Тема исследовательской работы
«История пионерского движения Ламенской школы»
Обоснование
В настоящее время в нашей стране действует несколько видов детских организаций. В нашей школе «Республика Мальчишек и Девчонок» детская организация «Радуга»» и юношеская организация «Добродея». Самая массовая и самая яркая и интересная была – это пионерская организация. О работе пионерской организации нашей школы, мне много раз рассказывала моя мама – Стародубова (Горбачёва) Лариса Григорьевна. Под Красным Знаменем пионерской организации росло не одно поколение детворы. Многие из взрослых, наши родители, бабушки и дедушки, с большой теплотой вспоминают свои пионерские годы. Когда не стало Советского Союза, то не стало комсомола- наставника пионеров. Пионерская организация, несмотря на всевозможные перемены в стране, продолжала жить и действует и в настоящее время. 2012 год- это юбилейный год для пионерской организации всей страны. 90 лет исполнится пионерскому движению. В измерении человеческой жизни возраст очень солидный, а участники пионерского движения постоянно юные – 10- 14 лет. Четыре года пребывания в пионерской организации – это самые интересные годы школьной жизни. Мне захотелось больше узнать о пионерах нашей школы, об истории пионерском движения в Голышмановском районе.
Объектом исследования является история пионерского движения.
Предмет исследования – история пионерского движения Ламенской школы.
Цель исследования – изучить историю пионерской организации Ламенской средней школ
Задачи:
-
Собрать сведения об истории пионерской организации Ламенской школы используя различные источники информации;
-
Взять интервью у бывшей пионерской вожатой Козловой Ирины Владимировны, Ивановой Татьяны Михайловны.
-
Просмотреть фотодокументы (по возможности);
-
Оформить полученные сведения в форме исследовательской работы.
Гипотеза
Если я прослежу историю пионерской организации нашей школы, я узнаю много нового для себя, расскажу своим сверстникам.
Предполагаемый результат:
В ходе работы я планирую получить ответы на вопросы:
-
Что входило в деятельность пионерской организации?
-
Как создавалась пионерская организация в стране, области, районе?
-
Как развивалось пионерское движение в нашей школе?
Методы исследования:
-
чтение различных источников: старых газет, архивных материалов;
-
просмотр фотодокументов, видео;
-
поиск информации в библиотеке, в школьном краеведческом музее.
Описание процесса исследования:
Чтобы найти информацию по данной теме исследования, я обратилась в школьную библиотеку к Дьяковой Алле Леонидовне, так как в библиотеке не достаточно материала, мы обратились к Козловой Ирине Владимировне - руководителю школьного краеведческого музея и бывшей пионерской вожатой. В музее оформлена выставка о пионерской организации нашей школы, много различных фотографий, летопись отрядных дел, о Зое Космодемьянской, так как пионерская организация Ламенской школы носила имя З. Космодемьянской. Некоторые сведения о пионерском движении в нашем районе мы получили из материалов Центра Детского Творчества. Но прежде чем изучить историю пионерской организации нашей школы, я решила узнать историю появления пионерского движения в стране. Вот, что я узнала из Интернета (приложение №1)
История пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина
С установлением в стране власти рабочих и крестьян отношение к детям и их положение в обществе изменились. С тех пор проводится в жизнь ленинский лозунг: «Все лучшее - детям!» Специальными декретами Советского правительства, подписанными В.И.Лениным, дети были ограждены от обязательного воздействия на них церкви и от эксплуатации их труда, было провозглашено их право на получение образования. В тяжелейшее для страны время гражданской войны, разрухи и голода В.И.Ленин подписывает декреты о беспрепятственном снабжении детских учреждений топливом, увеличении детского пайка, об охране здоровья детей. Для оказания практической помощи детям и защиты их прав 4 февраля 1919 года в стране был создан Совет защиты детей, который получил от правительства чрезвычайные полномочия. Благодаря заботе партии и правительства молодой Советской республики из бывших беспризорников выросли замечательные труженики - рабочие, колхозники, ученые, партийные и государственные деятели.
