Пояснительная записка
Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:
-Закон РФ « Об образовании»
-ФГОС ООО
-Фундаментальное ядро содержания общего образования
-Примерной программы по биологии
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-11 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)
- Методические пособия:
И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2014 г
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.
Цели программы:
- обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;
-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» - 5-й класс – 1 час в неделю (35 часов, из них 3 резервных часа).
Планируемые результаты изучения курса биологии
Личностными результатами являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
перечислять отличительные свойства живого;
различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
определять основные органы растений (части клетки);
объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Раздел |
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться: |
Живые организмы |
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. |
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; выделять эстетические достоинства объектов живой природы; осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. |
Содержание курса биологии.
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Тематическое планирование 5 класс 34часа (1ч в неделю)
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
Основные виды деятельности |
Количество контрольных мероприятий |
1 |
Биология — наука о живом мире |
10 |
Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Различать и описывать методы изучения живой природы. Обсуждать способы оформления результатов исследования. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и малых группах. |
2 лабораторные работы |
2 |
Многообразие живых организмов |
11 |
Называть основные таксоны классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называть отличительные особенности организмов разных царств, знать их значение в природе и жизни человека. Распознавать организмы разных царств живой природы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. |
2 лабораторные работы |
3 |
Жизнь организмов на планете Земля |
8 |
Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле, приводить примеры обитателей различных сред. Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Анализировать рисунки учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Распознавать и характеризовать природные зоны России. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы. |
- |
4 |
Человек на планете Земля |
5 |
Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул. Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. |
1 экскурсия |
|
Итого |
34 |
|
4 лабораторные работы 1 экскурсия |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п
|
Дата |
Тема урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Формируемые УУД |
Форма контроля |
Тип урока |
|||
По плану |
По факту |
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
1. |
|
|
Биология – наука о живом мире (10 часов) Наука о живой природе
|
Беседа, работа с текстом, гербариями, влажными препаратами |
|
Мотивация обучения
|
Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Познавательные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека; называть разделы биологии |
|
п.1 вопросы с.7 |
2. |
|
|
Свойства живого |
Беседа, работа с текстом, иллюстрациями
|
Составление схем
|
Осознавать единство и целостность окружающего мира |
Регулятивные-оценка достижения результата деятельности. Познавательные -смысловое чтение текста учебника. Коммуникатив-ные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме |
Перечислять отличительные свойства живого |
Тест |
п.2 вопросы с.12 рис. или загадки |
3. |
|
|
Методы изучения природы |
Беседа, работа с текстом, иллюстрациями, лабораторным оборудованием |
|
Оценка усваиваемого содержания
|
Регулятивные-контроль и оценка деятельности Познавательные-анализ методов и приемов с целью выделения главного. Коммуникативные- умение выполнять письменные задания в группе |
Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы |
|
п.3, вопросы с.15 запол- нить табл. |
4. |
|
|
Увеличительные приборы |
Беседа, работа с текстом, лупой и микроскопом |
|
Осознавать возможность познаваемости окружающего мира |
Регулятивные- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные- вычитывать все уровни текстовой информации. Коммуникативные- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
Знать устройство лупы и светового микроскопа |
|
п.4, вопросы с.18
|
5. |
|
|
Лабораторная работа № 1. Изучение строения увеличительных приборов. |
Работа с лупой и микроскопом, приготовление препаратов |
|
Оценка содержания материала |
Регулятивные- целеполагание. Познавательные - преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). Коммуникативные- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов |
ЛР |
повт. п.4 сост.кроссворд
|
6. |
|
|
Строение клетки. Ткани. |
Беседа, работа с текстом, с иллюстрациями, таблицами |
|
Оценка содержания материала. |
Регулятивные- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные- поиск и выделение информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем |
Определять основные типы тканей, части клетки |
|
п.5, вопросы с.24, учить табл.
|
7. |
|
|
Лабораторная работа № 2. Знакомство с клетками растений. |
Работа с увеличи тельными прибо рами, приготовле ние микропрепа ратов |
|
Осознавать единство и целостность окружающего мира |
Регулятивные- целеполагание. Познавательные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. |
Пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов |
ЛР |
Повт. п.5
|
8. |
|
|
Химический состав клетки. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями, демо нстрационный опыт
|
Составление схем
|
Мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.
