Рабочая программа по МХК в 10-11 классе
( базовый уровень)
1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по МХК создана в соответствии с:
- приказом Минобразования России от 05.03. 2004 г. №1089 (ред. от 31. 01. 2012г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования»;
- приказом МО и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- учебным планом МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Ламенская СОШ» на 2018-2019 учебный год
- на основании авторской программы Г. И. Даниловой «МХК», утверждённой МО РФ (2010г.);
- положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов в МАОУ «Голышмановская СОШ №2», утверждённым приказом от 02.09.2013 г. №71;
Используемые учебники:
Г.И. Данилова, Искусство10 класс. 4 издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2018 год.
Г.И. Данилова, Искусство11 класс. 4 издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2018 год.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Программа содержит примерный объём знаний за два года (10-11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Цель курса : дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до современности.
Задачи:
1.развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;
2.воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;
3.освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
4.овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
5.использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются: -умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; -устанавливать несложные реальные связи и зависимости; -оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; -осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа; -использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; -владеть основными формами публичных выступлений; -понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; -определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; -осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
- Учебно-тематический план
Усвоение предмета рассчитано на 1 час в неделю –10 кл- 34 часа в год, 11 кл – 33 часа в год
Программа рассчитана на два года 10-11 класс.
№ |
Тема |
Количество часов |
|
10 класс |
11 класс |
||
1 |
Древние цивилизации |
6 |
|
2 |
Культура античности |
3 |
|
3 |
Средние века |
10 (9+1) |
|
4 |
Культура Востока |
5 |
|
5 |
Возрождение |
9 (8+1) |
|
6 |
Художественная культура XVII- XVIII в.в |
|
12 |
7 |
Художественная культура XIX вв. |
|
9 |
8 |
Художественная культура XX вв. |
|
12 |
Итого |
34 |
33 |
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть |
Количество недель в четверти |
Количество часов в неделю |
Количество часов в четверти |
Количество контрольных работ |
|
I Четверть |
8 |
1 |
8 |
- |
|
II Четверть |
8 |
1 |
8 |
1 |
|
III Четверть |
10 |
1 |
10 |
- |
|
IV Четверть |
8 |
1 |
8 |
1 |
|
Итого в год |
34 |
|
34 |
2 |
|
- Содержание учебного предмета, курса
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Миф и современность. Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона — примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо — модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан). Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон. Художественная культура Средних веков. София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Феофан Грек, А. Рублев). Ансамбль Московского Кремля. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор — как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии. Художественные образы Древнего мира, античности и Средневековья в культуре последующих эпох. Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Б. Ф. Растрелли); живопись (П. П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Высший расцвет свободной полифонии (И. С. Бах). Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.Л.Давид, К. П. Брюллов, А. А. Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М. И. Глинка). Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники — И. Е. Репин, В. И. Суриков). Развитие русской музыки во второй поло-вине XIX в. (П. И. Чайковский). Основные направления в живописи конца XIX в.: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген).Художественная культура XX в. Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, Ф. О. Шехтель). Символ и миф в живописи (М. А. Врубель) и музыке (А. Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В. Е. Татлин, Ш. Э. ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке). Синтез искусств — особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С. М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Л. Уэббер). Рок-музыка («Битлз», «Пинк Флойд»); электронная музыка (Ж. М. Жарр). Массовое искусство. Культурные традиции родного края.
- Требования к уровню подготовки выпускников
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельного и ориентированного на практику подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания. В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик
должен знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства; уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы интернета и др.);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
- использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
- участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
- проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
- участвовать в научно-практических семинарах, диспутах.
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Программа |
« Мировая художественная культура»: Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы . сост. Данилова Г.И. ,М.: Дрофа ,2010. |
Учебники |
Г.И. Данилова, Искусство10 класс. 4 издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2018 год. Г.И. Данилова, Искусство11 класс. 4 издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2018 год |
Учебно-методические пособия для учителя |
Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам/ авт.-сост. О.Е. Наделяева. – Волгоград: учитель, 2009 Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. –М.: ООО 2ТИД «Русское слово-РС», 2006 |
Дидактические материалы, интернет ресурсы |
Электронные пособия: « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры» ЭСУН «История искусства» 10-11 класс ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы» ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи» ЦОР «Мировая художественная культура» http://www.moscowkremlin.ru — «Московский Кремль» http://nesusvet.narod.ru— Иконы. Иконография. Иконопочитание. www.krugosvet.ru— Энциклопедия «Кругосвет». http://russia.rin.ru/— Россия Великая http://vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/cavepaint.html — Виртуальная экскурсия по первобытной культуре http://europa.km.ru — Виртуальная Европа http://www.art.ioso.ru— «Искусство» http://nearyou.narod.ru — Посмотри вокруг (о художниках) www.art.rin.ru — Изобразительное искусство и фотография www.hermitagemuseum.org — «Эрмитаж» http://www.gumer.info/— Библиотека Гумера http://www.artclassic.edu.ru — Коллекция: мировая художественная культура http://www.artyx.ru — История искусств http://bashmakov.ru — игра «Золотое руно» http://www.portal-slovo.ru/rus/art/2898/3183/
|
Календарно-тематическое планирование
Планирование курса МХК. 10 класс.
