1. Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа по русскому языку для 5-9 классов (базовый уровень) создана в соответствии с 1.Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации: -от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644,от 31.12.2015№ 1577); -от 31марта 2014года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки Росссии от 8.06.2015№ 576, от 28.12.2015 №1529). 2. Основной образовательной программой ООО МАОУ «Голышмановская СОШ №2». 3. Учебным планом отделения МАОУ «Голышмановская СОШ №2». «Ламенская СОШ» 4. Авторской программой по учебным предметам. Р а з ум о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. и др. Русский язык. 5 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.2010 год На основании примерной программы по учебным предметам Русский язык.5-9 классы — 2_е изд. — М., 2010. (Стандарты второго поколения). 5.Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и дисциплин в отделении МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Ламенская СОШ», утвержденным приказом _____________________________ Используемые учебники: Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский язык. 5 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский язык. 6 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский язык. 7 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык. 8 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык. 9 класс / под ред. М. М. Разумовской |
Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы Данная программа рассчитана на 680 часов. Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме: 5 класс — 170 ч, 6 класс — 204ч, 7 класс — 136 ч, 8 класс — 102 ч, 9 класс — 68ч
Место курса «Русский язык» в 9 классе в учебном плане.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 68 часов, из них на развитие речи - 17 час., контроль – 10 час.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные универсальные учебные действия
9 класс
Ученик научится:
- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
- Проявлять готовность к самообразованию.
Ученик получит возможность научиться:
- Использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
- Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью.
- Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
Регулятивные универсальные учебные действия
9 класс
Ученик научится:
- Основам прогонозирования.
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
- Волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели.
Познавательные универсальные учебные действия
9 класс
Ученик научится:
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
9 класс
- Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочёты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.
- Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
- Воспроизведение текста. Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).
- Создание текста. Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи). Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи). Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, кружковых занятий.
- Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Содержание рабочей программы (68час).
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира. (1час).
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (12 часов).
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, образовании и развитии. Развивать умения читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы. Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словариком. Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи; о специфичных (постоянных) признаках частей речи; об особенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых). Усовершенствовать навыки морфологического разбора разных частей речи. Закрепить навыки выделения в тексте словосочетаний; усовершенствовать навыки синтаксического разбора простого предложения. На обобщающей основе (знаки отделяющие и выделяющие) закрепить навыки пунктуации простого предложения. Закрепить навыки орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з—с, пре- и при); букв н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (5 часов).
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений. Научиться различать сложные предложения. Дать общее представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания Научиться классифицировать сложные предложения. Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов. Сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Научиться расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении. Уметь отличать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения). Научиться производить синтаксический разбор сложносочиненных предложений; употреблять в речи эти предложения. Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
Сложноподчиненное предложение (22 часа).
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Повторить сведения о видах сложного предложения. Научиться отличать подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Научиться классифицировать сложноподчиненные предложения. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов. Конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам. Научиться производить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Научиться отличать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных предложений. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным — простое предложение с обособленным членом предложения). Уметь находить сложноподчиненные предложения с разными придаточными в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (4 часа).
Предложения с несколькими придаточными. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Научиться отличать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных предложений. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять Конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.
Бессоюзное сложное предложение (6 часов).
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Сформировать понятие бессоюзного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью) Научиться определять важнейшие значения, присущие бессоюзным предложениям:
а) перечисления;
б) причины, пояснения, дополнения;
в) противопоставления, времени или условия, следствия.
Сформировать навыки употребления знаков препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Сформировать способность употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи (8 часов).
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Совершенствовать умение составлять схемы таких сложных предложений и конструировать предложения по заданным схемам. Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции Сформировать понятие о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи.
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе (4 часа).
Итоговое повторение и систематизация изученного в 5-9 классе (6 часов).
Повторение основных разделов курса русского языка в основной школе. Проверить подготовку учащихся по русскому языку за курс 5—9 классов.
Речь (17 часов).
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-объяснением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книгу в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?).
