Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для основной общеобразовательной школы составлена на основе:
Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ФЗ-№273 Учебного плана отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Ламенская СОШ» Учебника: Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2014
Изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, — и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича по информатике и ИКТ для 8-9 классов.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Организация учебного процесса осуществляется с использованием индивидуальных, групповых, индивидуально-групповых и фронтальных форм.
Цели и задачи курса информатика в 8 класса необходимо решить следующие задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; научить пользоваться распространенными прикладными пакетами; показать основные приемы эффективного использования информационных технологий; сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Требования к результатам освоения на личностном, метапредметном и предметном уровнях
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 п. 19.2. («Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны) являться содержательной и критериальной основой для разработки … учебно-методической литературы») курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий; знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества; формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями. целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах; формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные:
формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств; осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи; целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные:
понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
Содержание тем учебного курса
8 класс
Информация и информационные процессы – 8 часов
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Кодирование и обработка текстовой и графической информации – 4 часа
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации.
Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео – 4 часов
Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Кодирование и обработка числовой информации – 7 часов
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных - 3 часа
Коммуникационные технологии и разработка Web – сайтов - 6 часов
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Повторение - 2 часа
Тематическое планирование
по __информатике__
Учебный год ____2018 - 2019_____
Класс 8_
Количество часов по учебному плану ОУ: всего _34_,в неделю__1__
Плановых контрольных работ__4__
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /сост. М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. Учебник: Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2014
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания урока |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||
Введение. Глава 1.Информация и информационные процессы (8 часов) |
|||||||
1.
|
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в живой и неживой природе. |
УОНМ |
Информация. Информационные процессы, свойства информации. |
Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером. Перечислять информационные процессы. Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. Называть свойства информации. |
Беседа ФО |
|
|
2. |
Информационные процессы в технике. |
УОНМ |
Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами |
Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах. |
ФО |
|
|
3. |
Кодирование информации с помощью знаковых систем. |
УОНМ |
Знаки (иконические знаки, символы), сигналы. |
Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации. Приводить примеры знаковых систем. Осознавать роль двоичной знаковой системы. |
Беседа |
|
|
4. |
Знаковые системы. |
УОНМ |
Знаковые системы. Естественные языки. Формальные языки. Двоичная знаковая система. Алфавит. |
|
|
|
|
5. |
Кодирование информации. ПР № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры» |
КУ |
Кодирование, длина кода, код |
Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования. Умение определять длину кода. |
ФО ПР |
|
|
6. |
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. |
УОНМ |
|
|
ФО ПР |
|
|
7. |
Количество информации. Алфавитный подход к определению количества информации. ПР № 1.2 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора» |
КУ |
|
|
ФО ПР |
|
|
8. |
Контрольная работа №1 по теме «Количество информации» |
КЗУ |
|
|
ИК |
|
|
Глава 2. Кодирование текстовой и графической информации (4 часов) |
|||||||
9. |
Кодирование текстовой информации. ПР №2.1 «Кодирование текстовой информации» |
КУ |
Кодирование текстовой информации |
Уметь определять числовые коды символов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе |
ПР |
|
|
10. |
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. |
УОНМ |
Аналоговая и дискретная форма графической информации. Пространственная дискретизация. |
Знать понятия: аналоговая и дискретная форма графической информации, пространственная дискретизация. |
ПР |
|
|
11. |
Кодирование графической информации. Растровые изображения на экране монитора. |
УОНМ |
Пиксель. Растровое изображение. Разрешающая способность растрового изображения. Глубина цвета. Графические режимы экрана монитора |
Пиксель, растровое изображение, разрешающая способность растрового изображения, глубина цвета, графические режимы экрана монитора |
ФО |
|
|
12. |
