Мировая художественная культура. 10-11 классы

Рабочая программа по МХК в 10-11 классе

( базовый уровень)

1.Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по МХК создана в соответствии с:

  1. приказом Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089 (ред. от 31. 01. 2012г.)  «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования»;
  2. приказом МО и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  3. учебным планом МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Ламенская СОШ» на 2018-2019 учебный год
  4. на основании авторской программы  Г. И. Даниловой «МХК», утверждённой МО РФ (2010г.);
  5. положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов в МАОУ «Голышмановская СОШ №2», утверждённым приказом от 02.09.2013 г. №71;

Используемые учебники:

Г.И. Данилова, Искусство10 класс. 4 издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2018 год.

Г.И. Данилова, Искусство11 класс. 4 издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2018 год.

Общая характеристика учебного предмета

       Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.  В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Программа содержит примерный объём знаний за два года (10-11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

 

Цель  курса :  дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до современности.

 

Задачи:

1.развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;

2.воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;

3.освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

4.овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

5.использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

 

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление  межпредметных  связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности  Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,  универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются: -умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;  -устанавливать несложные реальные связи и зависимости; -оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;  -осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа; -использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; -владеть основными формами публичных выступлений;  -понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; -определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; -осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

 

  1. Учебно-тематический план

 

Усвоение предмета рассчитано на 1 час в неделю –10 кл- 34 часа в год, 11 кл – 33 часа в год

Программа рассчитана на два года 10-11 класс.

Тема

Количество часов

10 класс

11 класс

1

Древние цивилизации

6

 

2

Культура античности

3

 

3

Средние века

10 (9+1)

 

4

Культура Востока

5

 

5

Возрождение

9 (8+1)

 

6

Художественная культура XVII- XVIII в.в

 

12

7

Художественная культура  XIX вв.

 

9

8

Художественная культура XX вв.

 

12

Итого

34

33

 

Распределение учебного времени в течение учебного года

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество

контрольных работ

 
 

I    Четверть

8

1

8

-

 

II   Четверть

8

1

8

1

 

III   Четверть

10

1

10

-

 

IV   Четверть

8

1

8

1

 

Итого в  год

34

 

34

2

 

 

  1. Содержание учебного предмета, курса

Художественная культура первобытного мира.  Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Миф и современность.  Художественная культура Древнего мира.  Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона — примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо — модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).  Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.  Художественная культура Средних веков.  София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Феофан Грек, А. Рублев). Ансамбль Московского Кремля.  Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор — как образ мира. Региональные школы Западной Европы.  Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.  Художественные образы Древнего мира, античности и Средневековья в культуре последующих эпох.  Художественная культура Ренессанса.  Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.  Художественная культура Нового времени.  Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Б. Ф. Растрелли); живопись (П. П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Высший расцвет свободной полифонии (И. С. Бах). Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.Л.Давид, К. П. Брюллов, А. А. Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М. И. Глинка). Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники — И. Е. Репин, В. И. Суриков). Развитие русской музыки во второй поло-вине XIX в. (П. И. Чайковский). Основные направления в живописи конца XIX в.: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген).Художественная культура  XX в. Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, Ф. О. Шехтель). Символ и миф в живописи (М. А. Врубель) и музыке (А. Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В. Е. Татлин, Ш. Э. ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке). Синтез искусств — особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С. М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Л. Уэббер). Рок-музыка («Битлз», «Пинк Флойд»); электронная музыка (Ж. М. Жарр). Массовое искусство. Культурные традиции родного края.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников

      Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельного и ориентированного  на практику подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

     Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания. В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

 

В результате изучения мировой художественной культуры ученик

 должен знать:

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
  • основные средства выразительности разных видов искусства; уметь:
  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы интернета и др.);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах.
  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Программа

« Мировая художественная культура»: Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы . сост. Данилова Г.И. ,М.: Дрофа ,2010.

Учебники

Г.И. Данилова, Искусство10 класс. 4 издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2018 год.