С установлением Советской власти в стране появились реальные условия для воспитания массы пролетарских детей. С этой целью буквально в первые дни победы Октября в различных городах страны стали создаваться детские клубы, школы-клубы и т.д. В первые же годы Советской власти зародилась система внешкольного воспитания детей - в 1918 году были открыты детские художественные школы и экскурсионно-туристские станции в Петрограде, биологическая станция юных любителей природы в Москве, в 1920 году в Москве и Саратове были созданы первые детские театры... Дети в Советской стране становились активными участниками многих общественно-политических явлений, происходивших в молодой Советской республике.
Назрела необходимость создания организации для детей. Первой детской коммунистической организацией стала организация юных коммунистов (ЮКов), которую создали народные комиссариаты здравоохранения, просвещения и организация Всеобщего воинского обучения осенью 1918 года. В.И.Ленин, выступая перед ЮКами столицы 25 мая 1919 года во время парада войск Всеобуча на Красной площади, одобрив стремление детей создать свою организацию, сказал, что «организация детей - лучший путь воспитать коммунаров». Из-за отсутствия кадров руководителей организация ЮКов не смогла в тот период стать истинно коммунистической в целом и поэтому в октябре 1919 года была распущена комсомолом. В этом же году во многих районах страны возникли местные детские коммунистические объединения. После роспуска ЮКов в различных городах были созданы многочисленные местные детские коммунистические организации.
В октябре 1920 года III съезд комсомола специально рассмотрел вопрос о работе комсомола среди детей. В 1921 году началась работа по созданию единой в стране детской коммунистической организации.
16 мая в Москве открылась II Всероссийская конференция РКСМ. На одной из секций обсуждался опыт московских комсомольцев по созданию отрядов юных пионеров. 19 мая 1922 года конференция специальным постановлением одобрила этот опыт и решила распространить его на всю страну. Этот день стал днем рождения пионерской организации.
Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства - страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев.
Самоотверженно боролись пионеры с беспризорничеством - агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации стране неграмотности. Вместе с пионерской организацией росла и крепла пионерская печать. 6 марта 1925 года вышла газета московских пионеров «Пионерская правда», которая через два года, в 1927 году, стала всесоюзной пионерской газетой.
Пионеры активно проявляли себя в общественно-политической жизни страны. Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. В середине 20-х годов появились пионерские «дозорные урожая», а затем и «пионерские обозы», составленные из урожая, собранного и выращенного пионерами. В этот же период возникли такие, ставшие традиционными, общесоюзные дела и акции пионеров, как День урожая, День охраны птиц, День леса, Праздник детской книги. В 20-е годы возникла еще одна пионерская традиция - дружба с Красной Армией. Встречи с воинами, концерты для них, военные игры и походы.
Наступление фашизма в мире потребовало от советского народа укрепления обороноспособности Родины. В начале 30-х годов во многих пионерских организациях страны создаются пионерские полки и батальоны, совершившие длительные походы по местам боев гражданской войны. В первые же дни войны в стране развернулось движение тимуровцев. Тимуровцы взяли на себя нелегкие заботы по организации быта своей семьи, семей воинов, сражавшихся на фронте: готовили к зиме дрова, ухаживали за малолетними детьми, готовили пищу. Незаменимыми помощниками стали тимуровцы в госпиталях: помогали санитарам, поварам на кухне, читали раненым письма, газеты и давали концерты художественной самодеятельности. Пионеры работали в кружках - выполняли военные заказы: шили кисеты и наволочки, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи в подарок воинам. Танковые колонны и отдельные боевые машины были построены на средства, собранные пионерами (Пионер Сибири).
Война во многом перестроила не только содержание, но и формы работы, структуру пионерской организации. Были внесены изменения и в символы пионерской организации, расширены права пионерских организаций. В 1942 году сборам пионерской дружины было предоставлено право рекомендовать лучших пионеров в комсомол. С этого же времени отрядам и дружинам стали присваивать имена выдающихся деятелей партии и государства, великих полководцев, героев войны и труда. Несмотря на указание государственных органов и советского командования не допускать детей к участию в боевых действиях, нередко чувства патриотизма, глубокой преданности Родине и обстоятельства бросали детей в гущу сражений. Тысячи детей уходили вместе с родителями в партизанские отряды, где они становились санитарами и связными, разведчиками и участниками боевых операций. Немало сынов полка участвовали и в боевых сражениях действующей армии.