№ урока |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Элементы содержания (основные понятия) |
Перечень ключевых компетенций |
Формы контроля |
темы творческих проектов и рефератов |
Раздел 1. Древние цивилизации(6 часов) |
||||||||
1 |
1 |
|
|
Что такое МХК?. Цели и задачи курса. Первые художники Земли |
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). |
Знание и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Театр, музыка и танец. |
Текущий - эскизы костюма и маски тотема. Стартовый или вводный - сочинение-эссе |
"Роль мифа в культуре человека" "Причины возникновения искусства" |
2,3 |
2 |
|
|
Архитектура Египта |
Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут. |
Рассмотреть основные направления древнеегипетской архитектуры. Знать выдающиеся памятники мировой культуры. Давать собственную оценку. |
Индивидуальный опрос. Тематическая письменная работа - Экскурсия в Долину царей(текст) |
"Тайны Египетских пирамид" |
4 |
1 |
|
|
Изобразительное искусство Египта |
Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельеф и фрески) |
Знать и приводить примеры изобразительного искусства египтян. Знать о канонах в египетском изобразительном искусстве. |
Викторина – описание портрета Нефертити |
"Скульптурный портрет" |
5 |
1 |
|
|
Художественная культура Пер Азии. |
Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. |
Рассказывать и раскрывать собственное видение и представление об архитектуре междуречья, изобразительном искусстве междуречья. |
Впечатления от "Эпоса…"(письменная работа) |
"Месопотамия" |
6 |
1 |
|
|
Искусство доколумбовой Америки. |
Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан). |
Рассказывать о художественной культуре ацтеков, майя, об искусстве инков. Приводить собственные примеры и давать сравнительную характеристику. |
текущий - самостоятельная работа. Тематический - выполнение эскизов одежды |
"Искусство ацтеков" |
Раздел 2. Культура античности(3 часа) |
||||||||
7 |
1 |
|
|
Золотой век Афин. |
Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. |
Иметь собственное представление о стиле и направлении в архитектуре Древней Греции. Давать понятие всемирно – исторического значения художественной культуры Древней Греции. |
сообщение-проект архитектурного сооружения |
"Памятники Акрополя" |
8 |
1 |
|
|
Архитектура Древнего Рима |
Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов». |
Знать об особенностях и значении древнеримской архитектуры. Рассматривать исторические памятники Рима: Колизей, Пантеон, триумфальные арки. Знать и характеризовать их художественное и архитектурное своеобразие. |
рассказ об одном из памятников (письменная работа) |
"Прогулка по античному Риму" |
9 |
1 |
|
|
Театральное искусство Античности |
Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. |
Знать о значении искусства античности в развитии современной культуры. |
Описание театра |
"Трагедия и комедия Древней Греции" |
Раздел 3. Средние века (10 часов) |
||||||||
10 |
1 |
|
|
Мир византийской культуры |
Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. |
Знать особенности и характерные черты Византийской культуры. Приводить примеры в архитектуре, искусстве мозаики, искусство иконописи, музыке. Уметь сравнивать с культурой Древней Греции и Рима. |
Текущий - индивидуальный опрос по стилям архитектуры |
"Храм святой Софии"" |
11 |
1 |
|
|
Архитектурный облик Древ. Руси |
Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». |
Знать наиболее важные архитектурные постройки Киевской Руси: архитектуру Великого Новгорода, архитектуру Владимиро-Суздальского княжества, архитектуру московского княжества, деревенское зодчество |
Сравнительная характеристика - описание Софийского собора в Константинополе и в Киеве |
"Шедевры архитектуры Древней Руси" |
12 |
1 |
|
|
Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры |
Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества |
Уметь выделять из множества архитектурных построек те, которые относятся к данным княжествам. Уметь находить необходимую информацию в дополнительной литературе. |
индивидуальный опрос о памятниках |
"Путешествие по одному из древнерусских городов" |
13 |
1 |
|
|
Архитектура московского княжества |
Ансамбль Московского Кремля |
Знать все архитектурные сооружения Кремля |
Викторина по иллюстрациям |
Архитектурный ансамбль Московского Кремля |
14, 15 |
2 |
|
|
Изобразительное искусство Древней Руси |
Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Творчество Дионисия. Региональный компонент: фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. |
Знать наиболее интересные произведения творчества русских живописцев: Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия. |
сочинение - эссе по словам Д.С.Лихачёва |
"Творчество Андрея Рублёва" |
16 |
1 |
|
|
Урок обобщения |
Защита творческих проектов |
|
итоговый К/Р |
|
17, 18 |
2 |
|
|
Архитектура западноевропейского Средневековья |
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. |
Уметь сравнивать архитектурные сооружения романского стиля и раскрыть секреты готического мастерства в архитектуре. Иметь воображение совершить заочное путешествие в замок феодала. |
самостоятельная работа по вопросам |
"Готический собор - образ мира" |
19 |
1 |
|
|
Изобразительное искусство средних веков |
Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Витражи. Фрески.Мозаика |
Уметь рассматривать скульптуры романского и готического стилей. Знать об искусство витража. |
тематический - составление словаря терминов |
"Витражные композиции |
Раздел 4. Культура Востока (5 часов) |
||||||||
20, 21 |
2 |
|
|
Индия – «страна чудес» |
Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. |
Рассматривать шедевры индийского зодчества; искусство живописи; музыкальное и театральное искусство Индии; искусство индийского танца. Делать сравнительный анализ и выводы. |
индивидуальный опрос |
"Искусство индийского танца" |
22 |
1 |
|
|
Художественная культура Китая |
Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры |
Рассматривать шедевры китайской архитектуры; скульптуры Китая; жанры китайской живописи. Делать сравнительный анализ и выводы. |
иллюстрации китайского пейзажа |
"Великая китайская стена" |
23 |
1 |
|
|
Искусство Страны восходящего солнца (Япония). |
Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Садово-парковое искусство. Гравюра. |
Рассматривать шедевры японской архитектуры; садово-парковое искусство; скульптуры нэцкэ; театральное искусство. Делать сравнительный анализ и выводы. |
сочинение-эссе "Мои размышления в японском саду камней" |
"Устройство японского дома" "Искусство икебаны" |
24 |
1 |
|
|
Художественная культура ислама. |
Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры |
Рассматривать шедевры исламской архитектуры; изобразительное искусство ислама; своеобразие музыкальной культуры ислама. Делать сравнительный анализ и выводы. |
путешествие по Самарканду |
"Архитектурные шедевры стран арабского Востока" |
Раздел 5. Возрождение (9 часов) |
||||||||
25 |
1 |
|
|
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. |
Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. |
Знать особенности и характерные черты культуры эпохи Возрождения. Давать сравнительную характеристику работам Ф. Брунеллески; скульптурным шедеврам Донателло; |
конференция - Сообщения о великих архитекторах |
"Архитектурный облик Флоренции" |
26, 27, 28 |
3 |
|
|
Золотой век Возрождения. |
Художественный мир Леонардо да Винчи. Прославленные шедевры художника. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль – «первый среди равных». |
Знать особенности творчества Рафаэля. Знать особенности творчества Леонардо да Винчи; Микеланджело. Давать описательную характеристику их произведениям. |
Сообщения о художниках |
"Загадки "Джоконды" |
29 |
1 |
|
|
Возрождение в Венеции. |
Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. |
Знать представителей венецианской школы живописи. Уметь описывать художественные произведения Веронезе и Тинторетто. Основные вехи биографии и творчества Тициана. |
викторина по иллюстрациям к картинам художников |
"Венеция - культурный центр итальянского Возрождения" |
30, 31 |
2 |
|
|
Северное Возрождение. |
Живопись нидерландских мастеров. Творчество Яна Ван Эйка, Босха. Дюрер – «художник, достойный бессмертия». |
Знать представителей нидерландской и немецкой школы живописи. Уметь описывать художественные произведения Яна Ван Эйка, Босха |
Конспектирование (письменная работа) |
"Шедевры искусства северного возрождения" |
32, 33 |
2 |
|
|
Музыка и театр эпохи Возрождения |
Музыкальная культура Возрождения. Итальянская комедия дель арте. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира. |
Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. |
индивидуальный опрос |
"Театр Шекспира" |
34 |
1 |
|
|
Урок обобщения |
Защита творческих проектов |
|
Заключительный. К/Р |
|
Календарно-тематическое планирование
Планирование курса МХК. 11 класс.
