ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: 3 - "земля", Л - "люди", М - "мысль", Д – "добро". Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро! Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек– это тот, кто любит людей и помогаем им.
Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы: юристами, рабочими, инженерами, врачами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть работы кружка - помогать всем, кто нуждается в помощи.
Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду, помочь в нужную минуту.
Проблема трудового воспитания заключается в том, что из занимаемого видное место в советской педагогике оно оказалось на обочине воспитания. Наша задача - возродить трудовое воспитание в школе с учетом изменившихся социально-экономических условий и потребностей.
Исходная аксиома в трудовом воспитании - труд сам по себе, физические и интеллектуальные усилия не воспитывает,
а воспитывает труд осмысленный, хорошо организованный, имеющий материальные и моральные стимулы.
Цель программы:
Создание условий для расширения сфер деятельности для совершенствования социально-значимой деятельности и развитие гражданской позиции школьников. Организовать работу объединения школьников, способствующую возрождению лучших традиций благотворительности, передаче опыта поколений, социализации личности учащихся.
Задачи:
-развитие у учащихся чувство сопереживания проблемам общества, приобщение к активному преобразованию действительности,
-привитие школьникам трудовых навыков при выполнении различных изделий,
-формирование их эстетического вкуса,
-развитие творческих способностей,
-воспитание усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи,
-привитие навыков общественно-полезного труда и профессиональной ранней ориентации
-воспитание у учащихся понимания сущности добровольной помощи людям.
-вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности.
-популяризация трудовой деятельности детей.
-формирования у подростков внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.
Предмет деятельности
-проведение акций, организация благотворительных дел
-разработка социальных проектов
-оказание помощи пожилым людям, инвалидам, малышам
Вся деятельность отряда «Добродея» построена по принципу
«Не говорить, а действовать», «Добрый день для добрых дел»
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы кружка: 11-15 лет.
Сроки реализации - один год.
Занятие проходят в форме беседы, трудовых десантов, игр-развлечений, игр-бесед, викторин, «операций».
Кружок проводится 1 раз в неделю, за год 34 часа.
Отряд имеет право
-Распространять информацию о своей деятельности
-Выступать с инициативами по вопросам организации благотворительной деятельности
Член отряда имеет право:
-вносить предложения и участвовать в обсуждении вопросов, касающихся деятельности отряда
-участвовать в занятиях объединения
Член отряда обязан
- проявлять активность, творческий подход и ответственное отношение к порученному делу
-оказывать помощь тем людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации
-регулярно информировать своих одноклассников об инициативах отряда с целью привлечения их к благотворительной деятельности.
Законы отряда:
Закон «Прими-Пойми-Поддержи»
Закон «Да»
Закон конкретных дел
Традиция отряда: обсуждение всех важных вопросов в кругу
Объекты заботы отряда «Добродея»: одинокие и престарелые люди, ветераны педагогического труда, территория школы и села, малыши
Структурная модель программы
Локальный проект «Солнце в ладонях»
Локальный проект «Молодежное служение»
Локальный проект «Память сердца»
КТД «День добровольца»
«Весенняя неделя добра»
«Декада добрых дел»
«Месячник пожилого человека»
Локальный проект «Молодежное служение»
Базовые ценности проекта:
-Осознание таких нравственных категорий как милосердие, сострадание, толерантность
-Осознание собственной значимости в решении проблем людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
-Сознательное отношение к труду
Цель: привлечение подростков к активной социально значимой деятельности
Задачи:
-поддержка и развитие трудовых добровольческих инициатив
-формирование коллективистских, лидерских способностей школьников
Ожидаемый результат: воспитание потребности в созидательно-трудовой деятельности на благо общества
Основные формы работы:
-дискуссии, диспуты, обсуждения актуальности деятельности отряда добровольцев
-помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, ветеранам ВОВ
- участие в добровольческих акциях
Локальный проект «Солнце в ладонях»
Традиционным для «Ламенской СОШ» стало то , что с завершением учебного года дети не расстаются со школой. Ученики начальной школы, а также будущие первоклассники становятся жителями замечательной страны, которую называют попросту «Площадка». Что же это такое – «Площадка»? Для взрослых – это 2 смены летнего оздоровительного отдыха детей. А для ребят – это время незабываемых открытий. Это старые друзья и новые знакомства, конкурсы и викторины, кино и книги. Это вкусные завтраки, сытные обеды и сладкие полдники. Это беготня до упада и сладкие сны после обеда. Это секреты в тени школьной беседки и истории около таинственного парка. Здесь возможно самые чудесные превращения. Любимая кукла может стать победительницей конкурса красоты. Самая скромная девочка из класса победит в марафоне «Минута славы». Венок из одуванчиков водрузят на лучшего футболиста. А знакомый парк около школы станет местом проведения конкурса букетов. И оказывается, вокруг не просто мальчишки и девчонки, а артисты, художники, выдумщики, заводилы. Лето пролетит незаметно и нестерпимая жара забудется. А у ребят останется доброе воспоминание о солнце в ладонях, которое им подарили взрослые.
