I Пояснительная записка внеурочной деятельности кружка
Нормативно-правовое обеспечение
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка составлена на основе закона «Об образовании» Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2011г.; регистрационный №19707 от 22.09.2011г. №2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011.; регистрационный №22540)
Направленность курса внеурочной деятельности направлена на формирование физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и с повышенной умственной работоспособностью .
Цель кружка – развивать физические качества учащихся 5-7 классов и совершенствовать двигательные, удовлетворить индивидуальные двигательные потребности.
Задачами курса являются:
Формировать у детей интерес к спорту.
Уметь играть по правилам.
Учить бережному отношению к своему здоровью и здоровью других.
Развивать скоростно-силовых качеств, ловкость, уважение к товарищам.
Общая характеристика курса
Кружок в 5-7 классах – важное дополнение к урокам физической культуры. Он является одним из видов Физкультурно-оздоровительной работы в школе. Вся работа в кружке направлена на углубление, расширение и совершенствование двигательных умений и навыков, получаемых школьниками на уроках физической культуры.
Занятия кружка разработаны с учётом разновозрастного состава учащихся, соблюдая дифференцированный подход в соответствии с программными требованиями и возможностями детей начальных классов при выполнении упражнений общеразвивающего характера, игровых упражнений, подвижных игр.
Подвижные игры в школе являются незаменимым средством решения комплексных взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развитие его двигательных способностей и совершенствование умений. Подвижные игры направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умений выполнять правила общественного порядка.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает также комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей. В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений – ходьбы, бега, прыжков, метаний; элементарных игровых умений – ловли мяча, передачи, бросков, ударов по мячу; технико-тактических взаимодействий – выбора места, взаимодействия с партнёром, командой и соперником, необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в старших классах.
В результате обучения ребята знакомятся со многими играми. Что позволяет воспитывать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с друзьями в свободное время
Обязательным и непременным условием проведения занятий кружка является чёткая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя.
Место кружка в учебном плане.
Данная программа ориентирована на детей 5-7 классов общеобразовательной школы. 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю.
Ценностные ориентиры содержания кружка
Содержание кружка «Час подвижных игр» направлено на воспитание высоконаправленных, творческих, и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих различные формы двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизма трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Планируемые результаты.
Универсальными компетенциями учащихся являются:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения:
-представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Формы занятий
При проведении занятий в основном используются игровой и соревновательные методы, что является отличительной чертой от уроков физической культуры. Основное время отводится на игры и игровые задания с целью воспитания физических качеств и совершенствования двигательных навыков. А также с целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся разного возраста используются самостоятельные игры и спортивные развлечения.
При подборе игр продумываются следующие вопросы:
- цель игры, какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения;
-какие воспитательные цели преследуются в процессе игры;
-посильна ли она для учащихся;
-все ли учащиеся будут одинаково в ней участвовать;
-что даст игра каждому ребёнку.
II Содержание программы
Содержание спортивного часа составляют упражнения общеразвивающего характера, упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании. Используются различные эстафеты, игровые упражнения, подвижные игры большой, малой и средней интенсивности. Занятия кружка разнообразны, доступны возрастным особенностям и возможностям младших школьников. Основные используемые виды движений:
ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая, ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на носках и на пятках;
бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;
прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через скакалку, обруч, и т.д.;
броски и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах;
метание мячей на дальность, в различные цели и т.д.;
лазание, перелазание через обручи, лестницы и другие конструкции на площадке;
упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, гимнастической скамейке, без предметов и с предметами, с преодолением препятствий;
упражнения с предметами: с мячами, с обручами (катание обручей, прыжки через обруч, вертикальное кручение обручей, вращение вокруг туловища и т.д.), с кеглями, со скакалками короткими и длинными (разнообразные прыжки, на месте и в движении, по одному, по два и т.д.);
упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы, в отдельных играх;
подвижные игры с построениями и перестроениями, с развивающими упражнениями, с бегом, прыжками, мячом;
эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижением на санках, лыжах и т.д.;
спортивные развлечения типа катание на санках, лыжах, элементы игры в бадминтон, волейбол, баскетбол, футбол;
Содержание спортивного часа, включающее естественные виды движений, подвижные и спортивные игры, эстафеты, согласуются с учебным материалом программы по физической культуре для учащихся начальной школы, дополняют его и способствует лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт и в целом совершенствует физическое развитие младших школьников.
