Биология. 7 класс.

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по биологии для средней общеобразовательной школы 7 класс составлена  в соответствии с:

  1. Федеральным компонентом государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от  5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
  2. Приказа Министерства образования  и науки  Российской Федерации от  31.03.2014  года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки от 8.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529);
  3. Программы по  биологии для получения основного  (среднего (полного) общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005г. № 03-1263);
  4. Учебного плана МАОУ «Голышмановская СОШ  №2»;
  5. Рабочие программы по биологии 6 – 11 класс. Издательство: М.: Глобус, 2008 (образовательный стандарт);
  6. Положение о разработке и утверждения рабочих программ уч. предметов и курсов в МАОУ «Голышмановская СОШ №2», утверждено приказом № 91 от 22.08.2016.
  7. Учебник «Биология. Животные», 7 класс, В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2014г.
  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:

В результате изучения биологии ученик должен:

Знать/ понимать

  • Признаки биологических объектов:живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
  • Сущность биологических процессов:обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • Особенностистроения организмов животных разных систематических групп;

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
  • Изучатьбиологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • Распознаватьи описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
  • Выявлятьизменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
  • Сравниватьбиологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • Определятьпринадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);
  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации:находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • - Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • - Оказания первой помощи при укусах животных;
  • - Соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • - Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

 

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО КУРСА

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
         1. Многообразие животных (38ч)

Простейшие (2 ч)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа №1. «Знакомство с многообразием водных простейших».
     

 Многоклеточные животные (36 ч)

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

         Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация видеофильма о жизни и значении плоских червей.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №2. «Знакомство с многообразием круглых червей».

Демонстрация видеофильма о жизни и значении круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
         Лабораторная работа №3. «Внешнее строение дождевого червя».
        Демонстрация видеофильма о жизни и значении кольчатых червей.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №4. «Особенности строения и жизни моллюсков».

Демонстрация видеофрагментов о моллюсках.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №5. «Знакомство с многообразием ракообразных».

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №6. «Изучение представителей отряда насекомых».

Тип хордовые.

Класс ланцетники. Строение, особенности жизнедеятельности. Системы органов.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №7. «Наблюдение за внешним строением рыб».

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

 

Лабораторная работа №8. «Изучение внешнего строения птиц».

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

  1. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (15ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы №9. «Изучение особенностей различных покровов тела».

Лабораторные работы №10. «Наблюдение за способами передвижения животных».

Лабораторные работы №11. «Наблюдение за способами дыхания животных».

Лабораторные работы №12. «Изучение ответной реакции животных на раздражение».

Лабораторные работы №13. «Знакомство с различными органами чувств у животных».

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторные работы №14. «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

  1. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

  1. Биоценозы (4ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на  биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

  1. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

  1. Обобщающий урок. Подведение итогов (1 ч)

 

Тематическое планирование

по _______________биологии                            

(наименование курса)

Учебный год: _____2018-2019______________________

Классы:_______7_______________________

Количество часов по учебному плану ОУ: всего_______68______________,в неделю_________2___________.

Плановых контрольных работ: __________8____________.

Для предметов естественно - научного цикла:

плановых лабораторных работ__10__, практических работ ____-__,экскурсий _4_-__.

Планирование составлено на основе: Программы общеобразовательных учреждений по биологии   (авторы:  В.М.Константинов,    В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко) и рекомендовано Управлением     развития Мин. Образования РФ (2008г.)

                 (программа)

   Учебник «Биология. Животные», 7 класс, В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Москва. Издательский центр «Вентана-    Граф» 2014г.

 

7 класс 68часов (2ч в неделю)

Наименование темы

Количество часов

Основные виды деятельности

Количество контрольных мероприятий

1

Общие сведения о мире животных

4

Выявлять признаки сходства и различия животных и растений. Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека. Использовать  различные  информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

1 экскурсия

2

Строение тела животных

2

Сравнивать клетки животных и растений. Делать выводы о причинах различия и сходства животной и растительной клеток. Характеризовать органы и системы органов животных. Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы.