|
Регулятивные-контроль и оценка деятельности. Познавательные- построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
|
Объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке |
|
п.6, вопросы с.27 дом.эксперимент
|
9. |
|
|
Процессы жизнедеятельности клетки. |
Беседа, работа с текстом, с иллюстрациями
|
заполнение таблицы
|
Осознавать единство и целостность окружающего мира |
Регулятивные- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные-установление-причинно-следственных связей. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Понимать смысл биологических терминов
|
|
п.7, вопросы с.32 повт.п.1-6 |
10.
|
|
|
Зачет по теме «Биология – наука о живом мире». |
Выполнение кон трольных зада ний |
|
|
Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Понимать смысл биологических терминов; знать основные типы тканей, части клетки, вещества клетки |
зачет |
|
11. |
|
|
Многообразие живых организмов (11 часов)
Царства живой природы. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями, со ставление схем Мультимедиа -урок |
|
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
|
Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата Познавательные-моделирование с помощью систематических единиц. Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение. |
Различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные; грибы, растения, животные) |
|
п.8, вопросы с.38 учить термины
|
12. |
|
|
Бактерии. Строение и жизнедеятельность. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями |
|
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
|
Регулятивные-контроль и оценка деятельности. Познавательные- поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации. Коммуникативные- формировать умения слушать и понимать речь других людей. |
Объяснять строение и жизнедеятельность бактерий |
|
п.9, 10 вопросы с.42,45 нарисо-вать рис.
|
13. |
|
|
Растения. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями, герба риями |
|
Мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.
|
Регулятивные- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Различать (по таблице) основные группы растений |
СР |
п.11, вопросы с.51 составить кросс-ворд
|
14. |
|
|
Лабораторная работа № 3. Знакомство с внешним строением растения. |
Работа с биоло гическими объектами |
|
Оценка содержания материала |
Регулятивные- целеполагание. Познавательные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. |
Определять основные органы растений |
ЛР |
Повт. устройство микроскопа
|
15. |
|
|
Животные. |
Беседа, работа с текстом, с иллюстрациями, таблицами, влажными препаратами |
|
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды |
Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Познавательные- вычитывать все уровни текстовой информации. Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. |
Определять роль в природе различных групп животных |
|
п.12, вопросы с.56
|
16. |
|
|
Лабораторная работа № 4. Наблюдение за передвижением животных. |
Работа с биологи ческими объек тами и микро скопом |
|
Оценка содержания материала |
Регулятивные- целеполагание. Познавательные-поиск и выделение информации. Коммуникатив-ные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем. |
Определять значение движения для живых организмов |
ЛР |
Дом. Экспе-римент |
17. |
|
|
Грибы. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями |
|
Осознавать потребность и готовность к самообразованию. |
Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Познавательные-анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Объяснять способы питания грибов |
|
п.13, вопросы с.60
|
18. |
|
|
Многообразие и значение грибов |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями, колле кциями, гербарии ями
|
заполнение таблицы
|
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. |
Регулятивные-составлять (в группе) план решения проблемы. Познавательные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека, различать съедобные и ядовитые грибы своей местности.
|
|
п.14, вопросы с.65 нарисо-вать рис.
|
19. |
|
|
Лишайники. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями, герба риями, составле ние плана |
|
Оценка содержания материала |
Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Познавательные– анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.
|
Объяснять строение и жизнедеятельность лишайников |
СР |
п.15, вопросы с.69
|
20. |
|
|
Значение живых организмов в природе и жизни человека. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями, герба риями, коллек цииями, заполне ние таблицы |
|
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
|
Общеучебные- поиск и выделение информации Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации Познавательные- установление причинно-следственных связей. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме |
Определять роль в природе и жизни человека различных групп организмов |
|
п.16, вопросы с.73-74
|
21. |
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов».
