Кружок «Школьное лесничество» "ЛИСТ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок.

Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой. Вместе тем есть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения - это Растения лесов. Вместе с тем это превосходный материал, который можно превосходно использовать и для образования и для воспитания детей. И что особенно важно круглый год!

В работе, которой не является обязательной для всех учащихся, участвуют в основном школьники, проявляющие интерес к биологии. Внеклассная работа при изучении лесов и все, что с ними связано, вызывает интерес у многих школьников и помогает им и учителю решать важные учебно-воспитательные задачи, учитывая интересы, учащийся углубляет и расширяет их биологические знания

Выполнение работ, связных с проведением опытов и наблюдений за растениями леса, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований.

Работая с растениями лесов, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадка и размножение, свор семян и выращивание саженцев. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии.

Растения лесов являются жемчужиной всего живого мира, которую человек хочет сохранить в первозданном состоянии.

Если школьники начинают увлекаться ими, то у него обязательно появится стремление узнать о них как можно больше:

Как растут? Где используются человеком? Какие условия нужно создать для их лучшего произрастания?

Задача учителя поддержать любознательность ученика, подсказать, в какой литературе он сможет найти ответ на интересующий его вопрос. Это будет способствовать формированию у школьника потребности к приобретению новых знаний и способности их получения путем самообразования. Интерес к растительности леса, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразие живой природы, желание стать ее другом.

Актуальность программы в том, что и Министерством образования и Министерством природы России признано, что одной  из перспективных форм экологического воспитания детей являются школьные лесничества (Приказ Федеральной службы Лесного хозяйства России от 08.04.96 №59).

Педагогическая целесообразность: реализация программы «Школьное лесничество» позволит не только полезно занять время учащихся, но и пробудить интерес к проблемам Природы. В реализации программы используется большое количество наглядности, а также запланированы экскурсии, что позволит приобщить школьников к полезному труду в рамках природоохранной деятельности учащихся.

 

Целью данной программы является освоение экологических знаний о лесных сообществах нашего региона, а также формирование активной жизненной позиции в деле охраны и приумножения лесных богатств  у учащихся через экологическое и трудовое воспитание школьников.      

 

  Задачи программы:

Воспитание у учащихся любви к природе родного края, формирование трудовых навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов;

Дать основы дополнительных знаний по экологии леса, о прилегающих к нему сообществах и отдельным видам растений нашего региона.

Способствовать развитию экологического движения, организовывать и проводить экологические десанты, соревнования, формировать здоровый образ жизни детей;

Формирование умений и навыков исследовательской и практической деятельности в процессе выполнения индивидуальных и практических работ.

Формирование эмоционально-положительного отношения к природе нашего края, основываясь на конкретных примерах и результатах.

 Подготовка к сознательному выбору профессии.

 

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школьное лесничество»

Программа разработана с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся. Школьники в этом возрасте (11-16 лет) любознательны, с интересом участвуют в природоохранных мероприятиях. 

Программа рассчитана на учащихся 5-10 классов. В состав кружка «Школьное лесничество» входят обучающиеся, испытывающие интерес или обладающие одарённостью к естественнонаучным дисциплинам.   Группа организуется на добровольной основе.

Направлениями деятельности кружка « Школьное лесничество» является:

просветительская, пропагандистская;

природоохранная;

трудовая;

исследовательская;

досуговая;

спортивно – оздоровительная;

профильная  подготовка учащихся.

 

Основными направлением деятельности кружка «Школьное лесничество» является просветительская и природоохранная  работа.

Срок реализации программы – 3 года (34 часа в  1 год ,   всего  102 ч )

Календарный учебный график

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Основными формами проведения заседаний кружка являются: комбинированные занятия, практические занятия , деловая игра,  самостоятельная работа, экскурсия, конкурс, викторина, занятия - презентации. Программа носит  опытнический  характер в связи с чем, часть занятий проводится вне аудитории. В программе запланирована осенняя и весенняя экскурсии на природу, библиотечное занятие, практическое занятие в школьной теплице и питомнике с работниками Голышмановского  лесхоза. Всё это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы и формированию бережного отношения учащихся к природе своей малой Родины.