Г.И. Данилова, Искусство11 класс. 4 издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2018 год

Учебно-методические пособия для учителя

Мировая художественная культура. 10-11 классы:  дополнительные материалы к урокам/ авт.-сост. О.Е. Наделяева. – Волгоград: учитель, 2009

Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. –М.:  ООО 2ТИД «Русское слово-РС», 2006

Дидактические материалы, интернет ресурсы

Электронные пособия:

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы» ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи» ЦОР «Мировая художественная культура» http://www.moscowkremlin.ru — «Московский Кремль» http://nesusvet.narod.ru— Иконы. Иконография. Иконопочитание. www.krugosvet.ru— Энциклопедия «Кругосвет». http://russia.rin.ru/— Россия Великая http://vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/cavepaint.html  — Виртуальная экскурсия по первобытной культуре

http://europa.km.ru — Виртуальная Европа http://www.art.ioso.ru— «Искусство»  http://nearyou.narod.ru — Посмотри вокруг (о художниках) www.art.rin.ru — Изобразительное искусство и фотография

www.hermitagemuseum.org — «Эрмитаж» http://www.gumer.info/— Библиотека Гумера

http://www.artclassic.edu.ru  — Коллекция: мировая художественная культура http://www.artyx.ru

 — История искусств http://bashmakov.ru  — игра «Золотое руно» http://www.portal-slovo.ru/rus/art/2898/3183/

 

 

Календарно-тематическое планирование

Планирование  курса МХК. 10 класс.

 

№ урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания (основные понятия)

Перечень ключевых компетенций

Формы контроля

темы творческих проектов и рефератов

Раздел 1. Древние цивилизации(6 часов)

1

1

 

 

Что такое МХК?. Цели и задачи курса. Первые художники Земли

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж).

Знание и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме».  Театр, музыка и танец.

Текущий - эскизы костюма и маски тотема. Стартовый или вводный - сочинение-эссе

"Роль мифа в культуре человека" "Причины возникновения искусства"

2,3

2

 

 

Архитектура Египта

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут.

Рассмотреть основные направления древнеегипетской архитектуры. Знать выдающиеся памятники мировой культуры. Давать собственную оценку.

Индивидуальный опрос. Тематическая письменная работа -  Экскурсия в Долину царей(текст)

"Тайны Египетских пирамид"

4

1

 

 

Изобразительное искусство Египта

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельеф и фрески)

Знать и приводить примеры изобразительного искусства египтян. Знать о канонах в египетском изобразительном искусстве.

Викторина – описание портрета Нефертити

"Скульптурный портрет"

5

1

 

 

Художественная культура Пер Азии.

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Рассказывать и раскрывать собственное видение и представление об архитектуре междуречья, изобразительном искусстве междуречья.

Впечатления от "Эпоса…"(письменная работа)

"Месопотамия"

6

1

 

 

Искусство доколумбовой Америки.

Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан). 

Рассказывать о художественной культуре ацтеков, майя,  об искусстве инков.  Приводить собственные примеры и давать сравнительную характеристику.

текущий - самостоятельная работа. Тематический  -  выполнение эскизов одежды

"Искусство ацтеков"

Раздел 2. Культура античности(3 часа)

7

1

 

 

Золотой век Афин.

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.

Иметь собственное представление о стиле и направлении  в архитектуре Древней  Греции. Давать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней Греции.

сообщение-проект архитектурного сооружения

"Памятники Акрополя"

8

1

 

 

Архитектура Древнего Рима

Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов».

Знать об особенностях и значении древнеримской архитектуры. Рассматривать исторические памятники Рима: Колизей, Пантеон, триумфальные арки. Знать и характеризовать их художественное и архитектурное своеобразие.

рассказ об одном из памятников (письменная работа)

"Прогулка по античному Риму"

9

1

 

 

Театральное искусство Античности

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.

Знать о значении искусства античности в развитии современной культуры.

Описание театра

"Трагедия и комедия Древней Греции"

Раздел 3. Средние века (10 часов)

10

1

 

 

Мир византийской культуры

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Знать особенности и характерные черты Византийской культуры.  Приводить примеры в архитектуре, искусстве мозаики, искусство иконописи, музыке. Уметь сравнивать с культурой  Древней Греции и Рима.

Текущий - индивидуальный опрос по стилям архитектуры

"Храм святой Софии""

11

1

 

 

Архитектурный облик Древ. Руси

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских».

