Элективный курс «Культура речи». 9 класс

Тематическое планирование

по : элективный курс «Культура речи»           

Учебный год: 2018-2019

Классы 9

Количество часов по учебному плану ОУ: всего:34, в неделю 1

Цель курса: «Культура речи»

 формирование осознанного отношения старшеклассников к языку как к системе, к явлению культуры, понимания особенностей развития языка в современной со­циокультурной ситуации - необходимого условия становления специалиста, его будущей профессиональной деятельности в различных сферах.

Задачи:

  • ■ осознанное соблюдение основных норм русского языка;
  • ■ умение варьировать выбор языковых средств в соответствии с ситуацией обще­ния;
  • ■ умение гармонично сочетать технику вербального и невербального общения;
  • ■ умение использовать законы, правила и приемы эффективного общения;

умение анализировать устные и письменные речевые произведения, выделять, исправлять, объяснять и квалифицировать речевые и грамматические ошибки;

  • умение использовать различные словари для решения конкретных коммуника­тивных задач.

Особенностью данной программы является ее нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово, грамотно, точно, логически стройно,, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учи­тывая условия общения (языковую среду).

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения элективного курса ученик должен приобрести

знания:

- правил выразительного чтения;

- классификации речевых ошибок;

- видов лексических ошибок:

- видов грамматических ошибок;

- видов логических ошибок.

умения:

- употреблять языковые средства, отвечающие нормам литературного языка, в соответствии с целями монолога и диалога;

- пользоваться выразительными средствами языка в разных типах речи: в описании, повествовании и рассуждении;

- отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передает мысль;

- избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных конструкций;

- исправлять сказанное;

- пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.

навыки:

- выразительное чтение текста;

- подробный пересказ текста с включением цитаты;

- монологическое высказывание в соответствии с определённым типом речи: описание, повествование, рассуждение;

- ведение диалога на заданную тему;

- ведение выразительной, содержательной и логичной речи;

Требования к содержанию говорения как вида речевой деятельности:

  • апеллировать к личному опыту школьников, к чувствам и эмоциям;
  • быть посильным в задаваемой речевой задаче;
  • предусматривать наличие собственной точки зрения ученика;
  • стимулировать наблюдения, размышления, самостоятельные выводы и обобщения;
  • способствовать развитию потребности в саморефлексии, саморазвитии;
  • приобщать школьников к культурному наследию страны;
  • способствовать социологизации;
  • характеризоваться избыточностью, что даст возможность реализации индивидуального подхода в развитии устной речи на элективных занятиях.

Профессиональные компетенции: коммуникативная, лингвистическая, личностная

Планируемые результаты обучения.

В итоге изучения курса «Культура речи» учащиеся должны уметь:

  • ■ отбирать языковые средства, варьировать их с учетом ситуаций и целей общения;
  • ■ грамотно использовать в конкретной коммуникационной ситуации вербальные и невербальные средства общения;

соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения;

  • использовать различные типы и виды словарей в целях достижения качества пра­вильной и хорошей речи.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Культура речи»

 

Тема занятия

Количество часов

Содержание

Виды выполненных работ

Основные понятия

Мультимедиа, Интернет и  другие средства обучения

Дата проведения.

I.              Введение в дисциплину.

1

Понятие культуры речи. Языковые нормы и критерии нормативности.

1

Что означает понятие «культура речи». Кого можно считать культурным человеком. Критерии нормы. Ненормативность  русского литературного языка.

1.Лекция учителя. 2.Краткое конспектирование. 3.Создание речевых ситуаций.

Культура речи, языковая норма, ненормативная лексика, критерии нормативности, коммуникативность,  коммуникации, речевые ситуации.

Выставка словарей русского языка.

 

2

Вариативность и норма.

1

Норма. Вариативность. Общеупотребительные слова и слова ограниченные в употреблении, термины, книжная и устаревшая лексика. Эмоционально-экспрессивная лексика.

 

1.Беседа.

2.Работа со словарями.

3.Создание речевых ситуаций.

Норма русского литературного языка, вариативность нормы.

1.Словари.

 

3-4

Типология речевых ошибок.

 

Типы речевых ошибок. Как избежать ошибок в речи. Использование словарей различных видов. «Хороший», «дурной» и  «истинный» вкус.

 

1.Работа с текстом рассказа А.П.Чехова «Детвора» и с текстами рассказом М.М.Зощенко.

2.Работа со словарями.

 

Типы речевых  ошибок, лексическая ошибка. грамматическая ошибка. синтаксическая ошибка, стилистическая ошибка.

1.Рассказ А.П.Чехова «Детвора»

2.Рассказы М.М.Зощенко.

3.Портреты А.П.Чехова и М.М.Зощенко.

 

I.              Правильная речь.

5

Произносительные нормы и их применение в речи.

1

Орфоэпические нормы русского литературного языка и примеры их использования в устной речи, в произведениях русской литературы.

1.Работа с текстами.

2, Беседа.

3. Составление небольших текстов.

Произносительные нормы, орфоэпия, орфоэпический словарь.

Карточки с текстаими.

 

6

Акцентологические нормы. Функции русского ударения.

1

Понятие об акцентологической норме. Функциональность ударения. Ударение в речи на радио и телевидении.

1.Работа со словарями.

2.Беседа.

3.Сообщение учителя.

Акцентологическая норма. Подвижность ударения, логическое ударение.

1.Орфоэпический словарь.

 

7

Коммуникативный тренинг «Пойми меня». Отработка на практике норм произношения и ударения.

1

Практическая тренировка в произношении слов. Слова с двойной нормой ударения. Новое  в современном русском языке.

1.Рассказ учителя.