 

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

4

Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие. Распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Установить взаимосвязь строения и функций организма. Обосновывать роль простейших в экосистемах, в жизни человека. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

1 лабораторная работа

4

Подцарство Многоклеточные

2

Описывать основные признаки подцарства. Распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Установить взаимосвязь строения и функций организма. Обосновывать роль в экосистемах, в жизни человека. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

 

5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

Описывать основные признаки типа. Называть и распознавать представителей на рисунках, фотографиях. Проводить  доказательства более сложной организации. Соблюдать в повседневной жизни санитарно-гигиенические требования с целью предупреждения заражения паразитическими червями. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

2 лабораторные работы

6

Тип Моллюски

4

Описывать основные признаки типа. Называть и распознавать представителей на рисунках, фотографиях. Проводить доказательства более сложной организации. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы по теме. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

1 лабораторная работа

7

Тип Членистоногие

7

Описывать основные признаки типа. Называть и распознавать представителей на рисунках, фотографиях. Проводить доказательства более сложной организации. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Обосновывать необходимость охраны редких исчезающих видов. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы по теме. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем, таблиц.

1 лабораторная работа

8

Тип Хордовые

33

Описывать основные признаки типа. Называть и распознавать представителей на рисунках, фотографиях. Определять систематическую  принадлеж- ность представителей классов. Проводить доказательства более сложной организации. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Обосновывать необходимость охраны редких исчезающих видов. Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы по теме. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем, таблиц. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и группах.

5 лабораторных работ.

2 экскурсии

9

Развитие животного мира на Земле

6

Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле. Раскрывать основные положения учения Ч. Дар вина, их роль в объяснении эволюции организмов. Характеризовать основные этапы эволюции животных. Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных этапов эволюции животных. Характеризовать деятельность живых организмов как преобразователей неживой природы. Составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе. Давать определение понятий: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 7 класса.

1 экскурсия

 

Итого

68

 

10 лабораторных работ

4 экскурсии

 

Календарно-тематическое планирование 7 класс (68 часа, 2 час в неделю)

 

п/п

Тема урока

Дата проведения

урока

Элементы

 содержания

Тип урока

Элементы содержания

УУД

(деятельность учащихся)

Вид контроля

(формы)

Д/З

План

Факт.

Личностные

 

Регулятивные,  Познавательные, Коммуникативные

Предметные

1

2

3

4

5

 

 

6

7

8

9

10

 

Глава 1. Общие сведения о мире животных  (4 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 Зоология - наука о животных.

Краткая история развития зоологии.

 

 

Беседа, рассказ,

работа с текстом учебника,

определениями.

Индивидуальная, фронтальная,

парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 животных в

У природе, об истории

м использования

е животных

 человеком (Пние  выделять нравственный аспект поведения

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение.

 

 

Умение слушать и вступать в диалог (К)

Различать царства животных. Характеризовать различных представителей царства Животные.

Определять предмет науки зоологии. Описывать историю развития науки о животных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли животных в природе, об истории приручения животных человеком (П)

Характеризовать внешнее строение животных
Умение слушать и вступать в диалог(К)

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

 

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли

Знать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Царства живой природы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника

Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Семенные и споровые растения.

Текущий

§1, §5, тер

мины

2.

 Животные и окружающая среда.

Экскурсия № 1. Тема: «Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах».

 

 

Беседа, рассказ.

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия № 1. Тема: «Многообра

Зие живот

ных в природе. Обитание в сообщес

твах».

 

 

§2,

 

3.

Классификация животных и основные систематические группы.

 

 

Рассказ, работа с учебником,

просмотр презентации.

Индивидуальная, фронтальная,

дифференцированно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§3

4.

Влияние человека на животных.

Обобщение по теме: «Общие сведения о мире животных».

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

 учебника,

определениями.

Индивидуальная, фронтальная,

 парная.

 

 

Тестовая проверочная работа по

теме: «Общие сведения о мире животных».

§4

 

Глава 2. Строение тела животных

(2 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Клетка.

 

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

 учебника.

Индивидуальная, фронтальная.

 

 

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии;

овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы).