Кодирование графической информации. Палитры цветов в системах цветопередачи. ПР № 2.2 «Кодирование графической информации» |
КУ |
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB Кодирование графической информации |
Знать, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB Уметь устанавливать различные графические режимы экрана монитора; устанавливать цвет путём задания числовых кодов интенсивностей базовых цветов палитры RGB (красного, зелёного и синего) |
ФО ПР |
|
|
Глава 3. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео (4 часов) |
|||||||
13. |
Кодирование и обработка звуковой информации ПР № 3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации |
УПЗУ |
Звуковая информация (амплитуда, частота, громкость, тон) Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования. Качество оцифрованного звука. Звуковые редакторы |
Знать понятия: звуковая информация (амплитуда, частота, громкость, тон); временная дискретизация звука; частота дискретизации; глубина кодирования; качество оцифрованного звука; звуковые редакторы |
ПР |
|
|
14. |
Цифровое фото и видео. ПР 3.2. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» |
УПЗУ |
Цифровое фото и видео. Потоковое видео. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу |
Уметь захватывать снимки с цифровых фотокамер и создавать слайд-шоу |
|
|
|
15. |
ПР 3.3 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа» |
УПЗУ |
Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа |
Уметь захватывать и редактировать цифровые видеозаписи |
ПР |
|
|
16. |
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации» |
КЗУ |
|
|
ИК |
|
|
Глава 4. Кодирование и обработка числовой информации ( 7 часов) |
|||||||
17. |
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. ПР №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» |
УОНМ |
|
Знать принципы записи чисел в непозиционных и позиционных системах счисления, двоичную систему счисления. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую. |
ПР |
|
|
18. |
Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере |
КУ |
Арифметические операции в позиционных системах счисления |
Уметь выполнять арифметические операции(сложение, вычитание, умножение, деление) в позиционных системах счисления |
ФО ПР |
|
|
19. |
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. |
КЗУ |
Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных |
Знать основные параметры электронных таблиц, типы и форматы данных |
ПР |
|
|
20. |
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. ПР №4.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» |
|
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. |
Знать понятия: относительные, абсолютные и смешанные ссылки Уметь использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки |
|
|
|
21. |
Встроенные функции. ПР № 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» |
|
Встроенные функции |
Встроенные функции (суммирование, степенная функция, квадратный корень, таблица значений функции) |
|
|
|
22. |
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Основные параметры диаграмм. ПР №4.4 «Построение диаграмм различных типов» |
|
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах |
Знать порядок процесса построения диаграмм и графиков в электронных таблицах Уметь строить линейчатые и круговые диаграммы, а также диаграммы типа график. |
|
|
|
23. |
Контрольная работа №3 по теме "Кодирование и обработка числовой информации" |
|
|
|
|
|
|
Глава 5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (3 часа) |
|||||||
24. |
Базы данных в электронных таблицах. |
|
Базы данных в электронных таблицах |
|
|
|
|
25. |
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
|
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
Уметь осуществлять в электронных таблицах сортировку данных в выделенном столбце, вложенную сортировку записей базы данных по нескольким столбцам и поиск данных |
|
|
|
26. |
ПР № 5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» |
|
|
|
|
|
|
Глава 6. Коммуникационные технологии и разработка Web – сайтов (6 часов) |
|||||||
27. |
Передача информации |
|
|
|
|
|
|
28. |
Локальные компьютерные сети. |
УОНМ |
Локальные компьютерные сети. Топология сетей. Аппаратное и ПО сетей. |
Знать принципы работы локальной сети. Уметь пользоваться локальной сетью. |
ФО |
|
|
29. |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интерната. Адресация в интернете. ПР № 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети» |
УОНМ |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. |
Знать принципы работы глобальной сети Интернет. Уметь пользоваться Интернетом. |
ФО |
|
|
30. |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Маршрутизация и транспортировка данных. ПР № 6.2 «География Интернета» |
|
|
Знать принципы работы глобальной сети Интернет. Уметь пользоваться Интернетом. |
|
|
|
31. |
Разработка Web – сайтов. ПР №6.3. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» |
КУ |
Основы языка разметки гипертекста. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML |
Иметь представление об основах языка HTML. Уметь создавать сайт с использованием Web-редактора. |
ИК |
|
|
32. |
Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» |
КЗУ |
|
|
ИК |
|
|
Повторение (2 часа) |
|||||||
33. |
Повторение по теме «Информация и информационные процессы» |
УОСЗ |
Информационные технологии. |
Знать технологии обработки текстовой, графической, числовой информации. |
ФО |
|
|
34. |
Повторение «Кодирование и обработка числовой информации» |
УОСЗ |
Итоговое тестирование за курс 8 класса |
|
Беседа |
|
|