За отказ снять пионерский галстук фашисты убили многих пионеров, два пионера повторили подвиг Ивана Сусанина, заведя фашистов - один в непроходимое болото, другой в глухую штольню. На территории, захваченной фашистами, действовали подпольные пионерские и комсомольско-пионерские отряды. Тысячи пионеров отмечены правительственными боевыми наградами. Четырем из них: Марату Казею, Вале Котику, Лене Голикову и Зине Портновой посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Деятельность пионерской организации Тюмени. Какой была пионерская организация в Тюмени в 60-90 гг. (приложение №4) более-менее известно. А вот то, как зарождалась пионерия в Сибири – мало кому известно, ведь тех людей, которые стояли у истоков, уже нет в живых. А ведь организация детей в отряды юных пионеров в начале 20-х гг. для Тюмени была совершенно новым делом. Взять хотя бы то, что первый пионерский отряд насчитывал чуть больше десяти человек. На целый город! Известно также, что до 1935 года пионерские отряды организовывались не при школах, а при детских домах, предприятиях и прочих. Теперь уже не люди могут рассказать о том, как зарождалась пионерская организация в Тюмени, а документы в архивах – и самые первые, потрепанные бумажки, торопливо написанные от руки, и машинописные тексты, отбитые сиреневыми чернилами на прозрачной кальке, бесконечные отчеты, резолюции, протоколы собраний. На первый взгляд – скучные документы, сухой официальный язык. Но если вчитаться… Целая история. Днем рождения тюменской пионерской организации можно считать 1 августа 1923 года. Об этом сообщается в письме губернского бюро Центральному бюро детских коммунистических групп: «В настоящее время в Тюмени создано показательное звено юных пионеров. Задача этого звена - подготовить руководителей по детскому движению. Звено организовано при детдоме им. Калинина, куда входят 16 ребят от 12 до 16 лет. . Работа ведется слабо – нет никаких указаний по детдвижению». Далее в письме говорится о том, что пока с пионерами была проведена лишь одна беседа у костра на тему «Наши друзья и враги во всем мире», после этой беседы ребятам захотелось наладить связь с детскими организациями Запада, но у них не было адресов. Еще организаторы пионерского движения попросили у Центрального бюро выслать «форму пионерского значка», так как они не знали, как же он выглядит, и, конечно, как можно больше литературы по детскому движению. Уже по одному этому письму можно представить, как зарождалась пионерия в Тюмени – на пустом месте, без «специальной литературы», без достаточного числа грамотных руководителей и т.д. Тем не менее, в 1925 году пионерское звено из 16 человек выросло в десятки пионерских отрядов. К примеру, как сообщается в отчете о работе Тюменского окружного комитета РЛКСМ, в январе в городе насчитывалось 1850 пионеров и 20 отрядов, в деревне – 2110 пионеров и 34 отряда. Как видно из того же отчета, работа пионерской организации в Тюмени просто кипела. Она была разделена на несколько этапов. Самое главное, естественно, политическое воспитание – проводились беседы с пионерами о комсомоле, о революционных вождях. Большую роль в политвоспитании играли в то время корреспондентские кружки юных пионеров.. Огромное значение уделялось физическому воспитанию – пионеры участвовали во всевозможных играх, «экскурсиях». Кроме того, активно велась еще и «трудовая работа» (всевозможные субботники), работа в школе (выпуск стенгазет, пионеры создают совместно со школьниками ленинские уголки, вовлекают учеников в проводимые кампании и т.д.) и «внутривоспитательная» работа. В общем, скучать пионерам не приходилось. Они успевали еще и списываться с детскими организациями за границей. Самым же главным тормозом в работе пионерской организации того времени было отсутствие помещений, да, пожалуй, отсутствие денег на покупку «руководящей литературы». Несмотря на такую активную деятельность пионеров, в 1926 году в Тюмени наметилось резкое снижение количества отрядов по некоторым районам, из-за отсутствия квалифицированных руководителей, некоторыми отрядами руководили ребята, которым исполнилось 14 лет, еще причина отсутствие финансирования.