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта;

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы

Объяснять роль животных в природе. Характеризовать функции органоидов клетки.
Описывать строение клетки.
Устанавливать сходство растительной и животной клеток.

Выявлять отличительные признаки тканей.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Объяснять названия тканей по функциям.

Текущий

§6

6.

Ткани, органы и системы органов.

Обобщение по теме: «Строение тела животных».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

 учебника,

определениями.

Индивидуальная, фронтальная,

 парная.

 

 

Тестовая проверочная работа по

теме: «Строение тела животных».

§7

 

Глава 3. Подцарство Простейшие

(4 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 Тип Саркодовые и  Жгутиконосцы.

Класс Саркодовые.

 

 

Рассказ, работа с учебником,

просмотр презентации.

Индивидуальная, фронтальная,

дифференцированно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению животного мира.

 

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации.

 

Называть части организма.

Определять типы размножения. Характеризовать представителей класса. Объяснять роль в природе.

Текущий

§8

8.

 Класс Жгутиконосцы.

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Текущий

§9

9.

Тип Инфузории.

Л/р. № 1.

«Строение и передвижение инфузории-туфельки».

 

 

Работа с инструкцион

ными карточками и раздаточным

 материалом.

Индивидуальная, парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/р. № 1. «Строение и передвиже

ние инфузории-туфельки».

§1

10.

 Многообразие простейших. Паразитические простейшие.  НРК

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

 учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Текущий

 

 

§1

 

Глава 4. Подцарство Многоклеточные животные (2ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Тип Кишечно-полостные

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта;

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета).

Объяснять отличия многоклеточных от одноклеточных животных. Определять типы и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Описывать способы распространения на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли животных в природе и жизни человека.

Доклад

§1

12.

 Морские Кишечнополостные.

 

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Текущий

 

 

§1

 

                                Глава 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

 Тип Плоские черви.

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

 учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации.

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

Объяснять роль червей в природе.

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли червей.

Текущий

§1

14.

 Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Текущий

§15

15.

 Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

 

 

Рассказ, работа с учебником,

просмотр презентации.

Индивидуальная, фронтальная,

дифференцированно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§1

16.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетин-

ковые черви.

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Текущий

§1

17.

 Класс Малощетинковые черви.

 

Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

                       НРК

 

 

Работа с инструкцион

ными карточками и раздаточным

 материалом.

Индивидуальная, парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

 

§1

18.

Контрольная работа № 1 по темам: «Простейшие», «Тип Кишечнополостные», Тип Черви».

 

 

Работа с тестовыми заданиями.

 

 

 

 

 

Контроль

ная работа № 1 по темам: «Простейшие», «Тип Кишечнополостные», Тип Черви».

 

 

 Глава 6. Тип Моллюски (4 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.

Общая характеристика типа Моллюски.

 

 

Рассказ, работа с учебником,

просмотр презентации.

Индивидуальная, фронтальная,

дифференцированно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению моллюсков.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Приводить примеры названий различных моллюсков.

Систематизировать их по группам.
Характеризовать единицу систематики — вид.
Осваивать приёмы работы с определителем моллюска.

Объяснять значение в природе.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о моллюсках.

Текущий

§19, вопросы 2, 3. с.90

20.

Класс Брюхоногие моллюски.     

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Текущий

§20, вопрос 3. с.94

21.

Класс Двустворчатые моллюски.

Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».   НРК

 

 

Работа с инструкцион

ными карточками и раздаточным

 материалом.

Индивидуальная, парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

§21, вопросы 2, 3. с.100

22.

Класс Головоногие Моллюски.

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Текущий

§22, вопрос 3. с.104

 

 Глава 7. Тип Членистоногие

(7ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.

Класс Ракообразные.

 

 

Рассказ, работа с учебником,

 просмотр презентации.

Индивидуальная, фронтальная,

дифференцированно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

 

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации.

 

 

Выявлять общие черты строения и развития ракообразных.

Осваивать приёмы работы с определителем ракообразных.

Сравнивать строение. Характеризовать процессы размножения и развития Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта.

 

 

Текущий

§23, вопрос 2. с.110

24.