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг). Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Создание текста. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 9 класс
№ урока |
Дата |
Тема урока, тип урока |
Элементы содержания |
Результат обучения |
Формы и виды контроля
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
|
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира.
Урок усвоения новых знаний. |
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, террит. диалекты, соц. диалекты (жаргоны) и просторечия.
|
Иметь представление об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии. Получить возможность читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы. |
Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему |
2 |
|
Фонетика. Орфография. Графика.
Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение раздела «Фонетика. Орфография. Графика». Литературные нормы русского языка. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Орфография и графика. |
Обобщить сведения из области фонетики; закрепить навыки фонетического разбора слова и работы с орфоэпическим словарем. Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях |
Фонетический разбор слов: сравнение произношения и написания с применением орфографического правила. |
3 |
|
Лексика. Лексическое значение слова.
Повторительно-обобщающий урок. |
Словарный состав русского языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски
|
Обобщить сведения из области лексики и фразеологии; закрепить навыки лексического разбора слова и работы с толковым словарем |
Составление схемы «Лексический состав русского языка» с примерами |
4 |
|
Морфемика и словообразование.
Повторительно-обобщающий урок. |
Морфемика. Способы словообразования |
Обобщить сведения из области морфемики и словообразования; закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слова и работы со словообразовательным словариком |
Работа с текстом: нахождение слов с заданным способом словообразования; восстановление словообразовательной цепочки; выполнение заданий по словообразовательному словарю. |
5 |
|
Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Стили речи, типы речи.
Повторительно-обобщающий урок. |
Текст и его признаки. Стили речи и сфера их употребления, стилевые задачи, типы речи |
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Умение проводить стилистический и типологический анализ текста
|
Повторение признаков текста на примерах классических образцов; абзацное членение текста на основе нахождения микротем и определения грамматических средств связи (сб. Сениной); сжатие текста до нескольких предложений, до основной мысли, до темы |
6 |
|
Сжатый пересказ.
Развитие речи. |
Способы сжатия текста. |
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде вторичного текста. Использовать способы сжатия текста.
|
Изложение. |
7 |
|
Морфология и синтаксис. Части речи, их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
Повторительно-обобщающий урок. |
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание разных частей речи с НЕ |
Понимать критерии распределения слов по частям речи; специфичные (постоянные) признаки частей речи; особенности изменения самост. частей речи (изменяемых). Уметь производить морфологический разбор разных частей речи, выделять в тексте словосочетания, производить синтаксический разбор простого предложения |
определения частей речи: распределительный диктант; морфологический разбор частей речи; вычленение словосочетаний из текста; синтаксический разбор простого предложения и осложненного |
8 |
|
Систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.
Повторительно-обобщающий урок. |
Морфология и орфография. Знаки препинания при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения. |
Распознавать понятия: знаки отделяющие и выделяющие. Уметь ставить знаки препинания в простом предложении. Знать и уметь применять правила орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з—с, пре- и при-); букв н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц
|
Объяснительный диктант: знаки препинания в простом предложении и орфограммы, в том числе при разграничении причастий и прилагательных (Е.А.Владавская: УМК, с.47) |
9 |
|
Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах»
Повторительно-обобщающий урок. |
Служебные и знаменательные части речи.
|
Научиться отличать служебные части речи от знаменательных, их грамматическое значение. Уметь производить морфологический и синтаксический, орфографический разбор.
|
Самостоятельная работа (20 мин.) |
10 - 11 |
|
Контрольная работа по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». Входной тест: материалы итоговой аттестации: А, В Анализ контрольной работы.
Урок контроля знаний. |
|
Проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в 9 классе
|
Тестовые задания на основе анализа содержания прочитанного текста (ГИА): уровень А, В |
12-13 |
|
РР Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля (по материалам итоговой аттестации).
Урок развития речи. |
Текст публицистического стиля В.М.Пескова «Святые места». Составление небольших высказываний |
Научиться определять признаки публицистического стиля. Уметь выделять в тексте тему, осн. мысль, проблему, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней, наблюдать за использованием ССП в текстах разных стилей и жанров |
Высказывание публицистического стиля (обучающего характера) |
14 |
|
Сложное предложение. Понятие сложносочиненного предложения (ССП).