Другая деятельность – сельхозработы, и трудовые лагеря. За лето, - сообщается в одном из документов 1926 года, - «пионерами было выжато 5 десятин хлеба беднякам». Помимо работы в поле, пионеры устраивали еще и деревенские концерты, творческие вечера, на которые приходили местные крестьяне. В этом документе отмечается «хорошее отношение крестьянства к пионерии».
Во второй половине 20-х годов тюменская пионерская организация разрабатывает свои методички по пионерскому движению. Цель их – сделать доступным пониманию каждого пионера его задач на каждый день. Особый акцент делается на том, что сами дети коллективно должны строить свою работу. Тогда же формулируются и «Законы юных пионеров».
В апреле 1925 года в Тюмени на улице Республики (в старом здании школы № 1) разместилось бюро юных пионеров. Летопись хранит имена первых пионервожатых.
Тюмень выступает за возрождение детского движени я.
26 сентября 2011г. в Тюменской области прошел круглый стол "Проблемы и перспективы развития детского движения в Тюменской области". (приложение №5). Ольга Гуртовая, председатель совета общественной организации Тюменской области «Объединение детских и пионерских организаций «Ребячья республика»: – «После прекращения действия Всесоюзной пионерской организации, детское движение в умах россиян перестало восприниматься как единое целое. Детские организации существуют теперь каждая по отдельности и не воспринимаются частью единого целого. Конечно, в настоящее время уделяется много внимания разработке программ деятельности детских организаций, проводится учеба для педагогов-организаторов, различные мероприятия по обмену опытом как для педагогов, так и для детей. Однако я считаю, что должна быть создана единая система координации и поддержки детского движения. Сейчас нам не хватает единой государственной политики и признания обществом детского движения».
Деятельность пионерской организации Голышмановского района.
Из истории голышмановского Дома пионеров (приложение №2)
Из воспоминаний Баянова Сергея Ивановича – первого директора Дома пионеров. «На Садовой улице рабочего поселка Голышманово приятно радует глаз аккуратный кирпичный домик. В нем расположились Дом пионеров и местный краеведческий музей. Назначение
Голышмановский райком комсомола и районный отдел народного образования не раз ставили вопрос перед областными организациями о необходимости открыть в райцентре районный Дом пионеров. В середине 1947 года наскребли 30 тысяч рублей.
Я после увольнения из армии с 15 июля 1946 года работал физруком в единственной в Голышмановской средней школе. Вернее в Катышкинской средней школе.
В июле 1947 года меня несколько раз пригласили в райком комсомола. Николай Яковлевич Лагунов – первый секретарь, предложил стать директором Дома пионеров. Я отказался. Ни опыта, ни образования педагогического. Один семестр педучилища –маловато. Побеседовали, разошлись.
Вызывает Зав.РОНО Желнерский Петр Карлович и молча вручает приказ: «Освободить от должности физрука». И второй – «Назначить директором Голышмановского районного Дома пионеров». Приказ по РОНО № 107 от 10 июля 1947 года. Вскоре РОНО направляет меня в Тюмень в командировку на областной смотр художественной самодеятельности. Внимательно посмотрел выступления детских коллективов городов и районов области. Более десятка выступали. Поинтересовался я у сотрудников обкома, как работать Дому пионеров, с чего начать? Все пожимают плечами. Опыта в области нет. Область образована только 14 августа 1943 года. В войну и первые годы после нее было не до домов пионеров и клубов. В школах пионерские организации работали не во всех.
