Геометрия. 7 класс

Пояснительная записка

 Данная рабочая программа курса по геометрии разработана  на  основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной.

   Реализация программы рассчитана на 68 часов  - 2 ч в неделю.

Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы: «Начальные геометрические сведения», «Треугольник», «Параллельные прямые»,  «Соотношения между сторонами и углами треугольника». 

В рабочей программе предусмотрено 5 контрольных работ. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.

Учитывая жесткий лимит учебного времени, объяснение материала и фронтальное решение задач проводятся по готовым чертежам.

 В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.

Формой промежуточной и итоговой аттестации по темам курса являются:

  • контрольная работа;
  • самостоятельная работа;
  • диктант; тест.

 Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

-овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической   

 деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

-развитие творческой активности учащихся;

-развитие ясного, точного, грамотного изложения мыслей в устной и письменной речи;

-развитие интереса к предмету;

-активизация поисково-познавательной деятельности;

-развитие логического мышления;

-развитие изобразительных умений.

-воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Основное содержание (68 часов).

 

Содержание курса геометрии 7 класса включает следующие тематические блоки:

Тема

Количество часов

Контрольных работ

1

Начальные геометрические сведения

10

1

2

Треугольник

17

1

3

Параллельные прямые 

13

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

18

2

5

Повторение

10

 

Итого

68

5

 

  1. Начальные геометрические сведения (10ч)

Начальные понятия планиметрии.  Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезков и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

  1. Треугольник (17 ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

3.Параллельные прямые  (13 ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.

5.Повторение (10 ч)

Решение задач.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения  курса геометрии  7 класса  ученик должен 

знать:

  • основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  • формировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;

уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • находить стороны, углы треугольников;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение.

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • владение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

 

Тематическое планирование

по геометрии

 Учебный год   2018 – 2019

Класс   7

Количество часов по учебному плану ОУ :  всего  68 часов, в неделю 2 часа

Плановых контрольных работ  5

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования  и  программы общеобразовательных учреждений  «Геометрия 7 – 9 классы» составитель  Т. А. Бурмистрова , М.» Просвещение,2008

Учебник   Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев  и др. М. «Просвещение», 2015

 

Календарно – тематическое планирование

№ уро

ка

Дата по плану

Дата по факту

 

Тема  и тип урока

Элементы содержания

(основные понятия)

Перечень ключевых компетенций (планируемые результаты обучения)

Виды контроля

(формы)

 

УУД

(деятельность учащихся)

Глава 1. Начальные геометрические сведения, 10 ч.

1-2

 

 

Прямая и отрезок. Луч и угол.

(урок открытия новых знаний, УОУН)

 

Систематизация знаний о взаимном расположении точек и прямых. Знакомство со свойством прямой. Повторение понятий луча, начала луча, угла, его стороны и вершины. Введение понятий внутренней и внешней области неразвернутого угла. Знакомство с обозначениями луча и угла.

Знать: сколько прямых можно провести через две точки; сколько общих точек могут иметь две прямые; определение отрезка, луча, угла.

 Уметь: изображать и обозначать точку, прямую, отрезок, луч и угол.

 

Устный опрос

К. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

П. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

3

 

 

Сравнение отрезков и углов.

(урок открытия новых знаний)

 

 

Введение понятий равенства геометрических фигур, середины отрезка, биссектрисы угла. Обучение сравнению отрезков и углов.

Знать: определение равных фигур.

Уметь: сравнивать отрезки и углы; различать острый, прямой и тупой углы.

 

Самостоятельная работа

К. Умеют слушать и слышать друг друга.

Р. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

4

 

 

Измерение отрезков.

(урок открытия новых знаний)

 

Введение понятия длины отрезка. Рассмотрение свойств длин отрезков. Ознакомление с единицами измерения и инструментами для измерения отрезков.

Знать: свойства измерения отрезков.

Уметь: Находить длину отрезка, используя свойства измерения отрезков, масштабную линейку.

Математический диктант

К. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

5

 

 

Измерение углов.

(урок открытия новых знаний)

 

Введение понятий градуса и градусной меры угла. Рассмотрение свойств градусных мер угла, свойства измерения углов. Повторение видов углов. Ознакомление с приборами для измерения углов на местности.

