Русский язык. 10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

1 Нормативные акты и учебно-методические документы

Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента

государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10класса базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки РоссийскойФедерации (автор-составитель Гольцова Н.Г.) .

Учебно-методическое сопровождение

1Гольцова Н. Г.Программа к учебнику «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.( 5-е издание).Москва «Русское слово»,2011 год.

2 Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. Москва «Русское слово», 2016 год.

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

-связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы

речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

-адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста,определять позицию автора;

-использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимостиот коммуникативной задачи;

-осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

-осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости откоммуникативной задачи;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

-передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц,тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

-использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий,подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

-формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точкузрения;

-выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства,обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

-высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностямисходного текста;

-владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные,нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

-создавать устное высказывание на лингвистические темы;

-владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

-оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

-проводить разные виды языкового разбора;

-опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей,

эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;

-грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

-эффективно использовать языковые единицы в речи;

-соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

-участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнениемоппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

-фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать наречевые погрешности в высказываниях собеседников.

3 Содержание учебного предмета «Русский язык» для 10 класса

1   Введение. Слово о русском языке – 1 час

2   Лексика. Фразеология. Лексикография – 5 часов

Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского

языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы.

Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и

заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая

ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их

употребление.

Основные термины и понятия:

Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская,

заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты,

основные типы словарей

Знать: лексическое и грамматическое значение слов;

- прямое и переносное значение слов;

- понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;

- роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;

- фразеологизмы, фразеологические выражения;

- устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;

- анализировать лексические средства выразительности в тексте;

- работать с различными видами словарей;

- определять лексические особенности текста;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- выделять главное;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

- использование в речи изобразительно-выразительных средств;

- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью

учебного задания;

3 Фонетика. Графика. Орфоэпия – 3 часа

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Основные термины и понятия:

Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных

звуков. Чередование звуков. Ударение.

Знать: орфоэпические нормы правописания;

- характеристику гласных и согласных звуков в слове;

Уметь: производить фонетический разбор слов;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать мировоззрение школьников;

- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

4 Морфемика и словообразование – 3 часа

Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические.

Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.

Основные термины и понятия:

Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа.

Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.

Формообразующий аффикс.

Знать: состав слова;

- способы образования слов;

- нормы формообразования;

- правописание морфем;

- морфологический принцип правописания;

Уметь: производить морфемный анализ слов;

- производить словообразовательный разбор слов;

- правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- пользование словарями различных типов;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Морфология и орфография – 5 часов

Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в

корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях

слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования.

Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-,

-С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание

гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и

т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Основные термины и понятия:

Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в

корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление

слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.

Знать: типы орфограмм;

- безударные гласные в корне;

- гласные после шипящих в разных частях речи;

- гласные после шипящих и Ц;

- правописание согласных в слове;

- двойные согласные;

- гласные и согласные в приставках;

- правила переноса слов;

- разделительные Ъ и Ь знаки;

Уметь: определять орфограммы в словах;

- решать орфографические задачи;

- правильно писать безударные гласные в корне;

- правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;

- правильно писать гласные после шипящих и Ц;

- правильно писать двойные согласные;

- правильно писать гласные и согласные в приставках;

- правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;

- применять правила переноса в словах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

6.Части речи. Имя существительное – 3 часа

Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения.

Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-,

-ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.

Основные термины и понятия:

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных.

Сложное слово.

Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;

- нормы формообразования имен существительных;

- морфемику имен существительных;

Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;

- определять тип склонения, число и падеж имен существительных;

- правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;

- правильно писать сложные имена существительные;

- решать орфографические задачи по теме;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- умение эффективно использовать рабочее время;

- умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;

7 Части речи. Имя прилагательное – 2 часа

Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные,

притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен

прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах

прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.

Основные термины и понятия:

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Отыменные,

отглагольные прилагательные. Сложное имя прилагательное.

Знать: стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;

- правописание сложных имен прилагательных;

- особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;

- образование сложных прилагательных;

Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»

- правильно писать суффиксы имен прилагательных;

- производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;

- владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;

- правильно писать сложные имена прилагательные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать

8 Части речи. Имя числительное – 2 часа

Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и

правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных

числительных.

