Английский язык. 11 класс.

Пояснительная записка

 Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, согласно приказу МО РФ №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего полного образования» - Москва: АСТ-Астрель, 2004г., примерной программы среднего  общего образования по иностранным языкам, автор Днепров Э.Д. – Москва: Дрофа, 2008г. и  программы  для 11 классов общеобразовательных учреждений по английскому языку, авторов О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Английский в фокусе»,

 Программа разработана на 102 часа в год, из расчета 3 учебных часа в неделю, из них на уроки контроля отводятся  часов.

 Для реализации программы используются информационно-коммуникационные технологии, коммуникативная методика и проблемное обучение. На изучение иностранного языка в 11 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю). По учебному плану школы на изучение предмета в 11 классе отведено 102 часа в год (из расчета 3 часа в неделю).

Цели и задачи курса

Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

- речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

- языковая/лингвистическая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

- социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфики страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфики, формирование умения выделять общее и специфическое в культуре родной страны и стран изучаемого языка;

- компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации;

- учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;

  • Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использования иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном или иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальной адаптации; формирование качеств гражданина и патриота.

Исходя из сформулированных выше целей, изучение английского языка в старшей школе направлено на решение следующих задач:

  • расширение лингвистического кругозора старших школьников; обобщение ранее изученного языкового материала, необходимого для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на допороговом уровне (А2);
  • использование двуязычных и одноязычных (толковых) словарей и другой справочной литературы;
  • развитие умений ориентироваться в письменном и аудиотексте на иностранном языке;
  • развитие умений обобщать информацию, выделять ее из различных источников;
  • использование выборочного перевода для достижения понимания текста;
  • интерпретация языковых средств, отражающих особенности культуры англоязычных стран;
  • участие в проектной деятельности межпредметного характера, в том числе с использованием

Интернет.

В соответствии с нормативными документами («Вестник образования» 2008г., №2) для реализации рабочей программы используется УМК «Spotlight 11», О.В.Афанасьева, Д.Дули, И.В.Михеева, Б.Оби, В.Эванс – Москва: Express Publishing «Просвещение», 2009г., учебник  для общеобразовательных учреждений, рабочая тетрадь, языковое портфолио, книга для чтения, книга для учителя, электронные приложения к учебнику для учителя и для учащихся. Учебник соответствует федеральному перечню учебников, допущенных к учебному процессу (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ в качестве учебника по английскому языку для общеобразовательных учреждений)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

Предметное содержание речи

Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги.

Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический процесс.

Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.

1.

Социально-бытовая сфера

Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми

(Взаимоотношения) (модель 1) – 15 часов;

Повседневная жизнь в семье, ее доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или доме/коттедже в сельской местности

(Какова воля, таков и жизненный путь) (модуль 2) – 12 часов

Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги

(Ответственность) (модуль 3) – 12 часов

39 часов

2.

Социально-культурная сфера

Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей

(Летние каникулы)  (вводный курс) – 6 часов

(Путешествие) (модуль 8) – 13 часов;

Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам

(Опасность) (модуль 4) – 10 часов;

Молодежь в современном обществе

(Кто ты?) (модуль 5) – 11 часов;

Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности

(Общение) (модуль 6) – 12 часов

52 часа

3.

Учебно-трудовая сфера

Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии и планы на ближайшее будущее

(Планы на будущее) (модуль 7) – 11 часов

11 часов

 

 

Итого:

102 часа

 

Виды речевой деятельности

Говорение

Диалогическая речь

Cовершенствование умений:

  • - участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематик, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения.

Развитие умений:

- участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему;

- осуществлять запрос информации;

- обращаться за разъяснениями;

- выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.

Объем диалогов – до 6-7 реплик со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь

Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным/прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.

Развитие умений:

-   делать сообщение, содержащее наиболее важную информацию по теме/проблеме;

-   кратко передать полученной информации;

-   рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки;

- рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны/стран изучаемого языка.

Объем монологического высказывания – 12-15 фраз.

Аудирование

Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до 3-х минут:

- понимания основного содержания не сложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле и радио в рамках изучаемых тем;

- выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;

- относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартах ситуациях повседневного общения.

Развитие умений:

- отделять главную информацию от второстепенной;

- выявлять наиболее значимые факты;

- определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.

Чтение

Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а так же текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):

  • - ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы; несложных публикаций научно-познавательного характера;
  • - изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
  • - просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.

