Кружок "Школа общения"

Пояснительная записка.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1- 4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.

Смыслообразующие идеи программы:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

обучение навыкам общения и сотрудничества формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения развитие коммуникативных умений в процессе общения введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности)

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой)

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Формы работы:

Беседы Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации) Рассказы педагога и детей Чтение художественных произведений Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера Сочинение историй Наблюдения Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации Дискуссии Исследования Коллективные творческие дела Смотры-конкурсы, выставки Тренинги общения Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Режим занятий: Программа рассчитана  на проведение занятий 1 раз в неделю.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время

познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы

коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы

личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Формы учета оценки планируемых результатов:

Опрос Наблюдение Диагностика: нравственной самооценки этики поведения отношения к жизненным ценностям нравственной мотивации.

  1. Анкетирование учащихся и родителей.

Планируемые результаты работы.

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

  1. Изменения в модели поведения школьника:

проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа)

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания

активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

  1. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

  1. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

способность объективно оценивать поведение других людей и собственное

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить

Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и т.п.), характеристики ученика составляют содержание его «Портфолио».

Тематическое планирование 1 класс

№ 

п/п

Название разделов, тем

Всего часов

Задачи занятий

Теоретическая

часть

Практическая часть

 

1.

Учимся вместе.

Знакомство с руководителями кружков.

1 ч.

 

Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности

2.

Кто я?

1 ч.

 

Осознание ребёнком своих социальных ролей

3-6.

Как я выгляжу.

2 ч.

2 ч.

Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведение девочек и мальчиков.

7.

Расскажу о себе.

1 ч.

 

Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни

8.

Моё поведение.

1 ч.

 

Дать понятие о « комплемент», о его значении для человека, умение делать комплементы друг другу, понять свой характер.

9.

Чем богат человек.

1 ч.

 

Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении людям, своей стране.

10.

Мои чувства.

 

1 ч.

 

Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии.

11.

Мое настроение.

 

1 ч.

Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека.

12.

Этика в моей жизни.

1 ч.

 

Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило,  поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.

13-14.

Мой школьный этикет.

1 ч.

1 ч.

Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно ролевая игра « Я на уроке».

 

15-16.

Зачем быть вежливым?

Презентация.

1 ч.

1 ч.

Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость - самая нужная и необходимая привычка человека.

17-18.

Сказка о вежливости.

Просмотр мультфильмов по теме.

2 ч.

 

Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».

19.

Добро и зло в сказках.

1 ч.

 

Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, зве­ри, люди.

20.

Твои поступки и твои родители.

1 ч.

 

Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, поче­му людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

21-22.

Обязанности ученика в школе и дома.

Самоуправление.

1 ч.

1 ч.

Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходи­мость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учите­лям, к школе, классу.

23.

Ты и твоё здоровье.

Презентация.

1 ч.

 

Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укреп­ление здоровья человека. Советы доктора Айболита.

24.

Праздничный этикет.

1 ч.

 

Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцар­ский турнир вежливости.

25-26.

Правила поведения в общественных местах.

Ролевые игры.

1 ч.

1 ч.

Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».

27-28.

Наш класс.

Наша жизнь в классном коллективе.

2 ч.

 

Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого об­щения и взаимопомощи в классе.

29.

Мои родители - самые лучшие.

 

Рассказы о родителях.

1 ч.

 

Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние близких людей.

30-31.

Учимся общаться.

Разыгрывание диалогов.

1 ч.

1 ч.

Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.

32.

Все мы разные.

1 ч.

 

Объяснения понятия «толерантность». Самоуважение и уважение по отношению к другим людям

33.

Я умею общаться.

 

1 ч.

Обобщить знания по курсу. Ролевые игры.

Всего часов

24

9

 

           

 

Тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Название разделов, тем

Всего часов

Задачи занятий

Теоретическая

часть

Практическая часть

 

1.

Учимся жить вместе

1 ч.

 

Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности.

2-3.

Я среди людей.

 

1 ч.

1 ч.

Что такое человек. Формирование человека и окружающая сре­да. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих поняти­ях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».

4.

Кто я и как выгляжу.

 

1 ч.

 

Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жес­ты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение челове­ка к себе. Личная гигиена.

5.

Я – личность

 

1 ч.

 

Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.

6-7.

Я и мои роли.

 

1 ч.

1 ч.

Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.

 

8.

Добро и зло в сказках

Просмотр сказок

1 ч.

