Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии для средней общеобразовательной школы 8 класс составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
- Программы по биологии для получения основного (среднего (полного) общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005г. № 03-1263);
- Образовательной программой НОО МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
- Учебным планом МАОУ «Голышмановская СОШ № 2».
- Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и дисциплин в МАОУ «Голышмановская СОШ №2», утвержденным приказом № 91 от 22.08.2016
- Рабочие программы по биологии 6 – 11 класс. Издательство: М:Глобус, 2008 (образовательный стандарт)
- Используемый учебник: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. «Биология» 8 класс: Учебник .для учащихся общеобразовательных учеб. заведений. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2016
Курс «Человек» продолжает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволят ученикам осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение в данный курс сведений по психологии позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи:
Обучения:
1) привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков, применение элементов разных педагогических технологий, лабораторных работ, нестандартных уроков;
2) создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков;
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, умение распознавать животную клетку, ткани, системы органов, органы через систему лабораторных работ;
-продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у 8 - классников умения сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, составлять план пункта параграфа, аккуратно вести записи в тетради, правильно оформлять лабораторные работы, делать рисунки через монологические ответы на уроках, выполнение домашних, творческих заданий, проектов и особое отношение к работе в тетрадях (проверка ведения тетради раз в четверть с выставлением оценок за ведение в журнал), к сообщениям, выступлениям одноклассников
3) обучить учащихся методам самоконтроля, умение выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности школьников.
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у 8-классников
-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
-эстетических эмоций,
-положительного отношения к учёбе,
- толерантности;
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, презентаций, интерактивных материалов, определение значимости любого урока для каждого ученика.
Воспитания:
- способствовать воспитанию положительной мотивации,
- формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: бережного отношения к своему организму (понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей; выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни), к учебному оборудованию, умение общаться и сотрудничать через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, творческие задания, учебные проекты.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
- Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
3.Содержание курса
Человек и его здоровье
8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
Строение и функции организма (57 часов)
Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиоло-гического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей с помощью микроскопа»
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторная работа № 2 «Появление мигательного рефлекса»
Опорно-двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторная работа № 3 «Микроскопическое строение кости»
Лабораторная работа № 4 «Мышцы человеческого тела»
Лабораторная работа № 5 «Утомление при статической и динамической работе»
Лабораторная работа № 6 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия».
Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
- Лабораторная работа
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Кровеносная и лимфатическая системы
организма (6часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторная работа № 7 «Функции венозных клапанов»
Лабораторная работа № 8 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
Лабораторная работа № 9 «Опыт, показывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».
Дыхательная система (3 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь при отравлении угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторная работа № 10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы.
Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Лабораторная работа № 11 «Действие ферментов слюны на крахмал».
Выделительная система (1 час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторная работа № 12 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».
Покровные органы. Теплорегуляция (4часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Нервная система человека (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторная работа № 13 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»
Анализаторы (4 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа № 14 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
Высшая нервная деятельность. Поведение.
Психика (6часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов, И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения.Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы.Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей неявной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;
двойственных изображений, иллюзий установки;
выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторная работа № 15 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушение старого и образование нового динамического стереотипа»
Лабораторная работа № 16 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».
Железы внутренней секреции(эндокринная система) (1час)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
Индивидуальное развитие организма(5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции.Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность.Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
1 час добавлен в тему «Опорно-двигательная система», так как материал темы очень объемный, все основные вопросы включены в ГИА по биологии, следовательно, требуют более основательной проработки.
Нервная система изучается первой, так как регуляция работы всех систем органов осуществляется ей.
На изучение небольшого по объему материала темы «Общий обзор организма достаточно 1 часа (авторская программа предусматривает 2 часа); а освободившийся 1 час учебного времени используется для проведения обобщающего урока по теме «Строение организма». Авторская программа в большинстве случаев предусматривает слишком объемные названия темы урока. Рационально сократить до лаконичного и логически завершенного варианта.
Итого за год: 68 часов, из них контрольных – 4, лабораторных работ – 10, зачетов- 2, проектов исследований – 3.
