ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 Нормативные акты и учебно-методические документы
Рабочая учебная программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонентагосударственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 11класса базового уровня и учебной программы по русскому языку для 11 класса, допущенной Министерством образования и науки РоссийскойФедерации (автор-составитель Гольцова Н.Г.) .
Учебно-методическое сопровождение
1.Гольцова Н. Г.Программа к учебнику «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.( 5-е издание).
Москва «Русское слово»,2011 год.
2 Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. Москва «Русское слово», 2016 год.
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
-связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
-адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходноготекста, определять позицию автора;
-использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) взависимости от коммуникативной задачи;
-осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
-осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в
зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
-передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем,
таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
-использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении
проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
-формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать
свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые
средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным
особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-
культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и
лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых
особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных
средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не
соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично
реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
3 Содержание учебного предмета «Русский язык» для 11 класса (34 часа)
Введение. Синтаксис и пунктуация. 1 ч.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный
Словосочетание 2 ч. (1К/Р)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетаний
Предложение 2
Простое осложненное предложение 16(1К/Р)
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Виды предложений по цели высказывания. Виды
предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире.
Интонационное тире. Порядок слов простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. . Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения, дополнения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.
Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение 8 ч. (3р.р.)
Понятие о сложном предложении. Сложносочинённое предложение.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
Сложноподчинённое предложение. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним или несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия предложения с разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. 2 ч.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Цитаты.
Знаки препинания при цитатах
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи. Норма литературного языка.
Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографичесие и пунктуационные нормы.
Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Текст.
Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение Анализ текстов разных стилей и жанров.
Календарно-тематическое планирование русский язык 11 класс
№ урока
|
Дата |
тема
|
Элементы содержания
|
Перечень ключевых компетенций |
Виды контроля |
|||||
По плану |
По факту |
|||||||||
|
|
|
Синтаксис и пунктуация1 час |
|||||||
1. |
|
|
Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации |
Синтаксис. Словосочетание и его виды. Предложения. Знаки препинания в простом и сложном предл-ях. |
Знать единицы синтаксиса; классификацию простых и сложных предл-ий; условия постановки знаков преп-ния в простом и сложном предл-ях. Уметь выделять грамм-скую основу в предл-ях; опр-ть, чем осложнено простое предл-ие; различать типы сложных предл-ий и опр-ть их структуру; расставлять знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами. |
Словарный диктант |
||||
|
|
|
|
Словосочетание 1 час |
|
|
||||
2. |
|
|
Словосочетание как синтаксическая единица |
Грамматические нормы. Нормативное построение словосочетаний и предл-ий разных типов. Нормативное соглас-ие подлежащего и сказ-го. Построение предл-ий с обособленными членами, придаточными частями. Знать грамматические нормы. Уметь строить с/соч по типу согласования и управления; согласовывать подлежащее со сказуемым; строить предл-ия с обособленными членами и придаточными частями. |
Самостоятельная работа. Срез знаний |
|||||
|
|
|
|
Предложение 3часа |
|
|||||
3. |
|
|
Предложение как единица синтаксиса. |
Пунктуация как система правил правописания. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. |
Уметь применять основные принципы пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям: |
Комментированное письмо. |
||||
4. |
|
|
Классификация предложений |
Синонимия грамматических форм. Ее стилистические и смысловые возможности. |
Знать о синонимии грамматических форм, ее стилистических и смысловых возможностях. Уметь подбирать к данным предл-ям синонимичные конструкции; перестраивать сложные предл-ия в простые и наоборот; сопоставлять предл-ия, выявляя стил-ские и смысловые оттенки. |
Самостоятельная работа |
||||
5. |
|
|
Главные члены предложения. Тире в простом предложении
Контрольная работа №1. (30 мин.) |
Синтаксического разбор словосочетаний. Синтаксического разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью. |
Знать порядок разбора словосочетаний, простых и сложных предложений, предложений с прямой речью. Уметь выполнять все виды синтаксического разбора; расставлять знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами. |
Тренировочное упражнение. Комментированное письмо |
||||
|
|
|
|
Простое осложненное предложение 14 |
||||||
6 |
|
|
Простое осложненное предложение |
Лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка. Анализ знаков препинания в прозаических и поэтических произ-ях. Интонация (паузы, ритм, мелодика, тембр голоса). |
Знать элементы лингвистического и интонационного анализа текста. Уметь выполнять лингвистический анализ прозаических и поэтических текстов; расставлять знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами. |
Тест |
||||
7 |
|
|
Предложение с однородными членами.