Посоветовали съездить в Ишимский Дом пионеров - это старый довоенный с опытом работы. Поехал я в ишимский Дом пионеров. Прекрасное большое здание рядом с базаром. Встретил меня доброжелательно директор- молодой симпатичный мужчина. Показал свое хозяйство: кабинеты для работы кружков, зрительный зал, изостудию. Да, нам бы такое помещение! – подумал я. Попросил годовой план работы, планы работы кружков. План наш не годится – говорит директор. Недавно инспектор ОБЛОНО перечеркнула весь. Велела составить заново. Кружки работают слабо. В общем поучиться было нечему.
В школах района не было ни галстуков пионерских, ни значков, ни пионерской атрибутики. Пионерская работа была в запущенном состоянии. Трудности послевоенные сказывались на всем, особенно на школах. Ни средств, ни материалов. Кое-где из подручных материалов, красили белые простыни, шили пионерские галстуки. Но это было не то. Поехал я в Свердловск (ближе негде было взять). Закупил галстуки, пионерские значки, флажки для отрядов, знамена для дружин. Снабдили неполные средние, некоторые начальные школы. Неполные средние школы тогда были в Евсино, д. Голышманово, Усть-Ламенке, Ражево, Гладилово – кажется все. В Катышке – одна средняя и одна начальная. Страшная бедность во всех школах.
Трудно было найти помещение для Дома пионеров. Строить новое – нечего было и думать. Был на примете большой крестовый деревянный дом, принадлежавший конторе «Заготживсырьё». Но директор ее Абакумов Григорий ни в какую не соглашался сдать нам в аренду или продать. Добились разрешения в области. Провели небольшой ремонт: вырубили стенку между двух больших комнат – получился зал человек на 50. Начинать приходилось с нуля.
В Омском областном Доме пионеров взял я годовой план работы. На его основании составили свой на 1948 год. Включили то, что в состоянии были осуществить в наших голышмановских условиях. Получился большой обстоятельный план районного Дома пионеров, в котором помимо непосредственной работы в Доме пионеров – руководство пионерской работой в школах района и помощь им в пионерской атрибутике.
Хочется вспомнить отдельные моменты - праздник встречи Нового 1948 года. Эту районную елку, которая была первым массовым мероприятием можно считать началом работы Дома пионеров и отмечать юбилеи. 300 лучших пионеров мы пригласили из школ района начальных и семилетних, и своих кружковцев.
Успешно работал районный Дом пионеров под руководством опытного педагогического коллектива».
В школах района работали пионерские организации, носившие имена героев.(приложение № 6).
Деятельность пионерской организации Ламенской школы.
В 1935 году организовали первый пионерский отряд, в котором было 24 пионера, 19 фамилий установлено. Первой пионерской вожатой была Оня Панченко. (Приложение № 7). Принимали в пионеры торжественно в клубе.
Была у ребят пионерская форма: у девочек – темно-синяя сатиновая юбка с двумя складками на боках, темно-синяя блузка как у мальчиков; у мальчиков – брюки чуть ниже колен на манжете, цвет темно-синий. Пионеры носили красный галстук с зажимом.
План работы составляли вместе с вожатой. Главное было – учеба. Много помогали совхозу: собирали золу для удобрения полей, ходили на прополку полей, собирали лекарственные травы, березовые почки, вязали веники для скота, собирали листья для подстилки скоту, собирали и сдавали заготовителю тряпье и бумагу.
Односельчане любили смотреть детские концерты. Клуб всегда был полон. Концерты были платными, на эти деньги покупали что-нибудь для школы.
Время было тревожное. Пионеры изучали даже устройство винтовки. Складывались и свои традиции у пионеров. День рождение Пионерии праздновали около костра. Впервые его устроили в 1936 году в районе железнодорожного переезда. Звучали песни, стихи. Раздавался веселый смех.