4.Тематическое планирование
Предмет биология
Учебный год 2017 – 2018 учебный год
Класс,уровень 8 класс
Количество часов в год 68 часов
Количество часов в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ 5
Лабораторных работ 10
Практических работ 1
Планирование составлено на основе Рабочие программы по биологии 6 – 11 класс. Издательство: М:Глобус, 2008 (образовательный стандарт)
Учебник: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. «Биология» 8 класс: Учебник .для учащихся общеобразовательных учеб. заведений. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2016
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата |
Тема урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты УДД |
Формы контроля |
Тип урока |
|||
по плану |
факти-чески |
||||||||
1.
|
|
|
Тема: Введение (1 час) Науки о человеке, их становление и методы исследования. |
Предметы изучения наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиены, психологии. Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения. |
- Описывать методы изучения человека. -различать предметы изучения наук о человеке. - приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке. - характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке. - пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о лауреатах нобелевской премии в области медицины. |
Фронтальный опрос |
|
||
2
|
|
|
Тема: Происхождение человека (3 часа) Систематическое положение человека |
Рудименты, атавизмы, доказательство животного происхождения человека, систематическое положение человека; антропология;
|
Приводить примеры рудиментов и атавизмов человека.- доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы.- находить черты сходства зародыша человека и животных. |
Самоконтроль |
|
||
3.
|
|
|
Историческое прошлое людей. |
Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. |
- Перечислять характерные особенности предшественников современного человека. - узнавать по рисункам предшественников человека. - называть факторы, способствующие развитию прямохождения. - объяснять влияние факторов на эволюцию человека.
|
Тест на соответствие |
|
||
4. |
|
|
Расы человека. |
Этнография; биологические и социальные факторы эволюции человека. |
-Узнавать по рисункам представителей рас человека. - доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду.
|
Самостоятельная работа |
|
||
5. |
|
|
Строение и функции организма (57 часов) Тема: Общий обзор организма человека (1 час) Общий обзор организма человека. |
Внешняя среда, внутренние органы; внутренняя среда; гормоны; органы; системы органов; уровни организации; полости тела. Значение постоянства внутренней среды организма и факторы его сохранения. |
- Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов. - называть органы человека, относящиеся к определенным системам. - анализировать содержание основных понятий. |
Устный опрос |
|
||
6. |
|
|
Тема: Клеточное строение организма. Ткани (4 часа) Клеточное строение организма. |
Возбудимость; органоиды; развитие; рост; обмен веществ в клетке; деление клетки; свойства клеточной мембраны; |
- Называть органоиды клетки и их функции. -находить соответствие между органоидами и их функциями.
|
Взаимоконтроль |
|
||
7. |
|
|
Ткани. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения ткани». |
Ткань; нервное волокно; основные виды тканей; строение нейрона; свойства нервной и мышечной тканей.
|
- Называть основные группы тканей. - узнавать на немом рисунке виды тканей. - узнавать на немом рисунке виды тканей. - называть функции тканей и структурных компонентов. |
Лабораторная работа. |
|
||
8. |
|
|
Рефлекторная регуляция. |
Рефлекс и его виды; рефлекторная дуга; рецепторы. Виды безусловных рефлексов: пищевые, оборонительные, ориентировочные. |
- Давать определение терминам. -приводить примеры рефлекторных дуг; рефлексов. -чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса.
|
Самостоятельная работа |
|
||
9. |
|
|
Контрольная работа №1 по теме «Строение организма». |
|
|
Контрольная работа №1. |
|
||
10 |
|
|
Тема: Опорно-двигательная система человека (8часов) Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. |
Макроскопическое строение кости. Беседа о правильной осанке. |
-Называть функции опорно-двигательной системы, - описывать химический состав костей, - знать классификацию костей. - уметь показывать на примере строения трубчатой кости связь макро- и микростроения вещества кости. |
Устный опрос. |
|
||
11. |
|
|
Скелет человека. Лабораторная работа №2 «Строение скелета». |
Осевой и добавочный скелет |
- на примере скелета знать сходство человека с млекопитающими животными и их различия, связанные с прямохождением и развитием мозга и трудовой деятельностью человека; - знать причины изменения функции рук в связи с трудовой деятельностью и строение ног связанное прямохождением; - узнавать по немому рисунку строение отделов скелета; |
Лабораторная работа. Инструктаж по технике безопасности. |
|
||
12. |
|
|
Типы соединения костей. |
Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Упражнения для опорно-двигательного аппарата. |
- Различать типы соединения костей; - характеризовать особенности их строения; - находить связь между их строением и функциями. |
Практическая работа |
|
||
13.
