Учителям

Пояснительная записка

к уроку «Информационная безопасность»

Говоря об «ИСТОРИИ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ», нельзя не уделять внимания информационной безопасности.  При изучении темы «Аппаратное и программное обеспечение компьютера» в восьмом и десятом классе по программе Н. Д. Угриновича изучается тема «Компьютерные вирусы». Я предлагаю учащимся двухчасовой урок «Информационная безопасность». Материал учебника дополняется историческими справками об истории возникновения вредоносных программ и самых известных вирусных эпидемиях. Учащиеся знакомятся с современными технологиями борьбы с вредоносными программами и анализируют виды вредоносов, атакующих информационные среды сегодня.  Использование современных IT-технологий позволяет учащимся получать дополнительные сведения,  участвуя в различных Интернет-конкурсах, форумах, дистанционных курсах и т. д. и использовать полученные знания на уроках или дополнительных занятиях.

Важной задачей урока является использование деятельностного подхода к изучению практического материала. Учащиеся анализируют теоретический материал, знакомятся с возможностями программы антивирус Касперского и создают мини-проекты, которые объединены общей проблемой и представляют коллективный учебный проект.

 

Тема урока: «Информационная безопасность»

 

Кто приготовился к бою,

тот его наполовину выиграл.

М.Сервантес

 

 

 

Цель урока:

 сформировать знания, умения и навыки о защите информации,  представленной  в электронном виде,  изучить современные технологии борьбы с вредоносными программами, научить применять антивирусную программу «Антивирус Касперского», создать коллективный учебный проект по теме:  «Можно ли защитить информацию?». 

 

Задачи:

      образовательные: дать представление о классических компьютерных вирусах и  вредоносных программах, познакомить с классификацией вредоносных программ,  выработать умение и навыки защиты информации, научить применять программные средства для защиты информации,   углубить знание об антивирусных программах.

      воспитательные: показать роль знаний в человеческом обществе,  способствовать воспитанию ответственности за используемые и создаваемые программные продукты,  совершенствовать навыки общения.

      развивающие: научить работать с дополнительными источниками информации, использовать материал видеоконференций; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формировать критическое мышление; умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

 

Тип урока: комбинированный

форма: комбинированный урок

План урока

План урока.

Организация урока.

Изучение новой темы.

Сообщения учащихся.

Деловая игра «Классификация вирусов».

Практическая работа с программой «Антивирус Касперского». 

Этапы работы.

Тест «Вирусы».

Пауза.  Игра «Угадай слово».

Лекция учителя.

Закрепление.  Работа над проектом.

Итог урока.

Вывод.

Домашнее задание.

Основные термины и определения.

 

 

Ход урока

Организация урока

Как мы радуемся, приобретая компьютер. Сегодня он наш помощник, друг. Практически во всех организациях можно видеть этого труженика.

Для чего нужен компьютер дома, школе, организациях?

Приходя, домой, многие слушают музыку, смотрят фильмы и т. Д…

И вдруг компьютер перестает работать. Что делать, в чем причина?

Конечно, причин много: сгорело, сломалось, … вирусы..

А что такое вирусы?

 

Изучение новой темы

 

(1, 2 слайд) Мы познакомимся с вредоносными программами и узнаем, как защитить свой компьютер и информацию от вредоносов.

Масштаб ущерба от вредоносных программ затмевает убытки от традиционных неприятностей - пожаров и наводнений.

Исторически сложилось, что вредоносные программы называют вирусами, хотя специалисты по защите информации сегодня  к классу вирусов относят программы, уровень распространения которых сегодня сильно снижен и говорят о криминализации индустрии вредоносных программ.

 

Что такое компьютерный вирус? История появления первых вредоносных программ и названия.

Сообщения учащихся

(3, 4, 5 слайд) История появления первых вредоносных программ и названия (см. приложение  Кулешов Михаил).

 

Деловая игра «Классификация вирусов»

 

(6 – 11 слайд) Большая популярность персональных компьютеров вместе со стремительным развитием сети Интернет способствовало появлению большого количества различных вредоносных программ. Они порой делают работу на компьютере невыносимой (глюки, сбои, утечка информации, "торможение" системы), а порой и вообще грозят "падению" операционной системы и уничтожению полезной информации. Попытаемся разобраться, что же такое вредоносные программы, чем они нам угрожают и как с ним бороться. 