Знать: свойства измерения углов.

Уметь: находить величину угла, используя  транспортир, строить биссектрису угла.

Самостоятельная работа.

К. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Р. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

П. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

6

 

 

Смежные и вертикальные углы

(урок открытия новых знаний)

 

Ознакомление с понятиями смежных и вертикальных углов, рассмотрение их свойств. Обучение построению угла, смежного с данным  углом, изображению вертикальных углов, нахождению на рисунке смежных и вертикальных углов.

Знать: определения смежных и вертикальных углов, формулировки свойств о смежных и вертикальных углах.

Уметь: строить угол, смежный с данным углом; изображать вертикальные углы; находить на рисунке смежные и вертикальные углы; решать задачи на нахождение смежных углов, образованных при пересечении двух прямых.

Устный опрос.

 

К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

7-8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

Перпендикулярные прямые

(урок открытия новых знаний, урок отработки умений и навыков)

 

Решение задач

(урок отработки умений и навыков)

 

Повторение понятия перпендикулярных прямых. Рассмотрение свойств перпендикулярных прямых. Совершенствование умения решать задачи.

Знать: определение перпендикулярных прямых.

Уметь: строить перпендикулярные прямые с помощью чертежного треугольника.

Самостоятельная работа.

К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

10

 

 

Контрольная работа № 1 по теме «Измерение отрезков и углов»

(урок развивающего контроля)

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Уметь: решать задачи на нахождение длин отрезков в случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка; величин углов, образованных пересекающимися прямыми, используя свойства измерения отрезков и углов.

Контрольная работа

К. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Р. Осознают качество и уровень усвоения.

П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Глава 2. Треугольники, 17 ч

11

 

 

Треугольники.

(урок открытия новых знаний)

 

 

Повторение понятий треугольника и его элементов.  Введение понятия равных треугольников.

Уметь: объяснять, какая фигура называется треугольником, называть его элементы, изображать треугольники, распознавать их на чертежах, моделях и в текущей обстановке.

Знать: что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку первого признака равенства треугольников.

Устный опрос.

К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

П. Выделяют и формулируют познавательную цель.

12

 

 

Первый признак равенства треугольников.

(урок открытия новых знаний)

 

 

Введение понятий теоремы и доказательства теоремы. Доказательство первого признака равенства треугольников. Обучение решению задач на применение первого признака равенства треугольников.

Уметь: решать задачи на нахождение периметра треугольника и доказательство равенства треугольников с использованием первого признака равенства треугольников при нахождении углов и сторон соответственно равных треугольников.

Фронтальный опрос.

Работа по карточкам

с самопроверкой

К. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

П. Устанавливают причинно-следственные связи.

13-14

 

 

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

(урок отработки умений и навыков)

Совершенствование навыков решения задач на применение первого признака равенства треугольников. Закрепление умения доказывать теоремы.

Уметь: решать задачи на доказательство равенства треугольников с использованием первого признака равенства треугольников при нахождении углов и сторон соответственно равных треугольников.

Самостоятельная работа.

К. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Р. Составляют план и последовательность действий.

П. Строят логические цепи рассуждений.

15

 

 

Медианы, биссектрисы, высоты треугольника

(урок открытия новых знаний)

Введение понятий перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Доказательство теоремы о перпендикуляре. Обучение построению медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Знать: определение перпендикуляра к прямой, формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой, определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника, определения равнобедренного и равностороннего треугольников.

Уметь: строить и распознавать медианы, высоты и биссектрисы треугольника.

Фронтальный опрос.

Индивидуальные карточки

К. Умеют слушать и слышать друг друга.

Р.. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

16

 

 

Свойства равнобедренного треугольника

(урок открытия новых знаний)

Введение понятий равнобедренного и равностороннего треугольников. Рассмотрение свойств равнобедренного треугольника и показ их применения на практике.

Знать: формулировки теорем об углах при основании равнобедренного треугольника и медиане равнобедренного треугольника, проведенной к основанию.

 

Устный опрос.

Индивидуальные карточки

К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Р. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

П. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

17-18

 

 

Решение задач по теме «Свойства равнобедренного треугольника»

(урок отработки умений и навыков)

Закрепление теоретических знаний по изучаемой теме. Совершенствование навыков доказательства теорем, решение задач.