Развитие умений:

-  выделять основные факты;

-  отделять основную информацию от второстепенной;

-  предвосхищать возможные события/факты;

-  раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

-  понимать аргументацию;

-  извлекать необходимую/интересующую информацию;

-  определять свое отношение к прочитанному.

Письменная речь

Развитие умений:

-  писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме);

- составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.

- расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;

- рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;

- описывать свои планы на будущее.

КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ

Совершенствование следующих умений:

- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;

- прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);

- игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устного речевого общения; мимику, жесты.

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний:

- использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу, в том числе -  лингвострановедческую;

- ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на английском языке.

Развитие специальных учебных умений:

- интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры;

- использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на английском языке.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений происходит за счет углубления:

- социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;

- межпредметных знаний о культурном наследии страны/стран, говорящих на английском языке, об условиях жизни разных слоев общества в ней/них, возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях стран.

Дальнейшее развитие социокультурных умений использовать:

- необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия/несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других;

- необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;

- формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения.

ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

В старшей школе осуществляется систематизация языковых знаний учащихся, полученных в основной школе, продолжается овладение новыми языковыми знаниями и навыками в соответствии с требованиями базового уровня владения английским языком.

Орфография

Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.

 Фонетическая сторона речи

Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в английских словах и фразах; совершенствование ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений.

Лексическая сторона речи

Систематизация лексических единиц, изученных во 2-9 и 5-9 классах; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. Лексический минимум выпускника полной средней школы составляет 1400 лексических единиц.

Расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных и новых слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования. Развитие навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации, в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран; навыков использования словарей.

Грамматическая сторона речи

Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе.

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложений; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных (Conditional I,II,III).

Формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией I wish(I wish I had my own room), с конструкцией so/such + that (I was so busy that forgot to phone my parents), эмфатических конструкций типа It`s him who …, It`s time you did something.

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple/Past Simple/Future Simple, Present/Past Continuous, Present/Past Perfect; модальных глаголов и их эквивалентов.

Знание признаков и формирование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous и страдательного залога: Present Simple Passive/Past Simple Passive/Future Simple Passive.

Знание признаков и формирование навыков распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive и Future Perfect Passive и неличных форм глагола (Infinitive, Participle I и Gerund) без различения их функций.

Формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: Future Simple, Present Continuous, to be going to.

Совершенствование навыков употребления определенного/неопределенного/нулевого артиклей, имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения).

Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/a few, little/ a little); количественных и порядковых числительных.

Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например наречий (firstly, finally, at last, in the end, however, etc.).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКА

В результате изучения иностранного языка на базовом уровне одиннадцатиклассник должен:

Знать/понимать

- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;

- значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видовременные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь/косвенный вопрос/побуждение и др., согласование времен);

- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковыми средствами и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;

Уметь:

говорение

- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематике); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычном текстом, соблюдая правила речевого этикета;

- рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;

аудирование

Относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (Объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;

чтение

читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

письменная речь

писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;

- получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в целях образования и самообразования;

- расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;

- изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижения других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

Нормы оценок:

Устная речь

монологическая-20-25 предложений;

диалогическая-10-14 реплик.

Монологическое высказывание:

  • Оценка «5» Учащийся логично строит монологические высказывание в соответствии с коммуникативной задачей в заданном объёме. Правильно употребляет грамматические структуры и лексические единицы. Не допускает фонематические ошибки.
  • Оценка «4» Учащийся логично строит монологические высказывание. Но объём высказывания менее заданного. Употребляет грамматические структуры и лексические единицы в соответствии с коммуникативной задачей, допускает 2-3 ошибки в употреблении лексики, 2-3 ошибки в разных разделах грамматики; не допускает фонематических ошибок.
  • Оценка «3» Учащийся логично строит монологическое высказывание. Но объём высказывания менее заданного, допустил 4-5 ошибок в употреблении лексики, 4-5 ошибок в разных разделах грамматики, допустил 1-2 фонематические ошибки.

Учащийся не вполне логично строит монологическое высказывание, уходит от темы или пытается подменить её другой, которой владеет лучше, допустил 2-3 ошибки в разделе лексики, 2-3 ошибки в разных разделах грамматики. Допустил одну фонематическую ошибку.

  • Оценка «2» Учащийся не может высказаться по заданной теме. На вопросы по теме отвечает неудовлетворительно.