|
|
|
Мышцы. Обзор мышц человека. Лабораторная работа №3 «Мышцы, их строение и функции». |
Основные виды мышечной ткани; микроскопическое строение мышечного волокна; свойства мышечной ткани. Основные группы мышц, их расположение в организме. |
- Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. - описывать строение мышц, узнавать расположение скелетных мышц и приводить примеры мышц сгибателей и разгибателей, - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. |
Лабораторная работа. Инструктаж по технике безопасности.
|
|
||
14. |
|
|
Работа скелетных мышц. |
Мышцы -сгибатели и разгибатели. Статическая и динамическая работа. Упражнения для опорно-двигательного аппарата. |
- Называть последствия гиподинамии, - раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. - описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работ на утомление мышц. |
Взаимоконтроль. |
|
||
15.
|
|
|
Осанка. Предупреждение плоскостопия. |
Утомление, осанка, плоскостопие. Степени и факторы нарушения осанки. Корригирующая гимнастика. |
- Использовать приобретенные знания и умениядля: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки. - описывать нарушение осанки различных степеней, называть причины нарушения осанки и развития плоскостопия. |
Устный опрос. |
|
||
16 |
|
|
Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов. |
Повреждения опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих. |
-Использовать приобретенные знания и умения для: соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; оказания первой помощи при травмах. - перечислять повреждения опорно-двигательной системы, - описывать приемы оказания первой медицинской помощи. |
Устный опрос. |
|
||
17 |
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Опорно-двигательная система». |
|
|
Контрольная работа №2. |
|
||
18
|
|
|
Тема: Внутренняя среда организма (3 часа) Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Лабораторная работа №4. «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».
|
Антиген. Антитело. |
- Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма; составляющие крови (форменные элементы); составляющие плазмы; характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. - рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. - сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. |
Лабораторная работа. Инструктаж по технике безопасности. |
|
||
19 |
|
|
Борьба организма с инфекциями. Иммунитет. |
Иммунитет. Антиген |
- Давать определение понятию иммунитет. - называть виды иммунитета. - объяснять проявление иммунитета у человека. - использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. |
Устный опрос. |
|
||
20 |
|
|
Иммунология на службе здоровья. |
Проявления иммунитета. Аллергия. Вакцины и лечебные сыворотки.
|
- Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. - анализировать и оценивать факторов риска для здоровья.- находить в различных источниках биологическую информациюпо проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. |
Самостоятельная работа. |
|
||
21 |
|
|
Тема: Кровеносная и лимфатическая система человека (6 часов) Транспортные системы организма. |
Артерии. Вены |
- Давать определение понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены. - называть признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов. - называть особенности строения организма человека – органы лимфатической системы. |
Фронтальный опрос. |
|
||
22 |
|
|
Круги кровообращения |
Большой и малый круги кровообращения. |
- распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; систему лимфообращения; органы лимфатической системы. - характеризовать: сущность биологического процесса – транспортного веществ; сущность биологического процесса – лимфообращения. - устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов. |
Самоконтроль. |
|
||
23 |
|
|
Строение и работа сердца. |
Автоматизм. |
- Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; строение сердца. - описывать сущность биологического процесса: работу сердца. - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями. |
Самостоятельная работа.
|
|
||
24
|
|
|
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа №5. «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки».
