Кружок ЮИД

Пояснительная записка

Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков  на  наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребёнок знакомится со сложной техникой,  когда с 6-7 лет он становится участником дорожного движения, встает проблема обучения основам его безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения   с  дошкольного возраста.

        Как  научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, викторины, различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения ребят.

        Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические знания и непрерывный процесс обучения и воспитания. Среда обитания ребенка перенасыщена  риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится  участником дорожного  движения,  так как и дворы стали  объектами дорожного движения.

        Комплексный подход  к решению проблемы может дать положительный результат – сокращение  числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей  на улицах складывается из следующих компонентов:

  • проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях проблематике безопасности дорожного движения.
  • Работа кружка

Для создания  условий по организации  непрерывного процесса обучения навыкам  безопасности на улицах и дорогах  в системе дополнительного образования учащихся, с учётом возрастных особенностей и психологической теории, рекомендуется начинать обучение ребят основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего возраста. Построив свою работу в два этапа:

1 этап:     Изучение азов начальной дорожной азбуки. Возрастная категория   

  7-10лет.

2 этап:     Совершенствование знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах участие в массовых  мероприятиях (соревнованиях, конкурсах и иной игровой деятельности) в работе кружка ЮИД, иных объединений дополнительного образования. 

     Цель программы:  создание условий для формирования у обучающихся  устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

    Задачи программы:

  1. Формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения    

и выполнения  правил дорожного движения.

  1. Привитие культуры безопасного поведения на дорогах.
  2. Обучение школьников правилам дорожного движения.
  3. Обеспечение гармоничного эстетического и физического воспитания. Развитие творческих способностей обучающихся.
  4. Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций.
  5. Ознакомление с основами страхования.
  6. Привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП.

Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую и практическую части.

  • В теоретическую часть включены необходимые сведения из Правил дорожного движения по заданной теме и беседы, посвященные ПДД в дни каникул и в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки.
  • Практическая часть заключается в работе с дидактическим материалом, экскурсиями, сюжетно-ролевыми играми.

Выполнение программы рассчитано на пять лет при занятиях 1 час в неделю.

Формы контроля: зачеты, конкурсы, викторины, игры.

Практика показывает, что только воспитывая участников дорожного движения с раннего возраста, занимаясь ранней профилактикой ДТП, взаимодействуя с семьёй, сотрудничая с различными ведомствами , прежде всего, ГИБДД, можно влиять на процессы стабилизации состояния аварийности на дорогах.

Результативность

Учащиеся к концу обучения должны знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • способы оказания первой медицинской помощи;
  • техническое устройство велосипеда.
  • Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
  • Безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
  • Названия автострахования.

уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  • работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • управлять велосипедом.

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  • участия в конкурсах, соревнованиях.
  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Критериями выполнения программы служат:

  • Стабильный интерес школьников города к изучению, выполнению и пропаганде ПДД.
  • Массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности.
  • Результативность по итогам городских, краевых и Всероссийских конкурсов.
  • Проявление самостоятельности в творческой деятельности.

Кроме того критерием оценки служат тесты, опросники, ролевые игры, викторины, экскурсии, экзаменационные билеты, предлагаемые по окончании изучения темы.

В тематический план включен следующий материал:

  1. Правила дорожного движения:
  • общие положения;
  • обязанности пешеходов;
  • сигналы светофора;
  • правила для водителей;
  • дорожные знаки;
  • практические занятия.
  1. Основы доврачебной медицинской помощи:
  • общие принципы оказания доврачебной помощи;
  • техника наложения повязок;
  • первая помощь при общих ранениях;
  • первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
  • первая помощь при несчастных случаях;
  • первая помощь при ожогах и отморожениях;
  • транспортировка при различных видах травм.
  1. Фигурное вождение велотранспортных средств.

Календарно-тематическое планирование

учебного материала по дополнительному образованию

«Безопасное колесо» (ЮИД)

 

урока

Раздел и тема

Всего

 

 часов

   В том числе

Дата

по

плану

Дата

 фак-

тичес

кая

 

Тео

   рия 

 

Практи-ка

Раздел 1: Введение: юные инспектора

дорожного движения  

3

2

1

 

 

1.  (1)

Введение. История создания детского

 объединения юных инспекторов движения.