В большом количестве разнообразных вредоносов, обитающих в настоящее время в сети Интернет несложно запутаться. Можно встретить различные классификации вредоносных программ.  Попробуем создать собственную классификацию вирусов.

Нам нужно ответить на вопросы: что? где? как?

Учащиеся становятся сотрудниками «Школьной Лаборатории», изучающей вредоносные программы, используя собственный опыт, они должны дать ответы:

ЧТО такое вредоносная программа? 

ГДЕ живут компьютерные вирусы?

КАК вирусы попадают на компьютер?

КТО создает вирусы?

Каждая группа представляет свой ответ, который анализируется.

 

Что такое вредоносная программа (компьютерный вирус)?

это программа, которая:

ü портит файлы и каталоги

ü искажает результаты вычислений

ü засоряет или стирает память

ü создает помехи в работе компьютера

ü собирает конфиденциальную информацию

ü рассылает назойливый спам

(для справки) Определение: вредоносная программа http://ru.wikipedia.org/wiki/Malware

Вредоносная программа (буквальный перевод англоязычного термина Malware, malicious — злонамеренный и software — программное обеспечение) — злонамеренная программа, то есть программа, созданная со злым умыслом и/или злыми намерениями.

 

ГДЕ живут компьютерные вирусы

Классификация вредоносных программ:

По среде обитания

1.   сетевые вирусы (они распространяются по разным компьютерным сетям);

2.   файловые вирусы (заражают исполняемые файлы программ – com, exe, bat.);

3.   загрузочные вирусы (заражают загрузочный сектор диска (boot-sector) или сектор, содержащий программу загрузки системного диска – Master Boot Record);

4.   файлово-загрузочные (действуют так же как и загрузочные вирусы)

 

По способу заражения

1.   резидентные (такой вирус при инфицировании ПК оставляет в оперативке свою резидентную часть, которая потом перехватывает обращение ОС к объектам заражения и поражает их. Резидентные вирусы живут до первой перезагрузки ПК);

2.   нерезидентные (не заражают оперативную память и могут быть активными ограниченное время)

 

По алгоритму работы

  1. VirWare: саморазмножающиеся вирусы и черви
  2. TrojWare: троянские программы без возможности самостоятельного размножения (один из самых опасных вирусов, так как трояны не размножаются, а воруют ценную (порой очень дорогую) информацию – пароли, банковские счета, электронные деньги и т.д.)
  3. Other MalWare: программы злоумышленников для организации атак.

 

Новая классификация вирусов

Вредоносных объектов большое количество, они могут обладать одинаковыми признаками и свойствами, которые не позволяют их отличить друг от друга. Из-за того, что каждая компания придерживается своей классификации, возникают проблемы. Поэтому единая классификация просто необходима. На саммите была представлена новая классификация, согласно которой все вредоносы делятся на две группы: Malware и PUPs.

 Malware: вредоносные программы, созданные специально для не санкционированного пользователем уничтожения,  блокирования, модификации или копирования информации, нарушения работы компьютеров или компьютерных сетей.  К данной категории относятся вирусы, черви, троянские программы и иной инструментарий, созданный для автоматизации деятельности злоумышленников (инструменты для взлома, конструкторы полиморфного вредоносного кода и т.д.).

 PUPs - потенциально-нежелательные программы:  PUPs (Potentially Unwanted Programs) - это программы, которые разрабатываются и распространяются легальными компаниями, могут использоваться в повседневной работе, например, системных администраторов.  Казалось бы, за что их тогда детектировать?  Проблема заключается в том, что некоторые программы обладают набором функций, которые могут причинить вред пользователю только при выполнении ряда условий.

 

 

Практическая работа с программой «Антивирус Касперского»

(12, 13 слайд) «Защита от вирусов»

Цель: изучить основные компоненты программы «Антивирус Касперского», научиться осуществлять поиск вирусов на различных носителях.

 

Этапы работы:

Работа со справкой

Виды защит

Поиск вирусов

Сервис (обновление и поддержка)

 

Этап 1. Запуск программы.

(Работа с программой Антивирус Касперского»)

Работа со справкой

Найдите ярлык программы и запустите, откроется окно программы.