 

Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фан­тазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отно­шениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом.

9.

Что мешает общению

 

1 ч.

 

Основные барьеры общения и причины их устранения.

10.

Мое настроение

 

1 ч.

Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека.

11.

Отзывчивость и доброта.

 

1 ч.

 

Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

12.

Праздники в жизни человека.

 

 

1 ч.

 

Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета празд­ничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их зна­чение в жизни человека. Как вести себя в общественном месте

13.

Отношение к старшим

 

 

1 ч.

 

Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, забо­ты, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать стар­шее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию.

14-15.

Зачем быть вежливым

1 ч.

1 ч.

Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость - самая нужная и необходимая привычка человека.

16.

Плохо одному.

 

1 ч.

 

Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важней­шим средством общения.

17-18.

Речевой этикет

 

1 ч.

1 ч.

Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение чело­века к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение ха­рактера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.

19.

Товарищи и друзья

 

1 ч.

 

Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их ис­пользования в общении между людьми. Верность и бескорыстие в дружбе.

20-21.

Умение общаться.

 

1 ч.

1 ч.

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне­ниями. Ролевые игры.

22.

Что в имени твоём?

 

1 ч.

 

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.

23.

Ты – это я

 

1 ч.

 

Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними

24-25.

Другой человек. Толерантность

 

1 ч.

1 ч.

Обобщение представлений детей о своем «Я», поддержка положительной установки на другого человека. Ролевые игры.

26.

Настроение другого человека

 

 

 

1 ч.

Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей.

27.

Я понимаю тебя

1 ч.

 

Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких.

28.

Наша семья.

Семейное древо

1 ч.

 

Осознание понятия «семья», что семья – это люди, связанные «МЫ» – чувством и ответственностью друг за друга.

29.

Наш класс

1 ч.

 

Укрепить «Мы» - чувство в классе, осознание понятия «МЫ»

30-31.

Мы договариваемся.

 

 

 

 

1 ч.

1 ч.

Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса « Мы договорились, что …»

32-33.

«Я» – «ТЫ» - «МЫ».

 

1 ч.

1 ч.

Закрепить основные идеи курса: «Я» - индивидуальность, «ТЫ» – это «Я» (все люди взаимозависимы, моё «Я» тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям).

34.

Я умею общаться.

 

1 ч.

Обобщить знания по курсу. Ролевые игры.

Всего часов

23

11

 

           

 

Тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Название разделов, тем

Всего часов

Задачи занятий

Теоретическая

часть

Практическая часть

 

1.

Учимся жить вместе

1 ч.

 

Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности.

2.

Азбука этики. Основные понятия этики.

1 ч.

 

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познако­мить и изучить правила этикета в школе.

3-4.

Как я выгляжу.

 

1 ч.

1 ч.

Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

5-6.

Я – личность. Мои роли

1 ч.

1 ч.

Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение челове­ка в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.

7.

Отношение к старшим

1 ч.

 

Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, забо­ты, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать стар­шее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию.

8-9.

Нравственные сказки

2 ч.

 

Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Пока­зать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

 

10.

Наш класс

1 ч.

 

Укрепить «Мы» - чувство в классе, осознание понятия «МЫ»

11.

Человек и его имя.

 

1 ч.

 

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.

12-13.

Я и мои друзья.

 

1 ч.

1 ч.

Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра

14-15.

Верность слову.

1 ч.

1 ч.

Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным дан­ному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.)

16.

Речевой этикет

1 ч.

 

Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Изучить поня­тия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

17.

Умение общаться.

 

 

1 ч.

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне­ниями. Ролевые игры.

18-19.

Этикет в общественных местах.

1 ч.

1 ч.

Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее».

20-21.

Культура общения.

1 ч.

1 ч.

Понятия «культура», «культура поведения», «правила прили­чия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».

22.

Отзывчивость и доброта.

1 ч.

 

Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

23-24

Я познаю себя и других

1ч.

1 ч.

Обобщение представлений детей о своем «Я», поддержка положительной установки на другого человека. Ролевые игры

25-26.

Формы моральной оценки и самооценки.

 

1 ч.

1 ч.

Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту­пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан­дал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Решение нравственных задач.

27.

Как человек принимает решение.

1 ч.

 

Осознание, что не всякое решение целесообразно. Осознанный выбор

28.

Эмоции и поведение.

 

1 ч.

Понятие "эмоции". Влияние эмоций на поведение и выявление особенностей общения.

29.

Я учусь быть самостоятельным.