Структура и организация работы отряда ЮИД. Инструктаж по ТБ.

 

1

 

 

 

2.  (2)

Обязанности и права юного инспектора движения.

Атрибуты юного инспектора движения.

 

1

 

 

 

3.  (3)

Оформление уголка по безопасности дорожного

 движения и стенда отряда «Перекресток».

 

 

1

 

 

Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности  

3

3

-

 

 

4.  (1)

Современный транспорт – зона повышенной

 опасности.

 

1

 

 

 

5.  (2)

Юные пешеходы.

 

1

 

 

 

6.  (3)

Дети – пассажиры. Правила поведения в

общественном и индивидуальном транспорте.

 

1

 

 

 

Раздел 3:  Организация дорожного движения 

44

25

19

 

 

 

Тема 1. Законы дорожного движения (история и современность) 

5

4

1

 

 

7.  (1)

История и развитие Правил дорожного движения

 в России. Первые автомобили.

 

1

 

 

 

8.  (2)

Автомобильный транспорт. Общественный

транспорт.

 

1

 

 

 

9.  (3)

Участники движения: пешеходы, водители,

 пассажиры. Опасные места в районе проживания

 учащихся.

 

 0,5

0,5

 

 

10.   (4)

Дорога, её элементы и правила поведения на

 дороге.

 

1

 

 

 

11.   (5)

Общие вопросы порядка движения.

Остановка и стоянка транспортных средств.

 

 0,5

0,5

 

 

 

Тема 2: Светофор 

4

3

1

 

 

12.   (1)

Появление светофора на дорогах.

 

1

 

 

 

13.   (2)

Виды светофоров.

 

1

 

 

 

14.   (3)

Сигналы светофоров.

 

 0,5

0,5

 

 

15.   (4)

Порядок перехода и проезда улиц и дорог по

 сигналам транспортного и пешеходного светофоров.

 

 0,5

0,5

 

 

 

Тема 3: Знаки регулировщика 

3

2

1

 

 

16.   (1)

Первый жезл регулировщика. Создание отделов и

 инспекций регулирования ДД.

 

1

 

 

 

17.   (2)

Современный регулировщик. Знаки

 регулировщика.

 

1

 

 

 

18.   (3)

Тренировка в подаче сигналов регулировщика.

 

 

1

 

 

19.    

Работа по каникулярному плану.

Обновление материалов на стендах по ПДД.

 

 

1

 

 

20.    

Работа по каникулярному плану.

Решение ситуационных задач. Компьютерное тестирование.

 

 

1

 

 

 

Тема 4: Дорожные знаки 

7

4

3

 

 

21.   (1)

Назначение и роль дорожных знаков в

 регулировании дорожного движения. История

 дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.

 

1

 

 

 

22.   (2)

Предупреждающие знаки.

 

 0,5

0,5

 

 

23.   (3)

Знаки приоритета. Запрещающие знаки.

 

 0,5

0,5

 

 

24.   (4)

Предписывающие знаки. Знаки особых

 предписаний.

 

 0,5

0,5

 

 

25.   (5)

Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички.

 

 0,5

0,5

 

 

26.   (6)

Места установки дорожных знаков.

 

 1

 

 

 

27.   (7)

Изготовление макетов дорожных знаков.

 

 

1

 

 

 

Тема 5: Дорожная разметка 

4

3

1

 

 

28.   (1)

Дорожная разметка как способ регулирования

 дорожного движения. Виды разметки.

 

1

 

 

 

29.   (2)

Горизонтальная разметка и ее назначение.

 

1

 

 

 

30.   (3)

Вертикальная разметка и ее назначение.

 

1

 

 

 

31.   (4)

Расположение транспортных средств на проезжей

 части.

 

 

1

 

 

 

Тема 5: Перекресток 

5

3

2

 

 

32.   (1)

Перекрестки и их виды.

 

1

 

 

 

33.   (2)

Проезд перекрестков.

 

1

 

 

 

34.   (3)

Правила перехода перекрестка.

 

1

 

 

 

35.   (4)

Порядок движения на перекрестке при

 регулировании движения регулировщиком и

 светофором.