Основные термины и понятия:

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые,

составные, сложные имена числительные.

Знать: особенности употребления имен числительных в речи;

- сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;

Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;

- правильно писать падежные окончания имен числительных;

- правильно писать сложные числительные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

9 Части речи. Местоимение – 1 час

Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования

местоимений.

Основные термины и понятия:

Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.

Знать: особенности употребления местоимений в речи;

- знать разряды местоимений;

Уметь: производить морфологический разбор местоимений;

- правильно писать местоимения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

10 Части речи. Глагол – 2 часа

Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы.

Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные

окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.

Основные термины и понятия:

Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Грамматические категории глагола: вид, переходность\непереходность,

наклонение, время, лицо, число. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Две основы глагола.

Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;

- синонимию глагольных форм;

- способы формообразования глаголов;

Уметь: производить морфологический разбор глагола;

- правильно писать личные окончания глаголов;

- правильно писать суффиксы глаголов;

- правильно писать Ь в глагольных формах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

11 Части речи. Причастие – 1 час

Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН

в причастиях и отглагольных прилагательных.

Основные термины и понятия:

Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.

Знать: особенности употребления причастий в речи;

- особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;

Уметь: производить морфологический разбор причастий;

- образовывать различные формы причастий;

- правильно писать окончания причастий;

- правильно писать гласные в суффиксах причастий;

- правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

12 Части речи. Деепричастие – 1 час

Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий

совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.

Основные термины и понятия:

Деепричастие. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Синтаксическая роль

деепричастий.

Знать: особенности употребления деепричастий в речи;

- синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;

- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;

Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;

- образовывать деепричастия;

- правильно писать деепричастия;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

13 Части речи. Наречие – 1 час

Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия.

Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание.

14 Части речи. Слова категории состояния – 1 ч.

Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния.

Морфологический разбор наречий.

Основные термины и понятия:

Наречие. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий. Слова

категории состояния. Степени сравнения слов категории состояния. Синтаксическая роль наречий.

Знать: особенности употребления наречий в речи;

- особенности образования наречий;

- особенности образования степеней сравнения наречий;

Уметь: производить морфологический разбор наречий;

- правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;

- правильно писать отрицательные наречия;

- правильно использовать слитное, дефисное, раздельное написание наречий;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

14 Служебные части речи – 4 часа

Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги.

Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по

происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и

подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в

речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и

НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Основные термины и понятия:

Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые, составные; производные, непроизводные.

Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы

междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова.

Знать: типы предлогов по структуре, по значению;

- союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;

- разряды частиц;

- типы междометий по значению и структуре;

Уметь: отличать союзы и союзные слова;

- правильно употреблять союзы в речи;

- правильно писать частицы;

- правильно писать предлоги;

- уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;

- отличать междометия и звукоподражательные слова;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать.

Тематическое планирование

 по ___русскому языку             

Учебный год: 2018-2019

Классы 10

Количество часов по учебному плану ОУ: всего:34, в неделю 1

Плановых контрольных работ : 6

Развитие речи:3

Планирование составлено на основе_Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),

Примерной учебной  программы основного общего образования по  русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки РФ в 2006 году (автор –составитель) Гольцова Н.Г 

Учебник  «Русский язык» 10-11 класс в 2 частях  Учебник для общеобразовательных учреждений , автор-составитель  Н.Г Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, «Русское слово», 2014 год

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания

Перечень ключевых компетенций

Вид контроля

1

 

 

Введение

Слово о русском языке

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма, русский язык среди языков мира

Знать основные функции языка в современном мире, истоки русского языка, основные функциональные стили; уметь рассказать об основных функциях языка в современном мире, аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили

ПР

2

 

 

Слово и его значение Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Лексическое значение слова. Лингвистические словари Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение сло Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение,

Знать основные понятия лексики, уметь работать со словарем, дать толкование ЛЗ словаЗнать, как отличить многозначное слово от однозначного; уметь определять ЛЗ по толковому словарю. Знать основные лексические изобразительно-выразительные средства языка; уметь находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа, употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности

СР

3

 

 

Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы

Омонимы. Группы  омонимов (омофоны, омоформы, омографы) Паронимы. Паронимический ряд

