Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного полного общего образования по биологии и Примерной программы основного полного общего образования по биологии (Дрофа, 2010г), а также программы «Природоведение. Биология. Экология (под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана-Граф, 2009).
Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.
Программа является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н.Пономаревой, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии».
Программа для 10 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного) образования, и с учетом дифференциации содержания биологического образования.
Раскрытие учебного материала в курсе «Общая биология» проводиться по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни.
Программа по биологии построена на гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов.
Обучение по биологии в 10 классе ведется по учебнику: «Биология. Базовый уровень: 10 класс» /Под ред. И.Н. Пономаревой. – М. 2010 (Вестник образования России №5, 2010г)
Цели и задачи курса:
Цели:
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира, о строении, многообразии и особенностях биосистем, о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии).
овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой, оценивать свои действия по отношению к окружающей среде.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке.
Задачи:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Рабочей программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ - 3 (в форме тестирования в формате ЕГЭ);
- лабораторных работ – 3.
Тематика и количество лабораторных и практических работ, соответствуют примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Лабораторные работы будут проводиться при изучении нового материала. При их проведении будет усилено внимание к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников через организацию исследовательской, а не репродуктивной деятельности, что определяется представленными в стандарте личностноориентированным, деятельностным и практикоориентированным подходами в методике преподавания курса биологии. Такой организации проведения лабораторных работ способствует и то, что учащимся знакомо содержание, которое изучалось ими на предыдущей ступени образования.
Формы и методы проведения промежуточной аттестации знаний учащихся:
Изученный материал на уроке - устный опрос учащихся, самостоятельные письменные работы, выполнение индивидуальных заданий. Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено проведение биологических диктантов и тестов
Изученные темы - контрольные работы по темам.
Оценки по итогам триместров.
Для формирования необходимой тестовой культуры будущих выпускников и мониторинга их обученности запланировано проведение итоговой контрольной работы в формате ЕГЭ (Стат Град).
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:
В результате обучения учащиеся должны:
характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; закономерности эволюции; основные царства органического мира; организм как биосистему; половое и бесполое размножение организмов; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; ген и генетический код; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров;
сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК;
обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; роль закона генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;
применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;
владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.
Содержание учебной программы
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
лабораторные работы |
экскурсии |
1. |
Введение в курс общей биологии |
6 |
- |
- |
2. |
Биосферный уровень организации жизни |
8 |
|
1 |
3. |
Биогеоценотический уровень организации жизни |
7 |
1 |
- |
4. |
Популяционно-видовой уровень организации жизни |
10 |
2 |
- |
5 |
Резерв |
3 |
- |
- |
Всего: |
34 |
3 |
1 |
Контроль уровня обученности
Перечень контрольных работ
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Контрольная работа №1 «Биосферный уровень организации жизни». |
1 |
2 |
Контрольная работа №2 «Биогеоценотический уровень организации жизни» |
1 |
3 |
Контрольная работа №3 «Итоговая в системе Стат Град» |
1 |
Перечень лабораторных работ
№ |
Тема |
1. |
Лабораторная работа № 1 «Определение пылевого загрязнения воздуха» |
2 |
Лабораторная работа № 2. «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» |
3 |
Лабораторная работа № 3. «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных» |
Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе».
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Методы |
Формы |
Формируемые УУД
|
Домашнее задание |
|
По плану |
По факту |
|||||||
ТЕМА 1. Ведение в курс общей биологии; 6 часов |
||||||||
1. |
|
|
Содержание и структура курса общей биологии. |
урок изучения нового материала |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
познакомить с содержанием и построением курса общей биологии |
§1 |
2. |
|
|
Основные свойства жизни |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
охарактеризовать свойства живой материи |
§2 |
3. |
|
|
Структурные уровни организации жизни |
Комбинированный |
словесно-наглядные |
Групповые индивидуальные |
охарактеризовать структурные уровни организации живого |
§3 |
4. |
|
|
Значение практических биологических знаний |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные проблемные |
Групповые индивидуальные |
показать основные области применения биологических знаний |
§4 |
5. |
|
|
Методы биологических исследований |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные проблемные |
Групповые индивидуальные |
Назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии |
§5, стр.18 вопросы |
6. |
|
|
Живой мир и культура. Семинарское занятие |
урок проверки и оценки знаний |
частично - поисковые |
Групповые индивидуальные |
проверка и оценка усвоения полученных знаний |
§6, стр.24. задания письменно |
ТЕМА 2. Биосферный уровень организации жизни – 8 часов |
||||||||
7. |
|
|
Учение о биосфере.