 

 

1

 

 

36.   (5)

Перекресток: решение ситуационных задач.

 

 

1

 

 

37.    

Работа по каникулярному плану:

Профилактика ДТП: Подготовка выступления

агитбригады.

 

 

1

 

 

38.    

 

 

1

 

 

39.    

Выступление агитбригады в начальной школе.

 

 

1

 

 

 

Тем 6: Дорожно-транспортные происшествия

 (причины и последствия) 

8

3

5

 

 

40.   (1)

Определение ДТП. Причины попадания детей в

ДТП.

 

1

 

 

 

41.   (2)

Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП.

 

 

1

 

 

42.   (3)

Дорожные ловушки. Решение задач по теме.

 

 

1

 

 

43.   (4)

Места перехода проезжей части. Правила

 движения пешеходов вдоль дорог.

 

 0,5

0,5

 

 

44.   (5)

Движение учащихся по тротуарам и пешеходным

переходам. Наша дорога в школу.

 

 0,5

0,5

 

 

45.   (6)

Правила пользования транспортом.

Правила перехода улицы после выхода из

транспортных средств.

 

1

 

 

 

46.   (7)

Решение задач по билетам ГИБДД

 

 

1

 

 

47.   (8)

Решение задач по билетам ГИБДД 

 

 

1

 

 

 

Тема 7: Культура поведения пешехода,

 пассажира, водителя 

3

3

-

 

 

48.   (1)

Транспортная культура. Федеральный закон «О

 безопасности дорожного движения

 

1

 

 

 

49.   (2)

  Меры ответственности пешеходов и  водителей

 за нарушение ПДД.

 

1

 

 

 

50.   (3)

Основы страхования.

 

1

 

 

 

Раздел 4: Основы медицинских знаний 

8

6

2

 

 

51.   (1)

Аптечка автомобиля и ее содержимое.

 

1

 

 

 

52.   (2)

Виды кровотечений. Способы наложения повязок.

 

1

 

 

 

53.   (3)

Переломы, их виды. Оказание первой помощи

 пострадавшему.

 

1

 

 

 

54.   (4)

П/З: Наложение жгута, различных видов повязок,

 шины.

 

1

 

 

 

55.   (5)

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

 

 0,5

0,5

 

 

56.   (6)

Обморок, оказание помощи.

Правила оказания первой помощи при солнечном

 и тепловом ударах.

 

 0,5

0,5

 

 

57.   (7)

Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.

 

 0,5

0,5

 

 

58.   (8)

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

 

 0,5

0,5

 

 

Раздел 5: Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле.

Фигурное вождение велосипеда 

12

6

6

 

 

59.   (1)

История создания велосипедов. Виды

велосипедов.

 

1

 

 

 

60.   (2)

Обязанности водителей велосипедов, мопедов,

 мотоциклов, скутеров.

 

1

 

 

 

61.   (3)

Основные виды нарушений ПДД велосипедистами

 и мотоциклистами. Ответственность за

 допущенные нарушения.

 

1

 

 

 

62.   (4)

Езда на велосипеде, технические требования,

 предъявляемые к велосипеду. Экипировка.

 

 0,5

0,5

 

 

63.   (5)

Подача предупредительных сигналов

 велосипедистом световыми приборами и рукой.

 

 0,5

0,5

 

 

64.   (6)

Правила проезда велосипедистами пешеходного

 перехода и нерегулируемых перекрестков.

 

 0,5

0,5

 

 

65.   (7)

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

 

 0,5

0,5

 

 

66.   (8)

Тренировочные занятия:

Преодоление на велосипеде искусственных

 препятствий.

 

 

1

 

 

67.   (9)

 

 

1

 

 

68.   (10)

 

 

1

 

 

69.   (11)

Движение групп велосипедистов.

 

1

 

 

 

70.   (12)

  Движение групп учащихся на проезжей части на

 велосипедах.

 

 

1

 

 

Раздел 6: Итоговые занятия 

2

1

1

 

 

71.   (1)

Зачет по ПДД. Тестирование.

 

 

1

 

 

72.   (2)

Подведение итогов работы отряда ЮИД.

 

1

 

 

 

 

ИТОГО:

72

43

29