|
Причины движения крови по сосудам. Давление. Пульс. |
- Характеризовать сущность биологического процессов: движения крови по сосудам; регуляция жизнедеятельности организма; автоматизма сердечной мышцы. - объяснять роль гормонов в организме. - использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
Лабораторная работа. Инструктаж по технике безопасности. |
|
||
25 |
|
|
Гигиена ССС. Лабораторная работа №6. «Первая помощь при кровотечениях». Инструктаж по технике безопасности. |
Ударный объем. Гематома. |
- Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. - использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). - анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. - использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах. - находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. |
Лабораторная работа. Инструктаж по технике безопасности. |
|
||
26 |
|
|
Зачет №1 по теме «Кровеносная и лимфатическая системы». |
|
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
|
||
27 |
|
|
Тема: Дыхательная система (3часа) Значение дыхания. Органы дыхательной системы, заболевания дыхательных путей. |
Органы дыхания: дыхательный путь и органы газообмена. Строение и функции. Упражнения дыхательной гимнастики.
|
- Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы. - распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. - характеризовать сущность биологического процесса дыхания. - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. |
Фронтальный опрос. |
|
||
28 |
|
|
Легкие. Легочное и тканевое дыхание.
|
Диффузия газов. Беседа о вреде курения.
|
- характеризовать: сущность биологического процесса дыхания; транспорта веществ. - характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. - устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. - использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. |
Взаимоконтроль. |
|
||
29 |
|
|
Функциональные возможности дыхательной системы. Лабораторная работа №7. «Измерение жизненной емкости легких». Инструктаж по технике безопасности. |
Флюорография. |
- Называть заболевания органов дыхания. - использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). - объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. - анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. - называть приемы оказания первой помощи при отравления угарным газом, спасении утопающего. - использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. |
Самостоятельная работа. Лабораторная работа №9. |
|
||
30 |
|
|
Тема: Пищеварительная система (6 часов) Питание и пищеварение. |
Значение питания. |
- Называть питательные вещества и питательные продукты, в которых они находятся; особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы. - объяснять роль питательных веществ в организме. - характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. - распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения |
Фронтальный опрос. |
|
||
31 |
|
|
Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №8. «Действие слюны на крахмал». |
Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. |
- Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. - характеризовать сущность биологического процесса пищеварения в ротовой полости; Роль ферментов в пищеварении. - описывать и объяснять результаты опытов. - характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. - использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
Лабораторная работа. Инструктаж по технике безопасности. |
|
||
32 |
|
|
Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке. |
Сфинктер. Беседа о необходимости горячего питания школьников. |
- Давать определение понятиям: фермент, безусловный рефлекс, условный рефлекс. - распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. - характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения; Роль ферментов в пищеварении. - описывать и объяснять результаты опытов. - характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. - использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
Устный опрос. |
|
||
33 |
|
|
Функции тонкого и толстого кишечника. Печень. |
Дисбактериоз. Беседа о правильном питании. |
- Давать определение понятию фермент. - распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. - характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения; Роль ферментов в пищеварении. - описывать и объяснять результаты опытов. - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. - анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. |
Тест на соответствие. |
|
||
34 |
|
|
Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. |
Регуляция пищеварения; возбудители желудочно-кишечных инфекционных заболеваний; правила приема пищи; признаки недоброкачественности пищевых продуктов. Беседа «Продукты полезные и вредные для пищеварения» |
- использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; *профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); *оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. |
Взаимоконтроль. |
|
||
35 |
|
|
Зачет №2 по темам «Дыхание», «Пищеварение». |
|
|
Зачет №2. |
|
||
36 |
|
|
Тема: Обмен веществ и энергии (3 часа). Обмен веществ и энергии – основное свойство живого. |
Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен; этапы обмена веществ; |
- Давать определения понятиям: пластический обмен, энергетический обмен, водно-солевой обмен - характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. |
Фронтальный опрос. |
|
||
37 |
|
|
Витамины. |
Витамины, их роль; авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Основные гиповитаминозы; нормы питания и режим питания. |
- Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. - характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. - использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. - находить биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. |
Тест на соответствие. |
|
||
38
|
|
|
Энерготраты человека и пищевой рацион. |