Содержание программы 1-й год

(34 часа)

Вводное. Кружок  «Школьное лесничество» (1 час)

Знакомство с планом мероприятий кружка «Школьное лесничество» на учебный год. Знакомство с положениями  по требованиям к технике безопасности и санитарии во время экскурсий и трудовых мероприятий.

Демонстрации: эмблема школьного лесничества «ЛИСТ», карта Голышмановского лесхоза , школьная   теплица  и участок  школьного  питомника.

Экскурсия в осенний парк (3 часа)

Экскурсия в осенний лес  для наблюдения за изменениями в природе и накопления банка данных о природе края (фото и видео). Определить птиц в ходе экскурсии визуально и по голосу.

Демонстрации: гербарий растений, фотографии, видео о природе поселка.

  1. Разнообразие растительного мира  Голышмановского района, Тюменской области.

            Типичные древесные представители леса    (3 часа)

Представление удивительного разнообразия представителей растительного мира Голышмановского района, Тюменской области. Типичные древесные представители леса: ель, сосна, берёза, осина. Ознакомление с внешним видом растений (кора, лист, плод, цвет, корень и т.д.). Умение опознавать и называть различные деревья по рисункам, слайдам презентации, иллюстрациям, фрагментам растений. Определить вид лесообразующих пород Тюменской области по семенам. Рассчитать норму высева при посеве в питомнике. Произвести посев этих семян на делянке. На площади 3 х 3 м описать лесной массив. Определить количество и виды древостоя, подроста, подлеска, живой напочвенный покров. Используя  инструменты, определить высоту, диаметр 5 экземпляров древесных культур. Определить возраст деревьев и бонитет насаждений.

 Основные лесоустроительные понятия (квартальный столб, деляночный столб, квартал, выдел, делянка, просека и др.).

Демонстрация: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.

  1. Редкие древесные растения (3 часа)

         Редкие и исчезающие виды растений  Голышмановского района. Ознакомление с редкими растениями для умения распознавать их виды по листьям, коре, плодам и т.д. Создание плакатов природоохранной тематики, для пропаганды бережного отношения к редким видам растений.

          Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.

  1. Кустарники Тюменской области (3 часа) Типичные и редкие кустарники округа. Умение распознавать различные виды кустарников по листочкам, цветам, плодам по картинкам, гербарию, слайдам иллюстрации. Создание плакатов с природоохранной тематикой по охране редких кустарников . Фитотерапевтические свойства растений.

Демонстрации:  гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.

  1. Травянистые растения Голышмановского района (3 часа).

Типичные и редкие травы и цветы округа их фитотерапевтические свойства. Умение распознавать различные виды цветов и трав края  по листочкам, цветам, плодам по картинкам, гербарию, слайдам иллюстрации. Создание плакатов с природоохранной тематикой по охране редких растений.

Демонстрации:  гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.

  1. Болезни леса (3 часа).

 Представления о болезнях характерных для флоры Голышмановского района.  Умения различать здоровые и поражённые растения непосредственно в природе. Используя предложенные методики, провести  наблюдения за насекомыми-вредителями. Определить вид и степень поражения вредителями и болезнями   деревьев на определённом участке. Составление памяток по защите леса от болезней. Беседа с работниками Голышмановского лесхоза  по характерным признакам болезней растительности  района.

Демонстрация:     иллюстрации и слайды растений с признаками поражения, памятки по  защите леса от болезней.

  1. Итоговое  занятие по теме: «Растительный мир нашего края» (2 часа)

Итоговое занятие по теме растительный мир Голышмановского района проводится в форме викторины. Основными заданиями викторины являются  умение членов кружка распознавать растения края  по картинкам, слайдам презентации. Вопросы на знание болезней леса, фитотерапевтических свойств растений. В викторину включены вопросы на отношение учащихся к природе края. 

