Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1- 4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения развитие коммуникативных умений в процессе общения введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности)
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой)
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы:
Беседы Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации) Рассказы педагога и детей Чтение художественных произведений Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера Сочинение историй Наблюдения Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации Дискуссии Исследования Коллективные творческие дела Смотры-конкурсы, выставки Тренинги общения Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Режим занятий: Программа рассчитана на проведение занятий 1 раз в неделю.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Формы учета оценки планируемых результатов:
Опрос Наблюдение Диагностика: нравственной самооценки этики поведения отношения к жизненным ценностям нравственной мотивации.
- Анкетирование учащихся и родителей.
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
- Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа)
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
- Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
- Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить
Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и т.п.), характеристики ученика составляют содержание его «Портфолио».
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п |
Название разделов, тем |
Всего часов |
Задачи занятий |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
|
|||
1. |
Учимся вместе. Знакомство с руководителями кружков. |
1 ч. |
|
Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности |
|
2. |
Кто я? |
1 ч. |
|
Осознание ребёнком своих социальных ролей |
|
3-6. |
Как я выгляжу. |
2 ч. |
2 ч. |
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведение девочек и мальчиков. |
|
7. |
Расскажу о себе. |
1 ч. |
|
Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни |
|
8. |
Моё поведение. |
1 ч. |
|
Дать понятие о « комплемент», о его значении для человека, умение делать комплементы друг другу, понять свой характер. |
|
9. |
Чем богат человек. |
1 ч. |
|
Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении людям, своей стране. |
|
10. |
Мои чувства.
|
1 ч. |
|
Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии. |
|
11. |
Мое настроение. |
|
1 ч. |
Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. |
|
12. |
Этика в моей жизни. |
1 ч. |
|
Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило, поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики. |
|
13-14. |
Мой школьный этикет. |
1 ч. |
1 ч. |
Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно ролевая игра « Я на уроке».
|
|
15-16. |
Зачем быть вежливым? Презентация. |
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость - самая нужная и необходимая привычка человека. |
|
17-18. |
Сказка о вежливости. Просмотр мультфильмов по теме. |
2 ч. |
|
Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». |
|
19. |
Добро и зло в сказках. |
1 ч. |
|
Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди. |
|
20. |
Твои поступки и твои родители. |
1 ч. |
|
Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям. |
|
21-22. |
Обязанности ученика в школе и дома. Самоуправление. |
1 ч. |
1 ч. |
Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. |
|
23. |
Ты и твоё здоровье. Презентация. |
1 ч. |
|
Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита. |
|
24. |
Праздничный этикет. |
1 ч. |
|
Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости. |
|
25-26. |
Правила поведения в общественных местах. Ролевые игры. |
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». |
|
27-28. |
Наш класс. Наша жизнь в классном коллективе. |
2 ч. |
|
Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе. |
|
29. |
Мои родители - самые лучшие.
Рассказы о родителях. |
1 ч. |
|
Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние близких людей. |
|
30-31. |
Учимся общаться. Разыгрывание диалогов. |
1 ч. |
1 ч. |
Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. |
|
32. |
Все мы разные. |
1 ч. |
|
Объяснения понятия «толерантность». Самоуважение и уважение по отношению к другим людям |
|
33. |
Я умею общаться. |
|
1 ч. |
Обобщить знания по курсу. Ролевые игры. |
|
Всего часов |
24 |
9 |
|
||
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п |
Название разделов, тем |
Всего часов |
Задачи занятий |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
|
|||
1. |
Учимся жить вместе |
1 ч. |
|
Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности. |
|
2-3. |
Я среди людей.
|
1 ч. |
1 ч. |
Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». |
|
4. |
Кто я и как выгляжу.
|
1 ч. |
|
Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена. |
|
5. |
Я – личность
|
1 ч. |
|
Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. |
|
6-7. |
Я и мои роли.
|
1 ч. |
1 ч. |
Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.
|
|
8. |
Добро и зло в сказках Просмотр сказок |
1 ч. |
|
Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. |
|
9. |
Что мешает общению
|
1 ч. |
|
Основные барьеры общения и причины их устранения. |
|
10. |
Мое настроение |
|
1 ч. |
Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. |
|
11. |
Отзывчивость и доброта.
|
1 ч. |
|
Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? |
|
12. |
Праздники в жизни человека.