|
Пунктограмма. Однородные члены предл-ия и их признаки. Однородные и неоднородные опр-ния. Виды сочинительных союзов (соедини-ные, разделительные и противительные). Знаки преп-я при однородных членах, соединенных одиночными, двойными и повторяющимися союзами. Знаки преп-я при обобщающих слов. |
Знать основные признаки однородных членов предл-ия; виды сочинительных союзов; условия постановки знаков препинания при одиночных, двойных и повторяющихся союзах; условия постановки знаков препинания при обобщающих словах . Уметь различать однородные и неоднородные определения; расставлять знаки препинания при однородных членах в соответствии с пунктуационными нормами.
|
Диктант |
||||
8. |
|
|
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и двойными союзами |
Комментированное письмо. Работа с учебником. Самостоятельная работа |
||||||
9 |
|
|
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Контрольная работа №1. (30 мин.) |
|
||||||
10. |
|
|
Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения |
Обособление. Обособленные определения, приложения |
Знать условия обособления определений, приложений. Уметь графически обозначать обособленные определения, приложения, расставлять знаки препинания в предл-ях с обособленными членами в соответствии с пунктуационными нормами; |
Работа с учебником. Объяснительный диктант. Словарный диктант |
||||
11 |
|
|
Обособленные приложения
|
Работа с учебником |
||||||
12 |
|
|
Обособленные обстоятельства и дополнения
|
Обособление. Обособленные дополнения, обстоятельства. |
Знать условия обособления дополнений, обстоятельств. Уметь графически обозначать обособленные дополнения, обстоятельства; расставлять знаки препинания в предл-ях с обособленными членами в соответствии с пунктуационными нормами |
Работа с учебником. Объяснительный диктант. Срез знаний |
||||
13 |
|
|
Обособленные обстоятельства и дополнения |
Предупредительный диктант |
||||||
14 |
|
|
Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения
|
Понятие уточняющих членов предложения; условия обособления уточняющих членов предложения; понятие пояснительных членов предложения |
Знать определение уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения; условия постановки соответствующих знаков. |
Работа с учебником. Объяснительный диктант. Срез знаний |
||||
15 |
|
|
Знаки препинания при сравнительном обороте |
Понятие о сравнительном обороте; способы присоединения сравнительных оборотов; знаки препинания при сравнительном обороте; условия выделения запятыми сравнительных оборотов. |
Знать, что называется сравнительным оборотом; как присоединяется сравнительный оборот; какими знаками препинания отделяются сравнительные обороты |
Тренинг, практикум, Тест |
||||
16 |
|
|
Знаки препинания при обращениях.
Контрольная работа №2
|
Грамматические конструкции, не связанные с предложением; обращение, функции обращения, знаки препинания при обращениях. |
Знать, что называется обращением; в чем специфика употребления обращений; какие знаки препинания ставятся при обращениях. Уметь находить обращения в речи; ставить нужные знаки препинания при обращении. |
Контрольная работа |
||||
17 |
|
|
Вводные слова и словосочетания
|
Пунктограмма. Слова, грамматически не связанные с членами предл-ия (вводные слова и предл-ия, вставные конструкции, обращения, междометия, звукоподражательные слова), знаки препинания при них. Слова-предложения ДА, НЕТ. |
Знать виды слов и конструкций грамматически не связанных с членами предл-ия. Уметь расставлять знаки преп-ия в предл-ях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предл-ия в соответствии с пунктуационными нормами; правильно оформлять на письме слова-предложения ДА, НЕТ; |
Комментированное письмо. Тренировочные упражнения |
||||
18 |
|
|
Вставные конструкции |
Комментированное письмо. Тренировочные упражнения, тест |
||||||
19 |
|
|
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова |
Междометие; утвердительные и отрицательные слова; вопросительно-восклицательные слова; знаки препинания при словах перечисленной группы.
