Оглавление
Введение
Основная часть
1.1 Как составить свою родословную
1.2 Моя семья
1.3 Здесь учились все в моей семье
Заключение
Литература
Приложения
Введение
В старину родственные связи берегли,
ценили, гордились ими и говорили:
«Кто своего родства не знает, тот сам
себя не уважает, а кто родни своей
стыдится, тот через это сам срамится»
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно важным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого. А я проследила по линии папы и мамы до пятого поколения.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.
В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.
Актуальность данной темы в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Цель.
Изучение истории рода Иванцовых для составления генеалогического древа.
Задачи:
- найти в Интернете о генеалогии;
- собрать фотографии, видео;
- составить генеалогическое древо моей семьи;
- собрать сведения и написать о некоторых моих предках.
Объект: родословная.
Предмет: родословная моей семьи.
Методы исследования:
- поиск информации в Интернете;
- изучение семейного архива;
- беседы с родственниками.
Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу - составление родословной моей семьи.
Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранительницей истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».
При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушка, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.
Гипотеза.
Возможно я смогу собрать информацию о своих родственниках, что позволит мне составить родословную.
Основная часть
1.1. Как составить свою родословную.
Генеалогическое древо семьи, то есть, родословное, фамильное или семейное древо — схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линииях родословия, известные его потомки — «листья».
У каждой семьи, если хорошо поискать, несомненно, обнаружится очень длинная и интересная история. Однако не все эту историю могут вспомнить. Более того, среднестатистический человек помнит даже не всех своих родственников. Обычно такая память ограничивается воспоминаниями о бабушках-дедушках (максимум, о ком-то из пра…). А ведь история рода может тянуть свои корни далеко вглубь ушедших веков, а иногда даже тысячелетий!!! На почве интереса к предкам и появилась наука генеалогия — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов.
Понятие «генеалогия» берёт своё начало от греческого слова genos – род. «Генеалогия как знание родства родилась вместе с человеческим обществом и живёт на всех этапах его развития». Родословия царей, мифических героев, правителей существовали в древности, но особое значение получили в средние века. В России первые упоминания по генеалогии относятся к XV веку. Существуют родословия восходящее и нисходящее. « В родословии восходящем главным объектом является лицо, о предках которого собираются сведения, с него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д., - это первоначальный вид родословия, когда у исследователя ещё нет достаточного количества необходимых материалов, когда он идёт от известного к неизвестному.»
Когда же собрано уже достаточно материала, то переходят к родословию нисходящему, т.е. начинают с самого отдалённого из известных предков и переходят к его потомкам.
Как восходящие, так и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные. Историки советуют начать составление своей родословной со смешанной восходящей. Почему?
Во-первых, потому, что этот вид родословной обычно начинают составлять по памяти живых членов рода, т.е. по памяти ваших пап и мам, бабушек и дедушек…
Во-вторых, потому, что это первоначальной вид родословной. Без неё нельзя начинать составлять нисходящую родословную – самый распространённый и обычный вид родословной. В нисходящую родословную включается гораздо большее число поколений, чем обычно хранится в памяти. Потому в ней можно видеть общую картину жизни и деятельности рода в течение столетий.
В настоящее время интерес к генеалогии усиливается. Информацию о родственниках можно найти в семейных документах и фотографиях, в областном архиве и в опубликованных материалах, специальных справочниках и даже в Интернете.
1.2 Моя семья
Немного о себе.
Меня зовут Иванцова Анастасия Викторовна. Я родилась 16 сентября 2004 года в посёлке Ламенский Голышмановского района Тюменской области. Мне 9 лет. Я учусь в третьем классе Ламенской школы.
Учусь я хорошо, люблю математику, чтение, изобразительное искусство. Увлекаюсь чтением, посещаю танцевальный кружок и цирковую студию. Активно участвую во всех внеклассных мероприятиях.
Моя любимая поэтесса А.Л. Барто. Многие стихи Барто я знаю наизусть.
Любимое время года – зима. Потому что зима – это сказочно красивая природа, это встреча Нового года с нарядной ёлкой, добрым таинственным Дедом Морозом и самыми вкусными подарками.
Люблю смотреть приключенческие фильмы. Один из самых любимых фильмов – это «Один дома». Главный герой этого фильма привлекает меня своим умом, сообразительностью и умением находить вход из любого трудного положения.
А мне ещё нравится в людях доброта, отзывчивость, трудолюбие и готовность помочь другим. Эти качества я вижу в своих родителях и поэтому в жизни хочу быть похожей на них.
Моя главная мечта – успешно закончить школу, институт и стать врачом.
