Биология. 5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:

-Закон РФ « Об образовании»

-ФГОС ООО

-Фундаментальное ядро содержания общего образования

-Примерной программы по биологии

Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.

 - Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

- Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-11 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)

- Методические пособия:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2014 г

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

Цели программы:

- обеспечить  ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы     

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» - 5-й класс – 1 час в неделю (35 часов, из них 3 резервных часа).

Планируемые результаты изучения курса биологии

Личностными результатами являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

перечислять отличительные свойства живого;

различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений   (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 определять основные органы растений (части клетки);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные     и цветковые);

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Раздел

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться:

 

Живые организмы

характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы; осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Содержание курса биологии.

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в при­роде и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Тематическое планирование  5 класс 34часа (1ч в неделю)

Наименование темы

Количество часов

Основные виды деятельности

Количество контрольных мероприятий

1

Биология — наука о живом мире

10

Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Различать и описывать методы изучения живой природы. Обсуждать способы оформления результатов исследования. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и малых группах.

2 лабораторные работы

2

Многообразие живых организмов

11

Называть основные таксоны классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называть отличительные особенности организмов разных царств, знать их значение в природе и жизни человека. Распознавать организмы разных царств живой природы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений.

2 лабораторные работы

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле, приводить примеры обитателей различных сред. Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Анализировать рисунки учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Распознавать и характеризовать природные зоны России. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

-

4

Человек на планете Земля

5

Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности  предков человека. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул. Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

1 экскурсия

 

Итого

34

 

4 лабораторные работы

1 экскурсия

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ п/п

 

 

 

Дата

 

Тема

урока

 

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

 

 

 

Формируемые УУД

 

Форма

контроля

Тип урока

По плану

По

факту

личностные

метапредметные

предметные

 

1.

 

 

Биология – наука о живом

мире (10 часов)

Наука о живой природе

 

Беседа, работа

 с текстом,

гербариями,

 влажными

препаратами

 

 

 

 

 

Мотивация

обучения

 

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Познавательные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

называть разделы биологии

 

 

 

п.1

вопросы

с.7

2.

 

 

Свойства живого

Беседа, работа с

текстом,

иллюстрациями

 

Составление схем

 

Осознавать

единство и целостность окружающего

мира

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

Познавательные -смысловое чтение текста учебника.

Коммуникатив-ные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

Перечислять отличительные свойства живого

Тест

п.2

вопросы с.12

рис. или загадки

3.

 

 

Методы изучения природы

Беседа, работа

с текстом,

иллюстрациями, лабораторным оборудованием

 

 

 

 

Оценка

усваиваемого содержания

 

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Познавательные-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение  выполнять письменные задания в группе

Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы

 

п.3, вопросы с.15

запол-

нить табл.

4.

 

 

Увеличительные приборы

Беседа, работа с

текстом, лупой и

микроскопом

 

 

 

Осознавать возможность познаваемости окружающего

 мира

Регулятивные- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные- вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные-

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Знать устройство лупы и светового микроскопа

 

п.4, вопросы с.18

 

5.

 

 

Лабораторная работа № 1. Изучение строения увеличительных приборов.

Работа с лупой и

 микроскопом,

приготовление

препаратов

 

 

 

 

Оценка содержания материала

Регулятивные- целеполагание.

Познавательные - преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

Коммуникативные-

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов

ЛР

повт. п.4

сост.кроссворд

 

6.

 

 

Строение клетки. Ткани.

Беседа, работа с

текстом, с

иллюстрациями,

таблицами

 

 

 

 

Оценка содержания материала.

Регулятивные- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные- поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем

Определять основные типы тканей, части клетки

 

п.5, вопросы с.24,

учить табл.

 

7.

 

 

Лабораторная работа № 2. Знакомство с клетками растений.

Работа с увеличи

тельными прибо

рами, приготовле

ние микропрепа

ратов

 

 

 

 

 

 

Осознавать единство и целостность окружающего мира

Регулятивные- целеполагание.

Познавательные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов

ЛР

Повт. п.5

 

8.

 

 

Химический состав клетки.

Беседа, работа с

 текстом, с иллю

страциями, демо

нстрационный

опыт

 

 

 

Составление схем

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

 

Регулятивные-контроль и оценка деятельности.

