Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по музыке для 5-7 классов создана в соответствии с:
1.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 с изменениями от 31.12.2015 г.№1577; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
2.Основной образовательной программой МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
3.Учебным планом ОМАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Ламенская СОШ» на 2018-2019 учебный год;
4.Авторской программы Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка 5-8 кассы.»: программа /Сост.Сергеева Г.П..- М.: Просвещение, 2017
5.Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов в МАОУ «Голышмановская
СОШ №2»
Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природ и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении)
импровизации, драматизации музыкальных произведений музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательной коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.
Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.
В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полноценной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эстетической восприимчивости Формирование основ художественного мышления, дальнейшей развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.
Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуальна творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоен общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, tboрческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
Личностные результаты изучения музыки отражают:
- формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм жанров;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивы предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативного мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения музыки предполагают:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традицияң своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимание интонационно-образной природы музыкально го искусства, средств художественной выразительности;
- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Содержание курса
Основу программы составляет отечественное, зарубежное высокохудожественное музыкальное наследие, современная музыка различных стилей и жанров, духовная (церковная) музыка. В процессе обучения у школьников расширяются представления о музыкальном творчестве отечественных композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский Корсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов Р. К. Щедрин). Учащиеся осваивают стилистику и музыкальный язык М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, И. Ф. Стравинской Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллиной и др.; творчество композиторов-песенников И. О. Дунаевского, А. В. Александрова А. Н. Пахмутовой и артистов эстрады (Л. Утесов); многообразие современной музыкальной жизни (авторская песня, электронная музыка и др.).
Школьники знакомятся с искусством интерпретации на примере выдающихся российских исполнителей (Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Е. В. Мравинский, А. В. Свешников и др.) и музыкальных исполнительских коллективов (Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова, Государственный академический камерный оркестр России, Государственный духовой оркестр России, Биг-бэнд имени О. Лундстрема). Ученики получают общее представление о важнейших центрах российской музыкальной культуры и музыкального образования (Московский международный Дом музыки, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), российских театрах оперы и балета (Большой театр, Мариинский театр).
Ученики продолжают освоение музыки зарубежных композиторов (И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. Ван Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), знакомятся с художественно-образным содержанием творчества Ф. Листа, Ф. Шуберта, Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини, К. Дебюсси, М. Равеля, К. Орфа, А. Шёнберга и др., получают обобщенное представление о джазовом стиле (джаз, спиричуэл, блюз, симфоджаз), его исполнителях и создателях (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Дж. Гершвин). В ходе обучения школьники накапливают знания о выдающихся зарубежных исполнителях (Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, А. Тосканини и др.), всемирно известных театрах (Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон) и др.), разнообразие современной популярной музыки (мюзикл, рок-музыка и ее различные направления, диско-музыка и др.).
Школьники учатся понимать народное поэтическое, песенное и инструментальное музыкальное творчество как часть духовной культуры народа, воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира, ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки. В процессе изучения предмета учащиеся постигают особенности и характерные черты русской народной музыки, различные исполнительские типы художественного общения, осваивают способы обращения композиторов к народному музыкальному творчеству, специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов. Ученики размышляют о духовной музыке русских композиторов, основных средствах ее выразительности и народно-песенных истоках; знакомятся с этнической музыкой и особой формой русского национального музыкального искусства — колокольные звоны.
Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. При этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников распределения учебного материала и времени его изучения.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокал: вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видам искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных литературных образов; общность и различие выразительны средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненно красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь связь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные л трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, элек тронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки различных исторических эпох и стилей, расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, оценка изучаемых музыкальных произведений и явлений современной музыкальной культуры, размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Пение. Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки (классической, народной, современной). Воплощение различных музыкальных образов при разучивании, одноголосной и двухголосном исполнении произведений отечественных и зарубежных авторов. Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, пение основных тем инструментальных произведении. Вокально-творческое развитие (импровизация, разнообразие исполнительских трактовок, интонационная выразительность певческого голоса).
Музыкально-пластическое движение. Пластические средства выразительности в воплощении различных музыкальных образов. Эмоциональное, индивидуально-личностное выражение содержания музыки через искусство пластики. Коллективные и индивидуальные танцевальные импровизации. Создание музыкально-пластических композиций в соответствии с жанровой спецификой исполняемых произведений.
