Биология. 10 класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного полного общего образования по биологии и Примерной  программы основного полного общего образования по биологии (Дрофа, 2010г), а также программы «Природоведение. Биология. Экология (под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана-Граф, 2009).

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.

Программа является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н.Пономаревой, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии».

Программа для 10 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного) образования, и с учетом дифференциации содержания биологического образования.

Раскрытие учебного материала в курсе «Общая биология» проводиться по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни.

Программа по биологии построена на гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов.

Обучение по биологии в 10 классе ведется по учебнику: «Биология. Базовый уровень: 10 класс» /Под ред. И.Н. Пономаревой. – М. 2010 (Вестник образования России №5, 2010г)

Цели и задачи курса:

Цели:

освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира, о строении, многообразии и особенностях биосистем, о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.

ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии).

овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой, оценивать свои действия по отношению к окружающей среде.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке.

Задачи:

формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Рабочей программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ -  3 (в форме тестирования в формате ЕГЭ);

- лабораторных работ – 3.

Тематика и количество лабораторных и практических работ,  соответствуют  примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Лабораторные работы будут проводиться при изучении нового материала. При их проведении будет усилено внимание к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников через  организацию  исследовательской, а не репродуктивной деятельности, что определяется представленными в стандарте личностноориентированным, деятельностным и практикоориентированным подходами в методике преподавания курса биологии. Такой организации проведения лабораторных работ способствует и то, что учащимся  знакомо содержание, которое изучалось ими на предыдущей ступени образования.

 

Формы и методы проведения промежуточной аттестации знаний учащихся:

           Изученный материал на уроке - устный опрос учащихся, самостоятельные письменные работы,  выполнение индивидуальных заданий. Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено проведение биологических диктантов и тестов

            Изученные темы -  контрольные работы по темам.

            Оценки  по итогам  триместров.

            Для формирования необходимой тестовой культуры будущих выпускников и мониторинга их обученности  запланировано проведение итоговой контрольной работы в формате ЕГЭ (Стат Град).

 

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:

 

           В результате обучения учащиеся должны:

характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; происхождение человека  и движущие силы антропогенеза; закономерности эволюции; основные царства органического мира; организм как биосистему; половое и бесполое размножение организмов; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; ген и генетический код; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров;

сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы  и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез  белка и фотосинтез; РНК и ДНК;

обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; роль закона генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;

применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;

владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.

Содержание учебной программы

 

Тема раздела

Кол-во часов

лабораторные

работы

экскурсии

1.

Введение в курс общей биологии

6

-

-

2.

Биосферный уровень организации жизни

8

 

1

3.

Биогеоценотический уровень организации жизни

7

1

-

4.

Популяционно-видовой уровень организации жизни

10

2

-

5

Резерв

3

-

-

Всего:

34

3

1

 

Контроль уровня обученности

Перечень контрольных работ

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Контрольная работа №1 «Биосферный уровень организации жизни».

1

2

Контрольная работа №2 «Биогеоценотический уровень организации жизни»

1

3

Контрольная работа №3 «Итоговая в системе Стат Град»

1

Перечень лабораторных работ

 

 

 

Тема

1.

Лабораторная работа № 1 «Определение пылевого загрязнения воздуха»

2

Лабораторная работа № 2.  «Исследование черт приспособленности  растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

3

Лабораторная работа № 3.  «Изучение морфологических  критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных»

Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе».

 Календарно-тематическое планирование.


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Методы

Формы

Формируемые УУД

 

Домашнее задание

По плану

По факту

 

ТЕМА 1. Ведение в курс общей биологии; 6 часов

1.

 

 

Содержание и структура курса общей биологии.

урок изучения нового материала

словесно-наглядные репродуктивные

Групповые индивидуальные

познакомить с содержанием и построением курса общей биологии

§1

2.

 

 

Основные свойства жизни

Комбинированный

словесно-наглядные репродуктивные

Групповые индивидуальные

охарактеризовать свойства живой материи

§2

3.