Демонстрация:   раздаточный материал для проведения контроля знаний  в форме викторины по теме «Растительный мир Голышмановского  района».

  1. Разнообразие грибов  нашего края.(3 часа).

Огромное разнообразие грибов нашего края. Съедобные и ядовитые грибы. Умения распознавать грибы по рисункам и в природе. Правила оказания первой помощи при отравлении.

Демонстрации: наборы «Ядовитые грибы», «Съедобные грибы», таблицы с иллюстрациями грибов, памятки по сбору грибов.

  1. Природные экосистемы Тюменской области (2 часа).

Крупнейшие экологические системы. Проблема отношения человека и природы.

Демонстрации:     презентация «Природные экосистемы   Тюменской  области».

  1. Особо охраняемые территории Голышмановского  района  (3 часа).

Особо охраняемые территории Голышмановского района . Значение охраняемых территорий для сохранения видового разнообразия природы  района. Экскурсия на территорию одного из охраняемых природных объектов.

Демонстрации:   Красная книга Тюменской области, карта с изображением особо охраняемых территорий края.

  1. Трудовая экскурсия. (3 часа).

Экскурсия на территорию Голышмановского лесхоза,  участие в акции: «Мы за пожарную безопасность». Акция проводится совместно с мастером леса. Все трудовые мероприятия проходят с соблюдением требований по технике безопасности и гигиене. Определить пожарную технику, оборудование, инвентарь и дать его характеристику. Назвать способы его  применения при тушении пожаров.

Дать характеристику одного из видов лесных пожаров (низовой, верховой, подземный). Указать способы его обнаружения, причины возникновения. Перечислить мероприятия по предупреждению лесных пожаров.

Практика: умение выполнять необходимые действия по тушению возгораний в лесу с использованием пожарной техники.

  1. Итоговое занятие (2 часа).

Анализ работы кружка «Школьное лесничество» «Лист» за учебный год. Зачёт на знание природы нашего края. Подготовка и участие в слёте школьных лесничеств. Подведения итогов по участию всех членов кружка в конкурсах, мероприятиях по восстановлению леса. Оформление результатов работы кружка в форме буклета. Планирование работы на следующий учебный год.

Демонстрации:   карточка для зачёта, презентации, видеоролики, фотографии.

Содержание программы 2-й год

(34 часа)

     1  .   Разнообразие животного мира края. Типичные представители  животных леса (3 часа)

Удивительное разнообразие животного мира Тюменской области. Типичные представители фауны (медведь, лось, белка и т.д.). Умение распознавать животных по иллюстрациям, слайдам презентации. Приспособления животных к суровым условиям края. Занятие проводится в  краеведческом  музее  п.Голышманово.

Демонстрации:   чучела животных   .

  1. Разнообразие насекомых и грызунов  (3 часа).

Большое разнообразие насекомых и грызунов  Тюменской  области. Используя предложенные методики, провести  наблюдения за насекомыми-вредителями.  Пищевые цепи.  Учёт и огораживание муравейников  учащимися .

Демонстрации:    иллюстрации насекомых и грызунов.

  1. Редкие представители животного мира (3 часа).

Редкие представители животного мира Тюменской области. Умения распознавать их по внешним признакам, иллюстрациям, слайдам презентации. Создание природоохранных плакатов по охране исчезающих видов животных.

Демонстрации: иллюстрации животных края, презентация. 

  1. Проблема  охраны животного мира. Болезни (3 часа).

Проблемы охраны и защиты природы Голышмановского района . Основные болезни животных, причины. Мероприятия по защите животных от болезней. Природоохранные мероприятия Голышмановского  лесхоза совместно с учащимися.

Демонстрации:         памятки по охране природы.

  1. Обобщающее занятие по теме: «Разнообразие животного мира» (3 часа).

   Обобщение и контроль знаний членов кружка по разнообразию животного мира Тюменской области. Умение распознавать животных по иллюстрациям. Подготовка к слёту школьных лесничеств.