III Тематическое планирование
Тема занятия |
Количество часов |
дата |
|||
теория |
Практика |
план |
факт |
||
1. |
Упражнение «Высокие деревья».Подвижные игры: «Кузнечики», «Лошадки». Самостоятельные игры: футбол, вышибалы. |
|
1 |
|
|
2. |
Упражнение «Боксёры». Эстафета с обменом мячей . Подвижные игры: «Ловушки» |
|
1 |
|
|
3. |
Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Чехорда». Эстафета с прыжками. Самостоятельные игры: «Прыжки через скакалку», «Классики». |
|
1 |
|
|
4. |
Разучивание игр «Два мороза», «Конники-спортсмены» Самостоятельные игры: «Прыжки через скакалку», «Классики». |
|
1 |
|
|
5 |
Разучивание игр «Мышеловка», «У медведя на бору».Эстафета по кругу. Самостоятельные игры |
|
1 |
|
|
6. |
Разучивание игр «Волк во рву», «Горелки». Эстафета «Паровозик» |
|
1 |
|
|
7. |
Комбинированная эстафета. Подвижные игры «Наперегонки парами», «Ловушки-перебежки». Самостоятельные игры |
|
1 |
|
|
8. |
Разучивание игры «Лягушки-цапли», «Быстрее по местам». Эстафета с прыжками с ноги на ногу. Самостоятельные игры. |
|
1 |
|
|
9. |
Разучивание игры «Кенгурбол», «Аисты» Эстафета с прыжками через движущее препятствие. Перетягивание каната. |
|
1 |
|
|
10. |
Эстафете с переноской предметов. Разучивание игр «Перетягивание каната», «Не намочи ног». |
|
1 |
|
|
11. |
Разучивание игр «Береги предмет», «Кто первый через обруч к флажку?» |
|
1 |
|
|
12. |
Разучивание игр «Пролезай – убегай», «Пчёлки». Самостоятельные игры |
|
1 |
|
|
13. |
«Пятнашки», «С кочки на кочку», «Кот и мыши». Игры по выбору. |
|
1 |
|
|
14. |
«Кто дольше не собьётся», «Удочка». Игры по выбору. |
|
1 |
|
|
15. |
Разучивание игр «Покати – догони», «Прыгай выше и дружнее». Весёлые старты. |
|
1 |
|
|
16. |
Разучивание игр «Упасть не давай», «Совушка». Эстафета с мячами, скакалками. |
|
1 |
|
|
17. |
Катание на лыжах. «Трамвай», «Найди себе пару». Игры по выбору. |
|
1 |
|
|
18. |
«Гонки санок», «Попади в цель». Игры по выбору. |
|
1 |
|
|
19. |
Катание на лыжах. «Быстрые упряжки», «На санки». Игры по выбору. |
|
1 |
|
|
20. |
Катание на лыжах. «Поменяй флажки», «Через препятствия». Самостоятельные игры. |
|
1 |
|
|
21. |
Катание на лыжах. Разучивание игр «Идите за мной», «Сороконожки». Самостоятельные игры. |
|
1 |
|
|
22. |
Катание на лыжах и санках. Разучивание игр «Пройди и не задень», «Зима и лето». Игры по выбору. |
|
1 |
|
|
23. |
Эстафета на лыжах. Самостоятельные игры. Игры по выбору: снежки, катание на санках с ледяных горок. |
|
1 |
|
|
24. |
Ходьба парами, тройками. . Игры по выбору: снежки, катание на санках с ледяных горок, хоккей. |
|
1 |
|
|
25. |
Разучивание игр «Гонки парами», «Будь внимателен». Самостоятельные игры. |
|
1 |
|
|
26. |
«Метко в цель», «Конники спортсмены». Эстафета прыжками. Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол. |
|
1 |
|
|
27. |
«Мяч соседу», «Гуси-лебеди». Эстафета с передачей палочки. Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол, баскетбол. |
|
1 |
|
|
28. |
«Быстрые и меткие», «Зайцы в огороде». Эстафета по кругу. Игры по выбору: ручной мяч. |
|
1 |
|
|
29. |
«Успей поймать», «Космонавты». Соревнования на точность броска мяча в корзину. Самостоятельные игры. |
|
1 |
|
|
30. |
«Попади в последнего», «Дальше и выше», «Беги и хватай». Эстафета «Паровозик». |
|
1 |
|
|
31. |
«Фигуры», «Зайцы, сторож и Жучка», «Через ручей». Комбинированная эстафета. Игры по выбору. |
|
1 |
|
|
32. |
«Запрещённое движение», «Ловушки с приседанием». Эстафета с обменом мячей. Игры по выбору. |
|
1 |
|
|
33. |
Упражнение «Силачи». Игры: «День и ночь», «Волк во рву» Комбинированная эстафета.. |
|
1 |
|
|
34. |
Весёлые старты. |
|
1 |
|
|
I V Материально-техническое обеспечение.
№ п/п |
Наименование литературы |
Автор |
Место издания |
Издательство |
Год издания |
1 |
Веселые игры на свежем воздухе |
Е.Ковалева |
г. Москва |
«Просвещение» |
2006 |
2. |
Группа продленного дня |
Л.И.Гайдина |
г. Москва |
«Веко» |
2010 |
3. |
Настольная книга учителя физической культуры |
Г.И.Погадаев |
г. Москва |
«Физкультура и спорт» |
2000 |
4. |
Формирование здорового образа жизни у школьников |
Т.Н.Захарова |
г. Волгоград |
«Учитель» |
2007 |