Урок усвоения новых знаний. |
Понятие о сложном предложении как единицы синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Понятие о сложносочиненном предложении (ССП), средства связи смысловые отношения между частями ССП. |
Усвоить признаки разграничения простых и сложных предложений, понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания. Научиться определять классификацию сложных предложений. Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме. |
Выполнение упражнений нахождением в предложениях грамматических основ, определение их количества и союзной сочинительной и подчинительной связи; постановка знаков препинания в ССП |
15-16
|
|
Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Средства связи в сложных предложениях.
Урок усвоения новых знаний. |
Сочинительные союзы. Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. |
Определять разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения). Продолжить формировать понятие ССП как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Уметь правильно расставлять знаки препинания в ССП при письме. |
Лингв. рассказ «Зачем нужно изучать ССП» тест: (ГИА) уровень В.
|
17
|
|
Виды ССП и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.
Урок усвоения новых знаний. |
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. |
Научиться определять предикативные части ССП, которое образуется на основе сочинительной связи и разных смысловых отношений. Владеть навыками расстановки знаков при письме в ССП. Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи этих предложений |
Восстановление знаков препинания в ССП, составление схем |
18 |
|
Контрольная работа. Тестовые задания по теме «Сложносочиненные предложения».
Урок контроля знаний. |
|
Тестовые задания Проверить уровень усвоения темы «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение» |
Тестовые задания по теме |
19-20 |
|
Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).
Урок усвоения новых знаний. |
Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП). Строение СПП, средства связи его частей. |
Повторить сведения о видах сложного предложения, Научиться определять отличие подчинительных союзов и союзных слов; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять. |
П.9, лингв. рассказ о СПП (с.52-53) Подбор синтаксических синонимов. Синтаксический анализ предложений Построение схем СПП |
21-22 |
|
Виды сложноподчинённых предложений.
Урок усвоения новых знаний. |
Виды придаточных предложений, способы их различения |
Запомнить классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам. Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения |
1) Конструирование ССП по заданным схемам.
2) Конструирование ССП: с опорой на табл. с.61-62 |
23-24 |
|
РР Контрольная работа. Сжатое изложение с элементами сочинения.
Урок развития речи. |
Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль, авторская позиция, проблема. План. Средства выразительности текста. |
Изложение с элементами сочинения Проверить способность учащихся грамотно употреблять в речи сложносочиненные предложения
|
Изложение с элементами сочинения |
25-26 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Р.Р. Составление синонимичных конструкций. |
Придаточные определительные, их синтаксические синонимы. |
Научиться видеть особенности СПП с придаточным определительным. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным — простое предложение с обособленным определением). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции |
Инд. карточки: работа с синт. синонимами придат. опред.: замена конструкций простыми предл-ми с причастными оборотами и наоборот. Разбор предл. по схеме: с.66 |
27 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Урок усвоения новых знаний. |
Придаточные изъяснительные |
Научиться определять сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.). Уметь находить СПП с придаточным изъяснительным в художественных текстах. |
П.12, 78-79: план с последующим лингвистическим рассказом |
28-29 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени и места.
Урок усвоения новых знаний. |
Придаточные обстоятельственные, их классификация. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным |
Иметь общее представление о классификации СПП с придаточными обстоятельственными Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений. |
Конструирование предложений с опорой на с.62-63 (таблица) |
30 |
|
РР Строение текста
Урок развития речи. |
Признаки текста |
Понимать признаки текста. Уметь определять тему, находить основную мысль, микротемы, ключевые слова. |
Определение темы, микротем, основной мысли в тексте |
31 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.
Урок усвоения новых знаний. |
Придаточные сравнительные |
Научиться определять способы выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемом синонимической замены. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения. Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции
|
Конструирование СПП. Объяснительный диктант. |
32 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.