Диалогическое высказывание:

  • Оценка «5» Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей, затрагивает все элементы содержания. Учащийся способен начать, поддержать и закончить разговор, вежливо переспросить в случае необходимости. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Речь учащегося понятна, не допускаются фонематические ошибки, все звуки в потоке речи произносятся правильно, соблюдается правильная интонация.
  • Оценка «4» Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей, в целом демонстрирует навыки и умения речевого общения. Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Лексические и грамматические ошибки практически отсутствуют, однако наблюдаются повторы речевых и грамматических конструкций
  • Оценка «3» Учащийся строит диалогическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, однако затрагивает не все элементы содержания, указанные в задании. Учащийся не вполне логично строит диалогическое общение. Не стремится поддержать беседу, затрудняется запрашивать информацию, обращаться за разъяснениями. Используется ограниченный словарный запас, допускаются ошибки в употреблении лексики, некоторые из них затрудняют понимание речи, имеется ряд грамматических ошибок.
  • Оценка «2» Коммуникативная задача не выполнена. Учащийся не умеет строить диалогическое общение, не может поддержать беседу. Используется крайне ограниченный словарный запас, допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание речи.

Грамматика, чтение и аудирование

       оцениваются в процентном соотношении:        

90%-100% - «5»

70%-89%   - «4»

50%-69%   - «3»

49% и ниже – оценка неудовлетворительная

 Оценка выполнения тестовых заданий

Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться таблицей

 пересчёта

Число заданий в тесте

Оценки

 

«2»

«3»

«4»

«5»

5

2 и менее

3

4

5

6

3 и менее

4

5

6

7

4 и менее

5

6

7

8

5 и менее

6

7

8

9

5 и менее

6

7-8

9

10

6 и менее

7

8

9-10

11

6 и менее

7-8

9

10-11

12

7 и менее

8

9-10

11-12

13

8 и менее

9-10

11-12

13

14

9 и менее

            10-11

12-13

14

15-16

9 и менее

10

11-13

14-16

18

11 и менее

12-13

14-16

17-18

24

15 и менее

16-18

19-21

22-24

30

19 и менее

20-23

24-27

28-30

 

Проверка и оценка знаний и умений учащихся при выполнении тестовых заданий.

Выполнение тестовых заданий оценивается:

- выполнение заданий на 85%-100%         -         «5»

- выполнение заданий на 75%                    -         «4»

- выполнение заданий на 66%  и выше    -         «3»

- выполнение заданий менее 66%              -         «2

Список  литературы.

  • Примерные программы по иностранным языкам среднего общего образования. /Примерные программы по иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5.
  • Образовательный стандарт среднего общего образования по иностранному языку. Базовый уровень [Электронный ресурс]: приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 // http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14413. – 2009.- 8 августа.
  • Афанасьева О.В. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.В.Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В.Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. – 244с.
  • Афанасьева О.В. Английский язык. Рабочая тетрадь.10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О.В.Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В.Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. – 72с.
  • Афанасьева О.В. Английский язык. Книга для учителя.10 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / О.В.Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В.Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. – 240с.
  • Афанасьева О.В. Языковой портфель.10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О.В.Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В.Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. – 56с.

Дополнительная литература:

  1. Ю.В. Голицынский. Сборник упражнений по грамматике английского языка. Санкт-Петербург. Каро. 2006 г.
  2. Р. Мёрфи. Английская грамматика. Издательство «Кэмбриджский Университет» 2003.
  3. Интернет-источники
  4. О.М.Корчажкина. Английский язык. Пишем сочинение-рассуждение на ЕГЭ. Практика аргументации. 10-11 классы - Ростов-на-Дону; Легион; 2015
  5. М.А.Бодоньи. Английский язык. Тренировочная тетрадь для подготовки к ЕГЭ. Грамматика. 10-11 классы – Ростов-на-Дону; Легион; 2015
  6. М.А.Бодоньи. Английский язык. Тренировочная тетрадь для подготовки к выполнению раздела 4 на ЕГЭ (личное письмо, эссе). 10-11 классы – Ростов-на-Дону; Легион; 2015
  7. Е.А.Фоменко, М.А.Бодоньи, И.Б.Долгопольская, Т.Е.Тихонова, Н.В.Черникова. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Пособие с аудиоприложением, 2 книги – Ростов-на-Дону; Легион; 2014
  8. М.А.Бодоньи. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ: устная часть. Задания по новой демоверсии на 2015 – Ростов-на-Дону; Легион; 2015