Демонстрация:  презентация «Животный мир Тюменской  области».

  1. Основы лесной таксации (10 часов).

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

  1. «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам».
  2. «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз».
  3. Лесовосстановление (8 часов).

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.

Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание укрупненных саженцев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой.

Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка посадочного материала.

Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.

Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах посева и посадки сеянцев.

  1. «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки».
  2. Операция «Семена».
  3. «День птиц».
  4. Операция «Скворечник».
  5. Итоговое занятие (1 часа).

Анализ работы кружка «Школьное лесничество» «Лист» за учебный год. Зачёт на знание природы нашего края. Подготовка и участие в слёте школьных лесничеств. Подведения итогов по участию всех членов кружка в конкурсах, мероприятиях по восстановлению леса. Оформление результатов работы кружка в форме буклета. Планирование работы на следующий учебный год.

Демонстрации:   карточка для зачёта, презентации, видеоролики, фотографии.

Содержание программы 3-й год

(34 часа)

Содержание теоретических занятий и исследовательской практики кружка:

  • Основы общей методологии научных исследований в области лесоведения. Характеристика методов биоэкологических исследований.
  • Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных.
  • Определение растительных элементов леса. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях и операции с ними.
  • Особенности местного леса (экскурсия). Анализ исследовательских наблюдений. Построение таблиц, диаграмм, графиков.
  • Характеристика лесных почв. Основные принципы планирования исследований и анализ практических результатов.
  • Подготовка почвы в питомнике к посеву семян. Общие требования к проведению данных исследований. Структура исследовательской работы.
  • Определение основных признаков хвойных и лиственных пород. Современные способы представления результатов исследования.
  • Удобрения лесных почв. Анализ качественной изменчивости лесных почв.
  • Основные Положения законов «Об охране природы».
  • Охрана леса от пожаров и лесонарушений. Анализ дисбаланса в живой природе.
  • Вредители леса и меры борьбы с ними.
  • Лесные звери и птицы. Основные закономерности действия экологических факторов на живые организмы.
  • Определение вредителей и болезней леса. Взаимоотношения живых организмов. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов.
  • Определение птиц в лесу по голосам, внешнему виду, определение животных по следам. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов.
  • Редкие исчезающие животные и растения.
  • Научно-практическая конференция учащихся по проведенным исследованиям «Шаг в будущее».

Учебно-тематический план

Первый год

п/п.

 

Раздел

Количество часов

теория

практика

1

Вводное. Кружок  «Школьное лесничество». (1 час)

1

 

2

Экскурсия в осенний парк(3 часа)

 

3

3

 Разнообразие растительного мира Голышмановского района.

Типичные древесные представители леса    (3 часа).

 

3

4

Редкие древесные растения (3 часа).

2

1

5

Кустарники   Тюменской области  (3 часа).

2

1

6

Травянистые растения Голышмановского района  (3 часа).

1

2

7

Болезни леса (3 часа).

2

1

8

Итоговое  занятие по теме: «Растительный мир нашего края» (2 часа)

2

 

9

Разнообразие грибов  нашего края.(3 часа).

2

1

10

Природные экосистемы Тюменской  области (2 часа).

2

 

11

Особо охраняемые территории Голышмановского района  (3 часа).

1

2

12

Трудовая экскурсия. (3 часа).

 

3

13

Итоговое занятие (2 часа).

1

1

 

Итого

16

18

Второй год

п/п.

 

Раздел

Количество часов

теория

практика

1

Разнообразие животного мира края. Типичные представители  животных леса (3 часа)

1

2

2

Разнообразие насекомых и грызунов  (3 часа).

2

1

3

Редкие представители животного мира (3 часа).

2

1

4

Проблема охраны животного мира. Болезни (3 часа).

2

1

5

  Обобщающее занятие по теме: «Разнообразие животного мира» (3 часа).

2

1

6

Основы лесной таксации (10 часов)

 

 

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты.

1

 

7

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты.