 

 

Структурные уровни организации жизни

Комбинированный

словесно-наглядные

Групповые индивидуальные

охарактеризовать структурные уровни организации живого

§3

4.

 

 

Значение практических биологических знаний

Комбинированный

словесно-наглядные репродуктивные проблемные

Групповые индивидуальные

показать основные области применения биологических знаний

§4

5.

 

 

Методы биологических  исследований

Комбинированный

словесно-наглядные репродуктивные проблемные

Групповые индивидуальные

Назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии

§5, стр.18 вопросы

6.

 

 

Живой мир и культура. Семинарское занятие

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

Групповые индивидуальные

проверка и оценка усвоения полученных знаний

§6, стр.24. задания письменно

 

ТЕМА 2. Биосферный уровень организации жизни – 8 часов

7.

 

 

Учение о биосфере.

 

урок изучения нового материала

словесно-наглядные репродуктивные

Групповые индивидуальные

 

ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского

§7

8.

 

 

Происхождение вещества

Комбинированный

словесно-наглядные

Групповые индивидуальные

раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы

§8

9.

 

 

Биологическая эволюция в развитии биосферы

Комбинированный

словесно-наглядные репродуктивные

Групповые индивидуальные

раскрыть функции живых организмов в биосфере

§8

10.

 

 

Биосфера как глобальная экосистема

Комбинированный

словесно-наглядные частично - поисковые

Групповые индивидуальные

раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере

§9

11.

 

 

Круговорот веществ в природе

Комбинированный

словесно-наглядные частично - поисковые

Групповые индивидуальные

Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема

§11

12.

 

 

Человек как житель биосферы.

Комбинированный

словесно-наглядные частично -поисковые

Групповые индивидуальные

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы

§12

§14

13.

 

 

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

Комбинированный

словесно-наглядные

Групповые индивидуальные

раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни

§13

14

 

 

Экологические факторы и их значение. Контрольная работа №1

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

Групповые индивидуальные

проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу

§15 стр.73 вопросы и задания

 

ТЕМА 3. Биогеоценотический уровень организации жизни – 7 часов

15

 

 

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

урок изучения нового материала

словесно-наглядные репродуктивные

групповые индивидуальные

раскрыть сущность понятия биогеоценоза

§16

16

 

 

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

Комбинированный

словесно-наглядные репродуктивные

Групповые индивидуальные

дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема»

§17

17

 

 

Строение и свойства биогеоценоза

Комбинированный

словесно-наглядные репродуктивные

Групповые индивидуальные

раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза

§17 повторить

18

 

 

Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №1 «Исследование черт приспособленности  растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

Комбинированный

словесно-наглядные репродуктивные

Групповые индивидуальные

показать многообразие связей в биогеоценозе

§18

19

 

 

Причины устойчивости биогеоценозов

Комбинированный

словесно-наглядные репродуктивные

групповые,

индивидуальные

Устойчивость и динамика  экосистем. Саморегуляция в экосистеме

§19-20

20

 

 

Зарождение и смена биогеоценозов.

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)

Комбинированный

словесно-наглядные

частично - поисковые

Групповые

индивидуальные

раскрыть понятие сукцессий

раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов.

§21, § 22

21

 

 

Экологические законы природопользования. Контрольная работа №2

Комбиниро-

ванный

словесно-наглядные

репродуктивные

Групповые

индивидуальные

Законы природопользования

§ 23 стр.126 вопросы и задания

 

ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни- 10 часов

22

 

 

Вид, его критерии и структура Л.р.2 «Изучение морфологических  критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных»

 

урок изучения нового материала

словесно-наглядные

репродуктивные

Групповые

индивидуальные

дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии

§24

23

 

 

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

Комбинированный

словесно-наглядные

репродуктивные

Групповые

индивидуальные

дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции

§25

24

 

 

Популяция как основная единица эволюции

Комбинированный

словесно-наглядные

репродуктивные

Групповые

индивидуальные

раскрыть сущность популяции как единицы эволюции

§26

25

 

 