Драматизация музыкальных произведений. Многообразие театрализованных форм музыкально-творческой деятельности. Воспроизведение художественного замысла музыкального спектакля (оперы, мюзикла или их фрагментов), поиск и выбор сценических средств для его осуществления. Средства выразительности различных видов искусства в воплощении эмоционально-образного содержания классических и современных музыкальных произведений.
Музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Музыкально-образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет. Знакомство с электронной музыкой. Элементарные приемы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов, запись и воспроизведение музыкальных произведений. Воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.
В результате освоения предметного содержания курса у школьников совершенствуются общие художественные умения и навыки при воплощении различных музыкальных образов в пении и игре на музыкальных инструментах, импровизации и драматизации, музыкально-пластическом движении и музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции. В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Музыка как вид искусства
Ученик научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Ученик научится:
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов
Ученик получит возможность научиться:
- заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
- воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Ученик научится:
- ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Ученик получит возможность научиться:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников
Тематическое планирование
По музыке_____________________________
(наименование курса)
Учебный год _____2018-2019_______________________________
Классы ___________5-7____________________________________
Количество часов по учебному плану ОУ, всего___34________в неделю____1______
Планирование составлено__ авторская программа Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева «Музыка 5-8 классы»: программа
М.: Просвещение, 2017_______________
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока |
Дата По плану
|
Дата по факту |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения характеристика основных видов деятельности |
Вид контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся |
Раздел 1. Музыка и литература (17 часов) |
||||||||
1 |
|
|
Что роднит музыку с литературой |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства |
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством |
Беседа по теме урока |
Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства |
2 3 4 |
|
|
Вокальная музыка «Россия, Россия…» |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе |
Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов |
Устный опрос Прослушивание музыки |
Исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной, симфонической). |
5 6 |
|
|
Фольклор в музыке русских композиторов |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении |
Выполнение проекта |
Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности |
7 |
|
|
Жанры инструментальной и вокальной музыки |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Беседа по теме урока |
Исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной, симфонической). |
8 9 |
|
|
Вторая жизнь песни |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная |
Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов |
Устный опрос Исполнение песни |
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
|
10 |
|
|
«Всю жизнь мою несу родину в душе...» |
Урок изучения знаний
|
Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла |
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
|
Беседа по теме урока |
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). |
11
12 |
|
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства |
Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке
|
Фронтальный опрос Прослушивание музыки |
Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ритму и др.) музыку выдающихся композиторов прошлого и современности (чувство стиля). |
13 |
|
|
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Взаимодействие музыкальных образов
|
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства
|
Защита проекта |
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет |
14 |
|
|
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет |
Урок получения знаний
|
Взаимодействие музыкальных образов |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства |
Эстетический анализ материала |
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет |
15 |
|
|
Музыка в театре, кино, на телевидении |
Урок изучения новых знаний
|
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды |
Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. |
Прослушивание и обсуждение музыки |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений |
16 |
|
|
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка |
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
|
Защита проекта |
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет |
17 |
|
|
Мир композитора. Обобщающий урок |
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства |
Работать самостоятельно в творческих тетрадях, делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. |
Слушание, исполнение и анализирование музыки |
Правильно воспринимать и анализировать музыку, музыкальные произведения |
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (17 часов) |
||||||||
18 |
|
|
Что роднит музыку с изобразительным искусством? |
Урок изучения новых знаний
|
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
|
Беседа по теме урока |
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства.
|
19 |
|
|
«Небесное и земное» в звуках и красках |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
|
Прослушивание и анализирование музыки |
Исполнять музыкальные произведения различных жанров в соответствии с их интонационно-образным содержанием. |
20
21 |
|
|
«Звать через прошлое к настоящему» |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Разнообразие музыкальных форм |
Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки |
Творческий анализ музыкального произведения |
Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность с позиций красоты и правды |
22 23 |
|
|
Музыкальная живопись и живописная музыка |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
|
Эстетический анализ материала |
Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности |
24 25 |
|
|
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве |
Комбинированный |
Музыкальное искусство: исторические эпохи |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
|
Эстетический анализ материала |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства |
26 |
|
|
Портрет в музыке и изобразительном искусстве |
Урок комплексного применения знаний |
Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. |
Беседа по теме урока |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. |
27 |
|
|
Волшебная палочка дирижера Образы борьбы и победы в искусстве |
Урок комплексного применения знаний |
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
|
Прослушивание музыки, творческое обсуждение |
Исполнять музыкальные произведения различных жанров в соответствии с их интонационно-образным содержанием. |
28 |
|
|
Застывшая музыка |
Урок комплексного применения знаний |
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. |
Прослушивание музыки, творческое обсуждение |
Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл.
