Тематическое планирование
по : элективный курс «Культура речи»
Учебный год: 2018-2019
Классы 9
Количество часов по учебному плану ОУ: всего:34, в неделю 1
Цель курса: «Культура речи»
формирование осознанного отношения старшеклассников к языку как к системе, к явлению культуры, понимания особенностей развития языка в современной социокультурной ситуации - необходимого условия становления специалиста, его будущей профессиональной деятельности в различных сферах.
Задачи:
- ■ осознанное соблюдение основных норм русского языка;
- ■ умение варьировать выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения;
- ■ умение гармонично сочетать технику вербального и невербального общения;
- ■ умение использовать законы, правила и приемы эффективного общения;
умение анализировать устные и письменные речевые произведения, выделять, исправлять, объяснять и квалифицировать речевые и грамматические ошибки;
- умение использовать различные словари для решения конкретных коммуникативных задач.
Особенностью данной программы является ее нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово, грамотно, точно, логически стройно,, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (языковую среду).
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения элективного курса ученик должен приобрести
знания:
- правил выразительного чтения;
- классификации речевых ошибок;
- видов лексических ошибок:
- видов грамматических ошибок;
- видов логических ошибок.
умения:
- употреблять языковые средства, отвечающие нормам литературного языка, в соответствии с целями монолога и диалога;
- пользоваться выразительными средствами языка в разных типах речи: в описании, повествовании и рассуждении;
- отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передает мысль;
- избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных конструкций;
- исправлять сказанное;
- пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.
навыки:
- выразительное чтение текста;
- подробный пересказ текста с включением цитаты;
- монологическое высказывание в соответствии с определённым типом речи: описание, повествование, рассуждение;
- ведение диалога на заданную тему;
- ведение выразительной, содержательной и логичной речи;
Требования к содержанию говорения как вида речевой деятельности:
- апеллировать к личному опыту школьников, к чувствам и эмоциям;
- быть посильным в задаваемой речевой задаче;
- предусматривать наличие собственной точки зрения ученика;
- стимулировать наблюдения, размышления, самостоятельные выводы и обобщения;
- способствовать развитию потребности в саморефлексии, саморазвитии;
- приобщать школьников к культурному наследию страны;
- способствовать социологизации;
- характеризоваться избыточностью, что даст возможность реализации индивидуального подхода в развитии устной речи на элективных занятиях.
Профессиональные компетенции: коммуникативная, лингвистическая, личностная
Планируемые результаты обучения.
В итоге изучения курса «Культура речи» учащиеся должны уметь:
- ■ отбирать языковые средства, варьировать их с учетом ситуаций и целей общения;
- ■ грамотно использовать в конкретной коммуникационной ситуации вербальные и невербальные средства общения;
соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения;
- использовать различные типы и виды словарей в целях достижения качества правильной и хорошей речи.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Культура речи»
|
Тема занятия |
Количество часов |
Содержание |
Виды выполненных работ |
Основные понятия |
Мультимедиа, Интернет и другие средства обучения |
Дата проведения. |
I. Введение в дисциплину. |
|||||||
1 |
Понятие культуры речи. Языковые нормы и критерии нормативности. |
1 |
Что означает понятие «культура речи». Кого можно считать культурным человеком. Критерии нормы. Ненормативность русского литературного языка. |
1.Лекция учителя. 2.Краткое конспектирование. 3.Создание речевых ситуаций. |
Культура речи, языковая норма, ненормативная лексика, критерии нормативности, коммуникативность, коммуникации, речевые ситуации. |
Выставка словарей русского языка. |
|
2 |
Вариативность и норма. |
1 |
Норма. Вариативность. Общеупотребительные слова и слова ограниченные в употреблении, термины, книжная и устаревшая лексика. Эмоционально-экспрессивная лексика.