|
1 ч. |
|
Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Как вести себя в общественном месте |
|
13. |
Отношение к старшим
|
1 ч. |
|
Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. |
|
14-15. |
Зачем быть вежливым |
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость - самая нужная и необходимая привычка человека. |
|
16. |
Плохо одному.
|
1 ч. |
|
Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. |
|
17-18. |
Речевой этикет
|
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. |
|
19. |
Товарищи и друзья
|
1 ч. |
|
Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Верность и бескорыстие в дружбе. |
|
20-21. |
Умение общаться.
|
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Ролевые игры. |
|
22. |
Что в имени твоём?
|
1 ч. |
|
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. |
|
23. |
Ты – это я
|
1 ч. |
|
Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними |
|
24-25. |
Другой человек. Толерантность
|
1 ч. |
1 ч. |
Обобщение представлений детей о своем «Я», поддержка положительной установки на другого человека. Ролевые игры. |
|
26. |
Настроение другого человека
|
|
1 ч. |
Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей. |
|
27. |
Я понимаю тебя |
1 ч. |
|
Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких. |
|
28. |
Наша семья. Семейное древо |
1 ч. |
|
Осознание понятия «семья», что семья – это люди, связанные «МЫ» – чувством и ответственностью друг за друга. |
|
29. |
Наш класс |
1 ч. |
|
Укрепить «Мы» - чувство в классе, осознание понятия «МЫ» |
|
30-31. |
Мы договариваемся.
|
1 ч. |
1 ч. |
Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса « Мы договорились, что …» |
|
32-33. |
«Я» – «ТЫ» - «МЫ».
|
1 ч. |
1 ч. |
Закрепить основные идеи курса: «Я» - индивидуальность, «ТЫ» – это «Я» (все люди взаимозависимы, моё «Я» тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям). |
|
34. |
Я умею общаться. |
|
1 ч. |
Обобщить знания по курсу. Ролевые игры. |
|
Всего часов |
23 |
11 |
|
||
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п |
Название разделов, тем |
Всего часов |
Задачи занятий |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
|
|||
1. |
Учимся жить вместе |
1 ч. |
|
Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности. |
|
2. |
Азбука этики. Основные понятия этики. |
1 ч. |
|
Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. |
|
3-4. |
Как я выгляжу.
|
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. |
|
5-6. |
Я – личность. Мои роли |
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. |
|
7. |
Отношение к старшим |
1 ч. |
|
Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. |
|
8-9. |
Нравственные сказки |
2 ч. |
|
Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.
|
|
10. |
Наш класс |
1 ч. |
|
Укрепить «Мы» - чувство в классе, осознание понятия «МЫ» |
|
11. |
Человек и его имя.
|
1 ч. |
|
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок. |
|
12-13. |
Я и мои друзья.
|
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра |
|
14-15. |
Верность слову. |
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.) |
|
16. |
Речевой этикет |
1 ч. |
|
Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Изучить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза). |
|
17. |
Умение общаться.
|
|
1 ч. |
Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Ролевые игры. |
|
18-19. |
Этикет в общественных местах. |
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». |
|
20-21. |
Культура общения. |
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения». |
|
22. |
Отзывчивость и доброта. |
1 ч. |
|
Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? |
|
23-24 |
Я познаю себя и других |
1ч. |
1 ч. |
Обобщение представлений детей о своем «Я», поддержка положительной установки на другого человека. Ролевые игры |
|
25-26. |
Формы моральной оценки и самооценки.