|
29 |
|
|
Полифония в музыке и живописи |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанементa capella |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. |
Слушание и исполнение музыки, песен |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений |
30 |
|
|
Музыка на мольберте |
Комбинированный |
Взаимодействие музыкальных образов |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. |
Практическая работа |
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства |
31 |
|
|
Импрессионизм в музыке и живописи |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства |
Беседа по теме урока |
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды
|
32 |
|
|
О подвигах, о доблести и славе... |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. |
Эстетический анализ материала |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений |
33 |
|
|
В каждой мимолетности вижу я миры… |
Урок изучения новых знаний
|
Преобразующая сила музыки как вида искусства. |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Творческий анализ |
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства |
34 |
|
|
Мир композитора. С веком наравне. |
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
|
Слушание и исполнение и анализирование музыки, песен |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ урока |
Дата По плану
|
Дата по факту |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения характеристика основных видов деятельности |
Вид контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся |
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов) |
||||||||
1. |
|
|
Удивительный мир музыкальных образов. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Всеобщность музыкального языка |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Беседа по теме урока |
Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое -уродливое). |
2 |
|
|
Романсы и русские народные песни |
Комбинированный |
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие |
Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации
|
Устный опрос Прослушивание музыки |
Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ритму и др.) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности (чувство стиля). |
3 |
|
|
Два музыкальных посвящения. |
|
Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
|
Устный опрос Прослушивание музыки |
Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов.
|
4 |
|
|
Портрет в музыке и живописи. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
|
Беседа по теме урока |
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства |
5 |
|
|
«Уноси моё сердце в звенящую даль…» |
Урок получения новых знаний |
Взаимодействие музыкальных образов |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Прослушивание и анализирование музыки |
Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность с позиций красоты и правды |
6 |
|
|
Музыкальный образ и мастерство исполнителя |
Комбинированный |
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Беседа по теме урока |
Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности |
7 |
|
|
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. |
Урок формирования новых знаний |
Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
|
Прослушивание и исполнение музыки |
Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.). |
8 |
|
|
Образы песен зарубежных исполнителей |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Взаимодействие музыкальных образов |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства |
Фронтальный устный опрос, слушание и анализирование музыки |
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет |
9 |
|
|
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» |
Урок формирования новых знаний |
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства |
Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке
|
Беседа по теме урока |
Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов.
|
10 |
|
|
Народное искусство Древней Руси. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Творческое анализирование произведений |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов |
11 |
|
|
Русская духовная музыка. |
Урок-беседа |
Образы русской духовной и светской музыки |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
|
Слушание и анализирование музыки |
Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов. |
12 |
|
|
«Фрески Софии Киевской» |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Устный опрос Прослушивание музыки |
Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности |
13 |
|
|
Небесное и земное в музыке Баха. |
Урок формирования новых знаний |
Взаимодействие музыкальных образов |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
|
Устный опрос Прослушивание музыки |
Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов. |
14 |
|
|
Образы скорби и печали |
Урок изучения новых знаний
|
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
|
Беседа по теме урока |
Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации (в импровизации, исполнении музыки и др.). |
15 |
|
|
Фортуна правит миром. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Устный опрос Прослушивание музыки |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений |
16 |
|
|
Авторская песня: прошлое и настоящее. |
Урок-концерт |
Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
|
Слушание, исполнение и анализирование песни |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений |
17 |
|
|
Джаз – искусство 20 века |
Урок формирования новых знаний |
Джаз и симфоджаз |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства |
Слушание, исполнение и анализирование |
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет |
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 часов) |
||||||||
18 |
|
|
Вечные темы искусства и жизни. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды |
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. |
Устный опрос Прослушивание музыки |
Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности |
19 |
|
|
Могучее царство Шопена |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Устный фронтальный опрос Прослушивание музыки |
Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ритму и др.) музыку выдающихся композиторов прошлого и современности (чувство стиля). |
20 |
|
|
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Лирические и драматические, романтические и героические образы и др. |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства |
Устный опрос Прослушивание музыки |
Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов. |
21 |
|
|
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Воплощение единства содержания и художественной формы. |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Устный опрос Прослушивание музыки |
Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ритму и др.) музыку выдающихся композиторов прошлого и современности (чувство стиля). |
22 |
|
|
«Космический пейзаж». |
Интегрированный |
Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Выполнение проекта |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений |
23 24 |
|
|
Образы симфонической музыки. |
Комбинированный |
Музыкальное творчество композиторов академического направления |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
|
Устный опрос Прослушивание музыки |
Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов. |
25 26 |
|
|
Симфоническое развитие музыкальных образов |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Воплощение единства содержания и художественной формы. |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Устный опрос Прослушивание музыки |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений |
27 28 |
|
|
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Устный опрос Прослушивание музыки |
Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ритму и др.) музыку выдающихся композиторов прошлого и современности (чувство стиля). |
29 30 |
|
|
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка |
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства
|
Устный опрос Прослушивание музыки |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений |
31 32 33 |
|
|
Мир музыкального театра. |
Урок комплексного применения знаний |
Информационно-коммуникационные технологии в музыке. |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Практическая работа |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений |
34 |
|
|
Образы киномузыки. Проверочная работа. |
Урок практического применения знаний |
Преобразующая сила музыки как вида искусства |
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
|
Тестирование |
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений |
Календарно- тематическое планирование
7 класс
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту
|
Тема урока
|
Типы уроков |
Элемент содержания
|
Планируемые результаты обучения характеристика основных видов деятельности |
Вид контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся)
|
|
1 |
|
|
Классика и современность.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа |
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. музыка И. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова О.Митяев – «Как здорово» |
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Уметь приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом. |
Устный опрос |
Определять роль музыки в жизни человека. Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).
|
|
2 |
|
|
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. . |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Народно- эпическая образность в творчестве русских композиторов, народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору. Углубление знаний об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты) О.Митяев – «Как здорово» |
Р:готовность учащегося к уроку П: Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена композиторов: М.Глинка, известных исполнителей: Ф.Шаляпин. К: Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. |
Устный опрос |
Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочте- ния в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.
|
|
3 |
|
|
|||||||
4 |
|
|
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольных - князь Игорь, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски). Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты) |
Р:готовность учащегося к уроку Знать/ понимать, что такое классическая музыка, эпическая опера. Понимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы. Л:Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития.. |
устный опрос |
понимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.
|
|
5 |
|
|
|||||||
6 |
|
|
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль. Актуализация знаний о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина. Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты)
|
Р:готовность учащегося к уроку П: Знать/ понимать, что такое балет, известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М. Лиепа, В. Васильев и др. К: Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко, |
Устный опрос |
понимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.
|
|
7 |
|
|
Групповая
|
||||||
8 |
|
|
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства. «Былина о Добрыне Никитиче»; «Александр Невский» С. Прокофьева Опера «Князь Игорь» А. Бородина |
П:Знать, что такое классическая музыка, опера, балет, актуализировать музыкальный опыт, знать историческое прошлое своей Родины. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах различных искусств. Знать имена русских: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин, Б.Тищенко. К: Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития. |
Устный опрос |
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их про- изведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литера- туры и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни. |
|
9 |
|
|
В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля в музыкальном театре. . |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера. Знакомство с музыкой американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. Первая опера в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Использование композитором народных интонаций. Истоки выразительных средств – блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая музыка (оперная и симфоническая). Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты) |
Р:готовность учащегося к уроку П: Знать, понятия- джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений, имена зарубежных композиторов: Дж.Гершвин, его оперное искусство. К: Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития, совершенствовать умения формулировать свое отношение к художественным произведениям, формулировать свою точку зрения Л: владеть своим голосом. |
Устный опрос |
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их про изведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литера- туры и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей |
|
10 |
|||||||||
11 |
|
|
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Знакомство с творчеством французского композитора Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы – выражение сложных эмоциональных состояний, событий. Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты) Образы Хозе и Эскамильо. |
Р:готовность учащегося к уроку П:Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита). Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, совершенствовать Л:навыки самообразования при организации культурного досуга. |
Устный опрос групповая |
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы
|
|
12 |
|
|
|
||||||
13 |
|
|
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение литературного сюжета в балете « Кармен-сюита» Р.Щедрина – это симфонический способ прочтения сюжета драмы П.Мериме. сопоставление фрагментов оперы и балета. • Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (фрагменты) |
Р:готовность учащегося к уроку П: Знать/ понимать: драматургию развития балета, понятие «транскрипция», К: Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства |
Устный опрос |
понимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.