 Класс Паукообразные

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Текущий

§24, вопрос 3. с.116

25.

 Класс Насекомые.

Л/р № 5«Внешнее строение насекомых».

 

 

Работа с инструкцион

ными карточками и раздаточным

материалом.

Индивидуальная, парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/р №5

«Внешнее строение насекомых».

§25, вопрос 3,4. с.121

26.

Типы развития насекомых и многообразие.

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

 учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Текущий

§26, вопро

с ы1, 2. с.125

27.

 Общественные насекомые - пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.    НРК

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника,

определениями.

Индивидуальная, фронтальная,

парная.

 

 

Текущий

§27, зад.4. с.130

28.

 Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.       НРК

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Текущий

§28, вопросы 2, 3. с.132

29

Контрольная работа № 2 по тема «Тип Моллюски», «Тип Членистоногие».

 

 

Работа с тестовыми заданиями.

 

 

 

 

 

Контроль

ная работа № 2 по тема «Тип Моллюски», «Тип Членистоногие».

 

 

Глава 8. Тип Хордовые (33ч.)

Тема 1. Подтип Бесчерепные (1ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.

 Хордовые. Примитивные формы.

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника.

Индивидуальная, фронтальная

 

 

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии.

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией.

Объяснять причины примитивности.

Приводить примеры.

Аргументировать необходимость бережного отношения к животным.

 

Текущий

§29, вопрос 3. с.140

 

Тема 2. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы  (6 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.

 Рыбы: Общая характеристика и внешнее строение.

Л/р №6«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

 

 

Работа с инструкцион

ными карточками и раздаточным

материалом.

Индивидуальная, парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии.

 

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации.

Объяснять роль рыб в цепи питания.

Обосновывать роль в жизни водоёма.

Сравнивать и различать морских и речных представителей.

Экологические группы растений по отношению к воде.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности рыб к воде разных экологических групп.

Фиксировать результаты исследований.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Л/р №6

«Внешнее строение и особен

ности передвижения рыбы»

§30, вопрос 4. с.144

32.

 Внутреннее строение рыб.

Л/р № 7

«Внутреннее строение тела рыбы».

 

 

Работа с инструкцион

ными карточками и раздаточным

материалом.

Индивидуальная, парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/р №7

«Внутреннее строение тела рыбы».

§31, вопрос ы 3,4. с.149

33.

Особенности размножения рыб.

 

 

Беседа, рассказ.

Работа в группах.

 

 

 

 

Текущий

§32, зад.4. с.152

34.

Основные систематические группы рыб.

 

 

Рассказ, работа с учебником,

 просмотр презентации.

Сообщения.

Индивидуальная, фронтальная,

дифференцированно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§33

сообщения

35.

 Промысловые рыбы. Их использование и охрана.       НРК

 

 

Беседа, рассказ.

Работа в группах.

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§ 34

сообщения

36.

  Контрольная работа №3  по

теме «Класс рыбы».

 

 

Работа с тестовыми заданиями.

 

 

 

 

 

Контроль

ная работа №3  по

теме «Класс рыбы».

 

 

Тема 3. Класс Земноводные, или Амфибии

(5 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.

Среда обитания и строение тела земноводных.

 

 

Рассказ, работа с учебником.

Индивидуальная, фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии (курс зоологии).

 

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лаб.работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

 

Сравнивать особенности строения и размножения земноводных. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли земноводных в природе

Изучать особенности строения.

 

Текущий

§35, вопрос 4. с.166

38.

Строение  и деятельность систем внутренних органов.

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника,

определениями.

Индивидуальная, фронтальная,

парная.

 

 

Текущий

§36, вопрос 4. с.170

39.

 Годовой цикл жизни земноводных и происхождение

 

 

Рассказ, работа с учебником.

Индивидуальная, фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§37, вопрос 3. с.173

40.

Многообразие  и значение земноводных. НРК

 

 

Рассказ, работа с учебником,

просмотр презентации.

Индивидуальная, фронтальная,

дифференцированно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§38, зад. 4. с.176

41.

Контрольная работа №4  по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».

 

 

Работа с тестовыми заданиями.