1

 

8

Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

1

 

9

Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

 

1

10

Практическая работа «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам»

 

1

11

Практическая работа «Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам»

 

1

12

Практическая работа «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента».

 

1

13

Практическая работа «Определение возраста насаждений»

 

1

14

Практическая работа «Определение объёма леса на корню»

 

1

15

Операция «Меткий глаз»

 

1

16

Лесовосстановление (8 часов)

 

 

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности.

 

1

17

Понятие о лесном сортименте.

 

1

18

Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве.

 

1

19

Использование отходов

 

1

20

Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины»

 

2

21

Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки»

 

2

22

Практическая работа «Сбор семян ели»

 

1

23

Практическая работа «Изготовление кормушек и подкормка зимующих птиц»

 

2

24

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян.

1

 

25

Практическая работа «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки»

 

1

Третий год

№ п/п

Тема занятия

Основное содержание

Теория

Практика

1

Основы общей методологии научных исследований в области лесоведения

Характеристика методов биоэкологических исследований

2

 

2

Основы научно-библиографической работы

Методы статистической обработки данных

 

1

3

Выбор темы и постановка цели исследования

Определение частных задач исследования в соответствии с поставленной целью

1

 

4

Составление плана эксперимента

Принципы подбора частных методик исследования. Основы статистической обработки данных: понятие о выборочном среднем и ошибках среднего; критерии достоверности; понятие корреляции.

 

1

5

Анализ результатов

Принципы анализа результатов: группировка и обобщение данных; поиск аналогий и зависимостей; выдвижение частных гипотез, объясняющих наблюдаемые факты. Современные способы представления результатов (диаграммы, графики, слайды).

 

1

6

Определение растительных элементов леса

Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях и операции с ними

 

2

7

Особенности местного леса. Наблюдения за муравейниками.

Анализ исследовательских наблюдений

 

2

8

Основные Положения законов «Об охране природы».

 

2

 

9

Эколого-просветительская деятельность

Изготовление и использование средств наглядной агитации (аншлаги, плакаты, листовки, видеоматериалы и т.д.)

 

1

10

Лесохозяйственная деятельность

Изготовление и установка кормушек для птиц

 

2

11

Определение основных признаков хвойных и лиственных пород

Современные способы представления результатов исследования.

2

 

12

Эколого-просветительская деятельность

Проведение экологических игр

 

1

13

Подготовка к научно-практической конференции учащихся «Шаг в будущее».

Оформление исследования или реферата

 

2

14

Научно-практическая конференция учащихся по проведенным исследованиям «Шаг в будущее».

Оформление и представление на научно-практической  конференции «Шаг в будущее» исследования или реферата.

 

2

15

Определение птиц в лесу по голосам, внешнему виду, определение животных по следам.

 

Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов.

 

1

16

Лесохозяйственная деятельность

Изготовление и установка скворечников, синичников

 

2

17

Охрана леса от пожаров и лесонарушений.

 

Анализ дисбаланса в живой природе.

 

 

2

18

Подготовка почвы в питомнике к посеву семян.

Общие требования к проведению данных исследований.

Структура исследовательской работы.

 

2

19

Удобрения лесных почв. Влияние минеральных удобрений на рост лесных культур.

Анализ качественной изменчивости лесных почв.

 

2

20

Эколого-просветительская деятельность

Подготовка и проведение экологического вечера с награждение лучших членов кружка

 

3

Итого

7

27

           

 

 

 

Методическое обеспечение программы

п/п

Раздел программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

1

        2

         3

          4

              5

             6

1

 

 

 

Введение. Кружок «Школьное лесничество»

Фронтальная организационное заседание

Словесный и наглядный метод

 

Презентация , ИКТ

 

 

Вводный контроль (задачи поискового характера)

2

 

 

Экскурсия в осенний парк

 

Коллективная экскурсия,

 

Наглядный, поисковый, исследовательский, словесный

Компасы

 

Текущий контроль - Дневник наблюдений, тестовые задания

 

3

 

 

 Разнообразие растительного мира Кирилловского района. Типичные древесные представители леса   

 

Формы проведения: занятие в эколого-культурном центре, викторина, семинар

Форма организации

Коллективная, групповая

Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовательский, словесный

ИКТ, презентации, картинки и иллюстрации, энциклопедия растительного мира, гербарий растений

Текущий контроль (задания творческого характера)

 

4

 

 

 

 

 

Разнообразие животного мира края.

