Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс

Пояснительная записка

к рабочей программе по ОБЖ 8 класс

Рабочая программа составлена на основе:
1. Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 
2 . На основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова: «Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений», авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвеще

 Общая характеристика учебного предмета

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет:

  • эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
  • структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает два раздела.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает два раздела.

Раздел 3.  Основы здорового образа жизни.

Раздел 4.  Оказание первой медицинской помощи.

Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе выделяется 1 учебный час в неделю за счет времени федерального компонента. Общее число часов обучения в течение учебного года составляет 35 часов.

Рабочая программа имеет цель и задачи:

  1. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
  2. Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
  3. Освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
  4. Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»  8 класс

Раздел I.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)

  • Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа)

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

  • Тема 2. Безопасность на дорогах. (3 часа)

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

  • Тема 3. Безопасность на водоемах. (3 часа)

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

  • Тема 4. Экология и безопасность. (2 часа)

Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел II.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)

  • Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

  • Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.

Раздел III.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)

  • Тема 7. Основы здорового образа жизни. (8 часов)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

  • Тема 8. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся 8 класса должны знать/понимать:

  1. основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  2. правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
  3. способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

  1. действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  2. соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  3. оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  4. пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватномарлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
  5. вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  6. действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  7. для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; 10. соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
  8. пользования бытовыми приборами и инструментами;
  9. проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

13обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                                                              8 класс

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Колич.

часов

Тип

урока

Вид

контроля.

 

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Элементы  содержания

ууд

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

 

9

10

1

 

Вводная часть

1

Лекция

беседа

Знать правила безопасности и поведения на уроках ОБЖ

Вводный инструктаж по ТБ на уроках. Ознакомление с курсом ОБЖ, его целями, задачами

Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные - использовать общие приемы решения поставленных задач; определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью

 

 

2

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

 

(12 ч)

Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности.Правила поведения на пожаре.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Решение ситуационных задач

Знать о причинах возникновения пожаров; мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в доме.

Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище, средствами пожаротушения.

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.  Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся формулировать свои затруднения и обращаться за помощью.

 

 

3

Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном  транспорте

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать    правила безопасного поведения  на транспорте.

Использовать

приобретенные знания для соблюдения мер предосторожности в общественном транспорте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение пожара на транспорте и его причины.  Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте

Регулятивные: удерживать учебную задачу, составлять план действий совместно с учителем. Познавательные: научатся контролировать и оценивать свои действия во время выполнения команд учителя. Коммуникативные: взаимодействовать друг с другом соблюдая правила безопасности,

 

 

1

2

3

4

5

8

7

6

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задачКоммуникативные: Поддерживать друг друга.

11

12

4

 

Опасные ситуации на дорогах. Правила обеспечения безопасности дорожного движения

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Знать о причинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода и велосипедиста.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий.

Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге

Регулятивные: научатся удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: научатся контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия.

 

 

5

Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать правила безопасного поведения пассажиров на транспорте

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в общественном транспорте

 

 

 

 

Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: научатся контролировать и оценивать свои действия во время выполнения команд учителя. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия

 

 

6

Опасные ситуации и правила безопасного поведения

на воде. Оказание помощи утопающему.

1

Комбинированный

Практическая работа:

Оказание помощи утопающему.

(15 мин)

Знать  правила поведения на воде и оказания помощи утопающему.

 

Владеть навыками оказания помощи утопающему.

 

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде.

 

 

 

 

 

Правила безопасного поведения на воде.  Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Опасность водоемов зимой.  Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения.

 

 

1

3

4

5

8

7

6

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: научатся контролировать и оценивать свои действия во время выполнения команд учителя. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия

11

12

 

7

 

Нарушение экологического равновесия в местах проживания

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач.

Знать о влиянии деятельности человека на окружающую среду.

 

Владеть навыками поведения при проживании в экологически неблагоприятных районах

Влияние деятельности человека на окружающую среду.  Экология и экологическая безопасность. 

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах

 

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве.

 

 

8

 

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, бытовой химией ,ПК.

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Знать о бытовой химии; опасности различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.

Использовать полученные знания  в повседневной жизни при выполнении хозяйственных работ дома

Правила использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: умеют владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения.

 

 

9

Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила  поведения Способы самозащиты.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Овладеть навыками поведения в криминогенных ситуациях. 

Использовать полученные знания  в повседневной жизни для обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: умеют владеть способами взаимодействия с окружающими людьми.

 

 

10

 

Терроризм. Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение человека при захвате его террористами

1

Комбинированный

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни  для безопасного поведения при угрозе террористического акта; для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

 

 

Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб

 

 

 

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: научатся контролировать и оценивать свои действия во время выполнения команд учителя. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения.

 

 

11

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.Правила безопасного поведения в толпе

1

Комбинированный

Проверочная работа по разделу «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».

(20 мин)

 

Знать правила безопасного поведения в толпе.

 

Владеть навыками поведения в местах большого скопления людей

 

 

 

 

 

 

 

Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве.

 

 

12

Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Практическая работа:

Способы подачи сигналов бедствия.

(15 мин)

Знать  правила безопасного поведения в природной среде.  Подача сигналов бедствия. Добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Владеть навыками подачи сигналов бедствия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием.  Сигналы бедствия.

 

 

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве.

 

 

13

 

Правила ориентирования на местности

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Практическая работа:

Ориентирование на местности.

(40 мин)

Знать способы ориентирования на местности.