|
урок изучения нового материала |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные
|
ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского |
§7 |
8. |
|
|
Происхождение вещества |
Комбинированный |
словесно-наглядные |
Групповые индивидуальные |
раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы |
§8 |
9. |
|
|
Биологическая эволюция в развитии биосферы |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
раскрыть функции живых организмов в биосфере |
§8 |
10. |
|
|
Биосфера как глобальная экосистема |
Комбинированный |
словесно-наглядные частично - поисковые |
Групповые индивидуальные |
раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере |
§9 |
11. |
|
|
Круговорот веществ в природе |
Комбинированный |
словесно-наглядные частично - поисковые |
Групповые индивидуальные |
Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема |
§11 |
12. |
|
|
Человек как житель биосферы. |
Комбинированный |
словесно-наглядные частично -поисковые |
Групповые индивидуальные |
Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы |
§12 §14 |
13. |
|
|
Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле |
Комбинированный |
словесно-наглядные |
Групповые индивидуальные |
раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни |
§13 |
14 |
|
|
Экологические факторы и их значение. Контрольная работа №1 |
урок проверки и оценки знаний |
частично - поисковые |
Групповые индивидуальные |
проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу |
§15 стр.73 вопросы и задания |
ТЕМА 3. Биогеоценотический уровень организации жизни – 7 часов |
||||||||
15 |
|
|
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни |
урок изучения нового материала |
словесно-наглядные репродуктивные |
групповые индивидуальные |
раскрыть сущность понятия биогеоценоза |
§16 |
16 |
|
|
Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема» |
§17 |
17 |
|
|
Строение и свойства биогеоценоза |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза |
§17 повторить |
18 |
|
|
Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №1 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
показать многообразие связей в биогеоценозе |
§18 |
19 |
|
|
Причины устойчивости биогеоценозов |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
групповые, индивидуальные |
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме |
§19-20 |
20 |
|
|
Зарождение и смена биогеоценозов. Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем) |
Комбинированный |
словесно-наглядные частично - поисковые |
Групповые индивидуальные |
раскрыть понятие сукцессий раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов. |
§21, § 22 |
21 |
|
|
Экологические законы природопользования. Контрольная работа №2 |
Комбиниро- ванный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
Законы природопользования |
§ 23 стр.126 вопросы и задания |
ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни- 10 часов |
||||||||
22 |
|
|
Вид, его критерии и структура Л.р.2 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных»
|
урок изучения нового материала |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии |
§24 |
23 |
|
|
Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции |
§25 |
24 |
|
|
Популяция как основная единица эволюции |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
раскрыть сущность популяции как единицы эволюции |
§26 |
25 |
|
|
Видообразование – процесс увеличения видов на Земле |
Комбинированный |
словесно-наглядные |
Групповые индивидуальные |
определить видообразование, познакомить со способами видообразования |
§27 |
26 |
|
|
Этапы происхождения человека |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
ознакомить с этапами эволюции человека |
§28 |
27 |
|
|
Человек как уникальный вид живой природы |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
познакомить с положением человека в системе живых организмов |
§29 |
28 |
|
|
История развития эволюционных идей Современное учение об эволюции |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
раскрыть особенности популяционно-видового уровня жизни определение синтетической теории эволюции органического мира |
§30 §31 |
29
30 |
|
|
Результаты эволюции и ее основные закономерности и направления.
|
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
Биологический прогресс и регресс раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация |
§32 §33 |
31
32 |
|
|
Лабораторная работа №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных» Особенности популяционно-видового уровня жизни
|
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
индивидуальные |
Особенности популяционно-видового уровня жизни |
§34 |
33
34 |
|
|
Всемирная стратегия охраны природных видов Итоговая контрольная работа №3 в системе Стат Град |
Комбинированный |
словесно-наглядные репродуктивные |
Групповые индивидуальные |
Проблемы сохранения биологического разнообразия |
§35 |
Перечень литературы и средств обучения биологии в 10 классе
Библиотечный фонд.
Основная учебная литература для учащихся:
Пономарева И.Н., Корнилова О.В., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В., - Общая биология. 10класс / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М., Вентана - Граф, 2012
Общая биология. Учебник для 10- 11 классов /Под редакцией акад. Д.К. Беляева, проф. Д.М. Дымшица, М., Просвещение, 2009
Дополнительная учебная литература для учащихся
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.
Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.
ЕГЭ. Биология. КИМы. 2004-2007 годы.
Основная учебная литература для учителя:
Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2009(Современное образование).
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
(Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2009 стр.105-115, (Современное образование).
Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень (Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М., Вентана – Граф, 2009 стр. 31-35, (Современное образование).
Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2009 стр. 8- 15);
Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень) при планировании изучения предмета 1 час в неделю.
Дополнительная учебная литература для учителя:
Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992
Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984
Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999
Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. М., Просвещение, 1979
Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
Мухамеджанов И.Р. - Тесты. Зачеты. Блиц-опросы. Биология. 10-11 классы. М., «ВАКО», 2006
Шалапенюк Е.С., Камлюк Л., Лисов Н. - Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, М., Айрис – Пресс, 2007.
Пименов А.В. - Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
Вахрушев А.А., Ловягин С.Н. и др. - Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Биология, М., БАЛАСС, 2005.
Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.
ЕГЭ. Биология. КИМы.
Научно – методические журналы «Биология в школе».
Средства обучения.
- Печатные пособия.
Таблицы:
Биотехнология
Генетика
Портреты ученых биологов
Схема строения клеток живых организмов
Уровни организации живой природы
Информационно – коммуникационные средства:
Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по общей биологии.
Электронная библиотека по общей биологии.
- Экранно – звуковые пособия:
Видеофильмы:
Методы исследования в биологии
Краткая история развития биологии
Сущность жизни и свойство живого
Уровни организации жизни
Биогеоценозы
методы
- Технические средства обучения
Видеомагнитофон
Компьютер мультимедийный
Мультимедийный проектор
Телевизор
Экран проекционный
- Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
Лупы ручные
Микроскопы школьные
Реактивы и материалы:
Комплект реактивов для базового уровня
- Модели
Объемные:
- Клеточная мембрана
- Клетка
- Строение ДНК
Микропрепараты:
- Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.