Уметь: решать задачи, используя свойства равнобедренного треугольника.

Устный опрос.

Работа по карточкам

с самопроверкой

К. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

19

 

 

Второй признак равенства треугольников

(урок открытия новых знаний)

Доказательство второго признака равенства треугольников. Отработка навыка использования второго признака равенства треугольников при решении задач.

Знать: формулировку второго признака равенства треугольников.

Уметь: решать задачи на доказательство равенств треугольников, опираясь на второй признак.

Текущий контроль.

К. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

20-21

 

 

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников

(урок отработки умений и навыков)

Совершенствование навыков решения задач на применение второго признака равенства треугольников.

 

Текущий опрос, самостоятельное решение текстовых задач с последующей проверкой самостоятельная работа.

К. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

22

 

 

Третий признак равенства треугольников

(урок открытия новых знаний)

Доказательство третьего признака равенства треугольников. Обучение решению задач на применение третьего признака равенства треугольников.

Знать: формулировку третьего признака равенства треугольников.

Уметь: решать задачи на доказательство равенств треугольников, опираясь на третий признак.

Самостоятельная работа.

К. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия

Р.. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

23

 

 

Окружность

(урок открытия новых знаний)

Систематизация знаний об окружности и ее элементах. Отработка навыков решения задач по заданной теме.

Знать: определение окружности, радиуса, хорды, диаметра.

Уметь: объяснять, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности.

Устный опрос.

Работа по карточкам

с самопроверкой

К. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

24

 

 

Примеры задач на построение

(урок отработки умений и навыков)

Представление о задачах на построение. Рассмотрение наиболее простых задач на построение и обучение их решению.

Знать: алгоритм построения угла, равного данному; биссектрисы данного угла.

Уметь: выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: биссектрисы данного угла, угла, равного данному.

Текущий контроль.

К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Р. Составляют план и последовательность действий.

П. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.

25

 

 

Решение задач на построение

(урок отработки умений и навыков)

Закрепление навыков решения простейших задач на построение. Обучению решению задач на построение.

Знать: алгоритм построения перпендикулярных прямых, середины отрезка.

Уметь: выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: прямой, проходящей через данную точку, перпендикулярно прямой; середины данного отрезка.

Самостоятельная работа

К. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

П. Выражают структуру задачи разными средствами

26

 

 

Решение задач по теме «Треугольники»

(урок отработки умений и навыков)

Закрепление и совершенствование навыков решения задач на применение признаков равенства треугольников. Продолжение выработки навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки. Проверка готовности обучающихся к  контрольной работе.

Уметь: решать задачи на доказательство равенства треугольников, нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Устный опрос.

Работа по карточкам

с самопроверкой

К. Умеют слушать и слышать друг друга.

Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

27

 

 

Контрольная работа №2                       по теме «Треугольники»

(урок развивающего контроля)

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Уметь: решать задачи на доказательство равенства треугольников, нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

 

Текущий

К. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Р. Осознают качество и уровень усвоения.

П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Глава 3.  Параллельные прямые, 13 ч

28-29

 

 

Признаки параллельности прямых

(урок открытия новых знаний)

Повторение понятия параллельных прямых. Введение понятий накрест лежащих, односторонних и соответственных углов. Рассмотрение признаков параллельности двух прямых. Обучение решению задач на применение признаков параллельности прямых.

Знать: определение параллельных прямых, названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельных прямых.

Уметь: показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответствующих, односторонних углов, доказывать признаки параллельных прямых.

Устный опрос.

Математический диктант

К. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

П. Выделяют и формулируют познавательную цель.

30

 

 

Признаки параллельности прямых

(урок открытия новых знаний)

Совершенствование навыков доказательства теорем. Закрепление навыков решения задач на применение признаков параллельности прямых.

Знать: признаки параллельных прямых.

Уметь:  пользоваться ими при решении задач типа 186, 187, 188, 189. 191, 194, строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки.

Индивидуальные карточки

К. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

П. Устанавливают причинно-следственные связи.

31

 

 

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

(урок отработки умений и навыков)

Совершенствование навыков применения признаков параллельности прямых.

Уметь:  пользоваться при признаками параллельных прямых при решении задач.

Работа по карточкам

с самопроверкой

К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

П. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

32-33

 

 

Аксиома параллельных прямых

(урок открытия новых знаний)

Ведение понятия аксиомы. Рассмотрение аксиомы параллельных прямых и ее следствий. Обучение решению задач на применение аксиомы параллельных прямых.

Знать: аксиому параллельных прямых и следствия из нее, знать и уметь доказывать следствия из нее.

Устный опрос

К. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

 

 

 

 

Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач типа 196, 198, 199

Математический диктант

34

 

 

Свойства параллельных прямых

(урок открытия новых знаний)

Рассмотрение свойств параллельных прямых. Показ применения свойств параллельных прямых. Закрепление ЗУН по теме «Аксиомы параллельных прямых».

Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач типа 196, 198, 199

Математический диктант

К. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Р. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

35

 

 

Свойства параллельных прямых

(урок отработки умений и навыков)

Закрепление знаний о свойствах параллельных прямых. Совершенствование навыков доказательства теорем. Обучение решению  задач на применение свойств параллельных прямых.

Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач

Индивидуальные карточки

К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

П. Выражают структуру задачи разными средствами

36-37

 

 

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

(урок отработки умений и навыков)

Совершенствование навыков решения задач на применение признаков и свойств параллельных прямых.

Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач типа 201, 203, 204, 205, 209

Тест

К. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

П. Строят логические цепи рассуждений.

 

38-39

 

 

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

(урок отработки умений и навыков)

Подготовка к контрольной работе по теме «Параллельные прямые». Совершенствование навыков решения задач.

Уметь: по условию задачи выполнять чертеж, в ходе решения задач доказывать параллельность прямых, используя соответствующие признаки; находить равные углы при параллельных прямых и ее секущей

Индивидуальные карточки

40

 

 

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»

(урок развивающего контроля)

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Контрольная работа

К. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Р. Осознают качество и уровень усвоения.

П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника,   18 ч

41

 

 

Сумма углов треугольника

(урок открытия новых знаний)

Доказательство теоремы о сумме углов треугольника, ее следствия. Обучение решению задач на применение нового материала.

Знать: формулировку теоремы о сумме углов в треугольнике; какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным.

Уметь: изображать внешний угол треугольника, остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники; решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника и ее следствия

Устный опрос

К. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

П. Выделяют и формулируют познавательную цель.

 

 

 

 

 

 

42

 

 

Сумма углов треугольника

(урок отработки умений и навыков)

Введение понятий остроугольного, прямоугольного т тупоугольного треугольников. Совершенствование навыков решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника.

 

Знать: формулировку теоремы о сумме углов в треугольнике; свойство внешнего угла тр-ка; какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным.

Уметь: изображать внешний угол треугольника, остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники; решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника и ее следствия

Индивидуальные карточки

К. Умеют слушать и слышать друг друга.

Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

П. Устанавливают причинно-следственные связи.

43-44

 

 

Соотношение между сторонами и углами треугольника:

(урок открытия новых знаний, урок отработки умений и навыков)

Рассмотрение теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника и ее применение при решении задач. Совершенствование навыков решения задач на применение теоремы о cумме углов треугольника.

Знать: формулировки теоремы о соотношениях между сторонами и углами  треугольника.

Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, используя признак равнобедренного треугольника. 

Практическая работа

К. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

П. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Р. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

45

 

 

Неравенство треугольника

(урок открытия новых знаний)

Рассмотрение теоремы о неравенстве треугольника и показ ее применения при решении задач. Совершенствование навыков решения задач на применение теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

Знать: формулировку теоремы о неравенстве треугольника.

Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, используя теорему о неравенстве треугольника

Устный опрос

К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

46-47

 

 

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

(УАУН - урок актуализации умений и навыков)

Совершенствование навыков решения задач. подготовка

Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, теорему о неравенстве треугольника

Математический диктант

К. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Р. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

П. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

48

 

 

Контрольная работа № 4 по теме: «Сумма углов треугольника»

(урок развивающего контроля)

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Уметь: решать задачи, теорему о неравенстве треугольника

Контрольная работа

К. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Р. Осознают качество и уровень усвоения.

П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

49

 

 

Некоторые свойства прямоугольных треугольников

(урок открытия новых знаний)

Рассмотреть свойства прямоугольных треугольников. Обучение решению задач на применение свойств прямоугольных треугольников.

Знать: формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников.

Уметь: применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач

Математический диктант

К. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

50

 

 

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

(урок открытия новых знаний)

Рассмотрение признаков равенства прямоугольных треугольников. Обучение решению задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников.

Знать: формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников.

Уметь: применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач

Устный опрос.

Упражнения

К. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Выражают структуру задачи разными средствами

51

 

 

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

(урок отработки умений и навыков)

Приведение в систему знаний учащихся по теме «Прямоугольный треугольник». Совершенствование навыков решения задач на применение свойств прямоугольного треугольника, признаков равенства прямоугольных треугольников.

Знать: формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников.

Уметь: применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, решение практических задач

 

К. Умеют слушать и слышать друг друга.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

52

 

 

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

(урок отработки умений и навыков)

Индивидуальные карточки

К. Умеют слушать и слышать друг друга.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

53

 

 

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

(урок открытия новых знаний)

Введение понятий наклонной, проведенной из точки, не лежащей на данной прямой, к этой прямой, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми. Рассмотрение свойств параллельных прямых. Обучение решению задач на нахождение расстояние от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми.

Знать: определение расстояния от точки до прямой  и расстояние между параллельными прямыми, свойство перпендикуляра, проведенного от точки к прямой, свойство параллельных прямых.

Уметь: решать задачи на нахождение расстояния между параллельными прямыми, используя изученные свойства и понятия.

Математический диктант

К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

54

 

 

Построение треугольника по трем элементам.

(урок открытия новых знаний)

Рассмотрение задач на  построение треугольника по трем элементам. Совершенствование навыков решения задач на построения.

Уметь: строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, трем сторонам, используя циркуль и линейку 

Упражнения

Фронтальный опрос

К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Р. Составляют план и последовательность действий.

П. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

55

 

 

Построение треугольника по трем элементам.

(урок отработки умений и навыков)

Совершенствование навыков построения треугольников по трем элементам и решение задач на построение.

Уметь: строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, трем сторонам, используя циркуль и линейку 

Практическая работа

К. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.

Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

П. Выражают структуру задачи разными средствами

56

57

 

 

Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

(урок отработки умений и навыков, урок актуализации умений и навыков)

Приведение в систему умений и навыков решения задач. подготовка к контрольной работе.

Уметь: решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольников; свойство внешнего угла треугольника; признаки равнобедренного треугольника; решать несложные задачи на построение.

УО.

Индивидуальные карточки

К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

П. Выражают структуру задачи разными средствами

58

 

 

Контрольная работа № 5  по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

(урок развивающего контроля)

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Уметь: решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольников; свойство внешнего угла треугольника; признаки равнобедренного треугольника; решать несложные задачи на построение с использованием известных алгоритмов

Контрольная работа

К. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Р. Осознают качество и уровень усвоения.

П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Повторение. Решение задач, 10 ч

59

60

 

 

Решение задач по теме «Треугольники»

(урок отработки умений и навыков, урок актуализации умений и навыков)

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

Уметь: решать задачи на нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника

Индивидуальные карточки

К. Умеют слушать и слышать друг друга.

Р. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

П. Строят логические цепи рассуждений.

61-63

 

 

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

(урок отработки умений и навыков, урок актуализации умений и навыков)

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

Уметь: решать задачи по теме «Параллельные прямые»

Индивидуальные карточки

К. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

П. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

64-66

 

 

Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

(урок отработки умений и навыков, урок актуализации умений и навыков)

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

Уметь: решать задачи по данной теме

Индивидуальные карточки

К. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

67-68

 

 

Повторение темы: «Задачи на построение»

(урок отработки умений и навыков, урок актуализации умений и навыков)

Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач.

Уметь: решать задачи по данной теме

Индивидуальные карточки

К. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

П. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

 

Итого: 68 часов