Кружок "ROBIтехника"

Пояснительная записка

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.

Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO Education, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты LEGO Education, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.

Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.

Работа с образовательными конструкторами LEGO Education позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.

Данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю. Для реализации программы в кабинете имеется наборы конструктора Lego NX, базовые детали, компьютеры, принтер, проектор, экран, видео оборудование.

Название курса – «ROBIтехника»

Класс – 5 – 8

Цели и задачи курса

Цель:  обучение основам конструирования и программирования

Задачи:

  1. Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую  личность ребенка.
  2. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
  3. Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей

Форма контроля

В качестве домашнего задания предлагаются задания для учащихся по сбору и изучению информации по выбранной теме;
•Выяснение технической задачи,

  • Определение путей решения технической задачи

Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ.

Срок обучения

Всего часов на изучение программы  34 час

Количество часов в неделю  1 час

Методы обучения

  1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
  2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
  3. Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
  4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
  5. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)

    Формы организации учебных занятий

Среди форм организации учебных занятий в данном курсе выделяются

  • практикум;
  • урок-консультация;
  • урок-ролевая игра;
  • урок-соревнование;
  • выставка;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений.

    Содержание курса

Введение  (1 ч.)

Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

Конструирование (22 ч.)

Правила работы с конструктором Lego Education.

Основные детали конструктора Lego Education. Спецификация конструктора.

Сбор непрограммируемых моделей. Знакомство с RCX. Кнопки управления. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.

Датчики и их параметры:

  • Датчик касания;
  • Датчик освещенности.

Модель «Выключатель света». Сборка модели. Повторение изученных команд. Разработка и сбор собственных моделей.

Программирование (11 ч.)

История создания языка Lab View. Визуальные языки программирования

 Разделы программы, уровни сложности.  Знакомство с RCX. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования Lab View. Изучение Окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.

Работа с пиктограммами, соединение команд.

Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп.

Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление программы.

Сборка модели с использованием мотора.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «ROBIтехника»

Метапредметные результаты

Регулятивный блок УУД

- формирование алгоритмического мышления - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой.);

- умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;

- умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата;

- умение использовать различные средства самоконтроля.

Познавательный блок УУД

- умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка;

- умение создавать информационные модели объектов, процессов на естественном и формальном языках;

- умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач;

- формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое;

- формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами;

- формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции над понятиями и простыми суждениями;

- формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным;

- осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем;

- формулировать гипотезу по решению проблем.

Коммуникативный блок

- умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи, а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.

- умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.

- умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.

- умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм.

Личностные результаты

- формирование понятия связи различных процессов, объектов с информационной деятельностью человека;

- актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;

- формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия,

- уважения информационным результатам деятельности других людей,

- формирование основ правовой культуры в области использования информации.

- формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды;

- формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов.

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.

Предметные результаты

По окончании обучения учащиеся должны знать:

- правила техники безопасной работы с механическими устройствами;

- основные компоненты роботизированных программно-управляемых устройств;

- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- основные приемы конструирования роботов и управляемых устройств;

- компьютерную среду визуального программирования роботов;

Учащиеся должны уметь:

- демонстрировать технические возможности роботов;

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования);

- создавать реально действующие модели роботов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

- создавать программы на компьютере для различных роботизированных устройств, читать и корректировать программы при необходимости;

- работать со справочной системой среды программирования, с ресурсами сети Интернет.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Введение  (1 ч.)

1

Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

1

 

Конструирование (22 ч.)

2,3

Правила работы с конструктором Lego Education.

Основные детали. Спецификация.

2

 

4

Знакомство с RCX. Кнопки управления.

1

 

5-10

Сбор непрограммируемых моделей.

6

 

11

Инфракрасный передатчик. Передача и запуск программы.

1

 

12-14

Составление простейшей программы по шаблону, передача и запуск программы.

3

 

15

Параметры мотора и лампочки.

1

 

16

Изучение влияния параметров на работу модели.

1

 

17

Знакомство с датчиками.

Датчики и их параметры:

• Датчик касания;

• Датчик освещенности.

1

 

18-19

Модель «Выключатель света». Сборка модели.

2

 

20-22

Разработка и сбор собственных моделей.

3

 

23

Демонстрация моделей

1

 

Программирование (11 ч.)

24

История создания языка Lab View. Визуальные языки программирования

1

 

25

Разделы программы, уровни сложности. 

1

 

26

RCX. Передача и запуск программы.

1

 

27

Команды Lab View. Окно инструментов.

1

 

28

Изображение команд в программе и на схеме

1

 

29

Работа с пиктограммами, соединение команд

1

 

30

Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп

1

 

31

Составления программы по шаблону

1

 

32

Передача и запуск программы

1

 

33

Составление программы

1

 

34

Сборка модели с использованием мотора

1

 

 

ИТОГО:

34

 

 В результате обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
    основные приемы конструирования роботов;
  • конструктивные особенности различных роботов;
  • как передавать программы в RCX;
  • как использовать созданные программы;
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
  • создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
  • создавать программы на компьютере для различных роботов;
  • корректировать программы при необходимости;
  • демонстрировать технические возможности роботов;

УМЕТЬ:

  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
  • создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
  • создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Robolab;
  • передавать (загружать) программы в RСX;
  • корректировать программы при необходимости;
  • демонстрировать технические возможности роботов.

    Перечень учебно-методического обеспечения

Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл. Наборы образовательных Лего-конструкторов: Индустрия развлечений. ПервоРобот. В наборе: 216 ЛЕГО-элементов, включая RCX-блок и ИК передатчик, датчик освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. В наборе: 828 ЛЕГО-элементов, включая Лего-компьютер RCX, инфракрасный передатчик, 2 датчика освещенности, 2 датчика касания, 2 мотора 9 В.

ЛИТЕРАТУРА

Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego- В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.