Пояснительная записка
к рабочей программе по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа составлена на основе:
1. Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2 . На основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова: «Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений», авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвеще
Общая характеристика учебного предмета
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
- эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
- структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе выделяется 1 учебный час в неделю за счет времени федерального компонента. Общее число часов обучения в течение учебного года составляет 35 часов.
Рабочая программа имеет цель и задачи:
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
- Освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
- Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
- Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
- Тема 2. Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
- Тема 3. Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
- Тема 4. Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
- Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
- Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
- Тема 7. Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
- Тема 8. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 8 класса должны знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватномарлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; 10. соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
13обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Тема урока |
Колич. часов |
Тип урока |
Вид контроля.
|
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Элементы содержания |
ууд |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
9 |
10 |
1 |
|
Вводная часть |
1 |
Лекция |
беседа |
Знать правила безопасности и поведения на уроках ОБЖ |
Вводный инструктаж по ТБ на уроках. Ознакомление с курсом ОБЖ, его целями, задачами |
Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные - использовать общие приемы решения поставленных задач; определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью |
|
|
2 |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
(12 ч) |
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности.Правила поведения на пожаре. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Решение ситуационных задач |
Знать о причинах возникновения пожаров; мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в доме. Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище, средствами пожаротушения. |
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся формулировать свои затруднения и обращаться за помощью. |
|
|
3 |
Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте |
1
|
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения на транспорте. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер предосторожности в общественном транспорте
|
Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте |
Регулятивные: удерживать учебную задачу, составлять план действий совместно с учителем. Познавательные: научатся контролировать и оценивать свои действия во время выполнения команд учителя. Коммуникативные: взаимодействовать друг с другом соблюдая правила безопасности, |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
7 |
6 |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задачКоммуникативные: Поддерживать друг друга. |
11 |
12 |
4 |
|
Опасные ситуации на дорогах. Правила обеспечения безопасности дорожного движения |
1 |
Комбинированный |
Индивидуальный опрос, работа по карточкам |
Знать о причинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода и велосипедиста. Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах |
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге |
Регулятивные: научатся удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: научатся контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия. |
|
|
5 |
Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения пассажиров на транспорте Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в общественном транспорте
|
Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: научатся контролировать и оценивать свои действия во время выполнения команд учителя. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия |
|
|
|
6 |
Опасные ситуации и правила безопасного поведения на воде. Оказание помощи утопающему. |
1 |
Комбинированный |
Практическая работа: Оказание помощи утопающему. (15 мин) |
Знать правила поведения на воде и оказания помощи утопающему.
Владеть навыками оказания помощи утопающему.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде.
|
Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения. |
|
|
|
1 |
3 |
4 |
5 |
8 |
7 |
6 |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: научатся контролировать и оценивать свои действия во время выполнения команд учителя. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия |
11 |
12
|
|
7 |
|
Нарушение экологического равновесия в местах проживания |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач. |
Знать о влиянии деятельности человека на окружающую среду.
Владеть навыками поведения при проживании в экологически неблагоприятных районах |
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах
|
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве. |
|
|
8 |
|
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, бытовой химией ,ПК. |
1 |
Комбинированный |
Индивидуальный опрос, работа по карточкам |
Знать о бытовой химии; опасности различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. Использовать полученные знания в повседневной жизни при выполнении хозяйственных работ дома |
Правила использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: умеют владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения. |
|
|
9 |
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения Способы самозащиты. |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. Овладеть навыками поведения в криминогенных ситуациях. Использовать полученные знания в повседневной жизни для обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
|
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: умеют владеть способами взаимодействия с окружающими людьми. |
|
|
|
10 |
|
Терроризм. Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение человека при захвате его террористами |
1 |
Комбинированный |
Индивидуальный опрос, работа по карточкам |
Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для безопасного поведения при угрозе террористического акта; для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
|
Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб
|
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: научатся контролировать и оценивать свои действия во время выполнения команд учителя. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения. |
|
|
11 |
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.Правила безопасного поведения в толпе |
1 |
Комбинированный |
Проверочная работа по разделу «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни». (20 мин)
|
Знать правила безопасного поведения в толпе.