 

 

 

 

Формы проведения:

игра, викторина, конкурс капитанов

Форма организации

индивидуально-фронтальный,

коллективная, групповая

Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовательский, словесный

ИКТ, презентации, картинки и иллюстрации, энциклопедия животного мира,

Текущий контроль (решение занимательных задач)

5

Разнообразие грибов нашего края.

 

Формы проведения:

игра, викторина, праздник, библиотечное занятие

Форма организации

индивидуально-фронтальный,

коллективная, групповая

Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовательский, словесный

наборы «Ядовитые грибы», «Съедобные грибы», таблицы с иллюстрациями грибов, памятки по сбору грибов.

 

Текущий контроль (решение проблемных задач), создание проекта

6

Итоговое занятие – (2 ч.)

Формы проведения:

зачёт

Форма организации

В парах

Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый,

карточка для зачёта, презентации, видеороликифотографии.

Итоговый контроль (зачёт + самооценка деятельности в клубе)

 

Планируемые результаты образовательной деятельности.

Результатом работы учащихся в кружке «Школьное лесничество» является расширение интеллектуального кругозора школьников, участие в природоохранных акциях, участие в конкурсах. В процессе занятий по программе кружка «Школьное лесничество» обучающиеся  должны:

Знать:

особенности экосистемы Тюменской области Голышмановского района;  основных представителей растительного и животного мира, их биологические и экологические особенности, значение в природе и для человека;

редкие древесные растения и животные Голышмановского района, основные законы по охране природы;

болезни леса;

особо охраняемые территории в Голышмановском районе;

основные направления мероприятий по охране леса;

биологические способы защиты леса. Правила изготовления искусственных гнездовий и мест зимней подкормки животных;

основные лесоустроительные понятия (квартальный столб, деляночный столб, квартал, выдел, делянка, просека и др.).

 Уметь:

различать виды деревьев по листьям, побегам, коре и древесине;

сажать деревья, ухаживать за саженцами, вести фенологические наблюдения;

оформлять лозунги, плакаты, листовки природоохранной тематики, подбирать и оформлять материалы для проведения бесед по охране природы среди детей и подростков школы, города;

определить пожарную технику, оборудование, инвентарь и дать его характеристику. Назвать способы его  применения при тушении пожаров;

давать  характеристику одного из видов лесных пожаров (низовой, верховой, подземный). Указать способы его обнаружения, причины возникновения. Перечислить мероприятия по предупреждению лесных пожаров;

биологические способы защиты леса. Распределить птиц по ярусам дерева. Правила изготовления искусственных гнездовий и мест зимней подкормки животных;

проводить  инвентаризацию предложенного посадочного материала в посевном и школьном отделе питомника;

 определять вид лесообразующих пород Тюменской области по семенам.

определять вид и степень поражения вредителями и болезнями   деревьев на определённом участке;

выполнять геоботаническое описание растительного сообщества на пробной площадке размером 1х1м.

 

В ходе занятий учащиеся учатся выражать свои мысли, слушать друг друга, быть терпимыми к различным мнениям (толерантность).

 

Результатом работы в школьном лесничестве является:

Участие в региональных конкурсах

Участие в  региональном слёте школьных лесничеств Тюменской области;

Участие в акциях.

Выполнение и защита научно-исследовательских работ по темам лесного хозяйства

Формы подведения итогов реализации программы кружка «Школьное лесничество»

Результаты работы школьников будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Учитель ведёт учёт всех достижений учащихся и фиксирует их в своём журнале, а учащиеся получают условные баллы. В качестве поощрения школьники получат Благодарность и призы к празднику «День работников Леса».