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

Комбинированный

словесно-наглядные

Групповые

индивидуальные

определить видообразование, познакомить со способами видообразования

§27

26

 

 

Этапы происхождения человека

Комбинированный

словесно-наглядные

репродуктивные

Групповые

индивидуальные

ознакомить с этапами эволюции человека

§28

27

 

 

Человек как уникальный вид живой природы

Комбинированный

словесно-наглядные

репродуктивные

Групповые

индивидуальные

познакомить с положением человека в системе живых организмов

§29

28

 

 

История развития эволюционных  идей Современное учение об эволюции

Комбинированный

словесно-наглядные

репродуктивные

Групповые

индивидуальные

раскрыть особенности популяционно-видового уровня жизни

определение синтетической теории эволюции органического мира

 

§30

§31

29

 

 

30

 

 

Результаты эволюции и ее основные закономерности и направления.

 

Комбинированный

словесно-наглядные

репродуктивные

Групповые

индивидуальные

Биологический прогресс и регресс раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

§32

§33

31

 

 

32

 

 

Лабораторная работа №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных»

Особенности популяционно-видового уровня жизни

 

Комбинированный

словесно-наглядные

репродуктивные

индивидуальные

Особенности популяционно-видового уровня жизни

§34

33

 

34

 

 

Всемирная стратегия охраны природных видов

Итоговая контрольная работа №3 в системе Стат Град

Комбинированный

словесно-наглядные

репродуктивные

Групповые

индивидуальные

Проблемы сохранения биологического разнообразия

§35

 

Перечень литературы и средств обучения биологии в 10 классе

 

Библиотечный фонд.

 

Основная учебная литература для учащихся:

Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В.,  - Общая биология. 10класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М.,  Вентана - Граф, 2012

Общая биология. Учебник для 10- 11 классов /Под редакцией акад. Д.К. Беляева, проф. Д.М. Дымшица, М., Просвещение, 2009

Дополнительная  учебная литература для учащихся

Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.

Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.

Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака,  М., Просвещение, 1994.

ЕГЭ. Биология.  КИМы. 2004-2007 годы.

Основная учебная литература для учителя:

Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования:  Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2009(Современное образование).

Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

(Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования:  Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2009 стр.105-115, (Современное образование).

Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования:  Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2009 стр. 31-35, (Современное образование).

Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2009 стр. 8- 15);

Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень)  при планировании изучения предмета 1 час в неделю.

Дополнительная учебная литература для учителя:

Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992

Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984

Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999

Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. М., Просвещение, 1979

Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология  в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001

Мухамеджанов И.Р. - Тесты. Зачеты. Блиц-опросы. Биология. 10-11 классы. М., «ВАКО», 2006

Шалапенюк Е.С., Камлюк Л., Лисов Н. -  Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, М., Айрис – Пресс, 2007.

Пименов А.В. - Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

Вахрушев А.А., Ловягин С.Н. и др. - Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Биология, М., БАЛАСС, 2005.

Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.

ЕГЭ. Биология.  КИМы.

Научно – методические журналы «Биология в школе».

                                                

Средства обучения.

  1. Печатные пособия.

Таблицы:

Биотехнология

Генетика

Портреты ученых биологов

Схема строения клеток живых организмов

Уровни организации живой природы

Информационно – коммуникационные средства:

Мультимедийные программы  (обучающие, тренинговые, контролирующие) по общей биологии.

Электронная библиотека по общей биологии.

  1. Экранно – звуковые пособия:

Видеофильмы:

Методы исследования в биологии

Краткая история развития биологии

Сущность жизни и свойство живого

Уровни организации жизни

Биогеоценозы

методы

  1. Технические средства обучения

Видеомагнитофон

Компьютер мультимедийный

Мультимедийный проектор

Телевизор

Экран проекционный

  1. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

Лупы ручные

Микроскопы школьные

Реактивы и материалы:

Комплект реактивов для базового уровня

  1. Модели

Объемные:

  1. Клеточная мембрана
  2. Клетка
  3. Строение ДНК

Микропрепараты:

  1. Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)

 

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.