Предметный курс по русскому языку. 11 класс

Пояснительная записка

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку ЕГЭ, КИМами которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 10-11 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и С, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от учащегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. При проверке выполнения заданий части С учителя и методисты выявляют факты, давно беспокоящие всех, кто имеет отношение к преподаванию русского языка, – низкий уровень владения культурой письменной речи, недостаточное развитие коммуникативной компетенции выпускников школы. Эти негативные факты, касающиеся всех видов речевой деятельности, проявляются и на всех уровнях создаваемого учащимися письменного высказывания: неумение вдумчиво читать, адекватно воспринимать, оценивать и интерпретировать исходный текст, формулировать и аргументировать свою точку зрения, ясно, точно, логично и грамматически правильно выразить свои мысли.
Качественный анализ ответов выпускников по заданным критериям позволил увидеть уровень готовности учащихся к выполнению части С, обозначить проблемные точки, над которыми нам предстоит специальная работа в ближайшем будущем.
Наша задача сегодня - разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Таким образом, новизна данной программы заключается в направленности ее на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. При разработке Рабочей программы использовались методические рекомендации программы Т.В Обласовой «Пишем сочинение»

Ожидаемые результаты

Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

умение анализировать содержание читаемого текста; умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; умение аргументировано доказывать собственное мнение; умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения; умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу; использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства; соблюдать нормы современного русского языка; пользоваться справочной и лингвистической литературой.

После прохождения программы учащиеся должны

знать: требования к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку (критерии оценивания); основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент; грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С; наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку.
уметь: определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения); выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста; определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи); писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С; критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.
Содержание программы

Программа содержит теоретический материал, состоящий из 17 тем, практические и контрольные работы и приложения. Теоретический материал дается с помощью лекций учителя с использованием таких видов работ учащихся, как конспектирование, составление тезисов, опорных конспектов, блок-схем, подробного и сжатого плана. Практические работы предполагают использование следующих видов работ: написание фрагментов сочинения, анализ текстов, подбор аргументов, составление связок-клише, составление мини-текстов, тестовые задания, работа со словарями и справочной литературой и т.д.

Каждая тема включает в себя следующие вопросы:


Критерии оценивания сочинения части С.


Знакомство с требованиями с сочинению части С, анализ критериев оценки сочинения, поэтапный разбор каждого содержательного критерия.


Типы и стили речи.


Отличительные признаки художественного и публицистического стилей. Определение стиля текстов, различение художественных и публицистических текстов. Отличительные особенности описания, повествования и рассуждения.


Композиция сочинения.


Основные структурные блоки сочинения части С. Характеристика основных частей сочинения части С. План-схема сочинения.


Тема текста, основная мысль, актуальность темы текста.


Работа с толковыми словарями, знакомство с понятиями темы, тематики и основной мысли текста. Критерии актуальности темы.


Проблематика и основная проблема текста.


Выявление проблемы текста, знакомство с приемами выделения проблем текста, Способы формулировки проблемы исходного текста. Формулирование проблем разными способами: определение проблемы и вопрос.


Комментирование одной из проблем исходного текста.


Типы комментария: текстуальный и концепционный. Основные вопросы конкретизации содержания комментария. Отличие пересказа текста от его комментирования.

Определение позиции автора


Анализ проблемы исходного текста, определение авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции. Формулирование мнения автора различными способами.


Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте.


Способы выражения авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.


Определение собственной позиции (тезиса).


Определение собственного мнения по проблеме, способы формулировки собственной позиции (тезиса).


Виды и типы аргументов.


Виды и типы аргументов, требования к аргументации собственного мнения. Структура аргументации.


Оформление вступления и концовки к сочинению.


Традиционные и нетрадиционные способы оформления вступления и заключения к сочинению.


Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.


Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Понятие о коммуникативном намерении. Трехчастная композиция. Соотношение частей композиции. Понятие о логических ошибках.


Точность и выразительность речи.


Основные требования этого критерия. Понятие о внелитературных элементах. Требования к выразительной речи.


Грамматические и речевые нормы русского языка.


Соблюдение норм построения языковых единиц: слов, их форм, словосочетаний и предложений. Соблюдение речевых норм языка. Классификация грамматических и речевых ошибок.


