Пояснительная записка
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку ЕГЭ, КИМами которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 10-11 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и С, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от учащегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. При проверке выполнения заданий части С учителя и методисты выявляют факты, давно беспокоящие всех, кто имеет отношение к преподаванию русского языка, – низкий уровень владения культурой письменной речи, недостаточное развитие коммуникативной компетенции выпускников школы. Эти негативные факты, касающиеся всех видов речевой деятельности, проявляются и на всех уровнях создаваемого учащимися письменного высказывания: неумение вдумчиво читать, адекватно воспринимать, оценивать и интерпретировать исходный текст, формулировать и аргументировать свою точку зрения, ясно, точно, логично и грамматически правильно выразить свои мысли.
Качественный анализ ответов выпускников по заданным критериям позволил увидеть уровень готовности учащихся к выполнению части С, обозначить проблемные точки, над которыми нам предстоит специальная работа в ближайшем будущем.
Наша задача сегодня - разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Таким образом, новизна данной программы заключается в направленности ее на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. При разработке Рабочей программы использовались методические рекомендации программы Т.В Обласовой «Подготовка к выполнению части С ЕГЭ»
Ожидаемые результаты
Программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
умение анализировать содержание читаемого текста; умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; умение аргументировано доказывать собственное мнение; умение ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения; умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу; использовать в речи варианты грамматических конструкций и лексическое богатство языка, а также изобразительно-выразительные средства; соблюдать нормы современного русского языка; пользоваться справочной и лингвистической литературой.
После прохождения программы учащиеся должны
знать: требования к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку (критерии оценивания); основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент; грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С; наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку.
уметь: определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения); выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста; определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи); писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С; критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение.
Содержание программы
Программа содержит теоретический материал, практические и контрольные работы и приложения. Теоретический материал дается с помощью лекций учителя с использованием таких видов работ учащихся, как конспектирование, составление тезисов, опорных конспектов, блок-схем, подробного и сжатого плана. Практические работы предполагают использование следующих видов работ: написание фрагментов сочинения, анализ текстов, подбор аргументов, составление связок-клише, составление мини-текстов, тестовые задания, работа со словарями и справочной литературой и т.д.
Каждая тема включает в себя следующие вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение позиции автора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование
по ___русскому языку
Предметный курс Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста
Учебный год: 2018-2019
Классы 10
Количество часов по учебному плану ОУ: всего:34, в неделю 1
Основания для разработки программы: Государственный стандарт общего образования по русскому языку, примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ по русскому языку, базисный учебный план, учебный план школы
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Элементы содержания |
Перечень ключевых компетенций |
Вид контроля |
1 |
|
|
Введение. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценивания ответа на задание части С. Требования к сочинению Оценка сочинений |
Структура сочинения. Критерии оценивания ответа на задание части С. Требования к сочинению Оценка сочинений |
Иметь понятие о сочинении, тексте. Знать особенности сочинений как текста. Уметь выделять основные признаки текста |
ДР |
2-3 |
|
|
Первоначальная работа с текстом. Тема текста. Формулировка проблем, поставленных автором. |
Глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, соотнесённость композиционных частей. |
|
СР |
4-5 |
|
|
План сочинения. Типы планов. Раскрытие понятий логичность, последовательность речи |
План-набросок, развёрнутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи. |
Уметь анализировать формулировки тем сочинений, подбирать фактический материал |
ПР |
6-7 |
|
|
Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения |
Композиционная организация: вступление, основная часть, заключение, индукция и дедукция, внутренняя полемичность |
Знать виды вступлений, требования к написанию основной части сочинения. Уметь писать сочинения к вступлениям |
Сочинение |
8-9 |
|
|
Проблемно тематическая типология сочинений |
Сочинение –повествование, сочинение –описание, сочинение-рассуждение, тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. |
Уметь обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план |
ПДЗ |
10-11 |
|
|
Знакомство с эссе как жанром литературного произведения |
Жанр эссе |
Уметь писать сочинения-эссе |
ПР |
12-13 |
|
|
Сочинения –эссе: особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся |
Позиция пишущего и способы её выражения |
Уметь писать сочинения-эссе |
ПР |
14-15 |
|
|
Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования (топосы). |
Способы комментирования Текстуальный комментарий. Концептуальный комментарий.
|
Знать виды комментария. Уметь отличать текстуальный комментарий от концептуального комментария. |
СР |
16-17 |
|
|
Отражение позиции автора исходного текста. Способы формулировки позиции автора. |
Позиция автора, способы формулировки позиции автора
|
Знать способы аргументирования позиции автора , уметь их показать в сочинении |
ПДЗ |
18-19 |
|
|
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Способы аргументирования. Аргументация на основе жизненного опыта. Аргументация на основе читательского опыта. |
Способы аргументирования Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Способы аргументирования. Поддерживающая аргументация. Опровергающая аргументация. Аргументация на основе жизненного опыта. |
Знать способы аргументирования собственного мнения, уметь их правильно употребить в сочинении |
ПДЗ |
20-21 |
|
|
Финал сочинения-рассуждения. |
Вывод в сочинении |
Уметь делать вывод в сочинении |
Сочинение |
22-23 |
|
|
Из истории искусства спора |
Теория и практика публичного спора в Древней Греции |
Знать культуру ведения спора. Уметь правильно вести диалог |
УО |
24-25 |
|
|
Культура спора: основные правила его ведения. |
Предмет спора. Собственная позиция в споре. Спор Бора и Эйнштейна.
|
Знать правила тезиса, доводов и аргументов. Уметь убеждать оппонента |
ФО |
26-27 |
|
|
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки. |
Логика изложения. Организация языковых средств. Коммуникативная направленность. Композиционная структура. Содержание текста. Логические ошибки. Абзацное членение текста.
|
Уметь восстанавливать логическую последовательность предложений в данном фрагменте сочинения, указывать их очередность». Уметь делить текст на абзацы
|
СР |
28-29 |
|
|
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте |
Средства связи предложений в тексте Связи по типу зацепления и повторы. Цепная связь. Параллельная связь.
|
Знать средства связи Уметь их различать и применять в сочинении |
КР |
30-31 |
|
|
Точность и выразительность речи. Устранение канцеляризмов и штампов. Использование фразеологических средств. |
Канцеляризмы, фразеологизмы, штампы |
Знать средства выразительности языка Уметь применять правильно эти средства выразительности |
ПДЗ |
32-34 |
|
|
Нормы языка |
Этические и языковые нормы Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. Этические нормы. Речевая агрессия.
|
Знать основные нормы языка, Уметь находить и исправлять ошибки. Пользоваться нормами языка в своём сочинении только безошибочно |
Зачёт |