Знать определение омонимов,  омофонов, омоформ, омографов; уметь различать  лексические омонимы,  омофоны, омоформы, омографы Знать определение паронимов; уметь дать толкование ЛЗ паронимов, правильно употреблять их в речи

ПДЗ

4

 

 

Р/Р Практическая работа. Лингвистический анализ текста

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Знать, что такое тема, идея, основная мысль, функциональный стиль, тип речи; уметь определять проблематику текста, выявлять лингвистические и лексические особенности текста

ПР

5

 

 

Вводный мониторинг и его анализ

 

 

Тест

6

 

 

Происхождение лексики современного русского языка

        Исконно-русская лексика, заимствованная, старославянская лексика

         Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы   Устаревшая лексика: архаизмы, историзмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы.                                            

Знать основные группы слов по сфере их употребления в речи; уметь находить в тексте слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные, избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений Знать об устаревшей лексике и неологизмах, уметь находить их в тексте и определять роль

З

7

 

 

Р/Р  Лингвистический анализ текста

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Знать, что такое тема, идея, основная мысль, функциональный стиль, тип речи; уметь определять проблематику текста, выявлять лингвистические и лексические особенности текста

КР

8

 

 

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление

Фразеологизмы. Источники появления фразеологизмов

Знать определение ФО, основные источники их появления; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи

СР

9

 

 

Р/Р Лингвистический анализ текста

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Знать, что такое тема, идея, основная мысль, функциональный стиль, тип речи; уметь определять проблематику текста, выявлять лингвистические и лексические особенности текста

КР

10

 

 

Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Чередование звуков Орфоэпия. Основные правила произношения

Фонетика. Графика. Соотношение звуков и букв. Характеристика согласных и гласных звуков. Орфоэпия. Ударение. Орфоэпические нормы

Знать определение фонетики, основные характеристики звуков, соотношение букв и звуков; уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова, выполнять фонетический разбор слов, охарактеризовать звуки Знать, что изучает орфоэпия, что называется орфоэпической нормой, какие нормы произнесения гласных и согласных звуков существуют; уметь соблюдать орфоэпические нормы в речи

СР

11

 

 

 

Морфемика. Состав слова

Морфемы. Морфемный анализ слова

Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Понятие производной и непроизводной основы. Простая и сложная основы. Производящая основа

Знать название и особенности основных морфем русского языка, признаки производной и непроизводной основы,; уметь находить значимые части слова, выполнять морфемный разбор, различать процессы слово-  и формообразования

ПДЗ

12

 

 

Словообразование. Словообразовательные модели

Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования

Знать основные способы образования слов в русском языке, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ образования слова, различать морфологический и неморфологический способы образования слов

ПР

13

 

 

Р/Р Контрольное сочинение

 

 

Сочинение

 

 

 

Принципы русской орфографии

Морфологический принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания

Предмет изучения орфографии, уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение

ПР

14

 

 

Употребление гласных после Ц

Зависимость написания гласных от морфемы, соотношение звук – буква

Знать состав слова, части речи, употребление гласных после Ц; уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после Ц

СР

15

 

 

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ,СТЧ,ЗДЧ

Звонкие и глухие согласные, явление оглушения и озвончения, непроизносимые звуки, соотношение звук – буква

Знать правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; уметь находить в словах звонкие и глухие, непроизносимые  согласные, правильно писать указанные орфограммы в словах

СР

16

 

 

Контрольная тестовая работа  по материалам ЕГЭ диктант

 

 

Тест

17

 

 

Правописание гласных и согласных в приставках

 

Приставка. Принципы орфографии

Приставка. Зависимость написания от значения приставки Приставка. Принципы орфографии Знать правописание приставок, уметь правильно писать приставки в словах

Знать правописание приставок, уметь правильно писать приставки в словах

Знать правописание приставок, уметь правильно писать приставки в словах

Знать правописание Ы-И после приставок

ФО

18

 

 

Имя существительное как часть речи

Морфология. Часть речи. Имя существительное, лексико-грамматические разряды. Род, число, склонение им. Существительного

Знать лексико-грамматические разряды существительных, род число, падеж и склонение им. существительных; уметь делать морфологический разбор им. существительных

ФО

19

 

 