Локальный проект «Память сердца»
Цель проекта: формирование и развитие у воспитанников чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”;
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
Основные направления деятельности:
формирование духовно-нравственных качеств личности; воспитание общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны; формирование социально-активной позиции; усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
МЕРОПРИЯТИЕ |
по плану |
теоретические |
практические |
дата проведения |
1 |
Вводная беседа. Техника безопасности. Трудовой рейд «Мусор нам мешает!» (уборка мусора на территории школы) |
1 |
- |
1 |
|
2 |
Обсуждаем проблемы пожилых людей (как помочь, в чём нуждаются?) |
1 |
1 |
- |
|
3 |
Операция «Забота и внимание» (изготовление открыток ко Дню пожилого человека) |
1 |
- |
1 |
|
4 |
Участие в концерте ко Дню пожилого человека |
1 |
- |
1 |
|
5 |
Правила поведения в общественных местах. Поход в детский сад, программа “Атлетик” (выявить самого сильного и ловкого д\с ребёнка старшей группы) |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Техника безопасности. Мастерская поделок "Творим добро своими руками" |
2 |
- |
2 |
|
7 |
Обсуждение темы: «Друг познаётся в беде» (беседа о дружбе и взаимопонимании, решение ситуационных задач) |
1 |
1 |
- |
|
8 |
Акция «В кругу друзей» (урок добра «Чтобы мир добрее стал», 5-7 класс) |
1 |
1 |
- |
|
9 |
Игра-развлечение для д\с “Умный малыш” |
1 |
- |
1 |
|
10 |
Беседа-игра «Давайте говорить друг другу комплименты» |
1 |
- |
1 |
|
11 |
Операция «С Новым годом» (поздравить с Новым годом ветеранов, тружеников тыла, пенсионеров-педагогов) |
2 |
1 |
1 |
|
12 |
Благотворительная акция "Доброта спасет мир"(подарки д\с, собранные учащимися школы) |
1 |
- |
1 |
|
13 |
Викторина «Да здравствует вежливость и доброта!" |
1 |
- |
1 |
|
14 |
Операция «Забота» (подкормка птиц) |
1 |
- |
1 |
|
15 |
Операция «Спешите делать добро» (помочь пожилым в очистке территории около дома от снега) |
1 |
- |
1 |
|
16 |
"Шаг навстречу"- о дружбе, товариществе и взаимовыручке |
1 |
1 |
- |
|
17 |
Операция «Письмо солдату» (уточнить. Кто в настоящее время служит в рядах Российской армии и организовать операцию «Письмо солдату») |
2 |
1 |
1 |
|
18 |
В кругу друзей. "Доброта приносит людям радость" (подготовить и показать мини-спектакль для начальных классов) |
2 |
1 |
1 |
|
19 |
Помощь пожилым людям под девизом "Забота и внимание". Акция «Эхо». Подарки своими руками. |
3 |
1 |
2 |
|
20 |
"Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно" |
1 |
1 |
- |
|
21 |
Правила поведения и общения со взрослыми людьми. Дом без одиночества - "Согреем ладони, разгладим морщинки" |
3 |
1 |
2 |
|
|
«Малышок» - забота о младших: игры для воспитанников детского сада, помощь на территории д\с |
2 |
1 |
1 |
|
|
«Парад хороших поступков» - дела кружковцев (презентация) |
2 |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО: |
34ч. |
13ч. |
21ч. |
|
Ожидаемый результат:
Развитие доброты, чуткости, сопереживания, терпимости.- Формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
- Осознание детьми того, что честь, смелость развивается с ранних лет, что, тот, кто правдив с детства, будет хорошим человеком.
- Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы пройдёт представлением презентации.
ЛИТЕРАТУРА:
- В.Ф.Фарфоровский «Военно-патриотическое воспитание школьников» 1981г
- Научно-методический журнал «Классный руководитель» 2006.
- Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С. 248.
- Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с.
- Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999. – 256с.
- Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с. – ( Учебник нового века).
- Физкультура для всей семьи / Сост. Т.В.Козлова, Т.А.Рябухина. – 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1990. – 463с. – (Библиотека для родителей).