Начнем изучение программы со знакомством интерфейса и справочной системы. Справка представляет учебник по работе не только с программой, но знакомит с основными видами угроз и способами обнаружения и защиты.

Изучаем справочную систему программы:

С чего начать, на что обратить внимание, как искать информацию в справке?

Источники угроз

Распространение угроз

Виды угроз.

Изучить виды угроз вам поможет тест, обратите внимание на основные характеристики вредоносных программ.

 

Тест «Вирусы»

 

(см. приложение.  Работа с тестом «Вирусы»)

1. Можно ли утверждать, что если компьютер не подключен к Интернет, то на нем нет вирусов?

да нет

2. Правда ли, что черви воруют конфиденциальную информацию и не способны самостоятельно проникать на компьютер?

да нет

3. Черви это программы, которые пользователь может установить на компьютер под видом полезного программного обеспечения.

да и нет

4. Может ли программа-шпион, узнать какие программы установлены на вашем компьютере, каким оборудованием вы пользуетесь, и проследить ваши действия?

да нет

5. Всегда ли программы Adware вредны?

да нет

 

(Работа с программой Антивирус Касперского»)

Этап 2. Виды защит

Изучите, какие виды защит предоставляет данная версия программы?

Объясните, что означает каждый вид защиты.

Проактивная защита на сайте:

http://www.viruslist.com/ru/analysis?pubid=170273483

- эвристическая технология, позволяющая защитить компьютер от неизвестных вирусов.

Этап 3. Поиск вирусов

Как выбрать объекты для проверки?

Как добавить объект для проверки? Как еще можно проверить объекты на вирусы?

Щелчком правой кнопки мыши на исследуемом объекте из выпадающего меню выберите пункт «Проверить на вирусы»

Онлайн проверка на вирусы:  http://support.kaspersky.ru/viruses/online

Добавление объектов для проверки на вирусы.

Проверка критических областей.

Этап 4. Сервис.

Какой сервис предоставляет данная версия программа?

Для чего нужен аварийный диск?

Какую поддержку осуществляет программа?

Ребята, с этой страницы можно перейти на сайт Лаборатории Касперского и узнать много полезной информации.

 

Пауза.  Игра «Угадай слово»

Учитель загадывает слово, дает ученикам наводящие вопросы, а они отгадывают.

Вопрос 1

Так называют главных аналитиков Лаборатории Касперского.

Точно также называют птиц в лесу.

Эти птицы главные санитары леса. (дятлы)

Вопрос 2

Может быстро передаваться от одного объекта к другому.

Ее нужно защищать.

Бывает текстовая, графическая, звуковая, видео… (информация)

Вопрос 3

Это есть почти у каждого

Он тоже является объектом  для хакерских атак

В нем есть операционная система и через него осуществляют финансовые операции. (телефон)

Вопрос 4

Бывает торговая

Ее нужно обновлять

В ней хранятся различные данные (база)

Вопрос 5

Быстро распространяется

Постоянно эволюционирует

Бывает биологическим и компьютерным (вирус)

 

Лекция учителя

(14- 26 слайды)

 Информация о Лаборатории Касперского и Евгении Касперском.

Самые распространенные антивирусные программы.

Уголовное законодательство

Профессии в области IT-технологий

"Защита информации, информационная безопасность"

"Компьютерная безопасность "

"Криптография"

"Информационная безопасность телекоммуникационных систем"

 

Закрепление.  Работа над проектом

(27-29слайды)

Коллективный учебный проект «Информационная безопасность»

Основополагающий вопрос: Можно ли защитить информацию?

Инструкция по обнаружению вредоносных объектов и действия пользователя.

Рекомендации для пользователей,  по профилактике заражений от компьютерных вирусов.

Вредоносные программы  в различных операционных системах.

Инструкция, как работать с  программой «Антивирус Касперского.

Реклама программы  «Антивирус Касперского».

 

Критерии оценивания:

Полнота информации

Качество оформления

Умение выделять главное.

Умение делать вывод

 

Проект 1

Тема проекта: «Инструкция по обнаружению вредоносных объектов и действия пользователя»

Изучите справку «Признаки заражения» и «Что делать при наличии признаков заражения».

Цель: помочь пользователю определить не заражен ли его компьютер и защитить информацию.