1 ч.

 

Понятие « алгоритм», «ученик», «учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным.

30.

Праздничный этикет.

1 ч.

 

Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила эти­кета на празднике.

31-32.

«Я» в различных жизненных ситуациях

1 ч

1 ч.

Поведение в разных ситуациях. Проработка адекватного зрелого поведения.

33.

Барьеры общения.

1 ч.

 

Выяснение причин, что мешает общению, нахождение способов налаживания межличностного общения.

34.

Я умею общаться

 

1 ч.

Обобщить знания по курсу. Ролевые игры.

Всего часов

22

12

 

           

 

 Тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Название разделов, тем

Всего часов

Задачи занятий

Теоретическая

часть

Практическая часть

 

1.

Учимся жить вместе

1 ч.

 

Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности

2-3.

Культура поведения и такт

1 ч.

1 ч.

Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо»

4-5.

Культура общения

1 ч.

1 ч.

Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома за­висят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.

6-7.

Речевой этикет

1 ч.

1 ч.

Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении глав­ным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, кото­рые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.

8.

Чувство, настроение и характер.

1 ч.

 

Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.

9-10.

Школьный этикет

1 ч.

1 ч.

Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столо­вой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе».

11-12.

Поступки человека и его характер

1 ч.

1 ч.

Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании ха­рактера.

13.

Нравственные отношения в коллективе

1 ч.

 

Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды от­ношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские). Правила морали.

14.

Приветствие и знакомства

1 ч.

 

Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброже­лательно.

15.

Поведение в общественных местах

 

1 ч.

Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе.

16-17.

Нравственное отношение в семье

2 ч.

 

Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «се­стры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

18.

Я отвечаю за свои поступки

1 ч.

 

Дать понятия «ответственность», «ответственный», «безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение.

19.

Как решить конфликт

 

1 ч.

Дать понятия «конфликт», «терпимость», « характер». Ролевые игры по решению конфликтных ситуаций.

20.

Сильный человек

1 ч.

 

Дать понятия «дух», «душа», «самосознание», «сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами.

21-22.

Как влиять на поведение другого человека

1 ч.

1 ч.

Понятия «аргумент»,  «убеждать»: понимание важности убедительного аргументирования своего мнения

23-24.

Решительное поведение

1 ч.

1 ч.

Понятия « решительный», «решительность»: решительное поведение свойственно самостоятельному человеку. Прорабатывания ситуации успеха.

25-26.

«Я» в различных жизненных ситуациях

1 ч.

1 ч.

Поведение в разных ситуациях. Проработка адекватного зрелого поведения.

27.

Барьеры общения

1 ч.

 

Выяснение причин, что мешает общению, нахождение способов налаживания межличностного общения.

28.

Стили общения

1 ч.

 

Определение основных стилей общения и их характеристика.

29.

Этикетные диалоги, речевые привычки

1 ч.

 

Определение понятие «монолог», «диалог». Речевые привычки, ненормативная лексика в речи.

30.

Умею ли я слушать.

 

1 ч.

Развитие умения слушать. Метод активного слушания.

31.

Доверие в общении

1 ч.

 

Важность доверия в жизни человека. Доверие как фактор гармоничного и продуктивного диалога.

32-33.

Толерантность в общении.

1 ч.

1 ч.

Понятие «толерантность». Самоуважение и терпимое отношение к людям.

34.

Я умею общаться

 

1 ч.

Обобщить знания по курсу. Ролевые игры.

Всего часов

21

13

 

               

 Планируемые результаты:

Личностные УУД:

У ученика будут сформированы:

способность к самооценке на основе критерия успешности в общении ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Ученик получит возможность для формирования:

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего человека» установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии (достижение состояния обоюдной готовности к общению) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (согласование действий при совместной деятельности).

Ученик получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей учитывать разные мнения и интересы и обосновывать

собственную позицию.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач строить речевое высказывание в устной форме.

Ученик получит возможность научиться:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения коммуникативных задач осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения
  • адекватно воспринимать оценку партнёров по общению.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 ЛИТЕРАТУРА

Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 2018. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М., 2016. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2015. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007. Гин С. И., Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2018. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2016. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 240 с., ил. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», «Завуч начальной школы», №5, 2014.

  1. Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2017.
  1. Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности. //Начальная школа// № 6 - 2018.
  2. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2017.

Хухлаева Ольга: Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 класс). – М., 2014. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2017. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 2016.