 

 

 

 

 

Контрольная работа №4  по теме «Класс Земновод

ные, или Амфибии».

 

 

Тема 4. Класс Пресмыкаю

щиеся, или рептилии (5 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.

 Внешнее строение и скелет рептилий.

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

 учебника,

определениями.

Индивидуальная, фронтальная,

 парная.

 

 

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии (курс зоологии).

 

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лаб.работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений.

 

Сравнивать особенности строения и размножения. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли в природе.

Изучать особенности строения.

 

Текущий

§39, вопрос 3. с.181

43.

Внутреннее строение и жизнедеятель

ность пресмыкающихся.

 

 

Рассказ, работа с учебником.

Индивидуальная, фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§40, вопро

с ы 2,3. с.185

44.

Многообразие пресмыкающихся.

                           НРК

 

 

Рассказ, работа с учебником,

просмотр презентации.

Индивидуальная, фронтальная,

дифференцированно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§41, вопрос 3. с.189

45.

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.  Древние пресмыкающиеся.

 

 

Рассказ, работа с учебником.

Индивидуальная, фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§42, вопрос 3. с.193

46.

Контрольная работа №5  по теме « Класс Пресмыкающи

еся, или Рептилии».

 

 

Работа с тестовыми заданиями.

 

 

 

 

 

Контрольная работа №5  по теме « Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».

 

 

Тема 5. Класс Птицы  (7 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

47.

Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц.

 

Л/р № 8«Внешнее строение птицы. Строение перьев».

 

 

Работа с инструкцион

ными карточками и раздаточным

материалом.

Индивидуальная, парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение.

 

Умение слушать и вступать в диалог (К)

Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Животные.

Определять предмет науки зоологии. Описывать историю развития науки о животных

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли животных в природе, об истории использования животных человеком (П)

Характеризовать внешнее строение животных.
Объяснять отличие хищников от травоядных.

Умение слушать и вступать в диалог(К)

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли птиц в природе, об истории приручения птиц человеком (П)

 

 

Знать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Царства живой природы. Места обитания растений. История использования и изучения животных. Наука о животных— зоология.

Внешнее строение, органы.

Л/р № 8

«Внешнее строение птицы. Строение перьев».

§43, вопросы 1, 3. с.198

48.

 Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы.

 

Л/р №9«Строение скелета птицы».

 

 

Работа с инструкцион

ными карточками и раздаточным

материалом.

Индивидуальная, парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/р №9

«Строение скелета птицы».

§44, вопрос 1. с.202

49.

 Внутреннее строение птицы: Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы.

 

 

Беседа, рассказ, работа с текстом

учебника,

определениями.

Индивидуальная, фронтальная,

 парная.

 

 

Текущий

§45, вопрос 4. с.206

50.

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления птиц.

 

 

Рассказ, работа с учебником.

Индивидуальная, фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§46, 47

сообщения

51.

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

 

 

Рассказ, работа с учебником,

просмотр презентации.

Индивидуальная, фронтальная,

дифференцированно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§48, сообщения

52.

Значение и охрана птиц.

Экскурсия № 2. Тема: «Знакомство с птицами парка».

                  

 

 

Беседа, рассказ.

Работа в группах

 

 

 

 

Экскурсия № 2. Тема: «Знаком

ство с птицами парка».

 

§49,

отчет по экскур

сии

53.

Контрольная работа №6  по теме « Класс Птицы».

 

 

 

Работа с тестовыми заданиями.

 

 

 

 

 

Контрольная работа №6  по теме « Класс Птицы».

 

 

Тема 5. Класс Млекопитаю

щие, или Звери

(9 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54.

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

 

 

Рассказ, работа с учебником,

просмотр презентации.

Индивидуальная, фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение

 

 

Умение слушать и вступать в диалог (К)

Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства животные.

Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о животных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли млекопитающих в природе, об истории использования их человеком (П)

Характеризовать внешнее строение млекопитающих.

Знать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Царства живой природы. Места обитания млекопитающих. История использования и изучения животных.

Внешнее строение, органы животных.