|
1.Беседа. 2.Работа со словарями. 3.Создание речевых ситуаций. |
Норма русского литературного языка, вариативность нормы. |
1.Словари. |
|
3-4 |
Типология речевых ошибок. |
|
Типы речевых ошибок. Как избежать ошибок в речи. Использование словарей различных видов. «Хороший», «дурной» и «истинный» вкус.
|
1.Работа с текстом рассказа А.П.Чехова «Детвора» и с текстами рассказом М.М.Зощенко. 2.Работа со словарями.
|
Типы речевых ошибок, лексическая ошибка. грамматическая ошибка. синтаксическая ошибка, стилистическая ошибка. |
1.Рассказ А.П.Чехова «Детвора» 2.Рассказы М.М.Зощенко. 3.Портреты А.П.Чехова и М.М.Зощенко. |
|
I. Правильная речь. |
|||||||
5 |
Произносительные нормы и их применение в речи. |
1 |
Орфоэпические нормы русского литературного языка и примеры их использования в устной речи, в произведениях русской литературы. |
1.Работа с текстами. 2, Беседа. 3. Составление небольших текстов. |
Произносительные нормы, орфоэпия, орфоэпический словарь. |
Карточки с текстаими. |
|
6 |
Акцентологические нормы. Функции русского ударения. |
1 |
Понятие об акцентологической норме. Функциональность ударения. Ударение в речи на радио и телевидении. |
1.Работа со словарями. 2.Беседа. 3.Сообщение учителя. |
Акцентологическая норма. Подвижность ударения, логическое ударение. |
1.Орфоэпический словарь. |
|
7 |
Коммуникативный тренинг «Пойми меня». Отработка на практике норм произношения и ударения. |
1 |
Практическая тренировка в произношении слов. Слова с двойной нормой ударения. Новое в современном русском языке. |
1.Рассказ учителя. 2.Тренировочные упражнения. 3.Создание речевых ситуаций.
|
|
Карточки-тренажоры. |
|
8-9 |
Лексические нормы. Специфика функционирования заимствованных слов. |
1 |
Понятие лексической нормы. Функционирование заимствованных слов в русском языке. Польза и вред заимствований. |
Лекция учителя. |
Заимствованные слова. |
1.Мультимедийная презентация к уроку. 2.Средства интернет. |
|
10-11 |
Лексические нормы Тавтологические сочетания в пределах и за пределами нормы. |
1 |
Что такое тавтология? Тавтологические сочетания как норма русского литературного языка. Тавтология в сочинениях уч-ся как нарушение лексической нормы языка. |
1.Беседа. 2.работа с текстами. 3.Редактирование текстов по аудиозаписи. |
Тавтология, тавтологические сочетания, речевые повторы, неуместность употребления. |
1.Аудиозаписи текстов. 2.Карточки для редактирования текстов. |
|
12-13 |
Лексические нормы. Правила смыслового согласования слов. Функционирование паронимов. |
1 |
Правила смыслового согласования слов, примеры подобных согласований, ошибки в употреблении. Понятие о парониме и их функционирование в речи. |
1.Работа с теоретическим тренажером. 2.Беседа.
|
Смысловое согласование слов, паронимы, синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. |
1.Электронный учебник «Русский язык. Репетитор». 2.распечатки теоретических тренажеров. |
|
14 |
Коммуникативный тренинг «В каком смысле?», посвященный проблеме неустраненной многозначности в речи. |
1 |
Многозначность в речи. Понятие о многозначности. Затруднение понимания высказываний при наличии в них многозначных сочетаний. Практику работы по пониманию высказываний и их построению. |
1.Работа с текстами. 2.Создание речевых ситуаций. |
|
Карточки для редактирования текстов. |
|
15 |
Коммуникативный тренинг « В мире слов, или слово о словах». |
1 |
Слово как лексическая единица языка. Толкование слов уч-ся. Использование в практике работы со словом толковых, этимологических словарей и словарей иностранных слов. |
1.Работа со словарями. 2.Составление текстов.
