Пояснительная записка
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребёнок знакомится со сложной техникой, когда с 6-7 лет он становится участником дорожного движения, встает проблема обучения основам его безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста.
Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, викторины, различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения ребят.
Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические знания и непрерывный процесс обучения и воспитания. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали объектами дорожного движения.
Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат – сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов:
- проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях проблематике безопасности дорожного движения.
- Работа кружка
Для создания условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования учащихся, с учётом возрастных особенностей и психологической теории, рекомендуется начинать обучение ребят основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего возраста. Построив свою работу в два этапа:
1 этап: Изучение азов начальной дорожной азбуки. Возрастная категория
7-10лет.
2 этап: Совершенствование знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах и иной игровой деятельности) в работе кружка ЮИД, иных объединений дополнительного образования.
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
- Формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения
и выполнения правил дорожного движения.
- Привитие культуры безопасного поведения на дорогах.
- Обучение школьников правилам дорожного движения.
- Обеспечение гармоничного эстетического и физического воспитания. Развитие творческих способностей обучающихся.
- Формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций.
- Ознакомление с основами страхования.
- Привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП.
Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую и практическую части.
- В теоретическую часть включены необходимые сведения из Правил дорожного движения по заданной теме и беседы, посвященные ПДД в дни каникул и в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки.
- Практическая часть заключается в работе с дидактическим материалом, экскурсиями, сюжетно-ролевыми играми.
Выполнение программы рассчитано на пять лет при занятиях 1 час в неделю.
Формы контроля: зачеты, конкурсы, викторины, игры.
Практика показывает, что только воспитывая участников дорожного движения с раннего возраста, занимаясь ранней профилактикой ДТП, взаимодействуя с семьёй, сотрудничая с различными ведомствами , прежде всего, ГИБДД, можно влиять на процессы стабилизации состояния аварийности на дорогах.
Результативность
Учащиеся к концу обучения должны знать:
- правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- способы оказания первой медицинской помощи;
- техническое устройство велосипеда.
- Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
- Безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
- Названия автострахования.
уметь:
- работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
- читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- пользоваться общественным транспортом;
- управлять велосипедом.
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Критериями выполнения программы служат:
- Стабильный интерес школьников города к изучению, выполнению и пропаганде ПДД.
- Массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности.
- Результативность по итогам городских, краевых и Всероссийских конкурсов.
- Проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Кроме того критерием оценки служат тесты, опросники, ролевые игры, викторины, экскурсии, экзаменационные билеты, предлагаемые по окончании изучения темы.
В тематический план включен следующий материал:
- Правила дорожного движения:
- общие положения;
- обязанности пешеходов;
- сигналы светофора;
- правила для водителей;
- дорожные знаки;
- практические занятия.
- Основы доврачебной медицинской помощи:
- общие принципы оказания доврачебной помощи;
- техника наложения повязок;
- первая помощь при общих ранениях;
- первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
- первая помощь при несчастных случаях;
- первая помощь при ожогах и отморожениях;
- транспортировка при различных видах травм.
- Фигурное вождение велотранспортных средств.
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по дополнительному образованию
«Безопасное колесо» (ЮИД)
№ урока |
Раздел и тема |
Всего
часов |
В том числе |
Дата по плану |
Дата фак- тичес кая |
|
Тео рия
|
Практи-ка |
|||||
Раздел 1: Введение: юные инспектора дорожного движения |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
1. (1) |
Введение. История создания детского объединения юных инспекторов движения. Структура и организация работы отряда ЮИД. Инструктаж по ТБ. |
|
1 |
|
|
|
2. (2) |
Обязанности и права юного инспектора движения. Атрибуты юного инспектора движения. |
|
1 |
|
|
|
3. (3) |
Оформление уголка по безопасности дорожного движения и стенда отряда «Перекресток». |
|
|
1 |
|
|
Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности |
3 |
3 |
- |
|
|
|
4. (1) |
Современный транспорт – зона повышенной опасности. |
|
1 |
|
|
|
5. (2) |
Юные пешеходы. |
|
1 |
|
|
|
6. (3) |
Дети – пассажиры. Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте. |
|
1 |
|
|
|
Раздел 3: Организация дорожного движения |
44 |
25 |
19 |
|
|
|
|
Тема 1. Законы дорожного движения (история и современность) |
5 |
4 |