Познавательные- построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

 

Объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке

 

п.6, вопросы с.27

дом.эксперимент

 

9.

 

 

Процессы жизнедеятельности клетки.

Беседа, работа с

текстом,

с иллюстрациями

 

заполнение

 таблицы

 

 

 

 

Осознавать единство и целостность окружающего мира

Регулятивные-

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные-установление-причинно-следственных связей.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Понимать смысл биологических терминов

 

 

п.7, вопросы с.32

повт.п.1-6

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачет по теме «Биология – наука о живом мире».

Выполнение кон

трольных зада

ний

 

 

 

 

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Понимать смысл биологических терминов;

 знать основные типы тканей, части клетки, вещества клетки

зачет

 

 

 

 

 

11.

 

 

Многообразие живых организмов (11 часов)

 

 

Царства живой природы.

 

 

Беседа, работа с

текстом, с иллю

страциями, со

ставление схем

Мультимедиа

-урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

 

 

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Познавательные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение.

 

 

Различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные; грибы, растения, животные)

 

 

 

п.8, вопросы с.38

учить термины

 

12.

 

 

Бактерии. Строение и жизнедеятельность.

Беседа, работа с

текстом, с иллю

страциями

 

 

 

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

 

Регулятивные-контроль и оценка деятельности.

Познавательные- поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.

Коммуникативные-

формировать умения слушать и понимать речь других людей.

Объяснять строение и жизнедеятельность бактерий

 

п.9, 10 вопросы с.42,45

нарисо-вать рис.

 

13.

 

 

Растения.

Беседа, работа с

 текстом, с иллю

страциями, герба

риями

 

 

 

 

Мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

 

 Регулятивные-

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Различать (по таблице) основные группы растений  

СР

п.11, вопросы с.51

составить кросс-ворд

 

14.

 

 

Лабораторная работа

№ 3. Знакомство с внешним строением растения.

Работа с биоло

гическими

объектами

 

 

 

Оценка содержания материала

Регулятивные- целеполагание.

Познавательные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Определять основные органы растений

ЛР

Повт. устройство микроскопа

 

15.

 

 

Животные.

Беседа, работа с

текстом, с

иллюстрациями,

таблицами,

влажными

препаратами

 

 

 

 

 

 

 Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Познавательные-

вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Определять роль в природе различных групп животных

 

п.12, вопросы с.56

 

16.

 

 

Лабораторная работа

№ 4. Наблюдение за передвижением животных.

Работа с биологи

ческими объек

тами и микро

скопом

 

 

 

 

Оценка содержания материала

Регулятивные- целеполагание.

Познавательные-поиск и выделение информации.

Коммуникатив-ные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Определять значение движения для живых организмов

ЛР

Дом.

Экспе-римент

17.

 

 

Грибы.

Беседа, работа с

 текстом, с иллю

страциями

 

 

 

Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Познавательные-анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Объяснять способы питания грибов

 

п.13, вопросы с.60

 

18.

 

 

Многообразие и значение грибов

Беседа, работа с

текстом, с иллю

страциями, колле

кциями, гербарии

ями

 

 

заполнение

 таблицы

 

 

 

 

 

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Регулятивные-составлять (в группе) план решения проблемы.

Познавательные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека, различать съедобные и ядовитые грибы своей местности.

 

 

 

п.14, вопросы с.65

нарисо-вать рис.

 

19.

 

 

Лишайники.

Беседа, работа с

 текстом, с иллю

страциями, герба

риями, составле

ние плана

 

 

 

 

 

Оценка содержания материала

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Познавательные– анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.

 

Объяснять строение и жизнедеятельность лишайников

СР

п.15, вопросы с.69

 

20.

 

 

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Беседа, работа с

 текстом, с иллю

страциями, герба

риями, коллек

цииями, заполне

ние таблицы

 

 

 

 

 

 

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

 

Общеучебные- поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации Познавательные- установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

Определять роль в природе и жизни человека различных групп организмов

 

п.16, вопросы с.73-74

 

21.

 

 

Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов».

 

Выполнение кон

трольных зада

ний

 

 

 

 

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов, понимать смысл биологических терминов

КР

 

 

 

 

22.

 

 

Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

 

Среды жизни планеты Земля.