Владеть навыками поведения в местах большого скопления людей
|
Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве. |
|
|
|
12 |
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия. |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Практическая работа: Способы подачи сигналов бедствия. (15 мин) |
Знать правила безопасного поведения в природной среде. Подача сигналов бедствия. Добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия. Владеть навыками подачи сигналов бедствия
|
Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.
|
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве. |
|
|
|
13 |
|
Правила ориентирования на местности |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Практическая работа: Ориентирование на местности. (40 мин) |
Знать способы ориентирования на местности. Владеть навыками ориентирования на местности |
Правила ориентирования на местности |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: умеют владеть способами взаимодействия с окружающими людьми |
|
|
14 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (17 ч) |
Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения |
1 |
Комбинированный |
|
Знать правила безопасного поведения при землетрясении Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности
|
Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимопомощи и взаимоподдержки |
|
|
15 |
Вулканы |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения при извержении вулканов. Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
|
Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов
|
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения. |
|
|
|
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
7 |
6 |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения. |
11 |
12 |
16 |
|
Оползни, сели, обвалы, лавины |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления |
Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения. |
|
|
17 |
Ураганы, бури, смерчи |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения. |
|
|
|
18 |
Наводнения |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении
|
Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения |
|
|
|
19 |
Цунами |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения во время цунами. Уметь использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
|
Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими, переживать и «болеть» за своих товарищей. |
|
|
|
20 |
|
Природные пожары |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления |
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров
|
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия. |
|
|
21 |
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Промышленные аварии и катастрофы |
1 |
Комбинированный |
Проверочная работа по разделу«Чрезвычайные ситуации природного характера» |
Знать о промышленных авариях и катастрофах, потенциально опасных объектах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
|
Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения, следить за безопасностью друг друга. |
|
|
|
22 |
Аварии на радиационно опасных объектах. ПДК вредных веществ в атмосфере, воде, почве, |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения, следить за безопасностью друг друга. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения. |
|
|
|
23 |
|
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать о химически опасных объектах производства, аварийно-химических опасных веществах. Уметь использоватьполученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
|
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно-химические опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы
|
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия. |
|
|
24 |
Защита населения от АХОВ. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Практическая работа: Эвакуация пострадавших. (15 мин) |
Знать правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия. |
|
|
|
25 |
Пожары и взрывы |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Пожары и взрывы, их характеристика, пожара и взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения |
|
|
|
26 |
|
Гидродинамические аварии |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми. |
|
|
27 |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Использование индивидуальных средств защиты: мед. аптечкой, ВМП, респиратором, противогазом. |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Практическая работа: Отработка навыков действий обучающихся по сигналу «Внимание всем!». (15 мин) |
Знать об организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Уметь владеть навыками поведения в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!»; использоватьполученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
|
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения.
|
|
|
|
28 |
Инженерная, радиационная и химическая защита населения |
1 |
Комбинированный |
Проверочная работа по разделу «Чрезвычайные ситуации техногенного характера». (20 мин) |
Иметь представление об инженерной, радиационной и химической защите населе ния. Уметь использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности |
Инженерная, радиационная и химическая защита населения |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга. |
|
|
|
29 |
Эвакуация. Средства коллективной защиты |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Практическая работа: Отработка навыков поведения при эвакуации. (15 мин) |
Знать об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации. Уметь: – комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; – использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
|
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации |
еста сРегулятивные: организация рабочего м применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга |
|
|
|
30 |
Объектовая тренировка по теме «Эвакуация» |
1 |
Обобщение и систематизация знаний. Практикум |
Тест итоговый. Объектовая тренировка - практикум |
Знать план-схему эвакуации из учебного здания, запасные выходы, маршрут следования, правила движения, основные и подручные средства транспортировки. Уметь действовать при эвакуации четко, разумно, без паники, подчиняясь требованиям лиц, ответственных за эвакуацию
|
План эвакуации из здания (учебного заведения), порядок действий при эвакуации, марш рут следования, транспортировка пострадавших |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга. |
|
|
|
31 |
«Основы здорового образа жизни» (2 час) |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Факторы укрепляющие и разрушающие здоровье. |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Решение ситуационных задач |
Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение – естественная потребность организма. Физическая культура и закаливание. Личная гигиена |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга. |
|
|
32 |
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье и их профилактика. |
1 |
Комбинированный |
Решение ситуационных задач |
Знать о вредных привычках и их профилактике.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга. |
|
|
|
33 |
Оказание первой медицинской помощи (3 ч) |
Первая медицинская помощь при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударе, обморожении и отравлениях |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Практическая работа: Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении. (15 мин) |
Знать правила первой медицинской помощи при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударе, обморожении. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
|
Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении
|
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга. |
|
|
34 |
|
Первая медицинская помощь при травмах и переломах, кровотечениях |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Практическая работа: Способы остановки кровотечений, наложения жгута, повязки. (15 мин) |
Знать способы первой медицинской помощи при травмах и переломах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи |
Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших |
Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга. |
|
|
Литература.
Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. Т. Смирнов, 5-9 класс под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2011. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М:Просвещение, 2007;Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007;Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ Москва 1997/
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002; Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006; Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М: Просвещение, 2006. Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г. Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2001г.