|
Этимология, этимологический словарь. |
1.Этимологические словари. 2.Интернет. |
|
16-17 |
Фразеологические нормы: источники русской фразеологии и проблемы мотивированности значений фразеологизмов. |
1 |
Понятие фразеологической нормы. Фразеологизмы и их значение в речи. Исследование текстов с включенными в них фразеологическими сочетаниями. |
1.Лекция учителя. 2.Попутная беседа. |
Фразеология, фразеологические нормы, крылатые выражения, устойчивые сочетания. |
Словарь живого великорусского языка В.И.Даля. |
|
18 |
Коммуникативный тренинг « Сделай речь ярче!» на материале фразеологических единиц. |
1 |
Включение в речь фразеологических оборотов, предложенных учителем и подобранных уч-ся дома. Составление устных и письменных текстов. |
Работа с текстами (наблюдение, редактирование). |
Фразеологические единицы. |
1.Словарь живого великорусского языка В.И.Даля. 2.Карточки с текстами для наблюдений. |
|
19-20 |
Морфологические нормы. Число и падеж. |
1 |
Категория рода и числа. Закрепление понятия. Употребление различных частей речи в правильной форме. Слова, имеющие форму общего рода, их сочетаемость с глаголами. Определение рода и числа у сложносокращенных слов. Сочетаемость слов. |
1.Беседа. 2.Работа с теоретическим материалом учебника В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория». |
Морфологическая норма, категория рода и числа, сложносокращенные слова, сочетаемость слов в речи. |
Учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория». |
|
21-22 |
Коммуникативный тренинг «Поставь в правильную форму!». |
1 |
Тренировка в употреблении родовой и числовой категории в текстах различных стилей речи. Редактирование текстов. |
Работа с текстами. |
|
Карточки с текстами для наблюдений. |
|
23-24 |
Синтаксические нормы. Синтаксические особенности устной и письменной разновидностей речи. |
1 |
Устная и письменная речь. Понятие синтаксической нормы и её особенностей. |
1.Беседа. 2.Работа с теоретическим материалом учебника В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория». |
Синтаксические нормы. |
1Учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория». |
|
II. Образцовая речь. |
|||||||
25-26 |
Стилистические нормы. Уместность и доступность речи. |
1 |
Понятие о стилистической норме. Уместность и доступность речи в различных жизненных ситуациях. |
Лекция учителя. |
Стилистические нормы |
Мультимедийная презентация к уроку. |
|
27-28 |
Стилистические нормы. Краткость и богатство речи |
1 |
Краткость и богатство речи. Применение в речи различных стилистических фигур. Речевые излишества. Многословность как нарушение норм русского литературного языка. |
1.Работа с текстами. 2.Создание речевой ситуации. 3. Работа с книгой Е.Никитиной «Русская речь».
|
Стилистические нормы. |
1.Карточки с текстами. 2.Книга Е.Никитиной «Русская речь».
|
|
29-30 |
Стилистические нормы. Благозвучие и образность речи. |
1 |
Благозвучие и образность речи. Работа с поэтическими и прозаическими текстами на предмет образности, богатства. Разнообразия языка. |
1.Работа с поэтическими и прозаическими текстами (наблюдение). |
Образность речи, стилистические фигуры речи. |
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» |
|
31-32 |
Стилистические нормы. Своеобразие речи. Понятие речевого этикета. |
1 |
Речевой этикет и культура речи. Своеобразие речи. Что отличает культурного человека? Слово и жест. |
1.Лекция учителя. 2.Создание речевых ситуаций с использованием жестикуляции. |
Речевой этикет. |
|
|
33-34 |
Коммуникативный тренинг « Я хочу рассказать вам о…». |
2 |
Практика в составлении устных и письменных текстов различных типов речи (повествование, описание, рассуждение). Редактирование текстов с нарушениями литературной нормы. |
1.Тренировка в составлении текстов разных типов речи. 2.Выступление – чтение созданного текста. |
|
|
|