Кружок "Юный краевед"

 

Пояснительная записка

 

       Важнейшей частью школьного образования является его региональный аспект. Одно из направлений регионального аспекта - историческое краеведение. Программа кружка «Юный краевед» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования.

Программа адресована учащимся общеобразовательных учреждений 11-14 лет.

Знание истории нашего региона позволит учащимся лучше понять и осмыслить многовековой исторический путь развития государства Российского. Изучение истории земли Тюменской важно и потому, что она являлась и является самой крупной территорией России, площадью 1435 тыс. квадратных километров, располагает огромными сырьевыми и природными ресурсами, является ныне и в ближайшем обозримом будущем будет оставаться энергетическим сердцем России, её основным валютным цехом. Край сыграл важнейшую историческую роль как ворота в Сибирь, опорный пункт колонизации восточных районов, благодаря чему русские землепроходцы через 60-80 лет после присоединения его к Российскому государству вышли к Тихому океану, Камчатке, пересекли Тихий океан и высадились на Американском континенте, освоив территорию в 1,5 млн квадратных километров.

Введение данного курса предполагает изучение исторических, культурных, социально-экономических и общественно-политических, административно-управленческих направлений и особенностей в развитии региона.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает не только знакомство с загадками и тайнами прошлого, но и решение познавательных задач, анализ проблемных, дискуссионных вопросов (теоретическая часть программы). А самое главное – формируются навыки практической деятельности через создание мультимедийных презентаций (практическая часть программы).

 

Цель курса: обеспечить глубокое понимание общероссийских тенденций и специфических особенностей нашей области в указанных направлениях, воспитать патриотов края, следовательно, и патриотов всей России, которые бы болели за её судьбу, отдавали все силы и способности её статусу великой державы, её развитию и процветанию.

 

Задачи:

Сформировать объективные знания об основных событиях, тенденциях и проблемах социально – экономического, политического и культурного исторического развития общества, через постановку вопроса, проблемы, ее решения, создание презентации. Дать возможность познать нравы и традиции, обычаи и образ жизни, религиозные верования и характер взаимоотношений народов, населяющих прежде и теперь область и на основе этого познания заложить основы толерантности. Повысить мотивацию учебной деятельности с помощью нетрадиционных форм реализации основных методов обучения. Сформировать активную гражданскую позицию, ценностные установки на понимание и осознание необходимости       изучения истории.

 

         Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

 

Принципы программы:

доступность; наглядность; демократичность; гуманизм; научность.

 

Умения и навыки, развиваемые в ходе работы над курсом.

поиск, анализ, систематизация необходимого материала; выявление исторической и методологической обусловленности многообразия версий и оценок событий прошлого и настоящего; определение и аргументированное представление собственного отношения к дискуссионным проблемам истории. навыки создания презентаций.

 

Методы преподавания данного курса определяются его целью и задачами:

  • Эвристический (частично-поисковый)
  • Проблемный
  • Исследовательский
  • Метод проектов (создание презентаций)

 

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

 

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.   Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

 

 

 

 

Требования к результатам обучения 

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи;
  • делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  вывод;.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других;.
  • вступать в беседу на занятии и в жизни

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:

узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины; оценивать правильность поведения людей в природе.

 

 

Обсуждение проблемных вопросов, решение познавательных задач невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения их к самостоятельной, исследовательской деятельности.

Занятия кружка рассчитаны на 34 часа (1 час в неделю).

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

 

 

 

 

 

Наименование раздела и темы

Программы

 

 

 

 

всего

часов

практических часов

теоретических часов

Раздел I

Древность и средневековье

15

9

6

 

Тема 1. Первые жители края

3

1,5

1,5

 

Тема 2. Угорские и самодийские племена

6

2,5

3,5

 

Тема 3. Сибирские татары

3

2

1

 

Тема 4. Поход Ермака

3

3

-

Раздел II

Тюменский край в XVI-XVIIIвв.

19

11,5

7,5

 

Тема 5. Основание русских городов и острогов

6

3

3

 

Тема 6. Начало сибирского хлебопашения

3

2,5

0,5

 

Тема 7. Ремесло и торговля

4

2,5

1,5

 

Тема 8. Культура края

6

3

3

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Раздел I. Древность и средневековье

 

Тема 1. Первые жители края.

Каменный, бронзовый и железный век на территории края. Археологические источники. Археологические памятники озера Андреевское. Племена нижнего Приобья. Андроновская культура. Бархатовская культура.

 

Тема 2. Угорские и самодийские племена.

Древние угры. Саргатская археологическая культура. Усть- полуйская культура. Комплекс памятников на мысу Потчеваш. Формирование хантыйских и мансийских племен. Самодийские племена: ненцы(самоеды), селькупы(остякисамоеды). Особенности общественного строя, занятий, верований, культуры. Первые встречи с русскими людьми.

 

Тема 3. Сибирские татары

Возникновение сибирских татар. Часть Золотой Орды. Чимги-тура - столица Тюменского ханства. Династия Шейбанидов. Кашлык (Сибир, Искер) –столица Сибирского ханства. Династия Тайбугинов. Вассальные отношения с Русским государством. Усобица в Сибирском ханстве. Кучум.

 

Тема 4. Поход Ермака

Пермская земля и Строгановы. Причины похода Ермака. Тайны похода Ермака. Путь ермаковцев в Сибирь. Взятие Кашлыка. Зимовка. Экспедиция князя Болховского. Гибель Ермака. Поход воеводы Ивана Мансурова. Значение присоединения Сибири.

 

Раздел II. Тюменский край в XVI-XVIIIвв.

 

Тема 5. Основание русских городов и острогов.

Опорные пункты на новых землях. Острог Тюмень. Тобольский острог. Чердынско- лозьвинский путь. Пелымский городок. Березов. Сургут. Обдорский городок. «Златокипящая государева вотчина» – Мангазея. Судьба Кучума. Бабиновский путь.

 

Тема 6. Начало сибирского хлебопашения

Освоение природных богатств региона. Продовольственный вопрос. Крестьянская колонизация. «Дальняя государева вотчина». Аграрные районы. Особенности жизни сибирских деревень. Деревенский быт.

 

Тема 7. Ремесло и торговля

Выделение ремесла в самостоятельную отрасль хозяйства. Развитие ремесел: кузнечного дела, судостроения, кожевенного производства, деревообработки, мыловарения, свечного промысла, ковроткачества, переработка продуктов сельского хозяйства. Ямщицкая служба. Торговые связи. Социальные изменения в жизни края.

 

Тема 8. Культура края.

Культура 17 -18веков – составная часть общерусской культуры. Сибирское летописание. Иконописное искусство. Абалакская чудотворная икона Божьей Матери «Знамение». Деревянное зодчество. Первые каменные строения. Софийский собор в Тобольске. Семен Ремезов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После окончания курса обучения воспитанник должен

Знать: исторические, культурные, социально-экономические и общественно-политические, административно-управленческие направления и особенности развития региона.

Уметь: выявлять историческую и методологическую обусловленности многообразия версий и оценок событий прошлого и настоящего;

определять и аргументировать представление собственного отношения к дискуссионным проблемам истории.

Владеть: навыками поиска, анализа, систематизации необходимого материала, создания презентаций

 

                 Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на обучающихся среднего звена обучения, когда важна мотивация деятельности через будирование интереса («Познание начинается с удивления»), у учащихся умения и навыки находятся в стадии формирования, теоретическая подготовка на уровне начальной школы.

Формы занятий: лекция, семинар, работа с историческими источниками, работа в Интернете.

           Алгоритм построения учебного занятия – сочетание теоретической и практической части, самостоятельная работа учащихся от 50 до 80 процентов времени занятий.

          Методические приемы: эвристический (частично-поисковый), проблемный, исследовательский, метод проектов (создание презентаций).

 

       Перспективы развития программы   Возможно дальнейшее логическое продолжение курса для изучения истории Тюменской земли вплоть до новейшего времени для учащихся 6-11 классов.

 

Календарно-тематический план кружка «Юный краевед»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Виды деятельности учащихся

Полученные навыки и умения

Теория/ практика

Примечание, коррективы

 

 

 

Раздел I. Древность и средневековье (15 часов)

 

 

 

Тема 1. Первые жители края

3

 

1

 

Каменный, бронзовый и железный век на территории края. Археологические источники

1

познавательная лекция с использованием исторической карты

анализ, сравнение

1/-

 

2

 

Археологические памятники озера Андреевское

1

беседа с использованием исторической энциклопедии

анализ, синтез

0,5/0,5

 

3

 

Племена нижнего Приобья. Андроновская культура. Бархатовская культура

1

дискуссия

навыки решения проблемных   задач, навыки групповой работы

- /1

 

 

 

Тема 2. Угорские и самодийские племена

6

 

4

 

Древние угры. Саргатская археологическая культура

1

эвристическая беседа

работа с интернет- ресурсами

0,5/0,5

 

5

 

Усть - полуйская культура. Комплекс памятников на мысу Потчеваш

1

работа с источниками

анализ, исследовательские навыки

0,5/0,5

 

6

 

Формирование хантыйских и мансийских племен

1

познавательная лекция с использованием исторической карты

 

анализ

0,5/0,5

 

7

 

Самодийские племена: ненцы (самоеды), селькупы (остякисамоеды)

1

обсуждение

анализ, синтез

1/-

 

8

 

Особенности общественного строя, занятий, верований, культуры.

1

работа с источниками

сравнительный анализ

0,5/0,5

 

9

 

Первые встречи с русскими людьми

1

познавательная лекция

анализ топонимических источников

0,5/0,5

 

 

 

Тема 3. Сибирские татары

 

3

 

10

 

Возникновение сибирских татар. Часть Золотой Орды. Чимги-тура - столица Тюменского ханства. Династия Шейбанидов

1

работа в группах

навыки групповой   работы, анализ

-/1

 

11

 

Кашлык (Сибир, Искер) –столица Сибирского ханства. Династия Тайбугинов

1

работа с интернет-ресурсами

навыки самостоятельной работы

0,5/0,5

 

12

 

Вассальные отношения с Русским государством. Усобица в Сибирском ханстве. Кучум

1

работа с источниками

решение проблемного задания

0,5/0,5

 

 

 

Тема 4. Поход Ермака

3

 

 

13

 

Пермская земля и Строгановы. Причины похода Ермака

 

1

работа в группах

навыки групповой работы

-/1

 

14

15

 

Тайны похода Ермака. Путь в Сибирь

1

Microsoft PowerPoint (создание презентации – реконструкция пути Ермака)

 

навыки работы с использованием ЦОР

1/1

 

16

 

Взятие Кашлыка. Значение присоединения Сибири

1

работа с исторической картой и произведениями искусства

 

анализ, исследовательские навыки

-/1

 

 

 

 

Раздел II. Тюменский край в XVI-XVIIвв. (19 часов)

 

 

Тема 5. Основание русских городов и

острогов

4

 

17

18

 

Опорные пункты на новых землях. Острог Тюмень

1

реконструкция тюменского острога

навыки работы с компьютером

1/1

 

19

 

Тобольский острог. Чердынско- лозьвинский путь. Города на Севере

1

путешествие по исторической карте

навык работы с картой

0,5/0,5

 

20

 

«Златокипящая государева вотчина» – Мангазея

1

эвристическая беседа

диалог

0,5/0,5

 

21

 

Значение опорных пунктов на новых землях

1

представление результатов изучения первых городов Сибири

навыки выступления перед аудиторией

1/1

 

 

 

Тема 6. Начало сибирского хлебопашения

3

 

22

 

Освоение природных богатств региона. Продовольственный вопрос

1

проблемное задание

навыки исследовательской работы

-/1

 

23

 

Крестьянская колонизация. «Дальняя государева вотчина»

1

обсуждение

анализ

0,5/0,5

 

24

 

Особенности жизни сибирских деревень.

1

изучение исторических источников

навыки выступления перед аудиторией

-/1

 

 

 

Тема 7. Ремесло и торговля

4

 

25

26

 

Выделение ремесла в самостоятельную отрасль хозяйства. Развитие ремёсел

2

изучение исторических источников

анализ, синтез

1/1

 

27

 

Ямщицкая служба. Торговые связи

1

эвристическая беседа

диалог

0,5/0,5

 

28

 

Социальные изменения в жизни края

1

обсуждение

анализ

1/-

 

 

 

Тема 8. Культура края

6

 

29

 

Культура 17 века региона – составная часть общерусской культуры

1

познавательная лекция

сравнение

1/-

 

30

 

Сибирское летописание

1

изучение исторических источников

анализ, сравнение

0,5/0,5

 

31

 

Иконописное искусство. Абалакская чудотворная икона Божьей Матери «Знамение»

1

изучение исторических источников

навыки исследовательской работы

0,5/0,5

 

32

 

 

Деревянное зодчество

1

сравнительный анализ

навыки исследовательской работы

0,5/0,5

 

33

 

Первые каменные строения. Софийский собор в Тобольске

1

познавательная лекция

сравнение

0,5/0,5

 

34

 

Семён Ульянович Ремезов

1

работа с интернет-ресурсами

создание презентации

-/1

 

 

 

Итого:

34 часа