2.Тренировочные упражнения.

3.Создание речевых ситуаций.

 

 

Карточки-тренажоры.

 

8-9

Лексические нормы. Специфика функционирования заимствованных слов.

1

Понятие лексической нормы. Функционирование заимствованных слов в русском языке. Польза и вред заимствований.

Лекция учителя.

Заимствованные слова.

1.Мультимедийная презентация к уроку.

2.Средства интернет.

 

10-11

Лексические нормы Тавтологические сочетания  в пределах и за пределами нормы.

1

Что такое тавтология? Тавтологические сочетания как норма русского литературного языка. Тавтология в сочинениях уч-ся как  нарушение лексической нормы языка.

1.Беседа.

2.работа с текстами.

3.Редактирование текстов по аудиозаписи.

Тавтология, тавтологические сочетания, речевые повторы, неуместность употребления.

1.Аудиозаписи текстов.

2.Карточки для редактирования текстов.

 

12-13

Лексические нормы. Правила смыслового согласования слов. Функционирование паронимов.

1

Правила смыслового согласования слов, примеры подобных согласований, ошибки в употреблении. Понятие о парониме и их функционирование в речи.

1.Работа с теоретическим тренажером.

2.Беседа.

 

Смысловое согласование слов, паронимы, синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

1.Электронный учебник «Русский язык. Репетитор».

2.распечатки теоретических тренажеров.

 

14

Коммуникативный тренинг «В каком смысле?», посвященный  проблеме неустраненной многозначности в речи.

1

Многозначность в речи. Понятие о многозначности. Затруднение понимания высказываний при наличии в них многозначных сочетаний. Практику работы по пониманию высказываний и их построению.

1.Работа с текстами.

2.Создание речевых ситуаций.

 

Карточки для редактирования текстов.

 

15

Коммуникативный тренинг « В мире слов, или слово о словах».

1

Слово как лексическая единица языка. Толкование слов уч-ся. Использование в практике работы со словом толковых, этимологических словарей и словарей иностранных слов.

1.Работа со словарями.

2.Составление текстов.

 

Этимология, этимологический словарь.

1.Этимологические словари.

2.Интернет.

 

16-17

Фразеологические нормы: источники русской фразеологии и проблемы мотивированности значений фразеологизмов.

1

Понятие фразеологической нормы. Фразеологизмы и их значение в речи. Исследование текстов с включенными в них фразеологическими сочетаниями.

1.Лекция учителя.

2.Попутная беседа.

Фразеология, фразеологические нормы, крылатые выражения, устойчивые сочетания.

Словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

 

18

Коммуникативный тренинг « Сделай речь ярче!» на материале фразеологических единиц.

1

Включение в речь фразеологических оборотов, предложенных учителем и подобранных уч-ся дома. Составление устных и письменных текстов.

Работа с текстами (наблюдение, редактирование).

Фразеологические единицы.

1.Словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

2.Карточки с текстами для наблюдений.

 

19-20

Морфологические нормы. Число и падеж.

1

Категория рода и числа. Закрепление понятия. Употребление различных частей речи  в правильной форме. Слова, имеющие форму общего рода, их сочетаемость с глаголами. Определение рода и числа у сложносокращенных слов. Сочетаемость слов.

1.Беседа.

2.Работа с теоретическим материалом учебника В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория».

Морфологическая норма, категория рода и числа, сложносокращенные слова, сочетаемость слов в речи.

Учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория».

 

21-22

Коммуникативный тренинг «Поставь в правильную форму!».

1

Тренировка в употреблении родовой и числовой категории в текстах различных стилей речи. Редактирование текстов.

Работа с текстами.

 

Карточки с текстами для наблюдений.

 

23-24

Синтаксические нормы. Синтаксические особенности устной и письменной разновидностей речи.

1

Устная и письменная речь. Понятие синтаксической нормы и её особенностей.

1.Беседа.

2.Работа с теоретическим материалом учебника В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория».

Синтаксические нормы.

1Учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория».

 

II.            Образцовая речь.

25-26

Стилистические нормы. Уместность и доступность речи.

1

Понятие о стилистической норме. Уместность и доступность речи в различных жизненных ситуациях.

Лекция учителя.

Стилистические нормы

Мультимедийная презентация к уроку.

 

27-28

Стилистические нормы. Краткость и богатство речи

1

Краткость и богатство  речи. Применение в речи различных стилистических фигур. Речевые излишества. Многословность как нарушение норм русского литературного языка.

1.Работа с текстами.

2.Создание речевой ситуации.

3. Работа с книгой Е.Никитиной «Русская речь».

 

Стилистические нормы.

1.Карточки с текстами.

2.Книга Е.Никитиной «Русская речь».

 

 

29-30

Стилистические нормы. Благозвучие и образность речи.

1

Благозвучие и образность речи. Работа с поэтическими и прозаическими текстами на предмет образности, богатства. Разнообразия языка.

1.Работа с поэтическими и прозаическими текстами (наблюдение).

Образность речи, стилистические фигуры речи.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

 

31-32

Стилистические нормы. Своеобразие речи. Понятие речевого этикета.

1

Речевой этикет и культура речи. Своеобразие речи. Что отличает культурного человека? Слово и жест.

1.Лекция учителя.

2.Создание речевых ситуаций с использованием жестикуляции.

Речевой этикет.

 

 

33-34

Коммуникативный тренинг « Я хочу рассказать вам о…».

2

Практика в составлении устных и письменных текстов различных типов речи (повествование, описание, рассуждение). Редактирование текстов с нарушениями литературной нормы.

1.Тренировка в составлении текстов разных типов речи.

2.Выступление – чтение созданного текста.