1 |
|
|
7. (1) |
История и развитие Правил дорожного движения в России. Первые автомобили. |
|
1 |
|
|
|
8. (2) |
Автомобильный транспорт. Общественный транспорт. |
|
1 |
|
|
|
9. (3) |
Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры. Опасные места в районе проживания учащихся. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
10. (4) |
Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. |
|
1 |
|
|
|
11. (5) |
Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Тема 2: Светофор |
4 |
3 |
1 |
|
|
12. (1) |
Появление светофора на дорогах. |
|
1 |
|
|
|
13. (2) |
Виды светофоров. |
|
1 |
|
|
|
14. (3) |
Сигналы светофоров. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
15. (4) |
Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Тема 3: Знаки регулировщика |
3 |
2 |
1 |
|
|
16. (1) |
Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулирования ДД. |
|
1 |
|
|
|
17. (2) |
Современный регулировщик. Знаки регулировщика. |
|
1 |
|
|
|
18. (3) |
Тренировка в подаче сигналов регулировщика. |
|
|
1 |
|
|
19. |
Работа по каникулярному плану. Обновление материалов на стендах по ПДД. |
|
|
1 |
|
|
20. |
Работа по каникулярному плану. Решение ситуационных задач. Компьютерное тестирование. |
|
|
1 |
|
|
|
Тема 4: Дорожные знаки |
7 |
4 |
3 |
|
|
21. (1) |
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. |
|
1 |
|
|
|
22. (2) |
Предупреждающие знаки. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
23. (3) |
Знаки приоритета. Запрещающие знаки. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
24. (4) |
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
25. (5) |
Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
26. (6) |
Места установки дорожных знаков. |
|
1 |
|
|
|
27. (7) |
Изготовление макетов дорожных знаков. |
|
|
1 |
|
|
|
Тема 5: Дорожная разметка |
4 |
3 |
1 |
|
|
28. (1) |
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. |
|
1 |
|
|
|
29. (2) |
Горизонтальная разметка и ее назначение. |
|
1 |
|
|
|
30. (3) |
Вертикальная разметка и ее назначение. |
|
1 |
|
|
|
31. (4) |
Расположение транспортных средств на проезжей части. |
|
|
1 |
|
|
|
Тема 5: Перекресток |
5 |
3 |
2 |
|
|
32. (1) |
Перекрестки и их виды. |
|
1 |
|
|
|
33. (2) |
Проезд перекрестков. |
|
1 |
|
|
|
34. (3) |
Правила перехода перекрестка. |
|
1 |
|
|
|
35. (4) |
Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. |
|
|
1 |
|
|
36. (5) |
Перекресток: решение ситуационных задач. |
|
|
1 |
|
|
37. |
Работа по каникулярному плану: Профилактика ДТП: Подготовка выступления агитбригады. |
|
|
1 |
|
|
38. |
|
|
1 |
|
|
|
39. |
Выступление агитбригады в начальной школе. |
|
|
1 |
|
|
|
Тем 6: Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия) |
8 |
3 |
5 |
|
|
40. (1) |
Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. |
|
1 |
|
|
|
41. (2) |
Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП. |
|
|
1 |
|
|
42. (3) |
Дорожные ловушки. Решение задач по теме. |
|
|
1 |
|
|
43. (4) |
Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
44. (5) |
Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в школу. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
45. (6) |
Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. |
|
1 |
|
|
|
46. (7) |
Решение задач по билетам ГИБДД |
|
|
1 |
|
|
47. (8) |
Решение задач по билетам ГИБДД |
|
|
1 |
|
|
|
Тема 7: Культура поведения пешехода, пассажира, водителя |
3 |
3 |
- |
|
|
48. (1) |
Транспортная культура. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения |
|
1 |
|
|
|
49. (2) |
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. |
|
1 |
|
|
|
50. (3) |
Основы страхования. |
|
1 |
|
|
|
Раздел 4: Основы медицинских знаний |
8 |
6 |
2 |
|
|
|
51. (1) |
Аптечка автомобиля и ее содержимое. |
|
1 |
|
|
|
52. (2) |
Виды кровотечений. Способы наложения повязок. |
|
1 |
|
|
|
53. (3) |
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. |
|
1 |
|
|
|
54. (4) |
П/З: Наложение жгута, различных видов повязок, шины. |
|
1 |
|
|
|
55. (5) |
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
56. (6) |
Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
57. (7) |
Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
58. (8) |
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
Раздел 5: Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Фигурное вождение велосипеда |
12 |
6 |
6 |
|
|
|
59. (1) |
История создания велосипедов. Виды велосипедов. |
|
1 |
|
|
|
60. (2) |
Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров. |
|
1 |
|
|
|
61. (3) |
Основные виды нарушений ПДД велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за допущенные нарушения. |
|
1 |
|
|
|
62. (4) |
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
63. (5) |
Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
64. (6) |
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода и нерегулируемых перекрестков. |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
65. (7) |
Составление памятки: «Юному велосипедисту». |
|
0,5 |
0,5 |
|
|
66. (8) |
Тренировочные занятия: Преодоление на велосипеде искусственных препятствий. |
|
|
1 |
|
|
67. (9) |
|
|
1 |
|
|
|
68. (10) |
|
|
1 |
|
|
|
69. (11) |
Движение групп велосипедистов. |
|
1 |
|
|
|
70. (12) |
Движение групп учащихся на проезжей части на велосипедах. |
|
|
1 |
|
|
Раздел 6: Итоговые занятия |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
71. (1) |
Зачет по ПДД. Тестирование. |
|
|
1 |
|
|
72. (2) |
Подведение итогов работы отряда ЮИД. |
|
1 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
72 |
43 |
29 |
|
|