Правописание  имен существительных

Падеж, число, склонение им. существительных. Варианты падежных окончаний. Суффикс. Основные правила правописания гласных и согласных в суффиксах им. Существительных. Понятие сложного слова. Слитные и дефисные написания сложных им. существительных

Знать правописание падежных окончаний им. существительных; уметь выбирать нужный вариант падежных окончаний

Знать правописание суффиксов им. существительных, уметь правильно писать суффиксы им. Существительных

 

СР

20

 

 

Контрольная работа  по теме Лексика Фонетика Орфография

 

 

Тест

21

 

 

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды им. прилагательных

Знать определение имени прилагательного, лексико-грамматические разряды, склонение качественных и относительных им. прилагательных,  уметь делать морфологический разбор им. прилагательного, правильно писать окончания прилагательных

СР

22

 

 

Правописание  имен прилагательных

Суффикс. Основные правила правописания гласных и согласных в суффиксах им. Прилагательных

Отыменные и отглагольные прилагательные, алгоритм написания Н-НН

Понятие сложного слова. Слитные и дефисные написания сложных им. прилагательных

 

Знать правописание суффиксов им. прилагательных

уметь мотивировать свой выбор при написании Н и НН в суффиксах им. прилагательных

Знать правописание сложных им. прилагательных; уметь отличать сложные им. прилагательные, пишущиеся через дефис, от словосочетаний наречие + прилагательное, пишущихся раздельно

ПР

23

 

 

Имя числительное как часть речи

Разряды числительных. Простые, составные и сложные числительные

Знать определение им. числительного, разряды и виды имен числительных, уметь делать морфологический разбор им. числительного, правильно писать им. числительные

УО

24

 

 

Склонение числительных

Особенности склонения числительных

Знать склонение им. числительных; уметь их склонять и правильно употреблять в речи

СР

25

 

 

Местоимение как часть речи

Разряды местоимений. Особенности употребления местоимений в речи

Знать лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения и правописания; уметь делать морфологический разбор местоимения

ПДЗ

26

 

 

Глагол как часть речи

Грамматические категории глагола. Инфинитив. Две основы глагола

Знать определение глагола, грамматические категории; уметь делать морфологический разбор глагола 

УО

27

 

 

Правописание личных окончаний глагола

Спряжение глагола.  Правописание личных окончаний глагола

Знать правописание окончаний глагола, уметь правильно писать личные окончания глагола

ПР

28

 

 

Причастие как глагольная форма

Место причастий в системе частей речи. Грамматические признаки причастия

Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и прилагательного; уметь находить вид и залог причастий, различать причастия и отглагольные прилагательные

ПР

29

 

 

Деепричастие как глагольная форма

Место деепричастия в системе частей речи. Признаки глагола и наречия. Категория вида

Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия; уметь находить деепричастия в тексте, правильно употреблять деепричастия в речи, правильно ставить знаки препинания при ДО

ПДЗ

30

 

 

Наречие как часть речи

Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий

Знать определение наречий, разряды по значению, степени сравнения; уметь определять разряд по значению, степени сравнения

СР

31

 

 

Контрольная  тестовая работа

 

Уметь применять знания  по основным направлениям русского языка на практике, отбирать информацию, видеть орфограммы и пунктограммы

Тест

32

 

 

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.

Понятие служебной части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги

Знать определение предлога, какие отношения выражаются с помощью предлогов, виды предлогов по структуре и происхождению; уметь отличать предлоги от других частей речи

СР

33

 

 

Союз как служебная часть речи

Союз. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы

Знать определение союза, виды союзов по происхождению, по структуре и значению, правописание союзов; уметь делать морфологический разбор союза, правильно писать союзы

СР

34

 

 

Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление

 

Разряды частиц, их смысловая роль в предложении, отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи

Отрицательные частицы. Частица НЕ как усилительная частица

 

Знать определение частицы, разряды по значению; уметь определять значение частицы

Знать правописание частиц; уметь правильно писать частицы

ПР

35

 

 

Междометие как особый разряд слов

Место междометий в системе частей речи. Звукоподражательные слова

Знать определение междометия, типы междометий; уметь находить междометия в тексте, правильно писать сложные междометия, ставить знаки препинания при них

ПР

36

 

 

Обобщение и повторение изученного

 

Уметь систематизировать  знания за курс 10 класса

Тест