 

Сформировать знания о многообразии млекопитающих; раскрыть биологические особенности представителей отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

Текущий

§50, вопрос 2. с.236

55.

 Внутренне строение млекопитающих: опорно - двигательная и нервная системы.

 

Л/р №10

«Строение скелета млекопитающих».

 

 

Работа с инструкцион

ными карточками и раздаточным

материалом.

Индивидуальная, парная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/р №10

«Строение скелета млекопитающих».

§51, вопрос 4. с.239

56.

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

 

 

Рассказ, работа с учебником,

просмотр презентации.

Индивидуальная, фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§52, вопрос 3. с.243

57.

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненны цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих.

 

 

Рассказ, работа с учебником.

Индивидуальная, фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§53, вопрос 2. с.246

58.

Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

 

 

Беседа, рассказ.

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§54, вопрос 2. с.251

59.

Отряды: Ластоногие,  Китообразные, Парнокопытные,

Непарнокопытны, Хоботные

 

 

Беседа, рассказ.

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§55, вопрос 2. с.257

60.

Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.

 

 

Беседа, рассказ.

Работа в группах.

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§56,57

сообщения

 

61.

Значение млекопитающих для человека.

Экскурсия №3 . Тема: «Домашние и дикие звери».

                      НРК

 

 

Беседа, рассказ.

Работа в группах.

 

 

 

 

Экскурсия №3 . Тема: «Домашние и дикие звери».

 

§58,

отчет по экскур

сии

62.

 Контрольная работа №7  по теме «Класс Млекопитаю

щие, или Звери».

 

 

 

Работа с тестовыми

заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №7  по теме «Класс Млекопитающие, или Звери».

 

 

 

Глава 9. Развитие животного мира на Земле (6 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

63.

Историческое развитие животного мира. Доказательства эволюции.

 

 

Рассказ, работа с

текстом учебника.

Индивидуальная, фронтальная,

кооперативно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Ориентация в межличностных отношениях.

Самоопределение.

Сформировать знания о родстве и происхождении основных типов и классов животных, о прогрессивном развитии животного мира.

 

 

 

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе,

познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Сформировать знания о родстве и происхождении основных типов и классов животных, о прогрессивном развитии животного мира.

Умение слушать и вступать в диалог (К)

Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства.

Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации.(П)

Формировать представления об историческом развитии, причинах многообразия и многочисленности животного мира.

 

Осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы

Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лаб.работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений

 

 

Знать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Царства живой природы. Места обитания животных. История изучения животных.

 

 

 

 

 

Называть характерные черты царства животных.

Сравнивать, различные способы и приёмы работы в процессе изучения зоологии. Применять знания о способах размножения в практических целях(с/х)

Наблюдать за животными и  фиксировать результаты.

 

Текущий

§59, вопрос 3. с.274

64.

Основные этапы развития животного мира на Земле.

 

 

Рассказ, работа с

текстом учебника.

Индивидуальная, фронтальная,

кооперативно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§60, вопрос 1. с.281

65.

Современный животный мир – результат длительного исторического развития.

 

 

Рассказ, работа с

текстом учебника.

Индивидуальная, фронтальная,

кооперативно-групповая.

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

§60, вопрос 2. с.281

66.

Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

Экскурсия № 4. Тема: «Сезонные изменения в жизни животных».

 

 

Беседа, рассказ.

Работа в группах.

Сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия № 4. Тема: «Сезонные изменения в жизни животных».

Сообщения

 

отчет по экскур

сии

67.

Итоговая контрольная работа №8  по разделу «Животные» .   

 

 

Работа с тестовыми заданиями.

 

 

 

 

 

Итоговая контроль

ная работа №8  по разделу «Живот

ные» .   

 

68.

Задание  на лето Повторение пройденного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

 

 

Название темы

Кол-во часов

Кол-во конт. р.

Кол-во лаб.раб.

Кол-во экскурсий

 

НРК

 

    1 четверть

16

0

1

1

1

2 четверть

16

3

6

0

5

3 четверть

20

3

3

1

3

4 четверть

16

2

0

2

1

ИТОГО:

68

8

10

4

10