Замечания: воспользуйтесь своей инструкцией и  определите не заражен ли ваш компьютер, напишите об этом в проекте

Проект 2

Тема проекта: «Рекомендации для пользователей,  по профилактике заражений от компьютерных вирусов».

Изучите справку «Профилактика заражений».

Цель: помочь пользователю защитить информацию и подготовить его к неожиданной встречи с вирусами.

Замечания: что используете  лично вы для профилактики заражения?

Проект 3

Тема: «Вредоносные программы  в различных операционных системах».

(см. приложение.  Проект Меркуловой Анны)

Цель: изучить поведение вируса в разных операционных средах

Основополагающий вопрос

Может ли один и тот же вирус быть активным в разных операционных системах?

Задачи:

Изучение действия вируса и способа его распространения в операционной среде Windows XP.

Изучение действия вируса в операционной среде Windows XP   и  Edubuntu.

Проект 4.

Тема проекта: «Инструкция, как работать с  программой «Антивирус Касперского». (см. приложение Смолин Олег)

Цель: помочь пользователю защитить информацию с помощью программы «Антивирус Касперского».

Попробуйте ответить на вопросы:

От чего может защитить антивирусная программа?

Как проверить файл на вирусы?

Представление проектов (сдача учителю по сети)

 

Проект 5. (дополнительный проект)

Тема проекта: «Реклама программы «Антивирус Касперского».

Цель: помочь пользователю в выборе программы для защиты информации.

Попробуйте ответить на вопросы:

От чего может защитить антивирусная программа?

Насколько удобен интерфейс программы?

Как приобрести лицензионную программу?

Как проверить файл на вирусы, если закончилась лицензия или нет ключа?

Что делать, если возникли проблемы при установке и пуске программы?

Замечания: расскажите, а  вам удобно пользовать данной программой.

 

Итог урока

Безопасность—это не то, что вы изучаете только один раз и продолжаете использовать в течение всего времени. Безопасность требует, чтобы вы постоянно продолжали процесс обучения. Каждый день появляются новые вредоносные программы все более изощренные, идет эволюция. Вы сможете успешно противостоять атакам, если будете все время в курсе самых свежих событий в области компьютерной безопасности.

Анализ современного состояния из дистанционного семинара для представителей образовательных учреждений на тему «Основы информационной безопасности» "Лаборатории Касперского" в рамках образовательных программ «Школа Касперского» и «Академия Касперского».

Растет количество программ, похищающих конфиденциальную информацию.  

Количество троянских программ TrojWare, увеличилось с 76 до 93% за 2008 год.

 

Вывод:

(30 слайд)

Информацию нужно защищать от уничтожения, кражи, использования не по назначению.

Для атаки хакеры и вирусописатели используют самые распространенные операционные системы.

Растет  криминализация информационной индустрии.

 

 

Домашнее задание:

(31 слайд)

«Информатика и ИКТ 10 -11кл.» гл.1.10

Сообщение: «Вирусы и антивирусные программы»

Скачайте программу «Антивирус

Касперского 2009» с сайта http://www.kaspersky.ru/ и установите и сравните с версией «Антивирус

Касперского 6.0»

Создайте словарь по теме «Вредоносные программы и средства защиты»

(См. приложение Зеленов Александр)

 

(32 слайд)

«Кто владеет информацией – тот владеет миром»

Ротшильд

 

 

Основные термины и определения

Вирусная атака — намеренное распространение вредоносных программ (в частности, компьютерных вирусов), предпринимаемое с целью вывести инфокоммуникационную  систему из строя, получить несанкционированный доступ к системе, изменить хранящуюся в системе информацию или выполнить другое вредоносное действие.

Вредоносная программа — программа (часть программы), которая заведомо приводит к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Компьютерный вирус — программа (некоторая совокупность выполняемого кода/инструкций), способная создавать свои копии, не обязательно полностью совпадающие с оригиналом, и внедрять их в различные объекты/ресурсы компьютерных систем, сетей и т.д. без ведома пользователя. Такая программа является заведомо вредоносной.

Спам — сообщения  электронной  почты  рекламного или иного характера, рассылаемые адресатам, которые не выразили в явной или неявной форме желания  получать такие сообщения, либо выразили нежелание их получать. Основными характеристиками спама являются, как правило, массовость рассылки и анонимность рекламораспространителя.