Владеть навыками ориентирования на местности

Правила ориентирования на местности

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: умеют владеть способами взаимодействия с окружающими людьми

 

 

14

Чрезвычайные ситуации  природного

и техногенного характера

(17 ч)

Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения

1

Комбинированный

 

Знать правила безопасного поведения при землетрясении Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности

 

 

 

 

 

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении

о землетрясении, во время и после землетрясений

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимопомощи и взаимоподдержки

 

 

15

Вулканы

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать  правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

 

 

 

 

 

 

 

Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения.

 

 

1

 

2

3

4

5

8

7

6

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения.

11

12

16

 

Оползни, сели, обвалы,

лавины

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения.

 

 

17

Ураганы, бури, смерчи

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

 

 

 

 

 

 

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения.

 

 

18

Наводнения

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать правила безопасного поведения при наводнении.

Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении

 

 

 

 

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения

 

 

19

Цунами

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать правила безопасного поведения во время цунами.

Уметь использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

 

 

 

 

 

 

 

Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими, переживать и «болеть» за своих товарищей.

 

 

20

 

 

Природные

пожары

1

Комбинированный

 

Решение ситуационных задач

Знать правила

безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Природные пожары (лесные, торфяные,

степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров

 

 

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия.

 

 

21

Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Промышленные аварии и катастрофы

1

Комбинированный

Проверочная работа по

разделу«Чрезвычайные ситуации природного характера»

Знать о промышленных авариях и катастрофах, потенциально опасных объектах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения, следить за безопасностью друг друга.

 

 

22

Аварии на радиационно опасных объектах. ПДК вредных веществ в атмосфере, воде, почве,

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аварии на радиационно  опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся определять общую цель и пути её достижения, следить за безопасностью друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения.

 

 

23

 

Промышленные аварии

с выбросом опасных химических веществ. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать о химически опасных объектах производства, аварийно-химических опасных веществах.

Уметь использоватьполученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

 

 

 

 

 

 

 

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно-химические опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы

 

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия.

 

 

24

Защита населения от АХОВ. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Практическая работа:

Эвакуация пострадавших.

(15 мин)

Знать правила безопасного поведения  при авариях с выбросом опасных химических веществ.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: научатся осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать свои действия.

 

 

25

Пожары

и взрывы

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

 

 

 

 

 

 

 

Пожары и взрывы, их характеристика, пожара и взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения

 

 

26

 

Гидродинамические аварии

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

 

 

Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической

аварии

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми.

 

 

27

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Использование индивидуальных средств защиты: мед. аптечкой, ВМП, респиратором, противогазом.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Практическая работа:

Отработка навыков действий обучающихся  по сигналу «Внимание всем!».

(15 мин)

Знать об организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Уметь владеть навыками поведения в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!»; использоватьполученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

 

 

 

 

 

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения.

 

 

 

28

Инженерная, радиационная и химическая защита населения

1

Комбинированный

Проверочная работа по разделу «Чрезвычайные ситуации  техногенного характера».

(20 мин)

Иметь представление об инженерной, радиационной и химической защите населе ния.

Уметь использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности

Инженерная, радиационная и химическая защита населения

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга.

 

 

29

Эвакуация. Средства коллективной защиты

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Практическая работа:

Отработка навыков поведения при эвакуации.

(15 мин)

Знать об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации.

Уметь:

– комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

– использовать полученные знания и умения  для обеспечения личной безопасности

 

 

 

 

 

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации

еста сРегулятивные: организация рабочего м применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга

 

 

30

Объектовая тренировка по теме «Эвакуация»

1

Обобщение и систематизация знаний. Практикум

Тест итоговый.

Объектовая  тренировка  - практикум

Знать план-схему эвакуации из учебного здания, запасные выходы, маршрут следования, правила движения, основные и подручные средства транспортировки.

Уметь действовать при эвакуации четко, разумно, без паники, подчиняясь требованиям лиц, ответственных за эвакуацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План эвакуации из здания (учебного заведения), порядок действий при эвакуации, марш рут следования, транспортировка пострадавших

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга.

 

 

31

«Основы  здорового образа жизни»

(2 час)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Факторы укрепляющие и разрушающие здоровье.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Решение ситуационных задач

Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха.

Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления.

Движение – естественная потребность организма.

Физическая культура и закаливание.

Личная гигиена

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга.

 

 

32

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье и их профилактика.

1

Комбинированный

Решение ситуационных задач

Знать о вредных привычках

и их профилактике.

 

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

 

 

 

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга.

 

 

33

Оказание первой медицинской помощи

(3 ч)

Первая медицинская помощь при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударе, обморожении и отравлениях

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Практическая работа:

Оказание первой медицинской помощи при

ожогах и обморожении.

(15 мин)

 

Знать правила первой медицинской помощи при утоплении и удушении; при тепловом и солнечном ударе, обморожении.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни  для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

 

Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении

 

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга.

 

 

34

 

Первая медицинская помощь при травмах и переломах, кровотечениях

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Практическая работа:

Способы остановки кровотечений, наложения жгута, повязки.

(15 мин)

Знать способы первой медицинской помощи при травмах и переломах.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи 

Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.

Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших

Регулятивные: организация рабочего места с применением установленных правил. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга.

 

 

Литература.

Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. Т. Смирнов, 5-9 класс под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2011. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл.общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М:Просвещение, 2007;Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл.  общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2007;Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ Москва 1997/

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002; Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006; Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М: Просвещение, 2006. Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г. Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2001г.