 Оценочные и методические материалы.

В качестве оценки  результативности работы по программе могут использоваться методы отслеживания изменений мотивации школьников, а также оценка количества и уровня творческих работ, выполненных в рамках занятий.

Формы и методы контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в  обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, практический контроль

Промежуточный или рубежный контроль

По окончании изучения темы или раздела

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения

Выставка, конкурс, исследовательская работа, тестирование, анкетирование, контрольное занятие

Итоговый контроль

В конце учебного года или  курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Конкурс, исследовательская работа, открытое занятие, итоговое занятие, научно-практическая конференция

Результаты контрольных срезов оформляются в сводную ведомость.

Критерии и показатели уровней усвоения программы

Критерии

Показатели

Кол-во обучающихся

На начало года

На конец года

Низкий (репродук-тивный) уровень

- низкая мотивация к обучению;

- представления о лесоведении фрагментарные;

- знания о лесоведении носят поверхностный характер;

- недостаточная информированность о методологии и методике биоэкологического эксперимента по лесоведению;

- умения применения практических умений по экспериментальной работе отсутствуют;

- навыки планирования собственной деятельности отсутствуют;

- не проявляется творческая активность в практической деятельности, участии в научно-практической конференции, в конкурсах;

- навыки рефлексии не развиты.

 

 

Средний (продуктив- ный) уровень

- случайные мотивы изучения системы понятий по лесоведению;

- знания о лесоведении носят недифференци-рованный характер;

- умения применения практических умений по экспериментальной работе носят репродуктивный характер;

- навыки проектирования творческой деятельности развиты слабо;

- качество работ высокое, но отсутствуют элементы новизны;

- недостаточная творческая активность в практической деятельности, участии в научно-практической конференции, в конкурсах;

- навыки рефлексии развиты.

 

 

Высокий (творческий) уровень

- ярко выраженный интерес к изучению системы понятий по лесоведению;

- обобщенное представление о методологии и методике биоэкологического эксперимента по лесоведению;

- личностная потребность в использовании практических умений по экспериментальной работе, освоение профессии лесничего;

- знания о лесоведении многоаспектны, носят интегративный, комплексный и осознанный характер;

- навыки практического использования знаний носят продуктивный характер;

- навыки проектирования творческой деятельности хорошо развиты;

- самостоятельность, творческая активность и качество исследовательских и экспериментальных работ высокое;

- результаты освоения программы для обучающихся профессионально и личностно значимы;

- рефлексия четко выражена в стремлении реализовать себя.

 

 

Всего:

 

 

 

Формы подведения итогов реализации образовательной программы «Школьное лесничество»:

Фотовыставка работ, отображающих родную природу и лес на конкурсной основе «Лесное чудо».

Районная научно-практическая конференция учащихся по проведенным исследованиям «Шаг в будущее».

Участие в областном конкурсе «Подрост».

Участие в областном заочном конкурсе «Лучшее школьное лесничество».

Участие в областном конкурсе «Лесное многоборье».

Участие в межрегиональном фестивале-конкурсе «Живая планета».

Методическое обеспечение программы

Банк экологической информации

Содержание банка

№ п\п

Вид информации

Названия

I

Презентации

 

1

 

Истощение и загрязнение почвы.

2

 

Защитим природу.

3

 

Изменение состава атмосферы и климата.

4

 

Мода и здоровье.

5

 

Экология человека.

6

 

Мастер-класс «Своя игра».

7

 

Родина.

8

 

Загрязнение природных вод.

9

 

Круговорот углерода в природе и последствия его нарушения.

10

 

Защищаем природу.

11

 

Они не должны исчезнуть.

12

 

Лекарственные растения.

13

 

Цветы в поэзии

14

 

Зачем изучать экологию?

15

 

Экскурсия по родному краю.

16

 

Низовое болото.

17

 

Культурные растения.