Урок усвоения новых знаний. |
Придаточные образа действия и степени. |
Понимать грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Уметь находить сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции |
Диктант с творческим заданием: продолжить сложноподчиненное предложение придаточным образа действия или степени. |
33-34 |
|
Контрольная работа РР Использование различных стилей в художественных произведениях. Сжатое изложение с элементами рассуждения.
Урок развития речи. |
Художественный текст изложения. Способы сжатия текста. |
Сжатое изложение Использовать все способы сжатия текста с сохранением его стилевых особенностей, правильно строить рассуждение с точки зрения композиции, коммуникативных намерений, языковых норм, редактировать собственный текст
|
Сжатое изложение художественного текста с элементами рассуждения |
35 |
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия.
Урок усвоения новых знаний. |
Придаточные цели и условия |
Понимать структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели и условия. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели и условия. Уметь находить СПП с придаточным цели и условия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. |
Конструирование предл. по заданным схемам; самостоятельная работа: расставить знаки препинания), карточка |
36 |
|
Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия.
Урок усвоения новых знаний. |
Придаточные причины и следствия |
Понимать структурно-семантические особенности СПП с придаточным причины и следствия. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия. Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.
|
Составление модели СПП с придат. прич. и следств. с опорой на материал №81 и теор. материал с.111-112 |
37 |
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.
Урок усвоения новых знаний.
|
Придаточные уступительные |
Понимать структурно-семантические особенности СПП с придаточным уступительным. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным . Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. |
Выборочное списывание с последующей взаимопроверкой: №186 по вариантам; составление схем предложений |
38 |
|
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение».
Повторительно-обобщающий урок. |
Строение сложноподчиненных предложений разных видов. |
Научиться находить признаки СПП разных видов. Уметь оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. Понимать особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров. Уметь моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП. |
Комплексная работа с текстом: набл. над особенностью употребления СПП различных стилях речи |
39 |
|
Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение». Урок контроля знаний. |
Задания по теме «Сложноподчиненное предложение» (УМК) |
Проверка уровня усвоения по теме «Сложноподчиненное предложение» |
Задания: «Сложноподчиненное предложение» |
40 |
|
РР Эссе. Понятие о жанре.
Урок развития речи. |
Эссе. Понятие о жанре. Подготовка к домашнему эссе «О времени и о себе». |
Понимать признаки жанра эссе. Уметь определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста). |
Дома: Эссе «О времени и о себе» (№287, с.196) |
41-42 |
|
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.
Урок усвоения новых знаний. |
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. |
Знать особенности СПП с несколькими придаточными. Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания.
|
Индивидуальные карточки: синтаксический разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями |
43 |
|
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Урок закрепления материала. |
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. |
Научиться определять виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи В СПП с несколькими придаточными. Уметь составлять схемы таких конструкций и конструировать предложения такого вида по схемам. |
Самостоятельная работа: индивидуальные задания: УМК, с.188 с последующей проверкой. |
44 |
|
Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием
Урок контроля знаний. |
Текст диктанта с грамматическими заданиями. |
Проверить уровень усвоения темы «Сложноподчиненное предложение» |
Диктант с грамматическими заданиями. |
45 |
|
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Урок усвоения новых знаний. |
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация БСП. |
Уметь определять БСП как такое единство его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Понимать особенности БСП (по сравнению предложений с союзной связью). Уметь произносить БСП в соответствии со знаками препинания.
|
Графическая работа №215(составить схемы); анализ предложений: смысловые отношения между частями (карточки, УМК) |
46 |
|
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Урок усвоения новых знаний. |
Интонация БСП. |
Усвоить правило: запятая и точка с запятой в БСП. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов(со значением перечисления) и выражать их с помощью интонации
|
Работа с текстом: восст. знаки препин., разобрать по чл. предл, подчеркнуть в БСП грам. основы |
47 |
|
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Урок усвоения новых знаний. |
Двоеточие в БСП. |
Усвоить правило: постановка двоеточия в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации |
Преобр. СПП в БСП: обосн. пост. знаков препинания (способы проверки). |
48 |
|
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Урок усвоения новых знаний. |
Тире в БСП. |
Усвоить правило: постановка тире в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации |
Конструирование БСП на основе смысловых отношений по схемам. |
49-50 |
|
РР Путевые заметки.