Решением Голышмановского районного совета пионерской организации в 1973 году пионерской дружине Ламенской школы присвоено имя Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской (13 сентября 1923 — 29 ноября 1941), профессор Тамбовского госуниверситета, историк Владимир Дьячков считает святой и призывает русскую православную церковь канонизировать советскую партизанку. (приложение № 8)
Ребята боролись за это высокое звание. Они вели переписку с Центральным музеем Революции СССР, который прислал ребятам фотокопии документов и фотографии о Зое Космодемьянской. Пионеры дружины всегда старались своими делами подтвердить право носить имя Зои. Много лет пионерская дружина была правофланговой в районе. В настоящее время в школьном музее хранятся памятные ленты правофланговой дружины. Трудовые операции по сбору металлолома, макулатуры, лекарственного сырья; участие в спортивных соревнованиях, тимуровская работа; шефство над малышами. Отличившиеся пионеры были награждены поездкой в детские лагеря «Артек», «Орленок», «Океан». Моя мама, Горбачева Лариса, первая из ламенских ребят побывала в «Океане». Награждена за победу в пионерской операции «Зеленая аптека» - насобирала больше всех березовых почек. Хорошая учеба, примерное поведение, участие в спортивных, трудовых, общественно-полезных делах пионерской дружины стали важными показателями для заслуженной награды. Таня Похомчик была награждена путевкой в «Артек», а так же была избрана делегатом на VII Всесоюзном слете пионеров от Голышмановского района. Из дневника написанного Таней много можно узнать о событиях тех дней. Наш учитель Иванов Александр Витальевич был то же награжден путевкой в «Артек» за хорошую учебу, примерное поведение, активное участие в делах пионерского отряда и дружины. В наше время то же ребята за хорошую учебу, активное участие в делах школы, района награждаются путевками в детские лагеря.
Многие взрослые помогали деятельности пионеров. Одним из директоров школы, которого можно назвать «пионерским» - это Александр Андреевич Малюгин. Он всегда интересовался делами пионерской дружины, помогал, привлекал пионеров к благоустройству нового здания школы. В новом здании школы выделил комнату для пионеров, которая в 1981 году в районном конкурсе- смотре пионерских комнат оказалась победительницей, сейчас это кабинет № Пионерская дружина шефствовала над обелиском воинам Великой Отечественной войны. Проводили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с Героем Советского Союза Александром Григорьевичем Филоновым. Много славных дел было у пионеров Ламенской школы.
Со времени создания пионерской дружины Ламенской школы в должности старшей пионерской вожатой проработали 16 педагогов. Анализируя данные о работе старших пионерских вожатых видно, что большинство работало в этой должности по 1-2 года. Вожатые передавали эстафету пионерских дел с достоинством. У каждого был свой стиль работы, но всех объединяло желание сделать жизнь детей наполненной добрыми делами, интересной, яркой.
Анна Степановна Родионова. 1962-1966г.г.
Родилась в 1926 году в селе Усть-Ламенка. После окончания школы поступила в Голышмановское педучилище. В 1944 году начала работать учителем начальных классов Усть-Ламенской школы. Продолжила трудовую биографию в Ламенской школе. Вела уроки немецкого и русского языков. В 1962-1966 годах возглавляла работу пионерской дружины- была старшей пионерской вожатой. По предложению Анны Степановны создали в школе отряды юных друзей милиции (ЮДМ). Интересная работа по наведению порядка на улицах, в школе и общественных местах пришлось по душе ребятам. Бережно оформляли пионеры в альбомы переписку с воинами-земляками, служившими в армии. Анна Степановна была селькором газеты «Ленинец» ( районной газеты Голышмановского района).
За активную работу по воспитанию юных пионеров А.С.Родионова награждена юбилейным знаком ЦК ВЛКСМ в честь 60-летия со дня рождения пионерской организации имени В.И.Ленина.
Татьяна Михайловна Иванова (Пономарева). 1974-1979г.г.
Родилась в 1957 году в селе Гладилово. После окончания средней школы по комсомольской путевке Голышмановского РК ВЛКСМ была направлена на работу в Ламенскую школу старшей пионерской вожатой. Путевку вручил 6 октября 1974 года первый секретарь РК ВЛКСМ Иван Горбачев.
Очень энергичная, веселая, задорная вожатая пришлась по душе ребятам. Умела сплотить, особенно мальчишек, на добрые дела. Под её руководством пионерская дружина неоднократно признавалась одной из лучших в районе. Много внимания Татьяна Михайловна уделяла развитию художественной самодеятельности. Ламенскую вожатую избрали делегатом I областного слета пионерских вожатых в 1976 году, а затем и второго слета в 1978 году. Одним из любимых дел пионерских для Татьяны Михайловны было проведение военно-спортивной игры «Зарница».
