Кружок "Подвижные игры"

I      Пояснительная записка внеурочной деятельности кружка

Нормативно-правовое обеспечение                                                                                                 

  Рабочая программа внеурочной деятельности кружка составлена на основе закона «Об образовании» Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2011г.; регистрационный №19707 от 22.09.2011г. №2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011.; регистрационный №22540)

Направленность курса внеурочной деятельности направлена  на формирование физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и с повышенной умственной работоспособностью .

Цель  кружка – развивать физические качества учащихся 5-7 классов и совершенствовать двигательные, удовлетворить индивидуальные двигательные потребности.

Задачами  курса являются:

Формировать у детей интерес к спорту.

Уметь играть по правилам.    

Учить бережному отношению  к своему здоровью и здоровью других.

Развивать скоростно-силовых качеств, ловкость, уважение к товарищам.

Общая характеристика курса

     Кружок в 5-7 классах – важное дополнение к урокам физической культуры. Он является одним из видов Физкультурно-оздоровительной работы в школе. Вся работа в кружке направлена на углубление, расширение и совершенствование двигательных умений и навыков, получаемых школьниками на уроках физической культуры.

            Занятия кружка разработаны с учётом разновозрастного состава учащихся, соблюдая дифференцированный подход в соответствии с программными требованиями и возможностями детей начальных классов при выполнении  упражнений общеразвивающего характера, игровых упражнений, подвижных игр.

            Подвижные игры в школе являются незаменимым средством решения комплексных взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развитие его двигательных способностей и совершенствование умений. Подвижные игры направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умений выполнять правила общественного порядка.

            Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает также комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей. В этом  возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений – ходьбы, бега, прыжков, метаний; элементарных игровых умений – ловли мяча, передачи, бросков, ударов по мячу; технико-тактических взаимодействий – выбора места, взаимодействия с партнёром, командой и соперником, необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в старших классах.

            В результате обучения ребята знакомятся со многими играми. Что позволяет воспитывать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с друзьями в свободное время

            Обязательным и непременным условием проведения занятий кружка является чёткая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя.

Место кружка в учебном плане.

Данная программа ориентирована на детей 5-7  классов общеобразовательной школы.  34 часа из расчёта 1 занятие в неделю.

Ценностные  ориентиры  содержания кружка

Содержание кружка «Час подвижных игр» направлено на воспитание высоконаправленных, творческих,  и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих различные формы двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизма трудовой  деятельности и организации здорового образа жизни.

                                                      Планируемые результаты.

Универсальными компетенциями учащихся являются:

-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения:

-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры»  являются следующие умения:

-представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

-организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Формы занятий

При проведении занятий в основном используются игровой и соревновательные методы, что является отличительной чертой от уроков физической культуры. Основное время отводится на игры и игровые задания с целью воспитания физических качеств и совершенствования двигательных навыков. А также с целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся разного возраста используются самостоятельные игры и спортивные развлечения.

При подборе игр продумываются следующие вопросы:

- цель игры, какие умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения;

-какие воспитательные цели преследуются в процессе игры;

-посильна ли она для учащихся;

-все ли учащиеся будут одинаково в ней участвовать;

-что даст игра каждому ребёнку.

II Содержание программы

Содержание спортивного часа составляют упражнения общеразвивающего характера, упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании. Используются различные эстафеты, игровые упражнения, подвижные игры большой, малой и средней интенсивности. Занятия кружка разнообразны, доступны возрастным особенностям и возможностям младших школьников. Основные используемые виды движений:

ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая, ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на носках и на пятках;

бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;

прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через скакалку, обруч, и т.д.;

броски и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах;

метание мячей на дальность, в различные цели и т.д.;

лазание,  перелазание  через обручи, лестницы и другие конструкции на площадке;

упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, гимнастической скамейке, без предметов и с предметами, с преодолением препятствий;

упражнения с предметами: с мячами, с обручами (катание обручей, прыжки через обруч, вертикальное кручение обручей, вращение вокруг туловища и т.д.), с кеглями, со скакалками короткими и длинными (разнообразные прыжки, на месте и в движении, по одному, по два и т.д.);

упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы, в отдельных играх;

подвижные игры с построениями и перестроениями, с развивающими упражнениями, с бегом, прыжками, мячом;

эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижением на санках, лыжах и т.д.;

спортивные развлечения типа катание на санках, лыжах, элементы игры в бадминтон, волейбол, баскетбол, футбол;

            Содержание спортивного часа, включающее естественные виды движений, подвижные и спортивные игры, эстафеты, согласуются с учебным материалом программы по физической культуре для учащихся начальной школы, дополняют его и способствует лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт и в целом совершенствует физическое развитие младших  школьников.

III Тематическое планирование

                                                  Тема занятия

Количество часов

дата

теория

Практика

план

факт

1.

Упражнение «Высокие деревья».Подвижные игры: «Кузнечики», «Лошадки». Самостоятельные игры: футбол, вышибалы.