Анализ и корректировка написанного сочинения.


Анализ композиции, логичности и последовательности изложения, структурной полноты. Выявление ошибок и способов их исправления. Исправление речевых ошибок. Анализ содержания по плану.

   

 Календарно-тематическое планирование  русский язык 11класс

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Элементы содержания

Перечень ключевых компетенций

Вид контроля

1

 

 

Введение. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания ответа на задание части С.

Требования к сочинению Оценка сочинений

Структура сочинения.

Критерии оценивания ответа на задание части С.

Требования к сочинению Оценка сочинений

Иметь понятие о сочинении, тексте.

Знать особенности сочинений как текста.

Уметь выделять основные признаки текста

ДР

2-3

 

 

Первоначальная работа с текстом. Тема текста. Формулировка проблем, поставленных автором.

 Глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, соотнесённость композиционных частей.

 

СР

4-5

 

 

План сочинения. Типы планов. Раскрытие понятий логичность, последовательность речи

План-набросок, развёрнутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи.

Уметь анализировать формулировки тем сочинений, подбирать фактический материал

ПР

6-7

 

 

Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения

Композиционная организация: вступление, основная часть, заключение, индукция и дедукция, внутренняя полемичность

Знать виды вступлений, требования к написанию основной части сочинения. Уметь писать сочинения к вступлениям

Сочинение

8-9

 

 

Проблемно тематическая типология сочинений

Сочинение –повествование, сочинение –описание, сочинение-рассуждение, тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.

Уметь обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план

ПДЗ

10-11

 

 

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения

Жанр эссе

Уметь писать сочинения-эссе

ПР

12-13

 

 

Сочинения –эссе: особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся

Позиция пишущего и способы её выражения

Уметь писать сочинения-эссе

ПР

14-15

 

 

Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования (топосы).

Способы комментирования Текстуальный комментарий. Концептуальный комментарий.

 

Знать виды комментария.

Уметь отличать текстуальный комментарий от  концептуального комментария.

СР

16-17

 

 

Отражение позиции автора исходного текста. Способы формулировки позиции автора.

Позиция автора, способы формулировки позиции автора

 

Знать  способы  аргументирования позиции автора , уметь их  показать в сочинении

ПДЗ

18-19

 

 

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Способы аргументирования. Аргументация на основе жизненного опыта. Аргументация на основе читательского опыта.

Способы аргументирования Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Способы аргументирования. Поддерживающая аргументация. Опровергающая аргументация. Аргументация на основе жизненного опыта.

Знать способы аргументирования собственного мнения, уметь  их правильно употребить в сочинении

ПДЗ

20-21

 

 

Финал сочинения-рассуждения.

Вывод в сочинении

Уметь делать вывод в сочинении

Сочинение

22-23

 

 

Из истории искусства спора

Теория и практика публичного спора в Древней Греции

Знать культуру ведения спора.

Уметь правильно вести диалог

УО

24-25

 

 

Культура спора: основные правила его ведения.

Предмет спора. Собственная позиция в споре. Спор Бора и Эйнштейна.

 

Знать правила  тезиса, доводов и аргументов.

Уметь убеждать оппонента

ФО

26-27

 

 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки.

Логика изложения. Организация языковых средств. Коммуникативная направленность. Композиционная структура. Содержание текста. Логические ошибки. Абзацное  членение текста.

 

 Уметь восстанавливать логическую последовательность предложений в данном фрагменте сочинения, указывать  их очередность».

Уметь делить текст на абзацы

 

СР

28-29

 

 

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте Связи по типу зацепления и повторы. Цепная связь. Параллельная связь.

 

Знать средства связи  Уметь их различать и применять в сочинении

КР

30-31

 

 

Точность и выразительность речи. Устранение канцеляризмов и штампов. Использование фразеологических средств.

Канцеляризмы, фразеологизмы, штампы

Знать средства выразительности языка Уметь применять  правильно эти  средства  выразительности

ПДЗ

32-34

 

 

Нормы языка

Этические и языковые нормы Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Этические нормы. Речевая агрессия.

 

Знать основные нормы языка,

 Уметь находить и исправлять ошибки. Пользоваться нормами языка в своём сочинении только безошибочно

Зачёт