|
Знать, как выделяются знаками препинания междометия, утвердительные, Уметь находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложениях |
Тренинг, практикум, Тест |
||||
|
|
|
|
Сложные предложения 6 часов |
||||||
20 |
|
|
Сложные предложения, знаки препинания в сложносочиненном предложении |
Пунктограмма. СП и его виды. Подчинительные союзы, их группы, союзные слова. Знаки преп-я в СПП. Знаки преп-я в СПП с одним и несколькими придаточными. Знаки преп- в БСП. Знаки препинания в предл-ях с различными видами связи. |
Знать отличительные признаки и основные виды СП; виды сочинительных и подчинительных союзов; виды придаточных; способы связи в СПП с несколькими придаточными; Уметь определять тип СП и средства связи его частей; различать союзы и союзные слова; выполнять синт-кий разбор СП и сост-ть их схемы; конструировать СП по схемам; расставлять знаки преп-я в соответствии с пунктуационными нормами; |
Беседа, проблемные задания |
||||
21 |
|
|
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным |
Беседа, проблемные задания |
||||||
22 |
|
|
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. |
|
Беседа, проблемные задания |
|||||
23 |
|
|
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Контрольная работа №3. |
|
|
Тренинг, практикум, Тест, контрольная работа |
||||
24 |
|
|
Сложные предложения с разными видами связи |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (сложная синтаксическая конструкция); период. Абзац. |
Знать, что называется сложной синтаксической конструкцией; что называется периодом; какие знаки препинания ставятся в сложной синтаксической Уметь узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции; . |
Беседа, проблемные задания |
||||
25 |
|
|
Сложное синтаксическое целое. Абзац. |
|
|
Словарный диктант |
||||
|
|
|
|
Способы передачи чужой речи 4 часа |
||||||
26 |
|
|
Способы передачи чужой речи
Контрольная работа №3 в формате ЕГЭ. ( 45 мин.). |
Основные способы передачи чужой речи (прямая и косвенная речь, несобственно прямая речь). Знаки препинания в предл-ях с прямой речью и косвенной. Знаки препинания при диалоге, в цитировании. |
Знать основные способы передачи чужой речи; условия постановки знаков препинания в предл-ях Уметь расставлять знаки препинания в предл-ях с чужой речью в соответствии с пунктуационными нормами; составлять диалог, правильно оформлять цитаты. |
Контрольная работа в формате ЕГЭ.
|
||||
27 |
|
|
Знаки препинания при цитатах |
Тренинг, практикум |
||||||
28. |
|
|
Сочетание знаков препинания |
Знаки препинания; сочетание знаков препинания; факультативные знаки препинания.
|
Знать основные типы возможных сочетаний знаков препинания; особенности и типы факультативных знаков препинания. Уметь узнавать возможные в предложении места сочетания знаков препинания |
Объяснительно-предупредительный диктант |
||||
29 |
|
|
Авторская пунктуация
|
Понятие об авторской пунктуации.
|
Знать, что называется авторской пунктуацией; какова роль авторской пунктуации в произведении. Уметь видеть авторскую пунктуацию в тексте; |
Свободный диктант |
||||
|
|
|
|
Культура речи Стилистика4 часа |
|
|||||
30 |
|
|
Культура речи Правильность и чистота речи. Типы норм литературного языка |
Понятия: «язык» и «речь»; культура речи; норма; типы норм; речевые ошибки. |
Знать, чем различаются понятия «язык» и «речь»; что называется культурой речи; что такое нормы, их признаки и типы; Уметь дифференцировать типы норм; следовать правильности речи в собственной практике. |
Составление таблицы |
||||
31 |
|
|
Качества хорошей речи. Ораторское мастерство |
|
Конкурс ораторов |
|||||
32 |
|
|
Стилистика
|
Понятия: стилистика», «стиль», функциональный стиль»; официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль; разговорный стиль; стиль художественной литературы. |
Знать основные признаки научного стиля; основные признаки официально-делового стиля; основные признаки публицистического стиля;. Уметь определить стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение; |
Проверочная работа |
||||
33 |
|
|
Анализ текста. |
|
|
Комплексный анализ текста |
||||
34. |
|
|
Контрольная работа №4 (45 мин.) |
|
|
Контрольная работа |
||||