 

1

 

 

2.

Упражнение «Боксёры». Эстафета с обменом мячей . Подвижные игры: «Ловушки»

 

1

 

 

3.

Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Чехорда». Эстафета с прыжками. Самостоятельные игры: «Прыжки через скакалку», «Классики».

 

1

 

 

4.

Разучивание игр «Два мороза», «Конники-спортсмены» Самостоятельные игры: «Прыжки через скакалку», «Классики».

 

1

 

 

5

Разучивание игр «Мышеловка», «У медведя на бору».Эстафета по кругу. Самостоятельные игры

 

1

 

 

6.

Разучивание игр «Волк во рву», «Горелки». Эстафета «Паровозик»

 

1

 

 

7.

Комбинированная эстафета. Подвижные игры «Наперегонки парами», «Ловушки-перебежки». Самостоятельные игры

 

1

 

 

8.

Разучивание игры «Лягушки-цапли», «Быстрее по местам». Эстафета с прыжками с ноги на ногу. Самостоятельные игры.

 

1

 

 

9.

Разучивание игры «Кенгурбол», «Аисты» Эстафета с прыжками через движущее препятствие.  Перетягивание  каната.

 

1

 

 

10.

Эстафете с переноской предметов. Разучивание игр «Перетягивание каната», «Не намочи ног».

 

1

 

 

11.

Разучивание игр «Береги предмет», «Кто первый через обруч к флажку?»

 

1

 

 

12.

Разучивание игр «Пролезай – убегай», «Пчёлки». Самостоятельные игры

 

1

 

 

13.

«Пятнашки», «С кочки на кочку», «Кот и мыши». Игры по выбору.

 

1

 

 

14.

«Кто дольше не собьётся», «Удочка».  Игры по выбору.

 

1

 

 

15.

Разучивание игр «Покати – догони», «Прыгай выше и дружнее». Весёлые старты.

 

1

 

 

16.

Разучивание игр «Упасть не давай», «Совушка». Эстафета с мячами, скакалками.

 

1

 

 

17.

Катание на лыжах. «Трамвай», «Найди себе пару». Игры по выбору.

 

1

 

 

18.

«Гонки санок», «Попади в цель». Игры по выбору.

 

1

 

 

19.

Катание на лыжах. «Быстрые упряжки», «На санки». Игры по выбору.

 

1

 

 

20.

Катание на лыжах.  «Поменяй флажки», «Через препятствия». Самостоятельные игры.

 

1

 

 

21.

Катание на лыжах.  Разучивание игр «Идите за мной», «Сороконожки». Самостоятельные игры.

 

1

 

 

22.

Катание на лыжах и санках. Разучивание игр «Пройди и не задень», «Зима и лето». Игры по выбору.

 

1

 

 

23.

Эстафета на лыжах. Самостоятельные игры. Игры по выбору: снежки, катание на санках с ледяных горок.

 

1

 

 

24.

Ходьба парами, тройками. . Игры по выбору: снежки, катание на санках с ледяных горок, хоккей.

 

1

 

 

25.

Разучивание игр «Гонки парами», «Будь внимателен». Самостоятельные игры.

 

1

 

 

26.

«Метко в цель», «Конники спортсмены». Эстафета прыжками.  Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол.

 

1

 

 

27.

«Мяч соседу», «Гуси-лебеди». Эстафета с передачей палочки. Самостоятельные игры:  ручной мяч, футбол, баскетбол.

 

1

 

 

28.

«Быстрые и меткие», «Зайцы в огороде». Эстафета по кругу. Игры по выбору: ручной мяч.

 

1

 

 

29.

«Успей поймать», «Космонавты». Соревнования на точность броска мяча в корзину. Самостоятельные игры.

 

1

 

 

30.

«Попади в последнего», «Дальше и выше», «Беги и хватай». Эстафета «Паровозик».

 

1

 

 

31.

«Фигуры», «Зайцы, сторож и Жучка», «Через ручей». Комбинированная эстафета. Игры по выбору.

 

1

 

 

32.

«Запрещённое движение», «Ловушки с приседанием». Эстафета с обменом мячей. Игры по выбору.

 

1

 

 

33.

Упражнение «Силачи». Игры: «День и ночь», «Волк во рву» Комбинированная эстафета..

 

1

 

 

34.

Весёлые старты.

 

1

 

 

   I V Материально-техническое обеспечение.                                                                                                                                                                          

№ п/п

Наименование литературы

Автор

Место издания

Издательство

Год издания

1

Веселые игры на свежем воздухе

Е.Ковалева

г. Москва

«Просвещение»

2006

2.

Группа продленного дня

Л.И.Гайдина

г. Москва

«Веко»

2010

3.

Настольная книга учителя физической культуры

Г.И.Погадаев

г. Москва

«Физкультура и спорт»

2000

4.

Формирование здорового образа жизни у школьников

Т.Н.Захарова

г. Волгоград

«Учитель»

2007