант

Ноябрь

Классный час - беседа о профессиях. «Кем ты хочешь стать?»

Декабрь

Оформление альбома «Гимн труду»

Январь

Экскурсия на стройку. Знакомство со строительными профессиями

Февраль

Экскурсия в типографию или на почту

Март

Подготовка к Празднику Труда и участие в нем

Апрель

Встреча с выпускниками школы

Май

Классный час с родителями «Профессия твоих родителей»

  Примерный план  профориентационной работы в 6 классе

Сентябрь

 Беседа о работе библиотекаря. Экскурсия в библиотеку

Октябрь

 Экскурсия на почту «Знакомство с работниками почтового отделения»

Ноябрь

 Встреча с выпускниками школы. Беседа о профессии каменщика, маляра, с дальнейшим написанием  сочинения о строительных профессиях 

Декабрь

 Практикум. Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке

Январь

 Беседа о профессии цветовода. Работа в зимнем саду

Февраль

 Знакомство с работой дворника

Март

 Встреча с электриком школы и беседа о соблюдении правил безопасности при работе с электрическими   приборами

Апрель

 Экскурсия на строительство жилого дома, встреча со строителями

Май

 Беседа о профессии пожарного «Будь осторожен с огнем». Д/ф с посещением пожарной выставки

Примерный план  профориентационной работы в 7 классе

Сентябрь

«Дело твоей жизни». Анкета. Беседа «Кем я хочу быть»

Октябрь

Беседа «Как готовить себя к избранной профессии». Трудовой десант.

Ноябрь

«Дорога в рабочие». Встреча с выпускниками

Декабрь

«Что ты знаешь о будущей профессии». Викторина

Январь

«Куда пойти работать» (в течение года).  

«Надомный труд и совместительство». Перечень работ для надомников. Беседа с приглашением работника социального обеспечения

Февраль

Встреча с родителями рабочих строительных специальностей

Март

Как избежать ошибок в выборе профессии (анкетирование психолога с анализом)

Апрель

«Кем быть, куда пойти учиться» - экскурсии в учебные заведения города (по выбору)

Май

«Посещение-знакомство профориентационного центра». Экскурсии в учебные заведения города

 

 Примерный план  профориентационной работы в 8 классе

Сентябрь

Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Октябрь

Беседа о профессии плотник, столяр. Трудовой десант.

Ноябрь

Экскурсии на промышленные предприятия

Декабрь

Производство, дисциплина труда. 

Январь

Беседа с родителями по профессии слесарь-сантехник, монтажник

Февраль

Беседа о профессиях швеи, вышивальщицы с посещением швейного предприятия

Март

Подготовка и участие в празднике Труда и анкетирование по профориентационным  вопросам

Апрель

Экскурсия в районный Центр занятости

Май

Экскурсии в учебные заведения (по выбору) 

 

Примерный план  профориентационной работы в 9 классе

Сентябрь

«Право выбора». Беседа психолога

Октябрь

Трудовое право - статьи Конституции. Трудовой десант.

Ноябрь

Производство и дисциплина труда. Обсуждение статей Конституции

Декабрь

Экскурсии на промышленные предприятия

Январь

Экскурсия в сельскохозяйственный техникум

Февраль

Экскурсия в районный Центр занятости

Март

Экскурсия в агопедколледж

Примерный план профориентационной работы в 10 класс

Сентябрь

«Право выбора». Беседа психолога

Октябрь

Трудовое право - статьи Конституции. Трудовой десант.

Ноябрь

Производство и дисциплина труда. Обсуждение статей Конституции

Декабрь

Экскурсии на промышленные предприятия

Февраль

Экскурсия в районный Центр занятости

Март

 Экскурсия в ТГУ, ГСАСЗ

Примерный план профориентационной работы в 11 класс

Сентябрь

«Право выбора». Беседа психолога

Октябрь

Трудовое право - статьи Конституции. Трудовой десант.

Ноябрь

Производство и дисциплина труда. Обсуждение статей Конституции

Декабрь

Экскурсии на промышленные предприятия

Февраль

Экскурсия в районный Центр занятости

Март

 Экскурсия в ТГУ, ГСАСЗ