№ урока |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Элементы содержания (основные понятия) |
Перечень ключевых компетенций |
Формы контроля |
темы творческих проектов и рефератов |
Раздел 1. Художественная культура XVII- XVIII в.в (12 ч) |
||||||||
1 |
1 |
|
|
Стилевое многообразие искусства XVII- XVIII в.в |
Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей |
Знать художественные стили и направления в искусстве. Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха». Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма |
Текущий – индивидуальный опрос. Стартовый или вводный - сочинение-эссе |
"Человек и новая картина мира" |
2 |
1 |
|
|
Архитектура барокко |
Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко. Характерные черты ар-хитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Б.Ф. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. |
Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко, Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
Индивидуальный опрос. Тематическая письменная работа. |
"Петербург Растрелли" |
3 |
1 |
|
|
Изобразительное искусство барокко |
Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение. П.П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры. |
Знать особенности живописи барокко, основную тематику. Уметь узнавать изученные произведения |
выставка на тему "Фламандские живописцы барокко" |
"Портретное искусство Рубенса"" |
4 |
1 |
|
|
Классицизм в архитектуре Западной Европы |
Эстетика классицизма. Рококо и сентиментализм. Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля. |
Знать характерные черты архитектуры классицизма. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
Сообщения об архитекторах. Работа с таблицей |
"Версаль и Петергоф" |
5,6 |
2 |
|
|
Шедевры классицизма в архитектуре России |
«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Творчество К. Росси, Д. Кваренги, О. Монферран, Д. Трезини, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Щедрин, А.Н. Воронихин. «Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Классический облик Москвы в творчестве М.Ф. Казакова |
Знать шедевры классицизма в архитектуре России. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
текущий - самостоятельная работа. Тематический- тезисный план параграфа. |
"Классический ордер в архитектуре Петербурга" |
7 |
1 |
|
|
Изобразительное искусство классицизма и рококо |
От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений |
Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо. Уметь узнавать изученные произведения. |
сообщение-творчество Пуссена. Викторина по иллюстрациям |
"Последователи Пуссена" |
8 |
1 |
|
|
Реалистическая живопись Голландии |
Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи |
Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров. Уметь узнавать изученные произведения |
рассказ об одной из картин (письменная работа) |
"Жанр портрета в творчестве Рембрандта"" |
9 |
1 |
|
|
Русский портрет XVIII в. |
Искусство портрета . И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Мастера скульптурного портрета: Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский |
Знать шедевры русских портретистов. Уметь узнавать изученные произведения |
Описание деталей реализма в картинах |
"Жанр костюмированного портрета у Левицкого" |
10 |
1 |
|
|
Музыкальная культура барокко |
Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. |
Знать шедевры музыкальной культуры барокко. Уметь узнавать изученные произведения. |
Текущий - индивидуальный опрос по жанрам музыки |
"Библейское слово в музыке Баха" |
11 |
1 |
|
|
Композиторы Венской классической школы |
Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма.. Музыкальный мир В.А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора. |
Знать разнообразие наследия Венской классической школы. Уметь узнавать изученные произведения. |
Сообщение о композиторах. Прослушивание музыки. |
"Шедевры композиторов Венской школы"" |
12 |
1 |
|
|
Театральное искусство XVII – XVIII вв. |
Золотой век французского театра классицизма . Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров |
Знать шедевры театрального искусства XVII – XVIII вв. Уметь узнавать изученные произведения. |
индивидуальный опрос. Конспектирование (письменная работа) |
"Путешествие по театру" |
Раздел 2.Художественная культура XIX века (9ч) |
||||||||
13 |
1 |
|
|
Романтизм |
Романтизм как художественный стиль эпохи конца ХVIII – начала ХIХ в. "Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма) Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, О.А. Кипренского и К.П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков |
Знать особенности художественного стиля. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
сочинение - эссе |
"Творчество Брюллова" |
14 |
1 |
|
|
Изобразительное искусство романтизма |
Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т. Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кипренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). |
Знать шедевры изобразительного искусства романтизма. |
Викторина по иллюстрациям |
"Айвазовский - моря пламенный поэт" |
15 |
1 |
|
|
Реализм – художествен ный стиль эпохи |
Эстетика реализма и натурализм. Художественные принципы реализма |
Знать особенности художественного стиля. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
самостоятельная работа по вопросам |
"Реализм и художественная фотография" |
16 |
1 |
|
|
Изобразительное искусство реализма |
Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К. Коро, О.Домье). Русские художники-передвижники. Творчество И.Е.Репина, В.И.Сурикова |
Знать шедевры изобразительного искусства романтизма. Уметь узнавать изученные произведения |
итоговый - К/Р |
"Бытовые картины в творчестве реалистов" |
17 |
1 |
|
|
Живописцы счастья» (художники импрессионизма |
Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К. Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В. Ван Гок). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь). |
Знать особенности направлений в искусстве 19 века в Европе. Уметь отличать художественные стили эпохи (романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, модерн). Называть их представителей и работы. |
индивидуальный опрос |
"Пейзажи Моне" |
18 |
1 |
|
|
Многообразие стилей зарубежной музыки |
Многообразие стилей в музыкальном искусстве. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. |
Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться ими, слушать. |
Индивидуальный опрос Прослушивание музыки |
"Вагнер - реформатор оперного жанра" |
19 |
1 |
|
|
Русская музыкальная культура |
Зарождение русской классической музыкальной школы М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П.И. Чайковского. |
Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
сообщения о композиторах |
"Глинка -основоположник русской музыкальной классики" |
20 |
1 |
|
|
Пути развития западноевропейского театра |
«Прорыв духа и страсти» в театре романтизма. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. |
Знать о пути развития западноевропейского театра. Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться ими, слушать. |
путешествие по театру (письменная работа) |
"В. Гюго" |
21 |
1 |
|
|
Русский драматический театр |
Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова. Рождение МХТ. |
Знать о пути развития русского драматического театра. Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться ими, слушать. |
конференция - Сообщения о великих драматургах |
"А. П Чехов" |
Раздел 3.Художественная культура XX века (12ч) |
||||||||
22 |
1 |
|
|
Искусство символизма |
Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). |
Развивать умение анализировать произведение искусства и умение любоваться ими, слушать. |
викторина по иллюстрациям к картинам Врубеля |
"Скрябин и русская поэзия символизма"" |
23 |
1 |
|
|
Триумф модернизма |
Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.). |
Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии). |
конспектирование(письменная работа) |
"Модерн в архитектуре В. Орта" |
24 |
1 |
|
|
Архитектура: от модерна до конструктивизма |
Идеи и принципы архитектуры начала XX в.Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма. |
Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением. |
индивидуальный опрос |
"Черты модерна в здании Ярославского вокзала в Москве"" |
25 |
1 |
|
|
Стили и направления зарубежного изобразительного искусства |
Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали. |
Понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими. Давать собственную оценку представителям художественного направления и их работам. |
диспут |
"Сюрреализм Дали" |
26 |
1 |
|
|
Мастера русского авангарда |
Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова |
Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства в различных источниках и литературе. |
работа с иллюстрациями к картинам |
"Мечта и реальность у художников "голубой розы" |
27 |
1 |
|
|
Зарубежная музыка XX в. |
Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок- и поп-музыка. |
Уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением |
Самостоятельная работа Прослушивание музыки |
"О любимом исполнителе" |
28 |
1 |
|
|
Русская музыка XX столетия |
Традиции символизма и романизм в творчестве А.Н. Скрябина. Музыкальный мир С.С. Прокофьева. Творческие искания Д.Д. Шостаковича. |
Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).Правильно готовить творческие выступления. |
Индивидуальный опрос Сообщение Прослушивание музыки |
"Музыка Прокофьева" |
29 |
1 |
|
|
Зарубежный театр XX в. |
Основные пути развития зарубежного театра. Эпический театр Б. Брехта Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет. |
Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства в различных источниках и литературе. |
Фронтальный опрос, работа по карточкам |
На выбор |
30 |
1 |
|
|
Русский театр XX в. |
К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. |
Давать общую характеристику русского театрального искусства. Знать представителей современного театра |
сообщения о разных театрах |
"О любимом актёре театра" |
31 |
1 |
|
|
Становление и расцвет зарубежного кинематографа |
Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. |
Знать о выдающихся достижениях зарубежного кинематографа. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в различных источниках и литературе. |
Просмотр немого кино |
"О жанрах зарубежного кино" |
32 |
1 |
|
|
Шедевры отечественного кино |
Национальный кинематограф. Киноавангард ХХ в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссёры и исполнители. |
Знать о выдающихся достижениях отечественного кино. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в различных источниках и литературе. |
просмотр отрывков их различных фильмов |
|
33 |
1 |
|
|
Обобщение по курсу |
|
|
Защита творческих работ |
|