 

 

 

Беседа, работа с текстом, с иллюстрациями, биологическими объектами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация обучения

 

 

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Познавательные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

 

 

 

Сравнивать среды жизни

 

 

 

 

п.17, вопросы с.77, учить таблицу

 

23.

 

 

Экологические факторы среды.

Беседа, работа с

текстом, с иллю

страциями, соста

вление плана

 

 

 

 

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

 

Регулятивные- составление плана последовательности действий

Познавательные–выбор оснований для сравнения и классификации объектов.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Характеризовать факторы неживой и живой природы

 

п.18, вопросы с.81

 

24.

 

 

Приспособления организмов к жизни в природе.

Беседа, работа с

 текстом, с иллю

страциями, герба

риями

 

 

 

 

Осознавать единство и целостность окружающего мира

Регулятивные- составление плана последовательности действий

Познавательные-установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

 

п.19, вопросы с.84

 

25.

 

 

Природные сообщества.

Беседа, работа с

текстом, с иллю

страциями

Составление схем

 

 

 

Осознавать единство и целостность окружающего мира

Регулятивные-целеполагание.

Познавательные–анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные-

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 

СР

п.20, вопросы с.87

 

26.

 

 

Природные зоны России.

Беседа, работа с

 текстом, с иллю

страциями, герб

ариями, геогра

фическими

картами

 

 

 

 

 

 

Осознавать единство и целостность окружающего мира

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Познавательные-анализ объектов с целью выделения признаков,

поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

 

Называть черты приспособленности животных и растений к условиям различных природных зон России

 

п.21, вопросы с.93, заполнить таблицу

 

27.

 

 

Жизнь организмов на разных материках.

Беседа, работа с

текстом, с иллю

страциями, геог

рафической кар

той

Заполнение

таблицы

 

 

 

Осознавать потребность и готовность к самообразованию

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Познавательные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Характеризовать растительный и животный мир различных материков.

 

п.22, вопросы с.98

составить кроссворд

 

28.

 

 

Жизнь организмов в морях и океанах.

Беседа, работа с

 текстом, с иллю

страциями

Соста

вление схем

 

 

Мотивация обучения

Регулятивные-целеполагание.

Познавательные-установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

 

п.23, вопросы с.103-104

 

29.

 

 

Контрольная работа №3 по теме ««Жизнь организмов на планете Земля» (ответы на вопросы с.104-105).

Выполнение кон

трольных зада

ний

 

 

 

 

Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция  (способность к преодолению усилий).

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Характеризовать среды жизни, растительный и животный мир различных материков и природных зон России

 

 

 

 

 

 

30.

 

 

 

Человек на планете Земля

(5 часов).

 

Как появился человек на Земле.

 

 

 

 

Беседа, работа с

 текстом, с иллю

страциями

 

 

 

 

Составление плана

 

 

 

 

 

 

 

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

 

 

Регулятивные-целеполагание.

Познавательные-установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

 

 

 

 

 

Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

 

 

 

 

 

п.24, вопросы с.110

 

31.

 

 

Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты.

Беседа, работа с

текстом, с иллю

страциями

Составление схем

 

 

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Познавательные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Объяснять важность  сохранения биологического разнообразия

 

п.25,26

вопросы с.112, 116

рис.или апплика-ци

32.

 

 

Сохраним богатства живого мира.

Беседа, работа с

текстом, с иллю

страциями, герба

риями

 

 

 

 

Формировать экологическое мышление

Регулятивные-целеполагание.

Познавательные- вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

 

Объяснять важность  сохранения биологического разнообразия

 

п.27 вопросы с.119-120

 

33.

 

 

Контрольная работа №4 по теме «Человек на планете Земля»

 

 

Выполнение кон

трольных зада

ний

 

 

 

 

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Объяснять роль человека в сохранении живого мира планеты

 

 

34.

 

 

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов»

Наблюдения за

 природными яв

лениями

 

 

 

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости

Регулятивные-

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Познавательные-установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Проводить наблюдения в природе, фиксировать результаты, делать выводы

 

Задание на лето

 

 

КР

ЛР

I четверть

0

2

II четверть

1

2

III четверть

1

0

IV четверть

2

0

 Год

4

4

Литература

  1. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
  2. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
  3. М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005
  4. Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006
  5. О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011
  6. Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока» Волгоград. издательство «Учитель», 2013
  7. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
  2. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
  3. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
  4. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
  5. . www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий