Рабочая программа театрального кружка «Театральный сундучок»
Пояснительная записка
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Дополнительная образовательная программа относится к программам художественно - эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Карл Ролжерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить ему, что батарея горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. А можно дать ребенку один раз коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
В процессе занятий педагог опирается также на драмотерапию, или как еще говорят психодраму. Психодрама – это психокоррекционный метод групповой работы, возникший немногим менее 100 лет назад, в результате работы Я.Л. Морено. Актер психодрамы может даже не владеть актерским мастерством, но готов попытаться ощутить себя творцом жизни. Он может «исправить», может «переиграть» жизнь по-новому. Но в отличие от психодрамы, порой вносящей существенные психические корректировки в установки человека, программа «Волшебный мир театра» помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Специфичность программы проявляется:
- ü в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
- ü в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
- ü в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
- ü в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
- Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
- Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
- Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных,
театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
- Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
Цель обучения:
- создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
- вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
- удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.
Задачи:
- развивать интерес к сценическому искусству;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
- снимать зажатость и скованность;
- активизировать познавательный интерес;
- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
- развивать чувство ритма и координацию движения;
- развивать речевое дыхание и артикуляцию;
- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
- пополнять словарный запас;
- учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
- научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
- познакомить детей с театральной терминологией;
- познакомить детей с видами театрального искусства;
- познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
- воспитывать культуру поведения в театре;
- развивать чуткость к сценическому искусству;
- развивать умение владеть своим телом;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- воображение и веру в сценический вымысел;
- учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
- развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;
- умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
- дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
- привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
- научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.
- совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;
- познакомить с основами гримировального искусства;
- сформировать навыки импровизационного общения,
- познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;
- научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;
- научить на практике изготовлению реквизита, декораций;
- обучить основам создания сценического образа с помощью грима.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.)
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение
социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. :
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление;
- прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений;
- художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
По целевой направленности программа является развивающей
(направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств) и
социально-адаптивной
(развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;
отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;
отношение к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности)
По сложности, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является
интегрированной (объединяет знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец
перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий. Внутри каждого года
элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в
год на более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал из различных видов искусств).
Организационные условия реализации программы
Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы 1 год.
В театральное объединение принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований.
Во время каникул образовательная деятельность прекращается.
Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан ПиНа и составляет:
1год обучения – не менее 12-15 человек;
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:
- ü педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:
- ü групповые технологии;
- ü технологии индивидуального обучения;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- ü игровые технологии;
- ü проблемное обучение
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.;
для других – дальнейшее развитие природных задатков.
На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.
Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 1 час. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Условия, необходимые для решения поставленных задач:
- обеспечение материально-технической базой
- Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с интересными людьми;
- Взаимное общение детей из различных художественных коллективов города.
Учебно-тематический план
N п\п |
Разделы программы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2. |
Театральная игра |
10 |
2 |
8 |
3. |
Культура и техника речи |
4 |
2 |
2 |
4. |
Ритмопластика |
4 |
2 |
2 |
5. |
Основы театральной культуры |
2 |
1 |
1 |
6. |
Фольклор |
4 |
2 |
2 |
7. |
Работа над спектаклем |
7 |
2 |
5 |
8. |
Индивидуальная работа |
1 |
1 |
- |
9. |
Просмотрово-информационный раздел |
1 |
1 |
- |
|
Итого: |
34 |
14 |
20 |
Календарно-тематическое планирование
|
Введение (1 ч.)
|
|
1. |
|
Вводное занятие |
|
Театральная игра (10 ч.) |
|
2. |
|
Игра «Я – зритель» |
3. |
|
Что лишнее? Что изменилось? |
4. |
|
Развитие воображения. Кто я? |
5. |
|
Жесты. Мимика. Позы |
6. |
|
Жесты. Мимика. Позы. Закрепление. |
7. |
|
Эмоции. Этюды с воображаемым предметом. |
8. |
|
Этюды на эмоции и вежливое поведение. |
9. |
|
Импровизация |
10. |
|
Пантомима. |
11. |
|
Этюды пантомимы. |
|
Культура и техника речи (4 ч.) |
|
12. |
|
Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. |
13. |
|
Тренинг правильной сценической речи. |
14. |
|
Постановка речевого голоса |
15. |
|
Диалог и монолог |
|
Ритмопластика (4 ч.) |
|
16. |
|
Ритмические игры |
17. |
|
Пластические игры и упражнения |
18. |
|
Развитие выразительности телодвижений |
19. |
|
Упражнение «Зеркало» |
|
Основы театральной культуры (2 ч.) |
20. |
|
Поведение в театре |
21. |
|
Театральные профессии |
|
Фольклор(4 ч.) |
|
22 |
|
Что такое фольклор. |
23 |
|
Фольклор в театральном искусстве |
24 |
|
Праздники русского народа |
25 |
|
Сказки, песни, игры, дразнилки- импровизация |
|
Работа над спектаклем (7 ч.) |
|
26 |
|
Ознакомление со сценарием пьесы. 1ая читка |
27 |
|
Работа на сцене. Развитие «чувства» сцены. |
28. |
|
Работа над мизансценами на сцене |
29. |
|
Работа над мизансценами на сцене. Закрепление |
30. |
|
Чувство ритма спектакля: музыка и свет. |
31 |
|
Художественное редактирование спектакля |
32 |
|
Генеральная репетиция |
|
Индивидуальная работа ( 1 ч.) |
|
33 |
|
Индивидуальный разбор ошибок во время спектакля |
|
Просмотрово-информационный раздел (1 ч.) |
|
34 |
|
Просмотр спектакля |
Имеет понятия:
- об элементарных технических средствах сцены
- об оформлении сцены
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
- о рождении сюжета произведения.
Умеет:
- направлять свою фантазию по заданному руслу
- образно мыслить
- концентрировать внимание
- ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
- общения с партнером
- элементарного актёрского мастерства
- образного восприятия окружающего мира
- адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
- коллективного творчества
- освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;
- освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;
- уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
- уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;
- владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,
- иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление
- владеть своим телом как инструментом самовыражения;
- уметь работать над «белыми стихами»;
- использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;
- уметь моделировать и разрешать жизненные ситуации;
- уметь реализовать себя в создании сценической постановки;
- изготовлять реквизит и декорации;
- владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки.
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Методические условия реализации программы
Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления материала;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
Формы организации учебного занятия:
- кружковое занятия;
- соревнование
- концерт;
- экскурсия;
- диспут;
- творческий отчет;
- круглый стол;
- творческая мастерская;
- урок-игра
Программой предусматривается также
- совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
- посещение музеев, выставок;
- творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
- творческие конкурсы;
- дни именинника т.п.
Формы работы с родителями.
- совместные праздники, творческие конкурсы;
- родительские собрания;
- консультации;
- беседы;
- открытые занятия.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);
и воспитания:
- убеждения,
- упражнения,
- личный пример;
- поощрения.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,
интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мыщечная память, внимание
эмоциональными: переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.
Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы
- театральные постановки
- игры;
- открытые занятия;
- концерты;
- анкеты;
- тесты;
- конкурсы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
- Компьютер,
- магнитофон,
- музыкальный центр,
- диски с записью сказок и постановок,
- диски с музыкой (классической и детской),
- микрофоны, усилитель, колонки,
- проектор, экран,
- фотоаппарат,
- видеокамера для анализа выступлений.
Литература
- Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
- Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
- Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
- Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
- Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
- Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.
– М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
- Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.