|
|
14 |
|
|
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха. Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова. Духовная музыка русских и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова). «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты |
П:Знать, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев. К:Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. Уметь владеть своим голосом. |
Устный опрос |
понимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.
|
|
15 |
|
|
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития и музыкального языка основных образов рок – оперы « Иисус Христос - суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического жанра оперы с современным исполнением. Просмотр эпизодов из фильма. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Л. Уэббера (фрагменты) |
Р:готовность учащегося к уроку П: Знать, что такое рок- опера, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Знать, что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы, новых произведений в рок-музыке. К: Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер. |
Устный опрос |
понимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.
|
|
16 |
|
|
|
||||||
17 |
|
|
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя.«Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика. «Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя |
Р:готовность учащегося к уроку П:Знать/ понимать: понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека К:Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов. |
беседа |
понимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. |
|
18 |
|
|
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха «Высокая месса» - месса си-минор И. С. Баха Ария из «Высокой мессы» си-минор «Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова |
Р:готовность учащегося к уроку П: Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально – симфонической музыки. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку ( русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки), высказывать Л: личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме. |
устный опрос беседа |
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их про- изведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни |
|
19 |
|
|
|
устный опрос беседа |
|||||
20 |
|
|
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки и Ф.Шуберта. Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини. «Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони |
Р:готовность учащегося к уроку П: Знать понятие «этюд», «транскрипция» особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки. К: Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах. Знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма. |
устный опрос беседа |
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их про- изведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.
|
|
21 |
|
|
|
устный опрос
|
|||||
22 |
|
|
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты в старинном стиле» А.Шнитке. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке. |
Р:готовность учащегося к уроку П: Знать- значение терминов –транскрипция, сюита. К: Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки). Л: Выказывать личностное отношение к произведениям. |
устный опрос
|
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их про- изведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.
|
|
23 |
|
|
|
устный опрос рисунок |
|||||
24 |
|
|
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.
|
Сообщение и усвоение новых знаний. Урок-беседа. |
Углублённое знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма. Соната №8 для фортепиано Л. Бетховена Соната №11 В. Моцарта Соната №2 С. Прокофьева |
Р:готовность учащегося к уроку П: Знать/понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Понимать значение терминов соната, выявлять содержание и идею произведения. |
устный опрос рисунок
|
понимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. |
|
25 |
|
|
|
беседа |
|||||
26 27 28 29 30 |
|
|
Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1 ( «Классическая») С.Прокофьева. Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.
|
Сообщение и усвоение новых знаний. Урок-беседа |
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена. Симфония №43 И. Гайдна Симфония №40 В. Моцарта Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева Симфония №5 Л. Бетховена Симфония №8 Ф. Шуберта Симфония №1 В. Калинникова Симфония №5 П. Чайковского Симфония №7 Д. Шостаковича
|
Р:готовность учащегося к уроку П: Понимать значение терминов – симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. К: Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.
|
|
понимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.
|
|
|
|||||||||
31 |
|
|
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.
|
Сообщение и усвоение новых знаний. Урок-беседа |
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси «Празднества» закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси с темами праздника в творчестве других композиторов. «Празднества» К. Дебюсси |
Р:готовность учащегося к уроку П: Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина». М: Уметь: анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений. |
устный опрос
|
понимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии
|
|
32 |
|
|
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
|
Урок - обзорная лекция. |
История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра на примере « Концерта для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна. |
Р:готовность учащегося к уроку П:Понимать значение термина - инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй. Знать историю создания жанра концерт. К:Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития. |
устный опрос беседа |
понимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
|
|
33 |
|
|
Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.
|
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - обзорная лекция. |
Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз. Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития произведений. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина |
Р:готовность учащегося к уроку П:Знать основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаза. Л:понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; К:Уметь: проводить интонационно-образный анализ, выявлять жанровую принадлежность. |
понимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
|
||
устный опрос
|
|||||||||
34 |
|
|
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер. «Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года.
|
Урок обобщения и систематизации знаний |
Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. Слушание и исполнение произведений в жанрах легкой, популярной музыки (мюзикл) .Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов. |
Р:готовность учащегося к уроку М: Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Л:Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. П:Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. |
Тест |
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их про- изведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литера- туры |