Рацион питания. Нормы питания, режим питания. Калорийность. |
- уметь составлять рационы питания. |
Самостоятельная работа. |
|
||
39 |
|
|
Тема: Мочевыделительная система. Строение и функции почек. |
Органы мочевыделения; Почки; корковое и мозговое вещество; нефрон; фильтрация; образование мочи; функции выделения; предупреждение почечных заболеваний. |
- Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. - распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. - характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы |
Устный опрос. |
|
||
40 |
|
|
Контрольная работа №3 по темам «Обмен веществ», «Покровы тела», «Выделение» |
|
- Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактики вредных привычек.- анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. |
Контрольная работа №3. |
|
||
41 |
|
|
Тема: Покровные органы. Выделение. Теплорегуляция (5часов). Кожа – наружный покровный орган. |
Беседа о правильном уходе за кожей. |
- Называть особенности строения организма человека – кожа. Называть функции кожи. - распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. |
Фронтальный опрос. |
|
||
42 |
|
|
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. |
Кожа; производные кожи. Функции кожи; |
- Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек; оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. - использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. - находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. |
Устный опрос. |
|
||
43 |
|
|
Терморегуляция организма. Закаливание. |
Терморегуляция; закаливание; приемы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях; гигиена одежды и обуви; грибковые и паразитарные болезни кожи, травмы; первая помощь при тепловом и солнечном ударе. |
- Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. - анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. - использовать приобретенные знаниядля соблюдения мер профилактики заболеваний. |
Взаимоконтроль. |
|
||
44 |
|
|
Тема: Железы внутренней секреции (1 час) Роль эндокринной регуляции, функции желез внутренней секреции. |
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны, их действие на внутренние органы.
|
- Называть: особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; железы внешней секреции. - различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. - распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. - давать определение понятию: гормоны. - называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. -характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. - анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. -устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. |
Фронтальный опрос. |
|
||
45 |
|
|
Тема: Нервная система. Анализаторы. (9 часов) Значение нервной системы, строение. Спинной мозг. |
Значение нервной системы; спинной и головной мозг; нервы и нервные узлы; Классификация нервной системы, строение и функции спинного мозга. Беседа о правильной осанке.
|
- Называть: особенности строения нервной системы (отделы, органы); принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы. - распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы, спинного мозга человека. - устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. - давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс. - характеризовать: сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы в организме.- составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса |
Фронтальный опрос. |
|
||
46. |
|
|
Строение головного мозга. Функции среднего мозга. Лабораторная работа №9 «Строение головного мозга» |
Строение и функции головного мозга; Беседа о необходимости соблюдения светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.
|
-Описывать проявление функций нервной системы; - описывать по рисунку и микропрепарату строение и функции строение головного мозга; - распознавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга; - называть функции отделов головного мозга, долей коры больших полушарий. |
Лабораторная работа. Инструктаж по технике безопасности. |
|
||
47. |
|
|
Функции переднего мозга. |
Строение и функции коры головного мозга. |
- Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга; - называть функции отделов головного мозга, долей коры больших полушарий; |
Взаимоконтроль. |
|
||
48. |
|
|
Соматический и автономный отделы нервной системы. |
Рефлекторная регуляция органов и систем органов. соматический и автономный отделы нервной системы; симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. |
-Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервной системы. - давать определение понятиям; - проводить самостоятельный поиск информации. |
Самостоятельная работа. |
|
||
49. |
|
|
Анализаторы. |
Анализаторы и органы чувств; значение анализаторов; Рецептор, проводящие пути, зона коры больших полушарий. |
-Называть структурные компоненты анализатора; -уметь приводить примеры взаимодействия различных анализаторов, контролирующих показания друг друга. |
Устный опрос. |
|
||
50. |
|
|
Зрительный анализатор. Гигиена зрения. |
Зрительный анализатор; положение и строение глаз; строение и функции сетчатки; бинокулярное зрение; гигиена зрения; предупреждение глазных болезней, травм глаза; близорукости и дальнозоркости; коррекция зрения; |
- Описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора; - называть функции структур глаза; -знать причины дальнозоркости и близорукости и меры их предупреждения. -уметь делать физзарядку для глаз. |
Самостоятельная работа. |
|
||
51. |
|
|
Слуховой анализатор. |
Слуховой анализатор; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; гигиена органов слуха. Беседа о гигиене слуха. |
-Знать единство строения зрительного и слухового анализаторов; строение наружного, среднего и внутреннего уха и их функции; - описывать механизм передачи звуковых сигналов; -называть значение слуха для жизни человека; |
Устный опрос. |
|
||
52.