Моя семья.
Изучая историю своего рода, я дошла до «пятого колена ». Моими прямыми предками в пятом поколении со стороны мамы были Кушнер Кузьма Петрович 1885 года рождения, его жена Кушнер (Бойко) Наталья Яковлевна 1888 года рождения. (Приложение № 1). Они из простой крестьянской семьи, жили в деревне Слободская Усть-Ламенского поселения. У них родилось двенадцать детей, осталось в живых только шесть: Анна 1909 года рождения она вышла замуж и проживала в селе Боровлянка, сейчас там проживают ее дети и внуки, Степан – погиб на фронте, бабушка Наталья всю жизнь ждала сына, о нем ничего не было известно, только в 90-е годы случайно в газете «Омская правда» была статья о Великой Отечественной войне и в ней упоминалось имя Кушнер Степана Кузьмича, Федор и Иван умерли в 90-е годы, Александра 1924 года рождения сейчас проживает в селе Омутинское. Александра после войны приехала в Ламенку здесь и встретила своего будущего мужа Дьякова Макара Степановича 1924 года рождения. Макар Степанович был ветераном Великой Отечественной войны сейчас его нет в живых, бабушка Шура переехала в село Омутинское, ей государство выделило средства для покупки квартиры как вдове и труженице тыла. В апреле 2013 года в газете «Голышмановский вестник» была напечатана статья о Дьяковой Александре Кузьмовне. В семье Александры и Макара родилось пять детей: Дьякова (Мамонтова) Галина Макаровна 1949 года рождения (дети: Владимир, Надежда, внук Анатолий), Дьяков Юрий Макарович 1952 года рождения (сын Константин), Дьяков Виктор Макарович 1954 года рождения – они сейчас проживают в городе Омске, Дьякова (Кузнецова) Татьяна Макаровна 1956 года рождения (дети: Дмитрий, Сергей. Внуки: Олег, Владимир, Арина), два года назад переехала с Севера в село Омутинское, Дьяков Владимир Макарович 1961 года рождения проживает в поселке Ламенский, когда был совхоз он был почетным комбайнером, сейчас работает селе Ситниково, его жена Алла Леонидовна работает в Ламенской школе библиотекарем и учителем изобразительного искусства. У них две дочери Мулинцева (Дьякова) Ирина Владимировна 1984 года и Дьякова Марина Владимировна 1988 года это мои тети, у Ирины Владимировны есть дочка Мулинцева Арина Александровна 2005 года рождения. Ирина Владимировна работает учителем начальных классов в Голышмановской школе № 1. Марина Владимировна живет и работает в Тюмени в фирме «Гарант».
Самой младшей была моя прабабушка Екатерина 1926 года рождения. Моя прабабушка Екатерина Кузьмовна проживала в поселке Ламенский, она была замужем за Ребещенко Николаем у нее родился сын Юрий 1947 года рождения, он проживает в поселке Голышманово у него три дочери: Наталья 1970 года (дети: Ирина, Карина, Артем), Светлана (Дима, Настя), Татьяна, Юрий Николаевич много лет работал на железной дороге, о нем печатали в газете «Голышмановский вестник».
После смерти мужа моя бабушка вышла замуж за Ефименко Георгия Петровича и у них родилась Нина 1949 года рождения – это моя бабушка. В 1966 году Нина окончила Ламенскую школу и поступила в Ялуторовское медицинское училище. Семья моей бабушки переехала в Казахстан, там бабушка Нина работала сначала в хирургическом отделении больницы п. Верх-Березовка, а потом заведующей здравпункта рудника, вышла замуж за Маслакова Виктора Васильевича- это мой дедушка, так появилась моя мама Ирина Викторовна 1970 года рождения, а потом родился мой дядя - Сергей 1978 года рождения. В Казахстане в городе Усть-Каменогорске мама окончила Восточно-Казахстанский государственный университет, работала в школе п. Перевальное учителем начальных классов. В 1994 году решили переехать на родину в поселок Ламенский. Бабушка Нина работала фельдшером в Ламенском ФАПе, дедушка работал на железной дороге, мама устроилась на работу в Ламенскую школу учителем, вот уже второй год мама работает директором школы. Дядя Сережа поступил учиться в 11 класс, окончил школу в 1995 году, поступил учиться в Ишимский педагогический институт на физмат, потом заочно закончил ТГУ сейчас с семьей живет и работает в городе Салехарде. В 2004 году появилась я.