Знать наиболее важные архитектурные постройки Киевской Руси: архитектуру Великого Новгорода, архитектуру Владимиро-Суздальского княжества, архитектуру московского княжества, деревенское зодчество

Сравнительная характеристика - описание Софийского собора в Константинополе и в Киеве

"Шедевры архитектуры Древней Руси"

12

1

 

 

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Уметь выделять из множества архитектурных построек те, которые относятся к данным княжествам. Уметь находить необходимую информацию в дополнительной литературе.

индивидуальный опрос о памятниках

"Путешествие по одному из древнерусских городов"

13

1

 

 

Архитектура московского княжества

Ансамбль Московского Кремля

Знать все архитектурные сооружения Кремля

Викторина по иллюстрациям

Архитектурный ансамбль Московского Кремля

14,

15

2

 

 

Изобразительное искусство Древней Руси

Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Творчество Дионисия. Региональный компонент: фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре.

Знать наиболее интересные произведения творчества русских живописцев:  Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия.

сочинение - эссе по словам Д.С.Лихачёва

"Творчество Андрея Рублёва"

16

1

 

 

Урок обобщения

Защита творческих проектов

 

итоговый К/Р

 

17,

18

2

 

 

Архитектура западноевропейского Средневековья

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира.

Уметь сравнивать архитектурные сооружения романского стиля и раскрыть секреты готического мастерства в архитектуре. Иметь воображение совершить заочное путешествие в замок феодала.

самостоятельная работа по вопросам

"Готический собор - образ мира"

19

1

 

 

Изобразительное искусство средних веков

Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Витражи. Фрески.Мозаика

Уметь рассматривать скульптуры романского и готического стилей. Знать об искусство витража.

тематический - составление словаря терминов

"Витражные  композиции

Раздел 4. Культура Востока (5 часов)

20,

21

2

 

 

Индия – «страна чудес»

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.

Рассматривать шедевры индийского зодчества; искусство живописи; музыкальное и театральное искусство Индии; искусство индийского танца. Делать сравнительный анализ и выводы.

индивидуальный опрос

"Искусство индийского танца"

22

1

 

 

Художественная культура Китая

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры

Рассматривать шедевры китайской архитектуры; скульптуры Китая; жанры китайской живописи. Делать сравнительный анализ и выводы.

иллюстрации китайского пейзажа

"Великая китайская стена"

23

1

 

 

Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Садово-парковое искусство. Гравюра.

Рассматривать шедевры японской архитектуры; садово-парковое искусство; скульптуры нэцкэ; театральное искусство. Делать сравнительный анализ и выводы.

сочинение-эссе "Мои размышления в японском саду камней"

"Устройство японского дома" "Искусство икебаны"

24

1

 

 

Художественная культура ислама.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры

Рассматривать шедевры исламской архитектуры; изобразительное искусство ислама;  своеобразие музыкальной культуры ислама. Делать сравнительный анализ и выводы.

путешествие по Самарканду

"Архитектурные шедевры стран арабского Востока"

Раздел 5. Возрождение (9 часов)

25

1

 

 

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Знать особенности и характерные черты культуры эпохи Возрождения. Давать сравнительную характеристику работам Ф. Брунеллески; скульптурным шедеврам Донателло;

конференция - Сообщения о великих архитекторах

"Архитектурный облик Флоренции"

26,

27,

28

3

 

 

Золотой век Возрождения.

Художественный мир Леонардо да Винчи. Прославленные шедевры художника. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль – «первый среди равных».

Знать особенности творчества Рафаэля. Знать особенности творчества Леонардо да Винчи; Микеланджело. Давать описательную характеристику их произведениям.

Сообщения о художниках

"Загадки "Джоконды"

29

1

 

 

Возрождение в Венеции.

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.

Знать представителей венецианской школы живописи. Уметь описывать художественные произведения Веронезе и Тинторетто. Основные вехи биографии и творчества Тициана.

викторина по иллюстрациям к картинам художников

"Венеция  - культурный центр итальянского Возрождения"

30,

31

2

 

 

Северное Возрождение.

Живопись нидерландских мастеров. Творчество Яна Ван Эйка, Босха. Дюрер – «художник, достойный бессмертия».

Знать представителей нидерландской и немецкой  школы живописи. Уметь описывать художественные произведения Яна Ван Эйка, Босха

Конспектирование (письменная работа)

"Шедевры искусства северного возрождения"

32,

33

2

 

 

Музыка и театр  эпохи Возрождения

Музыкальная культура Возрождения. Итальянская комедия дель арте. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.

Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

индивидуальный опрос

"Театр Шекспира"

34

1

 

 

Урок обобщения

Защита  творческих проектов

 

Заключительный. К/Р

 

 

Календарно-тематическое планирование

Планирование  курса МХК. 11 класс.

 

№ урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания (основные понятия)

Перечень ключевых компетенций

Формы контроля

темы творческих проектов и рефератов

Раздел 1. Художественная культура XVII- XVIII в.в (12 ч)

1

1

 

 

Стилевое многообразие искусства XVII- XVIII в.в

Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей

Знать художественные стили и направления в искусстве. Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха».  Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма

Текущий – индивидуальный опрос. Стартовый или вводный - сочинение-эссе

"Человек и новая картина мира"

2

1

 

 

Архитектура барокко

Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко. Характерные черты ар-хитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Б.Ф. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко, Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Индивидуальный опрос. Тематическая письменная работа.

"Петербург Растрелли"

3

1

 

 

Изобразительное искусство барокко

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение. П.П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры.

Знать особенности живописи барокко, основную тематику. Уметь узнавать изученные произведения

выставка на тему "Фламандские живописцы барокко"

"Портретное искусство Рубенса""

4

1

 

 

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Эстетика классицизма. Рококо и сентиментализм. Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля.

Знать характерные черты архитектуры классицизма. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Сообщения об архитекторах. Работа с таблицей

"Версаль и Петергоф"

5,6

2

 

 

Шедевры классицизма в архитектуре России

«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Творчество К. Росси, Д. Кваренги, О. Монферран, Д. Трезини, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Щедрин, А.Н. Воронихин. «Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Классический облик Москвы в творчестве М.Ф. Казакова

Знать шедевры классицизма в архитектуре России. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

текущий - самостоятельная работа. Тематический- тезисный план параграфа.

"Классический ордер в архитектуре Петербурга"

7

1

 

 

Изобразительное искусство классицизма и рококо

От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений

Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо. Уметь узнавать изученные произведения.

сообщение-творчество Пуссена. Викторина по иллюстрациям

"Последователи Пуссена"

8

1

 

 

Реалистическая живопись Голландии

Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи

Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров. Уметь узнавать изученные произведения

рассказ об одной из картин (письменная работа)

"Жанр портрета в творчестве Рембрандта""

9

1

 

 

Русский портрет  XVIII в.

Искусство портрета . И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Мастера скульптурного портрета: Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский

Знать шедевры русских портретистов. Уметь узнавать изученные произведения

Описание деталей реализма в картинах

"Жанр костюмированного портрета у Левицкого"

10

1

 

 

Музыкальная культура барокко

Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора.

Знать шедевры музыкальной культуры барокко. Уметь узнавать изученные произведения.

Текущий - индивидуальный опрос  по жанрам музыки

"Библейское слово в музыке Баха"

11

1

 

 

Композиторы Венской классической школы

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма.. Музыкальный мир В.А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора.

Знать разнообразие наследия Венской классической школы. Уметь узнавать изученные произведения.

Сообщение о композиторах. Прослушивание музыки.

"Шедевры композиторов Венской школы""

12

1

 

 

Театральное искусство XVII – XVIII вв.

Золотой век французского театра классицизма . Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.  Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров

Знать шедевры театрального искусства  XVII – XVIII вв. Уметь узнавать изученные произведения.

индивидуальный опрос. Конспектирование (письменная работа)

"Путешествие по театру"

Раздел 2.Художественная культура XIX века (9ч)

13

1

 

 

Романтизм

Романтизм как художественный стиль эпохи конца ХVIII – начала ХIХ в. "Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма) Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, О.А. Кипренского и К.П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков

Знать особенности художественного стиля. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

сочинение - эссе

"Творчество Брюллова"

14

1

 

 

Изобразительное искусство романтизма

Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т. Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кипренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский).

Знать шедевры изобразительного искусства романтизма.