|
|
|
Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса. Лабораторная работа №10 «Кожное чувство». |
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. |
-Описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния и вкуса. |
Лабораторная работа. Инструктаж по технике безопасности. |
|
||
53. |
|
|
Обобщающее повторение по теме «Нервная система». |
|
|
Тест. |
|
||
54. |
|
|
Тема: Высшая нервная деятельность. Поведение и психика (6 часов) Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД. |
Рефлекс. Условный, безусловный рефлекс. Инстинкт. Рассудочная деятельность. Сеченов И.М. , Павлов И.П., Ухтомский А.А. |
- Называть фамилии русских ученых, внесших вклад в учение о ВНД. -характеризовать: суть исследований и открытий И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А.Ухтомского - использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
Взаимоконтроль. |
|
||
55. |
|
|
Врожденные и приобретенные программы поведения. |
Торможение рефлекса. Динамический стереотип; инстинкты; рассудочная деятельность; мышление; память. |
-Познакомиться с видами торможения - давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. - называть принцип работы нервной системы. - характеризовать: особенности работа головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции жизнедеятельности организма. -использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха. |
Самостоятельная работа. |
|
||
56 |
|
|
Сон и сновидения.
|
Сон, его стадии; быстрый, медленный сон. Правила гигиены сна. Беседа о необходимости чередования умственного и физического труда. |
-Характеризовать значение сна для организма человека. -использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
Устный опрос. |
|
||
57 |
|
|
Особенности ВНД человека. Речь, сознание. Познавательные процессы. |
Познавательные процессы человека; сознание, роль речи в познании и труде; внимание; воля; рассеянность. |
-Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память) - называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. -характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. -использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков) |
Устный опрос. |
|
||
58. |
|
|
Воля, эмоции, внимание. |
Внимание, воля, рассеянность, память, эмоции. |
- Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. -характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение. - использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков) |
Самоконтроль. |
|
||
59. |
|
|
Контрольная работа №4 по теме «Высшая нервная деятельность». |
|
|
Контрольная работа №4 |
|
||
60 |
|
|
Тема: Индивидуальное развитие организма (5 часов) Жизненные циклы. Размножение. |
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половые системы. |
-Называть особенности строения женской и мужской половой систем. -распознавать и описывать на таблицах: женскую и мужскую половые системы; органы женской и мужской половой систем. -объяснять причины наследственности. -использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. |
Фронтальный опрос. |
|
||
61 |
|
|
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. |
Образование и развитие зародыша. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. |
- Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. - характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. -объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. -проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. -анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. -использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) |
Взаимоконтроль. |
|
||
62 |
|
|
Наследственные и врожденные заболевания. |
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. |
- Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. - анализировать и оценивать воздействие факторов среды на здоровье. - использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. - проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека. |
Самостоятельная работа. |
|
||
63 |
|
|
Развитие ребенка после рождения. Становление личности. |
Развитие ребёнка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. |
- Характеризовать сущность оплодотворения; формирование зародыша и плода; -знать закон Геккеля-Мюллера -использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) |
Устный опрос. |
|
||
64 |
|
|
Интересы, склонности, способности. |
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. |
- Знать и различать понятия «индивид» и «личность; определить этапы вхождения личности в коллектив; физиологические причины темперамента и основные типы характера человека. |
Взаимоконтроль. |
|
||
65 |
|
|
Годовая контрольная работа |
|
|
Контрольная работа №5. |
|
||
66 |
|
|
Резервное время |
|
|
|
|
||
67 |
|
|
Резервное время |
Выбор темы исследовательской работы. Составление плана и выбор стратегии. |
|
|
|
||
68 |
|
|
Резервное время |
|
|
|
|
||