|
Выполнение кон трольных зада ний |
|
|
Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов, понимать смысл биологических терминов |
КР |
|
22. |
|
|
Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)
Среды жизни планеты Земля. |
Беседа, работа с текстом, с иллюстрациями, биологическими объектами
|
|
Мотивация обучения
|
Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Познавательные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Сравнивать среды жизни |
|
п.17, вопросы с.77, учить таблицу
|
23. |
|
|
Экологические факторы среды. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями, соста вление плана |
|
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
|
Регулятивные- составление плана последовательности действий Познавательные–выбор оснований для сравнения и классификации объектов. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Характеризовать факторы неживой и живой природы |
|
п.18, вопросы с.81
|
24. |
|
|
Приспособления организмов к жизни в природе. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями, герба риями |
|
Осознавать единство и целостность окружающего мира |
Регулятивные- составление плана последовательности действий Познавательные-установление причинно-следственных связей. Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации |
Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение |
|
п.19, вопросы с.84
|
25. |
|
|
Природные сообщества. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями |
Составление схем
|
Осознавать единство и целостность окружающего мира |
Регулятивные-целеполагание. Познавательные–анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
|
СР |
п.20, вопросы с.87
|
26. |
|
|
Природные зоны России. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями, герб ариями, геогра фическими картами |
|
Осознавать единство и целостность окружающего мира |
Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Познавательные-анализ объектов с целью выделения признаков, поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
|
Называть черты приспособленности животных и растений к условиям различных природных зон России |
|
п.21, вопросы с.93, заполнить таблицу
|
27. |
|
|
Жизнь организмов на разных материках. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями, геог рафической кар той |
Заполнение таблицы
|
Осознавать потребность и готовность к самообразованию |
Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Познавательные-поиск и выделение информации. Коммуникативные- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
Характеризовать растительный и животный мир различных материков. |
|
п.22, вопросы с.98 составить кроссворд
|
28. |
|
|
Жизнь организмов в морях и океанах. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями |
Соста вление схем
|
Мотивация обучения |
Регулятивные-целеполагание. Познавательные-установление причинно-следственных связей. Коммуникативные- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение |
|
п.23, вопросы с.103-104
|
29. |
|
|
Контрольная работа №3 по теме ««Жизнь организмов на планете Земля» (ответы на вопросы с.104-105). |
Выполнение кон трольных зада ний |
|
|
Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция (способность к преодолению усилий). Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Характеризовать среды жизни, растительный и животный мир различных материков и природных зон России |
|
|
30. |
|
|
Человек на планете Земля (5 часов).
Как появился человек на Земле. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями |
Составление плана
|
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
|
Регулятивные-целеполагание. Познавательные-установление причинно-следственных связей. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
|
Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение |
|
п.24, вопросы с.110
|
31. |
|
|
Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями |
Составление схем
|
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды |
Регулятивные-постановка целей и задач обучения. Познавательные-поиск и выделение информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Объяснять важность сохранения биологического разнообразия |
|
п.25,26 вопросы с.112, 116 рис.или апплика-ци |
32. |
|
|
Сохраним богатства живого мира. |
Беседа, работа с текстом, с иллю страциями, герба риями |
|
Формировать экологическое мышление |
Регулятивные-целеполагание. Познавательные- вычитывать все уровни текстовой информации. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.
|
Объяснять важность сохранения биологического разнообразия |
|
п.27 вопросы с.119-120
|
33. |
|
|
Контрольная работа №4 по теме «Человек на планете Земля»
|
Выполнение кон трольных зада ний |
|
|
Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Объяснять роль человека в сохранении живого мира планеты |
|
|
34. |
|
|
Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов» |
Наблюдения за природными яв лениями |
|
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости |
Регулятивные- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Познавательные-установление причинно-следственных связей. Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. |
Проводить наблюдения в природе, фиксировать результаты, делать выводы |
|
Задание на лето |
|
КР |
ЛР |
I четверть |
0 |
2 |
II четверть |
1 |
2 |
III четверть |
1 |
0 |
IV четверть |
2 |
0 |
Год |
4 |
4 |
Литература
- И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
- И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
- М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005
- Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006
- О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011
- Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока» Волгоград. издательство «Учитель», 2013
- В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011
Интернет-ресурсы:
- http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
- http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
- http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
- . www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий