Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса по геометрии разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учетом программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной.
Реализация программы рассчитана на 68 часов - 2 ч в неделю.
Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы: «Начальные геометрические сведения», «Треугольник», «Параллельные прямые», «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
В рабочей программе предусмотрено 5 контрольных работ. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.
Учитывая жесткий лимит учебного времени, объяснение материала и фронтальное решение задач проводятся по готовым чертежам.
В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.
Формой промежуточной и итоговой аттестации по темам курса являются:
- контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- диктант; тест.
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
-овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-развитие творческой активности учащихся;
-развитие ясного, точного, грамотного изложения мыслей в устной и письменной речи;
-развитие интереса к предмету;
-активизация поисково-познавательной деятельности;
-развитие логического мышления;
-развитие изобразительных умений.
-воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Основное содержание (68 часов).
Содержание курса геометрии 7 класса включает следующие тематические блоки:
№ |
Тема |
Количество часов |
Контрольных работ |
1 |
Начальные геометрические сведения |
10 |
1 |
2 |
Треугольник |
17 |
1 |
3 |
Параллельные прямые |
13 |
1 |
4 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. |
18 |
2 |
5 |
Повторение |
10 |
|
Итого |
68 |
5 |
- Начальные геометрические сведения (10ч)
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезков и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
- Треугольник (17 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
3.Параллельные прямые (13 ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
5.Повторение (10 ч)
Решение задач.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения курса геометрии 7 класса ученик должен
знать:
- основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
- формировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
уметь:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- находить стороны, углы треугольников;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- владеть алгоритмами решения основных задач на построение.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- владение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Тематическое планирование
по геометрии
Учебный год 2018 – 2019
Класс 7
Количество часов по учебному плану ОУ : всего 68 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ 5
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7 – 9 классы» составитель Т. А. Бурмистрова , М.» Просвещение,2008
Учебник Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М. «Просвещение», 2015
Календарно – тематическое планирование
№ уро ка |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема и тип урока |
Элементы содержания (основные понятия) |
Перечень ключевых компетенций (планируемые результаты обучения) |
Виды контроля (формы) |
УУД (деятельность учащихся) |
Глава 1. Начальные геометрические сведения, 10 ч. |
|||||||
1-2 |
|
|
Прямая и отрезок. Луч и угол. (урок открытия новых знаний, УОУН)
|
Систематизация знаний о взаимном расположении точек и прямых. Знакомство со свойством прямой. Повторение понятий луча, начала луча, угла, его стороны и вершины. Введение понятий внутренней и внешней области неразвернутого угла. Знакомство с обозначениями луча и угла. |
Знать: сколько прямых можно провести через две точки; сколько общих точек могут иметь две прямые; определение отрезка, луча, угла. Уметь: изображать и обозначать точку, прямую, отрезок, луч и угол.
|
Устный опрос |
К. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). П. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. |
3 |
|
|
Сравнение отрезков и углов. (урок открытия новых знаний)
|
Введение понятий равенства геометрических фигур, середины отрезка, биссектрисы угла. Обучение сравнению отрезков и углов. |
Знать: определение равных фигур. Уметь: сравнивать отрезки и углы; различать острый, прямой и тупой углы.
|
Самостоятельная работа |
К. Умеют слушать и слышать друг друга. Р. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
4 |
|
|
Измерение отрезков. (урок открытия новых знаний)
|
Введение понятия длины отрезка. Рассмотрение свойств длин отрезков. Ознакомление с единицами измерения и инструментами для измерения отрезков. |
Знать: свойства измерения отрезков. Уметь: Находить длину отрезка, используя свойства измерения отрезков, масштабную линейку. |
Математический диктант |
К. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
5 |
|
|
Измерение углов. (урок открытия новых знаний)
|
Введение понятий градуса и градусной меры угла. Рассмотрение свойств градусных мер угла, свойства измерения углов. Повторение видов углов. Ознакомление с приборами для измерения углов на местности. |
Знать: свойства измерения углов. Уметь: находить величину угла, используя транспортир, строить биссектрису угла. |
Самостоятельная работа. |
К. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. Р. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. П. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. |
6 |
|
|
Смежные и вертикальные углы (урок открытия новых знаний)
|
Ознакомление с понятиями смежных и вертикальных углов, рассмотрение их свойств. Обучение построению угла, смежного с данным углом, изображению вертикальных углов, нахождению на рисунке смежных и вертикальных углов. |
Знать: определения смежных и вертикальных углов, формулировки свойств о смежных и вертикальных углах. Уметь: строить угол, смежный с данным углом; изображать вертикальные углы; находить на рисунке смежные и вертикальные углы; решать задачи на нахождение смежных углов, образованных при пересечении двух прямых. |
Устный опрос.
|
К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
7-8
9 |
|
|
Перпендикулярные прямые (урок открытия новых знаний, урок отработки умений и навыков)
Решение задач (урок отработки умений и навыков)
|
Повторение понятия перпендикулярных прямых. Рассмотрение свойств перпендикулярных прямых. Совершенствование умения решать задачи. |
Знать: определение перпендикулярных прямых. Уметь: строить перпендикулярные прямые с помощью чертежного треугольника. |
Самостоятельная работа. |
К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
10 |
|
|
Контрольная работа № 1 по теме «Измерение отрезков и углов» (урок развивающего контроля) |
Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала. |
Уметь: решать задачи на нахождение длин отрезков в случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка; величин углов, образованных пересекающимися прямыми, используя свойства измерения отрезков и углов. |
Контрольная работа |
К. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Р. Осознают качество и уровень усвоения. П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. |
Глава 2. Треугольники, 17 ч |
|||||||
11 |
|
|
Треугольники. (урок открытия новых знаний)
|
Повторение понятий треугольника и его элементов. Введение понятия равных треугольников. |
Уметь: объяснять, какая фигура называется треугольником, называть его элементы, изображать треугольники, распознавать их на чертежах, моделях и в текущей обстановке. Знать: что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку первого признака равенства треугольников. |
Устный опрос. |
К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. П. Выделяют и формулируют познавательную цель. |
12 |
|
|
Первый признак равенства треугольников. (урок открытия новых знаний)
|
Введение понятий теоремы и доказательства теоремы. Доказательство первого признака равенства треугольников. Обучение решению задач на применение первого признака равенства треугольников. |
Уметь: решать задачи на нахождение периметра треугольника и доказательство равенства треугольников с использованием первого признака равенства треугольников при нахождении углов и сторон соответственно равных треугольников. |
Фронтальный опрос. Работа по карточкам с самопроверкой |
К. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. П. Устанавливают причинно-следственные связи. |
13-14 |
|
|
Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. (урок отработки умений и навыков) |
Совершенствование навыков решения задач на применение первого признака равенства треугольников. Закрепление умения доказывать теоремы. |
Уметь: решать задачи на доказательство равенства треугольников с использованием первого признака равенства треугольников при нахождении углов и сторон соответственно равных треугольников. |
Самостоятельная работа. |
К. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. Р. Составляют план и последовательность действий. П. Строят логические цепи рассуждений. |
15 |
|
|
Медианы, биссектрисы, высоты треугольника (урок открытия новых знаний) |
Введение понятий перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Доказательство теоремы о перпендикуляре. Обучение построению медианы, биссектрисы и высоты треугольника. |
Знать: определение перпендикуляра к прямой, формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой, определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника, определения равнобедренного и равностороннего треугольников. Уметь: строить и распознавать медианы, высоты и биссектрисы треугольника. |
Фронтальный опрос. Индивидуальные карточки |
К. Умеют слушать и слышать друг друга. Р.. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
16 |
|
|
Свойства равнобедренного треугольника (урок открытия новых знаний) |
Введение понятий равнобедренного и равностороннего треугольников. Рассмотрение свойств равнобедренного треугольника и показ их применения на практике. |
Знать: формулировки теорем об углах при основании равнобедренного треугольника и медиане равнобедренного треугольника, проведенной к основанию.
|
Устный опрос. Индивидуальные карточки |
К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Р. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). П. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. |
17-18 |
|
|
Решение задач по теме «Свойства равнобедренного треугольника» (урок отработки умений и навыков) |
Закрепление теоретических знаний по изучаемой теме. Совершенствование навыков доказательства теорем, решение задач. |
Уметь: решать задачи, используя свойства равнобедренного треугольника. |
Устный опрос. Работа по карточкам с самопроверкой |
К. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
19 |
|
|
Второй признак равенства треугольников (урок открытия новых знаний) |
Доказательство второго признака равенства треугольников. Отработка навыка использования второго признака равенства треугольников при решении задач. |
Знать: формулировку второго признака равенства треугольников. Уметь: решать задачи на доказательство равенств треугольников, опираясь на второй признак. |
Текущий контроль. |
К. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. |
20-21 |
|
|
Решение задач на применение второго признака равенства треугольников (урок отработки умений и навыков) |
Совершенствование навыков решения задач на применение второго признака равенства треугольников. |
|
Текущий опрос, самостоятельное решение текстовых задач с последующей проверкой самостоятельная работа. |
К. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
22 |
|
|
Третий признак равенства треугольников (урок открытия новых знаний) |
Доказательство третьего признака равенства треугольников. Обучение решению задач на применение третьего признака равенства треугольников. |
Знать: формулировку третьего признака равенства треугольников. Уметь: решать задачи на доказательство равенств треугольников, опираясь на третий признак. |
Самостоятельная работа. |
К. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия Р.. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
23 |
|
|
Окружность (урок открытия новых знаний) |
Систематизация знаний об окружности и ее элементах. Отработка навыков решения задач по заданной теме. |
Знать: определение окружности, радиуса, хорды, диаметра. Уметь: объяснять, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности. |
Устный опрос. Работа по карточкам с самопроверкой |
К. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
24 |
|
|
Примеры задач на построение (урок отработки умений и навыков) |
Представление о задачах на построение. Рассмотрение наиболее простых задач на построение и обучение их решению. |
Знать: алгоритм построения угла, равного данному; биссектрисы данного угла. Уметь: выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: биссектрисы данного угла, угла, равного данному. |
Текущий контроль. |
К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Р. Составляют план и последовательность действий. П. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах. |
25 |
|
|
Решение задач на построение (урок отработки умений и навыков) |
Закрепление навыков решения простейших задач на построение. Обучению решению задач на построение. |
Знать: алгоритм построения перпендикулярных прямых, середины отрезка. Уметь: выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: прямой, проходящей через данную точку, перпендикулярно прямой; середины данного отрезка. |
Самостоятельная работа |
К. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. П. Выражают структуру задачи разными средствами |
26 |
|
|
Решение задач по теме «Треугольники» (урок отработки умений и навыков) |
Закрепление и совершенствование навыков решения задач на применение признаков равенства треугольников. Продолжение выработки навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки. Проверка готовности обучающихся к контрольной работе. |
Уметь: решать задачи на доказательство равенства треугольников, нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. |
Устный опрос. Работа по карточкам с самопроверкой |
К. Умеют слушать и слышать друг друга. Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
27 |
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» (урок развивающего контроля) |
Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала. |
Уметь: решать задачи на доказательство равенства треугольников, нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. |
Текущий |
К. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Р. Осознают качество и уровень усвоения. П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. |
Глава 3. Параллельные прямые, 13 ч |
|||||||
28-29 |
|
|
Признаки параллельности прямых (урок открытия новых знаний) |
Повторение понятия параллельных прямых. Введение понятий накрест лежащих, односторонних и соответственных углов. Рассмотрение признаков параллельности двух прямых. Обучение решению задач на применение признаков параллельности прямых. |
Знать: определение параллельных прямых, названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельных прямых. Уметь: показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответствующих, односторонних углов, доказывать признаки параллельных прямых. |
Устный опрос. Математический диктант |
К. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно П. Выделяют и формулируют познавательную цель. |
30 |
|
|
Признаки параллельности прямых (урок открытия новых знаний) |
Совершенствование навыков доказательства теорем. Закрепление навыков решения задач на применение признаков параллельности прямых. |
Знать: признаки параллельных прямых. Уметь: пользоваться ими при решении задач типа 186, 187, 188, 189. 191, 194, строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки. |
Индивидуальные карточки |
К. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. П. Устанавливают причинно-следственные связи. |
31 |
|
|
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» (урок отработки умений и навыков) |
Совершенствование навыков применения признаков параллельности прямых. |
Уметь: пользоваться при признаками параллельных прямых при решении задач. |
Работа по карточкам с самопроверкой |
К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. П. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. |
32-33 |
|
|
Аксиома параллельных прямых (урок открытия новых знаний) |
Ведение понятия аксиомы. Рассмотрение аксиомы параллельных прямых и ее следствий. Обучение решению задач на применение аксиомы параллельных прямых. |
Знать: аксиому параллельных прямых и следствия из нее, знать и уметь доказывать следствия из нее. |
Устный опрос |
К. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
|
|
|
|
|
Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач типа 196, 198, 199 |
Математический диктант |
|
34 |
|
|
Свойства параллельных прямых (урок открытия новых знаний) |
Рассмотрение свойств параллельных прямых. Показ применения свойств параллельных прямых. Закрепление ЗУН по теме «Аксиомы параллельных прямых». |
Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач типа 196, 198, 199 |
Математический диктант |
К. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Р. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
35 |
|
|
Свойства параллельных прямых (урок отработки умений и навыков) |
Закрепление знаний о свойствах параллельных прямых. Совершенствование навыков доказательства теорем. Обучение решению задач на применение свойств параллельных прямых. |
Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач |
Индивидуальные карточки |
К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. П. Выражают структуру задачи разными средствами |
36-37 |
|
|
Решение задач по теме «Параллельные прямые» (урок отработки умений и навыков) |
Совершенствование навыков решения задач на применение признаков и свойств параллельных прямых. |
Знать: свойства параллельных прямых и применять их при решении задач типа 201, 203, 204, 205, 209 |
Тест |
К. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. П. Строят логические цепи рассуждений.
|
38-39 |
|
|
Решение задач по теме «Параллельные прямые» (урок отработки умений и навыков) |
Подготовка к контрольной работе по теме «Параллельные прямые». Совершенствование навыков решения задач. |
Уметь: по условию задачи выполнять чертеж, в ходе решения задач доказывать параллельность прямых, используя соответствующие признаки; находить равные углы при параллельных прямых и ее секущей |
Индивидуальные карточки |
|
40 |
|
|
Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» (урок развивающего контроля) |
Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала. |
Контрольная работа |
К. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Р. Осознают качество и уровень усвоения. П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. |
|
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника, 18 ч |
|||||||
41 |
|
|
Сумма углов треугольника (урок открытия новых знаний) |
Доказательство теоремы о сумме углов треугольника, ее следствия. Обучение решению задач на применение нового материала. |
Знать: формулировку теоремы о сумме углов в треугольнике; какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным. Уметь: изображать внешний угол треугольника, остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники; решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника и ее следствия |
Устный опрос |
К. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. П. Выделяют и формулируют познавательную цель.
|
42 |
|
|
Сумма углов треугольника (урок отработки умений и навыков) |
Введение понятий остроугольного, прямоугольного т тупоугольного треугольников. Совершенствование навыков решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника.
|
Знать: формулировку теоремы о сумме углов в треугольнике; свойство внешнего угла тр-ка; какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным. Уметь: изображать внешний угол треугольника, остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники; решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника и ее следствия |
Индивидуальные карточки |
К. Умеют слушать и слышать друг друга. Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. П. Устанавливают причинно-следственные связи. |
43-44 |
|
|
Соотношение между сторонами и углами треугольника: (урок открытия новых знаний, урок отработки умений и навыков) |
Рассмотрение теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника и ее применение при решении задач. Совершенствование навыков решения задач на применение теоремы о cумме углов треугольника. |
Знать: формулировки теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, используя признак равнобедренного треугольника. |
Практическая работа |
К. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. П. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Р. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
45 |
|
|
Неравенство треугольника (урок открытия новых знаний) |
Рассмотрение теоремы о неравенстве треугольника и показ ее применения при решении задач. Совершенствование навыков решения задач на применение теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника. |
Знать: формулировку теоремы о неравенстве треугольника. Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, используя теорему о неравенстве треугольника |
Устный опрос |
К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
46-47 |
|
|
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. (УАУН - урок актуализации умений и навыков) |
Совершенствование навыков решения задач. подготовка |
Уметь: сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника; решать задачи, теорему о неравенстве треугольника |
Математический диктант |
К. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Р. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). П. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
48 |
|
|
Контрольная работа № 4 по теме: «Сумма углов треугольника» (урок развивающего контроля) |
Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала. |
Уметь: решать задачи, теорему о неравенстве треугольника |
Контрольная работа |
К. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Р. Осознают качество и уровень усвоения. П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. |
49 |
|
|
Некоторые свойства прямоугольных треугольников (урок открытия новых знаний) |
Рассмотреть свойства прямоугольных треугольников. Обучение решению задач на применение свойств прямоугольных треугольников. |
Знать: формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников. Уметь: применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач |
Математический диктант |
К. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
50 |
|
|
Признаки равенства прямоугольных треугольников. (урок открытия новых знаний) |
Рассмотрение признаков равенства прямоугольных треугольников. Обучение решению задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников. |
Знать: формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников. Уметь: применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач |
Устный опрос. Упражнения |
К. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Выражают структуру задачи разными средствами |
51 |
|
|
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» (урок отработки умений и навыков) |
Приведение в систему знаний учащихся по теме «Прямоугольный треугольник». Совершенствование навыков решения задач на применение свойств прямоугольного треугольника, признаков равенства прямоугольных треугольников. |
Знать: формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников. Уметь: применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, решение практических задач |
|
К. Умеют слушать и слышать друг друга. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
52 |
|
|
Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» (урок отработки умений и навыков) |
Индивидуальные карточки |
К. Умеют слушать и слышать друг друга. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
||
53 |
|
|
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми (урок открытия новых знаний) |
Введение понятий наклонной, проведенной из точки, не лежащей на данной прямой, к этой прямой, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми. Рассмотрение свойств параллельных прямых. Обучение решению задач на нахождение расстояние от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми. |
Знать: определение расстояния от точки до прямой и расстояние между параллельными прямыми, свойство перпендикуляра, проведенного от точки к прямой, свойство параллельных прямых. Уметь: решать задачи на нахождение расстояния между параллельными прямыми, используя изученные свойства и понятия. |
Математический диктант |
К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
54 |
|
|
Построение треугольника по трем элементам. (урок открытия новых знаний) |
Рассмотрение задач на построение треугольника по трем элементам. Совершенствование навыков решения задач на построения. |
Уметь: строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, трем сторонам, используя циркуль и линейку |
Упражнения Фронтальный опрос |
К. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности Р. Составляют план и последовательность действий. П. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. |
55 |
|
|
Построение треугольника по трем элементам. (урок отработки умений и навыков) |
Совершенствование навыков построения треугольников по трем элементам и решение задач на построение. |
Уметь: строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, трем сторонам, используя циркуль и линейку |
Практическая работа |
К. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий. Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. П. Выражают структуру задачи разными средствами |
56 57 |
|
|
Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» (урок отработки умений и навыков, урок актуализации умений и навыков) |
Приведение в систему умений и навыков решения задач. подготовка к контрольной работе. |
Уметь: решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольников; свойство внешнего угла треугольника; признаки равнобедренного треугольника; решать несложные задачи на построение. |
УО. Индивидуальные карточки |
К. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Р. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. П. Выражают структуру задачи разными средствами |
58 |
|
|
Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» (урок развивающего контроля) |
Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала. |
Уметь: решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольников; свойство внешнего угла треугольника; признаки равнобедренного треугольника; решать несложные задачи на построение с использованием известных алгоритмов |
Контрольная работа |
К. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Р. Осознают качество и уровень усвоения. П. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. |
Повторение. Решение задач, 10 ч |
|||||||
59 60 |
|
|
Решение задач по теме «Треугольники» (урок отработки умений и навыков, урок актуализации умений и навыков) |
Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач. |
Уметь: решать задачи на нахождение элементов треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника |
Индивидуальные карточки |
К. Умеют слушать и слышать друг друга. Р. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). П. Строят логические цепи рассуждений. |
61-63 |
|
|
Решение задач по теме «Параллельные прямые» (урок отработки умений и навыков, урок актуализации умений и навыков) |
Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач. |
Уметь: решать задачи по теме «Параллельные прямые» |
Индивидуальные карточки |
К. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. П. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. |
64-66 |
|
|
Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» (урок отработки умений и навыков, урок актуализации умений и навыков) |
Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач. |
Уметь: решать задачи по данной теме |
Индивидуальные карточки |
К. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Р. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона П. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
67-68 |
|
|
Повторение темы: «Задачи на построение» (урок отработки умений и навыков, урок актуализации умений и навыков) |
Приведение в систему ЗУН учащихся по теме. Совершенствование навыков решения задач. |
Уметь: решать задачи по данной теме |
Индивидуальные карточки |
К. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. П. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
Итого: 68 часов |
|