Урок развития речи. |
Путевые заметки. |
Познакомиться с речевым жанром путевые заметки, его характерными чертами и речевыми особенностями. Опознавать жанр на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста. |
Составление тезисов или плана п.33, с.199 (на выбор) |
51 |
|
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Повторительно-обобщающий урок. |
Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи |
Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. |
Редактирование текста
Объяснительный диктант
|
52 |
|
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
Повторительно-обобщающий урок. |
Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи |
Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. |
Редактирование текста
Объяснительный диктант
|
53-54 |
|
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
Повторительно-обобщающий урок. |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период. |
Научиться использовать алгоритм определения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Уметь проводить синтаксический анализ предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить схемы предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи и употреблять их в речи. |
Инд-ные карточки для синтакс. анализа предложений с союзной и бессоюзной связью Преобразование предложений простых в предложения с разными видами связи в тексте: моделирование (УМК, с использ. интерактивной доски) |
55 |
|
РР Рецензия. Понятие о жанре.
Урок развития речи. |
Понятие о жанре рецензия |
Понимать признаки жанра рецензии. Уметь оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра, от эссе – по степени формальных признаков жанра. |
Доказательство принадлежности текста к данному жанру (опора на клише с.208-210) |
56 |
|
РР Рецензия на газетную статью
Повторительно-обобщающий урок. |
Газетная статья. Рецензия на газетную статью |
Уметь создавать собственное высказывание в жанре рецензии; оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия коммуникативных требований, языковых норм |
Сочинение-рецензия на газетную статью Н.Н.Новикова.
|
57-58 |
|
Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием. Анализ контрольного диктанта. |
Текст диктанта с грамматическими заданиями . |
Проверить уровень усвоения материала по теме «Сложное предложение». |
Диктант с грамматическим заданием |
59-60
|
|
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе
Повторительно-обобщающий урок. |
Синтаксис сложного предложения: языковые явления, пунктуационные правила, речеведческие понятия. Тексты различных стилей |
Понимать отличие языка и речи, использования языка как инструмента в речи. Языковые явления, речеведческие понятия при систематизации и обобщении по разделу «Синтаксис сложного предложения». Повторение пунктуационных правил. Развитие умения анализировать простые и сложные предложения, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания |
Комплексный анализ текстов в формате ГИА.
Тест 20 мин. (Сб. Сенина Н.А.) |
61-62 |
|
РР Контрольное изложение с творческим заданием. Урок развития речи. |
Изложение с элементами сочинения. |
Проверить способность учащихся грамотно употреблять в речи предлож. с разными видами связи. |
Изложение с элементами сочинения |
63 |
|
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Повторительно-обобщающий урок. |
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
|
Научиться использовать сведения о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков, уметь из вариантов ударения выбирать правильный, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпической нормы; производить элементарный звуковой анализ текста; находить особенности звукописи текста (аллитерацию, ассонанс) |
Упражнения по теме. Звуковой анализ небольшого текста с нахождением фонетического изобразительно-выразительного средства (аллитерация, ассонанс) |
64-65 |
|
Морфология и орфография.
Повторительно-обобщающий урок. |
Морфология и орфография |
Научиться распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий. |
Тест |
66 |
|
РР Стили и типы речи.
Урок развития речи.
|
Стили и типы речи
|
Определять признаки стилей и типов речи, их характерные особенности, способы определения. |
Стилистический и типологический анализ текста. |
67-68 |
|
Итоговая контрольная работа . Сжатое изложение и задания уровня А, В.
Урок контроля знаний. |
Сжатое изложение и задания уровня А,В |
Уметь применять все способы сжатия текста, сохранять микротемы, выполнять задания по тексту (А), уровень В. |
|