|
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Решение нравственных задач. |
|
27. |
Как человек принимает решение. |
1 ч. |
|
Осознание, что не всякое решение целесообразно. Осознанный выбор |
|
28. |
Эмоции и поведение. |
|
1 ч. |
Понятие "эмоции". Влияние эмоций на поведение и выявление особенностей общения. |
|
29. |
Я учусь быть самостоятельным. |
1 ч. |
|
Понятие « алгоритм», «ученик», «учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным. |
|
30. |
Праздничный этикет. |
1 ч. |
|
Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике. |
|
31-32. |
«Я» в различных жизненных ситуациях |
1 ч |
1 ч. |
Поведение в разных ситуациях. Проработка адекватного зрелого поведения. |
|
33. |
Барьеры общения. |
1 ч. |
|
Выяснение причин, что мешает общению, нахождение способов налаживания межличностного общения. |
|
34. |
Я умею общаться |
|
1 ч. |
Обобщить знания по курсу. Ролевые игры. |
|
Всего часов |
22 |
12 |
|
||
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п |
Название разделов, тем |
Всего часов |
Задачи занятий |
||||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
|
|||||
1. |
Учимся жить вместе |
1 ч. |
|
Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями. Диагностика уровня воспитанности |
|||
2-3. |
Культура поведения и такт |
1 ч. |
1 ч. |
Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо» |
|||
4-5. |
Культура общения |
1 ч. |
1 ч. |
Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми. |
|||
6-7. |
Речевой этикет |
1 ч. |
1 ч. |
Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе. |
|||
8. |
Чувство, настроение и характер. |
1 ч. |
|
Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других. |
|||
9-10. |
Школьный этикет |
1 ч. |
1 ч. |
Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе». |
|||
11-12. |
Поступки человека и его характер |
1 ч. |
1 ч. |
Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера. |
|||
13. |
Нравственные отношения в коллективе |
1 ч. |
|
Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские). Правила морали. |
|||
14. |
Приветствие и знакомства |
1 ч. |
|
Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно. |
|||
15. |
Поведение в общественных местах |
|
1 ч. |
Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. |
|||
16-17. |
Нравственное отношение в семье |
2 ч. |
|
Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. |
|||
18. |
Я отвечаю за свои поступки |
1 ч. |
|
Дать понятия «ответственность», «ответственный», «безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение. |
|||
19. |
Как решить конфликт |
|
1 ч. |
Дать понятия «конфликт», «терпимость», « характер». Ролевые игры по решению конфликтных ситуаций. |
|||
20. |
Сильный человек |
1 ч. |
|
Дать понятия «дух», «душа», «самосознание», «сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами. |
|||
21-22. |
Как влиять на поведение другого человека |
1 ч. |
1 ч. |
Понятия «аргумент», «убеждать»: понимание важности убедительного аргументирования своего мнения |
|||
23-24. |
Решительное поведение |
1 ч. |
1 ч. |
Понятия « решительный», «решительность»: решительное поведение свойственно самостоятельному человеку. Прорабатывания ситуации успеха. |
|||
25-26. |
«Я» в различных жизненных ситуациях |
1 ч. |
1 ч. |
Поведение в разных ситуациях. Проработка адекватного зрелого поведения. |
|||
27. |
Барьеры общения |
1 ч. |
|
Выяснение причин, что мешает общению, нахождение способов налаживания межличностного общения. |
|||
28. |
Стили общения |
1 ч. |
|
Определение основных стилей общения и их характеристика. |
|||
29. |
Этикетные диалоги, речевые привычки |
1 ч. |
|
Определение понятие «монолог», «диалог». Речевые привычки, ненормативная лексика в речи. |
|||
30. |
Умею ли я слушать. |
|
1 ч. |
Развитие умения слушать. Метод активного слушания. |
|||
31. |
Доверие в общении |
1 ч. |
|
Важность доверия в жизни человека. Доверие как фактор гармоничного и продуктивного диалога. |
|||
32-33. |
Толерантность в общении. |
1 ч. |
1 ч. |
Понятие «толерантность». Самоуважение и терпимое отношение к людям. |
|||
34. |
Я умею общаться |
|
1 ч. |
Обобщить знания по курсу. Ролевые игры. |
|||
Всего часов |
21 |
13 |
|
||||
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
У ученика будут сформированы:
способность к самооценке на основе критерия успешности в общении ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Ученик получит возможность для формирования:
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего человека» установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии (достижение состояния обоюдной готовности к общению) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (согласование действий при совместной деятельности).
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач строить речевое высказывание в устной форме.
Ученик получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения коммуникативных задач осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения
- адекватно воспринимать оценку партнёров по общению.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
ЛИТЕРАТУРА
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 2018. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М., 2016. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2015. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007. Гин С. И., Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2018. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2016. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 240 с., ил. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», «Завуч начальной школы», №5, 2014.
- Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2017.
- Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности. //Начальная школа// № 6 - 2018.
- Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2017.
Хухлаева Ольга: Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 класс). – М., 2014. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2017. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 2016.