Викторина по иллюстрациям

"Айвазовский - моря пламенный поэт"

15

1

 

 

Реализм – художествен

ный стиль эпохи

Эстетика реализма и натурализм. Художественные принципы реализма

Знать особенности художественного стиля. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

самостоятельная работа по вопросам

"Реализм и художественная фотография"

16

1

 

 

Изобразительное искусство реализма

Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К. Коро, О.Домье). Русские художники-передвижники. Творчество И.Е.Репина, В.И.Сурикова

Знать шедевры изобразительного искусства романтизма. Уметь узнавать изученные произведения

итоговый - К/Р

"Бытовые картины в творчестве реалистов"

17

1

 

 

Живописцы счастья» (художники импрессионизма

Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К. Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В. Ван Гок). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь).

Знать особенности направлений в искусстве 19 века в Европе. Уметь отличать художественные стили эпохи (романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, модерн). Называть их представителей и работы.

индивидуальный опрос

"Пейзажи Моне"

18

1

 

 

Многообразие стилей зарубежной музыки

Многообразие стилей в музыкальном искусстве. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма.

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение  любоваться ими,  слушать.

Индивидуальный опрос Прослушивание музыки

"Вагнер - реформатор оперного жанра"

19

1

 

 

Русская музыкальная культура

Зарождение русской классической музыкальной школы М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П.И. Чайковского.

Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

сообщения о композиторах

"Глинка -основоположник русской музыкальной  классики"

20

1

 

 

Пути развития западноевропейского театра

«Прорыв духа и страсти» в театре романтизма. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма.

Знать о пути развития западноевропейского театра. Развивать умение анализировать произведение искусства и умение  любоваться ими,  слушать.

путешествие по театру (письменная работа)

"В. Гюго"

21

1

 

 

Русский драматический театр

Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова. Рождение МХТ.

Знать о пути развития русского драматического театра. Развивать умение анализировать произведение искусства и умение  любоваться ими,  слушать.

конференция - Сообщения о великих драматургах

"А. П Чехов"

Раздел 3.Художественная культура XX века (12ч)

22

1

 

 

Искусство символизма

Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.).

Развивать умение анализировать произведение искусства и умение  любоваться ими,  слушать.

викторина по иллюстрациям к картинам Врубеля

"Скрябин и русская поэзия символизма""

23

1

 

 

Триумф модернизма

Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).

Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

конспектирование(письменная работа)

"Модерн в архитектуре В. Орта"

24

1

 

 

Архитектура: от модерна до конструктивизма

Идеи и принципы архитектуры начала XX в.Модерн как основа для формирования и развития  архитектуры конструктивизма.

Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением.

индивидуальный опрос

"Черты модерна в здании Ярославского вокзала в Москве""

25

1

 

 

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства

Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали.

Понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими. Давать собственную оценку представителям художественного направления и их работам.

диспут

"Сюрреализм Дали"

26

1

 

 

Мастера русского авангарда

Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство»  П. Филонова

Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства в различных источниках и литературе.

работа с иллюстрациями к картинам

"Мечта и реальность у художников "голубой розы"

27

1

 

 

Зарубежная музыка XX в.

Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок- и поп-музыка.

Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением

Самостоятельная работа  Прослушивание музыки

"О любимом исполнителе"

28

1

 

 

Русская музыка XX столетия

Традиции символизма и романизм в творчестве А.Н. Скрябина. Музыкальный мир С.С. Прокофьева. Творческие искания Д.Д. Шостаковича.

Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).Правильно готовить творческие выступления.

Индивидуальный  опрос Сообщение  Прослушивание музыки

"Музыка Прокофьева"

29

1

 

 

Зарубежный театр XX в.

Основные пути развития зарубежного театра. Эпический театр  Б. Брехта Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.

Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства в различных источниках и литературе.

Фронтальный опрос, работа по карточкам

На выбор

30

1

 

 

Русский театр XX в.

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства.

Давать общую характеристику русского театрального искусства. Знать представителей современного театра

сообщения о разных театрах

"О любимом актёре театра"

31

1

 

 

Становление и расцвет зарубежного кинематографа

Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.

Знать о выдающихся достижениях зарубежного кинематографа. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в различных источниках и литературе.

Просмотр немого кино

"О жанрах зарубежного кино"

32

1

 

 

Шедевры отечественного кино

Национальный кинематограф. Киноавангард ХХ в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссёры и исполнители.

Знать о выдающихся достижениях отечественного кино. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в различных источниках и литературе.

просмотр отрывков их различных фильмов

 

33

1

 

 

Обобщение по  курсу

 

 

Защита творческих работ