А еще у меня есть братья и сестры. Самый старший Станислав 1983 года рождения, он живет в Тюмени и работает в Отделе внутренних дел, у него есть жена Маргарита и маленький сынишка Дима. Две сестренки - близняшки Оля и Рита 1988 года рождения они живут и работают в г.Тюмени, брат Ярослав 1993 года рождения, после окончания школы поступил в Тюменский нефтегазовый университет. Он учится хорошо, продолжает увлечение спортом и брейк-дансом. Я очень люблю своих братьев и сестер.
Со стороны папы мне удалось выяснить родство до четвертого поколения. (Приложение № 2). Моими прямыми предками со стороны бабушки Иванцовой (Курденко) Александры Николаевны 1937 года рождения были – Курденко Ирина Евстигнеевна 1899 года рождения и Николай Иванович 1897 года рождения. Они из простой крестьянской семьи, всю жизнь прожили в Ламенке. Дедушкины родители Иванцовы Марк Титович 1895 года, Евдокия Никифоровна 1899 года рождения то же всю жизнь прожили в Ламенке. Бабушка и дедушка учились в Ламенкой школе. Бабушка мне много рассказывала о своей школьной жизни. Раньше обучались только семь лет. Александра училась в школе с 1947 по 1954 годы. Дедушка Николай учился с 1942 по 1949 годы. Это были тяжелые послевоенные годы, все силы были направлены на восстановление государства. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы в школе учиться было трудно. В те годы почти не было учебных принадлежностей, тетрадей не было, писали на старых бухгалтерских отчетах и в старых книгах между строк. Чернила готовили сами: настаивали сажу, выжимали свекольный сок, но его хватало всего на два-три дня, потом он становился как кисель, и писать им было невозможно. У некоторых детей да же не было одежды, обуви, чтобы ходить в школу. Но было огромное желание учиться, потому что все были рады Великой Победе, всем хотелось счастья, хорошей жизни.
Александра Николаевна и Николай Маркович воспитали трех сыновей, дали им хорошее образование.
Мой папа Виктор самый старший из братьев он в 1973 году окончил восемь классов, в эти годы Ламенская школа была восьмилетней, поступил учиться в 9 и 10 класс Голышмановской школы №1. Потом были годы учебы в Тюменской сельскохозяйственной государственной академии, работал главным инженером и был Главой сельской администрации, сейчас работает в РЭСе. Я очень люблю своего папу. Мы с ним замечательно отдыхаем, катаемся на велосипедах, читаем книги, что-нибудь мастерим. У папы два брата: Владимир 1961 года рождения, недавно они переехали в поселок Голышманово, дядя Вова работает в РЭСе инженером-электриком, его жена Ирина Анатольевна работает завучем в Голышмановской школе № 2, у них двое детей Владимир 1988 года рождения после окончания ТСХГА живет и работает в г.Тюмени; Надежда 1990 года, уже заканчивает в Тюменский нефтегазовый университет, дядя Николай 1970 года рождения с семьей проживает в пригороде Тюмени, у них два сына: Вова 1992 года (ныне студент ТСХГА) и Сережа 1999 года (учащийся 8 класса). Вот как много у меня родственников. Собрав сведения почти о всех родственниках, я заметила, что в нашем роду некоторые имена повторяются. (Приложение № 3)
1.3 Здесь учились все в моей семье.
В 2013 году Ламенская школа отметила юбилей – 80 лет, значит история школы начинается с 1933 года. В 1933 году была открыта Новогеоргиевская начальная школа, которая находилась в залинейной части поселка Ламенский. В 1934 году организовали еще одну школу на южной стороне поселка, её называли совхозной, так как в это время здесь уже образовался совхоз «Ламенский». До 1960 года в нашем поселке функционировали две школы - Новогеоргиевская и Ламенская, а затем их соединили в одну - Ламенскую восьмилетнюю школу. Ученики занимались в нескольких приспособленных помещениях. На северной стороне поселка было отведено под школу три здания, а на южной - четыре. Это были трудные годы. Детей было много, а помещений не хватало, дети учились в две смены.
В 50-е годы директором школы был Прокопий Николаевич Вакуленко. Семилетку окончили в 1949 году Иванцов Николай Маркович, в 1954 году - Иванцова (Курденко) Александра Николаевна, в 1961 году – Ребещенко Юрий Николаевич.