За большую работу в деле воспитания подрастающего поколения неоднократно награждалась Почетными грамотами РК ВЛКСМ, Обкома комсомола, ЦК ВЛКСМ, ЦС ВПО имени В.И.Ленина.
Ирина Владимировна Козлова (Кузурманова). 1979-1983г.г. и 1985-1988г.г.
Самый большой стаж пионерской работы. Родилась в 1961 году в поселке Ламенский. После окончания средней школы поступила учиться в Тобольский педагогическое училище имени В.И.Ленина на школьно-пионерское отделение. По путевке РК ВЛКСМ начала работать старшей пионерской вожатой в Ламенской школе в 1979 году. В дружине большое внимание уделялось работе с октябрятами, участию в поисково-краеведческой экспедиции «Моя родина – СССР», соблюдению пионерских ритуалов. Пионерская комната дружины была признана лучшей. Под руководством Ирины Владимировны плодотворно работал штаб «Тимур».
Вожатая организовала деятельность педагогического отряда «Комиссары». В его состав входили учителя- члены комсомольской организации. Девушки и юноши были отрядными вожатыми. Много внимания уделяла развитию спорта, военно-патриотическому воспитанию. Члены педотряда участвовали в проведении учебы пионерского актива.
Под руководством Ирины Владимировны проводились многие трудовые операции. За активное участие в операции «Зеленная аптека» пионерка Лариса Горбачева была награждена путевкой во Всероссийский пионерский лагерь «Океан».
В 1986 году присвоено звание «Старший пионервожатый-методист», награждена медалью «За трудовое отличие». Неоднократно награждена Почетными грамотами.
Детское движение сегодня.
С распадом Советского Союза в середине 1980-х годов - предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.
В октябре 1990 года - преемник пионерской организации - «Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов» - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах.
Союз пионерских организаций зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.
Сейчас в Голышмановском районе работает объединение детских организаций «Ребячья Республика», созданная в 1996 году. Под руководством общественной организации Тюменской области «Объединение детских и пионерских организаций «Ребячья Республика». Председатель Ольга Викторовна Гуртовая.
15 октября 1998 года в Ламенской средней школе создана детская организация «Радуга». С 1998 по 2004г. организатором детского движения работала Ирина Викторовна. Богомолова /Иванцова/. С мая 2004 по 2007 г. – Алла Леонидовна Дьякова,с 2007 – 2010 г. Вера Григорьевна Зорина, 2010 2011 г. Любовь Ивановна Идерева, с 2011 г. А.Л. Дьякова.
Деятельность организации опирается на опыт и традиции Всероссийских детских центров, районной детской организации. Районная и школьная детские организации имеют свои флаги, эмблемы и гербы. С 18 марта 2002 года эмблемой ДО «Радуга» является стилизованное изображение цветка Ирис. Ирис – значит радуга. Радуга – семь цветов, на эмблеме – семь лепестков цветка цвета радуги. Семь цветов у радуги – семь дорог у нас, то есть семь направлений работы.
Заключение
В своей исследовательской работе я использовала много материалов из нашего школьного краеведческого музея. Историю детского – пионерского движения узнала из материалов Интернета. В архиве школьного музея сохранились фотографии, различные документы, летописи пионерской дружины, отрядов, в которых отражена вся жизнь и деятельность пионеров. Но самое ценное - это живое слово бывших пионерских вожатых, которые очень много рассказали о деятельности пионерской организации нашей школы.
Я думаю, что детское движение, пусть не как то далекое пионерское, но оно должно продолжать жить, объединяя в свои ряды всё новые и новые поколения российской детворы.
Литература.
-
Сайты Интернета
-
Летописи школьного краеведческого музея
-
Рукопись воспоминаний Баянова Сергея Ивановича
-
Материалы детской организации «Радуга»