18

 

Круговорот веществ в биосфере.

19

 

Эколого-краеведческий этюд «Мир природы» (совместно с библиотекой).

20

 

Курение, алкоголь, наркотики.

II

Фильмы

 

1

 

Заказники

2

 

Иван-камень

3

 

Просветский дендрарий

4

 

Дача

5

 

Медвежье

6

 

Окуневское

7

 

Урочище Родник

III

Рефераты, научно-исследовательские работы

 

1

 

Экология жилища.

2

 

Экологические факторы риска, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека.

3

 

Что такое мусор и чем он опасен?

4

 

Требования к качеству воды на хозяйственно-пищевые цели.

5

 

Кальций внутри нас и вокруг нас.

6

 

Кремний – важнейший элемент живой и неживой природы.

7

 

Вода мира и мир воды.

8

 

Лесное хозяйство Голышмановского  района.

9

 

Исследование микробиологического состава воздуха помещений МСОШ №1.

10

 

Вода – чудо природы.

11

 

Значение витамина С в жизнедеятельности человека

12

 

Биологическая роль витаминов для живых организмов

13

 

Секреты здоровья.

14

 

Красная Книга Природы.

IV

Уроки, тезисы, выступления, педсоветы и т.д.

 

1

 

Бинарный интегрированный интерактивный урок «Круговорот углерода в природе и последствия его нарушения».

2

 

Экологические заповеди.

3

 

Интегрированный семинар «Углеводы в жизни человека».

4

 

Познавательная игра – путешествие «Экологическая кругосветка»

5

 

Экологические конкурсы.

6

 

Мастер класс «Своя игра».

7

 

Тезисы «Системный подход в экологическом образовании и воспитании учащихся».

8

 

Выступление агитбригады «Сохраним лес от пожара».

9

 

Человек в окружающей среде.

10

 

Город изменяет окружающую среду.

11

 

Природа знает лучше.

12

 

Все связано со всем.

13

 

Все должно куда-то деваться.

14

 

Ничего не проходит даром. Антропогенный фактор.

15

 

Результаты жизнедеятельности человека и влияние загрязнения на здоровье людей.

16

 

Как много отходов в Тюменской области?

17

 

Экологическая опасность на кухне. Проблема нитратов.

18

 

Грязный воздух – проблема городов.

19

 

Последствия загрязнения воздуха. Озоновый слой и загрязнение атмосферы.

20

 

Кислотные осадки и их последствия.

21

 

Загрязнение воды и здоровье людей.

Список литературы

  1. Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 2003 г.
  2. Воронцов А. И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 2005 г.
  3. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М., Просвещение, 1996 г.
  4. Илюшина И.И. Школьные лесничества М., Просвещение, 1996 г.
  5. Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий, практических работ.
  6. Определители растений и животных.
  7. Справочник лесничего. М., Лесная промышленность, 2003 г.
  8. Аношин, Р. М. Практикум по лесоводству и дендрологии /Р.М. Аношин и др – М.: Агропромиздат, 1986.
  9. Дежникова Н.С. Экологический практикум: проекты, поиски, находки / Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова. – М., 2001.
  10. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков / Н.С. Дежникова. – М., 2001.
  11. Календарь знаменательных дат лесной отрасли. Экологическая культура и общественное развитие.//сборник Научно-практическая секция «Экологическая культура как условие гармоничного общественного развития» в рамках 12 Международной конференции «Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу». – М.: Лесн. пром-сть, 2006.
  12. Крушев, Л.Т. Биологические методы защиты леса от вредителей / Л.Т. Крушев. – М.: Лесная пром-сть, 1973.
  13. Ларюхин, А.Г. Механизация лесного хозяйства / А.Г. Ларюхин и др. – М., Агропромиздат, 1987.
  14. Рулько В. В. Лесоводство и лесная таксация. – М.: Агропромиздат, 1988.
  15. Справочник лесничего / Под общ. ред. А.Н. Филипчука. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:ВНИИЛМ, 2003.