В сентябре 1963 года директором школы назначают Ивана Никитича Будаева и он до 1972 года руководит школой. В этот период истории школы из моих родственников заканчивают 8 классов: в 1966 году – Ефименко Нина, Дьякова Галина, в 1968 году – Дьяков Юрий, в 1970 году – Дьяков Виктор, в 1972 году – Дьякова Татьяна, в 1973 году – Иванцов Виктор. В 1972 году И.Н. Будаева переводят в Гладиловскую школу директором, а на его место назначают молодого перспективного педагога Александра Андреевича Малюгина. В 1971 году приезжает работать учителем начальных классов и пионерской вожатой Кашкарова Ольга Эммануиловна и работает до 1973 года. Затем вместе с мужем Дьяковым Юрием Макаровичем уезжают в город Омск. В 1978году окончили восемь классов Иванцов Владимир, Дьяков Владимир.
В школе 500 с лишним учащихся, нет ни спортзала, ни столовой, да и самой –то школы как таковой нет. Единое только название – Ламенская восьмилетняя школа. В школьном интернате 120 детей из Малиновки, Подмалиновки, Медвежки, Глубокой, Темной. Поехали Александр Андреевич Малюгин с Михаилом Ильичем Золотухиным, председателем сельского совета, с требованием – построить новую школу в поселке.
Ходили из кабинета в кабинет, рассказывали о бедственном положении школы, доказывали, что новую школу нужно строить незамедлительно, порой даже и требовали. Учащиеся школы, мечтая о новой школе, написали письмо в газету «Пионерская правда». На весенних каникулах пришел ответ из редакции, что письмо пионеров отправлено в адрес Тюменского облисполкома для решения этого вопроса. Решение было принято – весной 1976 года начать строительство новой школы в Ламенке. Школу строили всем миром. Ежедневно на стройке работали учителя и ученики старших классов, складывали на поддоны кирпичи, убирали строительный мусор. Жители села работали по7-8 человек. Люди, с чувством понимания важности строительства, сами шли на стройку.
Новую школу построили за 2 года, сдали школу под ключ в январе 1979 года. Когда шло переселение из старой школы в новую школу, радости не было границ. В новой школе было тепло, светло и очень уютно. Учиться стали в одну смену, особенно радовались тому, что есть спортивный зал, столовая, актовый зал, где можно собираться вместе и радоваться выступлениям самодеятельных артистов, библиотека. В новой школе учились и окончили десять классов: в 1987 году Иванцов Николай.
С 1985 года Алла Леонидовна Дьякова (Черепанова, жена Дьякова Владимира Макаровича) работает школьным библиотекарем и учителем изобразительного искусства. С 1991 по 1993 годы пионерской вожатой работала Иванцова Вера Витальевна (жена Иванцова Николая Николаевича).
В 1995 году окончил одиннадцать классов мой дядя - Дмитриев Сергей Николаевич, в 2001 году – Иванцов Станислав Викторович, в 2002 году окончила 11 классов Дьякова (Мулинцева) Ирина Владимировна, в 2006 году окончили 11 классов Дьякова Марина Владимировна, Иванцов Владимир Владимирович с ними вместе до 2003 года учились Иванцовы Ольга Викторовна и Маргарита Викторовна. До 2005 года учился Иванцов Владимир Николаевич. В 2008 году окончила школу Иванцова Надежда Владимировна, в 2011 году – мой брат Ярослав.
Из всех родственников в Ламенской школе:
учились - 22
учится -1
работали – 3
работают – 2
Итого – 28 человек.
Заключение.
В ходе работы по составлению родословной мне удалось достичь поставленных целей и решить намеченные задачи. Проделанная работа обогатила мои знания о личной жизни членов семьи, познать взаимосвязь членов семьи внутри рода и, наконец, значительно расширила мои представления о генеалогии.
Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.
Много узнали о профессиях наших родственников, о датах и годах рождения. В будущем планирую составить календарь дней рождения, чтобы вовремя поздравить своих родных и близких.
Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.
На примере моей семьи я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту.
Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе.
Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.
Пролистав все семейные альбомы я составила презентацию «Моя родословная». (Приложение)
Я узнала много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение, многое узнала о своих корнях, многое для меня было ново. Интересно то, что много членов моей семьи связаны с историей школы, повторяется много имен.
И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должна сохранить и преумножить заслуги моего рода.
Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.
Литература
- Сайты Интернета
- Материалы краеведческого музея Ламенской школы
- Семейный архив
Список имен
Женские имена
Алла
Александра -2
Анастасия
Арина -2
Вера
Галина
Евдокия
Екатерина
Ирина-4
Маргарита
Марина
Надежда-2
Наталья -2
Нина
Ольга-2
Светлана
Татьяна-2
Мужские имена
Анатолий
Владимир -6
Виктор -2
Георгий
Дмитрий
Константин
Кузьма
Макар
Марк
Николай -3
Олег
Сергей -3
Станислав
Юрий -2
Ярослав